Ст 18 закона о гражданстве. Закон российской федерации "о гражданстве российской федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА "Г" СТАТЬИ 18 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В СВЯЗИ ЖАЛОБОЙ А.Б. СМИРНОВА

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Т.Г. Морщаковой, судей М.В. Баглая, Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

с участием А.Б. Смирнова, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации, представителя Совета Федерации Федерального Собрания И.Н. Шумского, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" в редакции от 6 февраля 1995 года.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба А.Б. Смирнова на нарушение его конституционных прав статьей 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", регулирующей вопросы приобретения гражданства в порядке регистрации, пункт "г" которой был применен при разрешении исковых требований заявителя. По его мнению, данная норма, согласно которой граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, приобретают гражданство Российской Федерации в порядке регистрации, не соответствует статьям 6 (часть 3), 17 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Заслушав сообщение судьи - докладчика О.И. Тиунова; объяснения А.Б. Смирнова как стороны, обратившейся с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации; заключение эксперта - доктора юридических наук, профессора Р.Ф. Васильева; выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова, представителя Совета Федерации И.Н. Шумского, заместителя начальника отдела Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации Ф.Н. Кузнецова; исследовав имеющиеся материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. А.Б. Смирнов родился 9 декабря 1950 года на территории РСФСР - в деревне Клинники Пушкинского района Московской области и до 1979 года проживал в городе Химки Московской области. В 1979 году в связи с регистрацией брака он выехал в Литву на постоянное жительство. В 1992 году А.Б. Смирнов расторг брак и 8 декабря того же года вновь прописался в городе Химки Московской области.

Паспортный отдел ГУВД Администрации Московской области отказал А.Б. Смирнову в выдаче вкладыша к паспорту гражданина СССР, свидетельствующего о принадлежности к гражданству Российской Федерации. Басманный районный народный суд города Москвы, куда А.Б. Смирнов обратился с жалобой на действия ГУВД Администрации Московской области, отказал ему в удовлетворении исковых требований. Московским городским судом и Верховным Судом Российской Федерации кассационная и надзорные жалобы А.Б. Смирнова оставлены без удовлетворения. В судебных решениях и ответах на надзорные жалобы со ссылкой на часть первую статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" указывается, что А.Б. Смирнов не может быть признан гражданином Российской Федерации, поскольку на день вступления названного Закона в силу (6 февраля 1992 года) он проживал за пределами Российской Федерации, но имеет право на приобретение российского гражданства путем регистрации как состоявший в гражданстве Российской Федерации по рождению (часть вторая статьи 13 Закона).

2. А.Б. Смирнов оспаривает конституционность пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", непосредственно примененного в его деле. Однако эта норма была применена фактически не в целом, а только в части, касающейся приобретения российского гражданства лицами, которые:

Родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации,

Являлись гражданами бывшего СССР,

Не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации,

Выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР,

Не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР,

Согласно части третьей статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение только по предмету, указанному в обращении, т.е. в данном случае - в отношении части диспозиции оспариваемой заявителем нормы пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", затрагивающей конституционные права лиц, положение которых определяется совокупностью названных выше юридических фактов.

3. При рассмотрении вопроса о гражданстве А.Б. Смирнова суды и другие правоприменительные органы руководствовались положениями части первой статьи 13 и пунктом "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", придавая этим нормам смысл, исключающий признание его гражданином Российской Федерации по рождению. Поскольку на день вступления в силу названного Закона А.Б. Смирнов не проживал на территории Российской Федерации (пункт "г" статьи 18), он был отнесен к лицам, которые должны приобретать гражданство в порядке регистрации. То есть факт отсутствия А.Б. Смирнова на территории Российской Федерации в связи с проживанием на день вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в одной из республик бывшего СССР рассматривался правоприменительной практикой, исходя из буквального смысла пункта "г" статьи 18 Закона, как свидетельствующий об утрате им российского гражданства.

Таким образом, данная норма позволяла признавать лиц, которые состояли в гражданстве Российской Федерации по рождению, но в то же время относились к категории лиц, указанной в пункте 2 мотивировочной части настоящего Постановления, утратившими гражданство Российской Федерации и потому исключала приобретение ими гражданства в результате признания, предусмотренного статьей 13 Закона.

Между тем, согласно части второй статьи 13 Закона лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.

Следовательно, употребленное в части второй статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.

Таким образом, факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации только в отношении лиц, которые не считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению. Иное понимание не соответствует статье 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Придание обжалуемой норме Закона в процессе правоприменительной практики смысла, фактически подтверждающего прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина, противоречит статье 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с частью второй статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство".

Формулируя данный запрет, Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты исходят из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) при реализации права на гражданство. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов.

4. Из статьи 13 и пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" следует, что их действие распространяется на граждан бывшего СССР, родившихся на территории России, проживавших за ее пределами и возвратившихся для постоянного проживания на российскую территорию:

а) до прекращения существования СССР;

б) после прекращения существования СССР, но до вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации";

Закон устанавливает единый порядок приобретения российского гражданства как для первой, так и для второй категории лиц, а именно путем признания (статья 13). Требования же, предъявляемые Законом к третьей категории лиц, являются существенно иными: такие лица должны пройти процедуру регистрации (пункт "г" статьи 18). В то же время признание и регистрация как процедуры приобретения гражданства существенно различаются по условиям и правовым последствиям.

Согласно статье 13 Закона и пункту 1 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386 (в редакции от 27 декабря 1993 года), признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании статьи 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.

Приобретение гражданства по другой процедуре - в порядке регистрации требует подачи соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которому должно быть принято решение полномочным государственным органом. Только с момента принятия такого решения согласно статье 42 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" лицо считается приобретшим российское гражданство и, следовательно, обладает также и такими конституционными правами, условием реализации которых является принадлежность к гражданству, включая право на защиту и покровительство со стороны Российской Федерации за ее пределами (статья 61 Конституции Российской Федерации).

Введение указанных различий в правовом статусе для лиц, которые считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению (часть вторая статьи 13 Закона), является необоснованным.

Государство гарантирует всем равенство в правах и свободах, в том числе независимо от места жительства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). Следовательно, установление для лиц, состоявших в российском гражданстве по рождению, каких-либо различий в праве на гражданство в зависимости от места жительства не соответствует Конституции Российской Федерации. Все состоявшие в гражданстве Российской Федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в Российскую Федерацию, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство.

Различия, введенные Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" для лиц, считающихся согласно части второй его статьи 13 состоявшими в российском гражданстве по рождению, производны исключительно от места постоянного проживания указанных лиц на установленный законодателем момент вступления Закона в силу. Это явно не соответствует приведенным положениям Конституции Российской Федерации и по существу носит дискриминационный характер.

5. Регистрация, предусмотренная пунктом "г" статьи 18 Закона как особый временный порядок приобретения гражданства, сама по себе не противоречит Конституции Российской Федерации, не нарушает конституционного положения, согласно которому российское гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения (статья 6, часть 1). Однако такая регистрация неприменима в отношении имеющих гражданство по рождению. Вместе с тем определенные формы уведомления гражданином государства необходимы для подтверждения того, что гражданин бывшего СССР прибыл на территорию Российской Федерации именно для постоянного проживания, что он не изъявил желания прекратить принадлежность к российскому гражданству по рождению, а также что он не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР (пункт 5 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации). Последнее существенно применительно к решению вопроса о двойном гражданстве, поскольку согласно частям первой и второй статьи 3 Закона оно может иметь место, только если предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации.

Необходимые формы уведомительной регистрации граждан Российской Федерации, проживавших за ее пределами и вернувшихся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, должны быть согласованы с правом на гражданство, а также с равноправием граждан, что возможно, если такая уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации. Процедура уведомительной регистрации при оформлении гражданства не противоречит Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 72, 74, 75 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 6 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 55 (часть 2) пункт "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые:

Родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;

Являлись гражданами бывшего СССР;

Не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;

Выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;

Не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР)

И впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

Пункт "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" противоречит в указанной части Конституции Российской Федерации, поскольку неопределенность содержания данной нормы и ее понимание в правоприменительной практике не исключают распространение процедуры приобретения российского гражданства в порядке регистрации на лиц, состоявших в силу части 2 статьи 13 данного Закона в гражданстве Российской Федерации по рождению.

2. Акты или их отдельные положения, в которых отражено неконституционное понимание правоприменителем пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", утрачивают силу и не подлежат применению.

3. Согласно части второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" дело А.Б. Смирнова, разрешенное на основании положений статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", подлежит пересмотру в установленном порядке в соответствии с пунктами 1 и 2 резолютивной части настоящего Постановления.

4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

5. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд Российской Федерации


[Закон «О гражданстве РФ»] [Глава III] [Статья 18]

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1 комментарий к записи “Статья 18 Закон о Гражданстве. Основания прекращения гражданства Российской Федерации”

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
Комментарий к статье 18

1. Для лиц, которые имели гражданство СССР, документами, подтверждающими срок постоянного проживания на территории Российской Федерации, являются вид на жительство, а при его отсутствии - паспорт гражданина СССР образца 1974 г. или иной документ с внесенными в них отметками о регистрации заявителя по месту жительства.
2. Прекращение гражданства Российской Федерации регламентируется также Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».
Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ или за ее пределами, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица. В случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона N 62-ФЗ, выход из гражданства РФ не допускается.
При выходе из гражданства РФ на основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 62-ФЗ лица, проживающего на территории РФ, им вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства РФ, а также документ налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов.
О выдаче физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации, справок об отсутствии задолженности сказано в письме МНС России от 15 мая 2003 г. N РД-6-23/559@.
Заявление о выходе из гражданства РФ ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем на основании ч. 2 ст. 24 и ч. 5 ст. 25 Федерального закона N 62-ФЗ оформляется на бланке заявления о выходе родителя из гражданства РФ. В этом случае вместе с заявлением родителя представляются документы, указанные в п. п. 24 и 25 названного Положения.
При выходе из гражданства РФ одного из родителей, имеющих гражданство РФ, также представляется согласие другого родителя, сохраняющего гражданство РФ, на выход ребенка из гражданства РФ (при выходе из гражданства РФ на основании ч. 5 ст. 25 Федерального закона N 62-ФЗ). Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.
При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя представляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.
При выходе из гражданства РФ на основании ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 62-ФЗ ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих усыновителей или единственного усыновителя и документами, указанными в п. 25 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, представляется свидетельство об усыновлении.
Заявление усыновителей подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.
3. Прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина противоречит ст. 6 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая устанавливает, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его» (Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П по делу о проверке конституционности п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б. Смирнова).

О гражданстве Украины
Статья 18. Выход из гражданства Украины

Гражданин Украины, который в соответствии с действующим законодательством Украины является таким, что постоянно проживает за границей, может выйти из гражданства Украины по его ходатайству. (Часть первая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2663-IV (2663-15) от 16.06.2005)

Если ребенок выехал вместе с родителями на постоянное проживание за границу и родители выходят из гражданства Украины, по ходатайству одного из родителей вместе с родителями из гражданства Украины может выйти и ребенок.

Если один из родителей выехал вместе с ребенком на постоянное проживание за границу и выходит из гражданства Украины, а второй остается гражданином Украины, ребенок может выйти из гражданства Украины вместе с тем из родителей, который выходит из гражданства Украины, по его ходатайству.

Если один из родителей выехал вместе с ребенком на постоянное проживание за границу и выходит из гражданства Украины, а второй является иностранцем или лицом без гражданства, ребенок может выйти из гражданства Украины вместе с тем из родителей, который выходит из гражданства Украины, по его ходатайству.

Если ребенок выехал на постоянное проживание за границу и его родители вышли из гражданства Украины, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей.

Если ребенок выехал на постоянное проживание за границу с одним из родителей и он вышел из гражданства Украины, а второй является гражданином Украины, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству об этом того из родителей, который вышел из гражданства Украины.

Если ребенок выехал на постоянное проживание за границу с одним из родителей и он вышел из гражданства Украины, а второй является иностранцем или лицом без гражданства, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству того из родителей, который вышел из гражданства Украины.

Ребенок, который в соответствии с действующим законодательством Украины считается постоянно проживающим за границей, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей. (Статья 18 дополнена частью по закону N 2663-IV (2663-15) от 16.06.2005)

Ребенок, который приобрел гражданство Украины по рождению, если на момент его рождения родители или хотя бы один из них были иностранцами или лицами без гражданства, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей независимо от места проживания ребенка. (Часть девятая статьи 18 в редакции Закона N 2663-IV (2663-15) от 16.06.2005)

Ребенок, усыновленный супругами, один из которых является гражданином Украины, а второй является иностранцем, может выйти из гражданства Украины по ходатайству усыновителя, который является иностранцем.

Ребенок, усыновленный иностранцами или лицами без гражданства, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из усыновителей.

Выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело гражданство другого государства или получило документ, выданный уполномоченными органами другого государства, о том, что гражданин Украины приобретет его гражданство, если выйдет из гражданства Украины.

Выход детей в возрасте от 14 до 18 лет из гражданства Украины может происходить только с их согласия. (Часть статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2508-IV (2508-15) от 05.04.2005)

Выход из гражданства Украины не допускается, если лицу, ходатайствует о выходе из гражданства Украины, в Украине сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления или в отношении которого в Украине есть обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу и подлежит исполнению.

Датой прекращения гражданства Украины в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата издания соответствующего Указа Президента Украины.

ст. 18 «г» Подскажите.

i.e : Здравствуйте! Мои родители приехали в 1994 г. из Азербайджанской ССР, купили дом в Брянской обл. и получили вкладыш после 6 м-цев ожидания в 1995 г. (п. «г» ст. 18). Обменяли им паспорта на паспорт РФ. Если сейчас их прописать в Москву могут быть проблемы? Отец рожден в г.Пенза, но жил в Азербайджане. Мать родилась в г.Баку(Азерб-н), но они не принимали гр-ва Азербайджана. Статья отменена? Читала:Закон о гражданстве установил и такое новое основание, как приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации (ст. 18). Регистрация — это упрощенный порядок приобретения гражданства. Она не связана со сложными процедурами, сопутствующими решению о приеме в гражданство, которое оформляется указом Президента. Регистрация осуществляется соответствующими органами внутренних дел. Введение такой формы было обусловлено рядом обстоятельств, связанных с историей России. Многие лица — граждане СССР, считавшие себя гражданами России или желавшие ими быть, ко времени распада Союза ССР проживали на территории других союзных республик, превратившихся в независимые государства. Вопрос об их гражданстве должен был быть решен, исходя из их безусловного права на гражданство РФ. Поэтому Закон определил, что такие лица, проживающие в бывших союзных республиках, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г. (день вступления Закона о гражданстве в силу) могут приобрести ее гражданство в порядке регистрации, если они до 31 декабря 2000 г. заявят о таком желании (п. «г» ст. 18). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации форма регистрации как основание приобретения российского гражданства не может распространяться на лиц, которые согласно ч. 2 ст. 13 Закона считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению. Пункт «г» ст. 18 Закона о гражданстве в этой части признан противоречащим Конституции. Гражданство таких лиц оформляется в порядке его признания. При этом допустима только уведомительная регистрация.

sss : i.e пишет: Обменяли им паспорта на паспорт РФ. Если сейчас их прописать в Москву могут быть проблемы? Отец рожден в г.Пенза, но жил в Азербайджане. Мать родилась в г.Баку(Азерб-н), но они не принимали гр-ва Азербайджана. Статья отменена? У страха глаза велики или почему такой вопрос возник? Если всё делали по закону, то бояться нечего и отмена старого закона тут не при чем, так как те кто был принят по старому закону в гражданство остаются гражданами РФ и при новом законе (см. пункт «а» статьи 5 действующего закона)

i : Спасибо, что ответили! Просто у мамы сохранился ксерокс вкладыша, а у папы нет! В УФМС ОТВЕТ ЖЕ ОДИН-НЕТ В БАЗЕ! Поэтому возник вопрос, вдруг в базе нет и будут запросы и т.д. У меня просто была ситуация, прилось судиться про 06.02.92г., что называется на воду дую, чтоб быть подкованным и знать действия при регистрации на новом месте!Ваш сайт тогда оч-чень помог. Хотелось бы коменты прочитать, конкретно по 18 «г». Спасибо.

sss : Так давайте подробности! Про кого УФМС говорит, что нет в базе? Про Вас или про родителей? А про статью 18 пункт «Г » я Вам уже ответил. Кто был по ней принят в гражданство РФ тот в нем и остается, и то что она утратила силу в 2001-м году никакого значения не имеет, ведь родители были приняты в гражданство РФ пока она еще действовала. И второе, что за суд у Вас был «про 6 февраля 1992»? Подробно и внятно все излагать, иначе в этом сумбуре не разобраться!

wap.praktika.borda.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 28.11.91 N 1948-I (ред. от 06.02.95) «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    • В данном виде документ опубликован не был
    • (в ред. от 28.11.91 — «Ведомости СНД и ВС РФ», 1992, N 6, ст. 243)
    • 1993, N 29, ст. 1112;
    • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 7; ст. 496)

    Статья 18. Приобретение гражданства в порядке регистрации

    В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:

    а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

    б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

    в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18- летнего возраста;

    г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

    д) лица без гражданства, на день вступления в силу настоящего Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

    е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

    Конституционное право. Энциклопедический словарь. - М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001 .

    Смотреть что такое «ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

    ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренные федеральным законом способы получения физическими лицами российского гражданства. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. О гражданстве Российской Федерации определял, что гражданство РФ приобретается: а) в результате его признания; б) по… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ - упрощенный порядок приобретения лицом российского гражданства, основанный на связях с РФ самого лица, ходатайствующего о приобретении гражданства, либо его родственников. Правом П.г. РФ в п.р. согласно Закону РФ от 28 ноября 1991 г. О гражданстве … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ - законодательное подтверждение статуса гражданина РФ за лицами, проживавшими на территории РФ и состоявшими в ее гражданстве на момент вступления в действие Закона РФ О гражданстве Российской Федерации. Закон РФ О гражданстве Российской Федерации … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Получение гражданства Российской Федерации - Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года О гражданстве Российской Федерации и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА ПО РОЖДЕНИЮ - филиация (от лат. filius сын) способ приобретения гражданства по случаю рождения, в соответствии с которым ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения либо по факту рождения на определенной территории. Для определения… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Приобретение гражданства РФ по рождению - В соответствии с Законом РФ О гражданстве Российской Федерации лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоящими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на… … Административное право. Словарь-справочник

    Приобретение гражданства РФ в результате его признания - Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона РФ О гражданстве Российской Федерации, если в течение одного года после этого дня… … Административное право. Словарь-справочник

    Приобретение гражданства РФ в результате восстановления в гражданстве РФ - В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации: лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; а также лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи … Административное право. Словарь-справочник

    Приобретение гражданства РФ в порядке его регистрации - В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают: лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ; лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но … Административное право. Словарь-справочник

    Гражданин Российской Федерации - Паспорт гражданина Российской Федерации один из основных документов, удостоверяющих личность гражданина России Гражданство Российской Федерации устойчивая правовая политическая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в… … Википедия

    Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N12-П «По делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б.Смирнова»

    Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Т.Г.Морщаковой, судей М.В.Баглая, Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

    с участием А.Б.Смирнова, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации, представителя Совета Федерации Федерального Собрания И.Н.Шумского, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова,

    руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

    рассмотрел в открытом заседании дело по проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации» в редакции от 6 февраля 1995 года.

    Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба А.Б.Смирнова на нарушение его конституционных прав статьей 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», регулирующей вопросы приобретения гражданства в порядке регистрации, пункт «г» которой был применен при разрешении исковых требований заявителя. По его мнению, данная норма, согласно которой граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, приобретают гражданство Российской Федерации в порядке регистрации, не соответствует статьям 6 (часть 3), 17 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

    Заслушав сообщение судьи-докладчика О.И.Тиунова; объяснения А.Б.Смирнова как стороны, обратившейся с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации; заключение эксперта - доктора юридических наук, профессора Р.Ф.Васильева; выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова, представителя Совета Федерации И.Н.Шумского, заместителя начальника отдела Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации Ф.Н.Кузнецова; исследовав имеющиеся материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

    установил:

    1. А.Б.Смирнов родился 9 декабря 1950 года на территории РСФСР - в деревне Клинники Пушкинского района Московской области и до 1979 года проживал в городе Химки Московской области. В 1979 году в связи с регистрацией брака он выехал в Литву на постоянное жительство. В 1992 году А.Б.Смирнов расторг брак и 8 декабря того же года вновь прописался в городе Химки Московской области.

    Паспортный отдел ГУВД Администрации Московской области отказал А.Б.Смирнову в выдаче вкладыша к паспорту гражданина СССР, свидетельствующего о принадлежности к гражданству Российской Федерации. Басманный районный народный суд города Москвы, куда А.Б.Смирнов обратился с жалобой на действия ГУВД Администрации Московской области, отказал ему в удовлетворении исковых требований. Московским городским судом и Верховным Судом Российской Федерации кассационная и надзорные жалобы А.Б.Смирнова оставлены без удовлетворения. В судебных решениях и ответах на надзорные жалобы со ссылкой на часть первую статьи 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» указывается, что А.Б.Смирнов не может быть признан гражданином Российской Федерации поскольку на день вступления названного Закона в силу (6 февраля 1992 года) он проживал за пределами Российской Федерации, но имеет право на приобретение российского гражданства путем регистрации как состоящий в гражданстве Российской Федерации по рождению (часть вторая статьи 13 Закона).

    2. А.Б.Смирнов оспаривает конституционность пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», непосредственно примененного в его деле. Однако эта норма была применена фактически не в целом, а только в части, касающейся приобретения российского гражданства лицами, которые:

    Родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации,

    Являлись гражданами бывшего СССР,

    Не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации,

    Выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР,

    Не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР,

    И впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

    Согласно части третьей статьи 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение только по предмету, указанному в обращении, т.е. в данном случае - в отношении части диспозиции оспариваемой заявителем нормы пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», затрагивающей конституционные права лиц, положение которых определяется совокупностью названных выше юридических фактов.

    3. При рассмотрении вопроса о гражданстве А.Б.Смирнова суды и другие правоприменительные органы руководствовались положениями части первой статьи 13 и пунктом «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», придавая этим нормам смысл, исключающий признание его гражданином Российской Федерации по рождению. Поскольку на день вступления в силу названного Закона А.Б.Смирнов не проживал на территории Российской Федерации (пункт «г» статьи 18), он был отнесен к лицам, которые должны приобретать гражданство в порядке регистрации. То есть факт отсутствия А.Б.Смирнова на территории Российской Федерации в связи с проживанием на день вступления в силу Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в одной из республик бывшего СССР рассматривался правоприменительной практикой, исходя из буквального смысла пункта «г» статьи 18 Закона, как свидетельствующий об утрате им российского гражданства.

    Таким образом, данная норма позволяла признавать лиц, которые состояли в гражданстве Российской Федерации по рождению, но в то же время относились к категории, указанной в пункте 2 мотивировочной части настоящего Постановления, утратившими гражданство Российской Федерации и потому исключала приобретение ими гражданства в результате признания, предусмотренного статьей 13 Закона.

    Между тем согласно части второй статьи 13 Закона лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.

    Следовательно, употребленное в части второй статьи 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» применительно к указанным в ней лицам выражение «считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации» означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.

    Таким образом, факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации» может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации только в отношении лиц, которые не считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению. Иное понимание не соответствует статье 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

    Придание обжалуемой норме Закона в процессе правоприменительной практики смысла, фактически подтверждающего прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина, противоречит статье 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с частью второй статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

    Формулируя данный запрет, Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты исходят из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) при реализации права на гражданство. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов.

    4. Из статьи 13 и пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» следует, что их действие распространяется на граждан бывшего СССР, родившихся на территории России, проживавших за ее пределами и возвратившихся для постоянного проживания на российскую территорию:

    а) до прекращения существования СССР;
    б) после прекращения существования СССР, но до вступления в силу Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»;
    в) после 6 февраля 1992 года, т.е. после вступления названного Закона в силу.

    Закон устанавливает единый порядок приобретения российского гражданства как для первой, так и для второй категории лиц, а именно путем признания (статья 13). Требования же, предъявляемые Законом к третьей категории лиц, являются существенно иными: такие лица должны пройти процедуру регистрации (пункт «г» статьи 18). В то же время признание и регистрация как процедуры приобретения гражданства существенно различаются по условиям и правовым последствиям.

    Согласно статье 13 Закона и пункту 1 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года N386 (в редакции от 27 декабря 1993 года), признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании статьи 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.

    Приобретение гражданства по другой процедуре - в порядке регистрации требует подачи соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которым должно быть принято решение полномочным государственным органом. Только с момента принятия такого решения согласно статье 42 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» лицо считается приобретшим российское гражданство и, следовательно, обладает также и такими конституционными правами, условием реализации которых является принадлежность к гражданству, включая право на защиту и покровительство со стороны Российской Федерации за ее пределами (статья 61 Конституции Российской Федерации).

    Введение указанных различий в правовом статусе для лиц, которые считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению (часть вторая статьи 13 Закона), является необоснованным.

    Государство гарантирует всем равенство в правах и свободах, в том числе независимо от места жительства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). Следовательно, установление для лиц, состоявших в российском гражданстве по рождению, каких-либо различий в праве на гражданство в зависимости от места жительства не соответствует Конституции Российской Федерации. Все состоявшие в гражданстве Российской Федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в Российскую Федерацию, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство.

    Различия, введенные Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» для лиц, считающихся согласно части второй его статьи 13 состоявшими в российском гражданстве по рождению, производны исключительно от места постоянного проживания указанных лиц на установленный законодателем момент вступления Закона в силу. Это явно не соответствует приведенным положениям Конституции Российской Федерации и по существу носит дискриминационный характер.

    5. Регистрация, предусмотренная пунктом «г» статьи 18 Закона как особый временный порядок приобретения гражданства, сама по себе не противоречит Конституции Российской Федерации, не нарушает конституционного положения, согласно которому российское гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения (статья 6, часть 1). Однако такая регистрация неприменима в отношении имеющих гражданство по рождению. Вместе с тем определенные формы уведомления гражданином государства необходимы для подтверждения того, что гражданин бывшего СССР прибыл на территорию Российской Федерации именно для постоянного проживания, что он не изъявил желания прекратить принадлежность к российскому гражданству по рождению, а также что он не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР (пункт 5 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации). Последнее существенно применительно к решению вопроса о двойном гражданстве, поскольку согласно частям первой и второй статьи 3 Закона оно может иметь место, только если предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации.

    Необходимые формы уведомительной регистрации граждан Российской Федерации, проживавших за ее пределами и вернувшихся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, должны быть согласованы с правом на гражданство, а также с равноправием граждан, что возможно, если такая уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации. Процедура уведомительной регистрации при оформлении гражданства не противоречит Конституции Российской Федерации.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 72, 74, 75 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

    постановил:

    1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 6 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 55 (часть 2), пункт «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые:
    - родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;
    - являлись гражданами бывшего СССР,
    - не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;
    - выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;
    - не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР);
    - и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

    Пункт «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» противоречит в указанной части Конституции Российской Федерации, поскольку неопределенность содержания данной нормы и ее понимание в правоприменительной практике не исключают распространение процедуры приобретения российского гражданства в порядке регистрации на лиц, состоявших в силу части 2 статьи 13 данного Закона в гражданстве Российской Федерации по рождению.

    2. Акты или их отдельные положения, в которых отражено неконституционное понимание правоприменителем пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», утрачивают силу и не подлежат применению.

    3. Согласно части второй статьи 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дело А.Б.Смирнова, разрешенное на основании положений статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», подлежит пересмотру в установленном порядке в соответствии с пунктами 1 и 2 резолютивной части настоящего Постановления.

    4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

    5. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Постановление должно быть также опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

    Конституционный Суд Российской Федерации

    Не только физические, но и психические нарушения могут быть основанием для освобождения от призыва. Одно из таких оснований – статья 18б в военном билете. Она приписывается военнообязанному по итогам прохождения медосмотра, в ходе которого у него были выявлены определенные расстройства психики.

    Перед отправкой на срочную службу каждый призывник проходит обследование у ряда врачей, среди которых обязательно присутствует психиатр. Если врач посчитает, что обнаруженные расстройства могут причинить вред самому призывнику и окружающим – он обязан зафиксировать данный факт соответствующей записью в военном билете.

    Обязательство каждого молодого человека. Уклонение от этого может рассматриваться как нарушение закона.

    Расшифровка статьи 18б

    Расшифровывает статью 18б как психические нарушения, умеренно выраженные и проявляющиеся периодически. О регулярном проявлении отклонений свидетельствует именно буква «б». Кроме того, она обозначает, что выявленные расстройства не относятся к психопатии.

    К психическим отклонениям, подпадающим под статью, в частности, относятся отклонения в сфере половой идентификации и инфантильность. В ходе обследования врачу важно убедиться в неумышленных проявлениях признаков расстройств – в противном случае они расцениваются как симуляция.

    Для того чтобы выявить природу отклонений при подозрении на статью 18б, психиатр, как правило, назначает призывнику расширенное обследование в специализированном диспансере. Кроме того, принимаются во внимание личные дела и характеристики гражданина с учебы или работы.

    Ограничения со статьей 18б

    В случае если обнаруженные в ходе обследования психические нарушения подтверждаются, в военный билет заносится статья 18б, что означает освобождение от призыва на службу в мирное время. При этом, молодому человеку присваивают категорию «В» (ограниченно годен) и зачисляют его в резерв.

    Полностью освобождает от призыва, при этом призывник попадает в запас.

    Наличие указанной статьи в военнике накладывает ограничения в гражданской жизни. Как правило, военнообязанные, освобожденные от призыва по причине психических заболеваний, сталкиваются с двумя трудностями:

      Отказ в допуске к получению . При поступлении в автошколу, по закону, требуется пройти медицинскую комиссию. Наличие записи 18б в военном билете – основание для недопущения гражданина к управлению транспортными средствами.

      Осложнения при трудоустройстве. Работодатель (сотрудник отдела кадров) может отказать в приеме на работу, особенно если она предполагает повышенную ответственность.

    Как снять статью 18б в военном билете

    Для того чтобы избежать ограничений в гражданской жизни, необходимо снять статью 18б в военном билете, действуя в правовом поле. Сделать это позволяет закон, который дает право гражданам, признанным не годными к военной службе, проходить повторно.

    Примерный алгоритм действий:

      Пройти обследование в психоневрологическом диспансере по собственной инициативе. Если по его результатам отклонения выявлены не будут, следует обратиться в военкомат.

      Представить в военном комиссариате медицинские документы и попросить изменить категорию годности.

      При необходимости, пройти переосвидетельствование по направлению военкомата. Если оно пройдет успешно, статья 18б будет удалена из военного билета, и вместе с ней изменится категория годности.



    Просмотров