Высокий вычет по ндс как объяснить. Безопасная доля вычетов по НДС за I квартал: проверьте свой регион

По данным Федеральной налоговой службы, в среднем по России безопасная доля вычетов за I квартал 2017 года составляет 88,5%. Но эти данные могут разниться в зависимости от региона страны. И налоговые инспекторы, проверяя данные декларации по НДС за I квартал 2017 году, будут ориентироваться именно на региональные показатели.

Мы приводим безопасную долю вычетов по регионам России. Расчет проводился на основании формы 1-НДС с сайта Федеральной налоговой службы .

Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Возможны комиссии и даже назначение выездных проверок. Раньше налоговики открыто об этом заявляли в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722. Но недавно оно было отменено (письмо Минфина России от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183). Что налоговики будут делать с таким указанием Минфина, покажет практика. Но сверять свои данные по вычетом с безопасными по региону все равно стоит.

Безопасная доля вычетов по НДС в регионах России (в %, по I кварталу 2017 года)

Республика Адыгея - 91,4

Республика Алтай - 92,1

Республика Башкортостан - 88,6

Республика Бурятия - 85,4

Республика Дагестан - 84,4

Республика Ингушетия - 92,9

Кабардино-Балкарская Республика - 90,8

Республика Калмыкия - 69,5

Карачаево-Черкесская Республика - 93,5

Республика Карелия - 86,0

Республика Коми - 76,1

Республика Марий Эл - 85,0

Республика Мордовия - 87,4

Республика Саха (Якутия) - 82,5

Республика Северная Осетия - Алания - 90,5

Республика Татарстан - 89,4

Республика Тыва - 76,0

Удмуртская Республика - 83,9

Республика Хакасия - 89,4

Чеченская Республика - 105,9

Чувашская Республика - 85,6

Алтайский край - 90,2

Забайкальский край - 99,7

Камчатский край - 79,3

Краснодарский край - 88,6

Красноярский край - 78,4

Пермский край - 81,6

Приморский край - 92,7

Ставропольский край - 89,6

Хабаровский край - 87,0

Еврейская автономная область - 106,3

Ненецкий АО - 109,7

Ханты-Мансийский АО (Югра) - 68,8

Чукотский АО - 83,4

Ямало-Hенецкий АО - 74,9

Тверская область - 88,5

Томская область - 84,6

Тульская область - 92,1

Тюменская область - 87,2

Ульяновская область - 86,7

Челябинская область - 88,5

Ярославская область - 85,0

Москва - 90,7

Санкт-Петербург - 90,7

Амурская область - 104,1

Архангельская область - 66,0

Астраханская область - 69,3

Белгородская область - 92,3

Брянская область - 91,8

Владимирская область - 84,8

Волгоградская область - 85,7

Вологодская область - 88,4

Воронежская область - 94,5

Ивановская область - 92,8

Иркутская область - 85,1

Калининградская область - 66,7

Калужская область - 90,6

Кемеровская область - 83,1

Кировская область - 86,9

Костромская область - 89,0

Курганская область - 85,1

Курская область - 89,8

Ленинградская область - 75,1

Липецкая область - 92,1

Магаданская область - 88,5

Московская область - 90,3

Мурманская область - 80,1

Нижегородская область - 88,9

Новгородская область - 85,3

Новосибирская область - 91,3

Омская область - 84,7

Оренбургская область - 77,4

Орловская область - 90,8

Пензенская область - 90,5

Псковская область - 94,8

Ростовская область - 93,4

Рязанская область - 87,9

Самарская область - 86,5

Саратовская область - 87,0

Сахалинская область - 86,9

Свердловская область - 88,0

Смоленская область - 93,3

Тамбовская область - 95,1

Республика Крым - 84,9

Город Севастополь - 89,0

Как рассчитать долю вычетов за I квартал 2017 года в компании

Данные по региону надо сравнить с показателем доли вычетов организации. Для этого надо:

1. Сложить сумму вычетов из всех разделов декларации за период.

2. Сложить сумму начисленного НДС из всех разделов декларации за период.

3. Поделить первый показатель на второй и умножить на 100 %.

Налоговики особое внимание уделяют тем налогоплательщикам, которые отражают в налоговой декларации высокий удельный вес вычетов. Ориентир налоговиков направлен на налоговые декларации, в которых удельный вес вычетов превышает 89%, например: заявлено налоговых вычетов 900 рублей, исчислен НДС к уплате 1000 рублей, удельный вес вычетов составляет 90% (900: 1000 х 100), то есть такая декларация находится в зоне особого внимания со стороны налоговиков, ждите письмо с требованием о представлении пояснений, и готовьте их.
Как правильно объяснить налоговикам удельный вес вычетов, каковы объективные причины высокого удельного веса, рассмотрим в данной статье.

1. Закуп под конец налогового периода (затоваривание).

Данная причина является вполне объективной. Например, фирмой принято решение сделать закуп определенных товаров в конце квартала (например, имеется информация, что со следующего месяца аналогичные товары значительно подорожают, и имеет смысл закупить товар сейчас. Такая причина чаще всего приводит не только к высокому удельному весу вычетов, но и к возмещению налога из бюджета (вычеты превышают исчисленный НДС). Связано это с тем, что по приобретенной партии товаров заявляются налоговые вычеты, а их реализация будет производиться в следующем квартале (налоговом периоде).
Какие написать пояснения?
«причинами высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС стало увеличение объемов закупленного товара для реализации в конце налогового периода»
Какие документы приложить?
Оборотно-сальдовую по счету 60, карточки бухгалтерских счетов, подтверждающие остатки товаров на складе.

2. Не хотим копировать документы в налоговую из-за возмещения.

Некоторые опытные бухгалтеры фирм знают: чтобы не связываться с налоговой инспекцией, лучше не давать им лишнего повода для своего внимания. Самым большим поводом для внимания всегда являлось возмещение НДС. Если декларация представлена к возмещению, готовьте пакет документов, подтверждающих обоснованность налоговых вычетов и, соответственно, суммы к возмещению. А это: счета-фактуры, книги покупок и книги продаж, договоры, товарные накладные, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, товаросопроводительные документы и иные документы за весь прошедший квартал, а также готовить пояснения в течение всей камеральной проверки по каждому договору, который покажется налоговому инспектору сомнительным или не совсем понятным. Готовьтесь, что деятельность вашей фирмы будет изучена вдоль и поперек, будут изучены все ваши контрагенты, которых так же будут мучать проверяющие вашей декларации с возмещением соответствующими запросами в рамках ст. 93.1 НК РФ (встречные проверки).
Что делает опытный бухгалтер, который не желает возмещения? Заявляет не все вычеты, часть вычетов переносит на другой налоговый период. В таком случае удельный вес вычетов будет более 90% и даже приближен к 100%, зато документы копировать не нужно в налоговую инспекцию, и вопросов у проверяющих не будет (или значительно меньше). Конечно, инспектору лучше об этом не сообщать, а объясниться как в 1-м пункте.

3. Поздно получили счета-фактуры

Бывает и такое, что счет-фактура от вашего продавца был получен вами в более поздние сроки, чем он был выставлен. Причин может быть много, от банальной ошибки почты, до потери счета-фактуры. В любом случае, заявить счет-фактуру в более поздние сроки – ваше право, а в данном случае достаточно лишь сообщить инспектору, что счет-фактура был получен в более поздние сроки. При этом в подтверждение можно приложить журнал регистрации счетов-фактур и сам счет-фактуру. Конечно, такая ситуация объяснима только в том случае, если сумма по указанному счету-фактуре (или нескольким счетам-фактурам) действительно влияет на сформированный в вашей декларации удельный вес вычетов.
Какие написать пояснения?
Причиной высокого удельного веса налоговых вычетов является принятие к вычету счета-фактуры с суммой НДС ХХХ рублей, которая была получена нашей организацией в более поздние периоды (указать дату получения), чем датирован счет-фактура. Принять к вычету счет-фактуру в более раннем периоде мы не могли ввиду его отсутствия, так как вычеты производятся только на основании счетов-фактур.
Какие документы приложить?
Журнал регистрации входящих счетов-фактур, почтовый или иной документ, подтверждающий получение счета-фактуры. Также можно представить книгу покупок за тот период, которым датирован счет-фактура, чтобы подтвердить, что в прошлых налоговых периодах данный счет-фактура действительно не заявлялся.

4. Новая фирма, новая деятельность

Как правило, те организации, которые только-только начали вести свою деятельность, еще не нашли в полной мере сбыт, зато ей постоянно предъявляются счета-фактуры за аренду, электроэнергию, связь, товары. В таких условиях, пока реализация не будет значительно превышать сумму покупок, высокого удельного веса вычетов не избежать.
Какие пояснения представить?
Превышение объема закупленных товаров над объемом реализованных и, как следствие, высокий удельный вес налоговых вычетов связаны с тем, что для начала осуществления деятельности по реализации товаров ООО «Мастер» закупало товары в соответствии с заявками покупателей и заключенными договорами поставок, а также исходя из предполагаемого объема продаж в ходе изучения данного сегмента рынка с целью обеспечения наличия товаров на складе. Кроме того, в налоговых вычетах заявлен НДС по арендным платежам, электроэнергии, услугам связи. Превышение вычетов связано с началом осуществления деятельности организации.

5. Сезонность работы.

Чаще всего сезонность работы сказывается на организациях-сельхозтоваропроизводителях. Так, например, в период подготовки к весеннее-полевым работам, в большом количестве приобретаются ГСМ, запчасти, зерно, удобрения. Реализации не приходится ждать до сбора урожая, поэтому и вычеты высокие.

6. Авансы

Как ни странно, авансы так же сильно влияют на итоговый уровень налоговых вычетов. Это относится к вычетам по авансам, полученным в счет предстоящих поставок товаров. НДС с таких авансов исчисляется в период получения аванса, а вычеты заявляются после отгрузки товаров в счет полученных авансов. Вот и получается, что вычеты, заявленные по строке 200 декларации, увеличивают удельный вес вычетов.

Это далеко не полный перечень причин высокого удельного веса налоговых вычетов. Свои причины вы можете оставить в комментариях, что будет полезным дополнением к данной статье.

для организаций, работающих на общем режиме, занимает большую часть налогового бремени. Соответственно, и внимание к этой сфере со стороны ФНС повышенное. В материале пойдет речь о том, что собой представляет это понятие, можно ли его оценить с помощью числового показателя и как его рассчитать.

Налоговая нагрузка по НДС - критерий для назначения проверок

Оценка нагрузки по НДС нужна и налогоплательщику, и налоговой инспекции. Организация с помощью этого показателя определяет величину риска назначения налоговой проверки; ФНС через него удаленно анализирует по своему направлению работу компании и определяет, нужна ли проверка.

Подробнее этот аспект работы налоговиков раскрыт в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@, в котором описывается, с помощью каких методик следует анализировать отчетность налогоплательщиков.

    Удельный вес, который занимают вычеты в общей сумме НДС. По регионам этот показатель колеблется в пределах от 80 до 100%, но в среднем по стране не должен быть больше 89%.

    Налоговая нагрузка по НДС. Данный показатель - это результат деления суммы налога, отраженной в декларации к уплате, на величину налоговой базы.

К этому письму есть приложение № 4, в котором содержатся расчетные формулы для обоих показателей.

Приведенные показатели в комплексе используются Федеральной налоговой службой в качестве критериев для отбора кандидатов для налоговой проверки. Сначала проводится предпроверочный анализ, где нагрузка по НДС вместе с размером удельного веса данного налога - это главные оценочные показатели. Если их размер не вписывается в рамки дозволенного, сначала непременно будет назначена камеральная проверка, затем от налогоплательщика затребуют пояснений, а напоследок, если оправдания не приняты, назначается выездная проверка.

При всей открытости ФНС для налогоплательщиков специалисты службы нигде не публикуют, какую нагрузку по НДС следует считать низкой, а какую - высокой. Однако можно ориентироваться по налогу на прибыль. Если действовать аналогично, то низкой нагрузкой следует считать показатель в 3% и менее, если это компании - производители товаров, и менее 1%, если это торговые компании.

Для того чтобы произвести расчет налоговой нагрузки, используются данные из декларации. Мы будем ориентироваться на форму декларации для 2015 года и показатели, взятые из этого отчета.

Для определения нагрузки применяются 2 вида формул:

    Первая показывает, сколько составляет НДС относительно налоговой базы по внутреннему рынку. Исчисление производится в процентах:

НУ / БВ × 100,

НУ - суммарный НДС, предназначенный к внесению в казну; в декларации это сумма данных в строке 040 раздела 1;

БВ - налоговая база, соответствующая внутреннему рынку; в декларации это сумма данных, содержащихся в следующих строках: 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 (все строки из 3-го раздела).

    Вторая формула тоже показывает, насколько велика сумма налога, но уже по отношению к сумме 2 налоговых баз - по внутреннему рынку и по тем операциям, у которых нулевая налоговая ставка.

НУ / (БЭ + БВ) × 100,

БЭ - налоговая база, формирующаяся для операций с нулевой ставкой НДС; в декларации это сумма 020-х строк 4-го раздела по всем кодам.

При рассмотрении этих формул становится понятно, что:

    если налог к уплате в декларации отсутствует (строка 040), то и нагрузка по НДС равна нулю;

    если во 2-й формуле БЭ равно нулю (налоговой базы для таких операций нет), то эта формула превращается в первую.

Для расчета нагрузки не критично, какой временной промежуток берется для подсчета показателя. Это может быть как 1 налоговый период, так и несколько (год). Просто в последнем случае складываются все декларационные показатели.

Что влияет на величину нагрузки по НДС?

Из этих формул видно, что оказывает влияние на величину нагрузки. Это 2 фактора: сама налоговая база и НДС в сумме, указанной в декларации.

Рассмотрим, какие факторы, в свою очередь, влияют на составляющие формул.

Итак, на налоговую нагрузку оказывают влияние:

    Реализационный оборот предприятия. Налоговая база здесь тем выше, чем больше оборот компании.

    Присутствие в общем объеме реализационных оборотов операций по реализации, на которые не начисляется НДС или освобожденных от этого налога. Список таких операций приведен в п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148, а также ст. 149 и 150 НК РФ. Наличие данных операций снижает налоговую базу.

    Присутствие в обороте реализационных операций, облагаемых по нулевой ставке. Тогда налоговая база тоже меняется, но за счет другого фактора: образуется несоответствие отгрузочных периодов с необходимостью своевременно подтвердить право на нулевую ставку.

    Присутствие в обороте операций, связанных со строительством для своих нужд. Здесь налоговая база, наоборот, увеличивается.

    Присутствие операций, в ходе совершения которых приходят авансовые платежи. Средства, полученные в рамках таких транзакций, тоже увеличивают размер налоговой базы.

Что влияет на сумму НДС?

Размер НДС, который вводится в формулу для определения нагрузки, - это уже начисленная сумма, которая должна попасть в бюджет. Это число берется из строки 040 1-го раздела декларации и обозначает, сколько денег налогоплательщик должен внести в бюджет в качестве НДС.

На величину этой суммы могут оказать влияние следующие налоговые события:

    Размер налоговой базы, определяемый по отдельным налогооблагаемым объектам, увеличивает величину НДС к уплате.

    Размер НДС, который начислен на суммы налогооблагаемых объектов, также увеличивает размер налога к уплате.

    Налоговые вычеты, которые компания вправе оформить по документам, пришедшим от поставщика, снижают размер налога.

    Налог, внесенный в бюджет с авансовых платежей, отправленных поставщикам, снижает размер выплачиваемого налога. При оформлении вычета должны быть выполнены все условия, предусмотренные законом.

    Сумма налога, которая начислялась при выполнении строительных и монтажных работ для внутренних нужд, снижает размер НДС к уплате.

    Сумма НДС, который переведен таможенным органам при оформлении пересечения товаром таможенной территории РФ, способна снизить размер налога к уплате.

    Аналогично снижает размер налога к уплате и сумма НДС, которая перечислена налоговым органам при оформлении пересечения таможенной территории РФ товаром, проследовавшим из страны - члена ЕАЭС.

    НДС, который выплачен по авансам, закрытым в течение налогового периода, снижает размер НДС, предназначенного к уплате.

    НДС, который внесен в казну налоговым агентом, снижает величину налога к уплате.

Отдельно следует сказать, что на размер итогового НДС оказывает существенное влияние способ, который выберет налогоплательщик для распределения вычетов по операциям, подлежащим и не подлежащим налогообложению. Естественно, надо принять в расчет и различные ставки, и присутствие операций, освобожденных от НДС. Распределяются при этом не только суммы вычетов по рядовым операциям, но и те суммы, которые вносились в бюджет при пересечении товарами границы РФ.

Обычно компания создает алгоритм распределения, из которого непременно следует исключить налог со всех (перечисленных и поступивших) авансов; налог, уплаченный налоговым агентом; НДС на операции по проведению для себя строительно-монтажных работ. Причина исключения этих сумм из распределения проста - они принимаются к вычету исключительно в периоде образования права на вычет.

Помимо этого, распределение следует рассчитывать таким образом, чтобы учесть те остатки НДС, которые образовались в результате реализации с нулевой ставкой, но по которым право на применение такой ставки в начале расчетного периода еще не было получено. Остатки этого налога записываются в бухучете на отдельный субсчет 19-го счета. Полученный в результате расчета НДС, относящийся к операциям, освобожденным от этого налога, вносится в состав затрат. Правила для такого отнесения в расходы содержатся в ст. 179 НК РФ.

* * *

Механизм расчета налоговой нагрузки по НДС весьма сложен, и влияние на конечный результат оказывает множество факторов. Поэтому специалистам следует внимательно подходить к расчету и качественно обосновывать применение того или иного способа распределения вычетов. Это позволит избежать в дальнейшем претензий со стороны налоговых органов.

Бывают такие ситуации, когда из налоговой приходит официальное письмо с требованиями предоставления объяснений, то есть налоговики обнаружили некие несоответствия в вашем отчете, и они хотят объяснений. Дело в том, что по проведению камеральной проверки, ИФНС ведет всю бухгалтерскую отчетность в автоматическом режиме. В случае обнаружения неточностей в отчетности ИФНС будет требовать подать пояснения. Неточности могут быть разного плана, например, в документах могут быть расхождения, которые налоговый орган все равно выявит.

Стоит отметить, что запрос пояснения налоговому органу может быть даже в случае заявления декларации по убыткам. Чаще всего именно по поводу таких деклараций и запрашиваются объяснения.

Если вы подали декларацию, в которой указано уменьшение суммы доходов, необходимую к выплате в бюджет, то налоговая имеет право запросить объяснения, на основании которых можно понять данное изменение.

Правила написания объяснений в налоговую.

Согласно нашему законодательству, вы можете составлять объяснения в свободной форме. Однако это не касается объяснений в случае камеральной проверки, в таком случае следует опираться на установленные формы ФНС.

Если вы считаете, что в вашем отчете нет никаких ошибок или противоречий, то можете так и написать в пояснение. Например, в ответ на требование Х сообщаем, что в декларации по «…» налогу на период такой-то ошибок не содержится. Поэтому причина для внесения в декларацию за данный период отсутствуют.

Бывают случаи технических ошибок при написании какого-либо кода или цифры. Если вы заметили такую ошибку, но она не несет за собой занижения налога, то в пояснительной пометке нужно указать, что вы допустили ошибку, и правильный код такой-то, но эта ошибка никак не повлияла на понижение налоговой базы или же суммы налога, необходимого к выплате.

Также в этом случае, вы можете подать объясняющую декларацию. И если в вашей декларации есть ошибка, которая влечет за собой занижение налога, подавать объясняющую декларацию нужно в кратчайшие сроки. Пояснения налоговому органу в этом случае не работают.

Что такое удельный вес?

Уже давно налоговая отслеживает данный показатель в работе организаций, так как он имеет прямую связь с высокой долей налоговых вычетов по НДС. Это объясняется тем, что высокая доля налоговых вычетов принято считать одним из основных факторов оценки налоговых рынков.

Для того, чтобы рассчитать удельный вес необходимо весь совокупный вычет из налоговой декларации по НДС разделить на всю сумму налога, который начислен по реализации. Число, которое у вас получится, следует умножить на сто. Благодаря этому мы получаем процентную долю налогового вычета.

Стоит отметить, что в случае, если итоговая сумма будет выше суммы, указанной в вашем регионе, то налоговая в праве потребовать объяснений.

Используя определенные программы, налоговики рассчитывают долю налоговых вычетов за тот квартал, по которому организация отчитывается. Если итоговая сумма, полученная в ходе расчетов, будет выше определенной суммы в этом регионе, то налоговая потребует объяснений.



Просмотров