Свои правами на все виды. Какие бывают юристы

Современная правовая система складывается из структурных составляющих, каждая из них — отдельный вид права. Каждый вид права охватывает какую-либо сторону общественных отношений посредством внедрения законов и правовых норм. Несмотря уникальность каждого вида по значению, взаимосвязь элементов права несомненна. В процессе неуклонного развития общества появляется необходимость в создании новых видов и подвидов права, так как регулярно происходящие социально-политические изменения ведут к появлению новых граней во взаимодействии членов общества, для которых в действительных законах не предусмотрено правовых норм.

На сегодня все виды права, составляющие правовую систему государства, принято делить на подгруппы: право материальное и право процессуальное. Подвиды материального права регламентируют правоотношения, обязанности субъектов, обозначают их права. В них входят нижеперечисленные виды права:

  • трудовое;
  • конституционное;
  • финансовое;
  • гражданское;
  • уголовное;
  • предпринимательское;
  • экологическое;
  • семейное.

К процессуальному праву принадлежат виды, которые регламентируют реализацию установленных для субъектов прав и обязанностей. Также виды процессуального права определяют отношения в ходе расследований, судебного производства разной направленности, устанавливают определенные сроки завершения процессуальных мероприятий. К их числу принадлежат такие виды права:

  • гражданское процессуальное;
  • уголовно-процессуальное;
  • арбитражное процессуальное.

Конституционное право. Оно необходимо для регламентирования отношений государства и граждан при закреплении в стране конституционного строя. В статьях конституционного права устанавливаются правила создания необходимых государственных органов и прописываются права и обязанности граждан. Конституционное право оговаривает правовой статус личности в государстве и прочие меры, необходимые для регулировки отношений в этом аспекте.

Метод конституционного права: учредительно-закрепительный.

Где прописано: Конституция государства, Федеральные Конституционные и основные законы.

Административное право. Этот вид права регламентирует отношения граждан и исполнительной власти. Он определяет рамки деятельности исполнительных органов разного уровня и должностных лиц.

Методы: императивный, власти и подчинения.

Где прописано: Кодекс об административных правонарушениях, государственные законы «Об оружии», «О полиции».

Уголовное право. Регламентирует отношения, возникающие при совершении гражданами преступлении, устанавливает ответственность за правонарушения преступного характера.

Метод уголовного права: императивный.

Источник: Уголовный кодекс.

Финансовое право. Производит регулирование денежных отношений, в том числе в банковской сфере и в сфере налогообложения.

Метод: императивный.

Где прописано: Налоговый кодекс и соответствующие государственные законы — закон «О бюджете» и «О банках и банковской деятельности».

Гражданское право. Оно определяет отношения в обществе, связанные с имуществом и собственностью. Существует несколько подвидов гражданского права, отличаемых в соответствии с типом правонарушения и способом его разрешения.

Метод: диспозитивный.

Где прописано: Гражданский кодекс.

Краткое описание еще нескольких видов права:

  • семейное — регламентирует взаимосвязанные родственные и имущественные отношения;
  • трудовое — регулирует отношения на рынке труда;
  • гражданско-процессуальное — регламентирует гражданское судопроизводство;
  • уголовно-процессуальное — регулирует уголовное судопроизводство.

Почему именно мы?

Виды права - это специфическая система, классифицирующая правовые нормы. Они созданы из-за того, что система общественных, семейных и других отношений чрезвычайно многообразна, поэтому нет возможности вписывать определенные правила в общем порядке. Понятие и виды права (отрасли) являются составляющими элементами комплекса правовых норм, призванные регулировать определенную группу отношений. Делятся они, в свою очередь, на институты - к примеру, конституционные суды являются институтами соответствующей отрасли.

В правовой системе все виды делятся на материальные (базирующиеся на непосредственном воздействии на общественные правоотношения и их прямую регуляцию) и процессуальные (порядки и процедуры выполнения прав и обязанностей правовых субъектов). Следовательно, первая категория относится к группе конкретных и практических, а вторая - общих и теоретических.

Виды права в Москве

Российское законодательство классифицирует следующие виды права:

  • уголовное. В данной отрасли на законодательном уровне регулируются правоотношения в вопросах борьбы и противодействия преступности. Оно устанавливает аспекты каждого из преступных деяний, мотивы и возможные наказания виноватых;
  • гражданское. Его нормы применимы в области материальных и нематериальных отношений. Виды гражданских прав распространяются также на юридических и физических лиц;
  • административное. В данной категории одной стороной является гражданин, а второй - не физические лица, а государственные органы.

Кроме того, теория юридической науки выделяет семейную, трудовую, финансовую, банковскую и другие отрасли, которые относятся к категории материальных. Также отдельной группой являются процессуальные виды (к примеру, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные) - они касаются не конкретного требующего решения вопроса, а самого процесса, соблюдения общепринятых форм решений и не нарушения юридических норм.

Важнейшей отраслью является гражданская, являющаяся системой норм, регулирующая имущественные и неимущественные отношения между физическими лицами и между организациями. Она делится на вещевую, интеллектуальную, договорную, семейно-правовую и наследственную. Эти отрасли регулируют различные правоотношения между участниками, процессы перехода прав собственности и другие важнейшие вопросы. Виды права собственности распространяются на личное и общественное имущество человека или организации и относятся к категории гражданских.

Что касается уголовного, то данная сфера определяет отношения, касающихся предписаний и выполнения наказаний за проступки. Конкретные виды в этой отрасли определить сложно, однако в УК предусмотрены определенные важные моменты - например, виды преступлений и наказаний, а также порядок проведения расследования и судебных разбирательств.

Комплексной отраслью юридических знаний также являются и трудовые нормы, а само понятие достаточно обширное. Трудовые нормы регулируют широкий спектр вопросов - начиная с классификации трудовых договоров, оплаты труда, вопросов рабочих и выходных дней, заканчивая ответственностью за материальный вред, порядком увольнения и приема на работу. И это далеко не исчерпывающий перечень задач данной отрасли.

Отдельной категорией следует выделить права и свободы человека. Они могут быть экономическими, гражданскими, политическими и социальными - каждая из этих групп регулирует обширную отрасль отношений. Так, экономические права предусматривают возможность зарабатывать, выбирать профессию, наследовать частную собственность, а гражданские регулируют понятия свободы, достоинства и личной неприкосновенности.

Что касается прав политических, то они также чрезвычайно важны и особенно актуальны в условиях непростой ситуации. Эта отрасль гарантирует плюрализм политических взглядов и возможность выбора и быть выбранным. Социальные же права обеспечивают общественные потребности человека - трудиться, быть защищенным от безработицы, свободно выбирать вероисповедание, получать медицинскую помощь.

Также следует отдельно выделить экологические права (регулирующие взаимодействия общества с природой, охрану окружающей среды и экологическую безопасность), семейные (которые регулируют отношения в семье и связанные сними имущественные) и социального обеспечения (касающиеся распределения ВВП частям населения за счет денежных выплат, страхования, услуг, льгот и реализации отраслевых норм).

Кроме основных видов права, на нашем портале собрана информация по:

  • коммерческому праву;
  • банковскому праву;
  • транспортному праву;
  • аграрному праву;
  • жилищному праву;
  • авторскому праву;
  • наследственному праву;
  • земельному праву;
  • таможенному праву;
  • муниципальному праву;
  • налоговому праву;
  • уголовно-исполнительному праву.

Отдельной отраслью следует выделить международные правовые отношения. Это принципиально иная система, поскольку все перечисленные категории относятся к внутригосударственным, в то время как международное - к внешним. Является системой норм, которые призваны регулировать отношения между странами, с участием межгосударственных организаций и объединений.

Реализация норм осуществляется с учетом международных и ратифицированных в стране нормативно-правовых актов, а также их особенностей. Делится на публичное, частное и наднациональное (отношения между государствами).

Всю информацию, а также помощь в любой из указанных отраслей Вы найдете на нашем сайте либо при помощи наших квалифицированных специалистов.

Продолжаем неторопливое и вдумчивое изучение ключевых положений научного макета новой Конституции России , предлагаемого российскому народу Центром научной политической мысли и идеологии. На очереди - права и обязанности человека и гражданина России.

Эта тема крайне политизирована и оболгана либеральной парадигмой. В предложенной Конституции права человека очищаются от наносного и принимают вид естественный и традиционный - то есть в связке с обязанностями.

Глава 5. Права и обязанности человека и гражданина в России
Статья 19. Основы регулирования прав и обязанностей человека и гражданина

1. Права и свободы человека и гражданина в России связаны с его обязанностями и ответственностью как члена общества.

2. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Государство ответственно за признание, соблюдение и защиту, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Порядок исполнения обязанностей и несения ответственности каждым человеком устанавливается законодательством России.

4. В России не принимаются (не издаются) правовые акты, отменяющие или умаляющие высшие ценности России, права и свободы человека и гражданина, за исключением случаев внесения изменений в Конституцию России.

5. Никто не может быть понужден к отказу от своих прав и свобод.

6. Способность каждого человека своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия (по достижении восемнадцатилетнего возраста), если Конституцией России, федеральным конституционным или федеральным законом не установлено иное.

7. Исполнение обязанностей и несение ответственности неотчуждаемо и осуществляется каждым человеком и гражданином лично, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

8. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмо- тренных Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами.

9. Каждый человек несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством России.

Статья 20. Права и свободы человека

1. Права и свободы человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Человек вправе осуществлять свободный выбор между добром и злом и ответствен в этом перед Богом и собственной совестью.

3. К правам и свободам человека относятся:

А) право на жизнь;
б) право на свободу;
в) право на признание и охрану достоинства человека;
г) право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, право на тайну индивидуальных сообщений;
д) свобода передвижения;
е) право свободного выезда за пределы России и въезда в Россию;
ж) право на самоидентификацию по национальному и религиозному признакам;
з) свобода вероисповедания;
и) свобода мысли и убеждений;
к) свобода слова и право на информацию;
л) свобода не запрещенной федеральным законом экономической деятельности;
м) право собственности;
н) право на равный доступ к жизненно важным природным ресурсам;
о) право на труд;
п) право на отдых;
р) право на жилище;
с) семейные права;
т) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
у) право на благоприятную окружающую среду;
ф) право на образование;
х) свобода творчества;
ц) право на доступ к культуре;
ч) свобода самореализации;
ш) право на социальное обеспечение;
щ) право на объединение;
э) право на мир без войны;
ю) право на психологический комфорт.

4. Перечисление в настоящей статье прав и свобод человека не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод человека, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах, а также общепризнанных прав и свобод.

Статья 21. Долг и обязанности человека

1. Долг и обязанности человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Каждый человек обязан уважать права и свободы, законные интересы других лиц и не нарушать их. Злоупотребление правом запрещается.

3. Каждый человек, находящийся на территории России, обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России, уважать высшие ценности России.

4. Каждый человек обязан платить законно установленные налоги и сборы.

5. Забота о своих близких родственниках является долгом и обязанностью каждого человека.

6. Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

7. Каждый человек обязан сохранять историческое культурное наследие России.

8. Труд является долгом каждого человека.

9. Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни заниматься формированием своей духовной культуры - долг каждого человека.

10. Перечисление в настоящей статье обязанностей человека не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 22. Права и свободы гражданина

1. К правам и свободам гражданина России относятся:

А) право на участие в формировании государственных органов и управлении делами государства, контроль деятельности государственных органов и их должностных лиц;
б) право на равный доступ к государственной службе;
в) право на участие в отправлении правосудия;
г) право на народное самоуправление;
д) свобода собраний;
е) право на обращение в государственные органы, юридические лица, общественные объединения.

2. Перечисление в настоящей статье прав и свобод гражданина не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод гражданина, установ- ленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 23. Долг и обязанности гражданина

1. Поддержание и защита государственного суверенитета, единства, неделимости и территориальной целостности России является обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России. Гражданин России обязан уважать и защищать государственные символы России, реализовывать высшие ценности России.

2. Защита Отечества в целях обеспечения внешней и внутренней безопасности России является священным долгом и обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан исполнять воинскую обязанность. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

3. Гражданин России обязан участвовать в выборах и референдумах. Участие в деятельности Палаты высших ценностей России, избирательных комиссий является долгом гражданина России.

4. Гражданин России обязан рачительно и рационально использовать природные ресурсы России.

5. Содействие установлению и поддержанию согласия между российскими народами независимо от их расовых, национальных, религиозных, языковых и иных различий является долгом гражданина России.

6. Стремление к постоянному личному совершенству, развитию самосознания и чувства ответственности за свое поведение, гармоничной общественной жизни в целях продвижения России к высшим уровням достижений является долгом гражданина России.

7. Долгом граждан России является участие в отправлении правосудия в качестве присяжных и иных заседателей.

8. Перечисление в настоящей статье обязанностей гражданина не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 24. Равенство в правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина

1. Все равны перед законом и обладают на территории России всеми правами и свободами, исполняют равные обязанности и несут равную ответственность.

2. Государство гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защиту и восстановление нарушенных прав и свобод, а также несение ответственности каждым человеком независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, социального статуса, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав и свобод лиц, принадлежащих к одной и той же группе интересов, по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой или социальной принадлежности или по иным признакам.

3. Установление преимуществ и предпочтений для лиц, принадлежащих к одной группе интересов и нуждающихся в государственной поддержке, либо лиц, осуществляющих государственные полномочия, допускается на основе баланса выс- ших ценностей России и принципа социальной справедливости и в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.

Подробнее о каждом праве и обязанности человека остановимся во второй части этого текста.

Понятие права и его признаки

Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Регулирование и охрана общественных отношений осуществляются с по­мощью социальных норм. В системе таких норм право зани­мает ведущее место. В юридической литературе право рас­сматривается как общесоциальное явление и как волеизъяв­ление государства (юридическое право).

Как общесоциальное явление право характеризуется опре­деленной свободой и обоснованностью поведения людей, то есть соответствующими возможностями субъектов общест­венной жизни, которые объективно обусловлены развитием общества, должны быть общими и равными для всех одно­именных субъектов. Исходя из этого, право подразделяют на: права человека; права объединений, групп, слоев; права на­ции, народа; права человечества.

Юридическое право - это свобода и обоснованность поведе­ ния людей, задекларированная государством в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и другими ис­ точниками права.

Утверждение о том, что право оторвано от государства, привело к возникновению различных концепций правопонимания: естественного права, положительного права, права реалистического, психологического и т.п.

Юридическое (положительное) право в свою очередь под­разделяют на объективное и субъективное.

Юридическим объективным правом называют систему всехправовых предписаний, установленных (санкционирован­ных), охраняющихся и находящихся под защитой государ­ства, имеющих общеобязательный характер, являющихся критерием правомерного или неправомерного поведения и существующих независимо от индивидуального сознания субъекта права. Юридическое субъективное право - это определенные воз­можности, мера свободы, принадлежащая субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет. К основным признакам права в его положительном (нор­мативном) понимании в качестве волеизъявления государства можно отнести следующие:

а) право - это система правовых норм;

б) это правила поведения общего характера;

в) эти правила имеют общеобязательный характер;

г) они тесно связаны между собой, действуют в единстве, объединяются в правовые институты, правовые отрасли и другие части системы права;

д) формально определены и закреплены в нормативно- правовых актах и других источниках права;

е) устанавливаются, санкционируются, гарантируются (обеспечиваются) государством и его органами;

ё) в своей совокупности регулируют социальные отношения между людьми; ж) правила поведения должны устанавливаться государ­ством с учетом принципов правды, справедливости, гуманиз­ма и милосердия.

Каждое право как элемент правовой системы состоит из множества правовых норм. Чтобы правильно выбрать ту или иную норму, необходимо знать, что они объединяются не по случайным признакам, между ними имеются конкретное сходство и различия. Благодаря этой объективной обуслов­ленности и характерным признакам сходства иразличия между правовыми нормами все право можно представить как определенную систему.

Оно является системой правил общего характера. Это означает, что право имеет социальное назначение по регули­рованию поведения не только конкретного лица, но и кого-либо, кто вступает в отношения, которые им регулируются.

Право имеет общеобязательный характер . Его положения, содержащиеся в системе правовых норм, должны восприни­маться как безусловное руководство к действию, которое ис­ходит от государственных структур и не подвергается обсуж­дению или оценке с точки зрения их целесообразности, ра­циональности, желания или нежелания осуществлять.

Право характеризуется внутренней формой, то есть объ­ единением правовых норм в институты , подотрасли отрасли права и отдельные правовые комплексы.

Формальная определенность права характеризуется тем, что поведение субъектов в виде нормативной модели закреп­ляется в нормах права как права и обязанности участников общественных отношений, а также как вид и мера реакции государства (санкции), применяемые в случае Нарушения ве­лений, содержащихся в нормативных предписаниях. Эти предписания должны исполняться именно в таком объеме и в тех случаях, в которых они нашли свое формальное закреп­ление в тексте правовой нормы.

Право становится обязательным лишь тогда, когда оно представляется или санкционируется уполномоченным на то субъектом, в пределах его компетенции и в порядке, пред­усмотренном устанавливаемой процедурой, то есть с соблю­дением необходимых требований, поступающих в разработку, обсуждение, принятие, вступление в силу, изменение и отме­ну действия правовых предписаний.

Установление права означает подготовку и принятие орга­нами государства правовых норм. Санкционирование права - это утверждение, регистрация, предоставление разрешения на общеобязательность уже существующих социальных норм.

Осуществление права обеспечивается государством. Это проявляется в том, что государство создает, с одной стороны, реальные условия и способы, оказывающие содействие бес­препятственному добровольному осуществлению соответ­ствующими субъектами сформулированных в правовых нор­мах образцов поведения, а с другой - соответствующие меры поощрения, убеждения и принуждения к осуществлению же­лательного поведения, а также применяет эффективные санкции в случае невыполнения требований правовых норм.

Следовательно, право как волеизъявление государства - это система общеобязательных, формально определенных, уста­новленных или санкционированных государством, гарантиро­ванных и обеспеченных им правил поведения, тесно связанных между собой и регулирующих общественные отношения между людьми в интересах определенной части (большей или меньшей) населения в социально, неоднородном обществе.

Право имеет определенные направления влияния и стро­ится на конкретных правовых и демократических началах.

Функции права - это основные направления его влияния на общественные отношения. Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его влияния на общест­венные отношения между людьми.

Функции права подразделяют на общесоциальные и спе­циальные юридические.

К общесоциальным относятся функции: 1) гуманистическая - право охраняет и защищает права
человечества, народа, человека; 2) организаторско-управленческая - право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем; 3) информационная (коммуникативная) - право инфор­мирует людей о свободе законодателя; 4) оценочно-ориентировочная - поведение людей оцени­вается с учетом законов государства, определяет бесконф­ликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного по­
ведения; 5) идеологическо-воспитательная - право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает в нем образцы правомерного поведения; 6) гносеологическая (познавательная) - право выступает источником знаний.

К специальным юридическим функциям права относят­ся регулятивная (статическая и динамическая) и охрани­тельная.

Регулятивная функция направлена на урегулирование об­щественных отношений посредством закрепления желатель­ного поведения в тех или иных отраслях и институтах права. Регулятивно-статическая функция - это влияние права на общественные отношения, что укрепляет и регулирует об­щественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая - обеспечивает динамичное развитие гражданского общества; правовое воз­действие осуществляется таким образом, что, например, Вер­ховная Рада Украины исключительно законами регулирует права коренных народов и национальных меньшинств (это регулятивно-статическая функция права). Или путем приня­тия Государственного бюджета Украины создаются предпо­сылки для каких-либо расходов государства на общественные потребности (регулятивная динамика).

Охранительная функция направлена на охрану соответ­ствующей системы общественных отношений, на обеспече­ние их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, уменьшение или устране­ние их из повседневной жизни.

Издание служебным лицом нормативно-правовых или распорядительных актов, изменяющих доходы или расходы бюджета вопреки установленному законом порядку, если предметом таких действий были бюджетные средства в круп­ных размерах, наказывается лишением свободы до четырех лет (ст. 211 УК Украины). Это охранительная функция права.

Принципы права - это закрепленные в праве исходные нормативно-руководящие положения, характеризующие его содержание, основы, обозначенные в нем закономерности общественной жизни.

В современной юридической литературе признаются принципы: демократизма, законности, гуманизма, равенства всех перед законом, взаимной ответственности государства и лица и т. п. Различают также общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы и принципы институтов права.

Принципы права, как руководящие юридические требова­ния, отражают особенности и специфику юридического пра­ва, носят нормативный, регулятивный характер, определяют и направляют правомерное поведение людей. В теории права существуют разные классификации принципов права. На­пример, их подразделяют на общечеловеческие, типологи­ческие, конкретно-исторические, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права.

Общечеловеческие принципы права характеризуют как юридические основы, идеалы или основы, обусловленные определенным уровнем всемирного развития цивилизации, воплощающие лучшие, прогрессивные достижения правовой истории человечества, признанные международными норма­ми права.

Такими принципами являются: 1) закрепление в праве меры свободы человека и обеспе­чение его основных прав; 2) юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях; 3) верховенство закона как акта нормативного волеизъяв­ления высшего представительного органа государства; 4) взаимосвязь юридических прав и обязанностей; 5) регулирование поведения людей и их объединений по общепринятым типам правового регулирования: "разрешено все, что прямо не запрещено законом"; 6) деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу: "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом"; 7) четкое закрепление правовыми нормами процедурно - процессуальных механизмов обеспечения (гарантирования) прав человека и осуществления им своих обязанностей; 8) правосудие осуществляется только судами и должно быть самой эффективной гарантией прав человека; 9) юридическую ответственность человек несет за свое ви­новное противоправное поведение; 10) в обществе должен действовать принцип презумпции невиновности лица.

Типологические принципы определяются как руководящие основы, идеи, свойственные всем правовым системам опре­деленного исторического типа, отражающие его социальную сущность.

Например, рабовладельческому типу права присущи такие принципы: тесное переплетение норм права с родоплеменными обычаями; влияние религии на формирование права; непризнание рабов субъектами права; ярко выраженный классовый характер действующего права; охрана частной собственности и тяжелое наказание за покушение на рабо­владельческую собственность; отсутствие четкой формули­ровки составов преступлений и широкий произвол судьи.

Феодальный тип права базировался на таких принципах: право привилегии, имевшее сословный характер; открытое право применения силы (кулачное право); партикуляризм, то есть раздробленность права; наличие канонического (церков­ного) права, обладавшего юридической силой; жестокость и широкая возможность судебной расправы.

Особенности современных переходных типов правовых систем состоят в постепенном воплощении общечеловече­ских ценностей, что нашло отражение в общечеловеческих принципах права.

Конкретно-исторические принципы права определяют осно­вы,отражающие специфику права определенного государства в реальных социальных условиях. К ним относятся: принцип демократизма; принцип законности; принцип гуманизма; принцип равенства всех перед законом; принцип взаимной ответственности государства и лица.

Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуютсятем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности, относятся принцип гласности судопроизводства и принцип полной ма­териальной ответственности.

Принципы институтов права - это основные идеи, лежа­щие в основе построения определенного института права: скажем, принцип неприятия двойного гражданства или принцип охраны и защиты всех форм собственности.

Социальная ценность и назначение права могут быть оха­рактеризованы как способность служить способом и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливо­сти, прогрессивных интересов граждан и общества в целом.

Социальная ценность и социальное назначение права харак­теризуются следующими его проявлениями:

1. Право определяется как мера свободы и неприкосно­венности человека, очерчивает пределы свободы, направляет­ся на исключение из социальной жизни произвола, бесконтрольности и беззакония.

2. Оно объединяет общую свободу участников социальных отношений, влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.

3. Ценность и назначение права состоит в том, что оно яв­ляется выразителем социальной справедливости, выступает критерием правильного распределения материальных благ,
утверждает равенство и правовой статус человека в обществе.

4. Право представляет собой источник обновления об­щества, выступает в демократическом гражданском обществе как фактор прогрессивного социального развития.

5. В качестве явления культуры и цивилизации оно имеет планетарный характер и обеспечивает решение проблем меж­ национального и международного значения.

Следовательно, право как социальный регулятор обществен­ных отношений обеспечивает регулирование наиболее важ­ных потребностей и интересов между людьми, как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового сообщества.

Общая характеристика основных отраслей права Украины

Государственное (конституционное) право - ведущая от­расльправа и законодательства, включающая систему право­вых норм, институтов и нормативно-правовых актов, кото­рые закрепляют и регулируют отношения народовластия, ос­новы конституционного строя в Украине, правового статуса человека и гражданина, территориального устройства, систе­мы государственных органов и организаций местного само­управления в Украине.

Административное право - система административно-правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют общественные отношения в сфере государственного управле­ния, то есть подзаконной исполнительной и распорядитель­ной деятельности органов государства, направленной на практическое исполнение законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социаль­но-культурным и административно-политическим строитель­ством.

Финансовое право - система правовых норм, регулирую­щих и охраняющих общественные отношения в сфере сбора и использования государственных средств и средств местного самоуправления.

Трудовое право - система правовых норм, регулирующих трудовые отношения, которые возникают в процессе труда, без которого не может существовать ни одно общество.

Гражданское право - совокупность правовых норм, регу­лирующих имущественные, товарно-денежные и некоторые другие отношения, связанные или не связанные с имущест­венными, а также личные неимущественные отношения, основанные на равенстве участников этих отношений.

Брачно-семейное право - система правовых норм, регули­рующих правоотношения брака, семьи, усыновления, опеки и заботы, регистрации актов гражданского состояния.

Жилищное право в Украине регулирует специфический вид общественных отношений, возникающих в сфере удовлетво­рения человеком и гражданином естественной потребности в жилище.

Экологическое право - система правовых норм, регулирую­щих общественные отношения между людьми в сфере ис­пользования и охраны окружающей природной среды.

Предпринимательское право - система правовых норм, ре­гулирующих общественные отношения в сфере предприни­мательства, то есть самостоятельной, инициативной, систе­матической, на собственный страх и риск деятельности по производству продукции, выполнению работ, предоставле­нию услуг и торговле с целью получения прибыли.

Уголовное право - система уголовных норм, установлен­ных законодательным органом, определяющих основы и принципы уголовной ответственности, устанавливающих, ка­кие общественно опасные деяния являются преступлениями, какой вид и мера наказания могут применяться к лицу, со­вершившему преступление.

Земельное право - система правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере владения, распоряжения и пользо­вания землей, определяют земли сельскохозяйственного на­значения, населенных пунктов, промышленности, транспор­та, связи, обороны, земли природоохранного, рекреационно­го и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, земли запаса.

Следовательно, отрасли украинского права следует рас­сматривать согласно различным основаниям классификации. В зависимости от места и роли в правовой системе общест­ва выделяют такие основные отрасли, как традиционные, специальные и процессуальные.

Юридический процесс - система взаимосвязанных право­вых форм деятельности уполномоченных государственных органов, должностных лиц, а также определение других субъ­ектов, что выражается в осуществлении операций по реше­нию юридических дел, которые обусловливают соответствую­щие юридические последствия (документы или решения) и регулируются процедурно-процессуальными нормами.

Конституционно-процессуальное право - система правовых норм, регулирующих порядок реализации конституцион­ных материальных норм, проведение конституционного про­цесса, принятие и исполнение решений и выводов Конститу­ционного Суда Украины.

Административное процессуальное право - система административных процессуальных норм,

регулирующих порядок реализации норм административного права.

Уголовно-процессуальное право - система уголовно-процес­суальных норм, регулирующих порядок возбуждения уголов­ных дел, ведения относительно них дознания и предваритель­ного следствия, судебного разбирательства, вынесения при­говоров и других судебных решений, организация их исполнения.

Гражданско-процессуальное право – система гражданско- процессуальных норм, регулирующих порядок судебного раз­бирательства и вынесения решений в гражданских, трудовых, брачно-семейных, жилищных, земельных и некоторых других делах и организация исполнения принятых решений.

Хозяйственное процессуальное право – система арбитражно-процессуальных норм, регулирующих порядок примене­ния норм хозяйственного права и признания субъектов хо­зяйственной деятельности банкротами.

Характеристика источников права как внешней формы его проявления

Помимо внутренней, различают также внешнюю форму права, или источники права. Это способы юридического проявления права, его организация в надлежащую юридическую оболочку.

Право всегда должно иметь определенную форму, то есть быть формализованным, а форма должна быть содержатель­ной, то есть содержать определенный текст, выраженный юридическим языком, и нести очевидную смысловую нагруз­ку. Если норме не придана определенная форма, то она оста­ется нормой поведения, но не является нормой права.

К внешней форме (источникам) права относятся: право­вой обычай; судебный или административный прецедент; нормативный договор, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай - санкционированное государством об­щепринятое правило поведения общего характера.

Правовой (судебный или административный) прецедент - решение компетентного органа государства, которому предо­ставляется формальная обязательность во время решения всех последующих аналогичных судебных или администра­тивных дел.

Нормативный договор - объективно формально-обяза­тельные правила поведения общего характера, установленные по договоренности и с согласия двух или более субъектов и обеспечивающиеся государством (например, договор об об­разовании федерации, коллективный договор).

Нормативно-правовой акт - решение компетентных субъ­ектов, которое выносится в установленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официального докумен­та в письменной форме, обеспечивается государством и по­рождает юридические последствия.

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Законы - нормативно-правовые акты, утверждаемые законодательными органами, имеющие высшую юридическую силу и регулирующие наиболее важные общественные от­ношения в стране. Кроме конституции страны, существуют еще такие виды законов: конституционные, органичные, обычные.

Все законы имеют высшую юридическую силу, которая проявляется в том, что:

1) никто, кроме органов законодательной власти, парла­мента и народа в процессе законодательного референдума, не может принимать законы, изменять или отменять их;

2) Конституционный Суд Украины может признать закон Украины или его отдельное положение неконституционным;

3) все другие нормативно-правовые акты должны быть подготовлены в соответствии с законом;

4) в случае коллизий между нормами закона и подзакон­ного нормативно-правового акта действуют нормы закона;

5) только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятие закона в случае возвращения его Президентом по причине наложения вето. Подзаконные нормативно-правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства (их должностных лиц), уполномоченных на то госу­дарством общественных объединений по установлению, вступлению в силу, изменению и отмене нормативных письменных документов, развивающих или детализирующих отдельные положения законов.

Различают такие виды подзаконных нормативно-правовых актов в зависимости от субъектов, которые их издали:

· нормативные акты Президента Украины;

· акты Конституционного Суда Украины, Верховного Су­да Украины, высших судов Украины, Генерального прокуро­ра Украины, Верховного Суда Автономной Республики Крым;

· акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым;

Акты министерств, государственных комитетов, других органов центральной исполнительной власти со специаль­ным статусом;

Нормативные акты государственных администраций в регионах, городах Киеве и Севастополе, районах в этих городах;

Нормативные акты органов регионального и местного самоуправления;

Нормативные акты отделов и управлений соответствую­щих центральных органов на местах;

Нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах;

Другие подзаконные нормативные акты. Нормативные акты действуют во времени, пространстве и

относительно круга лиц. Характеризуя действие нормативно-правовых актов во времени, следует различать: вступление в силу; прекращение действия; обратную силу действия.

В теории права рассматриваются следующие варианты вступления в силу нормативно-правовых актов: по истечении 10 дней с момента его опубликования; срок устанавливается в самом нормативном или в специально принятом акте; если нормативный акт не публикуется, то с момента его получе­ния исполнителем.

Нормативно-правовые акты утрачивают силу вследствие: окончания срока давности, на который издавался акт; пря­мой отмены конкретного акта; фактической отмены акта дру­гим актом, принятым по одному и тому же вопросу.

Обратное действие - это такое действие на правоотноше­ние, которое подразумевает, что новый нормативный акт су­ществовал в момент возникновения правоотношения. Общее правило таково: "норма права обратной силы не имеет". Но бывают исключения, скажем, в уголовном, административ­ном законодательстве. Если нормативный акт, принятый по­сле совершения правонарушения, смягчает или освобождает от юридической ответственности, то акт имеет обратную си­лу, а если устанавливает или отягчает, то такая норма (или акт) обратной силы не имеет.

Действие нормативных актов в пространстве характеризу­ется определенной территорией: государства в целом, соот­ветствующего региона, административно-территориальной единицы, отдельного предприятия, организации.

Относительно круга лиц нормативно-правовые акты рас­пространяются на граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан.

Исключением признаются отдельные иностранные граж­дане, имеющие иммунитет от юрисдикции государства пре­бывания. Это отдельные дипломатические и консульские ра­ботники, вопрос о юридической ответственности которых ре­шается на основании международных соглашений.

Систематизация нормативных актов - деятельность по приведению в порядок и совершенствованию нормативных ак­тов, приведение их к определенной внутренней согласованности с помощью создания новых нормативных актов или сборников.

Систематизация осуществляется государством, его органа­ми и должностными лицами и негосударственными органи­зациями и их служащими.

В систематизации различают инкорпорацию и кодифи­кацию.

Инкорпорация - вид систематизации нормативных актов, состоящий в сведении их в сборники в определенном поряд­ке без изменения содержания. Критерии систематизации: хронологический или алфавитный порядок, направление дея­тельности, сфера общественных отношений, тематика науч­ного исследования и т. п.

Виды инкорпорации: по юридическому значению (официальная, неофициальная); по объему (общая, отраслевая, международная, специальная); по критерию объединения (предметная, криологическая, субъективная).

Разновидностью инкорпорации является консолидация, вследствие которой создаются новые нормативные акты. Нормативные предписания размещаются в логическом по­рядке после редакционной обработки (или без таковой), из­менения не вносятся.

Кодификация - вид систематизации нормативных актов, имеющих общий предмет регулирования, состоящий в их со­держательной переработке (устранение разночтений и проти­воречий, отмена устаревших норм) и создании сводного нор­мативного акта.

Разновидностями кодификации являются кодекс, устав, положение.

Кодекс - кодификационный акт, который обеспечивает детальное правовое регулирование определенной сферы об­щественных отношений и структурно разделен на части, раз­делы, подразделы, статьи, в определенной мере отражающие содержание той или иной отрасли законодательства. В совре­менном законодательстве Украины имеются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс, Кодекс законов о труде и т. п.

Устав, положение - кодификационные акты, в которых определяется статус определенного вида государственных ор­ганизаций и органов. К ним не относятся положения об ин­дивидуально-определенных органах, не имеющие общего ха­рактера.

Правовые отношения

Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) пра­вовые отношения, которые постоянно возникают, изменяют­ся или прекращаются. Правоотношения - это урегулирован­ ные нормами права общественные отношения, участники кото­рых выступают как носители взаимных субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых государством.

Основные признаки правоотношений: а) возникают на ос­нове норм права; б) характеризуются наличием сторон, имеющих субъективные права и юридические обязанности; в) являются видом общественных отношений физических или юридических лиц, организаций и общностей; г) осущест­вление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспе­чивается государством.

Правоотношения имеют сложное строение иохватывают: субъекты; объекты; содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекраще­ния правоотношений являются юридические факты.

Субъектами правоотношений признаются те участники, ко­торые являются носителями субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. Субъекты правоотношений можно разде­лить на: физических и юридических лиц; государственные и общественные организации; различные общности (трудовой коллектив, нация, народ, население соответствующего регио­на и т. д.); гражданское общество.

Субъекты правоотношений должны обладать право­субъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Правоспособность - способность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Дееспособность - способность субъектов своими дей­ствиями приобретать и самостоятельно осуществлять субъек­тивные права и выполнять юридические обязанности. Ее раз­деляют на договоро- и деликтоспособность

Договороспособность - способность субъекта прав…

Виды права - это определенная система классификаций юридических норм. Общественная, да и, в принципе, семейная жизнь настолько многообразна, что вписать определенные правила поведения в один общий порядок никак не получится.

Виды права

Хотелось бы в общих чертах сделать сводную характеристику видов юриспруденции, потому что граждане, которые не сталкиваются в жизни с какими-то проблемными моментами, толком в этих вопросах и не разбираются.

Итак, начнем с уголовного права. В этой сфере закон регулирует отношения в плане борьбы с преступностью. Именно уголовное право устанавливает все аспекты каждого преступления, мотивы и возможные виды наказания провинившихся.

Гражданское право используется в сфере материальных и нематериальных взаимоотношений между гражданами. Также субъектами гражданских правоотношений считаются юридические лица.

Если вести речь про право административное, то здесь гражданин также выступает одной из сторон отношений, но, в отличие от гражданского, второй стороной обязательно будет государственный орган.

Также выделяют семейное, трудовое, финансовое, банковское и другие виды права. Все вышеперечисленное - это материальные виды права. Кроме этого, в теории юридической науки выделяются процессуальные вопросы (уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право). Здесь на первый план выходит не какой-то требующий решения вопрос, а сам процесс, а именно как соблюсти правильную форму решения и не нарушить общепринятые в мировой юридической практике нормы.

Гражданское право как важная отрасль юриспруденции

В первую очередь следует сказать, что гражданское право - это система норм, которая регулирует имущественные и неимущественные личные отношения между физическими, а также и юридическими лицами. Выделяют такие виды гражданского права:

  • вещевое право и право частной собственности;
  • интеллектуальная собственность;
  • договорные обязательства;
  • семейно-правовые отношения (некоторые моменты семейного права являются предметом этой отрасли отношений);
  • наследственные отношения.

Право частной собственности регулирует порядок приобретения, законного использования и продажи частной собственности. С интеллектуальной собственностью, надеемся, все понятно. Если говорить про третий вид ГП, то стоит отметить наличие огромного количества договоров, основные особенности каждого из них перечисляются в статьях ГК. Наверное, самой актуальной частью ГК для многих является наследственное право, потому что предметом этой отрасли является регулировка процесса перехода собственности от наследодателя к наследополучателю.

Наказание за преступления

Как мы уже говорили, уголовное право - это сфера, регулирующая отношения в области назначения и исполнения наказаний за совершенные проступки. Как таковые виды уголовного права, наверно, вычленить сложно, но есть некоторые важные моменты. Уголовный кодекс рассматривает конкретные возможные варианты преступлений и наказания за них. Процессуальная же часть УП регулирует сам порядок расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.

Виды трудового права

Трудовые нормы - это тоже достаточно комплексная отрасль юридических знаний. Само понятие достаточно широкое. Трудовое право регулирует достаточно обширный спектр вопросов:

  • виды трудовых правоотношений;
  • классификация трудовых договоров;
  • оплата труда;
  • вопрос рабочих и выходных дней;
  • ответственность за нанесение материального вреда;
  • порядок обжалования увольнения и других нежелательных последствий для наемного сотрудника.

Конечно, это не исчерпывающий перечень задач трудового права. Но все же основные из них мы рассмотрели.

Права и свободы человека и гражданина

В теории государства и права выделяют такие виды прав гражданина:

  • экономические;
  • гражданские;
  • политические;
  • социальные.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Что для каждого человека наиболее важно в условиях кризиса? Правильно, зарабатывать как можно больше денег. Экономические права дают такую возможность, потому что в эту группу закрепленных законом прав входят такие:

  • возможность использовать свои способности для любой разрешенной в государстве деятельности;
  • право на выбор профессии;
  • никто не может использовать труд человека принудительно;
  • возможность унаследовать частную собственность.

Понятие и виды гражданских прав - что это такое? В теории права принято считать, что это основные неотъемлемые права, которые, в принципе, отличают свободного человека от как минимум раба. В первую очередь это право на жизнь, свободу, достоинство и личную неприкосновенность. Здесь все логично. Ведь если государство или другие люди смогут безнаказанно отбирать у человека жизнь, то зачем тогда другие права? Кроме этого, к гражданским правам относят такие возможности:

  • определять свою национальность и пользоваться родным языком;
  • неприкосновенность жилья и гарантия тайны личной жизни;
  • право на свободное перемещение по городу, государству и миру.

После распада СССР политическая система нашего государства претерпела значительные изменения. Появилось много новых партий. Государство гарантирует плюрализм в политических взглядах людей. Главное политическое право - это возможность избирать других и быть избранным самому на выборные должности в органы власти.

Социальные права призваны обеспечить потребности человека в социальном плане. Это право на труд, на защиту от безработицы, на свободный выбор вероисповедания, на медицинскую помощь. По сути, все они очень важны.


Как закрепляются права человека юридически?

Для легализации общего права людей на что-то или законодательного закрепления каких-то других норм используются такие виды форм права, как нормативно-правовой акт, договор, правовой прецедент и правовой обычай. Все эти виды имеют письменную форму. НПА - это принятый государственным органом документ, в котором закреплены нормы права.

Заключение

В этой статье мы рассказали про наиболее важные виды юридического права. Даже абсолютно несведущие в юриспруденции люди смогли понять суть и основные положения каждого вида.



Просмотров