Состав преступления ст 292 ук рф

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 292 УК РФ

Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ, исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности или освобождающий от них либо удостоверяющий юридически значимые факты или события. Официальный документ — это документ, который порождает определенные юридические последствия.
———————————
В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012) (РГ. 2010. 2 авг.) дается понятие электронного документа. Электронный документдокументированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2). Электронный документ является равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Понятие электронной подписи раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10.07.2012) (РГ. 2011. 8 апр.). Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.

Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).

Служебный подлог - есть противоправное действие, направленное против государственной власти. О том, что такое служебный подлог, как квалифицируется данное преступление в Уголовном кодексе РФ и какая ответственность предусмотрена за его совершение, Вы узнаете в нашей статье.

Согласно действующему законодательству, под служебным подлогом следует понимать подчистку либо вписывание в официальный документ заведомо неверной информации, искажающей истинное содержание бумаги, осуществляемой должностным лицом или муниципальным/государственным служащим. Данное преступное деяние осуществляется лицом из корыстных побуждений или при наличии персональной заинтересованности. Ответственность за данный вид преступления предусмотрена статьей 292 Уголовного кодекса РФ, при этом часть 2 статьи указывает на более опасный состав преступления, когда служебный подлог влечет собой нарушение прав граждан, общества и государства. Стоит отметить, что подлог нередко совершают совместно с другими преступлениями, например, с целью скрыть растрату либо иное. Поэтому очень важно правильно отделить один состав преступления от другого, обратить внимание на квалифицирующие признаки.

Уголовная ответственность за служебный подлог

Санкции за противоправные действия граждан, направленные на совершение служебного подлога, предусмотрены частями статьи 292 Уголовного кодекса РФ. Часть 1 статьи устанавливает:

  • штраф в размере 80 000 рублей или в размере зарплаты или другого дохода осужденного (в том числе неофициального дохода, наличие которого можно доказать) за 6 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 48 часов (выполняются осужденным в свободное время от основной деятельности);
  • исправительные работы на срок до 2-х лет (могут быть применены по основному месту работы или в другой организации);
  • принудительные работы на срок до 2-х лет;
  • арест на срок до 6 месяцев (не назначаются беременным женщинам и мамам, имеющим детей до 14 лет, несовершеннолетним);
  • лишение свободы на срок до 2-х лет (избирается только в том случае, когда подлог был совершен совместно с другим преступлением).

Часть 2 статьи 292 УК РФ предусматривает ответственность за преступление, повлекшее за собой нарушение прав граждан или государства, в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработка осужденного в период за 1-3 года;
  • принудительных работ на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенную должность или заниматься деятельностью на срок до 3-х лет либо без такового;
  • лишением свободы до 4-х лет с запретом заниматься деятельностью или определенную должность на 3 года или без такового.

Часть 1 статья 292 Уголовного кодекса РФ - комментарий

Состав любого преступления - это объект, субъект, объективная и субъективная сторона, отсутствие в деянии этих составляющих влечет оставление лица, совершившего преступление, без наказания. Субъективной стороной служебного подлога являются два конкретных действия, которые могут быть совершены как вместе, так и по отдельности:

  1. составление заведомо ложных документов официального характера;
  2. внесение в указанные документы изменений, которые искажают общий смысл бумаги.

В данном случае под официальными документами подразумеваются нормативные акты, дипломы и аттестаты, лист временной нетрудоспособности, трудовые книжки, служебные удостоверения и другое. При этом предметом преступления могут выступать документы не только, которые уже существуют, где можно внести новые сведения или вписать исправления, но и вновь созданные бумаги, имеющие правовые последствия и удостоверяющие юридический факт.

Важно! Стоит отметить, что служебный подлог имеет место быть не только в бумагах, исходящих от конкретного органа - должностного лица, но и в других бумагах, которые поступают на его рассмотрение, например, в актах ревизии.

Окончанием преступления является момент совершения противоправных действий с документами, то есть для законодателя не имеет значения дальнейшая его судьба - будет ли документ применяться после внесения в него изменений либо нет. Служебный подлог всегда совершается только с прямым умыслом, при отсутствии такого данное деяние может быть квалифицированного как халатность, поскольку гражданин непреднамеренно проявил небрежность при исправлении документа. К уголовной ответственности за служебный подлог привлекаются только должностные лица и государственные/муниципальные служащие, работники организаций и граждане ответственность по данному составу не несут.

Часть 2 статья 292 Уголовного кодекса РФ - комментарий

Общественная опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан/ организаций либо общества/ государства определена законодателем в части 2 статьи 292 УК РФ. Данные преступления носят более серьезный характер, а, следовательно, и наказание за них предусмотрено более строгое. Окончанием преступления является факт наступления последствий поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав граждан или государства. При этом следствием должна быть установлена причинно-следственная связь непосредственно между совершением деяния и наступившими после этого последствиями. В данном виде преступления субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом, ни о какой неосторожности речи идти не может.

Что еще нужно знать о служебном подлоге

По способу совершения преступления служебный подлог может быть:

  • интеллектуальным - изготовление документа на официальном бланке, при его неверном содержании;
  • материальным - трансформация содержания или вида бумаги.

Нередко подлог используется с целью сокрытия другого преступления. Например, для того, чтобы скрыть растраты, в этом случае преступные действия будут квалифицироваться по ч. 2 ст. 292 и ст. 160 УК РФ. В случае, если должностное лицо совершает подлог документов с целью дальнейшего присвоения себе имущества, то, помимо уголовной ответственности за подлог, лицо будет отвечать за хищение. Однако, служебный подлог может быть квалифицирован и как крайняя необходимость, если должностное лицо совершило противоправные действия во избежание дальнейших вредных последствий, которые были бы наиболее опасные, чем фактически причиненный вред и если нельзя было поступить другим образом. Уголовное законодательство позволяет толковать понятие «должностное лицо» в отношении данного преступления более расширенно в плане передаваемых ему полномочий. Так, в случае, если гражданин составляет официальный документ, у него на это должны быть соответствующие должностные обязанности, при этом закрепленные за чиновником в установленном законом порядке - в трудовом договоре, должностной инструкции и другое. Если официального закрепления обязанностей нет, но должностное лицо издало документ, внеся в него заведомо ложные сведения, так как эта сфера деятельности находится в его введении, данная бумага будет признана недействительной.

Важно! Мотивом служебного подлога не всегда выступают корыстные намерения. Так, должностное лицо может внести заведомо ложные сведения в документы с целью приукрасить положение вещей либо скрыть свою некомпетентность.

Стоит отметить, что по статическим данным просматривается неуклонный рост преступлений, предусмотренных статьей 292 УК РФ. Более того, все больше проявляются новые формы подлогов, например, в сфере IT-технологий (электронных документов).

В Уголовном кодексе установлена ответственность за служебный подлог. УК РФ предусматривает наказание за внесение должностными лицами заведомо ложной информации в официальные документы. Неправомерным считается и исправление имеющихся в таких бумагах сведений, искажающих их содержание. Субъектами преступлений могут быть также госслужащие или служащие органов местной власти, не являющиеся должностными лицами. Состав преступления образуется при наличии личной заинтересованности или корыстного мотива. При квалификации не будут иметь значения цели, достижение которых предполагалось субъектом.

Санкции

Служебный подлог (ст. 292) наказывается:

  1. Штрафом. Его величина составляет от 100 до 200 МРОТ или равна зарплате либо иному доходу преступника за 1-2 мес.
  2. Обязательными работами. Их продолжительность от 180 до 240 ч.
  3. Арестом. Он может длиться до полугода.
  4. Исправительными работами от 1 до 2-х л.
  5. Заключением в тюрьму до 2 л.

Комментарии

Служебный подлог (ст. 292 УК) рассматривается в качестве преступления против госвласти. Оно отличается от прочих уголовных деяний, наказание за которые формулируется в гл. 30 Кодекса. В первую очередь такое преступление может совершить только специальный субъект. Это может быть и должностное лицо, и госслужащий, и сотрудник органа местной власти. С субъективной стороны служебный подлог характеризуется наличием исключительно прямого умысла со стороны виновного. Диспозиция нормы конкретно указывает на данное обстоятельство - заведомость действий лица. Кроме того, в качестве обязательного признака субъективной стороны выступает личная заинтересованность либо корысть.

Мотивы

Корыстная заинтересованность субъекта, совершающего служебный подлог, состоит в стремлении лица получить безвозмездную незаконную прибыль либо имущественную выгоду. Он может желать ее как лично для себя, так и для своих близких. Другая заинтересованность может быть выражена в многообразных действиях. Нередко она представляет собой оценочную категорию, которую зачастую приходится тщательно мотивировать в судебном процессе. Личная заинтересованность может проявляться как стремление угодить начальству с надеждой на оказание им взаимной услуги впоследствии, карьеризм, кумовство и так далее.

Объект

В качестве него выступает нормальное функционирование органов госвласти, интересы госслужбы в структурах местного самоуправления. Родовой объект посягательства - работа государственной службы РФ, региона страны или системы территориальных институтов власти. Вместе с этим, по ст. 12 Конституции, местное самоуправление является самостоятельным и независимым от государственных органов. В этой связи в каждом случае необходимо четко разграничивать непосредственные и конкретные объекты посягательства.

Важный момент

Рассматривая служебный подлог (ст. 292), нельзя допускать смешения таких понятий, как "объект" и "предмет" преступления. В качестве последнего, преимущественно, выступают вещественные доказательства. Предмет, по мнению многих специалистов, - это в большей степени процессуальное определение. Ст. 81 УПК прямо указывает на вещественные доказательства как на предметы, которые стали орудиями преступления либо на них сохранились его следы. Присутствует ссылка на объект посягательства, но само его понятие необходимо уточнить. В частности если внешний вид вещи изменяется, то он приобретает характеристику улики события или зачастую виновности - непосредственного продукта деяния и указывающего на него как на причину преступления.

Предмет

В качестве него следует рассматривать не просто материальный носитель какой-либо информации, письменные документы федеральных структур госвласти и госуправления субъектов, территориального самоуправления, прочих учреждений государственного и муниципального типа. Служебный подлог имеет место в том случае, если эти акты являются официальными. К таким документам предъявляются определенные требования законодательством:

  1. В фактическом смысле такими письменными бумагами должны удостоверяться конкретные события либо факты, которые имеют определенное юридическое значение. Это могут быть документы, содержащие правовые запреты или разрешения.
  2. Официальный акт должен содержать обязательные реквизиты, то есть, иметь соответствующую форму. В документах такого типа присутствуют дата, штамп, номера (входящий/исходящий), название должности уполномоченного лица, подпись, печать. Здесь стоит отметить, что фирменного бланка как такового может и не быть. Самыми главными признаками официального документа выступает штамп или печать, а также подпись уполномоченного служащего или должностного лица.

Объективная часть

Служебный подлог выражается в двух формах:

  1. Внесение в официальные письменные документы сведений, заведомо не соответствующих действительности.
  2. Исправление содержащейся в акте информации, корректировка, искажающая фактический смысл текста.

Рассматривая деяние по норме 292 УК РФ ("Служебный подлог"), следует учитывать, что способ исполнения может являться как интеллектуальным, так и материальным. Последний может выражаться по-разному. Например, это могут быть механические действия: подчистки, подделки, вытравливание исходного текста и так далее. Интеллектуальный служебный подлог УК классифицирует как изготовление изначально фальсифицированного ложного документа.

Установление факта

Квалифицируя деяние по ст. УК РФ "Служебный подлог", необходимо определить наличие события совершенного преступления. В первую очередь следует установить, откуда поступил официальный документ. Немаловажно определить, был ли наделен субъект преступления полномочиями на подписание того или иного акта, то есть, был ли он "соответствующим лицом" в данном случае. Если его обязанности не включали таких действий или он фальсифицировал неофициальную бумагу, то его поведение может квалифицироваться по 327 ст. УК. Служебный подлог в данном случае может быть и не установлен. Вероятна и конкуренция указанных статей.

Конструкция преступления

Служебный подлог (292 норма) имеет формальный состав. Такое преступление не требует возникновения каких-либо негативных последствий. Для признания деяния завершенным достаточно внесения в официальный письменный акт сведений, заведомо являющихся ложными, или каких-либо корректировок, которые исказят его действительное содержание. Такие действия, как направление документа в ту или другую инстанцию, вручение бумаги гражданину, иные способы использования находятся за пределами комментируемой статьи. Факт возникновения негативных последствий, размер причиненного вреда могут учитываться при определении наказания.

Цели

В законе вопрос по их установлению не освящается. Цель фальсификации субъектом официального документа может быть связана с будущими событиями. Например, подложный акт может использоваться для совершения иного посягательства. В таких случаях виновное лицо несет ответственности одновременно и за приготовление к другим преступлениям.

Дифференциация составов

У рассматриваемого посягательства могут быть конкурирующие преступления. Это может создавать некоторые сложности для правоприменителей. Эта проблема приобретает особую актуальность в случаях, когда в качестве субъектов преступления выступают должностные лица. К примеру, сложности имеют место при деяниях, попадающих под 285 ст. Служебный подлог в данном случае может являться как средство выражения злоупотребления полномочиями. Однако при квалификации по норме 285 необходимо возникновение последствий. Они приводятся в диспозитивной части статьи. Состав злоупотребления определяется законодательством как материальный. Если рассматривается деяние по ст. 286, то кроме указанных последствий, необходимо установить факт превышения должностных полномочий.
Наиболее сложным в практике расследования и судопроизводства может выступать случай отграничения служебного подлога от взяточничества. Действия взяткодателя в некоторых ситуациях могут быть выражены и таким способом. При установлении корыстного характера поведения должностного лица, могут появиться вопросы по квалификации по совокупности деяний. Представляется, что в таких ситуациях целесообразно руководствоваться положениями ст. 17 в ч. 3. В них указывается, что если деяние попадает под общую и специальную норму, то совокупность их отсутствует, а уголовная ответственность при этом наступит по последней. Преступление, которое охватывается ст. 292, при совершении его должностным лицом в обстоятельствах, сформулированных в диспозитивной части ст. 290, квалифицируется по этой статье.

Дополнительно

Как выше было указано, рассматриваемое преступление характеризуется наличием прямого умысла и специального мотива - корысти или личной заинтересованности. При отсутствии умысла состава деяния не возникает. Преступление окончено с момента внесения искажающих содержание или заведомо ложных данных в документ, вне зависимости от того, был ли исправлен такой текст впоследствии. При рассмотрении этого обстоятельства нужно учитывать, что при включении в официальный акт информации, выступающей как основание для приобретения гражданства (к примеру, вид на жительство), деяние попадает под действие ст. 292.1 в ч. 1 УК. В нем содержится два преступления:

  1. Внесение госслужащим, должностным лицом в документы заведомо ложных данных, повлекшее неправомерное получение гражданства.
  2. Незаконная выдача паспорта РФ иностранцу или лицу без гражданства.

Этими обстоятельствами формируется объективная часть преступления.

Судебная практика

В следственных мероприятиях, как и в последующем разбирательстве дела, необходимо исключать вероятность ошибок в процессе квалификации преступлений. Например, в практике имел место случай, когда старшего специалиста структуры местного самоуправления, изготовившего подложный документ за вознаграждение, привлекают к ответственности за получение взятки. Но в ходе предварительного следствия выясняется, что этот субъект выполнял вспомогательные функции, подготавливая документы на основании письменных резолюций своего начальника. В таком случае работа специалиста носит исключительно технический характер, а он сам выступает в роли делопроизводителя. Дезориентация правоохранительных органов может иметь место в таких случаях, если в должностной инструкции специалиста будет присутствовать множество указаний на осуществление им контроля в разнообразных сферах. На самом же деле субъект может и не осуществлять таких функций. В этой связи действия специалиста переквалифицируются по ст. 292. Этот пример иллюстрирует предупредительную функцию рассматриваемой нормы. Ее действие в таких случаях направлено на предотвращение развития коррупции среди госслужащих.

Заключение

Ст. 292 УК специфична преимущественно для служащих, выступающих субъектами преступления. Относительно должностных лиц эта норма считается общей к иным составам против госвласти, интересов функционирования органов местного и государственного управления. Все эти деяния объединяются одним объектом посягательства. Наказание за указанные преступления имеет достаточно широкую альтернативу в применении. В санкциях предусмотрен штраф, исправительные и обязательные работы, тюремное заключение и арест. В соответствии с категоризацией преступлений, установленной в ст. 15, рассмотренное деяние имеет небольшую тяжесть. За счет широкого спектра санкций суд может максимальным образом индивидуализировать наказание конкретно для каждого случая. Если совершение подлога направлено на осуществление иных преступных действий, то поведение виновного должно квалифицироваться по совокупности статей. В таких случаях становится неуместным говорить о соотношении между специальной и общей нормой. Так, по совокупности составов может определяться наказание для субъекта, совершившего служебный подлог и мошенничество, растрату или присвоение.

Под подлогом традиционно понимают процесс подгонки, создания или имитации объектов, документов или статистики, главной целью которого является людей. В отечественном уголовном законодательстве ответственность за подобную деятельность регламентирована ст. 292 УК.

Историческая справка

У любого преступления и нормы, предполагающей за него несение ответственности, существует собственная история становления. Борьба с таким деянием, как подлог, началась задолго до времени возникновения многих современных государств.

В римском праве данное понятие толковалось весьма обширно. К подлогу, в частности, относили подделку завещаний, мер, монет, весов, печатей, подкуп судей, лжесвидетельство. Это было собирательное понятие и, с юридической точки зрения, ни на что не пригодное, охватывающее все возможные случаи, касающиеся сокрытия истины.

Английское уголовное право определяло в Акте 1981 г. подлог как «создание ложного средства с целью подтолкнуть кого-либо принять его за оригинал и таким образом нанести вред себе или третьему лицу.

В отечественном праве понятие появилось еще во времена создания «Русской правды» и прошло различные метаморфозы. К содержанию актуальной ныне уголовно-правовой нормы о подлоге (ст. 292 УК) наиболее близка формулировка советских времен. Тогда данное деяние определялось как подделка подлинных документов или составление ложных. При этом подлог делился на должностной и простой, т. е. совершенный частным лицом.

Ст. 292 УК РФ: простой состав

Современное законодательство России определяет подлог как внесение государственным или муниципальным служащим, а также должностным лицом заведомо ложных сведений в официальные документы, равно как и исправлений в них, искажающих содержание. Уголовная ответственность предусмотрена в том случае, если эти деяния были совершены в личных интересах либо с корыстной целью.

Простой состав предполагает одно из альтернативных наказаний виновному лицу в виде:

  • штрафа в сумме от 80 тыс. руб. или любого другого дохода виновного (в т. ч. зарплаты) за период до полугода;
  • обязательных работ продолжительностью до 480 часов;
  • исправительных или принудительных работ сроком до 2 лет;
  • ареста на период до полугода;
  • лишения лица свободы на срок до 2 лет.

Квалифицированный состав

Квалифицирующим признаком по ст. 292 УК является совершение подлога, повлекшего существенное нарушение законных интересов организаций, граждан, а также их прав либо интересов государства или общества в целом, охраняемых законом.

В этом случае применяются следующие виды санкций (в альтернативном порядке):

  • штраф в сумме 100-500 тыс. руб. или любого другого дохода виновного (в т. ч. зарплата) за период от 1 года до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 4 лет с дополнительным запретом на занятие определенной деятельностью или ограничением права занимать конкретные должности на период до 3 лет (либо без такового);
  • лишение лица свободы на срок до 4 лет с дополнительным запретом на занятие определенной деятельностью или ограничением права занимать конкретные должности на период до 3 лет (либо без такового).

Объект и предмет преступления

Объектом преступного посягательства, по анализируемой ст. 292 УК РФ, является нормальная деятельность госорганов, которая связана с выпуском официальных документов и их обращением.

На основании вышесказанного несложно догадаться, на какую вещь материального мира в ходе совершения преступления осуществляется воздействие. Иными словами, что является его предметом. Таковыми являются документы, но не все, а отвечающие определенным требованиям: исходят от определенного юридического лица, причем не обязательно от госоргана, содержат в себе все официальные признаки, т. е. признаны законом. Подробное разъяснение дается в комментариях к ст. 292 УК.

Официальный документ должен обладать всеми признаками публичности. Они выражаются в общепринятой форме, его адресации неопределенному кругу лиц (субъектам правоотношений), фиксации на материальном носителе (электронном, бумажном, магнитном и т. д.). Приобретение официальным документом силы происходит после того, как он будет подписан должностным лицом, имеющим право подписи.

Объективная сторона

Служебный подлог (ст. 292 УК) с объективной стороны характеризуется считается завершенным в момент внесения в официальный документ ложных, недостоверных сведений. Само деяние выражается в фальсификации или подделке, совершенных различными способами (подчистка, исправление, добавление и т. д.). Сюда же относится добавление заведомо ложных сведений. А вот использование такого документа, а также последствия, наступившие в результате этого, находятся за рамками (согласно ст. 292 УК). В предмет доказывания данные действия не включаются. Все дальнейшие преступные деяния, которые каким-либо образом связаны с использованием и наступившие в результате этого последствия, квалифицируются по другой уголовно-правовой норме.

Субъект и субъективная сторона

Субъект служебного подлога определяется как специальный. Им является лицо, пребывающее на государственной службе, либо должностное, либо служащий местных органов самоуправления.

Субъективную сторону подлога закон характеризует как вину в форме Преступник осознает противоправный характер своих действий и желает их совершения. Важно помнить, что психическое отношение виновного к подлогу всегда должно быть сопряжено с корыстным умыслом и иной личной заинтересованностью.



Просмотров