Классный час на тему: "Опасность лесных пожаров". Занятие для детей «Пожар в лесу

Классный час: «Опасность лесных пожаров»

Образовательные: ознакомить учащихся с значением леса, видами лесных пожаров, причинами их возникновения и их последствиями; подготовить детей к каникулярному сезону.

Развивающие: развивать умения у учащихся тушить пожары, умения соблюдать правила безопасности при выходе из него;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, храбрость и решительность при пожарах.

Ребята прошу внимания!

Важная тема нашего классного собрания.

Послушайте стихотворение и догадайтесь, какова тема нашей сегодняшней беседы?

С огнем не шути

Об этом нельзя говорить без волненья:

То дом загорелся, то клуб, то амбар…

Врывается вдруг в города и селенья

Короткое страшное слово: «Пожар!»

Но кто виноват, что беснуется пламя?

Виноваты мы сами!

Взлетает в прозрачное небо дымок –

Туристы в лесу разожгли костерок,

И песня с дымком пронеслась в высоту

Про искры, что гаснут порой на лету.

Туристы ушли – не потухли уголья.

Тут ветер повеял с соседнего поля,

Он искры раздул, загорелась трава.

И лес запылал, как сухие дрова.

А рядом деревни, стога возле хат,

За ними – детсад, под горой – нефтесклад.

Три долгих опасных мучительных дня

В лесу укрощали стихию огня.

Не выключат плитку беспечные лица,

И спички дадут карапузу «любя».

Жестоко тому довелось поплатиться,

Кто вызвал «случайно» огонь на себя.

Настало горючее долгое лето

Пожарам везде перекроем пути.

Беспечность, небрежность, халатность – к ответу!

С огнем не шутите! С огнем не шути!

Тема нашей сегодняшней беседы «Лесные пожары» .

Пожары – опасная чрезвычайная ситуация.

К этой теме не можем мы быть безучастными.

Огонь сметает все на своем пути –

Вовремя эту опасность предотврати!

Для этого нужны умения и знания,

Сегодня, ребята, мы поговорим о лесных пожарах, т. к. скоро наступит время наступления пика пожарной опасности, а для этого нам нужно обладать определенными знаниями.

Лес – это основа стабилизации экологической обстановки страны, это главный источник кислорода, естественный « живой» фильтр, очищающий атмосферу от диоксида углерода и вредных газов. Реки и озера он предохраняет от заиливания и осушения, а почву - от эрозии. Сберечь его- это задача всех.

Лесной пожар -самый страшный враг леса. Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более быстрое и опасное развитие.

Возникший вдруг огонь уничтожает всё живое.При обычном низовом пожаре повреждаются деревья, гибнет подрост и подлесок, напочвенный покров. Выгорает органическое вещество почвы. Лишённая гумуса земля сможет восстановить плодородие через многие десятилетия Повреждённые огнём деревья ослабевают, на них нападают насекомые-вредители, дереворазрушающие грибы, и дерево, которое могло жить десятки лет, через 3-4 года погибает. Но особенно опасны верховые пожары, когда горит весь древостой от почвенного покрова до крон деревьев.

Ежегодно каждой мы слышим от громадных лесных пожарах.В нашей области лесные пожары тоже не редкость.

Пик пожарной опасности приходится на апрель-май и на август-сентябрь. По статистике виновником пожара в 9 случаях из 10 является человек.А ведь чтобы не допускать пожаров достаточно соблюдать простые правила обращения с огнём в лесу.

Тушение пожара:

Небольшой пожар тушат при помощи веников из зеленых веток, мешковиной, брезентом или одеждой.Огонь надо захлестывать, сметать в сторону очага пожара, небольшие языки пламени затаптывать ногами.

  • Можно забрасывать кромку пожара землёй. Не надо лезть в гущу кустарника или хвойного подроста - всё равно не потушишь, а задохнуться можно;.
  • Прежде, чем бросить спичку или окурок на землю, его надо потушить;
  • Не разводить костёр в неположенном месте и потушить его при уходе;
  • Если есть лопата, кромку огня можно засыпать грунтом;
  • нельзя сразу оставлять место пожара,даже если очаг затушен, т. к. огонь может разгореться вновь.
  • Для тушения больших площадей привлекается население, кроме детей и подростков, а также больных людей. В основном тушением таких пожаров занимается государство.

При нахождении в зоне пожара рекомендуется, если это возможно, окунуться в одежде в ближайшем водоеме. Выйдя из него, обернуть голову мокрой рубашкой или чем-либо другим. Во избежание вдыхания горячего воздуха или дыма нужно дышать через мокрую ткань воздухом, прилегающим к земле, и двигаться под прямым углом к направлению распространения огня по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек

При подходе пожара к населенному пункту и когда нет сил с ним бороться – население эвакуируется. Личные вещи в этом случае можно спасти в каменных домах, подвалах или просто ямах, засыпав землей.

Давайте рассмотрим виды лесных пожаров:

1. Низовые;

2.Подземные (торфяные);

3.Верховые;

Низовые пожары (90%)- горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения - от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров.

Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту.

Торфяные пожары движутся медленно- до нескольких метров в сутки. Они опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна и можно провалиться в прогоревший торф. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.

Как вы думаете из-за чего возникают пожары?

Причины пожара:

а) брошенная горящая спичка или окурок;

б) охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

в) механизатор ремонтировал технику и оставил промасленный обтирочный материал,

затем бросил и окурок;

г) турист не погасил костер;

д) осколок стекла, брошенный на солнечном месте, как линза, сфокусировал лучи солнца;

е) хозяйственные работы в лесу.

Давайте соблюдать правила ПБ в лесу, чтобы сохранить наш лес.

-Не разжигай в лесу костер!

Огонь коварен и хитер,

Он уничтожит все кругом!

А лес – он для животных дом.

Стать может пеплом этот дом.

Не навреди игрой с огнем.

Вопросы для закрепления:

Рассказать о причинах возгорания лесов.

Рассказать о последствиях пожара.

Виды пожара.

Рассказать об особенностях горения торфа.

Что надо знать при тушении лесного пожара.

Давайте,ребята,вспомним пословицы и поговорки об огне.

  1. 1. Пословицы и поговорки

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.

Дыма без огня не бывает.

Там не загорится, где огня нет.

И сырые дрова загораются.

Упустишь огонь – не потушишь.

- «Лень, отвори дверь: сгоришь!» - «Хоть сгорю, да не отворю».

Много дыму, да мало пылу.

Солома с огнём не дружит.

Огонь без дыму, а человек без ошибки не бывает.

На воре шапка горит.

Легко чужими руками жар загребать.

Из огня да в полымя.

Голова без ума, что фонарь без огня.

Словно в огне сгорел.

Горе что дым: глаза ест.

Правда да кривда, что огонь да вода.

Из искры возгорится пламя.

Москва от копеечной свечи сгорела

Спичка – невеличка, огонь – великан.

Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

Огонь друг и враг человека.

Не топора бойся – огня

Где огонь, там и дым

А сейчас послушайте стихотворение о правилах, которые мы должны соблюдать.

Читает подготовленный ученик.

Много бед пожар наделал…

Кто виновник, кто всё сделал?

Мы в лесу костер зажгли,

Посидели и пошли,

А огонь не потушили:

Про него мы и забыли.

Ветром пламя разметало,

И вокруг как в печке стало.

До небес огонь поднялся

И за нами вслед погнался.

Чтоб не было пожаров,

Надо правила всем знать.

Их, конечно, очень много –

Выучим хотя бы пять.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

И в лесу костер опасен –

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес для всех прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,

Чтоб он место свое знал,

Ты ему создай преграду:

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землей

Или всё залей водой.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться –

Ты костер не разжигай

Там, где зреет урожай.

Вдруг одежда загорелась –

Сразу на пол ты вались,

Сразу по полу катайся,

В одеяло обернись.

Всем давно понять пора:

Детям спички не игра!

Пусть и взрослым будет ясно…

Что с огнем шутить опасно!

Чтобы в наш лес

Не пришла беда,

Будьте, ребята, с огнем

Осторожны всегда

Домой вы получите памятки и ёщё раз вместе с родителями повторите правила

поведения при лесном пожаре.

Памятка.

Действия населения при лесном пожаре.

Ввиду начала пожароопасного сезона обращаем внимание на меры пожарной безопасности. В лесу недопустимо

Пользоваться открытым огнем

Выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах, а также стерню на полях, в лесу;

Разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках, в местах с сухой травой, под кронами деревьев, а также на участках поврежденного леса

Употреблять на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов

Оставлять промасленный или пропитанный горючими веществами обтирочный материал;

Заправлять горючим баки двигателей, использовать неисправные машины, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых гор

Оставлять бутылки или осколки стекла, так как они способны сработать как зажигательные линз

Виновные в нарушении этих правил несут дисциплинарную,

административную или уголовную ответственность

Действия населения в зоне лесного пожар

Окунитесь в ближайший водоем или накройтесь мокрой одеждой;

Для преодоления нехватки кислорода дышите через мокрый платок или смоченную одежду, пригнитесь к земле;

Определите направление ветра и распространение огня

Выбрав маршрут выхода из леса в безопасное место, выходите только в наветренную сторону и вдоль фронта огня

Приняв решение о тушении небольшого пожара, пошлите за помощью в населенный пункт

При небольшом пожаре заливайте огонь водой из ближайшего водоема, сметайте пламя 1,5-2 м пучком из веток лиственных деревьев, мокрой одеждой, плотной тканью;

Небольшой огонь на земле затаптывайте, не давайте ему перекинуться на деревья, не уходите, пока не убедитесь, что огонь потух.

Телефоны службы спасения: 01, 112 (сотовая связь).

Разработала учитель начальных классов

Петрова Елена Николаевна

Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Формирование экологической грамотности, бережного отношения к природе. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров в лесу. Подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, формировать чувство повышенной опасности огня.

Задачи:

  1. Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, пониманию многообразных тайн, скрытых в природе и бережному отношению к ним.
  2. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность
  3. Обучающие задачи: сформировать представление детей о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам. закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"

Методы: поисковые, наглядные, словесные, игровые.

Оборудование:

  • технические средства обучения: ноутбук;
  • плакаты «береги лес!» ;

Предварительная работа:

  • ознакомление с правилами противопожарной безопасности
  • беседа на тему: «Будь осторожен с огнем»
  • чтение художественной литературы: К. Чуковский «Путаница» , С. Михалков «Дядя Степа» (отрывок, Л. Толстой «Пожарные собаки» , А. Найденов «Мыши и спички»
  • отгадывание загадок
  • рассматривание картинок, плакатов о пожарной безопасности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, угадайте мою загадку.

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!

(Лес)

Воспитатель: Правильно, лес! Молодцы! Сегодня мы поговорим о нашем зелёном друге – лесе, о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о бережном отношении к нему. Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите. Тема нашего занятия “Берегите лес”.

Воспитатель: Для этого отправимся в путешествие. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу. В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать человеку хороший урожай.

А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. Лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.

Воспитатель: Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения (обсуждение ситуаций, проговаривание, что не так, а затем вывод правила) .

Воспитатель: Люди любят ходить в лес гулять, собирать ягоды, грибы, шишки. Но не все понимают важность природы и лесов. Приходит весна и люди выезжают на природу, разжигают костры, которые приводят к пожарам. Самый страшный враг леса – это пожар. Причины возникновения пожаров в лесу – костры.

Воспитатель: Ребята, когда я шла в детский сад, ко мне подошли обеспокоенные лесные зверюшки. Я спросила у них, что случилось. Они мне поведали:

Лесные жители встревожены ужасно,
В лесу горит костер, а это так опасно.
Здесь ребята суп варили,
А костер не потушили.

Скорей спешим сюда,
В лесу пожар, нужна вода.
Воспитатель: Кто же нам поможет?
(ответы детей)

Воспитатель: Ну вот, сейчас пожарные им помогут. Сегодня мы поговорим с вами о таком страшном бедствии, как лесной пожар. Страшное зрелище – лесной пожар. Большие беды происходят в лесу во время пожара: гибнут животные и растения, мертвеет почва, воздух наполняется едким, отравляющим дымом! Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя в нашей стране имеется наземная и воздушная служба охраны лесов от пожаров, но любой пожар легче предупредить, чем тушить. Эту беду в лес приносит человек. Люди разводят костер в лесу. Это могут быть туристы или охотники. Они знают, что прежде, чем разжечь костер, нужно выбрать безопасное место подальше от деревьев и кустарников, убрать слой травы вместе с корнями и землей (дерн) . А потом костер следует затушить: залить водой или засыпать землей. Кострище можно закрыть дерном, а можно оставить для других туристов. Бывает, дети приходят в лес одни и играют там с огнем. Ребята, расскажите, чем это может закончиться. Чтобы такого не случилось, лесничие вывешивают у дороги в лес специальные знаки – запрещающие въезд, запрещающие разводить костры, призывающие беречь лес.

Воспитатель: Если, всё же взрослые люди решили развести костёр в лесу, то необходимо расчистить место для костра от травы намного шире, чем будет сам костёр. День должен быть безветренным. Нельзя оставлять костёр без присмотра. Уходя, обязательно нужно потушить костёр, тщательно залив его водой.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а может ли стать причиной пожара в лесу мусор, который нерадивые туристы не убрали после себя? (ответы детей.) Даже крошечное стеклышко может выжечь весь лес. Не знаете как? А очень просто: если на него попадет солнечный лучик, то он разогреет траву или ветки под стеклышком до такой степени, что они могут загореться. Мусор нужно сжечь на костре. А то, что не горит, собрать в пакеты и вынести за территорию леса

Воспитатель:. А еще случаются подземные пожары, когда горят торфяные болота. Такой пожар распространяется медленно, почти без доступа кислорода. Незатушенные пожары могут продолжаться даже зимой под толстым слоем снега.

Воспитатель: А знаете ли вы, почему нельзя жечь сухую траву? Сейчас таких любителей много появилось. Многие люди стараются жечь прошлогоднюю траву, так как думают, что от этого трава будет расти лучше. Но получается наоборот: корни трав выгорают, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не вырастает. При этом погибает масса насекомых и их куколок. В лесу, на месте, где был костер, трава не растет три года, а то и больше.

Воспитатель – При пожаре людям на помощь приходит пожарная охрана. С давних пор пожарные борются с огнем. Это люди мужественные, сильные, потому что их профессия очень опасна. А спешат они на помощь на пожарных машинах. Не только пожарные машины помогают тушить пожар. На помощь людям часто приходят пожарные вертолеты, самолеты.

Воспитатель: А кто знает, как человек может самостоятельно потушить огонь, если он не большой? (затоптать, накрыть одеждой, залить водой, засыпать землей) . Но помните, что это можно делать только взрослым.

Воспитатель: А если огонь большой и человек понимает, что не справится, как он должен поступить тогда? (ответы детей) . Правильно нужно позвонить в пожарную часть. Какой же у нее номер? Подскажите мне, ребята. (01) А что мы должны назвать по телефону? (Назвать свое имя и фамилию; сказать что случилось; указать место, где это произошло) .

Воспитатель: А можем ли мы с вами помочь лесу и предупредить лесные пожары? (ответы детей) .

Воспитатель: Конечно, во-первых мы должны сами соблюдать правила поведения в лесу (не разводить костры, не бросать зажженные спички, не оставлять стёкла, которые в солнечную погоду действуют как увеличительные стёкла и могут стать причиной пожара) .

Воспитатель: А во – вторых, мы можем рассказать об этом другим людям. Я предлагаю вам помочь лесу в предупреждении пожаров. У меня есть красочные плакаты, которые мы сможем развесить в лесу и люди, которые их увидят, вспомнят о правилах, и не будут их нарушать.

В небе – дым, над лесом – жар.
Вылетаю на пожар!
Весь огонь водой зальет
Мой пожарный самолет.

А вы, дети, никогда не разводите огонь сами, помните – спички не игрушка! А если заметили пожар в лесу, сообщите взрослым или позвоните в МЧС по телефону 112.

Физкультминутка

Ручки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Ручки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

Заключение.

– Какую пользу приносит лес человеку?

– Что значит любить природу?

– Что для этого необходимо помнить и делать?

Лес нужно беречь, т.к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.

Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.

Берегите русский лес
Он источник всех чудес!
Чтобы не было пожаров
Не горели бы дома

Не берите, дети, спички
Вы без спросу никогда!
Хоть огонь нас согревает,
Но бывает и жесток

Очень быстро он сжигает
Осторожней с ним, дружок!
Даже малую бумажку
Никогда не поджигай

Береги деревья, пташек
Все вокруг оберегай!

Беседа на тему:

« Лесной пожар»

Подготовила: Хасанова С.В.

2013 год

Цели: - учить детей беречь свое здоровье и свою жизнь, как правильно вести себя в сложившейся ситуации;

Учить детей внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по прочитанному рассказу.

Материал и оборудование: карточки с изображением лесных пожаров.

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о таком страшном бедствии, как лесной пожар. Вот послушайте, как это бывает в сказке.

Не затушенный костер

Однажды ребятишки разожгли в лесу костер. Сначала они бросали в огонь еловые и сосновые сухие шишки, ветки потом стали прыгать через костер. А когда им это занятие надоело, они посидели немного, глядя на огонь. Наконец, друзья кое-как затушили костер, оставив тлеть ветки, и убежали собирать ягоды.

А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки. Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревоженно застрекотала:

Караул! Пожар! Горим! Горим!

Эй, сорока-белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный, знает, как с огнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь. Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.

Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.

Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки пусть засыпают землей огонь! – стал распоряжаться медведь.

А нам что делать? – спросили медведя лисы и волки.

Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, - скомандовал медведь – пожарный.

Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасили. Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.

Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника. С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.

Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветки громко затрещали, лес стал наполняться дымом.

Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!

Нет, с таким огнем нам не справиться! – решили они. – Придется с насиженных мест сниматься и убегать!

Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:

Бегите, детки, за мной к лесному ручью да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.

Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам. Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.

Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел и стал гаснуть – перебраться на другой берег он так и не смог.

Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились настоящие пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает

Влево, вправо наклоняет

Раз наклон и два наклон

Зашумел листвою клен.

Вопросы: Почему в лесу начался пожар? Как звери боролись с огнем? Куда спряталась огненная змейка? Могли ли лесные жители потушить большой пожар? Как звери спасались от лесного пожара? Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком? Почему надо бежать, пригибаясь к земле? Как река помогла зверям спастись от огня? Кто потушил лесной пожар? Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву?

Загадки:

Накормишь – живет,

Напоишь – умрет. (Огонь)

Я мохнатый, я кудрявый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (Дым)

В деревянном домике

Проживают гномики,

Все такие добряки –

Раздают всем огоньки. (Спички)

Наша беседа подошла к концу. Ребята, вы все молодцы! На протяжении всей беседы, вы активно работал, и очень внимательно слушали рассказ. Теперь вы знаете, что лесные пожары очень опасны. Что нельзя разводить костер в лесу. А так же мы с вами научились правильно вести себя при пожаре. Как уберечь себя от огня и дыма.


«Как предупредить лесные пожары»

Беседа для детей среднего возраста адаптивной школы

Цели: Профилактика лесных пожаров. Познакомить с основными правилами пожарной безопасности в лесах.

Задачи:

Определить главные причины возгорания лесов;

Учить правильным действиям во время пожара в лесу:

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Ход беседы:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о лесных пожарах. Скажите, какое время года наступило? Весна очень пожароопасное время, почему?

Наш поселок находится на юге лесостепной зоны, лесов у нас не так много, как на севере нашей области. Вспомните, когда мы были в лесу, видели что, очень много посадок деревьев особенно вдоль дорог. Для чего это сделано?

У нас в стране лес является национальным богатством. Почему?

(ценная древесина, заготовка дров, защищают от ветров и ураганов, укрепляют почву, грибы, ягоды, прекрасный отдых, чистый воздух и т.д.)

Поэтому так важно беречь лес от пожаров. Давайте с вами рассмотрим причины возникновения лесных пожаров. Но сначала объясните мне значение пословиц:

Спички не игрушка, огонь не забава;

Посеешь искру – пожнешь пожар;

С огнем не шути, ветру не верь.

Да, к сожалению, основным источником лесных пожаров, является человек. А, какие еще могут быть источники пожаров в лесу? (молния)

Давайте назовем предметы или действия людей которые могут привести к пожару в лесах. Я буду называть слова, когда вы услышите слово, относящееся к пожару, должны хлопнуть в ладоши. (окурок сигареты, вода, сухая трава, книга, дождь, костер, яблоко, пожар, огнетушитель, карандаш, кисть, огонь, стекло, гроза, игрушки, спички, 01, дерево, бревно, солнце, хозяйственные работы).

Как же нам избежать такой беды, как сохранить лес от огня? Конечно, нужно знать, а самое главное соблюдать правила пожарной безопасности в лесу. Давайте, вместе определим эти правила и напишем памятку, для себя и раздадим другим ребятам в школе. Я буду задавать вам вопросы, мы их обсудим вместе, придем к правильному ответу и запишем в памятку.

    Когда запрещается посещать лес? (после принятия администрацией поселка постановления о временном запрете посещения лесных угодий).

    Где можно разводить костры? (на специальных площадках, огражденных специальной полосой, не менее полметра).

    Нельзя тушить пожары лицам моложе…(18 лет).

    Что нужно сделать при обнаружении лесных пожаров? (немедленно сообщить взрослым или позвонить 01).

    Если вы оказались в зоне лесного пожара? (если рядом с вами есть водоем, намочите одежду, накройте голову и двигайтесь под прямым углом к направлению распространения огня (показать схему)).

    Если вы попали в зону задымления. (закрыть нос и рот платком для защиты от отравления. В условиях сильного задымления,нужно двигаться ползком или пригнувшись).

    Если на вас загорелась одежда? (потушить ее, сняв или прижавшись к земле).

    Если есть пострадавшие (отправить в больницу)

Созданную нами памятку мы раздадим ребятам в школе. Давайте будем сами бережно относиться к лесу и призывать к этому всех. Ведь мы с вами хотим жить на прекрасной планете, вдыхать чистый воздух, а без лесов это не возможно. Наш долг уберечь леса от огня!
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одной из главных задач в предупреждении возникновения и распространения лесных пожаров является работа по проведению лесопожарной профилактики и особенно лесопожарной пропаганды среди населения. Уже несколько лет подряд сотрудники лаборатории охраны и защиты лесов организуют проведение комплекса мероприятий по противопожарной пропаганде в школах города Бийска и Бийского района. Комплекс данных мероприятий носит характер проводимых декад, или своеобразных месячников и включает разные методы и приемы.

К одному из приемов можно отнести проведение бесед, как одного из главных звеньев массово-разъяснительной и воспитательной работы.

В данной статье представлен сценарий проведения одной из бесед, которую можно проводить не только, как внеклассное мероприятие, но и как форму проведения учебного занятия.

Тематика предлагаемой беседы рассчитана на школьников 8-11 классов. В качестве ведущих могут выступать как сами учащиеся, так и их педагоги.

Для повышения эффективности данного вида лесопожарной пропаганды ее желательно сопровождать демонстрацией слайдов, видеороликов, видеофильмов или их фрагментов. Мы практикуем использование студенческих видеоклипов и видеороликов, авторских видеофильмов. Применяем и профессиональные видеофильмы.

Если вблизи школы находится лесохозяйственное предприятие, то для проведения беседы можно пригласить сотрудников лесничества. В нашем случае к проведению беседы привлекались студенты и преподаватели Бийского лесхоза-техникума.

Сценарий беседы о профилактике лесных пожаров.

Тема: «Условия возникновения и развития лесных пожаров».

Цели и задачи беседы:

  • Сформировать представление о важности бережного отношения к природе.
  • Осознать опасность и последствия от лесных пожаров.
  • Предвидеть и предупредить возможность возникновения лесного пожара.

Ведущий (Педагог): Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем цикл бесед о лесных пожарах. Но прежде чем мы приступим к разговору, я предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет о лесном пожаре в селе Николаевка, Михайловского района Алтайского края.

Демонстрируется видеосюжет из видеофильма «Огненный сентябрь».Просмотр видеосюжета создаст в аудитории проблемную ситуацию, повысит мотивацию.
После просмотра и обсуждения видеосюжета ведущий обращается к слушателям аудитории :

Можете ли вы ответить на вопрос: Как звали у древних славян бога молнии, огня и грома? (Древние славяне поклонялись богу - Перуну. От имени бога Перуна произошло название науки о пожарах -пирология.)

Как вы думаете, какое название получила наука, изучающая лесные пожары? (Наука, занимающаяся изучением лесных пожаров называется «Лесная пирология»).

Слайды 3-4

В разговоре дается четкое определение понятия лесного пожара «Лесной пожар – это неуправляемое (стихийное) распространение огня по лесной площади (территории)». При демонстрации слайда 4 обсуждаются причины возникновения лесных пожаров.

Все вы и на уроках физики и химии и в быту сталкивались с процессом горения. Можете ли вы объяснить, как происходит процесс горения, что для этого необходимо?
(После ответов) Верно. Горение представляет собой совокупность явлений, которыми сопровождается реакция, проходящая под воздействием высокой температуры, кислорода воздуха и горючих материалов.

Что нужно сделать, чтобы прекратить процесс горения, а значит предотвратить лесной пожар?» (Исключить один из элементов процесса горения: кислород, горючий материал, огонь).

Ведущий (Педагог): Скажите, какой из трёх элементов процесса горения можно условно отнести к инородному в лесу? (Источник огня) .

После ответов ведущий просит назвать источники огня в лесу (Варианты правильных ответов: горящие спички , непотушенные окурки, незатушенный костер и д.р.)

Ведущий (Педагог): В лес источники огня попадают с деятельностью человека. Но существуют и естественные источники огня, самым распространённым из них являются молнии, возникающие при сухих грозах. Что может загореться в лесу в первую очередь, при каких условиях?»

После ответов учащимся предлагается посмотреть на слайды 7, 8, где представлены пни, сухое дерево, растущее дерево, сухая и зеленая трава.

Ведущий (Педагог): Как вы думаете, одинаково ли в процессе горения поведут себя эти горючие материалы?

Демонстрация слайдов 7, 8. По данным слайдам слушателям даётся возможность провести сравнение разных горючих материалов представленных на слайдах.
После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что от характеристики состояния горючего материала (например: влажности, равномерности распределения по территории, времени года) зависит вид лесного пожара, особенность его распространения.

Ведущий (Педагог): Сейчас мы с вами поговорим о лесных горючих материалах и их роли в развитии лесных пожаров.

Слайды 9-10

Обычно с этой группы горючих материалов чаще всего и начинаются лесные пожары. Поэтому их называют проводниками огня. Почему это происходит? Влажность данного вида растительности изменчивая. Она непосредственно связана с влажностью воздуха, которая меняется в течение суток.
Травы и кустарнички самостоятельно гореть не могут,так как у них достаточно устойчивая (постоянная) влажность.Высыхает данная группа горючих материалов за счет присутствия в них лишайника,или мха.
Эта группа горючих материалов поддерживает процесс горения.

Слайды 11-14

Большой запас естественной захламленности в лесу усиливает процесс горения и даже способствует возникновению верхового пожара. Данную группу горючих материалов относят к проводникам огня. При горения пней, бурелома могут сохраняться очаги горения. Как вы думаете, почему это происходит?

(Идет обсуждение, в результате которого выясняется, что вода не сразу проникает в горящие толстые ветви, пни, бурелом. Для этого необходимо длительное время или наличие особых веществ в огнетушащих растворах)

Хвоя, охвоенные ветви и сучья в пологе древостоя горят лишь при верховых пожарах. (Слайд 15)
Стволы, ветви растущих деревьев сгорают при верховых пожарах редко.Данный горючий материал относят к группе поддерживающих процесс горения

Демонстрируя слайд №16 ведущий задает вопрос: «Как вы думаете почему сами деревья не включают ни в одну из групп горючих материалов?»

(При обсуждении данного вопроса учащиеся вспоминают о плотности древесины, о том что древесина живых деревьях насыщена влагой,что необходимо очень длительное время для ее высыхания).

Весь горючий материал специалисты - пирологии объединили в три класса.
Проводники горения - мхи и лишайники с мелким опадом; лесная подстилка и торф; валежник и пни;
Поддерживающие горение - травы и кустарнички; подрост и подлесок; хвоя, охвоенные ветви и мелкие сучья;
Задерживающие распространение горения некоторые кустарнички и травы (люпин многолетний, бадан), кустарники (сахалинская гречиха, серая ольха, многие виды спиреи) и деревья (липа, осина).

Ведущий (Педагог): Как вы думаете, для чего работникам лесного хозяйства, необходимо знать группы и классы лесных горючих материалов?

Обсуждая вопрос учащиеся приходят к выводу, что знание характеристики лесных горючих материалов позволит предсказать развитие лесного пожара, а значит вовремя предпринять меры по его ликвидации. Растения, относящиеся к классу горючих материалов задерживающих процесс горения, можно использовать для создания некоторых видов противопожарных барьеров, например противопожарных опушек.
Далее можно провести небольшое закрепление выданного материала.
На доске (или при помощи слайдов) ведущий предлагает : «Напишите слова: липа, лишайник, пни. Из предложенных объектов уберите лишний и обоснуйте свой ответ».
(Учащийся должен зачеркнуть лишний объект и пояснить, почему он его выбрал. Липа относится к классу задерживающих процесс горения, а два других объекта к проводникам огня).
Ведущий приглашает учащегося к доске и предлагает: «Напишите слова: лесная подстилка, подрост, древостой. Расставьте стрелками направление распространения огня и поясните свой выбор».
(Учащийся направляет стрелки от лесной подстилки к подросту, а от подроста к древостою, объясняя это тем, что возникший огонь по лесной подстилке может перейти на подрост, а затем при благоприятных условиях подняться в кроны деревьев. В результате может возникнуть и верховой пожар).

Ведущий (Педагог): Вот и подошел к концу наш разговор. Сегодня мы с вами познакомились с условиями, необходимыми для возникновения и распространения лесных пожаров, узнали о горючих материалах и их роли в развитии лесных пожаров.

На фоне слайда №22 ведущий задает вопрос: Ответьте пожалуйста на вопрос: «Для чего всё, о чем мы сегодня говорили необходимо знать?»
(После ответов)
Действительно, знание всех, рассмотренных нами вопросов необходимо для прогнозирования пожара. Это знание позволяет вовремя предупредить распространение пожара, подготовиться к борьбе, правильно разработать тактику тушения пожара.
Для разработки тактики тушения лесного пожара необходимо знать способы борьбы.Этому вопросу будет посвящена наша следующая встреча.
Для того, чтобы наша следующая беседа прошла успешно,подумайте дома над вопросом «Что общего между военными сражениями и сражениями с лесным пожаром?» (Слова сопровождаются слайдом №23)

До новой встречи!

Если осталось достаточно времени, можно продемонстрировать фрагменты видеофильма о лесных пожарах.
(В нашем случае демонстрировался видеофильм «Когда Перун сердится».)

Список используемой литературы:

1. Е.А. Щетинский «Охрана лесов» ВНИИЛМ 2001 г.
2. М.Г.Червонный «Охрана лесов» Москва «Лесная промышленность» 1981 год.
3. Интернет ресурсы: официальный сайт Рослесхоза www.rosleshoz.gov.ru , официальный сайт Авиолесоохрана



Просмотров