Все знаки дорожного движения рф. Дорожный знак «Объезд препятствия справа или слева

С каждым годом, ПДД вырастают всё в большее «яблоко раздора» между водителями и сотрудниками дорожной полиции. Многие пункты правил дорожного движения носят двоякий смысл, а другие и вовсе «не налезают на голову». Именно таким является правило объезда препятствия на дороге, ведь данная тема собирает вокруг себя огромное количество спорных ситуаций.

Что такое объезд препятствия?

Прежде чем поговорит про объезд, необходимо определить, что такое препятствие на дороге и какое понятие даётся ему в ПДД. Итак, препятствие - это неподвижный объект, оказавшийся на полосе движения транспортных средств, который не даёт продвигаться далее по данной полосе. Под определение понятия "препятствие" не попадают заторы, а также другие транспортные средства, которое остановилось на полосе.

В то же время, "объездом" называют маневр, выполняемый водителем, с целью преодоления некоего препятствия, появившегося на пути движения транспортного средства. Тем не менее, в ПДД вы не найдёте чёткой дефиниции данного понятия. Давайте разъясним путаницу, часто возникающую в головах автомобилистов относительно того, что обгон и объезд – это разные понятия в ПДД. Если, например, на дороге проводятся ремонтные работы и она отчасти заблокирована, то проезд препятствия с одной из сторон относится к объезду. Но если впереди вас медленно едет большая фура, например, и вы её объезжаете, то это уже считается обгоном. Нельзя путать эти два понятия!

Важно! Неправильно совершённый обгон повлечёт за собой больший штраф, чем неправильный объезд.

Как объезжать препятствия под предписывающие знаки?

Пожалуй, утопия для водителей – это дорога, лишённая перекрёстков, пешеходных переходов, сужений и других препятствий для нормального и расслабленного движения в заданном направлении. Но в реальности, часто всё идёт не так, как хотелось бы. Ко всему прочему, на проезжей части могут образовываться и различные препятствия, а для регулировки движения на таких участках устанавливаются следующие предписывающие знаки.

Интересно! Двигаясь в условиях тумана, все встречаемые на пути объекты, кажутся водителю большими, чем они есть на самом деле.

Дорожный знак 4.2.1 «Объезд препятствия справа» устанавливается с целью чёткого указания траектории, по которой следует объезжать объект, мешающий дальнейшему нормальному движению автомобиле. В данном случае, разрешается это делать только по правой стороне от него. Объезд слева недопустим. Знак действует только в зоне расположения упомянутого объекта, а после объезда препятствия, действия этого дорожного знака прекращается.


Знак 4.2.2 требует объезжать препятствие только с левой стороны, несмотря на то, что его можно объехать и справа. По правилам дорожного движения, водитель обязан объезжать преграду только слева. Часто, этот знак можно встретить на автомобилях коммунальных служб, дорожно-ремонтных организаций и других предприятий, проводящих дорожные ремонтные работы.


Случается и так, что знак 4.2.2 может противоречить требованиям сплошной горизонтальной линии разметки. В этой ситуации, водители должны помнить о приоритете и ориентироваться, в первую очередь. на то, куда указывает знак. Поэтому можно вполне законно пересекать разметку, чтобы объехать препятствие. Далее можно возвращаться на свою полосу.

Важно! Знак, как он есть, не даёт приоритета автомобилю, выполняющему объезд препятствия, поскольку преимущество имеет встречный транспорт.

знак 4.2.3 ) является наиболее популярным регулировочным средством на время проведения ремонтных работ посреди проезжей части и при необходимости объезда разного рода ограждений и конструкций.


Если выбирать траекторию движения логично, то водителю необходимо больше придерживаться правой стороны, чтобы не выезжать на встречную полосу. Если же выполнять манёвр влево, тогда нужно двигаться от неё на максимально возможном расстоянии.

Это основы безопасности движения по полосам проезжей части. Однако водитель сам решает с какой стороны ему проще преодолеть преграду, но, в любом случае, безопасность должна быть превыше всего.

Знаете ли Вы? У индийских коров, имеющих статус священного животного, есть преимущество перед любым транспортным средством, зафиксированом в ПДД.

Правила объезда

Различные ситуации, связанные с объездом препятствий, являются очень проблемной правовой коллизией не только в Украине, но и в административных законодательствах других стран. Сотни водителей, только в столице, ежедневно встречают перед собой преграды в виде сломанного грузового автомобиля, машины с включенными аварийными огнями, глубокой ямы на дороге и других преград, которыебез выезда на полосу встречного движения, физически не получается объехать.

Можно ли выезжать пересекать прерывистую для объезда?

«Прерывистая линия» разметки 1.5 – это наиболее любимая водителями часть дороги. Одинарной пунктирной линией разделяются участки движения на многополосных дорогах. Эту разметку можно пересекать с разных сторон, но только если такие маневры не противоречат действующим правилам дорожного движения. Например, нельзя объезжать выбоины, выезжая на другую полосу с активным движением. Можно снизить скорость и постараться аккуратно их проехать.


Разрешено ли пересекать сплошную?

Без обоснованных причин, «сплошную» линию 1.1 пересекать запрещено. Исключение составляют места стоянки, парковочные площадки и край проезжей части, граничащий с обочиной. В таких случаях её можно пересекать.

Также, исключением являются неподвижные препятствия, которые своими габаритами вынуждают водителей пересекать «сплошную», объезжая их. Кроме того, разрешается совершать обгон одиночного транспортного средства с выездом на встречную полосу, если оно движется со скоростью меньшей 30 км/ч.

Спорной ситуацией является объезд автобуса по встречной полосе. По определению он не является препятствием, так что пересечение «сплошной» для его объезда на остановке, грозит штрафными санкциями. Хотя есть, конечно, один момент, когда вы можете смело оспорить свой штраф. Если между остановившимся автобусом и линией разметки 1.1 недостаточно места для проезда автомобиля, тогда его можно расценивать, как препятствие и выезжать на полосу встречного движения для объезда.

Излюбленное правонарушение работников дорожной полиции – пересечение «двойной сплошной». Если водитель не осведомлён в юридическом плане, тогда его легко могут лишить прав, составив соответствующий протокол. Ни для кого не секрет, что это делается только ради собственной выгоды. Но здесь можно обойтись и штрафом, а порой и вообще ничего не нарушить.

Например, на полосе вашего движения произошло ДТП. Можно ли совершить объезд аварии через двойную сплошную? Если нет физической возможности объехать препятствие справа (а автомобиль, попавший в ДТП, является препятствием), тогда при пересечении двойной сплошной, вас не имеют права привлекать к ответственности, особенно, если на месте аварии выставлен временный дорожный знак «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

Интересный факт! Долговечность дорожной разметки проверяется количеством наездов шин, которое она выдерживает до полного истирания. Наиболее долговечная разметка наносится специальными полиуретановыми лентами. Она может выдержать до восьми миллионов наездов, в то время как обычная краска, только пятьсот тысяч.

Подписывайтесь на наши ленты в

В последнее время к участникам дорожного движения, выдвигаются повышенные требования.
Водители с опытом, не всегда могут адекватно разобраться в сложившейся ситуации и принять верное решение. Что в таком случае говорить о новичках, недавно закончивших автошколу.
Нередко, первый опыт вождения сопровождается страхами: от боязни создать аварийную ситуацию, до нежелания выглядеть глупо со стороны.

Для уверенности в своих силах, необходимо знать правила дорожного движения, разметку и конечно знаки, которых великое множество.

Вот что говорят правила дорожного движения по этому поводу:
Знаки 4.2.1 «Объезд препятствия справа» разрешает объезд препятствий, находящихся на проезжей части, только со стороны, указанной стрелкой или стрелками. При объездах препятствий в местах установки этих знаков разрешается пересекать сплошные линии продольной разметки 1.1 и 1.3, и проезжать по тротуарам (обочинам).

Кажется все просто: необходимо объезжать все препятствия на дороге с правой стороны; если нет возможности – объезжать слева. На самом деле, доказать свою правоту, если пришлось выехать на встречную полосу, или совершить объезд слева – очень сложно.
Давайте взглянем, как обстоит дело в жизни. На пути Вашего следования по двухполосной дороге (по одной полосе в каждом направлении), появилось препятствие. Согласно этому знаку, Вы должны совершить маневр объезда, именно справа. Стоит четко уяснить, что пешеход, решивший прогуляться в нетрезвом состоянии, глубокие ямы, грязь и тому подобное – препятствием не являются. Единственный вариант – если Ваше авто физически не может протиснуться справа. В противном случае не стоит искушать судьбу – попытайтесь объехать возникшее препятствие, как, и положено – справа.

Если же возник спор с инспектором, не забудьте упомянуть статью 49 приказа N185 МВД РФ, согласно которой, инспектор должен принять все меры для организации объезда препятствия.

Также, частенько, новички совершают еще одну ошибку. На дороге с четырехполосным, и более, движением (две полосы в каждом направлении), при возникновении препятствия по крайней левой полосе, выезжают на встречную полосу для совершения маневра объезда. При разговоре с автоинспектором, такие действия мотивируются тем, что правая полоса занята потоком машин, и маневр совершить невозможно. Такая ситуация – грубейшее нарушение правил.

Если Вы увидели препятствие по своей полосе, необходимо не паниковать: уменьшаете скорость движения, включаете световой указатель поворота и ждете достаточного просвета в колонне машин, для перестроения. Лучше потерять несколько минут в ожидании, чем куда больше, при разговоре с инспектором. Вот что гласят правила дорожного движения, по поводу данного нарушения:

Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия – наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».
И это при условии, что автоинспектор не усмотрит более серьезного нарушения. В таком случае:


Ст. КоАП: 12.15 ч.4
штраф 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 мес. Пункт правил: 9.2

Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи
Ст. КоАП: 12.15 ч.4
штраф 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 мес.

Дорожные знаки классифицируются на 8 типов:

Предупреждающие знаки
Запрещающие знаки
Предписывающие знаки
Знаки особых предписаний
Информационные знаки
Знаки сервиса
Знаки дополнительной информации (таблички)

За частую, дорожные знаки дублирует, дорожной разметкой. Все о дорожной разметке, Вы можете прочитать в нашем разделе дорожная разметка.

Описание знаков дорожного движения.

Предупреждающие знаки - первая категория знаков дорожного движения. Номера предупреждающих знаков начинаются на цифру «1». Знаки данной категории информируют водителя об опасностях на дорогах. Знаки предупреждают о приближение к железнодорожному переезду, об опасных поворотах, о крутых подъемах или спусках, о сужении дороги.

Знаки приоритета - вторая категория знаков дорожного движения. Номера знаков приоритета начинаются на цифру «2». Знаки данной категории распределяют приоритеты поезда пересечения проезжих частей (перекрестков) или проезда узких частей дорог. В категорию знаков приоритета входят такие знаки как: главная дорога, уступи дорогу, пересечение со второстепенной дорогой и т.д.

Запрещающие знаки – третья категория знаков дорожного движения. Номера запрещающих знаков начинаются на цифру «3». Знаки данной категории запрещают движение транспортных средств изображенных на знаке, а так же запрещают движение всех транспортных средств за редким исключением. Запрещают остановку, стоянку, обгон транспортных средств, ограничивают скорость движения.

Предписывающие знаки – четвертая категория знаков дорожного движения. Номера предписывающих знаков начинаются на цифру «4». Знаки данной категории обязывают водителей транспортных средств, двигаться только в том направление, в котором предписывает знак, ограничивают минимальную скорость движения и т.д.

Знаки особых предписаний – пятая группа знаков дорожного движения. Номера знаков особых предписаний начинаются на цифру «5». Знаки данной категории регулируют дорогу с односторонним движением, обозначают жилую зону, автомагистрали, дорогу для автомобилей, пешеходные переходы, зону искусственной неровности, начало и конец населенных пунктов, направление движения по полосам и т.д.

Информационные знаки – шестая группа знаков дорожного движения. Номера информационных знаков начинается на цифру «6». Знаки данной категории информируют водителей о парковках, номерах дорог, о названиях объектов, схемах движения на сложном перекрестке, указывают направления, обозначающие место разворота или зону для разворота и т.д.

Знаки сервиса - седьмая категория знаков дорожного движения. Номера знаков сервиса начинаются на цифру «7». Информируют водителей о наличии на дороге автозаправочных станциях, гостиниц или отелей, станций технического обслуживания транспортных средств, о местах отдыха или ночевки.

Знаки дополнительной информации – последняя восьмая группа знаков дорожного движения. Номера дополнительных знаков начинаются на цифру «8». Обозначают для водителей начало или конец зоны действия знаков, под которыми установлена табличка, протяженность опасного участка дороги, обозначают на какой вид транспортного средства распространяется знак, под которым установлена табличка, обозначает способ парковки и т.д.

Сложно представить себе жизнь автолюбителя без дорожных знаков. Они – обязательный элемент организации дорожного движения.А тема знаки дорожного движения является весьма актуальной транспортных средств.

Попробуем и мы разобраться в наиболее сложных вопросах, связанных с дорожными знаками.

Достоинства и преимущества

Дорожные знаки – это одно из самых популярных и удобных средств регулирования дорожного движения в мире (вообще) и России (в частности). Что придает им особую ценность и значимость?

Во-первых, ДЗ очень представительны , и их большое количество дает возможность организаторам дорожного движения использовать их для достижения самых разнообразных целей (о чем-то предупредить, что-то запретить или предписать, проинформировать и пр.).

Во-вторых, они достаточно наглядны . Как правило, несложно догадаться о требованиях, выдвигаемых знаками, ибо каждый из них представляет собой некую – понятную всем – символику.

В-третьих, ДЗ – это не особо затратный способ организации движения . По сравнению с разметкой, светофорами и регулировщиками, процедура установки знака очень экономична.

В-четвертых, это стабильный регулятор движения . Если зимой разметка может быть занесена снегом, что делает ее трудноразличимой, то дорожные знаки не имеют такого недостатка. Светофор, в свою очередь, требует обязательного энергоснабжения, которое может нарушаться (или не везде возможно).

В-пятых, это самое долговечное средство регулирования . Если разметка имеет обыкновение изнашиваться и становиться неразличимой, если светофор требует постоянного сервисного обслуживания, если не может работать без отдыха, то дорожные знаки будут функционировать очень долго.

Указанные достоинства свидетельствуют об особом статусе дорожных знаков в практике регулирования дорожного движения.

Группы знаков дорожного движения

Исключительно для удобства и максимально четкого понимания водителями принципов установки и действия, все дорожные знаки подразделяются на 8 основных групп:

  1. Особых предписаний.
  2. Информационные.
  3. Сервиса.
  4. Дополнительной информации (или таблички).

И каждая группа знаков выполняет строго определенные функции в области регулирования дорожного движения.

Краткая характеристика

Предупреждающие знаки выполняют функцию информирования водителей о том, что они приближаются к опасному участку дороги. При этом характер опасности отражает символика самого знака.

Как правило, предупреждающие знаки ни к чему водителя не обязывают, но обосновывают необходимость проявить внимательность и осторожность. Именно поэтому практически все предупреждающие знаки устанавливаются предварительно – на некотором расстоянии до начала опасного участка дороги.

2. Знаки приоритета

Эта группа знаков невероятно важна. Они указывают на очередность проезда нерегулируемых перекрестков, пересечений, а также узких участков дороги, где затруднен или невозможен встречный разъезд.

Как показывает практика, игнорирование данных знаков является одной из наиболее распространенных причин . Именно поэтому знание требований, которые предъявляют знаки к водителю, а также неукоснительное соблюдение их требований – это залог безаварийной езды.

Одни из самых коварных и трудно усваиваемых знаков. А все потому, что запрещающих знаков много. А еще они имеют большое количество исключений из общих правил.

Цель запрещающих знаков – ограничить или исключить движение определенных участников, ввести ограничения на направление движения, скорость, выполнение ряда маневров и пр. И в редких случаях – отменить ранее введенные запреты.

Запрещающие знаки очень важны для обеспечения безопасности движения. Именно поэтому любое нарушение их требований карается нормами административного права РФ.

Предписывающие знаки предназначены для введения или отмены режимов движения (скорости, направления и пр.)

Данная группа дорожных знаков, предписывая некий режим движения, начинает походить на действие запрещающие знаков. И это действительно так. Но только с одной поправкой: запрещающие знаки вводят негативный (запретительный) режим регулирования, а предписывающий – позитивный. Иными словами, предписывающие знаки отвечают на вопрос: «Что должен сделать водитель?».

Близость этих знаков к запрещающим делает их очень важными в деле организации дорожного движения и безопасности на дороге.

Указанные знаки очень близки к знакам предписывающим. Еще бы, у них даже в названии присутствуют однокоренные слова: «предписывающие», «предписаний». Да и назначение их — тоже родственны: знаки особых предписаний применяются для введения особых режимов движения или отмены таких режимов.

Не зря раньше и предписывающие знаки, и знаки особых предписаний входили в единую группу указательных знаков. Отличие же их состоит в том, что предписывающие знаки вводят какое-то одно требование, а интересующая нас группа – сразу несколько предписаний. Это делает знаки особых предписаний актуальным средством регулирования дорожного движения.

Основное назначение информационных знаков (судя даже по названию группы) – это информирование участников дорожного движения о расположении различных объектов (преимущественно населенных пунктов) и расстояниях до них. Кроме того, эта весьма обширная группа знаков выполняет и функции извещения об установленных режимах движения.

Как правило, водители попросту игнорируют информационные знаки, считая их несерьезными. И очень даже зря! Во-первых, есть среди них и весьма коварные, которые не только информируют, но и вводят запретительный режим регулирования. Во-вторых, информация никогда не бывает лишней.

Хотя, справедливости ради, следует сказать, что по сравнению с запрещающими и предписывающими знаками, знаками приоритета и особых предписаний, указанная группа очень даже безобидна.

Эта самая благородная группа знаков. Знаки сервиса извещают водителя о приближении или расположении в пределах дороги важных объектов дорожной и прочей инфраструктуры: больниц, гостиниц, мест отдыха, станций техобслуживания и прочих объектов.

С точки зрения требований, предъявляемых к водителям, знаки сервиса – самая безобидная группа. Они вообще ничего не требуют от водителя, а посему – не могут стать причиной его наказания.

Несмотря на уничижительное название – «таблички», — данные знаки являются очень важными в системе дорожного движения. Их цель – дополнить, уточнить, огранить действия других дорожных знаков.

Иными словами, таблички самостоятельно никогда не применяются. Дело в том, что они не несут в себе законченной смысловой информации. Удел табличек – находиться в сочетании с другими знаками. Но именно это и делает их важным средством организации дорожного движения.


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro

Объезд препятствия слева – маневр, за который многие водители поплатились штрафом или даже лишением прав. При этом справедливо назвать таких водителей не злостными нарушителями, а потерпевшими. Суть проблемы в недосказанности законодательных актов, регулирующих правила объезда препятствий.

Типичная ситуация

Представим с одной полосой для движения в каждую сторону, которая разделена разметкой 1.1. Разумеется, справа тротуар, вблизи которого припаркован грузовик. Габариты вашего автомобиля не позволяют вам совершить безопасный объезд препятствия слева, не заехав за разметку 1.1, что автоматически ведет к грубому нарушению. Разве не типичная ситуация для города?

Как быть

Один из возможных вариантов развития событий:


Бороться за свои права в таком случае заставляет не столько принципиальность позиции, сколько грозящая мера наказания. За неповиновение требованию пункта 4 статьи 12.15. водителю грозит штрафная санкция в размере 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода. Тогда как нарушение по ст. 12.15.3 обернется для водителя лишь штрафом в размере от 1000 руб. до 1500 руб. Особую бдительность следует проявлять водителям, которые уже были оштрафованы по статье 12.15.4. Фиксация рецидива повлечет за собою лишение водительского удостоверения сроком на один год. Если неправомерный объезд был зафиксирован сертифицированными средствами с функцией фото- и видеофиксации, работающими в автоматическом режиме, водитель получит «письмо счастья», уведомляющее о наличии штрафа в размере 5 000 руб.

Альтернативное решение

У сложившейся ситуации есть еще 3 варианта развития событий:

  • объезд препятствия справа по обочине. Увы, но такой маневр также обернется для водителя штрафом в размере 500 руб. Согласитесь, что риск уплаты суммы в 500 рублей куда более предпочтителен, чем штраф от 1000 руб. либо лишение водительского удостоверения;
  • обогнуть препятствие справа по тротуару. Поскольку чаще всего обговариваемая ситуация случается в городе, обочина дороги выделена для пешеходов. Объезд по тротуару грозит водителю штрафом в размере 2000 руб. В таком случае более предпочтительным смотрится вариант с фиксацией препятствия и объездом по встречной полосе;
  • остановиться за объектом и вызвать сотрудников ГИБДД для квалифицированного решения сложившейся ситуации. Сослаться можно на положение Конвенции о дорожном движении, которая была подписана Россией. Один из пунктов общих правил конвенции гласит о том, что участники дорожного движения не должны создавать опасности или препятствий для движения, всячески избегать случаев, подвергающих опасности людей, и не причинять ущерба государственной, общественной или частной собственности. В таком случае вы гарантированно убережете себя от штрафа. Вот только страшно предположить, в какие временные потери это обернется для водителя. Именно поэтому большинство осматривается по сторонам, а затем объезжает объект слева по встречке либо справа по тротуару/обочине.


Обратите внимание

Препятствием может считаться только неподвижный объект, габариты которого не позволяют совершить объезды без пересечения полосы движения. При этом препятствием не является транспортный затор или автомобиль, который остановился в соответствии с требованиями Правил.

Обратите внимание на то, что в роли препятствия может выступать не только припаркованный автомобиль, но и дефект дорожного полотна либо сторонние предметы. При этом важно, чтобы ТС, препятствующее проезду, не двигалось. В обратном случае объезд по полосе встречного движения будет считаться обгоном, что повлечет за собой соответствующую меру пресечения.

Правовая коллизия

Из нашего повествования следует, что любой из возможных вариантов развития событий заканчивается для водителя негативом. Как тогда быть? Впору обратиться к собранию разъяснений, которые были даны изданию «Российская газета», официальным представителем ГИБДД Владимиром Кузиным. В.В. Кузин пояснил, что водителя не должны штрафовать за объезд препятствия слева. Штраф по ст. 12.15.3 полагается лишь в том случае, если водитель пересек разметку 1.1, игнорируя возможность обогнуть объект по правую сторону. Водитель в таком случае выезжает на встречную полосу, руководствуясь личными мотивами (к примеру, решил, что это сэкономит ему несколько секунд либо убережет ходовую часть от повреждений). Если же возможности объехать препятствие справа у водителя нет, то он может смело выезжать на встречную полосу, предварительно уступив дорогу движущимся навстречу авто. Штрафовать водителя за такой маневр сотрудник ГИБДД не имеет права.

Подобные разъяснения уполномочены давать государственные служащие, обладающие достаточным уровнем правовых знаний. Поскольку после публикации в официальных изданиях, к которым вполне может быть причислена «Российская газета», наряду с документами государственной важности вступают в силу оглашенные уполномоченными лицами комментарии и разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. Именно поэтому разъяснения Заместителем начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, касающиеся применения нормативных правовых актов, действующих в поле деятельности его департамента, можно считать довольно веским для использования в качестве руководства на дорогах общего пользования.



Просмотров