Специфическим субъектом конституционного права является. Основы конституционного строя, народовластие в рф

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.). Таким образом, мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности.
Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования.
Рассмотрим каждую категорию более подробно.
Физические лица:
1. Граждане Российской Федерации.
2. Лица без гражданства.

  1. Иностранцы.
  2. Лица с двойным (и более) гражданством.

Негосударственные образов а ния :
1. Органы местного самоуправления.

  1. Ассоциации граждан - общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т. п.
3. Общности людей - народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления.
Государственные образования :
1. Государство в целом (Российская Федерация).
  1. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии).
3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).
4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т. п.).

Основные принципы Конституционного строя РФ.
- принцип демократизации
- принцип приоритета прав и свобод гражданина
- принцип народовластия
- принцип федерализации
- принцип закрепления РФ в качестве социального государства
- принцип экономического пространства
- принцип разделения государственной власти
- принцип политического и идеологического многообразия

  • закрепления РФ в качестве светского государства.

Еще по теме Субъекты конституционного права.:

  1. РАЗДЕЛ I.КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА -ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО И УСТАВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
  2. § 1. Индивидуальный предприниматель- субъект конституционно-правовых отношений
  3. § 3. Субъекты конституционных правоотношений: характер взаимосвязей, порядок защиты нарушенных прав
  4. ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  5. Тема 16. Конституционно-правовое регулированиеразграничения компетенциимежду Российской Федерацией и ее субъектами
  6. Закономерности и тенденции появления и разрешения коллизий в конституционном законодательстве на уровне субъектов РФ
  7. § 2. Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права
  8. Показатели, характеризующие степень соответствия конституционного законодательства субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам,

Субъект права – это лицо или группа лиц, способные вступать в общественные отношения определенного вида, наделенные совокупностью прав и обязанностей.

Субъектами конституционного права являются физические лица и организации. Физические лица – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Перечень субъектов конституционного права весьма широк, поскольку конституционное право охватывает очень большую группу отношений, где задействованы самые различные субъекты. Это отношения по формированию органов государственной власти, защите основных прав и свобод человека и гражданина, разграничению полномочий РФ и субъектов РФ и многие другие.

Классифицировать субъекты конституционного права можно по следующим основаниям :

1) государственные и негосударственные образования;

2) индивидуальные и коллективные субъекты.

К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация – ее субъекты, органы государственной власти РФ.

К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

К субъектам конституционного права относятся :

1) Российская Федерация (Россия) – суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

2) субъекты РФ , которые являются относительно автономными государственно-территорриальными или территориальными образованиями;

3) Президент РФ является главой государства и обладает широкими управленческими функциями. Глава государства выступает как официальный представитель народа, это определяет его место в системе государственной власти;

4) Правительство РФ осуществляет в РФ исполнительную власть и состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров;

5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года и является законодательным органом РФ;

6) Совет Федерации состоит из представителей субъектов Российской Федерации, избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей;

7) депутаты Государственной Думы РФ ;

8) члены Совета Федерации РФ ;

9) суды в РФ представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией, общим является то, что их функцией является отправление правосудия;

10) органы местного самоуправления и муниципальные образования в РФ самостоятельны в осуществлении своих функций;

11) народ РФ является носителем государственного суверенитета РФ, единственным источником власти, осуществляет свою власть непосредственно или через государственные органы;

12) общественные объединения являются негосударственными образованиями, в РФ гарантируется свобода объединений. Общественные объединения неподотчетны государственным органам и независимы от государства;

13) граждане РФ являются полноценными участниками конституционных правоотношений, приоритет прав и свобод граждан гарантирован Конституцией РФ;

14) лица без гражданства по общему правилу в правах лица без гражданства, лица с двойным гражданством и иностранцы приравниваются в своих правах к гражданам (национальный режим), за исключением политических прав;

15) лица с двойным гражданством ;

16) беженцы пользуются наряду с вынужденными переселенцами защитой РФ;

17) вынужденные переселенцы ;

18) иностранцы ;

19) лица, которым предоставлено политическое убежище , пользуются особой защитой РФ.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.)- Таким образом, мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности. Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования. Рассмотрим каждую категорию более подробно. Физические лица:

1. Граждане Российской Федерации.

2. Лица без гражданства.

3. Иностранцы.

4. Лица с двойным (и более) гражданством. Негосударственные образования:

1. Органы местного самоуправления.

2. Ассоциации граждан - общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т. п.

3. Общности людей - народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления.

Государственные образования:

1. Государство в целом (Российская Федерация).

2. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии).

3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).

4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т. п.).

5. Источники конституционного права: понятие и виды

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом

смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание

права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические

отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы,

посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы.

Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых

устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими

считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены.

После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации,

занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником

отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:

1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.

2. Конституция как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция - акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации - федеральные законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как Закон о гражданстве, Закон о статусе депутата Государственной думы, Федерального собрания и др.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы

правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации,

Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты

Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления

Правительства.

Источником отрасли являются регламенты Палат Федерального собрания, положения о

различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и

исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации:

Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России,

Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы,

считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития

государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие

государства.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории

субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других

субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие

правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию,

структуру органов государственной власти.

Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и

федеральным законам. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к

другим правовым актам субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного

субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые

органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся

и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие

конституционно-правовые нормы, в частности их уставы (положения).

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить договоры.

В их числе можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора,

и органами всех видов субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и

полномочий, договоры между Российской Федерацией и Татарстаном. Такие договоры о

разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть

заключены с любым субъектом Федерации. Судебные решения также являются

источниками конституционного права.

Принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской

Федерации». Решения Конституционного суда обязательны на всей территории

Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных

органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,

организаций, должностных лиц и граждан.

Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.
К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.
Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения.
В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Как правило, само государство не становится стороной этих отношений. Оно предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, составляющих содержание указанного предписания. Иногда государство выступает в качестве участника определенного общественного отношения, то есть находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношений (например, в отношениях федеративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.
Органы государства как субъекты конституционного права наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т. д.). Они выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.
Территориальные общности реализуют свои права либо через свои органы, либо непосредственно путем референдума.
Политические партии стали сравнительно недавно наделяться правосубъектностью (институционализироваться). В некоторых послевоенных конституциях определены основные положения их правового статуса, например: «Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии» (ст. 4 Конституции Франции). В ряде стран (Германия, Болгария и др.) приняты законы о политических партиях, в других (например, в Мексике) статус партий во многом урегулирован в избирательных законах.
Правосубъектность профсоюзов определяется конституциями (ст. 39 Конституции Италии, ст. 28 Конституции Японии) и/или обычными законами.
В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь. Так, в Великобритании главой англиканской и шотландской пресвитерианской церквей является глава государства (монарх), в Палате лордов заседают назначаемые им духовные лорды, церковь обладает правом законодательной инициативы по вопросам, касающимся ее деятельности.

Еще по теме 5. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА:

  1. 8. ДОГОВОРЫ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ
  2. ГЛАВА 7. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государ­ственной власти и т. д.). Таким образом, мы можем сформули­ровать, что под субъектами конституционного права понима­ются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности.

Разделим их на три группы: физические лица, негосудар­ственные объединения и государственные образования.

Физические лица:

1. Граждане Российской Федерации.

2. Лица без гражданства.

    Иностранцы.

    Лица с двойным (и более) гражданством.

Негосударственные образования :

1. Органы местного самоуправления.

    Ассоциации граждан - общественные объединения, по­литические партии, религиозные объединения, обще­ственные движения и т. п.

3. Общности людей - народ в целом в Российской Феде­рации, население субъекта РФ, административного де­ления.

Государственные образования :

1. Государство в целом (Российская Федерация).

    Субъекты Российской Федерации (края, области, рес­публики, города федерального значения, автономии).

3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).

4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэро­порты и т. п.).

Основные принципы Конституционного строя рф.

Принцип демократизации

Принцип приоритета прав и свобод гражданина

Принцип народовластия

Принцип федерализации

Принцип закрепления РФ в качестве социального государства

Принцип экономического пространства

Принцип разделения государственной власти

Принцип политического и идеологического многообразия

    закрепления РФ в качестве светского государства.

Гарантии реализации Конституции

Под реализацией Конституции мы должны понимать деятельность субъектов конституционного права по воплощению положений Конституции в поведение людей, должностных лиц, государственных органов для достижения целей, поставленных Конституцией.

Сферой реализации Конституции являются все стороны жизни общества, и в этом процессе должны участвовать все субъекты права. Особенностью же процесса реализации является то, что главным и активным его участником должен быть народ, а затем государство и его субъекты.

Этапы применения конституционных норм можно разделить на четыре формы: соблюдение, исполнение, использование, применение.

Рассмотрим их более подробно.

Соблюдение – субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с запретами, налагаемые Конституцией (пассивное поведение).

Исполнение – активное действие субъекта конституционного права на выполнение поставленных Конституцией задач одним из перечисленных способов:

    граждане обязаны исполнить свои конституционные обязанности;

    государство обязано исполнять свои конституционные обязанности перед гражданами.

Использование – процесс осуществления конституционных прав и свобод.

Применение – властное вмешательство субъекта конституционного права, направленное на установление нарушений предписаний Конституции (например, Президент Российской Федерации).

Правовой статус личности – это система гарантированных государством, гражданским обществом прав, свобод и обязанностей личности, выступающих в качестве юридических средств для удовлетворения его социальных притязаний. Правовой статус личности зависит от сферы, в которой он реализуется: в экономической сфере (гражданское общество) он человек, в политической (политическая общность) – гражданин, поэтому можно говорить о правовом статусе человека и гражданина. Гражданин – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.

Правовой статус личности тесно связан с правовым статусом народа, т. е. с публичной властью – властью, принадлежащей населению, проживающей на территории страны или ее части. Правовой статус народа выражается в обладании им всей полнотой государственной (местной) власти, часть которой он может на определенных условиях и на определенное время передавать своим представителям. Статус личности регулируется различными различными отраслями права. В случае, когда правовой статус определяется нормами конституционного права, подразумевается конституционный статус личности. Можно выделить несколько видов правового статуса:

    общий, или конституционный статус человека и гражданина;

    специальный, или рядовой статус определенной категории лиц (граждан, иностранцев и т. д.)

    индивидуальный, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т. д. Конституционный статус одинаков для всех граждан государства и не зависит от конкретных обстоятельств. Это базовый, исходный статус, все иные статусы производны от него и дополняют его.

Конституционный статус – это права, свободы и обязанности личности. В него входят: принципы, гражданство, правосубъектность, включающая право – и дееспособность, основные права, свободы и обязанности, гарантии правового статуса, в числе которых особое место занимает юридическая ответственность

Единство и результативность правового статуса человека и гражданина обеспечивается системой принципов его закрепления и реализации. К конституционным обычно относят следующие принципы правого статуса личности:

    равноправие;

    неочуждаемость прав и свобод;

    непосредственное действие прав и свобод;

    гарантированность прав, свобод и обязанностей;

    признание общепризнанных принципов и норм международного права составной частью национальной правовой системы;

    запрещение злоупотребления правами и обязанностями;

    запрещение незаконного ограничения конституционных прав и свобод.

Состояние в гражданстве означает устойчивую полтико – правовую связь человек с государствам, в соответствии с которой на него в полном объеме распространяется государственная власть как в пределах государства, так и за его границами. Гражданство создает взаимные права и обязанности для личности и государства, именно с гражданством связан то или иной объем прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина.

В унитарных государствах предусматривается единое гражданство, т.к. гражданин вступает в отношения только с одним государством; в федерациях гражданство, как правило, двойное. Все вопросы гражданства каждое государство регулирует самостоятельно.

Правосуббъектность гражданина в политической сфере складывается из двух элементов: политическая правоспособность и политическая дееспособность. Конституционная правоспособность – это способность быть субъектом конституционно – правовых отношений, обладать правами и нести обязанности, предусмотренные государством гражданину. Реализация таких возможностей при наступлении определенных обстоятельств есть политическая дееспособность. Конституционная дееспособность – это способность гражданина своими действиями вызывать юридические последствия, предусмотренные нормами конституционного права.

Культурные права личности – это право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса, защита моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами. Среди основных культурных прав и свобод личности в Конституции РФ закреплены свободы научного, технического и д. р. видов творчества, преподавания (ч. 1, 2 ст.44)

Правовой статус человека и гражданина включает не только права и свободы, но и его обязанности. Конституционные обязанности вытекают главным образом из принадлежности лица к гражданству государства, связаны с его статусом члена общества. Наряду с конституционными все другие отрасли права также закрепляют круг обязанностей. Это обязанности лица как депутата, избирателя, государственного или муниципального служащего, работника, студента и т. п.

Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользоваться всеми закрепленными в конституции правами и свободами. Государство обязано гарантировать осуществление эти прав и свобод. Статья 45 Конституции РФ устанавливает: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется». Гарантировать – значит обеспечить обладание и пользование основными правами и свободами и защитить их от нарушителей. Гарантии – это условия и средства, способствующие фактической реализации и охране прав и свобод всех и каждого гражданина.



Просмотров