Сигналы светофора: главное – начало маневра. Завершил маневр? Не важно. Важно, что не уступил дорогу

Завершать или не завершать? Разбор неоднозначных ситуаций на перекрестках

Женщина, которая «ехала на желтый» в Бресте, столкновение мотоцикла и легковушки возле станции метро «Петровщина» и много других аварийных ситуаций связывает одно обстоятельство - водители пытались завершить проезд перекрестка. На днях на нашем форуме было размещено любопытное видео, разобрать которое мы предложили Юрию Краснову. Автор ролика двигался прямо через перекресток Нарочанская - Победителей в Минске, но проехать не смог - автомобиль застрял посередине пересечения. Кто прав и что надо было делать?

- Известная ситуация: водитель, которого обвиняют в проезде на запрещающий сигнал светофора и, соответственно, совершении ДТП, апеллирует к железобетонному аргументу, мол, второй участник аварии обязан был позволить мне завершить проезд перекрестка, - напоминает эксперт. - Чья правда? Давайте разбираться.







По дороге обсуждаем в Бресте, где столкнулись Peugeot и Hyundai. Женщина, управлявшая первым автомобилем, сказала, что двигалась на желтый. Однако видеозапись позволяет усомниться в ее словах. Для перпендикулярного направления загорелся зеленый, минуло около двух секунд, и произошло столкновение.

- Когда для направления Hyundai загорелся красный с желтым, автомобиль Peugeot находился на расстоянии примерно двух столбов от перекрестка, а это около 60 метров, - рассуждает Юрий Краснов. - Почему же она не остановилась? Предположений может быть несколько. Например, она отвлеклась на что-то в салоне. Хотя перед этим смотрела вперед, видела, что горит зеленый. А потом перевела взгляд в другую сторону и продолжила движение, будучи уверенной в преимущественном проезде. То есть не удостоверилась в полученной информации. Еще один закон безопасности дорожного движения гласит: перепроверяйте сигналы светофора по несколько раз.

Вторая ситуация имела место на пр. Дзержинского в Минске. Водитель мотоцикла начинал движение со светофора, а встречный автомобиль то ли поворачивал налево, то ли разворачивался. За доли секунды водитель машины успел остановиться, однако находился он в этот момент уже поперек дороги.

- Судя по всему автомобили поворачивали на зеленую стрелку. Водитель машины, попавшей в ДТП, выехал то ли на моргающий сигнал, то ли уже на погасший, - предполагает эксперт. - Меня больше удивила позиция мотоциклиста. Горит красный с желтым, а он уже пересекает стоп-линию и всех опережает. Это, увы, стандартная ситуация.

Пытаетесь кого-то опередить при смене сигнала светофора - есть риск попасть на машину, завершающую маневр. Что хотел, то и получил...

А автомобилист... Ну, каждый видит такие ситуации, когда в последний момент на моргающий сигнал кто-то пытается проскочить.

Интересно, что мы сами оказались в роли автомобилистов, не успевших завершить маневр. Водитель Toyota перед нами не решился переезжать большое пересечение и застыл, хотя формально он уже пересек линию, то есть находился на перекрестке.








В похожем, но более нелепом и сложном положении оказался автор рассматриваемого ролика, пользователь форума fleetStreet. На пересечении ул. Нарочанской и пр. Победителей он пытался проехать из среднего ряда прямо (собственно, это единственная полоса, из которой разрешен данный маневр). Попутные и встречные машины поворачивали налево. Автор видео действовал аккуратно, за что и поплатился: застыв на перекрестке, он не смог проехать на зеленый. Ни туда, ни сюда!

Нам этот сюжет показался примечательным и характерным: вот тот самый случай, когда нужно было дать завершить маневр! Ведь так?

- Давайте сначала еще раз посмотрим видео, - эксперт берет в руки смартфон. - Вот загорелся зеленый, наш водитель поехал. Опа! Прямо перед ним автомобиль, который не может повернуть налево. Конечно, пространство справа надо было использовать для объезда, но… Впрочем, это нормально, что человек засомневался. А тут со встречной высунулась машина. Потом маршрутка… И если она только стартовала со светофора, то в прямом направлении по пр. Победителей автомобили неслись без остановки. По этой причине выезд поперек являлся большим риском.

Это не единичный случай, когда прямое движение в Минске лишается приоритета и «зажимается» в тиски поворачивающих налево.

Пытаясь проанализировать дорожную обстановку, мы трижды проехали по перекрестку. Лишь один раз сложились обстоятельства как у автора видео. Юрий Краснов, который находился за рулем, прокомментировал свои действия: «Прямо можно только со средней полосы, с нее же разрешены повороты налево и направо. А значит, водители будут уступать встречным и перекроют мне движение. Поэтому, чтобы выиграть пространство, я не приближаюсь к автомобилям слишком близко. Внимательно смотрю вперед, в зеркало заднего вида и проезжаю».

































Интересный вопрос: ведь автор видео мог взять правее и объехать двигавшуюся впереди машину. Строго говоря, он действовал согласно ПДД, ведь перестроения на перекрестке запрещены. Однако в результате оказался в еще более сложном положении.

- Возможно, водитель рассчитывал, что машины успеют повернуть или места на перекрестке хватит всем, - задумался эксперт. - Но не получилось. А он должен был думать, как поскорее проехать и не остаться в одиночестве.

Увы, автомобилист замешкался, хотя заметно, что справа машин не было. Он потерял удобный момент, когда встречный автомобиль, который поворачивал налево, стал выполнять маневр. За ним последовал еще один...

Это классическая проблема на минских перекрестках - когда встречные автомобили, поворачивающие налево, перекрывают друг другу обзор. Водители обычно осторожничают, высовывают нос машины вперед, и ситуация еще более усугубляется.

Продолжает Юрий Краснов. - Это тот случай, когда нельзя ехать на разрешающий сигнал светофора - вы должны дать возможность другому водителю освободить перекресток. Именно такие ситуации имели в виду составители ПДД.

Совет эксперта для таких ситуаций простой: двигаться за автомобилем не вплотную, а оставляя место для собственного же маневра. Отслеживать обстановку спереди и сзади. При необходимости аккуратно объезжать переднюю машину и завершать маневр.

В целом же тут напрашивается дополнительная секция светофора - для поворачивающих налево. Это бы сняло напряжение с узла и помогло движущимся прямо.


Сигналом маневра в правую сторону является включенный световой указатель правого поворота либо вытянутая в сторону правая рука, либо левая, вытянутая а сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается стоп-сигналом либо поднятой вверх рукой. Сигнал движения задним ходом подается включением фонарей заднего хода.

Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра).

Аварии на перекрестках

Но именно этот факт позволит установить вину, а, значит, лишь свидетели смогут подтвердить, кто из выехал на красный свет, а кто на зеленый.

Если вам довелось стать участником ДТП на регулируемом перекрестке, то бросайте все, поспешите собрать данные свидетелей, а если добровольцы отсутствуют, запишите государственные регистрационные номера и марки автомобилей, находящихся по соседству. Не торопитесь отпускать и пассажиров своей машины.

Завершение маневра

Но! В больницу ко мне дознаватель 01.12.2014

Попала в ДТП при завершении маневра на красный сигнал светофора. В ДТП травмирована нога (на Б/л уже 4-й месяц). Разбора ДТП еще не проходило, так как я еще не выписана. Но! В больницу ко мне дознаватель 01.12.2014

Попала в ДТП при завершении маневра на красный сигнал светофора. В ДТП травмирована нога (на Б/л уже 4-й месяц). Разбора ДТП еще не проходило, так как я еще не выписана.

Нарушения ПДД. Разъяснения от ГИБДД. Часть 5.

Снова схема ради схемы, и не понятно одно нарушение ПДД или два. Есть пересечение сплошной линии до поворота или нет — не известно. Будем считать, что нарушение только в завершении маневра, а именно нарушение п.8.6 Правил дорожного движения.

До не давнего времени было много споров, о том как классифицировать данное нарушение. С одной стороны это нарушение правил маневрирования и ответственность не может быть по статье за нарушение расположения транспортного средства на проезжей части, с другой стороны — это выезд на встречную полосу, в нарушение Правил дорожного движения.

Не дали закончить маневр

Джип, ехавший между мной и «помехой», сдал правее и уехал (картинка 03), я начал делать так же, но не успел, загорелся красный (для меня), и поток машин хлынул по ленина, не дав мне закончить проезд перекрестка. Так вот я и остался на трамвайных путях (картинка 04), трамваев не было, никому не помешал, но стоял под камерами (картинка 04). Пока я вправо выруливал, ехавшая за мной 7ка(5ка?) встала на мое место, так мы и простояли красный для нас свет (жучку я не рисовал на схеме, не суть важно).

ПДД глава 8

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Пдд завершение маневра на перекрестке

Те кто пересек стоп линию поидее и есть все те кто должен завершить маневр.

Но блеать все кто на поперечке уже прут и не дают высунуться за зебру. Получается что я стою на зебре мешаю пешеходам плюс стою за стоп линией. ваще канкретный залет.

П.С. Самое жесткое было на Цурюпа-Коммунистическая когда мне в правую бочину чуть 15ка не влетела. увидел зеленый, морду налопатил, тапку жмет и даже не смотрит что я маневр заканчиваю.

Проезд перекрестков

Другое дело, что Вас могут оштрафовать за выезд на перекрёсток при наличии затора.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Штраф за нарушение правил проезда перекрестков и маневрирования в 2015 году

Если водитель перед поворотом или разворотом заранее не займет соответствующее положение на дороге, то штраф 500 рублей.

За разворот на пешеходном переходе, в тоннеле, на мосту, путепроводе, эстакаде и под ними; на железнодорожном переезде, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м — штраф 500 рублей.

1. Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

О том, что обозначают сигналы светофора, учат детей еще в школе. В Правилах дорожного движения сигналы светофора рассмотрены, конечно, подробнее, но суть от этого не меняется.

И, тем не менее, предписания сигналов светофора нарушаются постоянно. Не смотря на то, что данные нарушения (проезд перекрестка на красный сигнал светофора) являются достаточно серьезными, они же являются и наиболее распространенными. В данном случае водитель карается штрафом до 700 рублей, в соответствии со статьей 12.12 КоАП.

Запомните два основных правила, которые необходимо соблюдать при выезде на перекресток, регулируемый сигналами светофора:
1. Выезд на перекресток на красный сигнал светофора строго запрещен.
2. Выезжая на перекресток, Вы должны четко запомнить тот сигнал светофора, который горит именно в момент выезда.

Второй пункт очень важен, когда возникает спорная ситуация. Не имеет значения, какой сигнал светофора будет гореть, когда Вы заканчиваете маневр - главное, каким он был, когда Вы только начали выезд на перекресток.

Даже если Вы видите, что, начиная проезд перекрестка на мигающий зеленый или желтый, Вы не сможете закончить маневр до того, как загорится красный сигнал светофора, ничего страшно в этом нет - Вы ничего не нарушаете. Главное начать маневр на разрешающем сигнале.

Часто в такой ситуации инспектор ГИБДД считает нужным остановить водителя и указать ему на горящий красный сигнал светофора. Однако помните: никакого нарушения в данном случае не было. Ведите себя спокойно и уверенно. Объясните инспектору ситуацию. Такие случаи обычно рассчитаны на неуверенных в себе новичков, которые начинают пугаться и колебаться - штраф выпишут, не сомневайтесь, даже если нарушения фактически и не было.

Если Вы уверены, что сделали всё правильно, но инспектор настаивает на нарушении, пусть составляет протокол. В протоколе укажите свое видение ситуации, опишите, что выезд на перекресток был произведен на разрешающий сигнал светофора. Помните, что именно инспектору необходимо доказать Вашу вину, а не Вам свою невиновность. Как правило, такие протоколы даже не пускаются в ход, ведь доказать такое грубое нарушение, как проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, на практике достаточно тяжело. При этом недостаточное количество доказательств обязывает суд принять решение в пользу водителя (презумпция невиновности).

Однако если Вы действительно нарушили, не нужно начинать спорить. Это, как минимум, неэтично. К тому же, Вы ведь не можете быть на 100% уверены, что данное нарушение не было зафиксировано техническими средствами (видео- или фотокамерой). Будете спорить - получите штраф в максимальном размере, сразу признаете свою вину - можете отделаться и минимальными санкциями.

В заключение несколько слов о самом месте остановки на запрещающий сигнал светофора. Если Вы видите знак "Стоп-линия" или соответствующую дорожную разметку, то Вы обязаны остановить свой автомобиль, как это предписывают Правила: не пересекая стоп-линии разметки или не заезжая за знак.

Очень много споров происходит при разборе ДТП или просто ситуаций, при которых точно не определено понятие "завершенный маневр".
Я тоже завороженный этим термином поднял эту тему.
Было много споров, но как обычно тут и родилась истина:
Не важно завершил человек маневр или нет, но если ты предпринял все действия, чтобы избежать ДТП, но не получилось, то существует способ доказать, что ты не виновен в аварии.

Как обычно "дьявол" кроется в деталях.
Важно помнить пункт 1.2 ПДД:
"Уступить дорогу (не создавать помех )" -требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Тут ни где не указано во время маневра. Маневр другого участника движения привел к тому, что ты должен был изменить скорость или направления движения.
Ещё раз сам маневр .

Примеры ситуации:
1. Начало движения, перестроение, поворот (разворот) и остановка
Пункт 8.1 ПДД гласит:
Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи(пункт 1.2) другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в стороны левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой

Не должна создаваться , т.е если при выполнении маневра была создана опасность для движения или помехи. Неважно, что маневр был уже закончен , но ситуация была создана , а значит маневр был выполнен с нарушением. И если перед началом маневра у вас было преимущество по отношению к другому участнику движения, а в результате этого маневра было совершено ДТП, вы пытались избежать ДТП , но не получилось, то тут можно доказать, что не вы виновник ДТП.

Важно доказать, что у вас было преимущество, вы не нарушали ничего, вы пытались его избежать(тормозили), и ДТП произошло в результате маневра.

Для этого лучше всего подойдет запись с видеорегистратора, на котором дополнительно фиксируется скорость.
Ещё важно правильно приобщить запись к делу:
1. В протоколе пишите, что имеется запись с видеорегистратора и вы её предоставите на разборе. Саму запись можно показать сотрудникам ДПС, но не отдавать. У вас обязательно должна остаться копия.
2. Записываете на диск. Приносите его на разбор вместе с ходатайством о о ее приобщении к делу.

Вроде это все, что вы могли сделать. Дальше уже все будет зависеть от самого инспектора на разборе, если он не согласен, то нужно оспаривать.
Но опять же, важно чтобы вы ничего не нарушали .
Максимум, что могут приплести это 10.1, но и его ещё надо доказать.

Если действовать так, то как минимум обоюдное нарушение у вас есть, а возможно и доказательство вашей полной невиновности.

К сожалению, против вас будет играть устоявшееся мнение, что если сзади, то виноват, но нет ничего не возможного.

При поводороте налево или развороте вне перекрестка то же самое:
Пункт 8.8 ПДД гласит:
При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Тут все более однозначно. Нигде не сказано во время поворота или разворота.



Просмотров