Ст 14.2 коап рф судебная. Теория всего

Новая редакция Ст. 14.2 КоАП РФ

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Статье 14.2 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

С точки зрения оборотоспособности все объекты делятся на три группы: объекты полностью оборотоспособные, объекты, изъятые из оборота, и объекты ограниченной оборотоспособности. В особую группу выделены земля и другие природные ресурсы.

В ст. 129 Гражданского кодекса установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав. Ограничения и запрет оборотоспособности допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе. В настоящее время применяется Указ Президента от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", который содержит ограниченное число видов продукции (работ, услуг), имеющих в основном оборонное значение и связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан. Так, в данный Перечень входят: драгоценные камни и изделия из них, стратегические материалы, вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества и др. Кроме того, отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена, устанавливаются федеральными законами (см., например, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").

Объекты с ограниченной оборотоспособностью могут принадлежать определенным участникам оборота (см., например, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии") либо их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению (см., например, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Такие объекты, характер и объем их ограничений определяются соответствующими нормативными актами.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях - незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).

Примером применения комментируемой статьи является достаточно распространенная ситуация - продажа пива несовершеннолетнему лицу, которая не допускается в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

3. Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения выступают правила торговли, установленные с целью обеспечения прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, а также интересы государства, предусмотренные в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", иных законодательных и подзаконных актах.

2. Объективная сторона правонарушения характеризуется активным действием (бездействием) и выражается в несоблюдении правил торговли путем незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Предметом правонарушения выступают товары (иные вещи), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Это могут быть радиоактивные вещества, оружие, ядовитые вещества.

Под запрещением свободной реализации товаров понимается их полное изъятие из оборота.

Под ограничением свободной реализации понимается их реализация только при условии выполнения требований, установленных специальными правилами, утвержденными на основании закона.

3. Учитывая бланкетный характер нормы, в каждом конкретном случае привлечения виновного лица к административной ответственности по данной статье следует устанавливать, какое правило нарушено. При этом под действие статьи не подпадают случаи незаконной продажи (вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если они предусмотрены иными статьями настоящего Кодекса. Например, нарушение правил продажи этилового спирта квалифицируется по ст.14.16, а за нарушение правил продажи товаров, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, ответственность наступает по ст.14.20 (Нарушение законодательства об экспортном контроле).

4. По юридической конструкции правонарушение, сформулированное в настоящей статье, образует формальный состав. Правонарушение считается оконченным в момент предложения к продаже товара (иных вещей), на которые установлен запрет или ограничение. Цели и мотив совершения административного правонарушения не влияют на назначение санкции.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный знает, сознает, что незаконно продает товары, ограниченные или запрещенные к продаже, и желает этого.

6. Субъектом правонарушения выступает физическое, должностное лицо, юридическое лицо, незаконно осуществляющие продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

  • Вверх

Обобщение судебной практики

по рассмотрению дел об административных правонарушения,

предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ на судебном участке № 3 по г.Гай Оренбургской области за 9 месяцев 2016г.

В соответствии с планом работы мирового судьи судебного участка № 3 по г.Гай Оренбургской области за 9 месяцев 2016 года проведено обобщение судебной практики по рассмотрению дел об административных правонарушения, предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ.

Одной из категории дел об административных правонарушениях, рассмотренных на судебном участке № 3 по г.Гай Оренбургской области за 9 месяцев 2016 года, являются административные дела по ст. 14.2 КоАП РФ.

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, являются правонарушениями, предусмотренные по ст.14.2 КоАП РФ.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли. Предметом посягательства являются права и законные интересы государства и его монополия в этой сфере; безопасность жизни и здоровья граждан.

Федеральным законодательством устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена. К ним, например, относятся федеральные законы от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена". В перечень таких видов продукции и отходов производства входят: вооружение, боеприпасы, военная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, спирт этиловый, взрывчатые вещества, шифровальная техника, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др.

В соответствии с ч.7 ст.2 ФЗ от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

В соответствии со ст.10.2 ФЗ от 22.11.1995г. № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.

Согласно п. 2 ст. 12, ст.18, ст.25 вышеназванного закона алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке, лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Алкогольная продукция, не соответствующая ГОСТам, реализуемая без соответствующих сертификатов, маркировки и лицензий, а также при отсутствии документов, подтверждающих её легальность, подлежит изъятию из оборота, конфискации и последующему уничтожению.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. К незаконным действиям относятся:

Торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота;

Продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию;

Продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции.

Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

Санкцией ст. 14.2 КоАП РФ предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Всего за 9 месяцев 2016 года на судебном участке № 3 по г.Гай Оренбургской области рассмотрено по ст. 14.2 КоАП РФ 12 административных дел. В отношении 12 лиц назначено наказание в виде штрафа.

Сумма наложенного штрафа составила 18 500 руб.

Среди изученных в ходе проведенного обобщения административных дел по ст. 14.2 КоАП РФ, находившихся на рассмотрении на судебном участке № 3 по г.Гай Оренбургской области, ОтдМВД по Гайскому городскому округу в качестве доказательств, как правило использовались такие материалы, как протокол об административном правонарушении, относящийся к основному источнику доказательств, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, показания свидетелей, протокол личного досмотра, изъятия, справка об исследовании ЭКЦ УМВД России по Оренбургской области.

Так, административное дело № 5-500/16 в отношении Т. рассмотрено 19 сентября 2016 года мировым судьей судебного участка № 3 по г. Гай Оренбургской области Тафинцевой Т.Н. В ходе судебного заседания было установлено, что 08 апреля 2016 года в 18 час. 55 мин. Т., находясь по месту своего жительства, по адресу: ***, реализовала одну бутылку емкостью 0,5л, со спиртосодержащей жидкостью, нарушив требования Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", свободная реализация которых запрещена.

В судебное заседание Т. не явилась, извещёна о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Вина водителя в совершении правонарушения подтвердилась следующими доказательствами.

Согласно письменному объяснению Т., 08 апреля 2016 года около 18 час. 55 мин., находясь у себя дома по адресу: ***, она продала за 50 рублей одну бутылку 0,5л спиртосодержащей жидкости мужчине. Вину в содеянном признает.

Согласно письменному объяснению Д., 08 апреля 2016 года в 18 час. 55 мин. он купил одну бутылку спиртосодержащей жидкости 0,5л за 50 рублей в квартире № ***. Его задержали сотрудники полиции, где он сознался, что приобрел спиртное у Т.

Согласно протокола личного досмотра, изъятия от 08.04.2016 года, у Д. была обнаружена и изъята одна 0,5 литровая стеклянная бутылка с прозрачной жидкостью объемом 0,5 литра, которую он приобрел у Т. по адресу: ***.

На основании справки об исследовании ЭКЦ УМВД России по Оренбургской области № И/2-580 от 07 июня 2016г., представленная на исследование одна бутылка бесцветной прозрачной жидкости 0,5л, является спиртосодержащей жидкостью с видимой объемной долей этилового спирта 38%, не содержащей денатурирующих добавок.

Т. была признана судом виновной по ст.14.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1700 рублей.

Так, административное дело № 5-309/16 в отношении А. рассмотрено 20 июня 2016 года мировым судьей судебного № 3 по г. Гай Оренбургской области Тафинцевой Т.Н. В ходе судебного заседания было установлено, что 29 декабря 2015 года в 16 час. 20 мин. А., находясь по месту своего жительства, по адресу: ***, реализовала одну стеклянную бутылку со спиртосодержащей жидкостью объемом 0,5 литр, нарушив требования Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", свободная реализация которых запрещена.

Дело рассмотрено в отсутствии А., извещённой о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Вина А. в совершении правонарушения подтверждается следующими доказательствами.

Согласно письменному объяснению А., 29 декабря 2015 года около 16 час. 20 мин., находясь у себя дома по адресу: ***, она продала за 150 рублей одну стеклянную бутылку спиртосодержащей жидкости объемом 0,5 литр мужчине. Вину в содеянном она признает полностью.

Согласно письменному объяснению Ж., 29.12.2015 года в 16 час. 20 мин. он купил одну стеклянную бутылку спиртосодержащей жидкости объемом 0,5 литр за 150 рублей в квартире № ***. На улице его остановили сотрудники полиции, где он сознался, что приобрел спиртное у А.

Согласно протокола личного досмотра, изъятия от 29.12.2015 года, у Ж. была обнаружена и изъята одна 0,5 литровая стеклянная бутылка с прозрачной жидкостью объемом 0,5 литр и с запахом алкоголя, которую он приобрел у А. по адресу: ***.

На основании справки об исследовании ЭКЦ УМВД России по Оренбургской области № И/2-4 от 07 апреля 2016г., представленная на исследование одна стеклянная 0,5 литровая бутылка бесцветной прозрачной жидкости объемом 0,5 л, является спиртосодержащей жидкостью с видимой объемной долей этилового спирта 38%, не содержащей микропримеси диэтилфталата, денатурирующих добавок.

А. была признана судом виновной по ст. 14.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

При назначении наказания учитывается характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, наличие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, признание вины и раскаяние в содеянном.

Все административные дела данной категории рассмотрены на судебном участке с соблюдением срока, установленного ст. 29.6 КоАП РФ.

Помощник мирового судьи Н.И.Юрова

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, -


влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.




Комментарии к ст. 14.2 КОАП РФ


1. Цель статьи - административно-правовыми методами обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, а также интересов государства в сфере торговли.

2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли. Оно посягает на права и законные интересы государства и его монополию в этой сфере; угрожает безопасности жизни и здоровья граждан.

По смыслу ч. 2 ст. 129 ГК РФ товарами, свободная реализация которых запрещена, признаются объекты, изъятые из гражданского оборота. К ограниченно обороноспособным объектам относятся объекты, реализация которых допускается по специальному разрешению и только определенным участникам оборота, при соблюдении соответствующих требований законодательства.

Виды продукции, полностью изъятые из оборота или ограниченно обороноспособные, должны быть прямо указаны в законе или определены в порядке, установленном законом.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена". В перечень таких видов входят: вооружения, боеприпасы, военная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, спирт этиловый, взрывчатые вещества, шифровальная техника, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др.

Федеральными законами устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена. К ним, например, относятся Федеральные законы: от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (с изм. и доп.).

3. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в следующих действиях: 1) торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; 2) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию; 3) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции. Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю. См. по данному вопросу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изм. и доп.). Необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

4. С субъективной стороны данное правонарушение совершается с прямым умыслом.

5. Субъектами ответственности по данной статье являются индивидуальные предприниматели, юридические лица (организации-производители, организации оптовой и розничной торговли, независимо от их организационно-правовой формы).

К административной ответственности привлекаются также руководители и другие работники указанных организаций, на которых возложены обязанности по соблюдению законодательства, запрещающего продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, а также граждане.

6. Под действие норм данной статьи не подпадают случаи незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если административная ответственность за них установлена другими статьями Кодекса, например ст. ст. 14.16, 20.8.

7. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49), а при необходимости назначения конфискации - судьями (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 14.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения, определенного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере торговли, а также монополистическая деятельность государства по торговле отдельными видами товаров, свободы рыночных отношений, единство экономического пространства.

Объективная сторона данного деяния выражается в совершении виновным лицом активных действий по реализации товаров, ограниченных в обороте или изъятых из оборота, например, оружия и боеприпасов к нему, валютных ценностей, драгоценных металлов, наркотических средств, тканей и органов человека, вооружения и взрывчатых веществ, шифровальной техники и пр.

2. Субъектом рассматриваемого деяния может выступать любое лицо, в отношении которого допустимо применение мер административной ответственности, от гражданина до юридического лица. Субъективная сторона рассматриваемого деяния свидетельствует о том, что оно может быть совершено исключительно умышленно, причем с прямым умыслом.

Другой комментарий к статье 14.2 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

С точки зрения оборотоспособности все объекты делятся на три группы: объекты полностью оборотоспособные, объекты, изъятые из оборота, и объекты ограниченной оборотоспособности. В особую группу выделены земля и другие природные ресурсы.

В ст. 129 ГК РФ установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав. Ограничения и запрет оборотоспособности допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе. В настоящее время применяется Указ Президента от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", который содержит ограниченное число видов продукции (работ, услуг), имеющих в основном оборонное значение и связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан. Так, в данный Перечень входят: драгоценные камни и изделия из них, стратегические материалы, вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества и др. Кроме того, отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена, устанавливаются федеральными законами (см., например, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").

Объекты с ограниченной оборотоспособностью могут принадлежать определенным участникам оборота (см., например, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии") либо их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению (см., например, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Такие объекты, характер и объем их ограничений определяются соответствующими нормативными актами.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях - незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

Примером применения комментируемой статьи является достаточно распространенная ситуация - продажа пива несовершеннолетнему лицу, которая не допускается в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

3. Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.



Просмотров