Выступление призыв. Примеры ораторской речи в различных сферах жизни человека. Сочетание приема краткого повторения основных проблем с приемом отрицания

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. «Для интеллигентного человека, - отмечал А.П.Чехов,- дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».

У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Но риторика – учебная дисциплина. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи. Данную проблему призван решать не только учитель русского языка и литературы. Обучение выступлению ученика перед аудиторией как развитие общеучебного умения – задача всего учительского сообщества. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию.

В программе Т.А.Ладыженской по русскому языку в разделе «Развитие речи» представлена система уроков, посвященных разным аспектам ораторского искусства.

Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На данных уроках учитель русского языка играет роль направляющую. В дальнейшем ученик развивает начальные умения красноречия на других уроках (литературе, биологии и др.)

Конечно, не все выйдут из школы Цицеронами, так как основным на пути к освоению ораторского искусства является самообразование, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных, постоянные упражнения и практика. В этом аспекте задача учителя на данных уроках соотносима с задачей риторики, которую один из теоретиков красноречия, русский государственный деятель и ученый, М.М.Сперанский определял так: «…обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать, каким образом сии драгоценные камни очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой».

Обратимся к конкретным урокам, посвященным данной теме. Необходимо отметить, что элементы риторики в программу по русскому языку введены не так давно, поэтому учителю нужно самому определять цели, задачи занятий, подбирать практический материал, темы выступлений, сообразуя их с содержанием, отраженным в программе, и опираясь на классическую методику обучения риторике, которая включает в себя:

  • усвоение правил (теория);
  • анализ образцов;
  • упражнения с разбором и критикой выступлений;
  • речевая практика и упражнения по технике речи.

В 6-м классе программой отводится 3 часа по теме «Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности».

Естественно, прежде чем самому создавать выступление, ученик должен познакомиться с некоторыми теоретическими вопросами риторики (чему и посвящен первый урок ). Шестиклассники в ходе беседы устанавливают, что, для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория . Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор:

  • зачем говорю? (цель)
  • для кого говорю? (особенности аудитории)
  • что говорю? (содержание).

Учитель сообщает, что существует система классической риторики, состоящая из пяти компонентов:

  1. изобретение речи;
  2. ориентировка;
  3. расположение;
  4. запоминание;
  5. произнесение.

Детей также нужно убедить, что очень важно не только содержание речи, но и то, как она произносится. И в этом плане очень важны следующие компоненты: интонация, дикция, жесты, дыхание. Упражнения на дыхание выполнялись на уроках русского языка в течение двух предыдущих недель (см. приложение 1), результаты фиксировались учениками в тетради.

Следующая часть урока посвящена обсуждению «Памятки оратора» (см . приложение 2).

Второй урок посвящен непосредственно выступлению-призыву, а именно:

  • цели такого выступления (убедить аудиторию, призвать к действию);
  • особенности композиции (вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию);
  • языковым особенностям (побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к конкретному и отвлеченному собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.).

На уроке в качестве примера анализируется текст-призыв, перед этим детям дается схема-алгоритм анализа (см. приложение 3 ).

В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить небольшое выступление на одну из тем: «Берегите хлеб», «Старость надо уважать», «Наркомания – проблема современности». Проверка рассредоточена на последующих уроках русского языка. В результате отобрано несколько выступлений для урока-конкурса «Лучший оратор». На этом уроке остановимся подробнее, так как он призван обобщить изученное на предыдущих уроках развития речи.

Цели данного урока:

  • углубление знаний о структуре, языковых особенностях призыва;
  • развитие умения находить особенности публичного выступления-призыва в подготовленной речи;
  • развитие умения произносить речь побуждающего характера.

Оформление доски :

  1. Эпиграфы:
  • Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон.
  • Умение просто и красиво говорить – целая наука. К.С.Станиславский.
  • Все, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в уме твоем. Исократ.
  • «Памятка оратора» (см. приложение 2 ).
  • Подготовленная детьми информация об ораторах (см. приложение 4 ).
  • Подготовительная работа.

    Ученики разбиты на четыре группы. Каждая группа подготовила информацию о следующих ораторах: Цицероне, Демосфене, Сократе, Цезаре. Один человек от группы получил готовую речь, которую необходимо представить аудитории (на уроке выступал лучший). Остальные ребята получили задание подготовить небольшую речь-призыв на одну из предложенных тем (см. предыдущий урок). К уроку развития речи были отобраны лучшие ораторы от каждой группы.

    Ход урока

    1. Организационный момент . Учитель сообщает детям тему урока, цель. Учащиеся записывают дату, тему урока, эпиграфы.
      Упражнение на дыхание «33 Егорки».
    2. Представление групп, носящих имя определенного известного оратора.
    3. Актуализация полученных ранее знаний . Беседа по вопросам:
    • Что необходимо для того, чтобы речь состоялась?
    • Расскажите, как вы понимаете слова Цицерона и К.С.Станиславского, взятые в качестве эпиграфа к уроку?
    • Какому пункту «Памятки оратора» соответствуют слова Исократа?
    • Каковы особенности речи-призыва?
  • Выступления учащихся.
    Сначала выступает оратор с готовой речью «О бабушках» (см. приложение 5 ).
    После обсуждения выступления две группы должны доказать, пользуясь алгоритмом, что прозвучавшая речь является призывом, остальные группы определяют, соблюдал ли оратор требования «Памятки».
    Затем звучат оригинальные выступления, написанные и подготовленные самими учащимися (по одному представителю от группы). Группы комментируют выступления, делают замечания.
  • Подведение итогов урока . Класс выбирает лучшего оратора, который награждается грамотой.
  • Домашнее задание . Написать небольшое высказывание на тему «Нужны ли в наши дни ораторы?»
  • Литература

    1. С.Никольская. Техника речи. – М., 1978.
    2. Ч. Далецкий. Практикум по риторике. – М., 1995
    3. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5 - 9 классы. – М., 1994.

    Проводы в армию в весенний и осенний призывы 2020 года – важное и трогательное событие не только для самого виновника торжества, но и для его друзей и родственников. Как хочется подобрать самые нужные, самые теплые слова для близкого человека, с которым вам предстоит расстаться на целый год!

    Не секрет, что пожелания на проводы в армию своими словами запоминаются больше, чем стандартные поздравления. На этой странице нашего сайта вы найдете напутствия для проводов в армию, которые можно прочесть за праздничным столом или написать на открытке.

    ***
    Сынок! Ты вырос так быстро, что мы не успели оглянуться. И вот пришло время, когда тебя призывают на армейскую службу. Мы хотим тебе пожелать, чтобы она прошла с пользой для тебя, пожелать, чтоб ты стал настоящим мужчиной – мужественным, сильным, способным защитить себя и тех людей, которых ты любишь, а самое главное – чтоб ты вернулся живым и здоровым, и пусть Бог тебя хранит!

    ***
    Дорогой сынок! Признаюсь, что с неохотой я отпускаю тебя в это нелегкое путешествие. Это первый раз, когда мы будем в разлуке так долго. Но так уж устроен мир, что матери должны провожать своих сыновей в армию. Я уверена, что ты с достоинством перенесешь все невзгоды военной жизни, и это только поможет тебе превратиться из мальчика в мужчину! Будь здоров, и пусть тебя бережет Господь!

    ***
    Дорогой друг! Поздравляя тебя в этот день, хочу пожелать тебе много терпения, настойчивости и сил. Пусть легкой будет служба, надежными сослуживцы и приятным досуг. Набирайся опыта, закаляй характер, никогда не сдавайся, будь смелым и решительным. Хороших тебе учителей и интересных событий!

    ***
    Братишка! Сегодня у нас радостное и немножечко грустное событие. Радостное – потому что тебя удостоили чести отслужить в рядах вооруженных сил. А грустное – потому, что целый год мы не будем видеться. Но это время пролетит мгновенно, ведь все в этой жизни быстротечно. Я хочу от всей души пожелать тебе удачи! Будь смелым, сильным, выполняй поручения старших по званию. Крепкого здоровья тебе, терпения, выдержки. А мы будем ждать тебя с нетерпеньем. Счастья тебе и легкой службы!

    ***
    Я думаю, что армия – это тест для каждого мужчины. И сегодня мы провожаем замечательного человека, которому предстоит пройти один из важных испытаний в его жизни. Пусть же он будет всегда смелым, настойчивым и гордым за то, что ему предоставлено почетное звание служить в рядах армии и проявить свое мужество, отвагу и честь!

    Пожелания на проводы в армию своими словами

    На проводах в армию вам хочется высказать от своего имени душевное пожелание, но вы не отличаетесь особыми литературными талантами? Не беда.

    Выбирайте подходящие для напутствия слова для проводов в армию, которые мы привели специально для этого случая – и поздравляйте дорогого для вас человека с этим важным событием.

    ***
    Сегодня мы провожаем отважного и мужественного парня служить Родине. Пусть армия научит тебя быть твердым и решительным, пусть служба будет не в тягость, а в радость. Желаю благополучия и удачи, здоровья и терпения. Пусть это время пролетит быстро, и наш защитник будет снова с нами.

    ***
    Быть солдатом – большая честь для каждого парня. И сегодня, провожая тебя в армию, мы хотим пожелать успешной службы. Очень быстро пролетит этот год, и ты вернешься к друзьям и родным настоящим мужчиной – крепким, сильным, мужественным. Желаю тебе крепкого здоровья. Пусть девушка, которую ты любишь, обязательно дождется тебя. Пусть оберегает тебя твой ангел-хранитель. Пускай везение и удача всегда сопровождают тебя!

    ***
    Правду говорят, что армия делает из ребят настоящих мужчин. Ведь там нет родителей, которым в трудную минуту можно поплакаться. Армия – это серьезное испытание, это взрослая жизнь. Все проблемы ты должен решать сам, по-взрослому. Сегодня, провожая тебя в ряды вооруженных сил, мне хочется пожелать тебе отличного настроения, терпения, выдержки. Служи так, чтобы твои родители гордились тобой, чтобы тебе было не стыдно смотреть в лицо своим товарищам на гражданке. И будь счастлив!

    Напутствия на проводах в армию

    Пожелания или напутствия на праздновании по поводу проводов в армию могут прозвучать из уст родителей, друзей и любимой девушки. Неважно, будут ли они высказаны своими словами или позаимствованы где-либо. Главное, чтобы эти слова были теплыми и искренними.

    ***
    Итак, ты солдат! Ты будешь сильным, смелым; таким же отчаянно-напористым, когда хотел откосить от армии. Будешь сам чистить одежду и сапоги, а не просить маму. Будешь сам справляться с проблемами, не призывая к помощи старшего брата. А мы будем следить за твоими успехами и ждать дембеля!

    ***
    Что такое армия в жизни мужчины? Армия – это место, где закаляют характер и из вчерашнего мальчика делают мужчину. Именно поэтому я хочу пожелать тебе – не грусти, когда уходишь служить! Это время пролетит быстро, и я надеюсь, с пользой для тебя!

    ***
    Пришла пора доказать, что ты настоящий мужчина: повестка на руках, а значит, тебе пора служить. Год ходить в кирзачах, научиться стрелять, изменить свою жизнь целиком и полностью. Служба в армии – удел каждого уважающего себя мужчины, и нечего этого стыдиться. Желаю тебе провести этот год не зря и стать настоящим защитником нашей Родины!

    ***
    Сегодня у нас есть прекрасный повод, чтобы вспомнить о том, для чего же все-таки предназначены мужчины. А они предназначены для того, чтобы быть нашими защитниками. Правильно говорят, что есть такая профессия - Родину защищать. Так давайте же выпьем за нашего защитника, пусть ему не покажутся неподъемными солдатские сапоги, а форма всегда будет впору!

    ***
    Ты уходишь в армию, и провожать пришли тебя все родные, близкие и друзья. Служба в армии – это тест на выдержку, терпение, силу воли. И нам так хочется верить, что ты сдашь этот тест на «отлично». Служи так, чтобы за тебя гордились твои родители. Выполняй указания начальства, доброжелательно относись к своим сослуживцам. Не зазнавайся, будь преданным своим убеждениям. Желаем тебе только удачи на службе Отечеству. Будь счастлив и оставайся настоящим мужчиной!

    Надеемся, что подобранные нами здесь теплые слова для проводов на армейскую службу помогут вам выразить свои чувства по отношению к сыну, брату, другу или любимому парню в этот важный день.

    А если с близким человеком вас разделяют расстояния, то к торжеству по поводу его проводов в армию вы можете отправить ему душевные поздравления и напутствия в виде смс или по электронной почте.

    ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ

    Публичные речи могут быть включены в другие формы деловой коммуникации, такие, как деловые совещания, конференции, дис­куссии, презентации, а могут иметь и самостоятельное значение. Речь в деловой среде направлена на достижение прагматических целей, например речь адвоката - чтобы эффективно защитить кли­ента, речь руководителя на совещании - чтобы стимулировать вы-сокопродуктивность работы его участников, для информирования, речь на митинге - чтобы убедить участников, склонить их к дейст­вию и т. п.

    Речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

    ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

    1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интерес­ной и полезной. Французская поговорка гласит: "Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!" Слушатели намного ча­ще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.

    2. Она должна быть составлена правильно в композиционном от­ношении и содержать вступление, основную часть и заключение.

    У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Введение и основная часть должны дать ответы на сле­дующие четыре вопроса.

    Введение. Почему я говорю?

    Основная часть. Каково существующее положение (Что было? Что есть? Что должно быть вместо этого? Как можно изме­нить существующее положение?)

    Заключение содержит побуждение к действию: идти путем, о котором узнал оратор, и таким образом изменить существующее положение.

    Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией. Она может быть обра­щена к разнородной аудитории.

    Сэр Гамильтон думал лаконично и связно, оставив нам пять за­поведей искусства речи:



    Понять, что следует сказать;

    Упорядочить: что по делу, а что шутки ради;

    Облечь в слова и украсить слогом;

    Запечатлеть в памяти;

    Приятно и достойно изложить.

    СОЗДАНИЕ ТЕКСТА РЕЧИ

    Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной под­готовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требова­ние. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке отно­сится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.

    Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи.

    1. ИНВЕНЦИЯ, или "нахождение", "изобретение". На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

    3. ЭЛОКУЦИЯ, или "словесное оформление мысли". В этой час­ти осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заклю­чения, окончательная редакция текста.

    4. МЕМОРИО, или "запоминание". На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наи­зусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста
    и другие проявления индивидуального ораторского стиля. "Стиль являет­ся физиономией духа, вернее телесной оболочкой", замечает Шопенгауэр.

    5. ПРОИЗНЕСЕНИЕ.

    § 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РЕЧИ

    Для эффективного выступления с речью деловому человеку недос­таточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи. Если человек берет слово, затем встает и начинает говорить, не имея ясного представления о том, чего ради он говорит и что, собствен­но, хочет сказать, то для такого выступления несомненно нет достаточ­ного основания и оно недопустимо, так как отсутствует предмет речи.

    Поль Л. Сопер в книге "Основы искусства речи. Книга о науке убеждать" дает следующие советы начинающим ораторам:

    1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и
    интересам

    Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь об­щественные интересы и широкий кругозор.

    "Нет такой специальной или из ряда вон выходящей темы, чтобы не нашлось книги, способной предоставить материал по этой те­ме", - пишет Гамильтон и дает совет: "Читайте Сенеку, он по боль­шинству тем дал блестящие и счастливо выраженные мысли".

    2. Подбирайте уместную тему

    Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует ино­гда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.

    3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории

    Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов:

    а) основных интересов аудитории;

    б) групповых интересов;

    в) злободневных интересов;

    г) конкретных интересов;

    д) новизны темы;

    е) заложенных в теме полярных мнений.

    § 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕЧЬ

    Цель информационной речи - обогатить аудиторию слушателей новыми знаниями, дать новое представление о предмете, процессе, явлении, пробудить любознательность. Это может быть повествова­ние, описание, объяснение. Повествование - связный рассказ; описа­ние - расчленяет предмет, показывает частности и придает им нагляд­ный вид, как на картине; объяснение - показывает, каков предмет в дей­ствии или каково его устройство. Во всех информационных речах пре­обладает какая-либо одна из этих характерных черт. Например:

    Повествование: Рост и упадок корпорации. Компьютеризация труда менеджера. Микроэлектроника и ее перспективы.

    Описание: Дом русского крестьянина. Санкт-Петербург с высоты птичьего полета. Жизнь в стратосфере.

    Объяснение: Что вдохновляет политика. Смысл христианства. Деловые игры как методика обучения.

    Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:


    а. В ней не должно быть ничего спорного;

    б. Она должна пробуждать любознательность слушателя;

    в. Она должна удовлетворять запросы слушателя;

    г. Сообщение должно быть сделано на актуальную тему.

    УБЕЖДАЮЩАЯ РЕЧЬ

    В реальной практике убеждающие речи рассматриваются как агитационные, в них любыми методами - логическими и иными -оратор убеждает согласиться с ним в сложном вопросе, по которому в обществе нет единой точки зрения. Вместе с тем, хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не пред­ставляет собой призыва к непосредственному действию. Во время убеждающей речи доказываются или опровергаются какие-либо по­ложения, вызываются у слушателей те или иные чувства.

    Предмет убеждающей речи - вопросы факта, свидетельствующие о том, что представляет истинную правду, а что нет, или вопросы поведе­ния, то есть что следует предпринимать, а какие действия недопустимы.

    Интерес аудитории к предмету речи стимулируется самой спорно­стью вопроса, и от оратора требуются ответы на вопросы: "Чему же верить?" или "Что делать?". Если предмет речи не вызывает у аудито­рии реального или потенциального интереса, или нельзя при обсуж­дении проблемы предложить ее решение (или хотя бы помочь в этом), то такая тема выступления не подходит для убеждающей речи. Чтобы избежать подобного рода ошибок необходимы следующие шаги.

    1. Выбирать действительно спорный и актуальный вопрос.
    Следует помнить, что многие актуальные темы устаревают, их острота снижается, и в определенный период времени она может не вызывать интереса. Поэтому для речи убеждающего характера лучше всего брать темы по политическим и социальным вопросам, например: тор­говля спиртными напитками, налоги с торгового оборота, служба мо­лодых людей в армии, безработица, невыплата заработной платы в государственных учреждениях, криминогенная ситуация в стране, коммунальная реформа и ее проблемы и т. п. Эти темы вызывают жи­вой интерес у слушателей, оратор несомненно по каждой из них мо­жет предложить какие-то варианты предложений, решений, нечто конструктивное и новое, о чем уже давно не слышала аудитория.

    2. Выбирать содержательную тему. Даже если речь будет ост­роумна и увлекательна по форме, необходимо, чтобы обсуждаемый вопрос непосредственно касался слушателей и затрагивал их прак­тические интересы.

    3. Выбирать разрешимый вопрос. Несомненно, сама речь не может практически решить тот или иной вопрос, но продемонстрировать возможные пути, подходы к решению, обозначить те или иные варианты действий - это сделать оратору необходимо.

    ПРИЗЫВАЮЩАЯ К ДЕЙСТВИЮ РЕЧЬ

    Призывающая к действию речь также относится к числу агита­ционных, а следовательно, она должна содержать необходимые факты, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию, призывать к конкретному действию: к новому, к продол­жению или прекращению прежнего.

    Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие мо­жет наступить когда-нибудь или немедленно; направлено действие именно на тех слушателей, которые сидят в аудитории.

    Речь оратора в этом случае должна быть столь убедительной, чтобы у слушателей появилась потребность именно здесь и сейчас сделать то, о чем их просит оратор.

    Поль Сопер в уже упоминавшейся книге "Основы искусства ре­чи. Книга о науке убеждать" предлагает типичные примеры публич­ных призывов, которые можно использовать деловым людям, госу­дарственным или политическим лидерам.

    Так, например, для выступлений на коммерческие темы харак­терны призывы распространять страховые полисы, проспекты вло­жения капитала, книги и сотни других предметов, о которых ком­мерсант держит речь на собраниях.

    Призывы оказать поддержку направлены в пользу местных благо­творительных обществ, организации Красного Креста, кампаний по оказанию помощи бедствующему населению в других странах и др.

    Призыв "принять участие" касается клубной работы, подготовки спортивных соревнований, можно также предлагать прочесть книгу, посмотреть фильм, театральную постановку, послушать специаль­ный курс, заняться шейпингом и пр.

    Обращения, относящиеся к личному поведению, затрагивают во­просы улучшения навыков обучения, привычек, связанных со здо­ровьем, речью, питанием; призывают не курить, заниматься физиче­скими упражнениями, поставить себе в жизни цель, быть честным, бескорыстным и пр.

    При выборе темы для речи, призывающей к действию, необходимо:

    1. Проверить, вызовет ли тема достаточный интерес у слу­шателя. Самая трудная аудитория для побуждающих речей - это индифферентная аудитория. Поэтому очень важно, как и в речах, описанных выше, выбрать волнующую слушателей тему, заде­вающую их интересы, провоцирующую потребность поддержать оратора. Это зависит, в свою очередь, от того, способен ли высту­пающий дать почувствовать слушателю, что вопрос идет о сроч­ных, полезных и желательных действиях.

    2. Выяснить, способны ли слушатели к действию. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести не только интересы аудито­рии, но и ее особенности, например какой смысл предлагать слушателям приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сде­лали то, о чем их просят?

    3. Уточнить, не слишком ли сильная оппозиция? В некоторых аудиториях прямой призыв к действиям может не найти отклика по причине внутреннего противодействия, наличия оппозиции. Поэто­му важно убедить хотя бы некоторых слушателей. Такая ситуация
    требует от оратора большой осторожности и в выборе цели выступ­ления, и в определении предмета обсуждения. Как известно, слуша­телей побуждают к действию материальные, нравственные или об­щественные блага, поэтому следует уяснить для себя и объяснить это слушателям, сколько времени, энергии, денег затратят они, сле­дуя вашему призыву, будут ли их действия сопровождаться психо­логическими травмами, и если - да, то пойдут ли они на это.

    Оратору во время агитационной речи следует контролировать си­туацию, и если анализ свидетельствует, что своими призывами вы только обострите оппозицию, то необходимо на данный момент по­жертвовать агитационной целью в пользу чисто информационной беседы. В реальной практике можно столкнуться с ситуацией, когда определенная ораторская смелость также может быть уместна.

    Речи подобного типа обычно не планируются заранее и не готовятся длительное время, тематика их может меняться в зависимости от акту­альных событий. Они представляют собой как бы "оперативные" речи, поэтому важными требованиями для них являются такие, как:

    Излагать мысли таким образом, чтобы слушатели отождествляли получаемую информацию со своими проблемами и размышлениями;

    Задевать личные мотивы слушателей, их интересы;

    Кратко и эмоционально выражать мысли;

    Ориентировать аудиторию на конкретные прагматические действия;

    Пользоваться логически безупречной аргументацией, учитывая при этом эмоциональную культуру слушателей и их убеждения.

    § 7. РЕЧЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ПОВОДУ

    Речи по специальному поводу обращены, как правило, гораздо более к чувству, чем к разуму. Они имеют четыре основные формы:

    Протокольная (рамочная) речь - приветствие, благодарность и пр.;

    Траурная речь.

    Торжественная речь.

    Речь в дружеском кругу.

    Произнесение речей по специальному поводу для многих орато­ров представляет трудности, вызванные тем, что: а) нужно выбрать ситуативно уместный момент;

    Б) необходимо уловить основное настроение собравшихся и отра­зить это в речи;

    в) требуется выразить глубокие чувства простым языком;

    г) надо говорить как можно короче;

    д) сказанные слова, речь должны быть неповторимы;

    е) использование цитат допустимо, но коротких и с глубоким смыслом.

    Навыки ораторского мастерства полезны человеку любой профессии, ведь умение общаться с публикой делает его уверенным в себе и повышает ценность сотрудника в глазах работодателя. Именно поэтому так важна ораторская речь — примеры выступлений особенно. Ведь они помогут вам правильно подобрать стиль речи для определенного случая.

    Ораторское выступление всегда имеет определенную цель, а именно убеждение публики при помощи тех или иных ораторских методов. Целью может быть информирование аудитории о тех или иных событиях или результатах, мотивация для достижения улучшения каких-либо показателей, призыв к определенным действиям, убеждение в правоте своих мыслей или идей и т.д.

    Риторика предлагает разные методики для достижения вышеописанных целей. Следовательно, в зависимости от цели или характера выступления разные виды имеет и ораторская речь примеры которой будут рассмотрены в данной статье.

    Согласно современной классификации, выделяют 5 типов ораторской речи, каждый из которых включает еще несколько видов.

    1. Социально-политическое красноречие (агитационная речь, дипломатические выступления, выступления по политико-экономической тематике, митинговая речь и т.д.).
    2. Академическое красноречие (лекции, доклады, конференции и т.д.).
    3. Судебное красноречие (речи прокурора, обвиняемого, адвоката, присяжных судей и т.д.).
    4. Социально-бытовое красноречие (поздравительная речь, тост, поминальная речь и т.д.).
    5. Духовное красноречие (проповеди, речи на духовную тематику и т.д.).

    Примеры публичных выступлений помогут более детально рассмотреть каждый из предложенных видов красноречия.

    Социально-политическое

    Рассмотрим три жанра социально-политического красноречия.

    • Агитационная речь направлена на получение мгновенного отклика от публики. Выступление оратора склоняет аудиторию на сторону выступающего и призывает ее сознательно и добровольно действовать в интересах оратора для достижения общей цели.

    Пример: «Сегодня молодежь проводит все больше времени за компьютером и телевизором, не задумываясь о собственном здоровье. Тем временем пассивный образ жизни приводит к неприятным, а иногда и страшным проблемам со здоровьем.
    Занятия спортом укрепляют здоровье и иммунитет, моделируют фигуру, повышают самооценку, влияют на улучшение концентрации, позитивно влияют на настроение и приносят еще много другой пользы для организма.
    Занимайтесь спортом! Выбирайте здоровый образ жизни, и результаты не заставят себя ждать!».

    • Дипломатическая речь – официальное выступление оратора, представляющего то или иное государство. Речь отличается сдержанностью, но четким выражением позиций государства.

    Пример:«Современное мироустройство постепенно переходит от системы однополярности к многополярности, так как гегемония одного сильного государства не может обеспечивать безопасность населения планеты.
    Мы стоим на том, что в складывающихся условиях нового миропорядка все вопросы могут решаться только путем мирных переговоров и поиска консенсуса. Только так мы сможем сохранить этот мир для наших потомков».

    • Митинговая речь – это та речь, которая заряжает толпу на отстаивание какой-то общей идеи. Такая речь обычно затрагивает острые социально-политические темы и собирает людей для протеста или поддержки того или иного решения руководства страны, города, завода, школы и т.д.

    Пример: «Мы собрались здесь для того, чтобы выразить свое несогласие с закрытием предприятия. Мы не отдадим родной завод тем, кто хочет нажиться на его сносе.
    Если сейчас мы остановим этот беспредел, мы сможем обеспечить рабочими местами своих детей и внуков. Сохраним производство! Пусть руководство услышит нас!».

    Академическое

    Жанры академического красноречия в основном работают в рамках науки и образования, однако в некоторых случаях академическое красноречие носит популистский и пропагандистский характер.

    • Лекция – ораторская речь, имеющая четкую структуру, соблюдающая все логические связи и в большинстве случаев имеющая своей целью информирование слушателей. Так, лекции могут быть посвящены не только образовательным дисциплинам, но и определенным тематикам (вред курения, алкоголя, наркотиков и прочее).

    Пример: «Сегодняшняя лекция посвящена развитию науки. План лекции следующий: этапы развития науки, модели развития науки, типы научных революций и феномен псевдонауки.
    Итак, начнем с того, что любая наука развивается в процессе познания окружающего мира. Выделяют 5 этапов развития науки: донаучный, античный, средневековый, этап классической науки и, наконец, современная наука. Разберем подробнее каждый этап».

    • Доклад – выступление оратора, которое проводится в рамках конференций, симпозиумов и т.д. и выносится на обсуждение слушателей. Обычно доклад является подведением итогов проведенных исследований и опытов в той или иной научной области.

    Пример:«Целью доклада на тему «Концепт «Дружба» в немецкой и русской лингвокультурах» является изучение особенностей восприятия концепта «дружба» носителями немецкой и русской лингвокультур, а также выявление сходств и различий.
    После проведения социологических опросов и свободного ассоциативного эксперимента, можно сделать вывод, что немцы и русские воспринимают дружбу практически одинаково».

    • Научное сообщение – публичная речь, ограниченная по времени и обращенная к одной конкретной мысли. Сообщение научного характера выражается лаконично и логично.

    Пример:«Современное состояние Тихого океана вызывает опасения. Мусорное пятно, образовавшееся в северной части океана, является серьезной угрозой не только для обитателей самого океана, но и для человека. На повестку дня вынесено несколько предложений по решению данной проблемы».

    Судебное

    Ораторская речь судебного характера включает в себя практически все выступления, которые проводятся в зале судебных заседаний.

    • Обвинительная речь – ораторская речь государственного обвинителя или прокурора, дающая оценку ходу следствия и имеющимся доказательствам того, что именно обвиняемый совершил преступление. Также прокурор предлагает на рассмотрение ту или иную меру наказания для обвиняемого.

    Пример:«Сегодня нам предстоит стать участниками в слушании по делу серийного убийцы. Сторона обвинения хотела бы уделить особое внимание наиболее значимым обстоятельствам дела, а также представить неопровержимые доказательства совершения серии преступлений обвиняемым».

    • Адвокатская речь – это публичная речь, которая направлена на парирование обвинений прокурора и на предоставление собственных доказательств, отводящих вину за преступление от обвиняемого.

    Пример:«Да, вы правы, товарищ прокурор, мой подзащитный состоял в неоднозначных отношениях с убитой. Однако стоит отметить, что мотив был не только у моего подзащитного, но и у сестры убитой. Более того, найденные улики доказывают, что на орудии преступления были найдены элементы искусственной кожи. Именно той кожи, из которой сделаны перчатки сестры убитой».

    Социально-бытовое

    Ораторские выступления в рамках социально-бытового красноречия являют собой проявление общественных отношений.

    • Поздравительная речь – выступление с целью выразить свое восхищение, радость по тому или иному случаю. Это может быть чей-то юбилей, день рождения, свадьба, открытие предприятия, рождение ребенка и т.д. Особенностью такой речи является торжественность и пафосность.

    Пример:«Дамы и Господа! Мы собрались здесь сегодня, чтобы отметить прекрасное событие – десятилетие нашей компании. Я хочу поздравить каждого, кто вложил свой вклад в развитие нашего общего дела, а также пожелать нашей фирме дальнейшего процветания и преданных клиентов!».

    • Поминальная речь – читается по случаю чьей-либо смерти. Такая речь обычно строится на воспоминаниях об усопшем, на подчеркивании его положительных качеств, а также на словах поддержки близким родственникам умершего. Поминальная речь также отличается трагическим пафосом.

    Пример:«Он был замечательным человеком. Хотя я знаю его только как коллегу и могу сказать, что это был человек слова и невероятной любви к своему делу, могу также добавить, что он всегда оставался, прежде всего, любящим отцом и мужем».

    Духовное

    Церковное красноречие оказывает сильное воздействие на народные массы. Религия является одним из регуляторов поведения за счет моральных устоев.

    • Проповедь – речь, читающаяся представителем духовенства и имеющая своей целью распространение идеи или верования. Проповедь сообщает о любви Бога к людям, о милосердии, сострадании, о Божьей воле на все события и т.д. Такая речь пробуждает в слушателях благоговение и трепет к религии. Речь отличается высоким стилем, пафосом, морально-назидательным тоном.

    Пример: «Дух Святой был на Земле тогда, когда человека еще и в помине не было. Именно Дух Святой устроил жизнь человеческую. Именно Дух Божий чрез Моисея освободил сынов Израилевых от египетского ига и привел их к земле обетованной».

    • Духовные лекции – такие же образовательные лекции, доносящие до слушателей религиозные идеи.

    Пример: «Люди привыкли жить по юридическим законам и по законам природы. В первом случае, скажем, украл человек небольшую сумму денег, пошел в церковь и поставил свечку – все, душа спокойна. Во втором случае – прыгай из окна, никто тебя не накажет, но будет больно – в этом действие закона природы. Однако есть еще одна категория законов – законы духовной жизни, которые помогают человеку быть собой и принимать себя».

    Теперь, когда примеры помогли понять, что такое ораторская стезя, работать над своей речью в зависимости от цели выступления будет гораздо проще. Основным правилом при подготовке любой речи всегда является сонастройка с аудиторией.

    Провожать призывника на службу в армию следует красивыми и теплыми словами.

    Проводы – важное событие для призывника и его семьи . Как правило, близкие молодому призывнику люди, организовывают ему пышное застолье с конкурсами, развлечениями, частушками, стихами и пожеланиями. Каждое сказанное слово должно быть пропитано огромной любовью к юноше и уважением к его долгу.

    Пожелания в прозе призывнику на проводы:

    Дорогой (имя человека)! Хочу сказать тебе одну важную вещь – в твоей жизни наступил ответственный этап. Теперь пришло твое время стать настоящим мужчиной и доказать окружающим, что ты можешь выполнить свой нелегкий, ответственный долг. Хочу пожелать тебе легкой службы, без «горячих точек» и тяжелых сражений, а так же верных товарищей. За призывника!

    Давайте весело и с легким сердцем проводим на службу нашего хорошего друга. Сегодня он еще юноша, но завтра станет настоящим мужчиной. Хочу поднять бокал за то, чтобы путь его был легким и интересным, чтобы его окружали только достойные и честные люди, чтобы он смог реализовать свой потенциал и стал гордостью семьи!

    Дорогие друзья! Безусловно, армия делает из маленьких мальчиков настоящих доблестных мужчин. Сегодня мы провожаем в добрый путь (имя призывника), который должен пройти его с гордо поднятой головой и стерпеть все препятствия на своем не легком пути. Давайте выпьем за то, чтобы призывнику повезло познакомиться с хорошими людьми и он смог вовремя вернуться со своей службы!

    Пожелания в стихах призывнику на проводы:

    Ох, не легка судьба солдата:
    Служить и защищать страну,
    Как это делал дед когда-то,
    Шагая смело на войну.

    Я долг твой, сын мой, уважаю,
    Мужчина должен смелым быть.
    Я с добрым сердцем провожаю,
    Ведь ты нас сможешь защитить!

    Пусть в твоей армейской жизни
    Будет каждый день прекрасным,
    Пусть не нагнетают мысли,
    Труд твой будет не напрасным.

    Пусть в быту армейском дружба
    Отыскать тебя смогла б,
    Чтобы легкой твоя служба
    И посильною была.

    Как красиво поздравить призывника словами и прозой?

    Речь на проводы в армию для мамы: стихи и проза

    Мама – самый дорогой человек. Провожая сына в армию, мама обязательно должна сказать самые важные и трогательные напутственные слова. После своих слов матери необходимо перекрестить своего сына за спиной и сказать «Храни тебя Господь!».

    Речь на проводы для мамы своими словами:

    Пусть не обидными будут мои слова, но для меня ты до сих пор ребенок. Материнское сердце обливается слезами, когда понимает, что должно отпустить свое дите в нелегкий путь. Я хочу пожелать тебе быть сильным, смелым, уверенным в себе мужчиной, защищать себя и уметь постоять за товарищей. Я безумно горжусь тобой и хочу, чтобы каждый смог рассмотреть в тебе ту искру, что видит родная мать. Ты самый лучший сын на свете! Счастливой тебе дороги!

    Дорогой (имя призывника)! Как незаметно и быстро пролетело время. Сегодня ты призывник, а завтра ты уже солдат. Хочу попросить тебя быть рассудительным, спокойным и добрым другом для товарищей, уважать офицеров и всегда стремиться к лучшему. Для меня ты лучший ребенок на свете и я искренне хочу, чтобы это смогли заметить и другие!

    Любимый сынок! Ты еще дома, а я уже за тобой скучаю. Хочу пожелать тебе легкого начала и интересной службы. Пусть все у тебя получается, пусть в глазах офицеров ты будешь порядочным рядовым и человеком с выдающимся мужеством. Мы все ждем твоего возвращения в срок, бесконечно любим тебя и переживаем за тебя!

    Речь на проводы для мамы в стихах:

    Сегодня маленький мой сын
    Вдруг стал защитником, мужчиной,
    Но для меня среди мужчин
    Он остается милым сыном.

    Служи и верь в свои лишь силы,
    Ты мой защитник и герой.
    Хватай военные вершины
    И охраняй свой край родной!

    Провожаю в путь сынка,
    Для меня это тревога.
    Коротка пусть и легка
    Будет для тебя дорога.

    Сердце плачет, я скучаю,
    Хоть ты рядышком со мной,
    Ведь тебя я провожаю,
    Где теперь найти покой?

    Возвращайся поскорее,
    Ждет тебя твой край родной,
    Выбор твой мне душу греет.
    Я горжусь, сынок, тобой!

    Материнские слова для солдата

    Речь на проводы в армию для любимого в стихах и прозе

    Любимая девушка часто болезненно переживает проводы своего возлюбленного в армию. Тем не менее, это важная миссия, которую должен осуществить каждый юноша. Украсить мероприятие и подарить приятные моменты призывнику помогут тосты и стихи от любимой.

    Речь на проводы для любимого своими словами:

    Любимый мой (имя призывника)! Хоть мы и провожаем тебя сегодня на службу, но я до сих пор не могу поверить, что нам предстоит пережить долгую разлуку с тобой. Я горжусь твоим выбором и обещаю дождаться дня возвращения!

    Дорогой (имя призывника)! Ты даже не представляешь, какая это гордость для меня провожать тебя на службу. Я буду ждать тебя и верить, что ко мне вернется успешный, доблестный и сильный мужчина с огромным опытом сражений, испытаний. Доброй дороги тебе и легкой службы!

    (Имя призывника)! Хочу отпустить тебя в дорогу не с тревогой, а с радостью и добрым сердцем. Я верю, что ты добьешься невероятных успехов, добьешься побед и наград! Я буду считать каждую минуту до твоего дембеля и постараюсь вдохновлять тебя на добрые дела!

    Речь на проводы для любимого в стихах:

    Сегодня ты лишь мой любимый,
    А завтра ты уже солдат.
    Сегодня за столом красивый,
    А завтра вручат автомат.

    Я тебя нелегко отпускаю,
    Буду я бесконечно скучать.
    Я от сердца тебя отрываю,
    Буду каждый день тебя ждать!

    Душа моя сегодня плачет,
    Ведь ты любимый – призывник.
    Поезжай и пусть тебе удача,
    Осветит каждый сложный миг!

    Служи с любовью, я на это
    Тебя с душой благословляю.
    Я буду спать и верить: где-то,
    Страну любимый защищает!

    Вернись домой ты невредимый –
    Об этом лишь тебя прошу.
    И Богом будь всегда хранимый,
    Лишь так тебя я отпущу!

    Красивые слова для возлюбленного она проводы в армию

    Речь на проводы в армию для друзей: слова

    Друзья – важные гости на проводах. Они поднимают настроение, воодушевляют призывника на счастливую службу, благословляют его дорогу. Друзья часто имеют много идей для организации самого мероприятия: песни, стихи, тосты, конкурсы, сценки и плакаты.

    Речь на проводы от друзей в прозе:

    Дорогой наш (имя призывника)! Мы будем за тобой скучать и каждый день вспоминать время, проведенное вместе. Хотим сказать, что невероятно гордимся тобой за добросовестный и мужской выбор – пойти на службу. Обещаем ждать с нетерпением и устроить пышный праздник в честь твоего возвращения.

    (Имя призывника)! Ты замечательный друг и верный товарищ! Спасибо тебе за то, что всегда поддерживаешь, обращаешь внимание, помогаешь словом и делом. Сегодня мы отпускаем тебя с добрым сердцем, ведь знаем, что ты станешь ответственным солдатом, которым мы сможем гордиться!

    Призывник! Как редко можно порадоваться за человека в современной жизни, желающего защитить своих близких и родных просто так, зная свой долг. Мы любим тебя и уважаем за принятое решение. Будем ждать тебя каждый день и скучать за веселым временем, проведенным вместе!

    Речь на проводы от друзей в стихах:

    Ты сегодня не просто друг,
    Ты сегодня для нас – мужик!
    Ты решил защищать страну,
    Поздравляю тебя, призывник!

    Лучший друг и товарищ по жизни,
    Поздравляю, ведь ты призывник!
    Пусть не мучают тебя мысли,
    Мы гордимся тобой в этот миг!

    Наш друг – солдат, представьте только!
    Как быстро время-то летит!
    Знай, провожать тебя нам горько
    И сердце за тобой болит!

    Служи легко, дыши свободно,
    Мы ждем тебя, в успех твой верим.
    Пусть там тебе не будет плохо
    И все открыты будут двери!

    Проводы в армию: красивые пожелания и напутствия от друзей

    Прикольные пожелания на проводы в армию для друзей

    Прикольные пожелания отбывающему призывнику обязательно поднимут настроение. Они смогут настроить его мысли на позитивный лад, подарить приятные воспоминания и напомнить о том, что он много значит для своих друзей. Такие пожелания можно сказать лично вместо тоста за столом, отправить СМС сообщением или написать на прощальном плакате.

    Прикольные пожелания на проводы в армию:

    Служи, дружище, а что делать?
    Шагай с улыбкой на лице.
    А станешь духом – гоняй смело,
    Всех тех, кто «свежий» на плаце!

    Ты призывник сегодня – супер!
    Не вешай нос, ведь это честь!
    Не избежать тебе той службы,
    Там для тебя местечко есть!

    Будет легкой эта служба,
    Будет много светлых дней,
    Будет верной, чистой дружба
    В жизни призывной твоей!

    Улыбнись, братишка, ну же!
    Что ты духом весь упал?!
    У тебя же завтра служба,
    Мне так офицер сказал.

    Пусть дорога будет легкой,
    Пусть свободным будет путь,
    Я желаю тебе в армии,
    От нас всех там отдохнуть!

    Прикольные пожелания от друзей призывнику

    Короткие смс поздравления на проводы в армию

    Короткие СМС можно отправить призывнику, который отправился в свой военный путь. Ему будет приятно поддерживать связь с близкими и регулярно получать знаки внимания для поддержания духа.

    Короткие СМС:

    Будь счастливым, призывник,
    Будь достойным службы.
    Проживай свой каждый миг
    На военной службе.

    Эх, военная рутина:
    Марш, постройка, командир,
    Выходные, дедовщина,
    Портянки, стертые до дыр.

    До встречи, солдатик.
    Служи, дорогой!
    Пускай в военкомате
    Ты будешь наш герой!

    Твоя служба не легка,
    Ты прими ее любя.
    Путь-дорога далека,
    Но мы верим все в тебя!

    Докажи стране, герой,
    Что такое быть мужчиной.
    Милой женской половине
    Покажи кто ты такой!

    Прикольные СМС для призывника

    Прикольные и красивые тосты на проводы в армию

    Прикольные и красивые тосты на проводы:

    Призывник! Завтра ты пополнишь ряды успешных и достойных солдат. С гордостью служи своей Родине. Сделай все так, чтобы семья могла гордиться тобой, а окружающие уважать! Каждый из наш желает тебе только легкой и счастливой службы. Пусть плечом к плечу с тобой будут верные друзья и мудрые офицеры!

    Дорогой (имя призывника)! Воспринимай службу не как долг, а как полезный жизненный опыт, который не каждому дан в этой жизни. Запомни все свое армейские дни и послужи примером для тех, кто не уверен в себе или слаб духом. Мы будем ждать тебя на гражданке, а когда ты вернешься – устроим тебе пышное веселье!

    Сегодня мы попрощаемся с тобой, но только на время. Для нас ты теперь не просто хороший человек, а смелый и храбрый мужчина! Будь решителен и всегда позитивно воспринимай любую, даже сложную ситуацию. Желаю тебе терпения, силы и выносливости!

    Тексты песен на проводы в армию

    Песни для проводов в армию – очень душевные и трогательные. Они занимают важную часть всего мероприятия, оставляют приятные воспоминания и настраивают на нужный лад, одним словом: вдохновляют.

    Тексты песен на проводы в армию:

    Песня «будем в армии служить», текст

    Тест песни «Будем солдатами»

    Текст песни «любим армию свою»

    Частушки на проводы в армию: слова

    Как и песни, частушки способны поднять настроение будущему солдату и разнообразить праздник шутками, а так же весельем.

    Статусы пригодятся призывникам и его родным. их можно выставлять в социальных сетях.

    Статусы для призывников

    Видео: «Будущему призывнику на заметку»



    Просмотров