С первой июня будут запрещено иностранных ву. Иностранные водительские права: можно ли ездить в РФ и как заменить

Более одиннадцати тысяч белорусских водителей, трудоустроенных в российских транспортных компаниях, похоже, отделались легкой нервотрепкой. В самое ближайшее время им обещают вернуть право на труд, которого они лишились 1 июня.


В этот день, напомним, в РФ вступил в силу закон, запрещающий работать профессиональными шоферами лицам с иностранными водительскими удостоверениями.

Честно говоря, не всё учли, - признает Посол России в Беларуси Александр Суриков. - Поэтому после лета к закону примут поправки, исключающие требование о необходимости иметь российские права водителям из стран Евразийского экономического союза. Естественно, и Беларуси. А пока есть договоренность, что на ближайшем заседании Совета Министров Союзного государства, которое состоится в Санкт-Петербурге, правительствами двух стран будет принят временный акт.

Подобный поворот обрадует не только всполошившихся трудовых мигрантов, уже начавших было подумывать о вариантах продолжения карьеры, но также их работодателей. Представители перевозчиков не скрывают: высококвалифицированных кадров - дефицит, российские водители по сравнению с их коллегами из-за рубежа требуют более высокую зарплату.

А для транспортных компаний этот факт, дело ясное, весьма невыгоден. Может привести к резкому увеличению затрат, а соответственно, и к росту цен на грузоперевозки. На отсрочку принятия решения российские компании на этот раз даже не рассчитывали и уже понесли определенные издержки на переподготовке водителей - о необходимости введения подобной нормы говорят уже четыре года, даже сроки сдвигались дважды. "Красный свет", к слову, перед гастарбайтерами решили зажечь после резонансного ДТП в Московской области летом 2013 года, когда "КАМАЗ" протаранил рейсовый автобус. 18 человек погибли, более 60 пострадали. Позже выяснилось, что права водителю большегруза были выданы в Армении, а 30 процентов всех аварий на российских дорогах происходят по вине иностранцев. Эксперты в ответ на этот довод резонно замечают: к представителям Средней Азии действительно то и дело возникают вопросы. Только почему, возмущаются водители, с которыми мне удалось пообщаться, в "черный список" внесли всех огулом, не разбираясь в национальностях, стаже работы, наличии или отсутствии удостоверения международного образца и союзных договоренностях?

Из 120 тысяч водителей, работающих по найму в России, 70 тысяч не имеют российских прав, - приводит данные глава Комитета Госдумы ФС РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев. - В их числе 11,5 тысячи белорусов (трудоустроенные в основном в Смоленской и Брянской областях) и около 30 тысяч киргизов. В ряде городов в связи со вступлением в силу закона фактически может быть блокирована работа общественного транспорта, где трудятся много иностранцев. Например, в Санкт-Петербурге почти 50 процентов водителей - именно из стран СНГ.

В самой Беларуси за ситуацией наблюдают спокойно. Ведь на работу местных перевозчиков принятый закон никак не повлиял. Для дальнобойщиков, работающих в белорусских компаниях, все осталось, как и прежде, - российские права, чтобы колесить по тамошним дорогам, им получать не нужно. К тому же, заявлял по горячим следам министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак, принятое россиянами решение можно рассматривать как шаг, который позволит белорусским водителям-международникам вернуться домой и закрыть дефицит водительских кадров в стране:

В белорусских компаниях существует огромная кадровая проблема. Ведь чтобы подготовить водителя-международника, надо затратить много усилий, вложить кучу средств. Поэтому наши перевозчики восприняли эту норму как облегчение, - отметил министр. - Хотя как гражданин я могу сказать, что когда есть препятствие поехать куда-то работать, это не очень хорошо.

И водители, и их работодатели сейчас находятся в режиме ожидания. Эксперты анализируют: российские перевозчики резких движений, направленных на разрыв контрактов с иностранными водителями, решили не делать. Благоразумно выждали паузу, работая, как и прежде. Ведь, несмотря на глобальную подготовку, даже техническая возможность сдать на российские права для белорусских шоферов в той же Смоленской области так и не была предоставлена. Теперь все ждут вестей из Санкт-Петербурга. Свое веское слово в решении проблемы должно сказать союзное правительство.


Инфографика РГ / Михаил Шипов / Виктор Расторгуев

«Комсомолка» разбиралась, как в столице изменилась ситуация с водителями-гастарбайтерами

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Изменить размер текста: A A

Всего пару недель назад депутаты Госдумы обещали, что закон об отмене иностранных водительских прав в России принимать пока не будут. Мол, примем поправки, какие надо. И отложим до следующего года. Однако принять ничего не успели. И сами не заметили, как тот самый закон благополучно вступил в силу (с 1 июня). Теперь с иностранным удостоверением в нашей стране можно ездить только на личной машине. Или взятой напрокат, например. Занимать же должность шофера можно только с российскими правами. Иначе штраф - от 5 до 15 тысяч рублей водителю, и 50 тысяч - его работодателю (юридическому лицу).

«ПОНАЕХАЛИ, ПОНИМАЕШЬ!»

И вот спустя неделю после того, как приняли этот закон, я стою возле станции метро «Коньково» и вызываю машину. Ну, думаю, сейчас проверим, у кого какие права. Сервис «Яндекс .Такси» направил ко мне извозчика, которого зовут Назирли Гусейнага Назар оглы. Я, конечно, деликатно верил, что у него с документами все в порядке... Но все же до последнего мне что-то подсказывало, что это не так.

Мне эти ваши права совсем не нужен! - вспыхнул водила словно порох. - У меня смс -ка есть!

Таксист передал мне свой мобильный телефон, в котором было написано: «Профсоюз трудящихся мигрантов информирует: вы можете продолжать использовать зарубежные права. По нашим данным, сотрудникам ГИБДД дано указание не штрафовать за них, а Госдума перенесет введение закона на июнь 2018».

Да я на прошлой неделе с депутатом Госдумы общался, который этот закон принимал! - хотел всплеснуть я руками, но вовремя притаился.

Это все-таки профсоюз пишет, - сказал мне Назар, успокоившись. - Ему виднее.

Под мелодичные мотивы восточной музыки мы мчались на «Kia Rio» по Профсоюзной улице и с дельным видом осуждали приезжих. Мол, заполонили всю столицу! При этом водила приехал в Москву из солнечного Азербайджана , а я из Курска .

Таксист снова распалялся и, отрывая руки от руля, восклицал:

Как они тут работают, не понимаю! Языка не знают! Города не знают! Вести себя не умеют, слушай. Один недавно поспорил с клиентом. И четыре раза пырнул его ножом. Это что, нормальное поведение?

- Мне кажется, что нет, - ответил я искренне.

А, как приехал, сразу позвонил в профсоюз мигрантов. Мне там сказали, что это все чушь собачья. Никаких смс они не рассылали. Скорее всего, это сообщение водила отправил с чужого номера сам себе. Чтобы - в случае чего - показывать инспекторам.

«ПРИХОДИТЕ К НАМ РАБОТАТЬ»

На следующий день я продолжил свой эксперимент и снова вызвал такси. Только уже через «Uber». Водитель оказался с российскими правами. Что не удивительно. В Москву он приехал из Дагестана (республика России, - прим. авт). Наверное, поэтому он вел себя на дороге словно абориген. А я, пока ждал его, случайно нажал в приложении на кнопку «Попробуйте себя в качестве водителя». И через секунду прочитал: «Зарабатывайте хорошие деньги. Вы решаете сами, сколько и когда работать. Без офисов и начальников». Я вернулся на прежнюю страницу, но уже через несколько минут мне на мобильник позвонил диспетчер и предложил работу.

- Увы, но у меня иностранные права, - соврал я, ожидая ответа.

Ничего страшного, - сказали в компании «Uber». - Они же международного образца? Вы нам подходите...

На самом деле, водительское удостоверение международного образца - это не какая-то отдельная категория, а такие же иностранные права, только с английским переводом. Вряд ли в российской ГИБДД есть сотрудники, умеющие читать иероглифы. И для того, чтобы японец мог ездить на своем авто по Москве, такой документ и оформляется. И, согласно закону от 1 июня, ни таксистам, ни водителям автобусов с троллейбусами он не подходит.

(Кстати, в ГУП «Мосгортранс » из 16 тысяч водителей полторы тысячи иностранцы - и 80% из них сдали экзамены с вождением и получили российские права).

«НЕЛЕГАЛЫ КАК ЕЗДИЛИ, ТАК И ЕЗДЯТ»

Таксист с 18-летним стажем Евгений Бокарев уверен, что иностранные права абсолютно не пугают их владельцев. Несмотря на принятый закон. Потому что в итоге так получается, что штрафовать некого.

Большая лизинговая компания сдает в аренду машины какой-нибудь фирме, - рассказывает Евгений. - Эта фирма накручивает цену и тоже их сдает - уже в субаренду. Третья компания - совсем мелкая - предлагает иномарки таксистам. Те берут их. Например, за 2500 рублей в сутки. Но потом оказывается, что последняя компания - примитивная однодневка, с которой и взять-то нечего. Прилетает штраф из ГИБДД, но платить его некому. При этом сам таксист - физическое лицо. Его тоже могут наказать. Но сумма штрафа гораздо меньше.

Я позвонил в столичное управление ГИБДД, но там от комментариев упорно отказываются.

Если по хорошему проверять водителей такси, то половина из них работает нелегально, - заявил Бокарев. - Путевки оформляют сами - бланки есть в свободной продаже. Печати медосмотра покупают через интернет (одна стоит 700 рублей). Подписи механиков, которые должны осматривать машины, тоже поддельные. Главное, что нужно иметь на руках - разрешение на таксомоторную деятельность. Если работаешь сам на себя, оформляешь ИП и получаешь его в Дептрансе (делается в течение трех недель бесплатно). Если на компанию, то это ее заботы.

Во дворах часто встречаются брошенные машины такси. Особенно сейчас. Это связано с законом об отмене иностранных прав?

Не думаю. Гастарбайтеры и раньше бросали автомобили. Им обещали золотые горы, зарплаты до 160 тысяч рублей (в объявлениях). А на деле они не могут даже окупить аренду машин. Вот и бросают их где попало. От злости. Сейчас этот рынок раздули до крайности. В Москве и по области около 120 тысяч таксистов. Для сравнения, в советское время было 18 тысяч.



ОБУЧЕНИЕ НЕ ДОРОЖАЕТ

По словам председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослава Щербинина, за прошедшую неделю в Москве не вышли на работу около 30 тысяч водителей. Все они - приезжие ребята. Львиная доля от этого количества - легальные таксисты. Потому что нелегалам (по сути) бояться нечего. Они и до 1 июня возили пассажиров незаконно. В области тоже штат водителей ощутимо сократился (на 25-30%). Об этом сообщил «КП » руководитель Ассоциации таксистов Подмосковья Андрей Титов .

Казалось бы, сейчас все эти люди ринутся переучиваться на права, а значит и стоимость обучения должна повыситься. Но, обзвонив пять-шесть автошкол, я выяснил, что все как раз совсем наоборот.

Мы даже готовы предоставлять скидки мигрантам, - рассказали мне в одной из компаний. - Именно тем, которые работают водителями. Все равно учить их особо не нужно. Ездить умеют.

Минимальная стоимость учебы, которая мне попалась, 18500 рублей. Наибольшая - 32000 (в этом случае количество занятий максимальное и проходят они в удобное для будущих водителей время).

В таксомоторных парках мне в основном говорили, что водителей с иностранными правами они в принципе стараются не брать.

У меня, например, в принципе такая политика, что я не беру водителей с иностранными документами, - заявил «КП» руководитель 6-го таксомоторного парка Александр Саная. - У нас 1100 машин. И все водители с российскими правами.

А у нас 800 машин, - рассказал руководитель компании «Формула такси» Виталий Прокин. - С принятием закона на работу не вышли 5% водителей. Все они приехали в Москву из Беларуси . Видимо, кто-то из них вернется на родину. Кто-то будет переучиваться.

Понятно, что руководители других частных фирм, организующих пассажирские перевозки, не намерены признаваться, что у них работают водители с иностранными правами. Потому что теперь это незаконно.

1 июня вступает в силу закон, запрещающий гражданам с иностранными правами управлять автобусами, грузовиками и такси. Запрет, по оценкам депутатов Госдумы, коснется десятков тысяч гастарбайтеров по всей стране. Предприятия, перевозящие пассажиров, заявляют, что перебоев в работе не будет: водителей-иностранцев в отрасли работает немного, многие уже имеют российские права. При этом единого мнения, кого штрафовать за нарушение запрета - водителя или компанию,- в регионах нет.


1 июня вступает в силу новая редакция закона «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 13 ст. 25 закона, водителями с иностранными правами запрещается управлять автомобилем «при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами». Речь идет о водителях грузовиков, автобусов, коммунальной техники, такси, пояснил “Ъ” глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.

Смысл инициативы, которая вынашивалась властями несколько лет, в том, чтобы допускать приезжих водителей на дорогу только после сдачи экзамена в ГИБДД. Это связано, в частности, с высоким уровнем коррупции в странах СНГ: большинство водителей приезжает оттуда, при этом там легко купить права без обучения. Запрет был введен еще в 2014 году с отсрочкой вступления в 2015 году, но с тех пор несколько раз переносился, в том числе чтобы водители успели сдать экзамены и получить удостоверения. Депутаты очередной раз намеревались перенести его на 1 июня 2018 года, но не успели: соответствующий законопроект принят Госдумой 17 мая 2017 года в первом чтении, сейчас он разослан в регионы для сбора предложений.

Ранее господин Москвичев говорил, что 70 тыс. водителей управляют транспортными средствами по найму, не имея российских прав. В разговоре с “Ъ” депутат в среду подчеркнул, что эти данные оценочные. «Я проводил совещание с перевозчиками, кто-то других водителей набирает, кто-то дает месячный отпуск работникам. Люди думают, как выйти из положения»,- говорит он. Он не исключил, что по мере подготовки законопроекта о переносе запрета необходимость в нем вообще отпадет.

“Ъ” запросил в региональных ГИБДД данные о водителях с иностранными правами. Так, в Челябинской области в сфере пассажирских перевозок работают 846 водителей-иностранцев, не имеющих национальных прав, больше половины из них - граждане Киргизии, остальные - таджики и казахи. В Новосибирской области зарегистрировано 105 водителей с иностранными правами, в Свердловской области - более 900 водителей (из них около 40% обменяли права). В Казани в пассажирских предприятиях города работают 554 иностранных водителя, 90% уже обменяли права.

Спецрейдов в связи с новым запретом ГИБДД не планирует. В УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области “Ъ” пояснили, что будут проверять документы «в ходе повседневной работы на маршрутах патрулирования», а также в ходе плановых оперативно-профилактических мероприятий. При этом единого мнения, кого нужно наказывать, у органов ГИБДД нет. Так, начальник ОГИБДД Уфы Ильнур Садыков заявил, что в случае, если у водителя не окажется российских прав, он будет оштрафован на 5–15 тыс. руб. (ст. 12.7 КоАП, транспортное средство эвакуируется). Так же считают в УГИБДД Новосибирской области. А вот в УГИБДД Ульяновской области говорят, что инспектор при выявлении нарушения сможет лишь собрать пакет документов, которые будут направлены работодателю для наложения штрафа. Похожее объяснение “Ъ” дали в УГИБДД по Нижегородской области: если сотрудники обнаружат за рулем иностранца без российских прав, протокол будет составляться только на должностное лицо, «ответственное за техсостояние и эксплуатацию транспорта» (согласно КоАП, штраф - 50 тыс. руб.).

В столичном «Мосгортрансе» “Ъ” заверили, что запрет не отразится на работе предприятия: из 1,7 тыс. водителей-иностранцев свыше 80% получили российские права, 300 человек, если не успеют это сделать, покинут компанию с 1 июня (всего в ГУПе работают 16 тыс. водителей). В подмосковном «Мострансавто» работают 400 водителей с правами иностранного образца: те из них, кто не успеет получить российские права (точное количество не сообщается), на линию сегодня не выйдут. В ГУП «Пассажиравтотранс» (социальные маршруты в Петербурге) “Ъ” сообщили, что из 3,7 тыс. водителей только 27 - иностранцы, все они имеют российские права. «Раньше приезжих водителей было очень много,- заявил “Ъ” глава совета директоров воронежского холдинга “Автолайн” Дмитрий Крутских.- Но три года назад было дано что-то вроде негласной рекомендации: водителей с иностранными правами на работу желательно не принимать». В муниципальных пассажирских предприятиях Новосибирска “Ъ” заверили, что водители с иностранными удостоверениями у них не работают. Муниципальное транспортное предприятие Нижнего Новгорода «Нижегородпассажиравтотранс» уже несколько лет не принимает на работу иностранных граждан, при этом до половины водителей на городских маршрутках по-прежнему выходцы из стран ближнего зарубежья.

Председатель профсоюза столичных таксистов Александр Макаров заявил “Ъ”, что в Москве работает «много» иностранцев без российских прав, но конкретную цифру назвать не смог. «На практике водители запрет поначалу будут игнорировать, дальше все будет зависеть от активности проверяющих органов,- заявил он.- Даже если все эти иностранцы перестанут выезжать на дорогу на такси, то клиенты вряд ли это ощутят, московский рынок такси и так перенасыщен, машин хватит».

05 ноября 2013 года в нашей стране стартовала «реформа водительских удостоверений», в соответствии с которой вносятся изменения в закон «О безопасности дорожного движения». Сегодня мы продолжим рассматривать, какие же изменения коснулись автолюбителей с начала этой реформы.

В предлагаемом материале мы поговорим о тех особенностях, которые касаются использования водительских прав иностранными гражданами в РФ. А если конкретно, то мы расскажем о том, когда и в каких случаях иностранные граждане имеют право пользоваться национальными правами, какие условия позволяют использовать международные права, и в каких случаях им необходимо будет получать российские водительские права.

Особые отметки водительского удостоверения

Все же в первую очередь мы присмотримся к графе «особые отметки» в водительских правах. Такая графа в федеральном законе «О БДД» ранее нигде не упоминалась:


Это значит, что если в водительском документе отмечено, что очки/линзы обязательны, то водитель обязан выполнять такие требования. Если человек таких требований не выполняет – водительские права будут считаться юридически недействительными.

Подробное описание особых отметок и все, что с ними связано Вы можете прочитать в другой нашей статье « ».

Использование водительских удостоверений иностранцами

Рассмотрим особенности пользования водительскими удостоверениями иностранными гражданами:


Стоит обратить внимание, что п. 12 статьи 25 говорит о том, что в первую очередь здесь говорится об российских водительских правах национального образца. Таким образом, если у водителя-иностранного гражданина есть российские национальные права, значит управлять транспортными средствами он может только с ними.

В случае, когда российские национальные права отсутствуют – он имеет право пользоваться иностранным удостоверением.

Сразу отметим: иностранные водительские права не подходят для занятий коммерческой деятельностью. Управлять личным автомобилем иностранцу можно без проблем, но вот водить маршрутное такси можно будет только с российскими правами на руках.


Управления транспортом на территории России возможно с использованием иностранного международного водительского удостоверения, но такой документ должен дополняться в сочетании с иностранными национальными правами.


Иностранное национальное удостоверение конечно можно использовать и без сочетания с международным, но тогда оно должно идти в паре с заверенным нотариально переводом на русский язык. Или должно быть оформлено с дублирующими записи в правах символами русского/латинского алфавитов.


Чтобы было понятнее, подытожим все возможные ситуации, когда гражданин иностранного государства может управлять транспортным средством на территории РФ:

  1. При наличии водительских прав национального российского образца.
  2. При наличии одновременно и национальных прав своей родины и прав международного образца.
  3. При наличии национальных прав своей страны, но с буквами, дублированными на русский либо латиницу.
  4. При наличии национальных прав своей страны и нотариально заверенного их перевода.

Если с документами, позволяющими управлять автомобилем, мы разобрались, тогда рассмотрим такие нюансы:


Здесь говориться, что иностранцу можно управлять автомобилем только тогда, когда его возраст будет соответствовать установленному российским законодательством.

Простой пример: Во многих европейских странах и США права по категории «B» можно получить уже в 16 лет. В нашей же стране подобные права станут для иностранца действительными только после того, как юному водителю исполнится 18 лет. Всё то же самое можно сказать и про другие категории прав.


Конечно, есть и вариант . Порядок такой процедуры устанавливает Правительство в соответствии с правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи прав водителя.

Это были основные тезисы по использованию иностранцами водительских прав на территории РФ.


Водительские права для иностранцев в России 2017 где и как получить, подробная информация: как известно, в России иностранные права совсем скоро будут приняты за недействительны. Это значит, что иностранные граждане, которые еще не оформили российское водительское удостоверения обязаны сделать это в кратчайшие сроки.

Следует отметить, что данный запрет действует только для иностранных граждан, у которые управление транспортным средством является основным заработном. Штраф за нарушения данных правил будет получать также предприниматель, который нанял личность с иностранными правами.

Водительские права для иностранцев в России 2017 где и как получить, подробная информация: когда будет действовать иностранные права

Российские чиновники приняли решение о том, что иностранным водителям с зарубежными удостоверениями следует дать возможность обменять права на российские. Как отмечают инструкторы по вождению, все водители-иностранцы, которые хотят обменять свои национальные права на российские удостоверения, могут это спокойно сделать.

Закон о запрете использования в РФ иностранных водительских прав должен был вступить в силу еще в 2014 году. Позже власти решили отложить вступление в силу этого закона.

Причиной отсрочки стал риск остановки общественного транспорта. Дело в том, что очень много иностранцев с национальными удостоверениями работают водителями на общественном транспорте в РФ. Как показывают данные статистики, одна треть водителей общественного транспорта - граждане зарубежных государств.

Водительские права для иностранцев в России 2017 где и как получить, подробная информация: как обременять пава на российские

Для обмена национального водительского удостоверения необходимо обратиться в подразделение ГИБДД, которое находится по месту пребывания (или месту жительства) иностранного гражданина. После обращения в ГИБДД нужно будет сдать два экзамена - теорию и практику вождения.

Заметим, что в ГИБДД в обмене национальных прав на российские могут отказать по следующим причинам:

Был предоставлен неполный пакет требуемых документов;
. срок действия поданных документов истек;
. в документах присутствуют сомнительные пометки (печати, подписи, подчистки);
. заявитель не достиг возраста для получения ВУ;
. при лишении иностранных прав за нарушение Правил дорожного движения;
. при несоответствии представленного пакета документов действующему российскому законодательству;
. при недостоверно указанных данных в поданных заявителем документах;
. при предоставлении украденных (фальшивых) документов.



Просмотров