Что такое раскаяние определение для детей. Значение слова «раскаяние

раскаяния, мн. нет, ср. Действие и состояние по глаг. раскаяться-раскаиваться, сожаление о совершенном дурном, неправильном, ошибочном поступке. того змия воспоминаний, того раскаянье грызет. Пушкин. Преступник заявил о своем раскаянии в совершённом преступлении. Принести р. заявить о своем раскаянии).


Смотреть значение Раскаяние в других словарях

Раскаяние — сожаление
угрызение
Словарь синонимов

Раскаяние — Безграничное, безмолвное, бесплодное, беспокойное, бесполезное, боязливое, глубокое, горестное, горькое, душевное, жгучее, запоздалое, искреннее, искупительное, исступленное,........
Словарь эпитетов

Раскаяние Ср. — 1. Сожаление о совершенном ошибочном или дурном поступке, сознание своей вины.
Толковый словарь Ефремовой

Раскаяние — -я; ср. Сознание своей вины, сожаление о совершенном проступке. Позднее р. Чувство раскаяния. Мучиться раскаянием. Испытать р. Умер без раскаяния. Прийти с раскаянием к кому-л.
Толковый словарь Кузнецова

Чистосердечное Раскаяние — - одно из обстоятельств, смягчающих уголовную
ответственность, дающее суду возможность смягчить меру наказания в рамках
санкции статьи и представляющее собой........
Экономический словарь

Деятельное Раскаяние — вид освобождения от уголовной ответственности, применяемый до постановления судебного приговора органом дознания, следователем, прокурором или судом в отношении........
Юридический словарь

Раскаяние — - признание своей вины и самоосуждение противоправного поведения, готовность нести заслуженное наказание.
Юридический словарь

Чистосердечное Раскаяние — - одно из обстоятельств, смягчающих уголовную ответственность; дает суду возможность снизить меру наказания в рамках санкции статьи; Добровольный рассказ виновного........
Юридический словарь

Раскаяние — -перемена отношения к своему поведению, отречение от соответствующего убеждения (Иов 42.6). Человеческое раскаяние-это скорее сожаление, перемена мнения о чем-то, чем........
Исторический словарь

Раскаяние — - чувство вины, возникающее после совершения проступка или преступления.
Психологическая энциклопедия

РАСКАЯНИЕ (REPENTIR). «Это вид печали, - утверждает Декарт, - происходящий от сознания того, что мы совершили какой- то дурной поступок; оно очень горько, потому что причина его зависит только от нас. Но это не мешает ему быть весьма полезным» («Страсти души», часть III, § 191). Это определение с равным, а возможно, и с большим успехом следовало бы отнести к угрызениям совести. Декарт разделял эти два аффекта по признаку сомнения, которое присутствует в угрызениях совести и отсутствует в раскаянии. Однако подобное толкование не прижилось. Более глубокое определение принадлежит Полю Жане (210) : «Угрызения совести отличаются от раскаяния, которое являет собой более волевое и менее пассивное состояние души. Раскаяние - почти добродетель; угрызения совести - всего лишь кара» («Трактат об основах философии»). Скажем так: угрызения совести - всего лишь чувство, тогда как раскаяние - уже воление; это болезненное осознание совершенной ошибки, соединенное с желанием избежать подобного в дальнейшем и по мере возможности исправить содеянное. Является ли раскаяние добродетелью? Спиноза так не думал. Во-первых, потому, что раскаяние подразумевает свободу воли («Этика», часть III, «Определение аффектов», 27), следовательно, оно иллюзорно. Гораздо больше пользы принесет изучение причин содеянного и самопознание. Во-вторых, потому, что раскаяние сопряжено с печалью, а всякая добродетель прежде всего радостна. В-третьих, наконец, потому, что раскаяние - не более чем чувство бессилия, но никак не осознание своих возможностей, пусть даже ограниченных: «Раскаяние не составляет добродетели, иными словами, оно не возникает из разума; но тот, кто раскаивается в каком-либо поступке, вдвойне жалок или бессилен» («Этика», часть IV, теорема 54; см. также доказательство, отсылающее к доказательству теоремы 53 о приниженности). Почему же жалок вдвойне? Во-первых, потому, что не удержался от дурного поступка;

во-вторых, потому, что не удержался от дурных мыслей. И все-таки раскаяние не в пример лучше сознательного довольства подлеца: «Как страдание, точно так же и стыд, хотя и не составляют добродетели, тем не менее хороши, поскольку они показывают, что человеку, который стыдится, присуще желание жить честно, точно так же как боль называется хорошей, поскольку она показывает, что поврежденная часть еще не загнила. Поэтому хотя человек, который стыдится какого-либо поступка и подвергается в действительности неудовольствию, однако он совершеннее бесстыдного, не имеющего никакого желания жить честно» (часть IV, теорема 58, схолия). Как видим, эта мысль довольно близка идее Жане, по мнению которого раскаяние это почти добродетель. Оно не дотягивает до добродетели, поскольку не является актом, но способно к нему подвести. Мало того, только при условии хотя бы частичного приближения к акту раскаяние и становится возможным, в противном случае следует говорить лишь об угрызениях совести.

Примечания

210 . Поль Жане (1859-1947) -французский психолог и психопатолог. Основой неврозов считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическими функциями. Разработал сложную иерархическую систему форм поведения от рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 481-482.

Казалось бы, ответ на вопрос «Раскаяние - это что такое?» прост, но немногие могут отличить раскаяние от покаяния, так как считают, что эти слова означают одно и то же, однако различия все же имеются. Итак, если говорить о покаянии, то это некое духовное переживание и несколько больше чем раскаяние, которое ощущаешь лишь тогда, когда очень сильно сожалеешь о совершенном поступке.

Кающийся человек признается перед Господом, что идет по ложному пути и жаждет найти истинный путь. Он видит свои грехи и осуждает себя не только за свои нелицеприятные действия, но и за свое падение в это греховное состояние.

Раскаяние - это сожаление о сделанном

Итак, когда человек покается в чем-то, он должен отречься от совершенного им греха, вернуться на путь благодетели и затем больше не делать того, о чем приходится потом так сильно сожалеть. Тогда, что такое раскаяние в полном понимании этого слова?

Надо отметить, что существует еще некоторые различия между покаянием и раскаянием. В покаянии нужно попросить прощения, что непременно должно привести к перемене жизни в лучшую сторону (плоду покаяния), а раскаяние - это простое сожаление, не более того.

Возьмем из библейского сюжета пример для более точного разъяснения. Иуда ведь после предательства ним своего учителя Иисуса Христа за 30 серебряников сильно раскаялся, его слова были такие: «Согрешил я, предав кровь невинную». Однако он повесился, так как не смог покаяться. А вот апостол Петр, отрекшись трижды от Христа, однако, принес Господу плоды своего покаяния - всю жизнь, сожалея о случившемся, он умывался слезами.

Что такое раскаяние, исповедь

С покаянием и раскаянием в общих чертах мы уже разобрались, однако теперь во всю эту картину надо вписать сожаление, без этого чувства не прийти ни к тому, ни к другому.

Наверняка, именно с сожаления и начинается глубокое раскаяние, а за ним и искреннее покаяние. Ведь сожаление - это чувство печали, тревоги и огорчения по поводу невозможности чего-либо вернуть. Сожаление может означать жалость и сострадание к кому-либо.

Затрагивая вопрос о том, что такое раскаяние, сожаление и покаяние, с одной стороны к их определениям можно применить одни и те же трактовки, однако можно сказать и то, что это звенья одной цепи.

Сначала человек совершает какой-нибудь неблагонравный поступок, за который со временем ему становится стыдно - так начинает работать его совесть, которая будет похуже любого судьи, а затем повинного накрывает чувство сожаления. За всем этим наступает раскаяние, когда человек полностью понимает и принимает свою ошибку, а когда хочет исправиться и найти выход из сложившейся ситуации, приходит к покаянию на исповеди.

Покаяние

В человеческой жизни рано или поздно появляется необходимость покаяния, чтобы с этим получить моральное и нравственное очищение. Покаяние ведет к глубокому осознанию своего греха, сожалению и скорби, решительному желанию не повторять его в дальнейшем и исправиться делом и мыслью.

Покаяние - слово греческое, буквально означающее перемену мыслей или перемену ума. Каясь, человек не только осознает свою греховность, но и твердо готов бороться со своими дурными склонностями и страстями. Вот такое состояние души соединяется с просьбой или молитвою о помощи к Богу. И только при искреннем и сердечном покаянии открытая душа получает то благодатное врачевство, которое не допускает, чтобы душа вновь погрузилась в грех.

Православное Таинство

В православии есть Таинство, которое так и называется - Покаяние, при котором исповедующий свои грехи при видимом получении прощения от батюшки разрешается от грехов самим Господом.

Покаяние, как правило, предшествует Таинству Причащения, так как подготавливает душу ко вкушению Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Необходимость Таинства Покаяния заключается в том, что человек после Таинства Крещения становится христианином. Омывший таким образом свои грехи, он по немощи своего природного человеческого естества продолжает грешить. Вот эти грехи и отделяют человека от Господа, ставя между ними преграду. Своими силами человек никогда не сможет болезненный разрыв, если бы не было покаяния, которое помогает сохранить обретенное в Крещении единение с Богом.

Покаяние - это, прежде всего, духовный труд, в результате которого совершенный человеком грех становится ненавистным ему.

Заключение

В Евангелии от Луки сказано: «Если не покаетесь, все так же погибнете». На Небесах больше радости будет об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Человек всю свою земную жизнь проводит в непрерывной борьбе с грехом, у него бывают тяжелые поражения и падения. Но, несмотря на это, настоящий христианин не должен поддаваться унынию, в любом случае ему надо подниматься и продолжать свой путь, так как Божье милосердие бесконечно. Надо взять свой крест и идти за Христом.

Плод покаяния - получение примирения с Богом, со своей совестью и людьми, и обретение духовной радости освобождения от наказаний за исповеданные грехи в вечной жизни. Это и послужит ответом на вопрос: «Раскаяние - это что?».

(28 голосов : 4.32 из 5 )

Раскаяние есть сожаление о том, что я поступил так-то, а не иначе. Следовательно, оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и по другому, правильно. Раскаяние – это первый этап покаяния. Раскаяние – сожаление, что грех совершён, – твёрдая решимость оставить грех, борьба с ним, перемена жизни.

При раскаянии человек не только осознает неправильность, ошибочность, греховность, но и горько сожалеет о поступке (помышлении, высказывании), тоскует, испытывает муки совести, страдает, томится, казнится.

В раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в отдельном поступке. При раскаянии разум признается в том, что цель оказалась неправильной, что средства оказались не те, что результат получился неожиданным. При этом испытываются эмоции от сожаления до стыда. Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения. Раскаяние есть сумма из логической констатации ошибки и отрицательных эмоций.

Тупиковые пути раскаяния – уныние или попытка успокоить совесть в суете дел или самооправдании. Самоубийство Иуды – крайний случай раскаяния без покаяния.

В обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины - покаяние и раскаяние. Если судить по произошедшему с Иудой (см. ), раскаяние может быть и без покаяния, т. е. бесполезным, а то и погибельным. Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания этим терминам соответствуют разнокоренные слова μετάνοια (метания) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, меломэ - заботиться) указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений. Покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.

В Священном Писании встречаются, на первый взгляд, непонятные слова о раскаянии Бога. Например: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле » () . «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем » () , и тут же в этой главе выше (ст. 29) читаем: «и не раскаялся Верный Израилев: ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему ». Это классический . Можно попытаться передать указанное выражение, как состояние сильной скорби, но это тоже будет антропоморфизмом. (См. )

Олеся Николаева:
Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько () и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной.
Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (

Словарь Ушакова

Раскаяние

раска яние , раскаяния, мн. нет, ср. Действие и состояние по гл. - , сожаление о совершенном дурном, неправильном, ошибочном поступке. «Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет.» Пушкин . Преступник заявил о своем раскаянии в совершённом преступлении. Принести род. заявить о своем раскаянии).

Педагогический терминологический словарь

Раскаяние

признание человеком собственной вины, осуждением им своих проступков. Р. тесно связано с проявлением совести, чувств стыда и вины и в этом смысле выполняет роль нравственной самооценки личности. Р. может выступать в форме публичного признания собственной виновности и готовности понести наказание, в выражении сожалений по поводу содеянного и др. Христианская этика придаёт большое значение исповеди как форме Р. В современном обществе Р. играет существенную роль в нравственном самоочищении и самоусовершенствовании.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 235)

Энциклопедия иудаизма

Раскаяние

(Тшува )

Смысл понятия "тшува" (дословно: "возвращение") - Р. в прегрешениях и решение не грешить в будущем. "Если человек нарушил одну из мицвот* Торы, злонамеренно или по ошибке, будь это запрет или повеление, - в любом случае он обязан раскаяться перед Богом, благословен Он. Раскаяние - это мицва, обязанность. Как кается грешник? Он говорит: "Господи, согрешил я, нарушил и преступил пред Тобою и совершил то-то и то-то, и вот: я раскаялся и стыжусь своего деяния, и никогда не совершу его вновь". И славен всякий, кто продлевает свое покаяние" (Рамбам, Гилхот тшува, I).

Человек должен стремиться раскаяться и принести покаяние устами своими, и отречься от греха своего, чтобы мог он умереть раскаявшимся и удостоиться жизни в будущем мире. Сказали мудрецы: "Там, где стоят раскаявшиеся [баалей тшува], не достойны стоять праведники", - то есть раскаявшийся поставлен на ступень выше того, кто никогда не грешил, ибо он сумел обуздать свое злое начало. Все пророки требовали от Израиля Р., ибо только в нем обретет Израиль свое спасение. И обещала Тора, что на исходе дней диаспоры раскаются евреи и тотчас спасутся, ибо сказано: "И будет: когда сбудутся на тебе все эти слова [...] и вернешься к Господу, Богу твоему" (Втор. XXX, 1-2).

Раскаявшиеся должны быть скромны и смиренны. Если попрекнут их глупцы прошлым и скажут им: вчера еще ты поступал и говорил так-то, - пусть не обращают внимания на это, а радуются и знают, что это их заслуга. Ибо то, что они стесняются и стыдятся за прошлые грехи, углубляет их раскаяние. Тяжек грех того, кто скажет раскаявшемуся: помни свои деяния в прошлом; ибо сказано: "Не попрекайте друг друга" (Рамбам, Гилхот тшува, VII).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Раскаяние

раск’аяние - перемена отношения к своему поведению, отречение от соответствующего убеждения (Рим.42:6 ). Человеческое раскаяние - это скорее сожаление, перемена мнения о чем-то, чем новое убеждение и состояние - раскаялся и Иуда (Мат.27:3 ), но он не изменился. Бог иногда раскаивается (Быт.6:6 ; 1Цар.15:35 ), ибо Он может изменить Свои планы и действия (Исх.32:14 ; Иер.18:8 ; Иер.26:13 ,19; Ион.3:9 -10), но Бог раскаивается не как человек (1Цар.15:29 ). (см. )

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Раскаяние

Раскаяние

♦ Repentir

«Это вид печали, – утверждает Декарт, – происходящий от сознания того, что мы совершили какой-то дурной поступок; оно очень горько, потому что причина его зависит только от нас. Но это не мешает ему быть весьма полезным» («Страсти души», часть III, § 191). Это определение с равным, а возможно, и с большим успехом следовало бы отнести к угрызениям совести. Декарт разделял эти два аффекта по признаку сомнения, которое присутствует в угрызениях совести и отсутствует в раскаянии. Однако подобное толкование не прижилось. Более глубокое определение принадлежит Полю Жане (***): «Угрызения совести отличаются от раскаяния, которое являет собой более волевое и менее пассивное состояние души. Раскаяние – почти добродетель; угрызения совести – всего лишь кара» («Трактат об основах философии»). Скажем так: угрызения совести – всего лишь чувство, тогда как раскаяние – уже воление; это болезненное осознание совершенной ошибки, соединенное с желанием избежать подобного в дальнейшем и по мере возможности исправить содеянное. Является ли раскаяние добродетелью? Спиноза так не думал. Во-первых, потому, что раскаяние подразумевает свободу воли («Этика», часть III, «Определение аффектов», 27), следовательно, оно иллюзорно. Гораздо больше пользы принесет изучение причин содеянного и самопознание. Во-вторых, потому, что раскаяние сопряжено с печалью, а всякая добродетель прежде всего радостна. В-третьих, наконец, потому, что раскаяние – не более чем чувство бессилия, но никак не осознание своих возможностей, пусть даже ограниченных: «Раскаяние не составляет добродетели, иными словами, оно не возникает из разума; но тот, кто раскаивается в каком-либо поступке, вдвойне жалок или бессилен» («Этика», часть IV, теорема 54; см. также доказательство, отсылающее к доказательству теоремы 53 о приниженности). Почему же жалок вдвойне? Во-первых, потому, что не удержался от дурного поступка; во-вторых, потому, что не удержался от дурных мыслей. И все-таки раскаяние не в пример лучше сознательного довольства подлеца: «Как страдание, точно так же и стыд, хотя и не составляют добродетели, тем не менее хороши, поскольку они показывают, что человеку, который стыдится, присуще желание жить честно, точно так же как боль называется хорошей, поскольку она показывает, что поврежденная часть еще не загнила. Поэтому хотя человек, который стыдится какого-либо поступка и подвергается в действительности неудовольствию, однако он совершеннее бесстыдного, не имеющего никакого желания жить честно» (часть IV, теорема 58, схолия). Как видим, эта мысль довольно близка идее Жане, по мнению которого раскаяние это почти добродетель. Оно не дотягивает до добродетели, поскольку не является актом, но способно к нему подвести. Мало того, только при условии хотя бы частичного приближения к акту раскаяние и становится возможным, в противном случае следует говорить лишь об угрызениях совести.



Просмотров