Законы по юридической силе схема. Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации. Иерархия нормативно правовых актов по юридической силе

Основаниями прекращения деятельности юридического лица являются:

1. Решение учредителей или органа юридического лица (т.е. в добровольном порядке).

2. Решение суда (т.е. в принудительном порядке).

Решение учредителей или органа юридического лица о прекращении его деятельности возможно:

1. В связи с истечением срока, на который создано юридических лицо.

2. В связи с достижением цели, для которой было создано юридических лицо.

3. В связи с уменьшением (увеличением) числа членов ниже (выше) предела предусмотренного законом или уставом.

4. В связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании неустранимых нарушений нормативных актов .

5. В связи с несостоятельностью (банкротством).

6. В связи с уменьшением стоимости чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала .

7. По иным основаниям.

Решение суда о прекращении деятельности юридического лица возможно:

1. В связи с осуществлением деятельности без надлежащего разрешения (лицензии),

2. В связи с осуществлением деятельности запрещенной законом,

3. В связи с неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных нормативных актов,

4. В связи с систематическим осуществлением внеуставной деятельности общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом,

5. В связи с несостоятельностью (банкротством),

6. В связи с уменьшением стоимости чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала,

7. В иных случаях, указанных в законе.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное правопреемство.

Реорганизация может осуществляться путем:

1. Слияния (соединение ряда юридических лиц). Они прекращают существовать как юридических лица. На их месте создается новое юридическое лицо. Все права и обязанности предыдущих юридических лиц переходят к вновь созданному юридическому лицу.

2. Присоединения (одно юридическое лицо присоединяется к другому). При этом первое перестает существовать как юридическое лицо, все его права и обязанности переходят ко второму, которое продолжает действовать как старое юридических лицо, но только в большем объеме.

3. Выделения (из состава юридического лица выделяется другое юридическое лицо). Первое продолжает существовать, но лишь в меньшем объеме. Возникает новое юридическое лицо. Часть прав и обязанностей первого юридического лица по разделительному балансу переходит к новому юридических лицу.

4. Разделения (юридических лицо прекращает свое существование). На его месте возникает несколько новых юридических лиц. Все права и обязанности, которыми обладало исходное юридическое лицо, по разделительному балансу делятся между вновь созданными юридическими лицами.


5. Преобразования (юридических лицо одного вида преобразуется в юридическое лицо другого вида). Преобразование юридического лица возможно лишь с сохранением существующего объема правоспособности (общей или специальной). Иначе было бы невозможно осуществление универсального правопреемства.

В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Утвержденный передаточный акт должен быть согласован в 10-дневный срок с принимающей организацией.

Моментом перехода прав и обязанностей в отношении имущества к вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу считается дата подписания и утверждения передаточного акта и разделительного баланса учредителем или органом, принявшим решение о реорганизации.

Реорганизация юридического лица считается состоявшейся с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст.61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

1. Учредители (участники) или органы, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу государственной регистрации, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

2. Участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявший решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации юридического лица.

3. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации, сообщение о его ликвидации, порядке и сроке заявления претензий кредиторов (срок не менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации юридических лица, взыскивает дебиторскую задолженность.

4. Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности и после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс - со сведениями о составе имущества, перечне предъявляемых кредиторами требований, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшем решение о ликвидации по согласованию с органом государственной регистрации.

5. На основании баланса удовлетворяются законные требования кредиторов в порядке очередности - ст.64 ГК.

6. После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается также.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы: заявление, ликвидационный баланс, документ об уплате госпошлины.

Ликвидация юридического лица происходит:

1. С распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками).

2. С передачей оставшегося имущества собственнику.

3. С передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных документах (общественные, религиозные, фонды).

3 способа прекращения деятельности юридического лица.

Регистрация юридического лица – ответственный шаг и это должен понимать каждый предприниматель, регистрирующий, например, ООО.

И дело даже не в относительной сложности регистрационной процедуры и не в том, что имеются отдельные нюансы в ведении бизнеса, а в том, что прекращение деятельности юридического лица – процесс крайне длительный и непростой.

Но это не значит, что закрыть предприятие, которое числится как юрлицо, невозможно. Есть 3 основных способа, которыми может воспользоваться каждый бизнесмен.

3 причины для прекращения деятельности юридического лица

Когда как юридическое лицо (ЮЛ) он думает о выгодах, которые получит от такой формы ведения деятельности, но не задумывается о том, что ликвидировать или реорганизовать такое предприятие будет достаточно сложно.

Конечно, это правильно. Начиная новый проект, нужно мыслить положительно и думать о прибыли, а не о банкротстве. И все же никто не застрахован от краха надежд.

Есть разные причины, по которым приходится прекращать функционирование юрлица:

  1. Неисполнение обязанностей, которые предприниматель брал на себя, когда регистрировал бизнес.
  2. Денежные затруднения – невыполнение финансовых обязательств перед кредиторами в течение трех и больше месяцев.
  3. Желание самих учредителей избавиться от своего детища по разным причинам: новый проект, прекращение предпринимательской деятельности, смена гражданства и т.д.

Прекращение деятельности юрлица бывает двух основных типов:

  1. добровольное;
  2. принудительное.

С добровольным типом все понятно: учредители или уполномоченные ими лица начинают процесс полной ликвидации ЮЛ, мотивируя это, к примеру, тем, что срок, на который было зарегистрировано предприятие, истекает, или же первоначальные задачи, что ставились перед регистрацией компании, были успешно выполнены.

Основанием для принудительной остановки деятельности может служить судовое решение.

Такое постановление суд дает тогда, когда:

Независимо от того, добровольно или принудительно происходит остановка работы предприятия, нужно придерживаться установленной законодательством процедуры, чтобы у проверяющих органов не было к вам претензий.

Алгоритм действия зависит от того, какой именно способ вы изберете.

3 способа для прекращение деятельности юридического лица

Если предприниматель заинтересован в полном прекращении работы юридического лица, ему не обязательно сразу же его ликвидировать.

Есть и другие законные методы, к которым можно прибегнуть.

Существует 3 основных способа прекратить деятельность ЮЛ:

1) Реорганизация, как способ прекращения деятельности юридического лица

Посвящены статьи 57 – 60 ГК РФ.

Их следует внимательно изучить, если ваша цель, как владельца, не полностью прекратить свою предпринимательскую деятельность, а вести ее посредством управления другим ЮЛ.

Реорганизация влечет за собой серьезное изменение структуры компании. Например, два или больше ООО сливаются в одно или же регистрируется новое предприятие, которое перебирает на себя часть обязанностей уже существующего.

Основным отличием реорганизации от, например, ликвидации является тот факт, что в ходе реорганизационной процедуры есть приемник, который и берет на себя полностью или частично долю обязательств юрлица, работа которого прекращается.

Чтобы законно реорганизовать свое юридическое лицо, следует придерживаться следующего порядка действий:


1.

Решение о реорганизации, которое принимается в письменном виде на собрании учредителей, акционеров или трудового коллектива

2.

Составление плана реорганизации, назначение ответственных лиц за те или иные процессы

3.

Погашение всех задолженностей, как перед кредиторами, так и перед сотрудниками компании

4.

Уведомление о реорганизации. В течение 3 дней со дня принятия решения о реорганизации происходит уведомление налоговой о начале реорганизации общества, на основании которого ИФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о начале реорганизации юридического лица. В 5-дневный срок со дня направления уведомления в налоговую о начале реорганизации оповещаются кредиторы. После внесения записи о начале реорганизации общества в ЕГРЮЛ дважды с периодичностью раз в месяц в «Вестнике государственной регистрации» публикуется уведомление о реорганизации общества.

5.

Проведение инвентаризации с подготовкой отчета инвентаризационной комиссии

6.

Подготовка финансовых документов, в том числе – и промежуточной бухгалтерской отчетности

7.

Составление передаточного акта (для слияния, присоединения, преобразования) или разделительного баланса (для разделения, выделения). Традиционно к передаточному акту прилагают бухгалтерскую отчетность и акты инвентаризации.

8.

Формирование новых учредительных документов, которые будут регулировать деятельность вновь образовавшегося юридического лица

9.

Составление заключительной отчетности реорганизованного юридического лица:
а) начисление зарплаты работникам;
б) расчет амортизации по нематериальным активам и основным средствам;
в) списание расходов будущих периодов, которые невозможно включить в передаточный акт;
г) закрытие счета учета затрат прибылей и убытков, выведение чистой прибыли со дня составления промежуточной отчетности до дня, предшествующего дате исключения юрлица из ЕГРЮЛ;
д) составление заключительной бухгалтерской отчетности ликвидированных ООО или ЗАО;
е) передача архива документов материально ответственным лицам вновь образованных обществ;
ж) передача ценностей и материальных активов новому обществу.

10.

Внесение записи в Единый государственный реестр, которая и подтверждает, что реорганизация успешно завершена

Не стоит думать, что реорганизация – наиболее простой путь прекращения функционирования ЮЛ.

Процедура достаточно длительная и сложная, ее трудно совершить без профессиональной помощи.

2) Ликвидация – наиболее верный метод прекратить деятельность юридического лица

Ликвидация – это полное устранение ЮЛ без передачи своих обязательств какому-то другому юрлицу.

Законные основания ликвидации описаны в 61 – 64 ГК РФ.

Ликвидационная процедура очень сложная и многоуровневая. Следует придерживаться строгого алгоритма действий, чтобы не затягивать процесс:

1.
Принять решение о ликвидации способом, указанным в статуте компании, например, на собрании акционеров.
2. В течение трех дней проинформировать налоговый орган о том, что вы собираетесь ликвидировать предприятие. К этому письму обязательно нужно присовокупить принятое на собрании решение.
3. Получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа. Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора. Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также .
4. Уведомить банк о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.
5. Официально объявить о предстоящей ликвидации. Для этого нужно дать объявление в журнал «Вестник государственной регистрации», уполномоченную публиковать подобного рода сведения
6. Уведомить письменно сотрудников компании не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. При наличии на предприятии профсоюзного органа, он также должен быть уведомлен о предстоящем массовом высвобождении работников. Сделать это нужно не позднее чем за три месяца.
7. Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населенного пункта, где расположена ликвидируемая компания. Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда.
8. Уведомить всех кредиторов о ликвидации лично или посредством писем
9. Законодательство не устанавливает форму промежуточного ликвидационного баланса, поэтому как правило он составляется по форме обычного бухгалтерского баланса. К этому времени уже известны все кредиторы юридического лица.
10. Провести инвентаризацию на основании ФЗ «О бухгалтерском учете»
11. Погасить все задолженности перед кредиторами
12. Составить ликвидационный баланс по унифицированной форме № 1 по ОКУД. Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса. Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.
13. Подать в регистрационный орган следующие документы:
1) заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица по форме № Р16001, утвержденной Правительством РФ. Данный документ подается в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. О порядке заполнения указанного заявления подробно написано в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утв. Приказом МНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
2) Ликвидационный баланс.
3) Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Документы, установленные подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
14. Убедиться, что запись о ликвидации юридического лица действительно внесена в ЕГРЮЛ

Для прекращения деятельности путем ликвидации обычно нужны вот такие документы:

Ликвидация юридического лица может длиться годами, особенно, если действовать в одиночку, а не с помощью профессиональных юристов и бухгалтеров.

3) Прекращение деятельности юридического лица с помощью банкротства

Юрлица в результате банкротства невозможно без постановления арбитражного суда.

Банкротом ЮЛ признается лишь в том случае, если 3 месяца не погашало свою кредитную задолженность, а сумма его долгов настолько велика, что больше стоимости всего имущества, числящегося за юридическим лицом.

Без изучения 65 статьи ГК РФ в этом случае не обойтись:

Процедура завершения деятельность через организацию банкротства достаточно сложная и длительная, потому что к делу привлекается суд.

Если владелец принимает решение идти таким путем, то есть смысл обратиться в специальное агентство по банкротству, которое подскажет, как лучше действовать и займется оформлением требуемой документации.

Ликвидация юридического лица. Каковы способы и порядок ликвидации?

Юридическая консультация.

Временное прекращение деятельности юридического лица

Если вам нужно не полное прекращение деятельности юридического лица, а временная передышка, чтобы собраться силами, активизировать активы, привлечь кредитора, совершить брендирование и т.д., то можно приостановить ведение дел на некоторое время.

Чтобы временно прекратить ведение дел компании, нужно сделать следующее:

  1. Прекратить любую хоздеятельность: не делать денежные переводы, не проводить закупки, не получать прибыль и т.д.
  2. История расчетного счета должна быть чистой – то есть без информации о каких-либо операциях.
  3. Руководством оформляется приказ о том, что работа компании приостанавливается на какой-то срок. Этот приказ демонстрируется всем работникам, их подписи свидетельствуют о том, что они с документом ознакомились.
  4. Налоговая должна получить официальное уведомление (его приносит инициатор лично, регистрирует на сайте госуслуг https://www.gosuslugi.ru/structure/10000001169 или отправляет заказной корреспонденцией).

Несмотря на то, что работа компании приостанавливается, причем – на законных основаниях, есть ряд видов деятельности, которые юрлицу придется выполнять: платить налоги, вести бухгалтерскую и отчетную документацию.

Избавиться ото всех обязанностей можно лишь в том случае, если ЮЛ полностью ликвидируется.

Временное прекращение деятельности юридического лица может быть также принудительным. В этом случае инициатива будет исходить уже не от владельца, а от государственных органов.

Такое случается, если нужно, к примеру, провести следственные действия и юрлицо становится фигурантом криминального дела.

Инструкция

Так как Российская Федерация является федеративным государством, то особенностью его правовой системы является наличие двух уровней: федерального и уровня субъектов РФ. Причем федеральное законодательство априори выше по юридической силе, чем законодательство субъектов федерации.

Федеральный уровень законодательства составляют следующие НПА:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры и соглашения Российской Федерации, ратифицированные в установленном порядке;
3. Законы о поправках к Конституции России;
4. Федеральные конституционные законы (ФКЗ);
5. Федеральные законы (ФЗ);
6. Акты Президента Российской Федерации;
7. Акты Правительства Российской Федерации;
8. Ведомственные НПА.

Конституция Российской Федерации– это НПА, обладающий высшей юридической силой на территории РФ; основа правовой системы России. Помимо выполнения своей юридической функции как регулятора общественных отношений, Конституция Российской Федерации – политический документ, декларирующий цели государства в различных сферах жизни общества, например, в социальной, экономической, культурной и т.д.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры и соглашения России являются, согласно положениям ст.15 Конституции Российской Федерации, составной частью российской правовой системы. Причем Конституция Российской Федерации устанавливает примат норм международного права перед национальным правом, закрепляя это положение в ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.

Законы о поправках к Конституции Российской Федерации выделяются отдельным пунктом ввиду усложненного порядка их принятия, а именно: они требуют одобрения не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. Кроме того, необходимо согласие 2/3 представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день - не менее 54 субъектов Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по вопросам, на которые прямо указывает Конституция Российской Федерации, например, порядок принятия нового субъекта в состав России; введение чрезвычайного и военного положения и т.д. Их отличительными особенностями являются обладание большей юридической силой в отличие от федеральных законов, а также усложненный порядок принятия (одобрение не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ). Президент Российской Федерации правом вето в отношении ФКЗ не обладает.

Федеральные законы – основной вид НПА, которыми регулируются общественные отношения. ФЗ принимаются по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. Полный перечень данных вопросов закреплен в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации. За принятие ФЗ должны проголосовать 50%+1 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и 50%+1 от общего числа членов Совета Федерации РФ.

Акты Президента Российской Федерации. К данным подзаконным актам относятся указы и распоряжения. Они принимаются только по вопросам ведения РФ и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

К актам Правительства Российской Федерации относятся постановления и распоряжения. Они принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, а также во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации. Если постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации будут противоречить НПА, обладающим большей юридической силой, они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Ведомственные НПА принимаются федеральными органами исполнительной власти. Это такие акты, как правила, инструкции, приказы, положения. Для того, чтобы данные акты получили юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Если же данные НПА будут противоречить вышестоящим актам, то они могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

На уровне субъектов РФ действует следующая иерархия НПА:
1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации – становой хребет правовой системы субъекта РФ, определяющий его правовой статус и систему законодательства;
2. Законы субъекта Российской Федерации – издаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов и по вопросам исключительного ведения субъектов. Они не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
3. Акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации – например, приказы и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ (губернатора); постановления Правительства субъекта РФ и т.д. Данные акты определяют порядок исполнения федеральных и региональных НПА.

Дата написания: 2013-10-01


При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие "юридической силы" документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто "юридическую силу" определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

В самой общей классификации различают:

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

Согласно ст. 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

  1. Указы и распоряжения Президента
  2. Постановления и распоряжения Правительства
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти

Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность - "во исполнение федеральных законов". Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя "размывать границу" между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений , а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.

За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности. В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.

Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти. Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название "нормативно-правовые акты". Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.

Понятие НПА

Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.

Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения. НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур. Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

Нормативный акт как источник права

В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах - это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент. В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.

Виды основных НПА

Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:

1. Законы , то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.

2. Подзаконные акты - это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.

Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

Правовая иерархия

Иерархия РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак-там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ - это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга. Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА. Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте - Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

Принципы, закреплённые в конституции

Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:

1. Демократизм государства и власти.

2. Народовластие.

3. Федеральный принцип территориального устройства.

4. Россия является правовым и социальным государством.

5. Гуманизм всех общественных отношений.

6. Светский характер власти.

7. Форма правления - республиканская.

Федеральные законы

Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы. Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать. При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов. Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования. Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.

Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:

Внесение изменений в Конституцию РФ;

По поводу федерального устройства РФ;

Защита прав и свобод человека, гражданина;

Регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

Установление федерального бюджета;

Обеспечение безопасности, законности и правопорядка;

Регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;

Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.

Виды ФЗ

Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:

1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.

2. Законы о внесении изменений - это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.

Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.

Подзаконные акты

Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства. Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства - это НПА высших издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

Заключение

Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.



Просмотров