Штрафы за нарушение санитарных норм. Штрафы за нарушения санитарных норм организациями общественного питания могут быть увеличены

Юридические науки

Ключевые слова: САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ; SANITARY RULES AND REGULATIONS; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE OFFENCE; SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF THE POPULATION.

Аннотация: В статье раскрывается состав административного правонарушения, выражающегося в нарушении санитарных правил и норм, анализируются признаки административной ответственности и процедура привлечения к такой ответственности за нарушение требований ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на примере одной из общеобразовательных организаций Республики Хакасия.

Санитарные правила и нормы (сокращенно СанПиН) - это комплекс документов, действие которых направлено на осуществление санитарного контроля в Российской Федерации . При обнаружении нарушений санитарных правил и норм санитарно-эпидемиологическая служба выносит учреждению предупреждение об устранении нарушений, в случае же неисполнения предупреждения на организацию накладывается штраф или выдвигается требование о прекращении деятельности организации, то есть налагаются меры административной ответственности.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, выражающийся в назначении компетентным должностным лицом или исполнительным органом административного наказания физическому или юридическому лицу, совершившему правонарушение .

В качестве признаков административной ответственности традиционно выделяют следующие.

1. Деяние — осознанное поведения лица, которое может выражаться в формах действия и бездействия.
2. Виновность — выражается в умысле, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий, и в неосторожности, когда лицо не имело возможности предвидеть общественную опасность своих действий (ст. 2.2 КоАП РФ).
3. Противоправность – признак, указывающий на то, что объект посягательства лица охраняется законом.
4. Антиобщественный характер — лицо посягает на интересы личности, общества, государства (перечень таких интересов указан в ст. 1.2 КоАП РФ).

Виды административной ответственности.

1. Предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством .
2. Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение.
3. Административное приостановление деятельности .

Таким образом, административное правонарушение - это противоправное виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность.

Ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» предусматривает административную ответственность за нарушение СанПиНов .

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Субъекты данного правонарушения – граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица, юридические лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм и правил, установленных санитарно-эпидемиологической службой. Объективная сторона данного правонарушения выражается форме действий (бездействия), которые повлекли за собой нарушения санитарно-гигиенических норм. Субъективная сторона рассматриваемого деяния выражается умышленной виной соответствующего субъекта.

На примере постановления, выданного санитарно-эпидемиологической службой г. Черногорска одной из образовательных организаций города, можно установить, что нарушение норм санитарно-эпидемиологической является административным правонарушением и, следовательно, на организацию накладываются меры административной ответственности.

В ходе плановой выездной проверки санитарно-эпидемиологической службой в сентябре 2017 года в одной из общеобразовательных организаций г. Черногорска были выявлены нарушения обязательных требований ст. 11, 28, 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По результатам проверки было вынесено постановление о том, что общеобразовательная организация нарушила требования п. 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.3.6. СанПиН 2.4.5.2409-08. которые необходимо устранить в течение одного календарного месяца. Однако указанное предупреждение было проигнорировано, в связи с чем на общеобразовательную организацию был наложен административный штраф в размере 25 тысяч рублей.

Данное правонарушение влечет административную ответственность, поскольку в соответствии с п.4 ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» административной ответственности подлежат лица, виновные в нарушениях санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения. Рассматриваемое нарушение является виновным деянием, так как общеобразовательная организация обязана каждый год приводить состояние учреждения в соответствие с СанПиНами, но из-за отсутствия средств и ненадлежащего контроля нормы не соблюдаются. Следовательно, должностное лицо осознавало противоправность своих действий и сознательно нарушало закон.

Таким образом, на примере привлечения общеобразовательного учреждения к административной ответственности можно убедиться, что нарушение СанПиНов является административным правонарушением, поскольку содержит все признаки такового, указанные выше; лица, виновные в совершении подобных деяний, подлежат административной ответственности.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ; в ред. Федер. закона от 20.12.2017 г. № // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. — № 1 (ч. 1), ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
  2. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ; в ред. Федер. закона от 29.07.2017 г. № 221-ФЗ // Рос. газ. – 1999. – 06 апр.; 2017. – 04 авг.
  3. Братановский С.Н. Административное право: учебник. — М.: Директ-Медиа, 2013.
  4. Зенков В.Н. Совершенствование правового статуса государственных организаций образования // Журнал российского права. — 2017. — № 4.
  5. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций. - М., 2009.
  6. Хоцоев Х.И. Административное правонарушение и административная ответственность // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2016. — № 8. — С. 4-8.

Что ждать при проверке Роспотребнадзора. Какие штрафы предусмотрены за несоблюдение правил Роспотребнадзора. Как составить протокол об административном правонарушении.

Чем занимается Роспотребнадзор? Этот контролирующий орган защищает права потребителей, имеет полное право осуществлять проверку соответствия гигиеническим нормам и ФЗ № 2300-1 от 07.02.92 «О защите прав потребителей».

График проверок Роспотребнадзора

Представляющие Роспотребнадзор сотрудники действуют на основании ФЗ № 294, раскрывающем права юрлиц и ИП. Плановая проверка Роспотребнадзора выполняется по графику, посмотреть который можно на сайте организации. Внеплановая выездная проверка проводится при жалобах потребителей на организацию.


После проверки составляется акт, где раскрываются результаты проверки:

  • Выявленные нарушения Роспотребнадзора.
  • Лица, несущие ответственность.
  • Сотрудники, проводившие мероприятие по контролю.

В акте ставится подпись должностного лица, один экземпляр отдается руководителю, второй остается у Роспотребнадзора. Помимо акта важно предписание об устранении нарушений и протокол об административной ответственности. Протокол и предписание об устранении заверяются проверяющими. Также прилагаются объяснения нарушителей и инспекторов. Если нарушений не выявлено, это также указывается в акте.

Протокол Роспотребнадзора об административном нарушении

Возбуждение административного дела проводится на основании протокола. На его же основании организуется административное расследование. Протокол об административном нарушении передается нарушителю для ознакомления.

Тот имеет право добавить объяснения и замечания. В протоколе об административном нарушении указывается информация с описанием самого нарушения, месте, дате, должности и ФИО составителя протокола, статье кодекса, рассказывающего о нарушении. При вынесении протокола нарушителю объясняются его права, а затем об этом делается пометка в протоколе. Копия документа передается под расписку в течение суток.

Административное расследование осуществляется за месяц, в исключительных случаях подается ходатайство об увеличении срока. Проверка магазина Роспотребнадзором и решение о возбуждении административного дела может быть проведена исключительно на основании заявлений о нарушениях либо материалов из контролирующих органов.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Таблица штрафов Роспотребнадзора 2016

Административное наказание назначается, когда не соблюдаются требования Роспотребнадзора. Наказание применяется сотрудниками органа на основании акта проверки и протокола о нарушении.

Статья Характер нарушения Наказание

Статья 6.3. Нарушение обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение действующих санитарных норм и правил правил, гигиенических нормативов, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Предупреждение или административный штраф на граждан от 100 до 500 руб.

На должностных лиц- от 500 до 1 тыс. руб.

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

На юридических лиц - от 10 тыс.до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 14.7. Обман потребителей

Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей либо любой другой способ обмана потребителей.

На должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

На должностных лиц - от 12 тыс. до 20 тыс. руб.

На юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. руб.

Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ)

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ).

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.

На должностных лиц - от 2 тыс. до 4 тыс. руб.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ) Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ).

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.

На должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет.

На юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.

На должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

На юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Ст.236. УК РФ: нарушение санитарных норм, повлекшее отравление или заболевание Нарушение санитарных норм, повлекшее отравление или заболевание потребителей.

Влечет наказание в виде 80 тыс. руб. или в размере заработка за 6 месяцев, а также снятие с должности либо ограничение свободы на период до 3 лет. Возможно назначение обязательных работ – до 180 часов.

Если нарушение повлекло смерть, нарушитель обязан отработать 180-240 часов или получает ограничение, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 237-ФЗ) Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ).

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до 2 тыс. руб.

На должностных лиц - от 3 тыс. до 10 тыс. руб.

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,- от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

На юридических лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники (в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. 500 руб. до 2 тыс. руб.

На должностных лиц - от 3 тыс. до 4 тыс. руб.

На юридических лиц - от тридцати тысяч до 40 тыс. руб.

Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб.

На юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. рублей.

На должностных лиц - 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет.

На юридических лиц - 100 тыс. руб.

Статья 14.7. Обман потребителей (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 530-ФЗ)

Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

На должностных лиц - от десяти тысяч до 30 тыс. руб.

На юридических лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Статья 14.7. Обман потребителей (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 530-ФЗ) Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса. Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до 1 тыс. руб.

На юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. руб.

На юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 1 тыс. тысячи 500 руб.

На должностных лиц - от одной тысячи до 3 тыс. руб.

На юридических лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т.е. несоблюдения им трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель. За нарушение санитарного законодательства работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения.

Гражданско-правовая ответственность устанавливается за вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Возмещение вреда здоровью граждан производится исходя из:
. затрат на лечение и восстановление здоровья граждан;
. расходов социального обеспечения и др.

Возможно возмещение и морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства установлена Кодексом об административных правовых нарушениях РФ.

В главе 6 КоАП РФ сформулировано несколько составов административных правонарушений. К ним относятся:
. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ)
. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ);
. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ).

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (ст. 6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 8.21, 8.31, 10.1, 10.8, 10.12, 10.14).

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 100 до 2000 рублей (для граждан), административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или наложение штрафа в размере от 5000 до 100 тыс. рублей (для юридических лиц).

Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ.

Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, применяется один из следующих видов наказаний:
. штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес;

. обязательные работы на срок 180 ч;
. исправительные работы на срок до 1 года;
. ограничение свободы на срок до 3 лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 6 мес до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Также уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ:
. ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
. ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;

Ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
. ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;

Ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.

За данные виды преступлений, в зависимости от состава и отягчающих обстоятельств, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:
. штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
. ограничение свободы на срок до 3 лет;
. лишение свободы до 10 лет (возможно со штрафом или с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на соответствующий срок);
. обязательные работы на срок от 120 до 240 ч;
. исправительные работы на срок до 2 лет.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:
. уплату неустойки (пени);
. возмещение убытков потребителя в полном объеме;
. исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.

Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.

Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14,4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей [обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман] влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).

Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.

Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:
. штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
. ограничением свободы на срок до 3 лет:
. лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).

Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).

Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.

О.П. Щепин, В.А. Медик

В этой статье пойдет речь о наиболее часто используемых статьях Кодекса об административных правонарушениях, по которым специалистами ведомства, отвечающего за санитарно-эпидемиологические нарушения, составляются протоколы.

Статья 6.3.

Эта статья расположена почти в самом начале Кодекса. Между текстами о наказании за незаконное занятие народной медициной и за нарушения законодательства в области генной инженерии. Такое вот неожиданное соседство.

Оригинальное название данного раздела: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» . Под эту универсальную статью может попасть любое выявленное нарушение требований СанПиН. Как для предприятий, производящих пищевые продукты, так и для точек общепита, магазинов продовольственной торговли, детских учреждений, медицинских заведений, организаций коммунального хозяйства и обслуживания населения. В общем, для всех видов деятельности, для которых разработаны Санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы или мероприятия по обеспечению противоэпидемических мероприятий.

Ст. 6.3 не самый «страшный» раздел документа в отношении размера наказания. Она предусматривает как предупреждение, так и наложение штрафа в размере:

При этом ИП или юридические лица могут по данной статье вместо штрафа получить через суд постановление о приостановлении деятельности сроком до 3-х месяцев.

В настоящее время, в свете «бережной» политики государства к малому и среднему бизнесу, союзом предпринимателей вынесена инициатива о применении только предупреждения для вновь выявленных правонарушителей. Т.е. те объекты, на которых протокол составляется первый раз могут обойтись только устным замечанием от руководителя подразделения ФС Роспотребнадзора. На сегодняшний день это только пожелания, вынесенная на рассмотрение гос. органами инициатива некоммерческой организации. Как показывает практика, чаще даже для первичных правонарушений применяется мера наказания – штраф .


Статья 6.6.

Более специализированный раздел, предназначенный для определения наказания нарушителям в сфере предоставления услуг общественного питания. Ее точное определение: «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения» . Выявленные недочеты, а также несоблюдение любого из пунктов СанПиН 2.3.6.1079-01 записываются в протокол об административном правонарушении с указанием ст. 6.6.

Взыскание по данной статье предполагает:

    1000-1500 руб для граждан;

    5000-10 000 руб на должностных лиц;

    5000-10 000 руб на индивидуальных предпринимателей;

    30 000-50 000 руб на организацию (юридическое лицо);

Для ИП и юр. лиц по 6.6 предусмотрены и такие меры, как приостановка работы объекта или подразделения, где были выявлены нарушения сроком на 3 месяца. Период запрета на работу может быть уменьшен судом по месту рассмотрения. Он определяется обоснованным сроком, необходимым нарушителю для устранения всех выявленных недостатков.

В данном случае, когда Кодексом предусмотрен отдельный раздел (ст. 6.6) для специально оборудованных мест общественного питания (ресторанов, кафе, закусочных, баров и т.д.) – применяется именно он, вместо более общего – 6.3.

Решение о приостановлении деятельности может быть принято судьей по составленному протоколу сотрудника санитарно-эпидемиологической службы. Поводом для обращения в суд за подобным решением служат нарушения, которые могут причинить непосредственный вред жизни и здоровью населения. Например, отсутствие возможности для правильного хранения продуктов (недостаток холодильного оборудования), отсутствие возможности для надлежащего мытья посуды и разделочного инвентаря, оборот и реализация продуктов и изделий общепита с истекшим сроком годности или продуктов, опасных в микробиологическом или токсикологическом отношении, привлечение к работе сотрудников без прохождения необходимого медицинского обследования и т.п.

Статья 6.33 с подробным названием «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок » - последняя в главе 6 КоАП, применяемая сотрудниками Роспотребнадзора. Используется гораздо реже, чем 2 предыдущие. Так как оборот лекарственных препаратов (в том числе фальсифицированных) обычно контролируется Росздравнадзором. Применима для привлечения к ответственности физических, должностных и юридических лиц, занимающихся ввозом и реализацией перечисленных товаров. Например, при отсутствии сопроводительных документов на фарм препараты или БАДы – в аптеках или магазинах продовольственной торговли, при отсутствии разрешения на подобную деятельность.

Штрафы по данной статье более чем серьезные:

    70 000-100 000 руб для граждан;

    100 000- 600 000 руб на должностных лиц;

    100 000- 600 000 руб на индивидуальных предпринимателей;

    1 000 000 – 5 000 000 руб на организацию (юридическое лицо).

Об остальных разделах КоАП, используемых при составлении административных протоколов, читайте в наших следующих статьях.

Роспотребнадзор разработал законопроект, предусматривающий усиление административной и уголовной ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологических требований при оказании услуг общественного питания населению. Документ размещен на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

В пояснительной справке к законопроекту напоминается, что установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и др., в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации.

По данным Роспотребнадзора, за период с 2010 по 2012 год увеличилось количество вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по указанной статье, а последнее повышение санкции за данное правонарушение в 2007 году.

Особые опасения вызывает сфера деятельности образовательных, оздоровительных детских учреждений, детских санаториев, учреждений детского отдыха. Так, в 2012 году при проверке деятельности детских и подростковых учреждений по результатам проверки 90 270 учреждений было выявлено свыше 61 тыс. нарушений санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей.

Практика показывает, что хозяйствующим субъектам, совершающим такие правонарушения, выгоднее уплатить административный штраф, чем устранить выявленное нарушение, поскольку штрафы составляют: от 1 до 1,5 тыс. руб. для граждан; от 2 до 3 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 20 до 30 тыс. руб. для юридических лиц.

В то же время, отмечает Роспотребнадзор, ч. 1 , предусматривающей административную ответственность за нарушение требований технических регламентов, для индивидуальных предпринимателей установлен штраф в размере от 20 до 30 тыс. руб., для юрлиц – от 100 до 300 тыс. руб.

"Вместе с тем сфера услуг общественного питания в не меньшей степени сопряжена с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан по причине несоблюдения хозяйствующими субъектами санитарно-эпидемиологических требований, установленными государственными санитарными правилами и нормами", – подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

В связи с этим предлагается установить повышенную ответственность по статье 6.6 КоАП РФ: наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Также законопроектом предусматривается ввести в ч. 2 отдельный квалифицирующий признак преступления в случае, если производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, совершены в процессе хранения, транспортировки или реализации пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья населению.

Кроме того, предлагается увеличить административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по осуществлению проверок.

Полное наименование законопроекта – "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований и воспрепятствование проведению проверки".



Просмотров