Где прячутся гаишники: самые засадные места.

О том, где в столице можно на голом месте нарваться на штраф за нарушение ПДД и как быть с подобными засадами, рассказывает координатор московского отделения Федерации автовладельцев России ФАР Андрей ОРЕЛ

Летом минувшего года один наш товарищ попал в нехорошую историю на площади перед Павелецким вокзалом. При повороте с Садового кольца Валовая ул. в сторону Дубининской ул. движение там было организовано таким образом, что из-за неразберихи с дорожными знаками водители, не знающие район, волей-неволей выезжали на встречную полосу. Сотрудники ГИБДД вроде бы должны предотвращать эти чреватые авариями ситуации. Но не тут-то было! Как рассказал товарищ, карауля не ведающих о ловушке водителей, они специально дежурили не перед, а за этим узким местом.

Лишили прав 369 человек

Тогда и возникла идея собрать с помощью добровольных помощников — посетителей сайта ФАР как можно более полную карту гаишных засад. Бросили интернет-клич, и буквально за полдня из различных округов Москвы пришло множество откликов — с конкретными описаниями ловушек, у которых водителей часто «пасут» экипажи ДПС.

Немало удивившись столь обильному улову, мы проехались по некоторым из указанных мест и своими глазами убедились, что наши сторонники нисколько не преувеличивают.

А вскоре стали использовать и еще один источник информации: решения судов о лишении водительских прав. В итоге вскрылось то, что и подозревали. По адресам, где автовладельцев, по статистике, чаще всего — причем за одни и те же прегрешения — отлучали от руля, всякий раз обнаруживали гаишные ловушки. Всего за шесть месяцев в районе Павелецкой пл., угодив в них, лишились прав 369 человек, на ул. Вешних Вод, где расположена стоянка ГИБДД по СВАО, — 180, на Новомосковской ул, д. 1а при повороте со Звездного бул. там водители часто попадают на встречную полосу, предназначенную общественному транспорту — 170 и т. д... Более подробно с «засадами» можно познакомиться на сайте www.far-msk.ru.

Основная причина нарушений ПДД — вводящие в заблуждение водителей неправильная или стершаяся разметка, плохо видимые дорожные знаки и указатели, противоречие «рекомендаций» их, а также светофоров друг другу... Имеются и другие.

Считают выездом на встречку

Так, среди самых популярных ловушек, у которых дожидаются потенциальных штрафников или взяткодателей инспекторы ГАИ, — двухполосные улицы с движением в одну полосу в каждую сторону, по которым пролегают маршруты автобусов и троллейбусов. Когда последние останавливаются для высадки/посадки пассажиров прямо на проезжей части, так как заездных карманов попросту нет, водители зачастую пытаются объехать общественный транспорт по свободной встречке и... тут же попадают в объятия гаишников. Мы считаем, что за подобное нарушение ПДД можно было бы карать не так сурово, а рассматривать его как менее наказуемый объезд препятствия. С соответствующей законодательной инициативой ФАР намерена обратиться в Госдуму РФ.

Ударили пикетами по Павелецкой...

В настоящее время в нашем черном списке свыше 50 ловушек. Вскоре может появиться еще несколько десятков. Однако торопить события не собираемся. Прежде чем вывесить каждую засаду на сайте, активисты ФАР обязательно выезжают на места постоянных дорожно-штрафных ЧП, затем продолжительное время мониторят, снимая происходящее на фотои видеоаппаратуру.

И еще одно. Мы публикуем негатив, конечно, не ради негатива. Во-первых, тем самым не только предупреждаем водителей о точках, где можно схлопотать на ровном месте штраф, но и — что главное! — помогаем избежать возможных ДТП с серьезными последствиями. Во-вторых, по мере сил боремся с дорожной несправедливостью, включая коррупцию в рядах ГИБДД. То есть делаем то, что в первом случае обязаны делать простые гаишники, во втором — высокие чины столичного ГАИ, сотрудники собственной безопасности...

И те и другие, кстати, неоднократно заявляли о готовности сотрудничать. Но пока дальше слов «взаимодействие» чаще всего не идет. На сегодня в плюс можно записать разве что разрешение да и то, как считают некоторые, не кардинальное ситуации с ловушкой на Павелецкой пл. Но и там ситуация сдвинулась с мертвой точки только после третьего нашего пикетирования этого узкого места.

Типичные примеры ловушек для водителей

1. Вы едете по ул. Измайловский Вал, и вам захотелось повернуть на Измайловскую ул. в сторону Семеновского пер. Никаких ограничений ни по разметке, ни по знакам нет. Поворачиваете и... оказываетесь на трамвайных путях встречного направления. Метров через 50 они раздваиваются, но трамвайными путями встречного направления быть, увы, не перестают.

2. Водителей, выезжающих с территории АЗС на Алтуфьевском ш., наряды ДПС ловят за езду по встречке. При этом разметка в районе автозаправки полустерта и не воспринимается как сплошная.

3. Ул. Вешних Вод, стоянка у ОГИБДД ОВД по СВАО. Водители сворачивают с Ярославского ш. на улицу с двухсторонним движением. Ставят авто на стоянку, перед которой висит знак 5.5 «Дорога с односторонним движением», и идут в гаишное здание. А выйдя оттуда после разборок с квадратной головой радостный после получения прав, раздосадован штрафом и не видя перед собой никакого запрещающего знака о том, что он установлен еще до стоянки, многие к тому времени успели забыть, начинают движение в сторону, откуда приехали. Напротив входа в ОГИБДД их «принимает» постоянно там дежурящий наряд ДПС. Без работы гаишникам сидеть, естественно, не приходится.

4. На Ботанической ул. ширина проезжей части в одну сторону меняется от двух до полутора полос. Напротив д. 41 на выезде из-под путепровода организовано одностороннее движение. Если здесь движется, например, троллейбус, водители при обгоне волей-неволей наезжают на линию 1.3. Сотрудники ГИБДД тут как тут...

5. Уланский пер. односторонний. Перед поворотом с Садового кольца отсутствует знак 4.1.1 «Движение прямо». А при повороте направо в Уланский пер. знак 3.1 «Въезд запрещен» по непонятной причине установлен на высоте около 4 м. В итоге из салона леворульных автомобилей водители его просто не видят.

Инспектора ГИБДД в большинстве случаев поражают великолепным знанием психологии. Поговорив с водителем остановленной машины, ГИБДДшник точно может сказать, получится его развести или нет, в соответствии с этим он и выстраивает модель своего поведения.

Хитрости, которые используют инспекторы ДПС, вызваны не только благими намерениями поддержания порядка на дорогах. Очень часто они используют всевозможные уловки во зло, в основном, ради получения взяток. Даже совсем еще неопытные сотрудники ГИБДД уже прекрасно знают, какие способы существуют для того, чтобы безопасно получить от водителя «барашка в бумажке».
Засада устраиваются в таких местах, где хороший «улов» просто гарантирован:

«Волшебные» дорожные знаки

Для инспекторов ДПС развод водителей на деньги давно уже перестал быть чем-то противозаконным, таким образом, они всего лишь обеспечивают себе прибавку к зарплате.
Очень интересны в этом плане переносные знаки. Они устанавливаются ненадолго на каком-то определенном участке и водители, не ожидающие подвоха, частенько их просто не замечают, - ведь дорога привычна, выучена буквально наизусть. Вот тут-то и появляется бдительный хранитель дорожного порядка.
Время от времени на трассах встречаются абсолютно нелепые стационарные знаки, когда поводов для запретов просто нет. Например, ограничивающие скорость там, где к этому не наблюдается никаких предпосылок. Водители уверены, что такие знаки нужны только для того, чтобы у ДПСников было больше шансов поймать их на нарушении правил. Далее – сценарий известен.


Взятка сотруднику ГИБДД: в машине ДПС удобней

Уже давно в порядке вещей, что инспектора, якобы для удобства оформления правонарушения, приглашают водителей пересесть в машину службы ДПС. Хотя они вовсе не обязаны это делать. Подобная тактика объясняется, как минимум, в половине случаев, соблюдением конспирации, и для пущей безопасности предстоящей попытки вымогательства взятки.
Взятка сотруднику ГИБДД в иных случаях кажется проштрафившемуся водителю единственным выходом из положения. Обычно так и бывает, особенно, если нарушение серьезное. Но лучше всего, все-таки, решать вопросы законным путем, так как не только получение, но и дача взятки одинаково уголовно-наказуемы.

Сотрудники ГИБДД Москвы начали пользоваться новой схемой засад: если раньше полицейские ловили невнимательных водителей на проблемных местах со сложными развязками, то теперь стали пользоваться изменениями в организации движения, связанными с ремонтами дорог.

Как сообщает «Газета.Ru», именно таким способом инспекторы ГИБДД тормозили водителей в районе пересечения Волгоградского проспекта и МКАД. Из-за дорожных работ схема движения на данном участке изменилась, при повороте со МКАД в центр города многие не успевали увидеть запрещающие знаки на старом съезде, поворачивали, а на мосту ничего не подозревающих водителей встречал наряд ГИБДД. По данным издания, в ожидании оформления нарушения вчера выстроилась целая вереница из десяти автомобилей, включая служебную машину ФМС.

К настоящему моменту, рабочие уже заделывают старый съезд, однако без соответствующих указателей водителям бывает трудно сориентироваться. Кроме того, подобные засады ГИБДД - далеко не редкость. Все дело в том, что проблема «ловушек для водителей» - мест со спорным расположением дорожных знаков и нелогичной разметкой - поднималась еще несколько лет назад. Тогда в Госавтоинспекции Москвы действительно признали, что в городе существовала целая сеть подобных мест, где водителям устраивали облавы. В ведомстве пообещали исправить ситуацию - её взял под контроль заступивший на пост главы ГИБДД Москвы Александр Ильин.

В течение нескольких лет количество подобных точек действительно сократилось, однако вот уже больше полугода столичная ГИБДД находится фактически без руководства (Александр Ильин уволился в январе 2014 года). Как следствие, в столице вновь стали появляться подобные ловушки, причем теперь сотрудники ГИБДД сменили тактику: вместо базирования экипажи постоянно меняют дислокацию, переезжая от одного проблемного места к другому. Отследить ситуацию также становится сложнее, ведь по конкретному участку в таком случае не поступает массовых жалоб. Но все же способ бороться с подобными «ловушками для водителей» есть - при их обнаружении сразу же писать на сайт ГИБДД, откуда, как правило, идет однозначно жесткая реакция в отношении подобных «гаишников-активистов».

Сергей Радько, автоюрист движения «Свобода выбора» специально для «Авто Mail.Ru» : «К сожалению, практически единственное, что в таком случае может сделать водитель, – внимательно следить за знаками дорожного движения. Бывали и такие случаи, когда сотрудники ГИБДД вставали не перед свежепоставленным «кирпичом», а немного за ним, чтобы там ловить водителей. Доказать что-то получится вряд ли, поэтому внимательно смотрите на знаки, особенно на участках дорожного строительства. Если же вас остановили, и вы считаете, что то, что написано в протоколе, – неправда, нужно разбираться на месте. Тщательно сфотографируйте знаки, разметку, расположение собственного транспорта с номерами, инспектора. Не забудьте попросить его представиться и запишите имя. Такая дотошность необходима потому, что уже через неделю и разметка, и знаки на этом участке могут измениться, и доказать что-то будет совершенно невозможно. А так со всеми снимками вы отправитесь в суд, где и попытаетесь отстоять права. Правда, в российских судах куда больше верят ГИБДД, чем водителям, но бывают и исключения».

В последнее десятилетие за соблюдением ПДД все чаще следит автоматика и все меньше передвижные экипажи ГИБДД. Тем не менее недобросовестные сотрудники ГИБДД по-прежнему готовят ловушки для не уверенных в своей правоте водителей. Drom.ru решил рассмотреть 10 самых распространенных приемов, чтобы обезопасить новичков на дороге от лишних штрафов или даже лишения водительского удостоверения.

«Провокация» знаками и засады на скорость

На отрезке дороги, где уже уложен новый ровный асфальт, монтируются временные знаки — «Дорожные работы» и «Ограничение максимальной скорости». Водитель игнорирует предписание снизить скорость, считая, что работы уже завершены, а знаки «забыли» убрать. Но через несколько сотен метров обнаруживает вооруженного радаром инспектора.

Контроль исподтишка...

Скрытые засады экипажей ГИБДД на превышение скорости и обгон в неположенном месте до сих пор очень распространены, особенно на периферии. Обычно их устраивают на загородных шоссе или пригородных дорогах. В качестве инструментов для маскировки на местности сотрудники ДПС используют всевозможные средства: деревья, овраги, перекрестки, другие ТС и т.д. Хотя в последние годы привычные засады все чаще сменяются мобильными камерами для фиксации нарушений, взятыми в аренду лицами в штатском.

Статья 12.9 КоАП РФ предлагает разные санкции в виде штрафа от 500 до 5000 рублей, а также лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Если же это окажется повторным нарушением, то срок лишения прав может достичь одного года. Процедура обжалования сложна, но возможна — придется доказать, что работы были завершены, и дорожные знаки на момент инцидента были недействительны.

Замерять скорость на участках с временным ограничением скоростного режима могут только «живые» сотрудники ГИБДД. Использование автоматических средств фиксации нарушений на таких отрезках запрещено, поэтому если постановление вынесено при помощи камер, его можно и нужно обжаловать.

Весьма распространенная ситуация — завышенные показания скорости на радарах сотрудников. Если вы уверены, что не превышали, но инспектор настаивает на обратном, максимально подробно перепишите данные не только инспектора, но и прибора, а также документов, с ним связанных (модель, регламенты, инструкции и т.д.). Настаивайте на презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ). Как правило, нечистые на руку сотрудники не желают вступать в долгие споры и уж тем более давать делу законный ход.

«Пешеход»


Экипаж ДПС паркуется за нерегулируемым пешеходным переходом и поджидает водителей, которые, по мнению инспектора, не пропустили переходящих дорогу пешеходов. Согласно статье 12.18 КоАП РФ такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

Усложняет ситуацию формулировка пункта правил 14.1, согласно которому водитель обязан уступить дорогу даже тем пешеходам, которые только «вступили на проезжую часть». И в этом случае сотрудник будет пытаться убедить водителя в том, что первым на «зебре» оказался именно пешеход. Доказывать вину, как и ее отсутствие, необходимо с помощью свидетелей или записи видеорегистратора.

Подлог результатов алкотестера


Первый вариант. Под любым предлогом инспектор останавливает автомобиль, после чего у него «создается впечатление» нахождения водителя в неподобающем состоянии. При «продувке» алкотестером аппарат показывает определенное количество промилле, выше допустимого.

Возможны несколько вариантов подлога: «свой» перепрошитый аппарат, ватка со спиртом, которой предварительно протирался тестер, капля спирта в герметичном пакете со сменным мундштуком. Если автовладелец не уверен в своем состоянии, то может «сломаться» на этом этапе. Если же водитель однозначно трезв, требует документы на аппарат, а у патруля нет договоренности с наркодиспансером, на этом все и закончится.

Никогда не выпивайте в автомобиле. Даже на стоянке!

Споры по поводу того, действительно ли человека за рулем припаркованной машины можно считать водителем, шли несколько лет, и только недавно Конституционный суд РФ разъяснил, что наказывать за вождение в нетрезвом виде можно лишь, доказав, что гражданин действительно управлял транспортным средством. Тем не менее подобная ловушка до сих пор актуальна. Учитывая особую тяжесть вменяемого нарушения, это хорошая возможность «развести на деньги».

Патрули ДПС частенько курсируют по узким улицам жилых районов в поисках любителей выпить прямо в машине. Когда «клиент» найден, следует стандартная процедура: предъявите документы, пройдемте в машину, дуньте в «трубочку». Со всеми вытекающими. Доказать потом, что ваш автомобиль находился в статичном положении, будет очень непросто. Скорее всего, вы просто лишитесь прав.

Если же водитель отказывается «дуть в трубочку» и требует освидетельствования в диспансере, то его может ждать еще одна подстава: инспектор попросит всего лишь подписать протокол об отказе использовать данный алкотестер. Но в тексте документа может присутствовать такая фраза: «От медицинского освидетельствования отказываюсь». Согласно ч.1 статьи 12.26 КоАП РФ отказ «от законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» фактически приравнивается к признанию своего опьянения и наказывается штрафом в размере 30 000 рублей с лишением водительского удостоверения на срок от 1,5 до 2 лет.

Разворот или поворот налево «через сплошную»


Разметка на наших дорогах зачастую далека от идеала. Так, например, для поворота налево или разворота иногда оставляют лишь маленький разрыв в сплошной линии. В условиях мегаполиса в таких местах выстраиваются очереди, и особо нетерпеливые совершают маневр, не доезжая до нужного «окна» в разметке. Этой поспешностью и пользуются экипажи ГИБДД, которые караулят торопыг на встречной полосе. Нарушителю инкриминируется нарушение ч.3 статьи 12.15, за которое налагается штраф в размере 1000-1500 рублей.

Выезд на полосу для движения общественного транспорта при повороте направо


Основу для этой ловушки подготовили не сотрудники ДПС, а авторы ГОСТов, однако урон кошелькам автолюбителей наносят все же инспекторы. Час пик. Мегаполис. Справа выделенная полоса для движения маршрутных транспортных средств. Слева — плотный поток, а скорее всего, пробка. Водители, сворачивающие на перекрестке направо, заранее перестраиваются на «автобусную полосу», чтобы совершить маневр, а там их уже ждет инспектор. В Москве и Петербурге штраф за данное нарушение 3000 рублей, в других городах — 1500 рублей. Неприятно, потому что это нарушение никак не влияет на безопасность, а соблюдение правил, напротив, ведет к хаосу в часы пик — слишком уж поздно разрешается выезжать на «выделенку» при повороте направо.

Нарушение, «зафиксированное» другим экипажем


Автомобилист движется по загородному шоссе, и его останавливает инспектор ГИБДД. Он сообщает, что экипаж, несущий дежурство на той же трассе, зафиксировал пересечение этим автомобилем сплошной линии разметки. Водитель отпирается, на что инспектор отвечает запросом по рации. Естественно, соседний экипаж передает, что автомобиль нужной модели и цвета с таким-то госномером действительно пересек сплошную линию с выездом на «встречку» на таком-то километре, что подтверждено видеозаписью. Вменяется нарушение статьи 12.15 ч.4 КоАП РФ, караемое наложением штрафа в 5000 рублей либо лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Препятствие движению автомобиля со «спецсигналом»


Такая ситуация в основном возникает в крупных мегаполисах, таких как Москва или Санкт-Петербург, с их очень оживленным и изобилующем «пробками» движением. В плотном городском потоке за автомобилем пристраивается экипаж ДПС, который внезапно включает «мигалку» и сирену. Разумеется, автомобилист сначала теряется, а потом, чтобы пропустить гаишную машину, пытается перестроиться, но вокруг интенсивное движение. В итоге или следовавший позади экипаж, или инспектор на ближайшем посту останавливают жертву и сообщают, что тот не предоставил преимущество транспортному средству с включенными проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом.

Согласно ч.2 статьи 12.17 КоАП РФ за непредоставление преимущества спецтранспорту с включенными спецсигналами налагается штраф (в размере 500 рублей). Если же инцидент зафиксирован инспектором ГИБДД, возможно лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Впрочем, если погрузиться в ПДД, выяснится, что закон не предусматривает никаких временных рамок, насколько быстро следует предоставить преимущество спецмашине. Кроме того, согласно Закону РФ «О государственной гражданской службе» п. 8 статьи 17 «служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам». Поэтому, если наказание за данное нарушение настигнет водителя незаслуженно, отбиться от обвинений можно сразу. Как правило, таких инспекторов не интересуют долгие споры.

«Засады» на железнодорожных переездах


Экипажи ГИБДД частенько дежурят на железнодорожных переездах со шлагбаумом. Причем выбирают они, как правило, самые разбитые и раздолбанные, которые автомобили преодолевают медленно и осторожно. Есть вариант и с запуском специального «прикормленного» тихохода, который сильно снижает скорость движения через железнодорожные пути. В результате автомобиль «нарушителя» оказывается застигнутым врасплох прямо на рельсах в тот момент, когда начинает мигать запрещающий сигнал светофора или, того хуже, опускаться шлагбаум. Часть 1 статьи 12.10 предусматривает за такое нарушение лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев. Избежать подобных проблем можно выезжая на переезд только после того, как его покинет впереди идущее транспортное средство.

Непристегнутый ремень


Существует достаточно распространенное среди новичков опасение получить штраф за непристегнутый ремень. Причем инспектор может обвинить в этом водителя, даже если он отстегнул ремень лишь для того, чтобы, к примеру, достать документы из внутреннего кармана.

Согласно статье 12.6 такое нарушение карается штрафом в 1000 рублей. Однако не стоит забывать, что водитель и пассажиры обязаны быть пристегнуты лишь во время движения, поэтому необходимо настаивать на том, что ремень был снят только что. Для доказательства своей правоты инспектор обязан предъявить различимое фото или видеозапись, в которых четко зафиксировано отсутствие ремня на теле во время движения.

Подстроенный выезд на встречную полосу


На узком участке со сплошной линией разметки или знаком «обгон запрещен» останавливается эвакуатор или иное крупногабаритное ТС, полностью перекрывая полосу для движения. Его водитель, жестикулируя, предлагает объехать по встречной, где спрятавшийся экипаж ДПС «принимает» всех «нарушителей». Согласно КоАП (ч.3 ст. 12.15) выезд на встречную для объезда препятствия наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей.

Другая форма такой же ловушки — тихоход на загородном шоссе в зоне действия знака «Обгон запрещен». На узком участке дороги движется трактор или другая сельскохозяйственная техника. По ПДД вы имеете право обогнать такой транспорт под знаком 3.20 «Обгон запрещен», только если его паспортная скорость не превышает 30 км/ч. Но как узнать это? Если максимальная скорость трактора по документам, к примеру, 50 км/ч, обгонять его незаконно, даже если он тащится не быстрее 5 км/ч. Точки над i должен расставить знак «Тихоходное транспортное средство» или «Ограничение максимальной скорости 30 км/ч», нанесенный на борт техники, не способной ездить быстро. Но много ли таких знаков вы видели на российских тракторах?


Если водитель выезжает на встречную полосу, то разговор с ДПС будет не в его пользу. Юридически нарушение действительно было. Больше того, есть вероятность, что этот маневр подверг риску не только нарушителя, но и других участников движения. Да вот нюанс: зачастую такая ситуация намеренно организована нечистыми на руку экипажами ДПС.

С этого года на штрафы за некоторые нарушения правил действует скидка в размере 50%, если оплата будет произведена в течение 20 дней. Как и где оплатить штрафы, мы .

В сухом остатке

В последнее время откровенных ловушек от инспекторов ГИБДД в погонах становится меньше: увеличивается количество комплексов автоматической фиксации нарушений. Впрочем, растет и число автомобилей, а полностью изжить провокации ГИБДД на дорогах по-прежнему не удается. Жаль, что почти все эти «засады» не имеют отношения к прямой обязанности ГИБДД: повышению безопасности движения. Лучшее спасение от них — знание и соблюдение ПДД в сочетании с видеосъемкой диалога с инспектором. При этом важно, чтобы видеозапись была с актуальной датой и временем.




Просмотров