Статья 12.2 управление транспортным средством. Грязные нечитаемые номера. Стратегия защиты по ст.12.2 КоАП РФ

Текущая редакция ст. 12.2 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 175-ФЗ, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 175-ФЗ.

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 175-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев (абзац в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

3. Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Часть в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 120-ФЗ.

4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

(Часть дополнительно включена с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 120-ФЗ)
Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака (примечание в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

Комментарий к статье 12.2 КоАП РФ

1. Объектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.

2. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в управлении транспортным средством, на которое установлены государственные регистрационные знаки, не отвечающие предъявляемым к ним требованиям. Требования к государственным регистрационным знакам установлены ГОСТ Р 50577-93. Регистрационные знаки должны изготавливаться в соответствии с требованиями указанного стандарта.

3. Управление водителями транспортными средствами без государственных регистрационных знаков либо без установленных на предусмотренных для этого местах, а также с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца. Регистрационные знаки не должны оборудоваться (закрываться) какими-либо материалами, препятствующими или затрудняющими их идентификацию.

4. По ч. 3 комментируемой статьи квалифицируется установка заведомо подложных государственных регистрационных знаков. Под подложными регистрационными знаками подразумеваются знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе целиком со всеми их элементами либо с внесенными в подлинные регистрационные знаки какими-либо изменениями, искажающими нанесенные на них символы, а также государственные регистрационные знаки, не внесенные в регистрационные документы данного транспортного средства.

5. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 данной статьи.

6. Субъектом правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 4 рассматриваемой статьи, являются водители транспортных средств, а ч. 3 - могут быть граждане, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, и юридические лица.

7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи, характеризуются умышленной виной.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела по ч. 2 данной статьи могут рассматривать судьи в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1). Дела по ч. 4 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1). По составам, предусмотренным ч. ч. 1 и 2, дела могут рассматриваться сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции и участковыми уполномоченными полиции (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 12.2 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 12.2 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

Комментарий к статье 12.2 КоАП РФ:

1. Объектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.

2. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в управлении транспортным средством, на которое установлены государственные регистрационные знаки, не отвечающие предъявляемым к ним требованиям. Требования к государственным регистрационным знакам установлены ГОСТ Р 50577-93. Регистрационные знаки должны изготавливаться в соответствии с требованиями указанного стандарта.

3. Управление водителями транспортными средствами без государственных регистрационных знаков либо без установленных на предусмотренных для этого местах, а также с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца. Регистрационные знаки не должны оборудоваться (закрываться) какими-либо материалами, препятствующими или затрудняющими их идентификацию.

4. По ч. 3 комментируемой статьи квалифицируется установка заведомо подложных государственных регистрационных знаков. Под подложными регистрационными знаками подразумеваются знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе целиком со всеми их элементами либо с внесенными в подлинные регистрационные знаки какими-либо изменениями, искажающими нанесенные на них символы, а также государственные регистрационные знаки, не внесенные в регистрационные документы данного транспортного средства.

5. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 данной статьи.

6. Субъектом правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 4 рассматриваемой статьи, являются водители транспортных средств, а ч. 3 - могут быть граждане, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, и юридические лица.

7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи, характеризуются умышленной виной.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела по ч. 2 данной статьи могут рассматривать судьи в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1). Дела по ч. 4 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1). По составам, предусмотренным ч. ч. 1 и 2, дела могут рассматриваться сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции и участковыми уполномоченными полиции (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Новая редакция Ст. 12.2 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

3. Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

Комментарий к Статье 12.2 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения в данной статье являются правила установки на транспортном средстве государственных регистрационных знаков. Предметом подлога являются государственные регистрационные знаки.

Перечень цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, утвержден Приказом МВД России от 28 марта 2002 г. N 282 "О государственных регистрационных знаках транспортных средств" (в ред. Приказа МВД России от 20 ноября 2002 г. N 1135). В соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации эксплуатация транспортных средств без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки, запрещается.

Подделка или уничтожение идентификационного номера, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 326 УК).

2. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной виной. Противоправные действия, предусмотренные ч. 3, 4, могут быть совершены только с прямым умыслом.

3. Субъектами административного правонарушения по данной статье могут быть как владельцы транспортных средств, так и должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортного средства.

За данное правонарушение предусмотрены административные наказания в виде административного штрафа, а по ч. 2, 4 возможно лишение права управления транспортным средством на определенный срок.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ примечание к статье 12.2 было изложено в новой редакции. Теперь оно более подробно раскрывает понятие нечитаемого и нестандартного государственного регистрационного знака. В старом примечании не говорилось ни слова о времени суток и о читаемости передних и задних номеров у автомобиля.

Другой комментарий к Ст. 12.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом посягательства комментируемого административного правонарушения являются предусмотренные Правительством РФ правила установки на транспортном средстве государственных регистрационных знаков.

На механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены, на предусмотренных для этого местах, регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещаются в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка.

Цифры и буквы регистрационных знаков должны быть повторены на задней стенке кузовов грузовых автомобилей, прицепов (кроме прицепов к легковым автомобилям и мотоциклам) и автобусов - не менее 130 мм, толщина штриха - 30 мм, размер букв - 2/3 размера цифр. На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами (см. Постановление Совета Министров РФ от 23 октября 1993 г.).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии и включает различные отступления от установленных требований:

предусмотренное ч.1 комментируемой статьи нарушение заключается в управлении зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками;

согласно ч.2 нарушение может выражаться в управлении транспортным средством без государственных регистрационных знаков.

Понятие "управление транспортным средством" см. в п.3 комментария к ст.12.1.

Объективная сторона нарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.24, по существу образует два самостоятельных действия и находит свое выражение: а)в установке на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков, б) а равно в управлении транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками.

Предметом подлога являются государственные регистрационные знаки. Это действие может представлять и изготовление полностью поддельного как поформе, так и по содержанию государственного регистрационного знака.

Здравствуй, уважаемый посетитель. Речь пойдет о ситуации, когда Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.2 Коап РФ. Предлагаю ознакомиться.

Итак, статья 12.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков.

По части первой ст.12.2 Коап РФ вы можете быть привлечены за управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками (номерами), в следующих случаях:

— а) если у вашего авто нечитаемые номера. Например, номера в усмерть заляпаны грязью, снегом и т.п. таким образом, что с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

Кроме того, к нечитаемым номерам относятся и знаки, которые не соответствуют ГОСТам (например, если нет светоотражения, цифры выполнены неустановленным шрифтом, краска применена иная, чем это предусмотрено ГОСТами, размер знаков нестандартный, расстояние между отдельными элементами знаков не выдержано). В настоящее время подлежит применению ГОСТ 50577-93 «Знаки государственные регистрационные».

— если ваши номера являются нестандартными. Любое отступление от ГОСТов (при выполнении, нанесении и т.п.) означает, что знаки нестандартны. Законом № 210 разрешен, наконец, давний спор о том, какие регистрационные знаки являются нестандартными. С 11 августа 2007 г. установлено, что знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 м не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего знака, а в светлое время суток — хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего знака;

— если ваши номера установлены с нарушением требований государственного стандарта (например, не спереди, а только по бокам транспортного средства);

На некоторых сайтах встречается мнение о том, что якобы за грязные номера в дождливую погоду наказывать нельзя. Авторы подобных заявлений указывают, что в данном случае у водителя отсутствует вина, а без вины наказания не бывает, и если инспектор составил протокол в дождь и грязь, вам достаточно выйти на сайт «Фобоса» или «Гисметео», скачать погоду в районе составления протокола, где сказано, что в это время в районе прошел дождь, и можно успешно обжаловать.

На самом деле, всё далеко не так. Во-первых, вряд ли какой судья примет распечатку с сайта за сколь-нибудь существенный документ. Нужно как минимум, делать официальный запрос в Государственное учреждение "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды” в том субъекте РФ, где вы проживаете. Не факт, что вы сами оттуда ответ получите.

Во-вторых, если инспектор не в состоянии прочитать хотя бы одну букву или цифру регистрационного номера с расстояния 20 метров – автоматически возникает основание для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.12.2 Коап РФ. Статья не делает различий в том, каким образом знак стал нечитаем – вследствие только что прошедшего дождя или недельной грязи, слоем покрывшей весь автомобиль, в том числе и госрегзнаки. Поэтому все разговоры о том, что нельзя привлекать за грязные номера в дождливую погоду и т.п. – это всё от лукавого.

Обычно инспектора в большинстве своем адекватные люди, и не будут предъявлять вам в дождливую погоду или после только что прошедшего дождя претензии за грязные нечитаемые номера. Меня самого за всю мою почти 10-летнюю практику вождения за грязные номера останавливали всего одни раз. И то – инспектор ограничился просьбой протереть номера на месте. Кстати, не советую протирать номера «на сухую», так как краска на номерах гос. регистрации очень нестойка к истиранию.

Теперь мои советы о том, как общаться и что говорить гаишнику в случае, если он вас остановил и указал на нечитаемые номера:

1. Не советую на указание гаишника о том, что у вас нечитаемые номера, тут же начинать качать права и показывать, что вы с чем-то не согласны. Выглядеть будете очень глупо, в особенности, если ведется аудио или видеозапись разговора.

2. Не рекомендую вам умничать и протирать одну букву или цифру на номерных знаках, как это некоторые делают, мотивируя это тем – “так вот же- в Примечании к статье сказано…”. Да, конечно, таким образом, вы уже не будете нарушать ч.1 ст.12.2 Коап РФ, так как в данном случае вы выполните требования примечания к ст.12.2 Коап РФ. Однако вместе с этим дерзким поступком, вы гарантированно обеспечите к себе пристальное внимание гаишников, потому как гаишники будут думать, что вы прикалываетесь над ними таким образом. Лучше наверное не провоцировать свое авто на остановку гаишниками.

3. На указание гаишника о том, что у вас грязные номера можно ответить, что-то типа «вот прямо сейчас и ехал в мойку, оттирать не самая лучшая идея, так как краска стирается быстро». Можно еще сказать, что «когда выезжал, номера были чистыми, а сейчас испачкались».

Если все же гаишник явно настроен на составление протокола об административном правонарушении, попробуйте сослаться на малозначительность. Сошлитесь на статью 2.9 Коап РФ, которая предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

«При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием».

За нарушение части 1 ст.12.2 предусмотрена альтернативная административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пятисот рублей.

Если Вы заметили, что инспектор начал составлять протокол, а 100 рублей для вас дороже, чем стойкость краски номеров к истиранию – быстренько берем тряпку и протираем номера, пока инспектор не сфотографировал их. После чего фотографируете свои номера (уже протертые), желательно, чтобы в кадр попал и сам инспектор ГИБДД. После чего в объяснениях в протоколе указываете, что был остановлен за грязные номера, остановку и действия инспектора считаю неправомерными, так как номера читаемы, что подтверждается фотоснимками, сделанными сразу же после остановки транспортного средства. Прошу производство по делу прекратить за отсутствием события правонарушения. Всё.

Не исключены и такие случаи, когда сотрудник ГИБДД решить проверить вас на знание Коап РФ и попробует развезти вас на часть 2 ст.12.1 Коап РФ, наказание за нарушение которой – административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Мотивировка у гаишника следующая: поскольку оба знака не видны, то, следовательно, можно считать, что их нет. Ваши действия в таком случае должны заключаться в следующем:

Попросите сотрудника ГИБДД прочитать вам часть 2 статьи 12.1 Коап РФ. После этого – то же самое фотографируем свои номера (если, номера нечитаемы от грязи, разумеется перед фотографированием их желательно протереть, чтобы не нарываться на часть 1 ст.12.1 Коап РФ) после чего в объяснениях пишем что-то типа этого: “действия инспектора считаю незаконными, так как гос.номерные знаки на моем автомобиле установлены, инспектор при проверке документов в этом убедился, номерные знаки подлинные, соответствуют информации о номерных знаках, указанной в свидетельстве о регистрации. Наличие номерных знаков на моем автомобиле подтверждается показаниями свидетелей (указать ФИО, адрес места жительства), сделанными сразу же после остановки автомобиля фотоснимками. Прошу прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения”.

Смысл части 2 ст. 12.2, состоит в том, что виновный водитель управляет транспортным средством без государственных регистрационных знаков. В отличие от административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.1 (когда транспортное средство вообще не было зарегистрировано), в данном случае оно зарегистрировано, государственные регистрационные знаки водителю (собственнику, иному законному владельцу) выданы, однако не были установлены;

Есть интересная особенность. Как вы сейчас уже знаете, ст.12.2 Коап РФ предусматривает наказание не только в виде штрафа, но и в виде лишения права управления транспортным средством.

А что если, водитель не имеет права управления транспортным средством и, тем не менее, управлял автомобилем без гос. регистрационных знаков?

В этом случае водитель подлежит ответственности по ч. 1 ст. 12.7 (она предусматривает штраф в размере 2500 рублей, и в случае совершения им административных правонарушений, предусмотренных в ч. 4 ст. 12.2 Коап РФ (п. 6 Пост. № 18). Ну более подробно о статье 12.7 Коап РФ я расскажу как-нибудь в другой раз.

А пока вкратце остановимся на части 3 ст. 12.2 Коап РФ и части 4 ст.12.2 Коап РФ.

Итак, частью третьей ст. 12.2 Коап РФ охватываются случаи, когда водителем установлены на транспортном средстве заведомо подложные государственные регистрационные знаки. Речь идет о случаях, когда знак полностью, с самого начала изготовлен с буквенным и цифровым содержанием, не соответствующим сведениям документов, которыми оформляется государственная регистрация (при этом госрегистрация данного транспортного средства, возможна, и не проводилась), а также о случаях, когда виновный изменяет отдельные элементы знака (например, одну цифру), устанавливает «номера» с другого транспортного средства и т.п.

Не имеет значения, сам ли водитель изготовил подложные регистрационные знаки или приобрел их у другого лица;

Часть 4 ст.12.2 охватывает случаи, когда водитель управляет транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными номерами. При этом виновный может и не сам их устанавливать, однако он должен знать, что управляет транспортным средством с подложными государственными регистрационными знаками. Если же водитель этого не знает (например, он управляет автомобилем по доверенности, и собственник скрыл от него данный факт), то отвечает не он, а собственник транспортного средства.

В заключении данной статьи, хотел обратить внимание на то, что к административной ответственности по части 2 ст. 12.2 Коап РФ может быть привлечен только водитель, а по части 3 ст. 12.2 Коап РФ – также и другое лицо, например, собственник автомобиля, устанавливающий на нем заведомо подложные государственные регистрационные знаки).

Грязные нечитаемые номера. Стратегия защиты по ст.12.2 КоАП РФ

СТ 12.2 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

3. Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

Комментарий к Ст. 12.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В п. 5.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18 установлено, что при квалификации действий лица по ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ следует руководствоваться примечанием к ст. 12.2 КоАП РФ, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, когда с расстояния 20 м не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака. По данной норме подлежат квалификации также действия, выразившиеся в управлении транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи). Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам и к их установке определены ГОСТ Р 50577-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 29.06.1993 N 165.

2. При квалификации действий лица по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ необходимо учитывать, что объективную сторону состава данного административного правонарушения, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством:

Без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них);

При наличии государственных регистрационных знаков, установленных в нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных для этого местах (в том числе только одного из них);

С государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию этих знаков (в том числе только одного из них).

3. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 анализируемой статьи, образует установка заведомо подложных государственных регистрационных знаков. Под подложными регистрационными знаками подразумеваются знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе целиком со всеми их элементами либо с внесенными в подлинные регистрационные знаки какими-либо изменениями, искажающими нанесенные на них символы, а также государственные регистрационные знаки, не внесенные в регистрационные документы данного транспортного средства.

4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи. Термин "заведомо" в данном контексте означает, что водитель заранее знал, что государственные регистрационные знаки, установленные на транспортном средстве, являются подложными.

5. Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 4 комментируемой статьи, являются водители транспортных средств, а по ч. 3 - граждане, либо должностные лица, либо юридические лица.

Правонарушения, предусмотренные ч. ч. 2 - 4 анализируемой статьи, характеризуются умышленной формой вины.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3 КоАП РФ). По ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ дела могут рассматриваться судьями в случае передачи им таких дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). По ч. 4 комментируемой статьи дела рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 2, могут также рассматриваться сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции и участковыми уполномоченными полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).



Просмотров