За пределы российской федерации а. По каким основаниям возможно запретить въезд на территорию РФ иностранца или лица без гражданства

О неразрешении въезда иностранного гражданина или лица без гражданства на территорию РФ.

1. Основания, при наличии которых въезд в РФ не разрешается

Основания запрета на въезд в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства можно условно разделить на группы.

1.1. Въезжающий представляет угрозу для обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка либо здоровья населения

Если уполномоченные органы располагают сведениями о том, что иностранный гражданин или лицо без гражданства могут представлять угрозу для государства или проживающего в нем населения, например страдают представляющим опасность инфекционным заболеванием, въезд в РФ им будет запрещен (пп. 1 ч. 1 ст. 27 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

В частности, не разрешается въезд в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, страдающим заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), за исключением случаев, когда они имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных)), постоянно проживающих на территории РФ, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства РФ о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции (п. п. 2 , 3 ст. 11 Закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ).

1.2. Въезжающий подлежит либо подвергался ранее высылке из РФ

пп. 2 , 2.1 , 2.2 , 7 ч. 1 ст. 27 Закона N 114-ФЗ; п. 1 ст. 32.5 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ):

1) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации либо передаче его иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии. Если указанное решение вынесено впервые, запрет действует в течение пяти лет со дня наступления соответствующего события, если же решение выносилось неоднократно (два и более раза) — в течение десяти лет;

2) в период предыдущего пребывания в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства была прекращена процедура реадмиссии в связи с добровольным выездом из РФ. В данном случае запрет действует в течение трех лет со дня выезда из РФ;

3) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, в том числе если этот гражданин включен в список граждан США, которым запрещается въезд в РФ.

1.3. Въезжающий не представил необходимые документы или сведения

Въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается, если (пп. 4 , , , 9 ч. 1 ст. 27 Закона N 114-ФЗ):

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили:

  • документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством РФ;
  • полис медицинского страхования, действительный на территории РФ, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.

Запрет на въезд действует до представления вышеуказанных документов;

2) при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда из РФ или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Справка. Подтверждение наличия денежных средств

Подтверждением наличия средств для проживания и выезда или гарантией их предоставления являются (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 N 241):

гарантийное письмо приглашающей стороны;

— приглашение в РФ, оформленное в установленном порядке;

— договор о туристической поездке и документ, подтверждающий прием иностранного гражданина или лица без гражданства российской туристической организацией;

— действительные для выезда из РФ проездные билеты или документ, подтверждающий гарантию их приобретения в пункте пересадки;

3) иностранный гражданин или лицо без гражданства использовали подложные документы.

1.4. Въезжающий совершил правонарушение или преступление на территории РФ

Въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается, если (пп. 3 , , 11 ч. 1 ст. 27 Закона N 114-ФЗ):

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории РФ или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

2) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в РФ уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ либо депортацией. Запрет действует до осуществления соответствующих выплат в полном объеме;

3) иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ. Запрет действует в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

1.5. Въезжающий ранее нарушил режим пребывания в РФ

Въезд в РФ не разрешается, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в РФ (пп. 12 , , 14 ч. 1 ст. 27 Закона N 114-ФЗ):

1) превысили срок пребывания в 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Запрет действует в течение трех лет со дня выезда из РФ;

2) не выехали из РФ и находились в РФ непрерывно свыше 180 суток, но не более 270 суток со дня окончания предусмотренного законом срока временного пребывания в РФ. Запрет действует в течение пяти лет со дня выезда из РФ;

3) не выехали из РФ и находились в РФ непрерывно свыше 270 суток со дня окончания предусмотренного законом срока временного пребывания в РФ. Запрет действует в течение десяти лет со дня выезда из РФ.

2. Основания, при наличии которых въезд в РФ может быть не разрешен

Въезд в РФ может быть не разрешен, если иностранный гражданин или лицо без гражданства (ч. 3 ст. 25.10 , ст. 26 Закона N 114-ФЗ):

1) нарушили правила пересечения государственной границы РФ, таможенные правила или санитарные нормы;

2) сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в РФ;

3) неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ. Срок действия запрета — три года со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;

4) в период своего предыдущего пребывания в РФ не выехали из РФ до истечения 30 суток со дня окончания срока временного пребывания. Исключение — если указанные лица не могли покинуть территорию РФ в связи с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в РФ, либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы или иных явлений стихийного характера. Срок действия запрета — три года со дня выезда из РФ;

5) участвуют в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности.

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.


2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.


3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.


4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.


5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".


6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".




Комментарии к ст. 3.10 КОАП РФ


1. Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.).

2. В комментируемой статье дано понятие административного выдворения как вида административного наказания, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено такое определение, вместе с тем установлен порядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.

3. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, пограничные органы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определенных ФСБ России местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством (см. ст. 14 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

4. Административное выдворение как вид административного наказания следует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительная высылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (см. ст. ст. 1 и 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

5. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) в случаях, если орган или должностное лицо (в данном случае - миграционная служба), к которым поступило дело в таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Административное выдворение согласно ст. 3.3 КоАП РФ может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В статьях Особенной части КоАП эта мера предусмотрена в качестве дополнительного наказания.

6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

7. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (миграционной службы) (ст. 32.9 Кодекса).

8. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп.)).

9. В комментируемую статью внесено дополнение. В ч. 3 статьи указано, что административное выдворение не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").

Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию.

Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования не допускается.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются ФМС России, и ее территориальными органами.

Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке МИД РФ, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

А) Рассмотрение заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Б) Рассмотрение заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации и принятие решения по нему осуществляются ФМС России, или ее территориальным органом в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

2. Упомянутые выше физические лица (т.е. иностранцы и лица без гражданства) перемещаются:

Через Государственную границу РФ в принудительном (т.е. против воли и желания этих физических лиц) и контролируемом порядке (под контролем органов миграционной службы, МВД, пограничной службы входящей в систему ФСБ);

В порядке самостоятельного контролируемого выезда (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

3. Административное выдворение применяется только в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части КоАП. Например, за нарушение:

Режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а также несоблюдении правил транзита через территорию Российской Федерации (см. коммент. к ст. 18.8);

Правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (см. коммент. к ст. 18.10);

Иммиграционных правил (см. коммент. к ст. 18.11).

5) оно назначается с обязательным учетом:

Общих правил назначения административного наказания (см. коммент. к ст. 4.1);

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2);

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (см.

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Комментарий к Статье 61 Конституции РФ

1. Невозможность высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации приобрела конституционный уровень еще в апреле 1992 г. Она родилась с учетом советского опыта выдворения из страны лиц, критически настроенных к правящему режиму. Наиболее известный случай такого рода - высылка А.И. Солженицына в 1974 г. Иногда высылка граждан носила завуалированный характер: определенному лицу разрешалось выехать за границу, а затем во время его пребывания за рубежом его лишали гражданства и возможности возвращения на Родину.

Демократизация страны сняла вопрос о возможности использования этой дискриминационной меры, а также исключает возможность ее возникновения в будущем. Высылка гражданина РФ за рубеж недопустима ни как мера административного характера, ни тем более как мера уголовной ответственности.

Выдача (экстрадиция) лица одним государством другому производится по просьбе заинтересованного государства в связи с необходимостью проведения следствия в отношении данного лица, суда над ним или исполнением приговора. Выдача осуществляется на основании международного договора либо по усмотрению государства, к которому обращена просьба о выдаче.

В принципе, государства могут допускать выдачу и собственных граждан. Так, Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О российском гражданстве" (в ред. от 31.05.2002) (далее - Закон о гражданстве 1991 г.) фактически допускал такую выдачу "на основании закона или международного договора" (ч. 3 ст. 1). Действующий Федеральный закон от 31.05.2000 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 01.10.2008) (далее - Закон о гражданстве 2002 г.) вслед за Конституцией не содержит никаких условий возможной выдачи. Он просто запрещает ее (ч. 5 ст. 4).

Однако отказ в выдаче гражданина РФ не означает, разумеется, освобождения его от ответственности, если он совершил за границей преступление, предусмотренное российским законодательством. В этом случае гражданин РФ будет наказан в соответствии с действующими в России законами.

2. Важным аспектом защиты интересов российских граждан является гарантия их защиты и покровительство за пределами Российской Федерации.

Конкретизируя положения ч. 2 ст. 61 Конституции, Закона о гражданстве 2002 г., можно сказать, что органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы (ст. 7).

Защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за рубежом, Российская Федерация может оказывать путем консультаций, содействия в помещении в лечебное заведение, оказания в исключительных случаях материальной помощи и в других формах. Вместе с тем следует иметь в виду, что государство не обязано возмещать убытки, понесенные его гражданами за рубежом вследствие их действий. За эти действия оно ответственности не несет. Следует подчеркнуть, что защита гражданам должна оказываться соответствующими представительствами России независимо от того, просит ли ее оказать лицо, права которого нарушены, или нет.

Некоторые вопросы, связанные с рассматриваемой защитой, могут регламентироваться международными договорами РФ или консульскими конвенциями, в которых, например, рассматриваются вопросы о порядке допуска консула к арестованным российским гражданам и т.п.

В отличие от защиты, которая связана с нарушением прав российских граждан, покровительство оказывается в случаях, когда гражданин оказался в сложной ситуации, не связанной с нарушением его прав. Защита и покровительство российским гражданам должны оказываться во всех случаях, когда они находятся за пределами Российской Федерации, включая и случаи пребывания не на территории иностранного государства (в открытом море и т.д.).



Просмотров