Уровень правовой грамотности молодёжи в Российской Федерации. О правовой грамотности и правовой культуре словами президента россии

Юридические споры запутаны и сложны, зачастую требуют консультации юриста или обращения к адвокату. Сегодня на рынке юридических услуг появилось множество компаний, предлагающих свое компетентное участие в разных сферах законодательства, среди которых есть как старые уважаемые конторы, так и молодые амбициозные организации. Отдельного упоминания заслуживают конторы-однодневки, созданные для отмывания денег и оказывающие некачественные услуги. Чтобы обезопасить себя, клиенту следует тщательно проверить репутацию фирмы, ее лицензию, историю успешных дел и отзывы предыдущих клиентов.

Юридическая грамотность физических лиц

Обывателю может казаться, что в ведении юридических дел нет ничего сложного, стоит только изучить соответствующий кодекс законов, и там будут найдены все ответы. К сожалению, картина несколько более многогранна. Порой то, что прямо написано в кодексе имеет двойную подоплеку, и может подчиняться стольким дополнительным указам и постановлениям, что в результате закон противоречит сам себе. Один из наиболее ярких примеров таких дел – земельные споры. В них благоприятный исход дела зависит не только от знаний и умений адвоката (хотя они, несомненно, имеют огромное значение), но и от того, как оперативно клиент обратится за юридической помощью, насколько верную линию поведения определит, как быстро получит на руки необходимую документацию и насколько качественно ее оформит. Часто такие дела доходят до исков, и тогда уже требуется представительство интересов в суде по решаемому вопросу.

Юридическая грамотность организаций

Юридические организации оказывают услуги во всех отраслях права. Без консультации специалиста становятся затруднительны даже обыденные вещи, например наследственные споры, регистрация представительства и предпринимательства, защита авторских прав, ликвидация некоммерческой организации. Практически любые бизнес-решения зависят от кропотливого изучения юристами законов и анализа международных норм права, начиная от получения патентов и до составления договоров о слиянии и поглощений. Особенно показательна в этом отношении Москва. Здесь локализованы мощные научные и деловые центры, где предприниматели и физические лица могут получить полный комплект качественных юридических услуг в любой области права.

Как вы понимаете, уважаемые наши читатели, мы, авторы сайта о правовой культуре , просто не могли пройти мимо утвержденных 04.05.2011 года Президентом РФ Д.А.Медведевым Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Читая Основы, с удовлетворением узнали, что то, чем мы занимаемся на сайте уже целый год (наш скромный труд) теперь не что иное, как составная часть государственной политики России по правовому просвещению.

«Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры , без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов», - так начинается текст официального документа..

Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Государство создаёт условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомлённость о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.

Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Государственная политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан.

И ЭТО ВАЖНО!

Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.

Раздел II Основ называется: «Основные факторы, влияющие на состояние правовой грамотности и правосознания граждан».

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ!

«В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьёзной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права».

Президент России перечисляет условия, способствующими распространению правового нигилизма:

несовершенство законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение.

Как следствие - правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд).

Целями государственной политики являются:

1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

2) повышение уровня


Гражданственность и правовая культура неразрывно связаны между собой. Нарушитель закона является плохим гражданином, какими бы замечательными личными качествами он не обладал. Основываясь на российском законодательстве можно выделить три ступени становления гражданственности у детей до 18 лет, которые стоит учитывать при организации правового обучения и воспитания на разных уровнях системы образования (в данном контексте термин «ребенок» используется в понимании Конвенции о правах ребенка, которая относит к данной категории всех от рождения до наступления 18-летнего возраста):

1. До 6-летнего возраста (дошкольный этап) ребенок обладает комплексом прав человека и гражданина, которые скорее являются потенциальными возможностями. Их реализация накладывает особую ответственность на его родителей или законных представителей, у самого же ребенка поле гражданской ответственности практически до предела сужено в силу возрастной специфики. Однако уже эти первые права создают пространство гражданственности. Поэтому нельзя говорить, что в данном случае маленький человек выпадает из сферы правовых отношений.

Среди основных его прав перечислим следующие: на жизнь (Ст.6 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.20 Конституции РФ), на имя (Ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ), на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (Ст.27 Конвенции ООН о правах ребенка), быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (Ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, Ст.56,57 СК РФ) (но решение о такой необходимости принимает судебный орган), на гражданство (Ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка) и многие другие. В этом временном отрезке жизни человека происходит распознавание нравственных координат, существующих общественных норм, создаются представления о сложившихся традициях. В игровой деятельности формируются основы взаимодействия с другими людьми, узнавание их интересов, проведение элементарных различий по линиям «мое – чужое», «хорошо – плохо», «можно – нельзя», «правильно – неправильно». Отметим, что уже с рождения ребенок считается гражданином России, а первым документом гражданина РФ является не паспорт, как неправильно считают некоторые, а Свидетельство о рождении.

Границей данного этапа правового и гражданского становления личности можно считать в юридическом отношении расширение сферы его самостоятельной деятельности, а в социальном смысле – поступление в школу, создающее прецедент необходимости согласовывать свои личные интересы с общими целями и задачами.

2. С 6 до 14 лет у молодого гражданина возникают первые элементы гражданской ответственности за свои поступки и действия, в сочетании с правами появляются обязанности. Так, право на образование вводит обязанность получить основное общее образование (Ст.43 Конституции РФ). Первые бытовые сделки также можно совершать с шестилетнего возраста (подарки, обмен игрушками небольшой стоимости и т.п.) (Ст.28 ГК РФ). С точки зрения гражданственности важным представляется факт, что с восьми лет появляется право быть членом и участником детского общественного объединения (Ст.28 ГК РФ), что фактически означает первый шаг в социальном взаимодействии по решению общих проблем.


С десяти лет ребенок может привлекаться к судебному процессу в отдельных случаях. Например, суд обязан заслушать его мнение по вопросу о проживании с родителями (в случае развода и спора между родителями) и в других разбирательствах, затрагивающих его интересы. Он получает право давать согласие на изменение своего имени, отчества и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (Ст.134 СК РФ). Ответственность начинает носить не только рекомендательный, но и карательный характер. С одиннадцати лет в отношении ребенка может быть принято решение суда о помещении в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) с девиантным (общественно опасным) поведением (Ст.134 СК РФ). Надо отметить, что в темное время суток дети данного возраста не могут находиться на улице без сопровождения родителей. С получением общегражданского паспорта значительно увеличивается гражданское пространство самостоятельного действия, а вместе с тем и возрастает ответственность.

3. С 14 до 18 лет происходит завершение становления гражданственности в детском возрасте (этот процесс является длительным и может идти на протяжении всей жизни человека через развитие отдельных качеств личности, получение опыта гражданского поведения и принятия ответственности). В 14 лет гражданин имеет право давать согласие на изменение своего гражданства (Ст.9 Закона «О гражданстве РФ»), требовать отмены усыновления (Ст.142 СК РФ), без согласия родителей распоряжаться заработком и иными доходами, самостоятельно заключать авторский договор, открывать вклады в банках и других учреждениях и самостоятельно ими распоряжаться, лично обращаться в суд для защиты своих интересов (Ст.56 СК РФ), работать в каникулы с согласия родителей или законных представителей (не более 24 часов в неделю на легкой работе) (Ст.63 и ст. 92 ТК РФ). Появляется возможность самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести по ним ответственность (в том числе и отвечать за причиненный вред) (Ст.26 и ст. 1074 ГК РФ).

Получение паспорта в четырнадцать лет становится обязанностью гражданина (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ от 8 июля 1997 г. N 828 с внесенными изменениями). В некоторых регионах РФ предусматривается возможность вступления в брак в специально оговоренных законодательством субъекта федерации случаях. Членство в профсоюзной организации также может начаться с четырнадцати лет. Такой рост прав соответственно влечет за собой повышение ответственности и приобретение новых обязанностей. Подростку предъявляются требования к добросовестной работе и соблюдению трудовой дисциплины (возникает дисциплинарная ответственность за ее нарушение) (Ст.21, ст. 192 ТК РФ). Наконец, с этого возраста наступает уголовная ответственность за ряд преступлений, предусмотренных статьей 20 Уголовного Кодекса РФ.

С пятнадцати лет появляется возможность соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (Ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). С шестнадцати лет можно вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (Ст.13 СК РФ), приобретается право самостоятельно осуществлять родительские права (Ст.62 СК РФ), ребенок может быть объявлен дееспособным через процедуру эмансипации, возможно получение прав на управление мотоциклом. Продолжает расширяться пространство для участия в общественной жизни – ребенок (В данном случае термин «ребенок» употребляется в юридическом смысле. По существующему в РФ законодательству ребенком считается человек, которому не исполнилось 18 лет.) имеет право стать членом кооператива. Наступает полная уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. В семнадцать лет юноша обязан встать на воинский учет – пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (Ст.9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон.

Поэтому ошибочно считать, что заниматься правовым обучением и воспитанием следует только в старшей школе, так как с раннего возраста дети начинают осваивать общественные отношения, взаимодействовать с окружающими, воспринимать ценности и правила. Следует отметить, что правовая грамотность связана с общепринятыми нормами и правилами, поэтому в широком смысле этого понятия не только обращена к законам, но и к установленным требованиям, принятым в общественной жизни. Уже в дошкольном возрасте и начальной школе закладываются основы правового поведения личности, формируются предпосылки его гражданского поведения.

Задача формирования гражданско-правовой грамотности у подрастающего поколения поставлена перед современной системой образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где целевым ориентиром для среднего образования определено развитие и формирование личности обучающегося, подготовка его к жизни в обществе, жизненному самоопределению, способности защищать свои права, владение правовыми знаниями и применение их в юридически значимых ситуациях. В Федеральных государственных образовательных стандартах также обращается внимание на правовую культуру выпускников на каждом уровне образования.

Ю.А. Аккулова считает, что гражданско-правовая грамотность является основой для становления у обучающихся гражданской позиции, как точки зрения, ориентирующей на выбор жизненного пути, умений строить взаимоотношения с другими людьми и с обществом в целом, определяя ее как «вид грамотности, необходимый каждому человеку, живущему в современном правовом государстве, включающий совокупность знаний государственных законов, определенных умений и навыков руководствоваться ими в конкретной ситуации на основе гражданской позиции личности; это качество индивида, основанное на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, которое порождает умение эффективно использовать необходимые сведения по разрешению правовой ситуации и влечет за собой формирование правового мышления, а также определяющее уровень его правовой социализации в обществе» (См. Аккулова Ю.А. Гражданско-правовая грамотность как результат обществоведческого и правового образования // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. - № 5(7). - М., Изд. «МЦНО», 2017. - С. 21-25.).

Многие правовые ценности основываются на моральных ценностях, которые усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако правовое обучение и воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения. Стоит заметить, что правовое обучение и воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Правовая грамотность – это тот вид грамотности, который необходим человеку, живущему в современном мире взаимоотношений. Она воплощается в сформированную способность человека участвовать в жизни демократического сообщества, проявляется у него в наличии следующих характеристик:

Способность конструктивно решать возникающие проблемы при взаимодействии с окружающими;

Осознание своих прав как члена человеческого сообщества;

Умение действовать обдуманно и ответственно: делать свой выбор, анализировать действия, находить нужную и достоверную информацию;

Знание Основного закона (Конституции) и принципов законодательства Российской Федерации;

Успешное освоение способов коммуникации (в том числе и электронных) с окружающими людьми и различными структурами (государственной власти, гражданского общества, бизнеса и др.);

Готовность к саморазвитию, постоянному совершенствованию

Опыт участия в общественной жизни, в решении социальных проблем, в выборах, социальных проектах, акциях, органах самоуправления и общественных движениях.

Такие знания и умения особенно необходимы для несовершеннолетних, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они могут стать как преступниками, так и жертвами преступлений. Другими словами, профилактический потенциал права необходимо как можно быстрее повернуть лицом к несовершеннолетним. Все это требует внимательного подхода к работе по повышению правовой культуры детей и юношества. Практика показывает, что человек, владеющий юридической информацией и хорошо знакомый с типичными моделями поведения в экстремальных ситуациях, имеет гораздо меньше шансов нарушить закон и понести ответственность, а главное, сможет защитить себя и своих близких.


Итогом и показателем успешности работы в данном направлении является становление правовой культуры гражданина – комплекса материальных и духовных ценностей, которые определяют степень цивилизованности общества и воплощения гуманистического мировоззрения, базирующегося на уважении человеческого достоинства, защите прав человека, взаимной ответственности в обществе и соблюдении принятых общих правил взаимодействия. Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности. В том числе правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними.

Проводимые исследования международного и национального масштаба показывают, что в России существует образовательный потенциал повышения правовой культуры школьников. В 2015 году в рамках Национального исследования качества граждановедческого образования анализ ответов восьмиклассников показал, что тема правовых норм и ответственности человека за свои действия из 9 содержательных областей занимает седьмую позицию по успешности ответов (хуже учащиеся выполняли только задания, связанные с экономической грамотностью и профессиональной успешностью, достоинством и уважением). Результаты ответов по данному вопросу в среднем по стране выглядят следующим образом:

  • Толерантность и многообразие 65.19%
  • Правовые нормы и ответственность человека 51.15%
  • Достоинство и уважение 49.00%
  • Идентичность и патриотизм 55.60%
  • Социальная поддержка, самореализация и успешность личности 58.52%
  • Сотрудничество и миролюбие в современном мире 55.96%
  • Открытость и готовность к изменениям 53.84%
  • Демократическое управление и народовластие 58.32%
  • Экономическая грамотность и профессиональная успешность 40.74%

При анкетировании учащимся было предложено обратиться к проблеме внутришкольной жизни и назвать виновных, по их мнению, в нарушении дисциплины в школе. Вопрос вызвал живой интерес, который проявился в большом количестве (95,9% отвечавших) собственных ответов (нередко они дублировали предлагаемые варианты, что показывает недостаточную внимательность). Интересно, что некоторые восьмиклассники посчитали, что надо назвать количество нарушителей, поэтому в ряде анкет можно встретить ответы в цифрах. Подавляющее большинство ответов указывало на самих нарушителей (69,4%). Почти 10% самокритично считают виновными всех учеников. Еще 6,1% обвиняют учителей. Меньше всего ответивших переносили ответственность на руководство школы (0,2%). А 5,5% считают, что виноватых нет, нарушения дисциплины естественны и будут всегда.

Среди собственных ответов можно было встретить и повторы предложенных ответов («кто нарушал, тот и виновен», «одноклассник», «родители, плохо воспитывающие детей» и т.п.), и отрицание факта нарушения дисциплины как такового («на наших уроках не нарушается дисциплина»), и даже общие обстоятельства («безнаказанность», «плохое понимание нужного поведения», «система образования» и др.). Три человека самокритично написали, что они виноваты в нарушении дисциплины. Среди эпитетов нарушителей встречались следующие: заводилы, отрицательные личности класса, провокатор, новенькие, плохие одноклассники и загадочная категория «некоторые люди». Также давались диагностические комментарии: «Все зависит от воспитания детей»; «Все зависит от ситуации»; «Каждый хочет высказать свое мнение»; «Каждый человек когда-либо нарушал дисциплину, в этом нет ничьей вины, просто все мы молоды, а молодость дана нам для безумства».

Недостаточный уровень правовой культуры школьников и непонимание ими сути законов показывали комментарии неконкретного характера в определении своей позиции о соотношении традиций и законов в случае возникновения противоречий между ними: «Подумать в какой мере традиции противоречат закону, если немного, то придерживаться традиций» (непонимание того, что закон нельзя соблюдать или не соблюдать «немного»); «Разрешить эту традицию для некоторых людей» (непонимание равного действия законов на всех людей, а не выборочности применения), «Ввести в законы исключения» («исключения» либо изменяют законы или становятся внеправовыми, особенно если их использование субъективно). Перекладывание ответственности на представителей власти проявилось в ответе: «Обратиться к должностному лицу и спросить. Поговорить с властями и принять общий ответ». Вместе с тем, некоторые учащиеся демонстрировали понимание естественных прав человека, указывая, что «если эти традиции влекут за собой человеческие жертвы, нарушения людских прав и свобод, то необходимо отменить их».

Интересными оказались ответы на вопрос анкеты о способах и процедурах установления правил школьной жизни. 32,6% учащихся считают, что решение должно «обсуждаться и приниматься всеми участниками образовательного процесса единогласно». То есть школьники уверены в реалистичности добиться единогласия по вопросам правил. Немного меньшее число (31,9%, что в пределах статистической погрешности) высказалось за голосование на собрании учащихся и учителей с выявлением приоритета большинства. Четверть опрошенных (25,1%) предлагает передать вопрос установления правил руководству школы (в комментариях есть такая оговорка: «Руководство имеет право устанавливать права, но ученики обязуются исполнять данные правила только после письменного соглашения»). Со значительным отставанием идет мнение, что надо сохранять традиции и не менять правила (9,7%). Предлагается также отдавать вопрос установления правил на откуп родителям. Есть и нереалистичная позиция, утверждающая, что «нужно, чтобы всем нравилось» (допускается возможность достижения этого идеала, что наблюдалось и в ответах на другие вопросы анкетирования). На вопрос о представлении учащихся о гражданине и гражданственности около половины восьмиклассников выбрали важность юридической грамотности и ответственного поведения (49,2%), около трети (31,3%) отметили необходимость постоянно заботиться об окружающих людях и стремиться изменить общество к лучшему. Остальные позиции были значительно менее популярными среди школьников. Меньше всего они относят к гражданственности необходимость иметь дома флаг своей страны (0,6%) и экономическую обеспеченность (1,8%).

Реализация гражданско-правового образования в школе невозможна только на базе одного предметы или курса, хотя обществознание и правовые курсы здесь играют важную роль. Формирование ценностных ориентиров происходит посредством организации такой деятельности, которая позволила бы воссоздать ситуации, требующие переживаний и опыта специально организованной практики. Решая практические задачи, основанные на ситуациях из реальной жизни, школьники приобретают набор важных гражданских качеств, становясь личностью в высоким нравственным сознанием, ответственным правовым поведением, неравнодушной к происходящим событиям и взаимодействующей с другими людьми в рамках существующих законов и правил.

Иоффе Андрей Наумович – доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Фото Марии Голубевой

Авторы: Булатова Анастасия Витальевна,
Смирнова Юлия Юрьевна,
преподаватели юридических дисциплин
ГПО АУ “Амурский колледж строительства
и жилищно – коммунального хозяйства”,
г. Благовещенск, Амурская обл.

Несмотря на развитость современных информационных технологий, сегодня остаётся актуальной проблема слабой правовой информированности и правовой безграмотности молодёжи. Незнание и неуважение законов, невладение элементарными знаниями о своих конституционных правах и, отсюда, неумение их отстаивать и защищать все это приводит к негативным последствиям (недоверие к власти, социальная напряженность).

Каждый гражданин должен знать свои права и свободы. Ведь если люди будут юридически неграмотными, если они будут иметь смутные представления о тех или иных правилах, регламентирующих их отношения друг с другом, с различными институтами и социальными группами, с государством в целом, то и законы будут функционировать неэффективно. В этом и заключается вопрос правовой грамотности населения. Если согласиться с пониманием того, что грамотность – это знание об окружающем мире и языке общения, то применительно к правовой грамотности можно утверждать, что она есть знание особого рода. В отличие от семиотического знания, знания, обеспечивающие правовую грамотность, не могу быть переданы человеку путём простого информирования или рассказа. Исходя из понимания сущности и принципов существования демократического сообщества в изменяющем мире, правовое знание формально может быть определено как знание о свободе и её границах, правах человека и правовой деятельности, принципах и механизмах существования государств различных типов.

Правовая грамотность – это тот вид грамотности, который необходим человеку, живущему в современном мире взаимоотношений. Можно сказать, что правовая грамотность – это сформированная способность человека участвовать в демократическом сообществе, проявляющаяся в наличии у него:

  • знания конституции страны и принципов построения законодательной базы:
  • критичности мышления;
  • осознания своих прав как члена человеческого сообщества;
  • умения действовать обдуманно в условиях плюрализма: делать свой выбор и нести ответственность за его последствия;
  • освоенности языка коммуникации;
  • опыта участия в демократических процедурах.

Важно проанализировать проблемы формирования правовой грамотности обучающегося.
На основе анализа понятий:

Правовая культура – общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Правовая компетентность – наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Правовая грамотность – это общее знакомство с правовыми основами государства, видами, правами и нормами, регулирующими отношение людей на основе закона.

Целью правовой подготовки обучающихся должно стать формирование у них правовой грамотности. Задача, состоит в формировании у студентов учебных заведений правовой культуры, чтобы они:

  • были достойными гражданами своей страны, понимали свою роль возможности и ответственность в обществе, знали свои права и обязанности;
  • получили необходимые для них правовые знания избирательного процесса и умение их применения.

Выпускники образовательных учреждений, получают хорошие, устойчивые знание и умения по профессии, но имеют очень приблизительное представление об избирательном процессе. Теоретический анализ дефиниций «правовая культура», «правовая компетентность», «правовая грамотность» показал, что эти характеристики отражают этапы формирования правового сознания личности.

Важнейшим из них является этап формирования правовой грамотности, обеспечивающий приобретение студентам базовых знаний по общим и специальным вопросам избирательного права, отраженных в законодательстве страны.

В специальной литературе для определения сущности правовой грамотности часто используются следующие понятия: правовая культура, правовая компетентность, правовая грамотность. Вместе с тем эти понятия различны и отражают разные периоды становления основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норма права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними.

Таким образом, формирование правовой культуры обучающихся происходит в процессе правового обучения и воспитания.

Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная с общеобразовательной школы. Анализ многочисленных и различных определений термина «компетентность» в образовании и юриспруденции позволил нам сформулировать понятие правовой компетентности как сложного явления, характеризуемого социальным, специальным, индивидуальным и личностным компонентам. Правовая компетентность выражается в наличии знаний и умений в области применения избирательного права.

23.08.16 250 343 0

Главное правило юридической грамотности

Выучите сами и расскажите друзьям

Если когда-нибудь в жизни вам придется встретиться с юристом, то это будет первым правилом, которому он вас научит.

Однажды это правило убережет вас от тюрьмы и сэкономит кучу денег. Правило очень простое:

Сначала читайте, потом подписывайте

Максим Ильяхов

Это простое правило, которому не следует почти никто. Каждый день кто-нибудь подписывает не глядя договор в автосалоне, турагентстве, школе английского языка, спортклубе, в визовом центре или клинике. Не говоря уже о трудовых договорах и договорах найма квартиры. Человеку дают толстую пачку листов и говорят: «Подпишите здесь». Человек подписывает и в этот момент крупно себя подставляет.

Большинство людей подписывает договор не читая по двум причинам: боятся выглядеть глупо и не хотят затруднять собеседника.

Например, когда человек сидит в переполненном турагентстве, за ним очередь, а тут ему предлагают подписать договор, ему будет трудно заставить всех ждать. Под давлением обстоятельств человек подписывает и надеется на лучшее.

Так не надо. Выучите эти четыре стратегии, чтобы не чувствовать себя глупо.

Если вы пришли в офис

Допустим, вы в том же турагентстве. За вами очередь недовольных туристов. Перед вами договор на шесть страниц. Произносите волшебную фразу:


Менеджер предложит вам отсесть от стола за какой-нибудь соседний стол или на диван. Пока вы будете читать договор, менеджер спокойно обслужит следующих клиентов. Вы пока спокойно сидите и изучайте договор с карандашом.

Не делайте вид, что вы сейчас за минуту пройдетесь по всему договору. Не говорите «подождите-подождите, сейчас я пробегусь». Никто не может пробежаться по договору за три секунды. Даже если это договор на две страницы. Даже юристы.

Просто возьмите тайм-аут и спокойно почитайте договор. Обычно менеджеру наплевать, сколько вы будете этот договор читать: у него рабочий день до семи.

Если отсесть в офисе нет возможности, а договор нужно подписать прямо за этим столом, исполняйте вариацию на волшебную фразу: «Могу ли я забрать с собой этот договор, изучить его спокойно дома и вернуться к вам завтра?»

Если менеджер яростно сопротивляется такому предложению, спокойно отдавайте ему неподписанный договор: «Я не могу подписать договор, который не могу прочитать заранее. Обращусь в другое агентство». Так как вы для менеджера - бонус на ножках, такой поворот его обычно отрезвляет и делает более сговорчивым. А нет так нет.

Во многих агентствах боятся, что вы - засланный казачок, который хочет украсть их договор и переделать под себя. Это не ваши проблемы. Если они ожидают, что вы подпишете договор не глядя, пусть ожидают дальше. Сначала читайте, потом подписывайте.

Если договор привез курьер

Иногда договор отправляют курьером с инструкцией сразу же забрать подписанный экземпляр. Это удобно, но не для вас.

Пригласите курьера посидеть в переговорке или у вас на кухне, пока вы будете читать договор. У курьера есть смартфон, в нем есть соцсети и игры, поэтому курьер скучать не будет.

Если курьер спешит, отпускайте его с миром. Когда вы прочитаете и подпишете (или не подпишете) договор, вызовите другого курьера и отправьте его по нужному адресу. Цена вопроса - 100-300 рублей. Это дешевле, чем подставляться в договоре.


В кафе или ресторане

Если вы встретились на нейтральной территории, честно скажите, что должны внимательно прочитать договор перед подписанием, на это уйдет столько-то времени. И спросите, как вашему собеседнику будет удобнее. Если он согласен ждать - спокойно читайте. Если он торопится - предложите перенести встречу. Ничего страшного: юридическая безопасность важнее.

Нестрашно, если раньше вы уже обменивались договорами и читали предварительные версии на компьютере. Подписываете вы именно этот вариант, поэтому вы в любом случае должны его прочитать перед подписанием. Ваш заботливый партнер мог в последний момент добавить в договор каких-нибудь неожиданных подробностей.


На что смотреть в договоре

Пока менеджер шуршит своими делами, а курьер листает «Одноклассников» на кухне, возьмите карандаш и изучайте документ. Вот что нужно проверить в любом договоре:

С кем подписываете. Имеет ли право этот человек подписывать с вами договор? На каком основании? Если вы подписываете договор с менеджером по доверенности, попросите показать вам эту доверенность. Нет доверенности - нет договора.


Предмет договора. Проверьте, совпадает ли обещание фирмы с тем, что сказано в договоре. Например, если вы в турагентстве, то в договоре не должно быть «информационных услуг». Если сдаете шины на хранение в автомастерскую, то в договоре должно быть «хранение шин», а не «консультационные услуги по хранению шин».


Ответственность за неисполнение. Проверьте, за что исполнитель несет и не несет ответственность. Чаще всего все набитые шишки вашего партнера будут сформулированы со словами «не несет ответственности». Например, если турагентство однажды обожглось на невыданных туристам визах, то в договоре турагентство не будет нести ответственность за выдачу и получение виз. Убедитесь, что вы с этим согласны.


Сроки. Проверьте, совпадают ли сроки договора со сроками, в которые вы планируете работать или получать услуги. Не должно быть так, что вы занимаетесь в школе английского полгода, а срок действия договора - 1 месяц.

Штрафы и пени. Самая неприятная часть. Проверьте, не должны ли вы выплатить какую-либо компенсацию, если задержите оплату или как-то еще нарушите договор. А что с другой стороны? Будут ли они как-то вам компенсировать свои проколы и задержки?


Язык. В договоре могут быть фразы, которые вы просто не понимаете. Вот просто не можете собрать в предложения. Если вы нашли такие фразы в договоре, выделяйте их карандашом и возвращайте с пометкой «Не понимаю». Попросите юриста, который это составлял, переписать договор человеческим языком. По закону договор составляется в свободной форме - никто не обязан писать его на ломаном юридическом.


Копии. Договор всегда составляется в двух экземплярах, если он заключен между двумя сторонами. Если вам предлагают подписать только один экземпляр, это гарантированная подстава.

Если что-то пошло не так

Вас торопят. Как только вас начинают подгонять, срочно выходите из-под влияния. Берите паузу, выходите из комнаты, убегайте из офиса, падайте в обморок, предлагайте выпить чаю - что угодно, только не подписывайте договор. Если вас торопят - это мошенники.

Вы не понимаете договор. Вы можете не понимать язык договора, отдельные пункты и условия, юридические термины и любые другие моменты. Вспомните, что вы не подписываете договор, который не понимаете. Задавайте вопросы. Так как вы не должны никуда спешить, вы можете подождать обстоятельного ответа. Вы имеете право понимать каждое слово в договоре, под которым стоит ваша подпись.

В договоре явная проблема. Вы видите конкретную нестыковку, проблему или откровенную подставу. Не подписывайте такой договор. Вам будут лить в уши, что договор - это формальность, на самом деле это условие не применяется и «все же люди, войдем в ваше положение». Не ведитесь. Если это написано в договоре, то это не формальность - это реальность.

В ответ на «этого не будет, это не применяется» скажите так:


Многие боятся задавать вопросы к договору, потому что из-за этого они выглядят подозрительными параноиками. А в чужих глазах никто не хочет выглядеть плохо. В таких случаях нужно «выложить багаж»: самим назвать себя параноиком.


Когда сам признал свои недостатки, другим уже не получится сыграть на них. Не стесняйтесь называть себя параноиком. Лучше быть параноиком, чем пострадавшим.

В договоре нет существенных условий: кто, с кем, что, когда или за сколько. Если этого нет ни в самом договоре, ни в приложениях, суд может признать договор незаключенным.

Формальностей не бывает

Часто вам будут говорить: «Этот договор - формальность. Мы же все свои люди, мы-то вас точно не будем обижать». Это беспардонная манипуляция. Если вам говорят о формальностях и давят на свойские чувства, отвечайте так:


И посмотрите, что вам на это ответят. Начнется щебетание про юристов и налоговую, мол, нужны какие-то там бумажки, проводки и проверки. Это значит, что вас держат за лоха: вам предлагают подписать бумажку, которая защищает фирму, но подставляет вас.

Вежливо соглашайтесь:


Будьте приветливы и непреклонны, как вежливый асфальтоукладчик.

Выучите защитные заклинания

  1. Мне мой юрист говорит никогда не подписывать договор, который я не читал.
  2. Я должен прочитать этот договор. Это займет минут двадцать.
  3. Я не понимаю этот пункт. Объясните?
  4. Давайте тут напишем проще.
  5. Я не могу подписать такой договор.
  6. Кажется, этот договор недействительный.


Просмотров