Ответственный за производственный контроль при эксплуатации пс. Организация безопасной эксплуатации пс в составе опо

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствие с требованиями « » утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г №533.

1.2. Специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений (далее ответственный специалист) назначается приказом генерального директора, после прохождения аттестации в области промышленной безопасности и получения должностной инструкции.

1.4. Повторная аттестация ответственного специалиста проводится не реже 1 раза в 5 лет.

1.5. Ответственной специалист подчиняется в работе начальнику отдела охраны труда, промышленной и экологической безопасности, а в его отсутствие – генеральному директору.

1.7. Ответственный специалист осуществляет производственный контроль за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, съемных грузозахватных приспособлений, тары и рельсовых путей.

1.8. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия ответственного специалиста, исполнение его обязанностей возлагается приказом на другого работника имеющего соответствующую квалификацию.

1.9. Ответственный специалист должен знать:

1.9.1. Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используется подъемные сооружения;

1.9.2. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) раздел «Электро-оборудование кранов»;

1.9.3. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок;

1.9.4. Должностную инструкцию;

1.9.5. Требования инструкций по эксплуатации подъемных сооружений предприятий-изготовителей;

1.9.6. , ответственных за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние и специалистов, ответственных за безопасное производство с применением подъемных сооружений.

Производственные инструкции для персонала занятого ремонтом и обслуживанием подъемных сооружений;

1.9.8. Методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;

1.9.9. Информационные письма Ростехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений.

2. Обязанности

2.1. Ответственный специалист обязан:

2.1.1. Осуществлять производственный контроль за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, съемных грузозахватных приспособлений, тары, рельсовых путей и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности;

2.1.2. Проводить технические освидетельствования подъемных сооружений не регистрируемых в Ростехнадзоре, а также вести их учет;

2.1.3. Контролировать выполнение выданных гос. инспекторами Ростехнадзора предписаний;

2.1.4. Контролировать соблюдение графиков ремонтов, технических обслуживаний и периодических осмотров подъемных сооружений, рельсовых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

2.1.5. Участвовать в комиссиях по аттестации специалистов в области промышленной безопасности и проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала;

2.1.6. Проверять соблюдение установленного правилами безопасности порядка допуска персонала к обслуживанию подъемных сооружений;

2.1.7. Контролировать наличие и выполнение инструкций обслуживающим персоналом и ответственными специалистами;

2.1.8. Проверять выполнение требований правил безопасности, проектов производства работ и технологических карт при производстве работ с применением подъемных сооружений;

2.1.10. Проверять наличие на участке работ технической документации по эксплуатации подъемных сооружений;

2.1.11. Контролировать соблюдение установленного порядка ввода подъемных сооружений в эксплуатацию;

2.1.12. Проверять соблюдение установленного владельцем порядка выделения и направления мобильных подъемных сооружений на объекты;

2.1.13. Доводить до сведения обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, связанных с эксплуатацией подъемных сооружений информацию, по вопросам состояния аварийности и травматизма, с анализом нарушений при эксплуатации подъемных сооружений;

2.1.14. Присутствовать при обследованиях состояния технической безо-опасности подъемных сооружений представителями органов Ростехнадзора.

2.2. Специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что:

2.2.1. Ремонт и обслуживание подъёмных сооружений ведется персоналом не прошедшим проверку знаний;

2.2.2. Не назначены специалисты, ответственные за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений и специалисты, ответственные за работоспособное состояние подъемных сооружений;

2.2.3. Истек срок технического освидетельствования подъемных сооружений;

2.2.4. Не выполнены выданные им или органами Ростехнадзора предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;

2.2.5. На подъёмных сооружениях выявлены технические неисправности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неисправность приборов и устройств безопасности, неисправность системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, неисправность механизмов и тормозов, неисправность рельсового пути, неисправность заземления или электрооборудования;

2.2.6. Отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неисправны;

2.2.7. Работы ведутся без проектов производства работ, технологических карт, нарядов-допусков;

2.2.8. Не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ, изложенные в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках;

2.2.9. Отсутствуют, утеряны паспорта подъемных сооружений или сведения о ее регистрациив органах Ростехнадзора;

2.2.10. Работы с применением подъемных сооружений ведутся с нарушениями правил безопасности и инструкций, что может привести к аварии или травмированию людей.

3. Права

3.1. Специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений имеет право:

3.1.1. Посещать в любое время цеха и участки связанные эксплуатацией подъёмных сооружений, проверять их техническое состояние, условия эксплуатации. а также соблюдение руководителями и специалистами, и обслуживающим персоналом правил безопасности, производственных инструкций и иных нормативных актов в области промышленной безопасности;

3.1.2. Останавливать работу подъемных сооружений в случаях, указанных в п.2.2. настоящей инструкции;

3.1.3. Требовать от технических служб предприятия, руководителей и специалистов, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией подъемных сооружений;

3.1.4. Давать обязательные для администрации цехов, отделов предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушений;

3.1.5. Ставить вопрос перед администрацией предприятия об отстранении от выполнению работ по ремонту и обслуживанию подъемных сооружений лиц, нарушающих требования федеральных и локальных нормативных актов в области промышленной безопасности;

3.1.6. Ставить вопрос о наказании работников, ответственных за нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений.

4. Ответственность

4.1. Специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за.

п.149. Производственный контроль за безопасной эксплуатацией ПС в составе ОПО должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 11 ст. 1305; 2005, № 7, ст. 560; 2013, № 31, ст. 4214).

п.150. Эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.

В этих целях должны быть:

а) установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание ПС, рельсовых путей, грузозахватных органов, приспособлений и тары в работоспособном состоянии;

б) обеспечен установленный порядок аттестации (специалисты) и допуска к самостоятельной работе (персонал) с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены;

г) разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки, складирования;

д) обеспечено наличие у специалистов настоящих ФНП, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации ПС, а у персонала - производственных инструкций;

е) созданы условия неукоснительного выполнения специалистами требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом - производственных инструкций.

п.151. Численность специалистов эксплуатирующей организации должна определяться распорядительным актом эксплуатирующей организации, с учетом требований подпункта «ж» пункта 23 настоящих ФНП, а также с учетом количества и фактических условий эксплуатации ПС.

п.152. На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия ответственных специалистов выполнение их обязанностей возлагается распорядительным актом эксплуатирующей организации на работников, замещающих их по должности, имеющих соответствующую квалификацию, прошедших обучение и аттестацию.

п.153. Периодическая проверка знаний должностных инструкций и настоящих ФНП у специалистов, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалистов, ответственных за содержание ПС в работоспособном состоянии, и специалистов, ответственных за безопасное производство работ, должна осуществляться в соответствии с распорядительным актом эксплуатирующей организации и проводиться ее комиссией.

п.154. Для управления ПС и их обслуживания эксплуатирующая организация обязана назначить распорядительным актом крановщиков (операторов), их помощников, слесарей и наладчиков указателей, ограничителей и регистраторов, а для обслуживания ПС с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров.

п.155. Для управления автомобильным краном (краном-манипулятором), автогидроподъемником (вышкой) может назначаться водитель автомобиля после его обучения по программе подготовки крановщиков (операторов) и аттестации квалификационной комиссией эксплуатирующей организации.

п.156. В целях обеспечения промышленной безопасности эксплуатирующая организация обязана обеспечить персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции персоналу должны выдаваться под расписку перед допуском их к работе.

п.157. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, полностью не просматривается из кабины управления (или люльки подъемника, вышки), и при отсутствии между оператором (крановщиком) и стропальщиком радио- или телефонной связи для передачи сигнала оператору (крановщику или персоналу, находящемуся в люльке подъемника, вышки) должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков. Такие сигнальщики назначаются специалистом, ответственным за безопасное производство работ ПС.

п.158. Обслуживание и ремонт ПС, а также ремонт и рихтовка рельсовых путей (для ПС, передвигающихся по рельсам) должны выполняться с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и настоящих ФНП. Эксплуатирующая организация обязана обеспечить своевременное устранение выявленных неисправностей (дефектов и повреждений).

Требования к перемещению груза подъемными сооружениями.

п.163. ППР и ТК должны иметь в своем составе раздел, связанный с организацией безопасного производства работ с применением ПС. Этот раздел должен включать следующее:

а) условия совместной безопасной работы двух и более ПС;

б) условия применения координатной защиты работы ПС (при ее наличии на ПС);

в) условия совместного подъема груза двумя или несколькими ПС;

г) условия перемещения ПС с грузом, а также условия перемещения грузов над помещениями, где производятся строительно-монтажные и другие работы;

д) условия установки ПС над подземными коммуникациями;

е) условия подачи грузов в проемы перекрытий;

ж) выписку из паспорта ПС о силе ветра, при котором не допускается его работа;

з) условия организации радиосвязи между крановщиком и стропальщиком;

и) требования к эксплуатации тары;

к) порядок работы кранов, оборудованных грейфером или магнитом;

л) мероприятия, подлежащие выполнению при наличии опасной зоны в местах возможного движения транспорта и пешеходов;

м) иные требования, изложенные в пунктах 101 - 137 настоящих ФНП и не вошедшие в текст данной статьи.

п.164. При совместной работе ПС на строительном объекте расстояние по горизонтали между ними, их стрелами, стрелой одного ПС и перемещаемым грузом на стреле другого ПС, а также перемещаемыми грузами должно быть не менее 5 м. Это же расстояние необходимо соблюдать при работе ПС различных типов, одновременно эксплуатируемых на строительной площадке.

При наложении (в плане) зон обслуживания совместно работающих башенных кранов необходимо, чтобы их стрелы (и соответственно противовесные консоли) были на разных уровнях (однотипные краны должны иметь разное количество секций башни).

Разность уровней балочных (горизонтально расположенных) стрел или противовесных консолей, включая канаты подвески и грузовые канаты, должна быть не менее 1 м (по вертикали). Условия совместной безопасной работы башенных кранов с подъемными стрелами должны быть обязательно приведены в ППР.

При нахождении нескольких башенных кранов на стоянках в нерабочее время необходимо, чтобы стрела любого крана при повороте не могла задеть за башню или стрелу, противовес или канаты подвески других кранов, при этом расстояние между кранами или их частями должно быть не менее: по горизонтали - 2 м, по вертикали - 1 м. Стрелы кранов направляются в одну сторону. Крюковая обойма должна находиться в верхнем положении, грузовая тележка на минимальном вылете, а сам кран установлен на противоугонные захваты.

п.165. Стреловым самоходным кранам разрешается перемещаться с грузом на крюке, при этом нагрузка на кран, а также возможность такого перемещения должны устанавливаться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации крана.

Основание, по которому перемещается кран с грузом, должно иметь твердое покрытие, выдерживающее без просадки удельное давление не менее величин, указанных в паспорте или руководстве (инструкции) по эксплуатации крана. Основание должно быть ровным и иметь уклон, не более указанного в руководстве (инструкции) по эксплуатации крана.

Перемещение груза краном необходимо производить на высоте не более 0,5 м над поверхностью с удерживанием груза от раскачивания и разворота с помощью оттяжек, при этом нахождение людей между грузом и краном не допускается.

При начале движения крана необходимо предварительно успокоить груз от раскачивания.

Движение крана с места при раскачивающемся грузе запрещено.

п.166. Подачу грузов в проемы (люки) перекрытий и покрытий следует производить по специально разработанному ППР. При подаче груза в проемы (люки) перекрытий и покрытий необходимо опускать груз и поднимать крюк со стропами на минимальной скорости, не допуская их раскачивания.

Расстояние между краем проема (люка) и грузом (или крюковой обоймой, если она опускается в проем (люк)) должно обеспечивать свободное перемещение груза (или крюковой обоймы) через проем и должно быть не менее 0,5 м.

При подъеме стропа через проем (люк) крюки стропов должны быть навешены на разъемное звено, а строп должен направляться снизу с помощью пенькового каната; пеньковый канат отцепляется от стропа после того, как строп будет выведен из проема (люка). Стропальщик может подойти к грузу (отойти от груза), когда груз будет опущен (поднят) на высоту не более 1 м от уровня поверхности (площадки), где находится стропальщик.

У места приема (или отправки) подаваемых (или вынимаемых) через проем (люк) грузов, а также у проема в перекрытии (покрытии) оборудуется световая сигнализация (светящиеся надписи), предупреждающая как о нахождении груза над проемом (люком), так и об опускании его через проем (люк), а также надписи и знаки, запрещающие нахождение людей под перемещаемым грузом.

Световая сигнализация располагается так, чтобы исключить возможность ее повреждения перемещаемым грузом или грузозахватными приспособлениями.

Между крановщиком и стропальщиком, находящимся вне видимости крановщика, устанавливается радиосвязь, в соответствии с пунктом 126 настоящих ФНП.

При подаче груза в проемы (люки) через межферменное пространство или через несколько перекрытий при расположении проемов (люков) непосредственно друг над другом оборудуется шахта с гладкими стенами.

п.167. Монтаж конструкций, имеющих большую парусность и габариты (витражи, фермы, перегородки, стеновые панели), а также монтаж в зоне примыкания к эксплуатируемым зданиям (сооружениям), относятся к работам в местах действия опасных факторов, которые при силе ветра 10 м/с и выше должны прекращаться.

При перерывах в работе конструкции, имеющие большую парусность и габариты, оставлять в подвешенном состоянии запрещается.

5. Требования к процессу эксплуатации и проверке состояния рельсовых путей опорных и подвесных подъемных сооружений. Нормы браковки рельсового пути (ответ 5, билет1) .

БИЛЕТ № 11

1. Область распространения ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Подъемные сооружения, на которые распространяются требования ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Подъемные сооружения, на которые требования ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» не распространяются (ответ 1, билет1) .

149. Производственный контроль за безопасной эксплуатацией ПС в составе ОПО должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305; 2005, N 7, ст. 560; 2013, N 31, ст. 4214).

150. Эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.

В этих целях должны быть:

а) установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание ПС, рельсовых путей, грузозахватных органов, приспособлений и тары в работоспособном состоянии;

Б) обеспечен установленный порядок аттестации (специалисты) и допуска к самостоятельной работе (персонал) с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены;

Г) разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки, складирования;

д) обеспечено наличие у специалистов настоящих ФНП, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации ПС, а у персонала - производственных инструкций;

е) созданы условия неукоснительного выполнения специалистами требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом - производственных инструкций.

151. Численность специалистов эксплуатирующей организации должна определяться распорядительным актом эксплуатирующей организации с учетом требований подпункта "ж" пункта 23 настоящих ФНП, а также с учетом количества и фактических условий эксплуатации ПС.

152. На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия ответственных специалистов выполнение их обязанностей возлагается распорядительным актом эксплуатирующей организации на работников, замещающих их по должности, имеющих соответствующую квалификацию, прошедших обучение и аттестацию.

153. Периодическая проверка знаний должностных инструкций и настоящих ФНП у специалистов, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалистов, ответственных за содержание ПС в работоспособном состоянии, и специалистов, ответственных за безопасное производство работ, должна осуществляться в соответствии с распорядительным актом эксплуатирующей организации и проводиться ее комиссией.

154. Для управления ПС и их обслуживания эксплуатирующая организация обязана назначить распорядительным актом машинистов подъемников, крановщиков (операторов), их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров, рабочих люльки и наладчиков (кроме наладчиков привлекаемых специализированных организаций).

В качестве рабочих люльки подъемников (вышек) могут допускаться работники других организаций, соответствующие требованиям, предъявленным в руководстве (инструкции) по эксплуатации подъемника (вышки) после проведения этим работникам инструктажа специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС.

К управлению ПС с пола или со стационарного пульта могут быть допущены рабочие, обученные в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС, а при управлении ПС с использованием системы дистанционного управления (по радио), кроме того, с учетом требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации системы дистанционного управления.

155. Для управления автомобильным краном (краном-манипулятором), автогидроподъемником (вышкой) может назначаться водитель автомобиля после его обучения в установленном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

156. В целях обеспечения промышленной безопасности эксплуатирующая организация обязана обеспечить персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции персоналу должны выдаваться под расписку перед допуском их к работе.

157. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, полностью не просматривается из кабины управления (с места управления), и при отсутствии между оператором (крановщиком) и стропальщиком радио- или телефонной связи, для передачи сигнала оператору (крановщику) должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков. Такие сигнальщики назначаются специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС.



Просмотров