Женский ЛТП: принудительно трезвые. Принудительное лечение алкоголизма

На вопрос журналистов, сколько в Беларуси лечебно-трудовых профилакториев. Сказал, что «много» и сокращать их пока не планируется. Оказалось, что этого «много» было на самом деле «мало», а потому количество ЛТП в стране станет на половину больше. Так решил президент.

Странный у нас какой-то глава МВД. На пустом месте тайны выдумывает. Количество ЛТП в Беларуси никогда не скрывалось. Эту информацию можно найти в открытом доступе на сайте Министерства внутренних дела. Тем более, министр не мог не знать о скором сокращении мест лишения свободы и резком увеличении количества заведений для хронических алкоголиков.

Нет никаких сомнений, что МВД имело прямое отношение к подготовке указа президента № 242 от 28 мая сего года «О совершенствовании деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел».

Указ, опубликованный на Национальном правовом интернет-портале 30 мая, вступит в силу через три месяца.

Часть документа касается ликвидации двух исправительных колоний (ИК-10 в Новополоцке и могилевской ИК-19) и реорганизации 35 исправительных учреждений открытого типа путем присоединения 21 учреждения, как сообщила пресс-служба президента, «к 14 более перспективным учреждениям».

Храни нас Всевышний от попадания в такого рода «перспективные» заведения, но с ними как раз все более-менее понятно. Сидельцев в наших зонах и «химиях» становится меньше. Почему, это отдельная тема, статистика же свидетельствует о ежегодной динамике сокращения контингента в местах лишения свободы.

Если в белорусских зонах на 1 января 2013 года содержалось 30,4 тыс. человек, что на 21% меньше, чем в 2012 году, то на 1 января 2014 года сидельцев осталось уже 28,5 тыс. человек. Приход под конвоем за колючку всего за год сократился почти на две тысячи криминальных душ.

А потому ликвидация с реорганизацией вполне укладывается, как сказано в указе, в цель «оптимизации структуры уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел» .

А вот с ЛТП дело обстоит обратным образом и пахнет тут совсем не «оптимизацией», а организацией новых мест для изоляции хронических алкоголиков. Официально это звучит так: «На базе ликвидируемых исправительных колоний и филиала ЛТП № 4 в Витебске, будут созданы 3 ЛТП». Что свидетельствует о том, что злоупотребляющего в республике контингента развелось столько, что в уже существующие ЛТП он не помещается.

Так сколько же в Беларуси ЛТП?

Было шесть, станет - девять. На сегодняшний день лимит наполняемости учреждений якобы для лечения части населения от алкоголизма в условиях изоляции составляет 4,6 тыс. человек, на конец прошлого года там находилось около 5 тыс. официально признанных хронических алкоголиков. Судя по всему, ситуация усугубилась.

Более того, последние несколько лет возникли серьезные проблемы с определением алкоголиков в их «дом родной». Возникли очереди. Например, в Витебской области в 2011 году по решению судов в ЛТП должны были направить почти тысячу человек, но местный профилакторий рассчитан всего на 700 человек, а потому 240 вынуждены были дожидаться освобождения «вылечившимися» койко-мест.

Появление на карте Департамента исполнения наказаний МВД Беларуси трех новых ЛТП, конечно же, снимет напряжение и сведет на нет очередь для «жаждущих» полечиться от алкоголизма по решению суда. Надолго ли?

На так называемом профилактическом учете в органах внутренних дел состоит свыше 180 тыс. человек. (Для сравнения: в 2007-м было 81 900, а в 2010-м - более 159 тыс. человек). Каждый из них - реальный кандидат на получение путевки в ЛТП.

Где в Беларуси находятся ЛТП
ЛТП-1 Светлогорск (Гомельская область). Старейший в Беларуси, создан в 1965 году на базе колонии общего режима.
ЛТП-2 деревня Староселье, Горецкий район (Могилевская область). Женский, создан в 2003 году на месте мужской колонии.
ЛТП-3 деревня Павловка, Слуцкий район, (Минская область). Женский, перепрофилирован из мужского в 2009 году.
ЛТП-4 Витебск. Образован в 2008 году. Имеется филиал (для содержания женщин), образованный в 2013 году на месте ликвидированной воспитательной колонии № 1.
ЛТП-5 Новогрудок (Гродненская область). Создан в 1982 году. При ЛТП имеется Храм святого великомученика Георгия Победоносца, построен в 2005 году «для духовного окормления пациентов профилактория».
ЛТП-6 Дзержинск (Минская область). Образован в 2009 году.

…Не прошло и пяти лет с момента указа президента о создании нового ЛТП-6, как появилась нужда в очередных антиалкогольных учреждениях.

ЛТП-7 расположится на земле ликвидированной ИК-19, ЛТП-8 - на территории не нужной больше ИК-10. ЛТП-9 возникнет в Витебске на месте филиала ЛТП-4, скорее всего, это будет женский профилакторий.

Сиротливо в изоляции от общества хронических алкоголиков выглядит Брестская область. В регионе нет своего ЛТП. Думается, это дело поправимое.

История

Первый ЛТП на территории Советского Союза был открыт в 1964 в Казахской ССР. Затем такие заведения стали открываться в РСФСР и других республиках. В марте 1974 вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 1 года до 2 лет, решение о направлении в него принимал местный судья.

В 1994 году система принудительного лечения была отменена в России указом Бориса Ельцина . Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Владимира Путина . В настоящее время ЛТП продолжают работать в таких странах бывшего СССР как Беларусь и Туркмения . В Беларуси в 1991 году было принято специальное законодательство, сохраняющее ЛТП как институт, но не предусматривающее обязательного принудительного лечения. Закон действует в отношении алкоголиков и наркоманов, нарушающих законные права и интересы других лиц в связи со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Фактически речь идет об алкоголиках и наркоманах, которые терроризируют собственные семьи. Суд направляет таких людей в ЛТП в целях изоляции от общества и медико-социальной реабилитации. В противном случае к таким людям следовало бы применять уголовный закон, что далеко не всегда является лучшим способом решения проблемы. Принудительная изоляция с последующей реабилитацией по решению суда существует и в некоторых европейских странах (например, в Германии).

ЛТП в фольклоре

Обитатели ЛТП, преимущественно алкоголики и безработные, в народе получили прозвище «пятая бригада». Тема лечебно-трудовых профилакториев присутствовала в творчестве рок-групп «Сектор газа », «Автоматические Удовлетворители », «Пятая бригада», «Лесоповал » и «Звуки Му ». Также песня на тему ЛТП притсутствовала в репертуаре Юрия Шевчука .

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лечебно-трудовой профилакторий" в других словарях:

    Учреждение для лечения и трудового перевоспитания лиц, злоупотребляющих алкоголем; направление в Л. т. п. осуществляется судом на срок до 2 лет; судимости не влечет … Большой медицинский словарь

    профилакторий - , ия, м. Профилактическое, лечебно оздоровительное учреждение. Верещагин, Костомаров, 1976, 77. == Ночной профилакторий. МАС, т. 3, 540. ** Лечебно трудовой профилакторий. Медицинское учреждение, где лечение от алкоголизма сочетается с… … Толковый словарь языка Совдепии

    ЛТП - лечебно трудовой профилакторий … Словарь сокращений русского языка

    Список пенитенциарных учреждений Украины составлен по материалам сайта Государственной пенитенциарной службы Украины, а также на основе других, в том числе и неправительственных источников. По состоянию на 1 марта 2012 года в 183… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гамово (значения). Село Гамово Страна РоссияРоссия … Википедия

    Страна … Википедия

    За время существования СССР на его территории проводился ряд антиалкогольных кампаний, включавших в себя правительственные меры по снижению потребления алкоголя среди населения. Содержание 1 Кампания 1918 года 2 Кампания 1929 года … Википедия

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Http://сайт/ru/news/66186 2013 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-02T09:44:28+0300 ru http://сайт/files/images/sources/ltp-1.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»

Правозащитный центр «Весна»

В рамках проведения мониторинга за местами принудительного содержания граждан в Республике Беларусь, Правозащитный центр «Весна» предлагает к вниманию данный материал о системеЛТП, законодательстве о принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также практике его применения. В статье также приведен краткий анализ соответствия норм действующего национального законодательства, регулирующих принудительную изоляцию лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, положениям Конституции страны и международным нормам в области прав человека.

I. Исторический контекст

Система, унаследованная от СССР

Первый Лечебно-трудовой профилакторий появился в СССР в 1967 году на территории Казахской ССР. В дальнейшем система ЛТП активно использовалась для принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушающих общественный порядок и правила "социалистического образа жизни". Граждане направлялись в ЛТП по постановлению районных судов сроком от 6 месяцев до 2 лет. Решение суда являлось окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежало. За побег из ЛТП была установлена уголовная ответственность. Правозащитники в СССР называли ЛТП частью советской карательной системы.
25 октября 1990 г. Комитет Конституционного надзора СССР принял Заключение, в соответствии с которым некоторые нормы действующего тогда законодательства СССР в этой сфере, в том числе и союзных республик, были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека. Комитет Конституционного надзора пришел к выводам, что, согласно законодательству, принудительное лечение в ЛТП (т.е. ограничение свободы, близкое к уголовному приговору) распространяется на лиц, которые не совершали никаких преступлений.
После распада СССР система ЛТП была ликвидирована в большинстве бывших советских республик. В 1993 году Указом Президента России Бориса Ельцина лечебно-трудовые профилактории были ликвидированы в России (Указ вступил в законную силу 1 июля 1994 года). В настоящее время ЛТП существуют только в Беларуси, Туркменистане и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике.
В Беларуси система ЛТП после 1991 года фактически не применялась. Возрождение практики началось в конце 90-х годов, и в последние годы получило широкое распространение. ЛТП находятся в компетенции Министерства внутренних дел (МВД). Изоляция граждан в ЛТП регулируется Законом Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 104-3 "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", нормами ГПК Республики Беларусь (параграф 12 главы 30 (особое производство) ГПК), Правилами внутреннего распорядка в ЛТП, утвержденными Постановлением МВД от 09.10.2007 г. № 264.

II. Национальные правовые основы

Долгое время процедура направления и содержания в ЛТП регулировалась Законом "О мерах принудительного воздействия в отношении алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц", который был принят Верховным Советом БССР 21 июня 1991 года, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в этот Закон в 1994, 2000 и 2008 гг. В декабре 2009 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят новый Закон "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", вступившего в законную силу 4 января 2010 г. Согласно принятому Закону были внесены изменения в ГПК Республики Беларусь, глава 30 которого (особое производство) была дополнена параграфом 12 "Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в ЛТП, продолжения срока пребывания в ЛТП, прекращение пребывания в ЛТП."

Лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, направлению в ЛТП подлежат:

Граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три или более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с действующим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

Граждане, которые обязаны компенсировать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в ЛТП:

Граждане, не достигшие 18 лет;
Мужчины старше 60 лет;
Женщины старше 55 лет;
Беременные женщины;
Женщины, которые воспитывают детей в возрасте до одного года;
Инвалиды 1 и 2-й групп;

Граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их пребыванию в ЛТП.

В соответствии со статьей 5 Закона, лица, привлеченные три и более раза в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, направляются в учреждения здравоохранения для обследования и установления диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании. Согласно ст. 5 Закона, гражданин имеет право обжаловать данное направление вышестоящему начальнику органа внутренних дел или прокурору, или в суд.

В случае установления диагноза о хроническом алкоголизме, наркомании или токсикомании соответствующее медицинское заключение передается начальнику органа внутренних дел, который в течение 10 дней после его получения выносит предупреждение о возможности направления в ЛТП. Данное предупреждение объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено с вручением письменной копии. Согласно ст. 6 Закона, гражданин имеет право обжаловать вынесенное ему предупреждение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 7 Закона начальник органа внутренних дел в течение 10 дней после получения информации о привлечении лица, которое было предупреждено о возможности направления в ЛТП, к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих средств, в течение года после указанного предупреждения направляет этого гражданина на медицинское освидетельствование.

Начальник органа внутренних дел или его заместитель в течение 10 дней после получения медицинского заключения о том, что указанный гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также о том, что у него отсутствуют заболевания, препятствующие его пребыванию в ЛТП, подают в суд заявление о направлении этого гражданина в ЛТП.

Например. Гражданин А. выражался нецензурно в общественном месте, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. После этого он был задержан милицией, предстал перед судом и получил административное наказание в виде 15-суточного административного ареста за мелкое хулиганство. Через несколько недель после его освобождения органы внутренних дел задержали его во время распития алкогольных напитков в общественном месте, в результате чего он был оштрафован. После этого, на протяжении года он ещё дважды привлекается к административной ответственности в виде штрафов за появление в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность в общественном месте. Все эти события произошли в течение года, и районный орган внутренних дел направил его на медицинское освидетельствование в целях установления наличия заболевания алкоголизмом. После получения соответствующего медицинского заключения гр. А в течение 10 дней был официально предупрежден начальником РУВД о возможности его направления в ЛТП, если в течение года после предупреждения он будет привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических веществ или других одурманивающих веществ.

В следующий раз, когда его задержат в состоянии алкогольного опьянения за совершенное в таком состоянии правонарушение, и он будет привлечен к административной ответственности в течение года после вынесенного предупреждения, представители правоохранительных органов еще раз доставят гр. А. в больницу, чтобы подтвердить у него наличие хронического алкоголизма. Представитель правоохранительных органов передаст все документы в районный суд общей юрисдикции, который в рамках особого гражданского судопроизводства (согласно ст. 361 - 393.12 ГПК Республики Беларусь) вынесет решение о направлении в ЛТП (изоляции) гр. А. сроком на 1 год. Дело рассматривается с участием прокурора и лица, подлежащего направлению в ЛТП. В случае неявки последнего судья оформляет принудительный привод данного лица в суд. Решение суда по делу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, имеет право пользоваться юридической помощью адвоката.

Таким образом, изоляция в ЛТП не является санкцией за совершение конкретного административного правонарушения, а выносится в связи с болезнью гр. А хроническим алкоголизмом и совершенными им прежде правонарушениями в состоянии алкогольного опьянения, за которые он уже понёс наказание в рамках административного судопроизводства.

Суды, в соответствие со ст. 393.9 ГПК Республики Беларусь, должны рассматривать дела в течение 10 дней, в открытом заседании с участием заинтересованного лица. Лицо может быть представлено адвокатом. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящем суде. Согласно ст. 8 Закона срок изоляции в ЛТП составляет 12 месяцев. Однако в ряде случаев, указанных в ст. 55 Закона (наличие нескольких дисциплинарных взысканий, отсутствие в ЛТП более суток без уважительной причины, несвоевременно возвращение в ЛТП из социального отпуска), пребывание гражданина по решению суда может быть продлено на срок до 6 месяцев.

Правовой статус лиц, изолированных в ЛТП, остается непонятным. Они не являются осужденными к лишению или ограничению свободы и не находятся под административным арестом.

Закон предусматривает, что лица, содержащиеся в Лечебно-трудовых профилакториях, пользуются теми же правами, что и граждане Республики Беларусь, но с некоторыми ограничениями. Эти ограничения вытекают из необходимости обеспечения принудительной изоляции и медико-социальной реабилитации с принудительной работой, как это предусмотрено законом. На практике это означает, что лица, содержащиеся в ЛТП, не имеют права самовольно его покидать, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, за ними устанавливается контроль и надзор. Лица, содержащиеся в ЛТП, согласно ст. 47 Закона, обязаны работать, отказ от трудоустройства или самостоятельное прекращение работы влекут наложение мер дисциплинарного воздействия применительно к таким лицам (размещение в дисциплинарной комнате сроком до 10 суток). Наличие нескольких дисциплинарных взысканий влечет за собой увеличение срока пребывания в ЛТП до 6 месяцев по решению суда. В отношении изолированных лиц используется личный досмотр, досмотр личных вещей. Лицам, которые содержатся в ЛТП, не разрешается держать личные документы, деньги (либо другие запрещенные предметы); администрация профилактория обеспечивает сохранность их личных документов и денег.

Статья 16 Закона предусматривает применение физической силы и специальных средств сотрудниками ЛТП и военнослужащими внутренних войск в отношении изолированных лиц в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

*Конституция Беларуси

В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь, никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не доказана в порядке, установленном законом и вынесеным приговором суда, вступившим в законную силу. Лишение свободы может применяться только к личности, которая была признана виновной в совершении преступления, т.е., если ее вина была подтверждена приговором суда. Тем не менее, продолжительность и условия изоляции в ЛТП во многом сравнимы с лишением свободы, и в соответствии с международным нормами в области прав человека является ничем иным, как лишением свободы.

Статья 14 Конституции устанавливает работу как право, а не как обязанность. Таким образом, принудительное привлечение к труду граждан, предусмотренное Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в полном противоречии с Конституцией Республики Беларусь, поскольку применяется вне рамок исполнения приговора суда в связи с совершенным преступлением.

* Закон "О здравоохранении"

Принудительное лечение лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией, противоречит Закону Республики Беларусь "О здравоохранении". Согласно этому закону, лечение в Беларуси имеет добровольный характер и не является обязательным. Статья 46 предусматривает одно исключение: принудительное лечение страдающих от заболеваний лиц, представляющих угрозу для здоровья населения, и которые отказываются от лечения. В этом случае принудительное лечение назначается решением суда, принятым в рамках специального гражданского производства (ст.ст. 391 - 393 Гражданско-процессуального кодекса). Официальный перечень заболеваний, которые представляют собой опасность для населения, утвержденный Постановлением Министерства здравоохранения в 2002 году. Хронический алкоголизм и наркомания не включен в него.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает еще два исключения из добровольного характера медицинской помощи. Во-первых, оно позволяет осуществлять принудительное лечение по приговору суда, связанном с уголовным преследованием в связи с совершенным преступлением. Этот вид принудительных мер медицинского характера регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Еще одно исключение касается принудительного психиатрического лечения лиц, страдающих психическими заболеваниями, и представляющих собой угрозу для себя либо окружающих.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые в ЛТП, находятся за пределами существующих положений, которые предусмотрены законодательством Беларуси, упомянутом выше. Практика принудительных мер медицинского характера, установленных Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в противоречии с Законом Республики Беларусь "О здравоохранении", и нарушает законные права граждан и их личную неприкосновенность.

Такая сверхрепрессивная политика "медико-социальной реадаптации" вызывает особое беспокойство в стране, где деятельность правоохранительных органов вызывает много нареканий. В случае ЛТП эта "реабилитация" применяется к тысячам больных людей (около 4000-5000 человек ежегодно), которые нуждаются в настоящей медицинской или социальной помощи.

На протяжении последних нескольких лет правительство Беларуси ввело ряд новых правил, которые расширили сферу применения этого закона и еще больше ограничили права лиц, страдающих от зависимостей. Например, Декрет Президента № 18 от 24 ноября 2006 года разрешает государству забирать детей из семей алкоголиков или наркоманов без судебного решения. Согласно данному Декрету, такие родители решением районного суда (в рамках гражданского судопроизводства) обязуются компенсировать государству затраты на содержание детей в государственных детских учреждениях и подлежат принудительному трудоустройству. Такие родители получают статус "обязанных лиц", о чем им ставится штамп в паспорте. При систематическом нарушении трудовой дисциплины, связанной с употреблением алкоголя "обязанные лица" подлежат направлению в ЛТП. За уклонение от такой работы эти лица подлежат административному аресту, а затем и уголовной ответственности в виде ограничения свободы с направлением в учреждения открытого типа с обязательным привлечением к труду. Белорусский Президент Александр Лукашенко лично высказался относительно необходимости создания в Беларуси трудовых лагерей для лиц, лишенных родительских прав, и что на таких людей не должны распространяться права человека.

III. Международные стандарты в области прав человека

Закон Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них" и практика заключения граждан в ЛТП, их принудительное лечение и принудительный труд также являются серьезными нарушениями международных договоров в области прав человека, ратифицированных Республикой Беларусь. В частности, они противоречат Статье 8 и Статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (запрет на принудительный труд и право на личную свободу), Статье 6, которая гарантирует "право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или принимает " и Статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший доступный уровень здоровья, которое включает в себя право на свободу от принудительного лечения). Так же данная практика включает принудительный труд, что запрещено Конвенцией № 29 МОТ, подписантом которой является Беларусь и которая определяет принудительный труд как "всякую работу или услугу, к которой принуждается лицо под угрозой какого-либо наказания и которую это лицо не принимает добровольно”. Исключения предусмотрены для работы в результате приговора в судебном порядке, однако в данном случае изоляция в ЛТП выносится судом в рамках гражданского, а не уголовного процесса - т.е., не в связи с совершенным правонарушением или преступлением, что не предусмотрено белорусским законодательством.

Таким образом, Правозащитный центр «Весна» считает, что существующая в стране практика принудительной изоляции граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, находится в противоречии с международными стандартами в области прав человека, а также нарушает права, гарантированные гражданам Беларуси Конституцией страны.

Лечебно-трудовой профилакторий , ЛТП в СССР — вид лечебно-исправительного учреждения, предназначенного для тех, кто по решению суда направлялся на принудительное лечение от наркомании и алкоголизма.

ЛТП были нерукопожатные учреждения и ограничивали гражданам личную свободу. О чем граждане писали в разные газеты и журналы

Сталинские тройки! Ельцин и Путин были, конечно, не в восторге от такого сравнения. В 1994 году система принудительного лечения была отменена указом Ельцина. Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Путина.
Один батька Лукашенко таких аналогий не боится и поэтому ЛТП в Белоруссии сохранены.
И, надо понимать, что в Германии тоже заправляют сталинисты, ведь там тоже существуют подобные исправительные учреждения.

Утвержден
Законом РСФСР
от 2 августа 1974 года
(Ведомости ВС РСФСР,
1974, N 32, ст. 854)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ И ТРУДОВОМ ПЕРЕВОСПИТАНИИ
ХРОНИЧЕСКИХ АЛКОГОЛИКОВ

(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС РСФСР
от 11.10.1982 - Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 41, ст. 1513;
от 01.10.1985 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398)

Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:
1. Установить, что хронические алкоголики обязаны проходить
полный курс специального лечения в лечебно - профилактических
учреждениях органов здравоохранения.
Хронические алкоголики, уклоняющиеся от добровольного лечения
или продолжающие пьянствовать после лечения, подлежат направлению
в лечебно - трудовые профилактории для принудительного лечения и
трудового перевоспитания на срок от одного года до двух лет.
01.10.1985)
2. Вопрос о направлении хронических алкоголиков в
профилакторий рассматривается по ходатайству общественных
организаций, трудовых коллективов, государственных органов, а
также членов семьи или близких родственников при наличии
медицинского заключения районным (городским) народным судом по
месту жительства указанных лиц (в отношении лиц, не имеющих
постоянного места жительства, - по месту нахождения в момент
возбуждения ходатайства) в срок не свыше десяти дней в открытом
судебном заседании с вызовом лица, в отношении которого возбуждено
ходатайство, в необходимых случаях - с участием представителей
общественных организаций, трудовых коллективов или государственных
органов, а также членов семьи или близких родственников.
Постановление суда приводится в исполнение органами внутренних
дел не позднее чем в 10-дневный срок со дня его вынесения.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от
01.10.1985)
3. Подготовка и направление материалов, подлежащих
рассмотрению в суде, осуществляются органами внутренних дел.
Лица, в отношении которых возбуждено ходатайство о
принудительном лечении и трудовом перевоспитании, в случае
уклонения от явки на медицинское обследование или в суд
подвергаются приводу органами внутренних дел.
4. Срок пребывания в лечебно - трудовых профилакториях лиц,
направленных для принудительного лечения и трудового
перевоспитания, исчисляется с момента их прибытия в профилакторий.
5. При уклонении от лечения лиц, находящихся в лечебно -
трудовых профилакториях, срок их пребывания по представлению
администрации, основанному на медицинском заключении, может быть
продлен районным (городским) народным судом по месту нахождения
профилактория, но не более чем на один год.
6. При успешном лечебно - трудовом воздействии на лиц,
помещенных в профилактории, срок их пребывания в нем по
представлению администрации, основанному на медицинском
заключении, может быть сокращен районным (городским) народным
судом по месту нахождения профилактория, но не более чем
наполовину. Сокращение срока не применяется в отношении лиц,
повторно направленных в лечебно - трудовой профилакторий.
Лица, находящиеся в профилактории, могут быть по постановлению
суда досрочно освобождены в случае тяжелого заболевания,
препятствующего дальнейшему пребыванию в этом учреждении.
7. Постановления суда по вопросам, перечисленным в статьях 2,
5 и 6 настоящего Указа, являются окончательными и обжалованию не
подлежат.
8. Постановление суда о направлении лица в лечебно - трудовой
профилакторий является основанием для его увольнения с работы без
выплаты выходного пособия.
Время пребывания в лечебно - трудовом профилактории не
прерывает течения трудового стажа и засчитывается в общий трудовой
стаж. Отпуск за этот период не предоставляется.
Из заработной платы или пенсии лица, содержащегося в лечебно -
трудовом профилактории, производятся удержания на покрытие
расходов по содержанию в профилактории в установленном порядке, а
также другие удержания в соответствии с действующим
законодательством.
За лицами, находящимися в лечебно - трудовом профилактории,
сохраняется право на жилую площадь по их прежнему месту
жительства.
Трудовое устройство лиц, возвратившихся из лечебно - трудовых
профилакториев, осуществляется, как правило, по месту их прежней
работы и возлагается на исполнительные комитеты районных,
городских, районных в городах Советов народных депутатов.
Трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из лечебно -
трудовых профилакториев и не имеющих постоянного места жительства,
осуществляется исполнительными комитетами районных, городских,
районных в городах Советов народных депутатов по месту нахождения
лечебно - трудового профилактория либо по избранному лицом месту
жительства в установленном законом порядке.
(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС РСФСР от
11.10.1982; от 01.10.1985)
9. Побег из лечебно - трудового профилактория или с пути
следования в профилакторий наказывается в соответствии со
статьей 186 Уголовного кодекса РСФСР.
10. Лицо, осужденное к лишению свободы за преступление,
совершенное в лечебно - трудовом профилактории или до поступления
в него после вынесения постановления народного суда о применении
принудительного лечения, после отбытия лишения свободы подлежит
направлению в профилакторий на неотбытый срок лечения при наличии
медицинского заключения о необходимости такого лечения.
11. Не подлежат направлению в профилакторий:
а) лица, страдающие хроническими душевными болезнями, инвалиды
первой и второй групп, беременные женщины и кормящие матери, а
также лица с тяжелыми заболеваниями, препятствующими их пребыванию
в этом учреждении. Перечень этих заболеваний утверждается
Министерством здравоохранения РСФСР;
б) мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также
лица, не достигшие 18 лет.
11.1. Хронические алкоголики, страдающие тяжелыми
сопутствующими заболеваниями, препятствующими их пребыванию в
лечебно - трудовых профилакториях, инвалиды I и II групп, мужчины
старше 60 лет и женщины старше 55 лет, уклоняющиеся от
добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения,
подлежат направлению для принудительного лечения в специальные
наркологические отделения на срок от трех месяцев до одного года.
Направление указанных лиц в специальные наркологические
отделения производится в порядке, предусмотренном статьями 2, 3,
4, 7 и 8 настоящего Указа.
При успешном лечебном воздействии на лиц, помещенных в
специальные наркологические отделения, срок их пребывания в них
может быть сокращен районным (городским) народным судом по
истечении двухмесячного срока лечения по представлению
администрации, основанному на медицинском заключении. Сокращение
срока не применяется в отношении лиц, повторно направленных для
принудительного лечения в специальные наркологические отделения.
(статья введена Указом Президиума ВС РСФСР от 01.10.1985)
13. Утвердить прилагаемое Положение о лечебно - трудовых
профилакториях для хронических алкоголиков.
15. Настоящий Указ вводится в действие с момента его принятия.



Просмотров