Рынок российской телемедицины и его проблемы. Что дает пациентам закон о телемедицине

Развитие коммуникационных технологий, интернет связи открывают дополнительные возможности, в том числе системе здравоохранения. Закон о телемедицине, утвержденный летом 2017 года (июль) Госдумой, в правовом поле утверждает и юридически закрепляет использование электронных технологий для оказания медицинской помощи, оформления документации.

Закон о телемедицине принят в окончательном чтении 21 июля 2017 года, и вступает в силу с начала следующего года. Он открывает новые возможности для лечащего врача и пациента. Программа сориентирована на использование электронной технологии и медиа для оптимизации, повышении качественных показателей обслуживания. Он соответствует высокому уровню современного мирового сервиса в системе здравоохранении, основанного на технологических возможностях коммуникационных электронных систем.

Базис закона для перехода был подготовлен заранее:

  • переведен учет пациентов, регистрация его истории болезни с бумажных на электронные носители;
  • осуществляется регистрации на запись к врачу через интернет;
  • созданы «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения»; «Федеральный реестр медицинских организаций»;
  • внедрена страховая медицина.

Телемедицина в России стала следующим логическим шагом улучшения функционирования системы здравоохранения.

Закон, который вступает силу с 1 января 2018 года, открывает новые возможности для улучшения методик лечения. Повышает мобильность принятия медицинского заключения, что положительно отражается на здоровье пациента.

Основная сфера применения:

  • проектом закона предусматриваются контакты через телекоммуникации между пациентом и врачом, медицинскими учреждениями;
  • является основной предпосылкой для организации, внедрения ЕГИСЗ («Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»);
  • принятым законом переводится документооборот в электронный формат, включая выписку рецептов, заверенную защищенной электронной подписью врача.

Права пациентов на конфиденциальность, нераспространение информации подтверждены в закон о телемедицине на правовом уровне.

Преимущества телемедицины для медработников

Дистанционное взаимодействие медицинских работников открывает для них новые перспективы и дает ряд преимуществ для лечащего персонала.

Необходимо акцентировать внимание на то, что Государственной Думой сделана поправка к Закону о телемедицине. Устанавливать окончательный диагноз и схему лечения можно только после реального осмотра, очного посещения врача.

Преимущества закона о телемедицине для медработников:

  1. Контакт лечащего врача и пациента круглосуточно. Появляется возможность отслеживать течение болезни, давать советы и рекомендации, корректировать лечение.
  2. Определять частоту очного посещения и осмотра больного.
  3. Новый закон, ЕГИСЗ позволит выбирать и направлять пациента в то лечебное учреждение, где ему будет оказана максимально эффективная помощь.
  4. В процессе оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий появилась возможность в режиме онлайн проводить консультации с коллегами врачами, консилиумы специалистов.

Новый закон о телемедицине существенно повышает качество обслуживания, расширяет возможности, рационализирует работу врача. Режим онлайн консультаций экономит время, как медработников, так и пациентов. Единая система позволяет проводить консилиумы со специалистами более высокой квалификации, узкопрофильной специализации, к примеру, генетиками.

Новые возможности для пациентов

Особенно актуальны консультации медицинских работников для людей, проживающих в отдаленной местности, где нет медицинских центров. Телемедицина в 2018 году открывает перед ними новые возможности в плане профилактики и лечения, приобретении лекарств. Закона о телемедицине в значительной степени повлиял на оперативности принятия и реализации решения о госпитализации, транспортировки и оперативного вмешательства в экстренных случаях. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, получают дополнительные возможности контакта для консультации с наблюдающим их специалистом.

Преимущества закона телемедицины для пациентов:

  • круглосуточный мобильный доступ к обслуживанию пациента в режиме онлайн;
  • возможность предварительной консультации с врачом об уточнении времени очного приема, обследовании;
  • дистанционные консультации предоставляют возможность корректировать процесс лечения;
  • благодаря телемедицине открывается возможность получать электронные рецепты без дополнительного посещения врача;
  • воспользоваться услугами нескольких профильных специалистов, благодаря режиму телекоммуникаций, консилиуму врачей;
  • оптимизировать процесс лечения, в том числе выбирать профильное медучреждение;
  • утвердить или отказаться от оперативного вмешательства;
  • персонифицированный электронный учет позволит получать необходимые справки, выписки, лист нетрудоспособности в электронном виде через личный кабинет пациента;
  • оформлять и оплачивать полис страхования через личный кабинет.

Выписка рецептов основной группы лекарств осуществляется с начала 2018 года, а наркотических, психотропных с 2019 года (1 января). Электронный рецепт пересылают непосредственно в аптеку. Оформляется он на конкретного лицо по диагнозу, подтвержденному защищенной подписью врача.

По закону на пациента возлагается ответственность на внесение достоверных данных в электронную систему телемедицины.

Подготовительная работа к введению телемедицины

Введению нового закона предшествовала длительная подготовительная работа в правом и образовательном поле. Приказом Министерства Здравоохранения в течение 5 лет проводилось обучение работников медицинских учреждений работе с электронной документацией.

Для этого:

  • были организованы специальные курсы;
  • обновлялась техническая база медучреждений;
  • разработано программное обеспечение телекоммуникаций;
  • проводились конференции по телемедицине 2018, семинары.

Создана сеть организаций, реализующих подготовку медицинских работников для работы в системе телемедицины, к примеру, курсы при МГУ В. М. Ломоносова. В институте Дружбы Народов открыта кафедра «Телемедицина и информатизация здравоохранения».

Особое внимание при подготовке закона уделялось разработки обслуживающих IT программ для обслуживания ЕГИСЗ (единой системы регистрации). Оно заключалось в создании защищенных каналов, внедрения стандартов для передачи конфиденциальных данных. Поток медицинской информации, ее обмена между пациентом и врачам, внутри системы здравоохранения проходят только по закрытым каналам.

В единую систему входят все государственные медицинские учреждения. Частные клиники могут быть подключены после регистрации в «Федеральный реестр медицинских организаций», соответствующей его аттестации. Лечение смогут осуществлять специалисты подтвердившие квалификацию, получившие подтверждение в виде разрешения на работу по данной системе. Пациенты регистрируются и получают доступ к ЕГИСЗ через личный кабинет

Для законопроекта о телемедицине в юридически-правое поле внесены правки, уточнения и разъяснения в Федеральный Закон («Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» номер 323).

Ответственность за дистанционное лечение несет персонально врач, оказывающий консультации. Документы на электронных носителях должны храниться минимум год.

Темедицина - шаг в будущее

Несомненно, введение нового закона - это прогрессивный момент в развитии социального общества. Телемедицина в России стала основой для внедрения новых дистанционных систем диагностики, стимулом развития программного обеспечения. В одной из Московских клиник внедрена программа постоянного мониторинга состояния больных перенёсших инфаркт, инсульт. Контроль осуществляется с помощью специального гаджета, который контролирует их состояние, снимает данные сердцебиения, давления, других исходных данных, затем передает их для анализа специалистам.

Внедренная страховая медицина в комплексе с принятым законом о телемедицине, по подсчетам специалистов, сэкономит до 10 %; бюджетных средств. Значительно расширяются рамки возможностей онлайн консультаций у врачей у пожилых граждан, людей с хроническими заболеваниями, проживающих в отдаленных местах.

Повышается оперативность принятия решений, следовательно, шансы на спасение, выздоровление человека.

Видео:

- «Госдума приняла закон о телемедицине»,

К большому сожалению, комментарии и пояснения, которые пишут журналисты в новостях об этой теме, создают достаточно превратное впечатление. Даже у людей, имеющих прямое отношение к информатизации здравоохранения, но не имеющих времени внимательно вычитать и проанализировать текст законодательных изменений, может создаться ощущение, что принят какой-то отдельный федеральный закон, разрешающий применений телемедицинских технологий или выписки рецептов.

Но на самом деле, тут все глубже и сложнее. Попробуем в этом разобраться детальнее.

Во-первых, никакого «закона о телемедицине» Госдума не принимала. Правильнее будет говорить о том, что Госдума рассмотрела и приняла в 3м чтении Законопроект № 174692-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» - http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=174692-7&02 . Назовем его для краткости ФЗ «О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья». Это не самостоятельный ФЗ, а документ, которым вносятся изменения в уже существующие федеральные законы, для того, чтобы информационные системы в здравоохранении получили легальный статус.

Во-вторых, принятый документ регулирует не только телемедицину, но и Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ), которая до этого времени с юридической точки зрения была обозначена только Приказом Минздрава 364 от 28.04.2011 и по сути не была оформлена в правовом поле.

В-третьих, принятие законопроекта Госдумой 21.07.2017 еще не означает, что правовые вопросы, которые были в нем рассмотрены - теперь решены. Вовсе нет. 24.07.2017 Совет Федерации единогласно одобрил принятый Закон, http://www.council.gov.ru/activity/meetings/81831/results/ . Теперь нужно дождаться, чтобы его подписал Президент. Да, на этом этапе как правило никаких существенных изменений уже не происходит и случаи отклонения Президентом принятых законопроектов крайне редки. Но все же - пока с юридической точки зрения ничего не изменилось, нужно ждать окончание всей процедуры и вступление ФЗ в силу.

В четвертых, положения Федеральных законов и изменений в них носят общий, рамочный характер. Даже когда все утвержденные Госдумой и одобренные Советом Федерации изменения будут подписаны Президентом - каких-то разительных изменений это не создаст. После подписания ФЗ должно последовать издание подзаконных актов, которые уточнят и создадут необходимые правовые условия для развития тех или иных процессов, связанных с информатизацией медицины. Согласно сопроводительного документа к направленному в Госдуму законопроекта, Минздрав должен подготовить такие нормативно-правовые акты к ноябрю 2017 г., поэтому лишь к этому времени мы сможем проанализировать и понять более детально, как именно будут с юридической точки зрения отрегулированы отдельные вопросы информатизации. Перечень таких документов:

1. Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения". Определяет: цели, задачи ЕГИСЗ; ее структуру и основные функции; порядок и сроки предоставления информации в систему и доступа к ней; источники и состав сведений, формирование, обработка, ведение и доступ к которым осуществляется с использованием ЕГИСЗ

2. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении Порядка организации и проведения консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, включая правила идентификации участников дистанционного взаимодействия". Определяет порядок организации и проведения консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, включая правила идентификации участников дистанционного взаимодействия

3. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении правил информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)". Определяет правила информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)

4. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении форм и форматов сведений, доступ к которым осуществляется с использованием ЕГИСЗ". Определяет формы и форматы сведений, доступ к которым осуществляется с использованием единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

5. Проект приказа Минздрава России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации». Вносит изменения в следующие приказы Минздрава России:

a. от 20 декабря 2012 г. № 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения",

b. от 1 августа 2012 г. № 54н "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления",

c. от 20 декабря 2012 г. № 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядке оформления указанных бланков, их учета и хранения". Уточняет порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядке оформления этих бланков, их учета и хранения, в том числе в электронном виде

6. Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства". Уточняет порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в форме электронного документа

Но вернемся к принятому ФЗ «О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья» и попробуем проанализировать, какие именно изменения в нем предусмотрены? По сути, там перечислены поправки в 3 уже существующих Федеральных закона:

1. ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (основная часть изменений будет в этом документе)

По направлению телемедицины хорошо все прокомментировано Антоном Владзимирским тут: http://rusplt.ru/society/lechitsya-budem-ponovomu-30266.html , поэтому что-то дополнять или дублировать уже сказанное нет смысла.

Рассмотрим более близкую к нам тему - это ЕГИСЗ и электронные медицинские документы.

По ней вводятся следующие законодательные изменения:

1. В ФЗ-323 вводится понятие «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ), которая создается, развивается и эксплуатируется «…в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения». Интересно, что в Концепции создания ЕГИСЗ, утвержденной Приказом 364, указана совершенно другая цель: «Основной целью создания [ЕГИСЗ] является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи». Очевидно, что после официального вступления изменений ФЗ в силу - потребуется обновление «Концепции создания ЕГИСЗ» или отмена этого приказа. Еще один тонкий момент состоит в том, что в утвержденном ФЗ есть п.12, который утверждает новую редакцию статьи 91, имеющей название «Информационное обеспечение в сфере здравоохранения» и одновременно с этим п. 13, в котором говорится о том, что статью 91 нужно дополнить - но при этом указывается другое ее название - «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения». Так какое именно название статьи 91 будет в новой редакции ФЗ-323? - старое или новое - так и осталось непонятным. Дождемся официальной публикации окончательной редакции этого закона и тогда видимо получим ответ на этот вопрос.

2. Положение о ЕГИСЗ, включая порядок доступа и предоставления информации, порядок обмена данными должно быть утверждено Правительством РФ. Таким образом, ждем разработку и утверждение Постановления Правительства «Об утверждении Положения о ЕГИСЗ», где будут расписаны подробно компоненты системы, операторы, обязанности и другие уточняющие положения. То, что эти детали не нашли отражение в ФЗ - правильно.

3. ЕГИСЗ включает в себя:

a. Сведения федеральных компонентов

b. Сведения о медицинских организациях

c. Сведения о медицинских работниках

d. Сведения о лицах, которым была оказана медицинская помощь, проведена медицинская экспертиза, медицинские осмотры или медицинские освидетельствования

e. Сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения

f. Сведения об организации ВМП

g. Сведения для мониторинга в сфере закупок лекарственных препаратов

h. Сведения об обеспечении граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания

4. ЕГИСЗ обеспечивает ведение федеральных регистров. По этому вопросу тоже видимо стоит ждать уточнение - о каких именно федеральных регистрах идет речь? Раз вопрос рассматривается с юридической точки зрения - то очевидно, что должен быть конкретный перечень этих регистров с утверждением состава собираемой информации, перечнем операторов и их обязанностей, сроками предоставления информации и другими уточняющими вопросами. Пока стоит предположить, что речь скорее всего идет о «Федеральном регистре медицинских организаций» (ФРМО) и «Федеральном регистре медицинских работников» (ФРМР)

5. ЕГИСЗ предоставляет гражданам услуги в сфере здравоохранения в электронном виде через ЕПГУ. Фактически, прописанный в явной форме текст означает, что основным ресурсом, через который будут предоставляться различные электронные сервисы для граждан, является ЕПГУ и личный кабинет пациента «Мое здоровье». Раньше это было понятно из действий и комментарием регулятора, теперь - закреплено законодательно.

6. Поставщиками информации в ЕГИСЗ являются:

a. Уполномоченные ФОИВ (читай - Минздрав)

b. ФОМС и ТФОМСы

e. Уполномоченные РОИВ (региональные Минздравы)

f. Медицинские и фармацевтические организации

g.Организации-операторы иных информационных систем

7. Устанавливается, что при осуществлении медицинской деятельности ведется персонифицированный учет (ПУ) оказанной медицинской помощи. С этим пунктом еще предстоит детально поразбираться с привлечением юристов. Термина «Электронная медицинская карта» (ЭМК) в ФЗ не появилось, хотя, пожалуй, именно он был бы более понятен и удобен в обращении. Следует ли термин «Персонифицированный учет», введенный в ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и используемый теперь в новой редакции ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» воспринимать как полноправный аналог термина ЭМК? Как правильно с юридической точки зрения называть ту информацию, которую медицинские работники собирают в МИС - «Электронная медицинская карта» (понятный врачам) или «Персонифицированный учет» (правильный для юристов)?

8. Разрешается выписка рецептов, в том числе содержащих назначение наркотических или психотропных веществ, в электронном виде с согласия пациента или его законного представителя. Выписка рецептов осуществляется с использованием усиленной квалифицированной подписи лечащего врача или фельдшера. Интересно, что формулировка п. 53 ст.4 содержит явное указание, что рецепт - это «…медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения» и видимо только такой документ можно выписать в электронном виде. Хотя в ст.78 уже говорится не только о лекарственных препаратах, но и о рецептах на медицинские изделия - но их в определении «рецепта» нет. Таким образом, есть нестыковка по рецептам на изделия медицинского назначения и очки в электронном виде: непонятно, так будут суды воспринимать тексты ФЗ как разрешающие такие рецепты или нет? Хотелось бы конечно, чтобы ст.4 содержала более полное и развернутое определение. Решение об использовании электронных рецептов должен будет принять субъект РФ, таким образом - просто утверждение этих изменений на федеральном уровне будет недостаточно, чтобы легализовать электронные рецепты. Для этого нужно будет принять дополнительный подзаконный акт в каждом субъекте РФ, очевидно - по мере готовности этого субъекта к внедрению электронных рецептов. С одной стороны - такая оговорка вполне разумна: уровень развития медицинских ИТ в разных субъектах РФ различный и поэтому окончательное решение на запуск электронных рецептов отдано им на откуп. С другой стороны, это создает лазейку для торможения на местах и риски, что отдельные регионы будут до последнего тянуть с вводом электронных рецептов в эксплуатацию и регулятору придется мониторировать это состояние и прикладывать усилия для исключения неравенства. Обратим внимание, что предусмотрено издание приказа Минздрава России «Об утверждении правил информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)». Он должен быть подготовлен к ноябрю 2017 г. Видимо, в этом документе будут предусмотрены все необходимые детали по данной теме.

9. Разрешается оформление «Информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство» или «Отказа от медицинского вмешательства» в электронном виде. При этом документ должен быть подписан «…гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения» ЕСИА. Вот это интересно конечно - пока сложно представить, как именно с технической точки зрения гражданин или его представитель сможет подписать документ в медицинской информационной системе (МИС) свой электронной подписью, пусть даже и простой. Получается - чтобы согласится на вмешательство или отказаться от него в электронном виде гражданин должен будет «залогиниться» в МИС через ЕСИА и затем дать команду подписи созданного медицинским работников документа. По этой теме ждем приказ Минздрава России «О внесении изменений в приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства», который должен быть готов к ноябрю 2017 г.

10. Граждане получают право по запросу, направленному в электронной форме, получать копии медицинских документов, отражающих состояние здоровья. Порядок и сроки предоставления должны быть установлены Минздравом в виде отдельного подзаконного акта (приказа). Этот пункт, очевидно, как минимум создает правовую основу для доступа к Интегрированной электронной медицинской карте (ИЭМК) через сервис «Мое здоровье» ЕПГУ.

11. Организация оказания ВМП осуществляется с применением ЕГИСЗ. Детали также должны быть разъяснены в отдельном приказе Минздрава.

Со следующего года врачам будет официально разрешено консультировать больных по Интернету, скайпу, телефону. После долгих споров у нас наконец принят о телемедицине. Впрочем, он четко разграничил: первичный диагноз и назначение лечения - только очно. А вот повторным визитам к врачу и наблюдению "на расстоянии" наконец дан зеленый свет.

Удаленно доктор сможет корректировать лечение, следить за состоянием здоровья пациента. Это отличная новость, ведь помощь врача станет доступнее. Особенно для хронических больных, для инвалидов и пожилых малоподвижных пациентов. Им не нужно будет регулярно высиживать в очереди, чтобы, к примеру, получить очередной рецепт на лекарство. Поскольку рецепт, по закону, доктор также сможет выписать дистанционно.

Поможет закон улучшить и качество реабилитации: пациенты, которым сделали сложную операцию в федеральном центре, смогут (по крайней мере в законе эта возможность отражена) связываться из своего региона с лечившими их врачами.

По словам директора НИИ организации здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова, у телемедицины два ключевых направления: врач - врач и пациент - врач. Столкнувшись со сложным случаем, врачи из региональной больницы смогут устроить удаленный консилиум с коллегами из крупного медцентра. Такие возможности, к слову, минздрав организовал еще два года назад. А расшифровку анализов и исследований (МРТ, ЭКГ) теперь разрешается пересылать по электронной почте: может пригодиться для консультации в новой клинике и просто пациенту для самоконтроля.

Опирается новый закон на Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Ее созданием уже лет пять активно занимается минздрав. Со временем она свяжет все больницы, поликлиники и органы управления здравоохранением. Правда, для этого нужно, чтобы Интернет дошел до самого удаленного села. Система всеобъемлюща: от электронной записи к врачу до доступа к электронной истории болезни пациента в любой больнице, куда бы он ни попал на лечение.

Но, понятно, как в любом новом деле, в случае с телемедициной возникает много вопросов. Например, как выстроить систему защиты информации, паспортных данных, адресов пациентов. Впрочем, утечки бывают и сейчас, бумажный документо-оборот тому не препятствует.

И все-таки ключевой спорный момент в другом: многие клиницисты настаивают, что врачу необходим личный контакт с пациентом, по телефону и даже скайпу многое можно просмотреть. Сторонники дистанционки, наоборот, хотели бы большей свободы. Но пока закон довольно строг: никаких "интернет-клиник" с непонятными специалистами и ответственностью. Все дистанционные консультации - только у своего врача, который ставил диагноз и назначал лечение очно. Как это будет организовано в реале (ведь невозможно, чтобы врач принимал звонки и отвечал на электронные запросы круглосуточно семь дней в неделю), еще предстоит прописать в подзаконных документах.

Удаленно можно и результаты исследований посмотреть, и подкорректировать схему лечения.

Конкретно

Что дает пациентам закон о телемедицине

1. Врач сможет выписать, а пациент получить рецепт на нужное лекарство в электронном виде. Причем новый порядок распространяется и на наркотические и сильнодействующие психотропные препараты.

2. Врачи смогут консультировать пациентов дистанционно, проводить консилиумы и консультации с использованием медицинских документов, результатов исследований, полученных по электронной почте.

3. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (или отказ от него) от одного из родителей ребенка-пациента или законного представителя взрослого больного также можно будет получить оперативно в электронном виде.

4. Пациент или его законный представитель сможет отправить в медицинское учреждение запрос и получить медицинские документы, справки, выписки из истории болезни и т.д. (их копии) в электронном виде.

5. Дистанционно разрешено консультировать пациентов по вопросам профилактики, собирать и анализировать жалобы и данные анамнеза, оценивать эффективность диагностики и лечения граждан. Также дистанционно врач вправе принять решение о необходимости проведения очного приема, осмотра и консультации.

6. Что касается непосредственно лечения, новый закон разрешает проводить дистанционные консультации, чтобы контролировать ход ранее назначенной терапии. В первую очередь это касается хронических заболеваний. Если потребуется, доктор сможет корректировать назначения. При этом диагноз и первичные рекомендации по лечению, согласно закону, должны быть установлены на очном приеме.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внедрении в России телемедицины, который позволит гражданам получать консультации лечащего врача по интернету. Упростит или усложнит этот закон получение медицинской помощи в России?

Самое главное: врач не сможет через интернет поставить первичный диагноз и назначить лечение, для этого потребуется только очная консультация. Таким образом, мечты о том, что закон о телемедицине поможет лечиться жителям далеких деревень, првактически лишенных медицинской помощи, полностью разбиты. Зато врач сможет оформить через интернет рецепт, в том числе и на наркотические или психотропные препараты, дать вторичную консультацию и откорректировать лечение, прислать пациенту результаты тестов и анализов, оформить электронный больничный. В будущем планируется, что через портал госуслуг и личный кабинет пациент сможет получать любую медицинскую информацию, делать выписки из истории болезни, отслеживать статус своих медицинских тестов и многое другое.

Предполагается, что для удаленного доступа к консультации врача и своим анализам гражданин России должен быть зарегистрирован на Едином портале госуслуг (в Единой государственной информационной системе, или ЕГИС). Она разработана с учетом строгих требований к защите персональных данных и соблюдению врачебной тайны. И непременным условием для того, чтобы любой гражданин мог обратиться к врачу, является наличие его регистрации в ЕГИС и обязательная явка к врачу для первичной консультации. Это условие, по задумке авторов законопроекта, должно исключить злоупотребление консультациями в интернете непрофессионалами, а также постановку диагноза «по юзерпику».

«Те люди, которые позволяют себе легко консультировать на разных сайтах, просто непрофессионалы, это шарлатаны. Я думаю, мы в дальнейшем тоже будем это все понимать. Ответственный доктор 250 раз подумает, прежде чем что-нибудь сказать и очно, и уж тем более дистанционно», — подчеркнул Дмитрий Морозов, председатель Комитета по охране здоровья.

Напомним, что ранее член экспертного совета при Открытом правительстве, член Общественного совета при Минздраве РФ Владимир Гурдус сообщил, что менее 15% врачей в России готовы оказывать услуги при помощи интернета: «Нельзя не учитывать консервативное врачебное сообщество. На сегодняшний день врачи, которые готовы применять телемедицинскую технологию, пока меньшинство, дай Бог, если 10-15% готовы в своей ежедневной практике применять эту технологию».

Польза или вред?

Эксперты отмечают, что принятие закона о телемедицине в России может создать новые сложности в сфере здравоохранения.

Во-первых, в интернете возможно появление многочисленных деятелей, выдающих себя за высококвалифицированных специалистов. Отличить их от настоящих врачей многим россиянам, особенно пожилым, будет непросто, особенно если они не очень хорошо освоили интернет-технологии. Создатели законопроекта отмечают, что жесткие критерии регистрации врачей и пациентов в ЕГИС, наоборот, должны свести обращения россиян к шарлатанам к минимуму.

Во-вторых, очная явка пациента к врачу все равно будет обязательной. Это по-прежнему может создать сложности для тех граждан, которые проживают в отдаленных районах нашей страны, в которых доступ к медицине затруднен.

В-третьих, как уже отмечалось, далеко не все врачи готовы вести прием и консультирование пациентов через интернет: многие медики отмечают, что новый порядок ведения консультаций не снизит, а, наоборот, многократно увеличит нагрузку на каждого врача.

В-четвертых, пользователи системы ЕГИС отмечают уже сейчас, что доступ к порталу, а также навигация внутри него оставляет желать лучшего. При интегрировании в ЕГИС медицинской информационной системы на первых порах неизбежно сбои и неполадки: россиянам потребуется некоторое время для того, чтобы эта система была откатана. К 2020 году на портале ЕГИС планируется ввести 10 новых медицинских услуг.

Усиленные квалифицированные электронные подписи медработника

Эксперты считают, что необходимость использования усиленной квалифицированной электронной подписи медработника тоже значительно осложнит работу всей системы.

Врачу придется получить усиленную электронную цифровую подпись, причем расходы на ее получение и ежегодное подтверждение наверняка лягут на медицинскую организацию, и очень сомнительно, что фонд социального страхования их компенсирует. Сам порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа будет установлен Минздравом по согласованию с Минтрудом и Фондом социального страхования РФ. Пока он не определен.

«Поскольку я в силу профессиональной деятельности регулярно занимаюсь анализом нормативных правовых актов Минздрава, то вижу признаки усложнения их содержания с точки зрения обыденного понимания. Могу прогнозировать, что порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа будет по объему значительно больше, чем сейчас (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 г. №624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» занимает 13 страниц формата А-4). А поскольку у пациента останется право выбора листка нетрудоспособности в бумажном или электронном виде, то медицинский работник должен будет знать и держать в голове оба порядка оформления.

И последнее: Фонд социального страхования, образно говоря, «отщипывает» деньги на свое содержание из страховых взносов, которые платит работодатель. Почему тогда экспертиза временной нетрудоспособности и оформление листка нетрудоспособности должны проводиться в медицинских организация бесплатно, да еще и при выявленных нарушениях ФСС налагает на них штрафы? Справедливо ли это?» — поделился своими сомнениями управляющий ООО «Центр медицинского права», главный редактор информационного портала pravo-med.ru , медицинский юрист Панов Алексей Валентинович.

Планируется, что в системе ЕГИС будут зарегистрированы и пациент, и медработник, и медицинская организация, которую представляет медработник. Кроме того, предполагается, что будет разработано в электронном виде согласие пациента на обработку его персональных данных. Систему электронных подписей и информированного согласия пациента также планируется включить в систему ЕГИС.

Электронные рецепты

Законопроект предусматривает возможность выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарства, в том числе содержащие наркотические или психотропные вещества, в форме электронного документа. «Выдача рецептов позволит обеспечить строгий учет и контроль выписанных рецептов, а также отпускаемых лекарственных препаратов», — поясняют авторы законопроекта.

При выписке электронные рецепты также будут сопровождаться усиленной электронной подписью не только врача, но и медицинской организации. «При том, что в эту систему должны будут вступить и фармацевтические организации, разумеется», — напомнил глава думского Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов.

Некоторые представители IT-сообщества заявляют о том, что такая защита избыточна и утяжеляет систему. «Мы не можем никоим образом подвергнуть сомнению и каким-то образом создать угрозу или риски для врачебной тайны, для личной тайны, охраны персональных данных, для идентификации пациента», — сказал Морозов.

Юлия Бондарь

Комментарии (7)

    24.07.2017 16:45

    Реми ле Одуэн

    В этой статье не указана еще одна причина сомнительности эффективности сего мероприятия - отсутствие нормальной технической базы. Для всей этой лабуды нужны нормальные компьютеры с хорошим интернетом. А у нас кое-где до сих пор стоят такие старые пни, что даже калькулятор открывается с трудом, я уж молчу про ЕГИСЗ. И да, ЕГИСЗ - тяжеленное полено, от которого пока больше мороки, чем пользы. И перспектива изменения ситуации настолько туманна, что даже смотреть не хочется, потому что в тумане чудища мерещатся.

    26.07.2017 09:28

    Трансфузиолог

    (с) "При выписке электронные рецепты также будут сопровождаться усиленной электронной подписью не только врача, но и медицинской организации".
    Ага, и врач будет бежать за зам. главом, чтобы тот спустился к его к компу и поставил эл. подпись с флешки. Ну а затем врач будет долго выписывать обычный бланк рецепта и сопроводительные бумажки, за которыми необходимо будет придти пациенту на приём:)))
    По мне, как обычно, выделят бабки на IT оснащение, их попилят, а потом скажут, что неудобный сервис и отправят на доработку.

    26.07.2017 14:11

    Старый Ворчун

    Как все глупо и наивно... Сидит врач на приеме и принимает реальную старушку. Тут, у него компьютер активизируется и поступают 3 запроса от виртуальных пациентов. Так, кого врачу обслуживать? Старушку, которая на приеме сидит, и очередь за дверью? Или виртуальных пациентов? При этом, на столе у врача амбулаторной карты виртуального пациента нет. Видимо, предполагается, что врач обладает фотографической памятью и помнит все 2 тысячи пациентов на участке, все их диагнозы, сопутствующие диагнозы, все лечение которое уже проводилось, проводится. Эдакий гипотетический сферический врач в вакууме.
    Вторая проблема - как учитывать виртуального пациента? Является ли подобное оказание помощи посещением? Будет ли оно оплачиваться ОМС?
    Как полиция посмотрит на выписку электронных рецептов на наркотики виртуальным больным? Не потащат ли врача в тюрьму?
    Вопросы, вопросы, вопросы... Ответов на них нет, и в ближайшие 10 лет и не будет.

    26.07.2017 14:21

    Старый Ворчун

    Как идентифицировать виртуального пациента? Может, это и не Петров вовсе, а вражеский лазутчик, который хочет получить охраняемую законодательством врачебную тайну? И другие персональные данные? Что делать. если придет Петров к врачу в своей реальной персоне и "внезапно" заявит, что предыдущие 5 виртуальных посещений были сделаны не им, и никаких рецептов на лекарства он не получал? Мол, какой-то злоумышленник воспользовался порталом госуслуг с левого компьютера и выдал себя за Петрова. Как быть?
    Может больничка и защитила свои компы (сильно в этом сомневаюсь) от неправомерного доступа, но компьютер или смартфон Петрова никоим образом не защищен. Да, и больничка пользуется общими сетями, которые защищены весьма посредственно.
    В целом... все сыро, наивно, глупо... и ни одну из имеющихся проблем не решает, а лишь создает новый клубок сложных проблем, которые надо решать отвлекая силы и средства от реальных проблем здравоохранения.

    30.07.2017 10:58

    Таранов М.

    Есть еще замечательный коммент
    Физиолог Василий Львович Пономаренко: «Когда врачишка консультирует вас о каких-либо болезнях, вы должны понимать, что он пересказывает чужие медицинские сочинения: разработки, гипотезы, результаты исследований/наблюдений, домыслы, бред…, в которых истины нет».

С 2018 года врачам разрешат консультировать пациентов по скайпу или вайберу , – это и многое другое предусматривает вводимая телемедицина. Предлагаем разобраться, что включается в данное понятие, каковы преимущества и недостатки нововведения.

Новые правила диалога

С начала 2018 г. в силу вступят ключевые корректировки, внесенные в закон «Об основах охраны здоровья граждан в России». Главным прорывом закона о телемедицине 2017 (ФЗ-242 от 29.07.2017 ) стала возможность дистанционного консультирования , при котором пациент сможет получить разъяснения специалиста не только по телефону, но скайпу, вайберу, ватсапу и другим доступным мессенджерам.

Важно понимать, что общаться на расстоянии можно будет лишь при соблюдении главного условия – постановка диагноза и назначение лечения были выполнены очно.

Удаленно можно:

    посмотреть и обсудить результаты обследования;

    получить рецепт на ежемесячные лекарства при хроническом заболевании;

    высказать жалобы на состояние здоровье;

    скорректировать схему лечения.

Фундаментом для нововведений стала Единая инфосистема здравоохранения, разработку которой Минздрав осуществляет уже 5 лет. В будущем онлайн-система свяжет все медицинские учреждения по всей стране – больницы, поликлиники, фельдшерские пункты, административный корпус. Правда, для ее запуска требуется довести интернет до самых удаленных уголков страны. Зато в итоге общая система охватит все направления медицинского обслуживания: от записи на прием и онлайн-консультаций до получения рецептов и доступа к электронной карточке (истории болезни) пациента.

На заметку! К проекту телекоммуникационной медицины уже подключены 4,5 тысячи медицинских учреждений по всей стране, в том числе крупнейшие федеральные клиники. Вне доступа остаются всего два региона – Алтай и Чукотка.

Комфорт для пациента

Сегодня получить консультацию через скайп могут только те пациенты, которые застраховались самостоятельно, и при условии, что страховая компания нацелена на организацию подобного формата общения.

По задумке авторов, закон о телемедицине сделает медицинскую помощь доступнее, а ее получение комфортнее, в первую очередь, для людей с хроническими патологиями, инвалидов и тех, кому трудно покидать дом. Именно им приходится каждый месяц записываться на прием (хорошо, если сделать это можно по телефону), добираться до поликлиники и нередко отсиживать в общей очереди, чтобы получить один и тот же рецепт на выдачу льготных лекарств. Каждый рецепт, полученный онлайн, будет содержать усиленную цифровую подпись врача, ведь теперь разрешено выписывать дистанционно сильные наркотические и психотропные лекарства.

Важно! Отказываться от бумажных рецептов пока не планируют: если кому-то удобнее получать бумажку по старинке, пожалуйста. Заставлять становится активными интернет-пользователями не будут.

Новый формат удобен и для пациентов, прооперированных вдали от дома. По возвращении они были лишены возможности связаться с хирургом и лечащим врачом, потому что даже на телефонный разговор у специалиста не всегда есть время – то обход, то плановая операция. Минздрав планирует разработать специальные мобильные приложения и внедрить на сайты больниц отдельные формы, через которые люди смогут получить видеоконсультацию своего врача.

Расшифровку анализов и диагностики, в том числе магнитно-резонансной томографии и электрокардиографии, теперь разрешено отправлять на электронную почту пациента, а значит, не придется повторно ехать в областной центр из удаленного поселка, чтобы узнать результаты.

На заметку! В электронном виде можно будет давать и согласие на операцию ребенка.

По запросу клиники начнут высылать на электронку пациентов различные документы: выписки из истории болезни, справки и т.д.

Прогрессивный закон о телемедицине 2017, если судить по новостям, не делает онлайн-практику безграничной и бесконтрольной. В законе четко прописано, что получать рекомендации человек сможет только у конкретного врача – участкового, или поставившего диагноз, оперировавшего или лечащего специалиста – тех, кто ранее встречался с пациентом лично и назначал лечение. Это значит, что запрет на сомнительные интернет-больницы с непонятными врачами, которые, по сути, не несут ответственности за рекомендации, остается в силе.

Разговор с коллегами онлайн и не только

Телемедицина, законопроект которой активно обсуждался в последние месяцы и был все-таки принят в 2017 году, сделает удобней и общение врачей друг с другом. При необходимости, они смогут организовать телемост или связаться по скайпу с коллегами, чтобы обсудить сложный случай или попросить рекомендации у более квалифицированных специалистов для уточнения диагноза. Подобной возможности ранее врачи из глубинки были по большей части лишены – поддерживать контакты со столичными коллегами на большом расстоянии сложно.

На заметку! Оснастить все клиники оборудованием для проведения онлайн-консилиумов планируют до конца 2018 г.

Врачам также разрешено:

    давать консультации по вопросам профилактики;

    принимать и анализировать жалобы подопечного на состояние здоровья;

    оценивать эффективность проводимого лечения и вносить при необходимости корректировки (менять дозировку или схему приема лекарственных препаратов);

    назначать очные встречи для осмотра и консультации.

О проблемах и недоработках

Как и любое нововведение, телемедицина в России вызывает много вопросов, и основной – как защитить персональные данные: адреса, диагнозы, паспортные данные. Сторонники реформы настаивают: от утечек бумажный документооборот не спасает, напротив, получить данные о любом пациенте при желании на бумаге проще.

Противники уверяют, что качественное лечение невозможно без личной встречи, ведь через монитор легко «не заметить важные детали». Их оппоненты напоминают: а разве при очной беседе до врача доносится вся необходимая информация? Разве сейчас не бывает ошибочных диагнозов и невнимательности со стороны медперсонала?

Как в реальности будет выстраиваться общение врача и пациента, пока непонятно, ведь невозможно, чтобы доктор консультировал 24 часа в сутки всех желающих. Будет это запись на онлайн-прием? Или врач сможет самостоятельно назначать выход в сеть для подопечного?

Сегодня уже точно ясно, что в России принят закон о телемедицине. Он заработает только с 2018 г., но уже сейчас районные поликлиники начали «воспитательный момент» – отменяется запись на прием через регистратуру. Так, в Московской области привычно постоять в очереди к окошку нельзя будет с 1 сентября. В качестве альтернативы привычному способу предлагают записываться через госуслуги , на сайтах больниц или через электронные регистраторы – специальные автоматы, установленные во всех лечебных учреждениях.

На заметку! Минздрав рассчитывает, что масштабный проект «Бережливая поликлиника», реализуемый как часть глобальной реформы, сократит время записи на прием в 5 раз, а ожидание у кабинета специалиста – в 12.

Реализация масштабной реформы здравоохранения продлится до 2023 г. Что из запланированного получится, а что – нет, мы с вами увидим собственными глазами.



Просмотров