Причины преступления раскольникова в романе преступление. Почему Раскольников совершил преступление? Причины преступления Раскольникова

«Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений мировой литературы. Федор Михайлович Достоевский запечатлел страшную русскую действительность середины прошлого столетия, с ее нищетой, бесправием, угнетением и растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Писатель поведал читателю о современной ему России, о герое, «вместившем в грудь свою все боли и раны времени».

Роман появился в 1866 году, во многом переломное для страны время: передовая интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, была глубоко потрясена и во многом разочарована, еще более обострились социальные противоречия, наглядней стала проявляться несправедливость общественного устройства.

Автор выбрал своих героев из обедневших, разорившихся дворян, обитателей темных петербургских углов. С огромной силой он изобразил трагизм человеческих отношений, создал потрясающие картины бедствий, страданий, воспроизвел трагедию мыслящего человека, явившегося жертвой современного ему общества.

Родион Романович Раскольников занимает центральное место в романе. Человек недюжинных способностей, талантливый, гордый, он буквально «задавлен бедностью». Его каморка похожа на «шкаф», «гроб», «сундук», а одежда - на лохмотья, «в которых иной посовестился бы выходить на улицу». Раскольников прилежно учился в университете, усердно занимался, но из-за отсутствия средств не имеет возможности закончить свое образование. Вокруг себя он видит страшный мир петербургских трущоб, где царят крайняя бедность, вонь, грязь, где на каждом шагу распивочные зазывают бедняков залить свое горе, где нищета толкает человека на путь растления, порока, преступления.

Раскольников - отзывчивый, добрый по натуре человек, остро чувствующий чужую боль и готовый всегда принять участие в судьбе другого. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, отдает последние деньги более нуждающимся, всеми силами старается помочь семье Мармеладовых. Молодой человек понимает несправедливость социального устройства, грязь тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекая тысячи людей на страдание и гибель. Жалость в душе главного героя постоянно рождает горячее желание помочь, всем униженным и оскорбленным. Его занимает простая арифметика: «За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен!» Раскольникова беспокоят неразрешимые вопросы: «Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают безвинные дети?» Под влиянием этих мыслей перед молодым человеком встает высокая, гуманная идея - желание помочь обитателям петербургских углов, его заботит не собственная нужда, а общечеловеческое страдание. Во имя избавления от нужды сотен голодных, нищих он готов пойти на преступление: убить злобную старушонку, заедающую людей процентщицу Алену Ивановну, жизнь которой, по его мнению, «не более как жизнь вши».

Однако его мучает и другой вопрос, «ужасный, дикий и фантастический». Под низким потолком нищенской конуры в уме молодого человека рождается чудовищная теория. Упорно думая о причинах социальной несправедливости, Раскольников приходит к мысли, что все люди делятся на два разряда: низших, служащих лишь материалом для воспроизведения себе подобных, и высших, то есть собственно людей, которые во имя достижения цели могут позволить себе все, даже «кровь по совести». «Глубокий ум и широкое сознание» героя требуют ответа на вопрос о том, к какому разряду принадлежит он, Родион Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - постоянно спрашивает он себя.

Таким образам, первоначальная идея, высокая, гуманная, направленная на служение людям, подменяется эгоистическим желанием отнести себя к разряду высших людей. «Наполеоном захотел сделаться, оттого и убил», - скажет главный герой впоследствии. Его протест, возмущение социальной несправедливостью сочетаются с теорией сильной личности. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Да и сама жизнь толкает его совершить убийство. В грязном трактире он слышит разговор студента и офицера, в котором обнаруживает те же мысли, что занимают и его сознание, своими глазами видит медленную гибель от нищеты семьи Мармеладовых; судьба собственной сестры, вынужденной выйти замуж за подлого и низкого господина Лужина, вызывает в его душе мучительную боль.

Тщательно подготовившись, Раскольников убивает старуху, но, убив ее, он вынужден убить безвинную Лизавету, случайно оказавшуюся рядом. Воссозданная автором картина выражает мысль о том, что одно преступление влечет за собой другое, проявление бесчеловечности в частном случае перерастает в античеловечность глобальную.

С великим мастерством Достоевский раскрывает душевный мир своего героя. Он показывает муки совести, леденящий душу страх, который преследует его, осознание им своей нравственной гибели, бессмысленности совершенного злодеяния. Все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова, будто пропасть разверзлась между ним и людьми. Писатель-психолог до мелочей прослеживает все оттенки, все стадии страшной внутренней драмы героя, передавая все его мысли, движения души.

Раскольников убил принцип, но не живший в нем нравственный закон. «Убить-то убил, а переступить-то не сумел, на этой стороне остался», - признается себе Раскольников. Переступить закон жизни - значит выключить себя из ее течения, уподобиться тем свидригайловым и лужиным, которые, задушив в себе нравственный закон, стали хозяевами жизни. А ведь еще до преступления Раскольникову приснился сон, где он, будучи маленьким мальчиком, становится свидетелем убийства: пьяный Миколка в порыве тупой злобы насмерть забивает бедную клячонку, которая не может сдвинуть переполненную телегу и гибнет от кнута хозяина. Его сон - это протест против насилия, убийства, бессмысленной жестокости.

Убийство старухи стало для Раскольникова испытанием права на власть, которое закончилось катастрофой, признанием ошибочности своей теории, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. «Если б я зарезал из того, что голоден был… я бы теперь счастлив был!» - признается Раскольников Сонечке Мармеладовой. Соня продала себя, растоптала свою нравственную чистоту, но сумела переступить и вынести свое преступление. Продавая свое тело, она сумела сохранить внутренний мир, мир душевной красоты. Раскольников открыл в ней этот мир и, открыв его, поклонился в ее образе «всему человеческому страданию». Соня помогла понять Раскольникову мысль о необходимости жить настоящей, а не выдуманной жизнью, утверждать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь, доброту, служение людям.

Всякое преступление - это прежде всего гибель души, распад личности, отчуждение от живого мира, и только «страдание - великая вещь», по выражению Порфирия Петровича, очищает человека. Чтобы герой искупил преступление, Достоевский отправляет его на каторгу, но гораздо страшнее для Раскольникова муки совести, душевные страдания, душевный раскол, которые овладели главным героем после убийства.

Трагедия Раскольникова в том, что он совершил преступление, убил свой принцип, но не смог переступить через живший в нем нравственный закон. Идея, ложная в своей основе (убийство человека), развенчивается изнутри - через страдания самого Раскольниковa, героя, заблудившегося, но искавшего выход, осознавшего, что, убив человека, нельзя разрешить социальных противоречий.

Силой своего гения Достоевский сумел проникнуть в глубинные пласты психологии человека, вовлечь читателя в поток мыслей и чувств своего героя, как бы заставляя жить вместе с ним интенсивной духовной жизнью, решать «проклятые вопросы» бытия. Своим романом великий писатель сумел сказать о «самых трудных, самых непосильных задачах», которые волнуют нас и по сей день.

Каковы причины преступления Раскольникова?

В первой же главе мы узнаем о времени действия ("В начале июля, в чрезвычайно жаркое время..."), месте действия (Петербург), главном герое («один молодой человек») и его состоянии («нерешимость»): "И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился". Это «болезненное и трусливое ощущение» подсознательный голос совести: «он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться». Достоевский сообщает читателям о том, что проявление бессознательной совести, свойственной Раскольникову от природы, это проявление в нем доброго начала. Но от природы в нем много и гордыни. Совесть и гордыня в столкновении порождают конфликт между природой человека и его умом: "На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь". В этой мучительной внутренней борьбе героя и проявляется одна из причин преступления нравственная.

Вторая причина психологическая. "Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой".

Третья социальная. «Он был задавлен бедностью». Но есть еще одна причина, главная, философская. "Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся".

Раскольников сам по себе человечен и добр, но за мать, за честь сестры, охраняя подростка, за идеи убил. Ему нужно, чтобы его поняли, оправдали. Но его собеседники стоят на разных интеллектуальных уровнях, герою приходится приноравливаться, опускать идею вниз, отрывать от общих целей. Каждый раз при этом он находит звено, зацепившись за которое, он снова поднимает свою идею до всеобщих обоснований.

Противоположные чувства жалость к страдающим и презрение к слабым толкают Раскольникова на преступление.

В философском плане решаются такие вопросы, как

о правах и назначении человека;

о роли личности в обществе;

о жалости и сострадании;

о долге и самопожертвовании;

о неизменной природе человека и его личной ответственности.

Ответы на поставленные философские вопросы находим в тексте. Раскольников полагает, что "люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

Назначение «обыкновенных», по мысли Достоевского, жить в послушании. Второй разряд составляют те, которые «преступают закон, разрушители». Если «второразряднику» для своей идеи надо "перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может... дать себе разрешение перешагнуть через кровь".

Рассуждения Раскольникова ничто иное, как философское обоснование преступления. По его словам, в нем «нет ничего особенно нового», кроме одного: разрешения крови по совести. Теория Раскольникова -результат действия законов и проявления морали в человеконенавистническом обществе, где человек человеку враг. Не случайно на реплику сестры: «Но ведь ты кровь пролил!» Раскольников отвечает: «которую льют, как шампанское».

В философском плане ставится вопрос о возможности спасти человека любовью. Он возникает в связи с исповедью Мармеладова, судьбой Сони, письмом матери Родиона и согласием Дуни выйти замуж за Лужина. Назовем и политические вопросы, поставленные писателем.

Русская литература всегда отражала актуальные проблемы общества, отвечала на жизненные вопросы «Кто виноват?», «Что делать?», "Кому на Руси жить хорошо?". И Герцен, и Чернышевский, и Некрасов отстаивали честь и достоинство простого народа. Они верили в построение справедливого человеческого общества без угнетателей и угнетенных.

Герой Достоевского не верит в жизнь без рабов и господ: "...ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет... не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет!"

Чернышевский и Некрасов видели один путь самоотверженного служения родине:

Иди к униженным,

Иди к обиженным -

Будь первый там.

У Достоевского звучит призыв «страдания принять», чтобы обрести душевный покой: "...покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием".

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников - необычный преступник. Свое преступление - убийство ростовщицы Алены Ивановны - он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников - студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,- говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие - «необыкновенные» люди - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

Нами будет рассмотрена классика отечественной литературы в основе романа Ф. М. Достоевского. Мотивы преступления Раскольникова, его взгляды на современность и основной жизненный путь героя-убийцы.

Достоевский, его роман и современный читатель

Роман "Преступление и наказание" внесён в школьную программу и уже много лет заставляет задумываться над проблемой преступления. Что руководит преступником? Какое влияние на личность, склонную к преступлению, оказывает окружающая среда? Происходит ли внутри человека борьба с самим собой? На многие из всех этих вопросов можно найти ответ в произведении, которое создал Достоевский,

Раскольников - герой, прошедший весь путь внутренних терзаний. Но роман был бы лишён всякого смысла, если бы содержал только то, что творилось в воспалённом мозгу убийцы. Ценность этого уникального литературного шедевра в том, что человек всегда взаимодействует с другими людьми.

Что толкнуло Раскольникова на преступление

Герои романа раскрыты Достоевским с пониманием и глубиной. Мотивы преступления Раскольникова не лежат на поверхности, как кажется с первого чтения. Только внимательное и вдумчивое изучение содержания романа даст полную картину исканий главного героя. Не глупый, образованный молодой человек вынужден влачить нищенское существование. А ведь в нём содержится зерно доброты и человечности. Он видит, что люди, которые гораздо хуже него, богаты. Они живут в роскоши.

Можно ли всё изменить? Почему всё общество разделено на тех, кто имеет на всё право. Эти люди не соблюдают устоев морали, закреплённой в человеческом обществе. Им вынуждены прислуживать те, кто гораздо выше их духовно и нравственно.

В чем главная причина преступления Раскольникова

Убийство - это преступление, страшное преступление перед людьми и Богом. Нужно подробно изучить произведение и разобраться, каковы же мотивы преступления Раскольникова. Убийство совершает, казалось бы, абсолютно безобидный человек. Он не богат, без претензий на что-либо в этой жизни. Его очень тяготит жизненная несправедливость угнетения одних людей другими. Бог создал всех по своему подобию, почему же происходит такое разделение в обществе?

Фантасмагория

Тема Раскольникова присутствует на каждой странице произведения. По-другому быть не может. Это герой главный, который испытывает мучительные переживания, он видит знаковые сны. Эти сны Достоевский специально приводит в романе, чтобы подчеркнуть высшую степень терзаний, не покидающих Раскольникова даже в краткие моменты забытья в объятиях Морфея.

Что увидел он перед убийством? Родиону приснился мальчик, на глазах у которого избивают измождённую лошадь. Животное умирает. Раскольников протестует, возмущается. Но это безмолвный душевный протест. Писатель показывает своему читателю, что герой не безнадёжен, в его душе есть место сочувствию и состраданию.

Мотивы преступления Раскольникова постепенно становятся ясны. Вся жизнь униженных и оскорблённых людей проходит на глазах молодого человека. Все они обречены на медленную смерть. Несчастная семья Родиона - они очень похожи в своей безысходности. Соня торгует собой ради того, чтобы брат и сёстры имели кусок хлеба. Сестра Раскольникова собирается пожертвовать своей жизнью, выйдя замуж за нелюбимого человека. Она не думают о себе, семья бедствует. А что главный герой предпринимает в этой ситуации?

Забитая насмерть лошадь в сновидении провоцирует страшный замысел, зародившийся в воспалённом сознании. Теория об избранности объясняет мотивы преступления Раскольникова, так как он себя именно к таким "избранным" и причисляет. Он пытается доказать, что это на самом деле так. Доказать прежде всего самому себе.Намерения Родиона благие: он желает помочь семье, ему не хочется, чтобы рано или поздно его сестра Дуня повторит судьбу

прояснились, но принесло ли ему желаемое удовлетворение убийство? Старуха-процентщица, по мнению героя, существо жалкое, всех обдирает, как липку. Разве может такая женщина жить на свете. Логика преступника вполне объяснима. Но чем помешала Раскольникову Лизавета? Она в чём провинилась перед убийцей, разве она его притесняла, ссужала деньги? А ведь какой вполне оправданный получился бы главный мотив преступления Раскольникова: восстановить справедливость и помочь своим близким.

Только Достоевский делает важное предупреждение для читателей романа. Одно преступление повлечёт за собой другие. Человек уже перешёл черту дозволенного, не имеет он правалишать жизни другого.

Потерял ли Раскольников человеческий облик

Совершив бесчеловечный поступок, внешне Раскольников не превратился в алчного зверя. Однако вся окружающая действительность меняется для убийцы. Но есть ещё огонёк надежды на спасение. Страдание, мучения, взывание совести героя заставляют его стать одиноким изгоем. Внутренне Родион сломлен. Нужные слова для того, чтобы вернуть душевное равновесие и вселить добро в душу преступника, Достоевский поручает произнести представителю закона следователю Порфирию Петровичу. Он даёт совет Раскольникову, чтобы тот стал чем-то заметным, вроде солнца, высоким и добрым, дарящим свет и теплоту другим людям.

В чем главная причина преступления Раскольникова?В том, чтобы герой пришёл к мысли о настоящей жизни с добром и любовью.

Есть ли у Раскольникова выбор

Достоевский раскрывает историю преступления, которое совершено героем романа. Показывает всей читательской публике, что человек, совершивший противозаконный поступок, не может жить безнаказанно. При этом писатель затрагивает некоторые особенности духовной жизни общества, его моральные и нравственные проблемы. Есть ли у Родиона Раскольникова выбор в создавшейся обстановке или нет, трудно сказать определённо. Но правильным было бы не убивать, не лишать людей жизни, дарованной им Богом.

Роман "Преступление и наказание" является философским и глубоко реалистичным произведением. Всё, описанное в содержании, выглядит правдоподобно. Раскольников встал на путь преступления. Это его выбор. Он считал, что таким образом он сможет помочь не только себе, но и своей семье. Терзается герой, мучается, но не все читатели станут ему сочувствовать. Одна из Божьих заповедей гласит: "Не убий!" И не может быть иначе, ведь жизнь даётся человеку только один раз.

Каков исход пути убийцы

Путь Раскольникова к убийству чрезвычайно сложен. Читатель видит его размышления, его внутренний мир и переживания, как на ладони. Каждое его действие сопровождает возврат к самому себе. Сомнения, вопросы, умение убеждённо доказать, что он на правильном пути. Раскольников не желает крови, но совершенно хладнокровно находится рядом с убитыми им женщинами, пытаясь спрятаться от свидетелей его преступления. Но тут же оправдывает себя, говоря, что старуха стара.

Теория "сверхчеловека" ещё ни разу не помогала героям литературных произведений стать лучше.



Просмотров