Закон о помещении в психиатрический стационар. Незаконное помещение лица в психиатрический стационар. Что делать, если незаконно поместили в психиатрический стационар

(лат. acculturare - от лат. ad - около, к, при и cultura - образование, развитие; англ. acculturation; нем. Akkulturation)

1. Адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре.

2. Взаимное влияние сильно отличающихся и (обычно) соседствующих культур.

3. Изменение культуры одного народа - более слабого в политическом и экономическом отношениях - под воздействием другого, более сильного.

4. Любая передача культуры от одной группы другой, включая передачу от одного поколения другому (хотя в данном случае чаще употребляются понятия энкультурация и социализация).

5. Неполный синоним термина «социализация».

6. Передача элементов культуры от одного поколения к другому в рамках одной культуры.

7. Постепенное приобретение детьми форм поведения из окружающей культуры (субкультуры), внутри которой они растут.

8. Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности и т.д. чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям.

9. Процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа, (обычно более развитого).

10. Процесс взаимовлияния культур, в ходе которого один народ усваивает от другого ценности, нормы, модели поведения.

11. Процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.

12. Процесс взаимодействия и взаимопроникновения контактирующих в политической жизни различных систем политических ценностей, связанных с их внутренними изменениями.

13. Процесс взаимодействия культур, а также его результат, заключающийся в восприятии одной из них элементов другой культуры или возникновении новой социокультурной системы.

14. Процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

15. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям.

16. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие.

17. Процесс восприятия человеком или группой людей комплекса культурных норм окружающего населения.

18. Процесс, в ходе которого группы людей с различными культурами, вступая в непосредственные продолжительные контакты, усваивают элементы другой культуры.

19. Процесс, в ходе которого контакты между различными культурными группами приводят к приобретению новых образцов культуры одной из них или, возможно, обеими вместе с полным или частичным восприятием другой культуры.

20. Процесс заимствования, восприятия культуры другой группы в условиях тесного взаимодействия с ней.

21. Процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии различных социальных и культурных систем.

22. Процесс освоения ребёнком новой для него культуры; соотношения родной и присваиваемой культуры.

23. Процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализация) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

24. Смена культуры, происходящая в процессе постоянного прямого контакта между двумя различными культурными группами.

25. Совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих.

Пояснения:
К Аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает. Термин «Аккультурация» используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов.

Выделены два типа условий, при которых может происходить Аккультурация:
1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического господства одной группы над другой;
2) направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политическом отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы.

Примеров Аккультурации множество. В 19 веке Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой и многое позаимствовало из нее. Это пример Аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений.

Культура прививается всем людям, а не только «дикарям» и меньшинствам: «нет людей, чьё культурное развитие обошлось без влияния иностранной культуры». При этом обмен культурными элементами обычно носит неравнозначный характер; это особенно показательно для групп иммигрантов, оказывающихся в новой для них этнокультурной среде и вынужденных приспособляться к ней.

Выделяют три основных типа реакции группы-реципиента, изначальные культурные паттерны которой претерпевают изменение, на ситуацию культурного контакта с группой-донором, из культуры которой первая черпает новые культурные паттерны:
- принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы);
- адаптацию (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы);
- реакцию (полное отторжение культурных паттернов «донорской группы» усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии).

Изменения в результате Аккультурации на групповом уровне:
- физические изменения: новое место проживания, другой тип ведения хозяйства, повышенная плотность населения, урбанизация, повышенная атмосферная загрязненность и т.п. Все они связаны с аккультурацией.
- биологические изменения: новые диетические особенности, незнакомые заболевания (часто бывают очень разрушительны для организма). Это также имеет связь с аккультурацией.
- политические изменения, в ходе которых недоминирующие группы попадают под определенный контроль и теряют часть своей автономии.
- экономические изменения, которые уводят людей от традиционных занятий к новым формам работы занятости.
- обязательно происходят культурные изменения (которые находятся в центре нашего внимания): языковые, религиозные, образовательные и технические устои меняются, включая межгрупповые и межличностные отношения.

В результате Аккультурации на личностном уровне происходит очень много психологических изменений, изменений в поведении (поведенческие сдвиги). Они включают ценности, аттитьюды, способности и мотивы. Например, меняются существующие идентификация и аттитьюды и развиваются новые: личностная идентификация и этническая идентификация часто сдвигаются в сторону от изначальных показателей; появляются мысли о том, насколько (если вообще) следует участвовать в процессе Аккультурации; другие аттитьюды (такие как межгрупповые аттитьюды и жизненные преференции) также меняются и развиваются в процессе Аккультурации.
На личностном уровне в процессе Аккультурации часто проявляются социальные и психологические проблемы; они относятся к понятию аккультурационный стресс (или культурный шок). Так как подобные негативные и нежелательные последствия неизбежны и существует множество возможностей столкнуться с ними в процессе Аккультурации, то, очевидно, что возникают серьезные проблемы в отношении Аккультурации.
Появление и распространение поведенческих сдвигов и аккультурационного стресса вызвано рядом характеристик, которые индивиды привносят с собой в аккультурационное поле, и другими феноменами, возникающими в процессе Аккультурации.

Аккультурация проявляется тогда, когда группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих группах.

Аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.
Длительная Аккультурация, не завершающаяся ассимиляцией по тем или иным причинам, может иметь скрытый конфликтный потенциал, выражающийся в таких проявлениях как балканизация, дискриминация, сегрегация.
С другой стороны, над многими народами (особенно диаспорами), успешно прошедшими путь Аккультурации, нависает угроза полной ассимиляции (чангоши и русские старообрядцы в Румынии, франко-онтарцы и франко-манитобцы в Канаде).

Аккультурация - необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга. Таким образом, Аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.

АККУЛЬТУРАЦИЯ (от латинского ad - к и cultura - культура), процесс взаимовлияния культур при непосредственном и длительном контакте их носителей как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Понятие «аккультурация» широко применялось с конца 19 века в английской и американской антропологии для обозначения однонаправленного процесса уподобления одной культуры другой (У. Х. Хоумз, Ф. Боас) или передачи отдельных элементов одной культуры другой (У. Дж. Маги).

В американской антропологии в 1920-30-е годы (М. Мид, Р. Лоуи, М. Херсковиц, Р. Линтон и другие) проблематика аккультурации разрабатывалась в основном в связи с изучением влияния доминирующей культуры на коренное население Америки. Процесс аккультурации описывался как «приём» или «отторжение» элементов донорской культуры; отмечалось, что принимающая культура производит отбор элементов донорской культуры, адаптируя и изменяя или отторгая их. В 1940-50-х годах изучение аккультурации дополнено проблематикой взаимовлияния незападных культур (японизация, китаизация и тому подобное) и урбанизации в сложных обществах. Если прежде исследователи, под влиянием диффузионизма и исторической школы Боаса, сосредоточивались на отдельных чертах взаимодействующих культур, то в 1950-е годы в традициях функционализма культура рассматривалась как целостная система, подобная организму, а аккультурация - как взаимодействие «организмов». В конце 1960-х - начале 1970-х годов эти модели, наделяющие аккультурацию чертами универсальности, автоматизма и необратимости, подверглись критике. Отмечалось, что изображение коренных народов как пассивных реципиентов доминирующей культуры приводит к оправданию насильственной аккультурации и маргинализации коренного населения в условиях модернизации общества. Тем самым санкционируются государственные программы направленных культурных изменений в целях национальной интеграции и помощи «отсталым группам населения».

В 1960-70-е годы американские концепции аккультурации привлекли внимание советских этнографов.

Аккультурация в рамках теории этнических процессов рассматривалась обычно как один из начальных этапов ассимиляции, следующий за культурным контактом; в качестве её особенностей называлось сохранение черт исходной культуры при приобретении новых. Этим она отличалась от так называемой культурной ассимиляции, где исходная культура полностью вытеснялась заимствованной (С. А. Арутюнов, В. И. Козлов).

Ныне понятие «аккультурация» применяется в основном в кросскультурной психологии при изучении психологических последствий стресса аккультурации. Подчёркивается, что аккультурация носит ситуационный характер и что индивид имеет в своём распоряжении разные стратегии взаимодействия с новой культурой. Сформировалось убеждение в том, что не существует единого показателя, который бы адекватно отражал основные ценностные и поведенческие изменения, связанные с аккультурацией. Термин «аккультурация» постепенно выходит из употребления, заменяясь терминами «культурная гибридизация», «поликультурализм», «маргинализация» и так далее.

Лит.: Толстов С. К проблеме аккультурации // Этнография. 1930. № 1-2; Red field R., Linton R., Herskovits М. J. Memorandum for the study of acculturation // American Anthropologist. 1936. Vol. 38. № 1; Hallowell А. I. Sociopsychological aspects of acculturation // The science of man in the world crisis. N. Y., 1945; Acculturation: an exploratory formulation // American Anthropologist. New series. 1954. Vol. 56. № 6; Бахта В.М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США // Современная американская этнография. М., 1963; Gordon М. М. Assimilation in American life: the role of race, religion, and national origins. N. Y., 1964; Козлов В. И. Динамика численности народов: Методология исследования и основные факторы. М., 1969; Арутюнов С. А. Билингвизм и бикультурализм // Советская этнография. 1978. № 2; Acculturation: advances in theory, measurement, and applied research. Wash., 2003.

С. В. Соколовский.



Просмотров