Европротокол. Европротокол – что это

Наверняка, многие водители знают, что такое Европротокол, а некоторые уже использовали его при ДТП. Но, как говорят, повторение - мать учения. Давайте еще раз вернемся к этому вопросу. Тем более, как показывает практика, еще не все водители знают, что это такое и, как это работает на деле.

По статистике ГАИ в 2014 году только в одной Минской области произошло 16,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых не было пострадавших. При этом только около 15% ДТП были оформлены без вызова ГАИ на место происшествия.

  1. Так что же такое Европротокол?

Европротокол (или Извещение о дорожно-транспортном происшествии) представляет собой документ, который составляется водителями на месте происшествия без вызова сотрудников ГАИ. Бланк извещения состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая копией. (Поэтому заполнять бланк нужно с сильным нажимом авторучки, чтобы на втором листе также были видны четкие надписи.) Выдается бланк Извещения в страховых компаниях (бесплатно) при заключении Договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

  1. В каких же случаях составляется Европротокол без вызова на место ДТП сотрудников ГАИ?

В Указе Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 N 519 перечислены все случаи, при которых Европротокол может быть составлен без вызова ГАИ. Так, основным условием является, то, что в ДТП должно быть не более двух участников. При этом ущерб может быть причинен только имуществу. Если пострадали люди, вызов ГАИ обязателен.

Далее, участники ДТП должны иметь соответствующие удостоверения на право управления транспортным средством и действующие страховки. Оба участника ДТП не должны находиться в состоянии алкогольного опьянения и не иметь претензий по этому поводу друг к другу. Сумма предполагаемого ущерба, причиненного в ДТП, не должна превышать в эквиваленте 400 Евро. И, конечно, же, участники ДТП должны договориться между собой, кто из них виновен в данном ДТП.

  1. Как заполнять бланк Европротокола?

Главное требование - бланк должен быть заполнен на месте происшествия. Все разделы бланка должны быть заполнены аккуратно, без помарок и исправлений. Как правило, страховые компании не принимают документы с исправлениями. Лучше, если оба участника ДТП предварительно проговорят все моменты и выяснят все подробности ДТП. А уже после этого приступят к заполнению бланка.

Бланк должен быть подписан обоими участниками ДТП. Оригинал бланка остается у потерпевшего в ДТП, а копия передается виновнику. Будет не лишним заручиться контактными данными свидетелей ДТП, если они были.

  1. Как получить возмещение?

После заполнения Европротокола потерпевший должен представить его в страховую компанию. Желательно, чтобы это была компания, в которой застрахован виновник ДТП. А еще лучше, если оба участника ДТП поедут в страховую компанию вместе для проведения осмотра обоих транспортных средств. Это исключит всякие подозрения о недобросовестности и ускорит оформление страховых выплат.

Страховая сумма должна быть выплачена потерпевшему в течение 5-7 рабочих дней.

Как показывает опыт, если все условия были соблюдены, никаких претензий у страховщиков не возникает и ущерб выплачивается в установленные сроки.

Более широкое применение практики оформления Европротоколов позволит существенно разгрузить сотрудников ГАИ, уменьшив количество выездов на незначительные ДТП, сократить время оформления самого ДТП и уменьшить пробки на дорогах.

Ну, а если вы все-таки не уверены, что все можете сделать так, как надо, или не достигните договоренности со вторым участником ДТП, вызывайте ГАИ!

Казалось бы, упрощенная схема оформления ДТП без вызова ГАИ — так называемый европротокол - выгодна всем. Водителям не нужно ждать инспекторов, инспекторы не тратят время на "мелочовку", а заторы, образовавшиеся из-за ДТП, рассасываются быстрее. Но европротокол по-прежнему не нравится нашим водителям.

Европротокол - дело тонкое

Пересечение улицы Осипенко и Старовилен-ского тракта. «Форд» и «Мерседес» столкнулись около пешеходного перехода. Первый ряд стоит, череда машин в крайнем правом растянулась на десятки метров. Водители решили разобраться по старинке с помощью расписки, но мимо проезжала патрульная машина ГАИ.

Может, лучше европротокол? 15 минут - и разъехались, - инспектор ДПС ОГАИ Центрального РУВД Минска Артем Попок подсказывает водителям быстрое решение их проблемы.


Водитель «Форда» Андрей пожимает плечами, а владелец «Мерседеса» Василий о европротоколе слышал. Несколько месяцев назад уже попадал в такую ситуацию: тогда - в качестве потерпевшего, сейчас - в статусе виновника. «Позвонил телефон, я отвлекся и въехал во впередистоящую машину», - вину владелец внедорожника признает. Вот только европротокола при себе нет.

Бланки должен выдавать страховщик после заключения договора. «Эти бланки можно бесплатно взять почти на всех автомобильных заправках», - объясняет автомобилистам Артем Попок.


Европротокол можно бесплатно взять на любой заправке

Его коллега Дмитрий Павлов рассказывает, как оформить бланк: «Он состоит из двух страниц: первая - оригинал, вторая - копия. При заполнении нажимайте на ручку сильнее, чтобы надписи на втором экземпляре были четкие. Главное - заполнить без помарок. Как показывает практика, документы с исправлениями страховщики не принимают». Сложностей при заполнении возникнуть не должно: на обратной стороне есть подробная инструкция, что и как делать.

Согласовав все моменты, Василий и Андрей подписывают документ. Оригинал остается у потерпевшего, копию забирает виновник. На все про все 10 минут.


Инспектор ГАИ объясняет, как заполнять европротокол

Кстати, если бы аварию оформляли инспекторы, Василию за это ДТП пришлось бы заплатить штраф до 10 базовых. Но так как участники ДТП разъехались без привлечения сотрудников ГАИ, виновника к административной ответственности привлекать не будут, а ущерб возместят страховщики. Главное - не затягивать и обратиться к ним в течение пяти рабочих дней. Страховую сумму выплатят в течение 5 дней после обращения.

По словам инспекторов, информацию о том, что при аварии есть вариант разъехаться без ГАИ, водители пропускают мимом ушей и в случае чего действуют по старинке. Это подтверждается и на практике: остановив 10 машин, мы поинтересовались у водителей, знакомы ли они с европротоколом. Всего четверо о нем слышали, и лишь у двоих бланк оказался при себе.


А ведь упрощенный порядок оформления ДТП действует в стране уже около пяти лет. Условия прежние: в аварии столкнулись не больше двух машин, пострадавших нет, водители трезвые и между ними нет спора, кто виноват, у обоих есть права и действующая страховка. Ну и, конечно, вред, причиненный имуществу каждого из участников, не превышает 400 евро по курсу Нацбанка.

Видимо, последнее обстоятельство и останавливает многих автовладельцев разбираться в аварии самостоятельно. Ведь на глазок в стрессовой ситуации не определишь точную сумму ущерба. Кто-то вообще не разбирается в стоимости запчастей. Иногда скрытые повреждения, ремонт которых превысит 400 евро, можно увидеть только постфактум на СТО. Вот водители и предпочитают дожидаться инспектора, чтобы не попасть впросак.

Часто слышу от автовладельцев: «Я позвонил в салон, и мне сказали, что деталь стоит 500 евро». Да, может быть. Но это цена нового элемента для новой машины, а если вашему авто уже лет 10-15, то от цены деталей страховщик будет минусовать их износ, - объясняет старший инспектор ДПС ОГАИ Центрального района Вячеслав Поплевко.

Окончательный размер ущерба определит страховщик. Это может быть и 10, и 200 евро.

Сейчас во многих странах Европы вся «мелочевка» оформляется по европротоколу. В Литве, например, вызов полицейского на мелкое ДТП стоит 50 евро. У нас же срабатывает принцип: «Вдруг я что-нибудь напутаю, лучше позвонить в ГАИ». А пока инспекторы оформляют царапины на бамперах, нередко случаются серьезные ДТП.

Цифра

По данным Белорусского бюро по транспортному страхованию, в этом году более 25% страховых случаев было оформлено по европротоколу. Для сравнения, в прошлом году их было около 15%. Рост количества страховых случаев, оформленных по европротоколу, специалисты связывают с увеличением размера страхового возмещения с 200 до 400 евро.

Инна ГОРБАТЕНКО

Данные вопросы читателя «ГЧ» переадресовал ВРИО начальника Ганцевичского оГАИ Евгению Малевичу.

– Так что же такое Европротокол?

– Европротокол (или Извещение о дорожно-транспортном происшествии) представляет собой документ, который составляется водителями на месте происшествия без вызова сотрудников ГАИ.

Бланк извещения состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая копией.
Введено это было уже более пяти лет назад. Сначала это был своего рода эксперимент, а сейчас уже люди охотно пользуются таким упрощенным порядком оформления ДТП.

Статистика показывает, что каждая третья авария оформляется без вызова ГАИ.

– Как заполнять бланк Европротокола?

– Главное требование – бланк должен быть заполнен на месте происшествия. Все разделы бланка должны быть заполнены аккуратно, без помарок и исправлений. Как правило, страховые компании не принимают документы с исправлениями. Лучше, если оба участника ДТП предварительно проговорят все моменты и выяснят все подробности ДТП. А уже после этого приступят к заполнению бланка.

Важно!

– В каком случае может быть оформлен Европротокол?

– Европротокол может быть оформлен при следующих условиях:
– участники аварии должны прийти к обоюдному согласию,
– в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей,
– ущерб в них не должен превышать 400 евро,
– вред может быть нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей.
– оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения, страховки и т. д.

– Какие ошибки могут быть допущены при оформлении ДТП без участия ГАИ?

Во-первых…

Есть опасность того, что владельцы поврежденных автомобилей не всегда могут учесть в скрытые дефекты. Можно дотошно записать в документ все повреждения внешние, до последней царапинки, и не обратить внимание на повреждения внутри автомобиля.
После удара в переднюю часть авто нужно обязательно проверить посмотреть световые приборы, работу блоков радиатора, убедиться нет ли течи технической жидкости. Если в чем-то сомневаетесь, то лучше вызвать сотрудников ГАИ и не рисковать.

Во-вторых…

Бывает, что потерпевший обнаруживает незамеченные ранее повреждения уже после подписания европротокола, когда бланки разъединены. Тогда некоторые решают дописать дефекты, и при этом он убежден, что никого не обманывает.
Но, если у страховщика появятся сомнения, то он запросить второй бланк и если будет несоответствие, тогда не только будет приостановлена выплата, но и разбирательства с правоохранительными органами.

Третье…

Нужно быть внимательными ко всем пунктам. И ставить подписи в обеих графах, и там, где потерпевший и там, где причинитель вреда.

Четвертое…

Одно из главных условий оформления Европротокола – наличие действующих водительских прав. Потерпевший заинтересован в проверке документов у виновника.
По правилам обязательного страхования участники происшествия обязаны обменяться данными. Если виновник отказывается предоставить документы, тогда о каком оформлении Европротокола вообще может идти речь? Вызывать ГАИ, и точка!

– Как получить возмещение?

– После заполнения Европротокола потерпевший должен представить его в страховую компанию.

Желательно, чтобы это была компания, в которой застрахован виновник ДТП.

А еще лучше, если оба участника ДТП поедут в страховую компанию вместе для проведения осмотра обоих транспортных средств. Это исключит всякие подозрения о недобросовестности и ускорит оформление страховых выплат.

Страховая сумма должна быть выплачена потерпевшему в течение 5-7 рабочих дней.



Просмотров