Изменения в статье 161 часть 1. Проведение очной ставки. Какие приемы и действия использует следствие для того, чтобы доказать факт грабежа

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки);

2) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

5) адрес места жительства;

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 5. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача

1. Лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

9. Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.

10. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Статья 6. Размер материнского (семейного) капитала

1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250 000 рублей.

2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Пересмотр размера материнского (семейного) капитала осуществляется до перечисления средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Ежегодно не позднее 1 сентября текущего года Пенсионный фонд Российской Федерации информирует лиц, получивших сертификат, о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала - о размере его оставшейся части.

Статья 7. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

5. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении двух лет и шести месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, но не позднее 1 мая текущего года для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала во втором полугодии текущего года или не позднее 1 октября текущего года для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления о распоряжении.

7. В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, указанный в части 4 статьи 6 настоящего Федерального закона, уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

Статья 8. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении

1. Заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

2. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:

1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;

3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;

5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);

6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).

3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления.

4. В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

5. Уведомление заявителей производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

6. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

7. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и учет их в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации, сформированной на основании заявлений о распоряжении. Порядок перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, предусматривающий в том числе периодичность и сроки перевода, объем переводимых средств, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении в соответствии со статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

3. Расходы, связанные с ведением регистра, изготовлением и выдачей сертификатов, а также с обеспечением реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом, осуществляются за счет средств федерального бюджета и учитываются в общем объеме расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в составе расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

4. При исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных с зачислением, использованием и расходованием средств материнского (семейного) капитала, ведется Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

4. Жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.

5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены:

1) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

2) на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;

3) на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

4. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по представленному женщинами, перечисленными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, заявлению о распоряжении могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года

N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 мая 1998 года

N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

2. Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от использования средств (части средств) по указанному направлению при условии осуществления их использования по направлению (направлениям), предусмотренному (предусмотренным) статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

3. Заявление об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии может быть подано в сроки, установленные частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.

4. Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Женщины, перечисленные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, не принявшие решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений.

Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.

2. Установить, что заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 года подается до 1 октября 2009 года.

Президент

Российской Федерации

Анализ ФЗ № 256 -ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

До принятия закона о «материнском капитале, социальная поддержка семьи была на не высоком уровне. Существующие законы не могли выполнять функцию стимулирующих рождаемость и пропагандирующих семейный образ жизни. Поэтому появление закона о «материнском капитале» стало вполне логичным следствием в существующей ситуации. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года. Наиболее важные понятия, которые определяет данный закон:

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных законом;

Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных законом;

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Главный недостаток закона заключается в том, что он рассчитан на второго и последующего детей, что изложено в части 1 статьи 3 данного закона - право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

мужчин, являющихся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в силу, начиная с 1 января 2007 года.

Таким образом, материнский капитал полагается только за второго и последующего детей.

Изначально, материнский капитал устанавливался в размере 250000 рублей. В данный момент он составляет около 365 698 рублей. В этом же законе установлено, что размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Пересмотр размера материнского капитала осуществляется до перечисления средств материнского капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полной объеме либо по частям по следующим направлениям:

улучшение жилищных условий;

получение образования ребенком (детьми);

формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального законам. Распоряжение средствами материнского (семейного капитала) может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениями, установленным настоящим Федеральным законом.

Согласно последним поправкам, часть средств в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, может быть выдана на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. Средства материнского капитала теперь могут использоваться на погашение ипотечного кредита. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении двух лет и шести месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Коротко о том, как можно использовать средства материнского капитала по трем вышеуказанным направлениям. Средства материнского капитала могут быть направлены на приобретение (строительство) жилого помещения. Это осуществляется путем перечисления указанных средств организации, которая осуществляет строительство, также средства материнского капитала могут быть направлены на улучшение уже имеющихся жилищных условий. При этом жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

Жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей и иных членов семьи (совместно проживающие в семье). «Жилищный вопрос» остается острым для многих молодых семей, поэтому возможность использовать средства материнского капитала на покупку жилья является очень существенным моментом. Но остается вопрос - на сколько эта помощь соответствует ценам на жилье в нашей стране? Именно поэтому необходимо увеличивать размер материнского капитала.

Средства материнского капитала могут направляться на получения ребенком образования в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказании соответствующих образовательных услуг, а именно:

на оплату платных образовательными услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;

на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства материнского капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

Образование в нашей стране коммерциализируется, поэтому возможность потратить средства на получения ребенком образования является хорошей задумкой. Из всех направлений, по которым можно потратить средства материнского капитала, этот наиболее реалистичен, так как для покупки жилья средств материнского капитала недостаточно, а формирование накопительной части трудовой пенсии, направлено на социальную поддержку женщин-матерей, но не оказывает социальной поддержке детям.

Последнее направление по которому можно использовать средства материнского капитала - это формирование накопительной части трудовой пенсии. Женщины, которые выбрали это вариант, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии, вправе отказаться от использования средств по указанному направлению.

Принятый государством закон о выплатах материнского капитала семьям с количеством детей больше одного действует уже 10 лет. Закон направлен на увеличение демографического роста, а также на помощь и поддержку многодетных семей. Благодаря мат. капиталу, многодетные семьи могут улучшить качество жизни, оплатить взнос за квартиру, оплатить учебу детям.

Общие сведения

Федеральный закон о материнском капитале был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года, а одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года. Последние поправки к закону о материнском капитале были внесены 28 декабря 2017 года. содержит 13 статей. Этот закон регулирует правоотношения между семьями с детьми и государством. Он регламентирует процессы помощи и поддержки семьям с детьми для обеспечения улучшения качества их жизни.

Краткое содержание Федерального закона номер 256 о доп. мерах гос. поддержки семей:

  • ст. 1 - перечислены другие акты, законы и нормы, регулирующие описываемую область;
  • ст. 2 - дан список терминов и понятий, используемых в законе о мат. капитале и их определения;
  • ст. 3 - оформлена информация о правах граждан на получение дополнительной помощи при рождении детей;
  • ст. 4 - описаны сведения и способы внесения информации о семьях, нуждающихся в помощи и о семьях, получивших поддержку государства в гос. реестр и в фед. регистр лиц;
  • ст. 5 - оформлены способы получения и процесс выдачи особого сертификата для получения материнского капитала;
  • ст. 6 - размеры и суммы мат. капитала, от которых зависит размер денежной суммы;
  • ст. 7 - способы, условия и требования для распоряжения полученными средствами;
  • ст. 8 - порядок и процесс рассмотрения отдельных случаев и порядок рассмотрения всех поданных заявлений;
  • ст. 9 - процесс и причины перевода средств мат. капитала из государственного бюджета в Пенсионный фонд;
  • ст. 10 - система направленности полученных гражданами средств на улучшение жизни и жилищных условий;
  • ст. 11 - система направления полученных гражданами средств на оплату образования детей;
  • ст. 11.1 - система направления полученных гражданами средств на улучшение интеграции в общество и адаптации детей-инвалидов;
  • ст. 12 - система направления полученных гражданами средств на накопление пенсии;
  • ст. 13 - заключительные требования и дополнительные положения настоящего Федерального закона.

Описываемая область регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и другими ФЗ Конституции России, международными нормами, описанными в международных договорах, также могут быть изданы специальные распоряжения от Правительства РФ и от органов самоуправления.

Полагается ли сертификат за первого ребенка?

Материнский капитал выплачивается российским семьям только в случаях рождения второго, третьего ребенка и более. Усыновленные несовершеннолетние также считаются и прибавляются к количеству детей в семье. После принятия Федерального закона 256 и до сих пор анализируют способы выплат за первого ребенка в РФ. Этот вопрос был выдвинут на рассмотрение несколько раз. Семьи с одним ребенком были недовольны, считая, что их права ущемляют. Но идея выдачи средств гражданам с одним ребенком была отклонена. В конце 2017 года Президент РФ издал указ о специальных выплатах пособий, если в семье был рожден или усыновлен первый ребенок. Однако такие пособия не относятся к материнскому капиталу.

Существует ряд определенных причин почему выплаты за первого ребенка не могут относиться к мат. капиталу:

  • Основная цель принятия закона о материнском капитале - это демографический рост. Денежная помощь должна побудить семьи рожать больше и повышать демографический уровень в стране. Если мат. капитал будет выплачиваться после появления в семье первого ребенка - это приведет к демографическому застою;
  • Другой главной целью считается повышение статуса матери. Зачастую беременность и рождение ребенка заставляет женщину вступать в конфликт с начальством, поэтому после рождения первого ребенка матери редко планируют второго, так как могут потерять рабочее место. Капитал призван быть компенсацией, чтобы женщины были уверены в собственном обеспечении и обеспечении ребенка даже будучи безработными;
  • Сумма материнского капитала довольна значительна, бюджета государства не хватит для того, чтобы обеспечить каждую семью с ребенком.

Существуют также другие виды выплат, которые матери первенцев могут использовать. Некоторым женщинам положены пособия по беременности и родам, а также в определенных случаях предложены выплаты по уходу за ребенком.

Размер выплат за второго и третьего ребенка

Выплачивается денежная сумма гражданам с несколькими детьми один раз в жизни. Семья может самостоятельно выбрать дату. Одно из обязательных условий выплаты такого рода средств — ребенок должен был родиться только после 1 января 2007 года. Размер материнского капитала в 2018 году также как и в 2017 составит 453 000 рублей, в связи с тем что в 2015 году Правительством был издан указ о заморозке стоимости мат. Капитала до 2020 года.

После 2020 года произойдет индексация денежной суммы для выплат, но до этого времени сумма останется неизменной. Однако семьям важно знать, что до того как ребенку исполнится 3 года, использование мат. капитала невозможно. Также в 2018 году существует возможность получить единовременную выплату в размере 25 тысяч руб., если сертификат на материнский капитал еще не был потрачен.

Индексация материнского капитала

Причиной индексации материнского капитала является инфляция. Без индексации выплата бы обесценилась. После принятия Федерального закона 256 индексация мат. капитала происходила каждый год. Однако в 2015 году Правительство России объявило о специальной «заморозке материнского капитала» до 2020 года. Поэтому до 2020 года денежная сумма изменяться не будет.

Решение о заморозке было принято в связи с экономическим упадком в стране. Именно поэтому сумма выплаты на 2018 год и до 2020 года будет составлять 453 000 рублей.

Порядок получения выплат

Чтобы получить выплату за второго, третьего и более детей, необходимо соблюдать условия и требования законодательства. Несовершеннолетние должны быть рождены после 1 января 2007 года. Другое условие, которое уже было описано выше - это то, что дети должны быть вторыми, третьими, четвертыми и т. д. в семье. Третье условие - сертификат о получении материнского капитала и государственная помощь еще не были использованы семьей до этого.

Список документов для получения материнского капитала:

  • Удостоверения личности (паспорт);
  • СНИЛС;
  • Свидетельство о рождении ребенка и другие бумаги с доказательством того, что ребенок не гражданин другой страны и родился в России (либо свидетельство об усыновлении);
  • Бумаги, доказывающие, что родитель также является гражданином РФ.

Все документы направляются в соответствующий орган. В течение месяца они проверяются и сотрудниками принимается решение. Срок для получения - около месяца. После этого родителям ребенка высылается сертификат о материнском капитале.

Порядок оформления сертификата:

  • Родители или официальные представители несовершеннолетнего пишут заявление и отправляют его вместе с полным пакетом документов в Пенсионный Фонд;
  • После получения сотрудниками ПФ заявления, они высылают либо по почте, либо по электронной почте ответ. В ответе оформлена информация, что документы были получены и находятся на рассмотрении;
  • В течение месяца работники ПФ проверяют присланные документы, выявляют неточности, несовпадения и в случае необходимости запрашивают другие данные о семье.

В течение пяти дней после принятия решения сотрудники Пенсионного Фонда высылают родителям или законным представителям ответ.

На что разрешено использовать материнский капитал?

Выданную государством материальную помощь для семьи можно потратить только в случаях, которые описаны в законодательстве. Также важно знать, что материнский капитал выдается лицам только в безналичном виде.

Родители или законные представители имеют право потратить выплату на улучшение жилищных условий. Это может быть ремонт, покупка мебели, одежды и т. д. Также для улучшения жизни семьи можно потратить материнский капитал на покупку квартиры. Однако суммы капитала не хватит на покупку даже однокомнатной квартиры. Именно поэтому большое количество российских семей тратят материнский капитал в качестве первоначального взноса на покупку квартиры.

Цель получения сертификата оформляется в заявлении. Это обязательный пункт, так как для собственных нужд, не касающихся ребенка, мат. капитал не может быть выдан. Спустя 2 месяца после оформления всех официальных документов и завершения процесса получения выплаты, Пенсионный Фонд перечислит средства на банковский счет продавца квартиры, застройщику и т. д.

Также можно потратить материнский капитал на покупку машины. Этот вариант используется многодетными семьями, где много маленьких детей или где есть ребенок-инвалид. Следует знать, что покупка машины возможна только если авто отечественной марки и модели.

При помощи мат. капитала можно оплатить:

Еще один способ получения выплаты - накопление пенсии для матери ребенка. Но эту категорию не выбирают, так как есть риск, что мать до пенсии не доживет и не сможет получить средства.



Просмотров