Принятия решения о возбуждении уголовного. О возбуждении уголовных дел. Теория и практика. Основания для возбуждения уголовного дела

Уголовный процесс - это заведение дела согласно установленному УПК в случае выявления преступного деяния. Далее все имеющиеся материалы документируются, такая совокупность документооборота называется судопроизводством. Возбуждение уголовного дела - форма уголовного судопроизводства. На этом этапе уполномоченные или органы государственной власти, узнав о готовящемся либо уже совершенном деянии преступного характера, начинают устанавливать правдоподобность принятой информации. Только после этого принимается решение заводить или отказать в заведении дела.

Возбуждение уголовного дела - это неотъемлемая и обязательная часть уголовного процесса, она всегда начинается с принятия жалобы или указано в ст. 108 УПК. В течение трех дней (в редких случаях больше 10 суток) должна осуществляться проверка всех обстоятельств, в ходе которой будут выявлены следы преступления. Закон гласит, что по каждому поступившему сообщению должно быть вынесено какое-либо решение.

Возбуждение уголовного дела УПК является предусмотренным законом действием реагирования прокурором, судом, следователем или органом дознания, которым стали известны события, содержащие признаки преступления. В постановлении о возбуждении у/д (ст. 146 ч. 2) должны указываться:

  • Населенный пункт (территориальная дислокация, страна, город и.т.д), дата и время вынесения.
  • Кем вынесено постановление (ФИО, классный чин, должность или название органа).
  • Основание и повод в его возбуждении.
  • Номер статьи УК, часть, пункт, признаки которых выявлены в заявлении о материалах проверки.

На основании указанной статьи будет принято правильное решение о Чем раньше начнется возбуждение уголовного дела, тем больше шансов раскрыть преступление «по горячим следам». А запоздалое расследование на поступивший сигнал может привести к серьезным последствиям.

Согласно ст. 178, до выставления постановления запрещается проводить не считая тех, которые не терпят отлагательств. Это обусловлено тем, что после подписания акта о возбуждении процесса на лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, будут применяться меры УПП, что существенно ограничивает свободу и конституционные права человека. Граждане в обязательном порядке подвергаются освидетельствованию, допросам, обыскам, выемкам и другим мерам. Допустимы такие принудительные меры в том случае, когда явно установлены все признаки совершенного деяния и возбуждено у/д в отношении преступника.

Кто имеет право возбуждать у/д?

В обязанности прокурора входит: надзор за необоснованностью отказа либо возбуждения у/д, соблюдение порядка и сроков рассмотрения поступивших жалоб. Поэтому закон требует, чтобы прокурору в течение суток после подписания постановления была направлена его копия. В случае выявления несоответствия он вправе отменить уже принятое решение следователем либо органом дознания. Порядок возбуждения уголовного дела должен строго соблюдаться.

В данном материале рассмотрим, какие сроки возбуждения уголовного дела применяются в текущем году, какие корректировки произошли на законодательном уровне, а также разберемся в причинах для начала уголовного делопроизводства. Рассмотрим, какие нюансы необходимо написать в заявлении, процедуру возбуждения и расследования уголовного дела поэтапно.

Основания для уголовного делопроизводства

В ст. 140 УПК РФ перечислен список оснований для открытия уголовного делопроизводства и преследования. Список поводов таков:

  • заявление о совершенном преступном акте в устном или письменном виде с указанием конкретного заявителя, ст. 141 УПК говорит, что анонимное заявление не допускается в роли основания для ведения уголовного дела;
  • явка с повинной преступника, это добровольное заявление гражданина об осуществленном им опасном деянии, которое может быть предоставлено как устно, так и письменно, такое чистосердечное признание может служить в качестве смягчающего обстоятельства при вынесении приговора судом;
  • уведомление об имевшем место или планируемом преступном акте, полученное из достоверных источников, тогда обязан быть написан рапорт;
  • постановление прокурора о пересылке материалов дела в учреждение предварительного следствия, данная мера необходима с целью решения вопроса о преследовании.

Сроки возбуждения уголовного делопроизводства

Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения:

  • Гражданин должен написать заявление об осуществленном опасном действии в отношении самого гражданина или иных лиц, имущества или интересов. Параллельно слова фиксируются в протоколе, затем гражданин должен поставить на нем свою подпись и подтвердить его правдивость.
  • Сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю его права и ответственность, юридические последствия и риски уголовного наказания при даче заведомо ложных сведений.
  • Гражданину выдается талон о факте принятия заявления с указанием даты и времени. Также фиксируется должность и ФИО ответственного сотрудника, который будет вести данное делопроизводство.
  • По факту принятого заявления выполняется проверка. На протяжении 3 суток следователь или ответственное лицо должен вынести вердикт, при этом данный период может продлеваться до 10 дней или до 30 дней при принятии решения ответственным органом. В основном срок продлевается по преступлениям экономической и налоговой квалификации. Причиной этому является то, что требуется получение документов от налоговой инспекции и иных органов доя нахождения подтверждений опасного деяния.
  • Через данный период выносится вердикт: возбуждение делопроизводства, отказ от начала делопроизводства, направление делопроизводства по соответствующей последовательности. Дело может перенаправляться в иную инстанцию, если, например, преступный акт был осуществлен на границе с иным районом, или если дело причисляется к категории частного обвинения (намеренное нанесение легкого вреда и прочее).
  • Гражданин получает уведомление о принятом вердикте. Если уголовное делопроизводство начато, заявитель оперативно об этом извещается.
  • Начало досудебного следствия.

Отметим, что непосредственно со дня открытия уголовного дела появляется подозреваемый гражданин.

Сроки ведения следствия

Моментом для открытия дела и проведения расследования становится распоряжение о возбуждении уголовного делопроизводства. По категории дел частного и частно-публичного обвинения необходимо письменное заявление пострадавшего или его легального представителя. Стандартный срок выполнения мер предварительного следствия равен 2 месяцам с дня начала ведения дела, об этом гласит ст. 162 УПК РФ.

Эта статья также прописывает, что срок может быть пролонгирован:

  • до 3 месяцев в случае вынесенного руководителем следственного ведомства решения;
  • до 12 месяцев при возникновении особых трудностей в процессе расследования;
  • на больший срок при наличии существенных оснований председателем следственного органа РФ, начальниками следственных ведомств и их заместителями.

Все меры в ходе предварительного следствия в обязательном порядке фиксируются в протоколе. В момент, когда выносится постановление о привлечении гражданина к ответственности в роли обвиняемого, он переквалифицируется в иной статус – из подозреваемого в обвиняемого. До данного момента он пребывал в следственном изоляторе или на свободе, на данном этапе он вызывается и ему выставляется обвинения по определенной статье. Происходят данные этапы в течение 2 месяцев со дня возбуждения делопроизводства.

Алгоритм действий следующий:

  • после возбуждения дела проводится предварительно следствие и сбор доказательной базы;
  • вынесение постановления о присвоении статуса обвиняемого гражданину, в постановлении обязательно проставляется дата и место формирования документа, данные ответственного лица и обвиняемого, прописывается описание преступного деяния со всеми существенными обстоятельствами, указывается статья УК РФ, по которой прописана соответствующая мера наказания, также должен быть прописан пункт о рассмотрении субъекта в качестве обвиняемого;
  • на протяжении 3 дней обвиняемый должен быть уведомлен о вынесении распоряжения администрацией изолятора или вызовом для проведения допроса;
  • в присутствии адвоката обвиняемому выдвигаются обвинения и зачитываются его права, после чего и адвокат, и обвиняемый ставят свои подписи на постановлении, если гражданин отказывается ставить подпись, об этом ставится соответствующая отметка;
  • обвиняемому и его адвокату передается копия документа, также она пересылается прокурору, затем выполняется допрос обвиняемого по ст. 173 УПК РФ, в ходе которого оформляется протокол, при отказе от допроса фиксируется пометка;
  • затем проводится сбор доказательной базы, служащей подтверждением обвинения (дознания, сбор показаний свидетелей, экспертизы и обследование места осуществления преступного акта);
  • после сбора доказательств оформляется заключение обвинения, а расследовательные меры прекращаются и начинается следующий этап делопроизводства.

Сроки ознакомления с материалами

Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация:

  • Постановление о начале уголовного делопроизводства. Данная стадия предполагает наличие подозреваемого, однако обвинения еще нет и требуется сбор доказательной базы.
  • Постановление о переводе подозреваемого в статус обвиняемого. На данной стадии разъясняются права и ответственность, проводится допрос, поскольку сотрудники следственного органа должны доказать факт совершения преступления конкретным гражданином.
  • Обвинительное заключение выступает ключевым документом, после чего обвиняемого должны ознакомить с материалами дела и зафиксировать данные действия в протоколе. Данный документ включает описательную и резолютивную части, также к нему прикладывается перечень граждан, требуемых для вызова на заседание по рассмотрению дела в суде. Прикладываются справки о вещдоках, наличии гражданского искового заявления, предпринятых мерах обеспечения данного иска, конфискации собственности, судебных затратах и прочем.

В связи с этим период ознакомления с материалами дела фактически не лимитирован.

На видео о сроках уголовного делопроизводства

Из данного материала вы узнали, каковы сроки возбуждения делопроизводства по уголовным делам. В большинстве случаев данный срок составляет 3 дня, однако при усложнении расследования он может пролонгироваться до 10 или 30 дней для выяснения всех обстоятельств. Сроки возбуждения уголовного делопроизводство четко регламентированы. Основанием для начала ведения дела становится заявление и решение о возбуждении дела.

§ 4. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

§ 1. Сущность и задачи возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела – это первая стадия уголовного процесса, в которой дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор принимают и проверяют заявление или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным кодексом, выносят решение о необходимости производства предварительного расследования по уголовному делу в связи с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче заявления по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд.

Стадия возбуждения уголовного дела предшествует стадии предварительного расследования. Ее основная задача – обеспечить быстрое реагирование на каждое преступление и создать возможность для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств происшедшего. Уголовное дело должно быть возбуждено в каждом случае, когда существует хотя бы самая малая вероятность того, что было совершено преступление. С момента возбуждения дела приводится в действие механизм уголовного преследования, и орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор получают возможность использовать все предусмотренные законом способы и средства в целях обеспечения прав и законных интересов граждан и установления объективной истины.

Возбудить уголовное дело вправе прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора. Причем принятие такого решения – это не только право указанных органов, но и их обязанность: дело должно быть возбуждено в каждом случае обнаружения признаков преступления.

Прокурор может возбудить уголовное дело о любом преступлении.

Следователь вправе ходатайствовать перед прокурором о возбуждении уголовного дела, когда информация о преступлении поступила непосредственно к нему или когда он сам обнаружил признаки преступления (например, при производстве следствия по другому преступлению). Обычно им возбуждаются дела, подследственные ему по родовому и территориальному признакам.

Орган дознания обращается к прокурору с ходатайством о возбуждении уголовного дела в случае, когда необходимо произвести неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК). Дознаватель ходатайствует перед прокурором о возбуждении уголовного дела, расследование по которому проводится в форме дознания.

В соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

Никакие другие органы не вправе возбудить уголовное дело. Они могут лишь ставить вопрос о принятии такого решения перед прокурором, следователем или дознавателем, что рассматривается как повод к возбуждению уголовного дела.

Не наделен таким правом и суд, т. к. это несовместимо с осуществляемой им функцией отправления правосудия. Если в ходе судебного разбирательства обнаруживаются признаки другого преступления, возбудить уголовное дело по этому факту может прокурор.

§ 2. Поводы и основание к возбуждению уголовного дела

Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать получение дознавателем, органом дознания, следователем или прокурором из указанных в ч. 1 ст. 140 УПК источников сведений о готовящемся или совершенном преступлении.

Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение уголовно-процессуальных отношений. С его появлением у указанных органов возникает юридическая обязанность принять заявление (сообщение) о совершенном или готовящемся преступлении, проверить его и вынести соответствующее решение, уведомив о нем заявителя.

Однако не каждое заявление (сообщение) о преступлении, полученное дознавателем, органом дознания, следователем или прокурором, является поводом к возбуждению уголовного дела, т. к. не все эти заявления (сообщения) влекут правовую обязанность по их рассмотрению и разрешению. Для возникновения такой обязанности необходимо, чтобы сведения о преступлении были получены из перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК источников.

Заявление о преступлении – самый распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Правом обратиться к дознавателю, органу дознания, следователю или прокурору с заявлением о совершенном или готовящемся преступлении пользуется любой гражданин, а не только тот, который пострадал от этого преступления. Вместе с тем ст. 20 УПК устанавливает, что уголовные дела частного обвинения могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего и его законного представителя (ч. 2), а дела частно-публичного обвинения – по заявлению потерпевшего (ч. 3). В соответствии же с ч. 4 этой статьи прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, преследуемом в частном или частно-публичном порядке, и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

Согласно ст. 141 УПК, заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде. Анонимные заявления о преступлении не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Поэтому письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление о преступлении заносится в протокол, который также должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Кроме этого, протокол принятия устного заявления должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих его личность.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом лица, получившего данное сообщение, об обнаружении признаков преступления.

Сигналы о преступлениях, поступившие в органы внутренних дел по телефону, должны быть зарегистрированы в журнале. Если лицо, сделавшее такое сообщение, установлено, у него отбирается письменное заявление или составляется протокол приема устного заявления. Если же телефонный звонок был анонимным, поводом к возбуждению уголовного дела в случае принятия такого решения будет указанное в п. 3 ст. 140 УПК сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Второй повод к возбуждению уголовного дела – явка с повинной – представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК).

Для того чтобы такое сообщение могло быть признано явкой с повинной, необходимо наличие двух обязательных условий: во-первых, гражданин должен указывать на свои собственные действия и, во-вторых, указывать на эти действия как на преступные, т.е. он должен признавать свою вину в совершении преступления. Поэтому если, например, водитель сообщает, что он участвовал в дорожно-транспортном происшествии, но отрицает свою вину в нем, явки с повинной не будет.

Определяющим признаком явки с повинной является добровольная передача себя в руки правосудия. Исходя из этого следует признать, что она будет не только тогда, когда гражданин лично явился к дознавателю, следователю или прокурору, но и тогда, когда сообщение было сделано им по почте, телеграфу, телефону (если, конечно, им указаны все данные, устанавливающие его личность и позволяющие в любой момент встретиться с ним и получить подтверждение полученных сведений).

В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в том же порядке, что и заявление о преступлении, поданное иным лицом. В заявлении или протоколе нужно указать, когда, где, каким образом и при каких обстоятельствах совершено преступление, какими данными оно подтверждается, каковы мотивы, побудившие лицо явиться с повинной, и т. п.

Явка с повинной имеет не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-правовое значение: она является обстоятельством, смягчающим ответственность, а в указанных в законе случаях – и основанием для освобождения лица от уголовной ответственности или наказания.

Третьим поводом к возбуждению уголовного дела является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Таковым, в частности, являются сообщения учреждений или организаций, а также должностных лиц. Эти сообщения должны быть сделаны в письменной форме в виде служебного письма или заверенной телеграммы, телефонограммы, радиограммы. К ним могут быть приложены находящиеся в распоряжении отправителя документы, которыми подтверждаются обстоятельства совершенного преступления. По делам, возбуждаемым лишь по жалобе потерпевшего, такие сообщения представляют источник первичных сведений; поводом же к возбуждению уголовного дела они могут быть только тогда, когда на попечении этих учреждений и организаций находится несовершеннолетнее лицо, пострадавшее от данного преступления.

Под эту же категорию подпадает и сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации (печати, радио, телевидении и др.), о котором говорится в ч. 2 ст. 144 УПК. Характерным для этих источников является то, что содержащиеся в них сведения не адресуются непосредственно прокурору, следователю или органу дознания; они в первую очередь рассчитаны на привлечение внимания общественности, в том числе и лиц, наделенных правом возбуждать уголовное дело. Формы подачи материала средствами массовой информации могут быть самыми различными (статья, очерк, репортаж, интервью, фельетон, документальный фильм и т. п.).

Рассматриваемым поводом к возбуждению уголовного дела охватывается также выявление дознавателем, следователем, прокурором информации о преступлении по собственной инициативе. Так, орган дознания может выявить признаки преступления при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, дознаватель и следователь – при расследовании других уголовных дел, прокурор – при осуществлении надзора за соблюдением требований закона юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов и т. п.

Кроме того, рассматриваемый повод будет и тогда, когда заявления и сообщения о преступлениях не соответствуют установленным для них законом требованиям. Например, прокурор при наличии определенных условий может возбудить уголовное дело о преступлении, преследуемом в порядке частного обвинения, и без жалобы потерпевшего. В этих и некоторых других случаях поводом к возбуждению дела будет непосредственное обнаружение признаков преступления лицом, принимающим такое решение.

Для возбуждения уголовного дела, помимо повода, необходимо и основание. Таким основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).

Если в имеющихся в распоряжении прокурора, следователя или органа дознания данных содержится информация о деянии, которое не является преступлением, уголовное дело не может быть возбуждено. Так, недопустимо возбуждение уголовного дела на основе сведений об антиобщественных мыслях и установках лица, если они не были воплощены в конкретном преступном деянии. Не может считаться обоснованным и возбуждение дела при наличии данных о противоправных, но уголовно ненаказуемых деяниях (административных проступках, гражданских правонарушениях и т. п.). Нельзя возбуждать уголовное дело и в случаях, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Вместе с тем для возбуждения уголовного дела достаточно, если имеющиеся сведения характеризуют содеянное лишь в общих чертах. Так, для принятия такого решения не обязательно устанавливать лицо, совершившее деяние, форму его вины и т.п. Выявление этих обстоятельств является задачей расследования. Для возбуждения же уголовного дела вполне достаточно данных, свидетельствующих о наличии объективных признаков (объекта и объективной стороны) преступления.

Причем наличие этих признаков нет необходимости устанавливать достоверно. Уголовное дело должно возбуждаться даже при наличии минимальной степени вероятности того, что преступление действительно было совершено. В ходе дальнейшего производства это предположение может не подтвердиться, и дело будет прекращено. Но это не означает, что оно было возбуждено неосновательно. Прекращение дела – это нормальный (один из возможных) результат расследования, соответствующий задаче установления истины.

Обязательным условием законного возбуждения уголовного дела служит также отсутствие обстоятельств, исключающих принятие этого решения (ст. 24 УПК).

§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК). Это значит, что они не вправе отказать в приеме и регистрации информации о преступлении по каким бы то ни было мотивам.

Срок принятия решения по поступившему заявлению – трое суток. Однако согласно ч. 3 ст. 144 УПК прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить срок рассмотрения сообщения о преступлении до десяти суток. Этот срок является окончательным и продлен быть не может. Поэтому если в десятисуточный срок так и не удалось установить, имеется ли основание к возбуждению уголовного дела, оно должно быть возбуждено и наличие или отсутствие такого основания должно выясняться уже в ходе предварительного расследования. Если же наличие в деянии признаков преступления в процессе расследования не подтвердится, принимается решение о прекращении уголовного дела в соответствии с п. 1 ст. 24 УПК.

Лицу, заявившему о преступлении, выдается документ о принятии сделанного им сообщения о преступлении к рассмотрению с указанием данных о лице, принявшем это сообщение, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК). Если в приеме сообщения о преступлении отказано, то такой отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК (ч. 5 ст. 144 УПК). Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения подается в суд и рассматривается судьей в порядке, установленном ст. 318 УПК (ч. 6 ст. 144 УПК).

В соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК, по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку по поручению прокурора проводит орган дознания или следователь. Редакция либо главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сделанное сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Единственное исключение сделано для лиц, поставивших условие о сохранении в тайне источника информации: сведения о них не сообщаются прокурору, следователю, органу дознания.

Каждое заявление или сообщение о преступлении должно быть проверено. Способы такой проверки законом прямо не закреплены. Безусловно, в целях собирания и проверки сведений до возбуждения уголовного дела могут быть использованы так называемые "иные процессуальные действия" (ч. 1 ст. 86 УПК): получение объяснений; требование представить соответствующие предметы и документы, которые могут установить необходимые по делу сведения; требование произвести ревизию или документальную проверку. В качестве способа получения информации, необходимой для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, следует признать и представление предметов и документов любыми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Особого внимания заслуживает вопрос о возможности производства следственных действий до возбуждения уголовного дела. По общему правилу, их производство в первой стадии уголовного процесса не разрешается. Но из этого правила есть исключения: до возбуждения уголовного дела может быть произведен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), а также освидетельствование и назначение судебной экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК).

§ 4. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

В соответствии со ст. 145 УПК по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд.

Последнее решение не является завершающим для данного этапа процесса; оно принимается тогда, когда орган, к которому поступило заявление или сообщение, не компетентен возбудить или отказать в возбуждении уголовного дела. Например, если дознаватель, получивший сведения о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие, не сочтет необходимым производить неотложные следственные действия, он передает заявление следователю с тем, чтобы тот сам принял решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Точно так же может поступить и следователь в случае поступления к нему заявления о преступлении, которое ему неподследственно (ст. 151 УПК), либо о преступлении, преследуемом в порядке частного обвинения. Однако при вынесении такого решения орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор обязаны принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст.1 45 УПК).

О возбуждении уголовного дела дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах своей компетенции принимают соответствующее решение, о чем выносят постановление, которое состоит из трех частей: вводной, описательной (описательно-мотивировочной) и резолютивной. Во вводной части указывается дата, время и место вынесения постановления, кем оно вынесено. В описательной (описательно-мотивировочной) части излагаются повод и основание для возбуждения дела. В резолютивной части содержится решение о возбуждении уголовного дела, а также указывается пункт, часть, статья уголовного кодекса, на основании которой возбуждается уголовное дело.

Поскольку для возбуждения уголовного дела необходим и достаточен вероятный вывод о наличии преступления, квалификация этого преступления в большинстве случаев также является предположительной. Так, обнаружение трупа с признаками насильственной смерти может дать основание для предположения, что смерть потерпевшего явилась результатом убийства (ст. 105 УК РФ), причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ), терроризма (ст. 205 УК РФ) и т.п. Поэтому в постановлении о возбуждении уголовного дела следует указывать ту квалификацию, которая представляется наиболее вероятной в данном случае.

Если расследовать преступление будет то же лицо, которое приняло решение о возбуждении уголовного дела, выносится единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. В остальных случаях в резолютивной части постановления нужно сделать отметку о том, что уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности (ч. 3 ст. 146 УПК).

Постановление следователя или дознавателя о возбуждении уголовного дела, в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК, должно незамедлительно направляться прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случаях производства отдельных следственных действий по закреплению преступления и установлению лица, его совершившего (как уже отмечалось, такими действиями могут быть осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), – соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь или дознаватель в тот же день уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Если уголовное дело возбуждают капитаны морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК).

В соответствии со ст. 147 УПК уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 20 УПК (дела частно-публичного обвинения) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Однако прокурор вправе возбудить уголовное дело о таком преступлении и при отсутствии жалобы потерпевшего в случаях, если потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. Производство по этим делам ведется в таком же порядке, что и по другим делам.

Согласно ст. 149 УПК после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:

1) прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования (дознания либо предварительного следствия):

2) следователь приступает к производству предварительного следствия;

3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, расследование которых осуществляется в форме дознания (ч. 3 ст. 150 УПК), производит дознание.

Согласно ст. 148 УПК прокурор, следователь или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела при отсутствии основания для его возбуждения. Сопоставление этой нормы с ч. 2 ст. 140 УПК, которая содержит определение основания для возбуждения уголовного дела, позволяет утверждать, что отказ в возбуждении дела возможен, когда отсутствуют достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Отказ в возбуждении дела по иным мотивам ("ввиду нецелесообразности" и т. п.) недопустим.

Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, допускается лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК). Иными словами, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по данному основанию должно быть указано, в чьих действиях отсутствует состав преступления.

Поскольку отказ в возбуждении уголовного дела исключает дальнейшее производство, основания для принятия такого решения должны быть установлены достоверно.

В соответствии с ч. 2 ст. 148 УПК при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Если о совершении преступления было сообщено средством массовой информации, но это сообщение при проверке не подтвердилось, сведения об отказе в возбуждении уголовного дела подлежат обязательному опубликованию (ч. 3 ст. 148 УПК).

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела оформляется мотивированным постановлением прокурора, следователя или дознавателя. В описательной части этого постановления должны быть приведены аргументы, подтверждающие вывод о наличии одного из обстоятельств, исключающих производство по делу. В резолютивной части формулируется решение об отказе в возбуждении уголовного дела и указывается порядок его обжалования. Копия этого постановления в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

Если прокурор признает отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, то он отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в установленном порядке либо возвращает материалы для дополнительной проверки.

Если же жалобу рассматривает суд, то судья, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя (ст. 148 УПК).

Жогин Н. В., Фаткуллин Ф.Н. Возбуждение уголовного дела. М., 1961.

Кузнецов Н. П. Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела. Воронеж, 1983.

Михайленко А. Р. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Саратов, 1975.

Яшин В. Н., Победкин А. В. Возбуждение уголовного дела. Теория, практика, перспективы. М., 2002.

— это начальная стадия уголовного процесса, на которой уполномоченные законом должностные лица должны установить наличие законного повода и основания для производства по уголовному делу, то есть наличие данных, указывающих на признаки состава преступления. Результатом этой стадии является постановление о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела. Возбуждение уголовного дела дает право лицу ведущему расследование проводить любые следственные действия предусмотренные УПК.

Право на возбуждение уголовного дела

Возбудить уголовное дело вправе только должностным лицам правоохранительных органов. Возбуждение уголовного дела лицом, не уполномоченным на это влечет недопустимость в качестве доказательств всех собранных по уголовному делу доказательств. Данное нарушение процессуального закона является существенным.

По большинству преступлений право возбудить уголовное дело предоставлено органу дознания (дознавателю), органу предварительного следствия (следователю), руководителям этих органов и подразделений.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела возможно лишь при наличии поводов и оснований для начала уголовного процесса.

Поводом для возбуждения уголовного дела являются:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников, включая средства массовой информации

Из сказанного следует, что при поступлении в правоохранительные органы перечисленных поводов для возбуждения уголовного дела, следователь, дознаватель должен проверить, есть ли основания для возбуждения уголовного дела.

Заявление о совершенном преступлении должна содержать сведения о лице, которое его подает, описание обстоятельств совершения преступления, место и время его совершения, характер и размер причиненного ущерба, сведения о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за ложный донос, каким должностным лицом принято заявление.

Заявление должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке. Нередко сотрудники правоохранительных органов не регистрируют заявления и сообщения о совершенном преступлении, чтобы не портить статистику раскрываемости. В этом случае они проводят предварительную проверку, розыскные мероприятия и при установлении виновного лица регистрируют заявление потерпевшего.

Основания для возбуждения уголовного дела

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие в фактах, изложенных в заявлении (сообщении) наличия состава преступления.

На практике эта стадия выглядит так. Гражданин приходит в дежурную часть отдела полиции и делает заявление о совершении преступления. Его регистрируют и передают дежурному следователю (дознавателю). Последний составляет протокол об отобрании устного заявления о свершении преступления, предупреждает заявителя об ответственности за заведомо ложный донос под роспись. После этого у заявителя берутся объяснения. Нередко эту процедуру поручают оперативному сотруднику уголовного розыска или участкового. Тогда эти должностные лица собирают соответствующий материал и при наличии признаков состава преступления передают его в следственный отдел или отдел дознания. Руководители этих подразделений передают материал конкретному следователю или дознавателю и тот при наличии в материалах проверки признаков состава преступления выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

Иногда о совершенном преступлении правоохранительные органы узнают из средств массовой информации, из сети Интернет. В таких случаях материал по сообщению из средств массовой информации передается следователю (дознавателю) для принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела.

Если сообщение о совершении преступления поступило по телефону, то по прибытии на место совершения преступления должностное лицо правоохранительных органов обязано составить протокол принятия устного заявления. Только с этого момента орган дознания может проводить неотложные следственные действия.

О порядке рассмотрения сообщения о совершенном преступлении в соответствии с новой редакцией ст.144 УПК РФ читайте здесь.

Решения принимаемые по заявлениям и сообщениям

Стадия возбуждения уголовного дела завершается постановлением о возбуждении уголовного дела. УПК устанавливает определенные требования к оформлению этого процессуального документа. В постановлении о возбуждении уголовного дела указывается дата его составления, поводы и основания для возбуждения уголовного дела, кем оно вынесено, квалификация состава преступления, признаки которого усматриваются из сообщения, заявления и материалов проверки.

Если следователь (дознаватель) не установит в материалах проверки состава преступления то выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В случаях, когда следователь (дознаватель) установит, что в действиях лица имеются признаки состава преступления, которое ему не подследственно, он выносит постановление о передачи материалов проверки по подследственности.

О принятии любого из указанных решений уведомляется заявитель и ему разъясняется право обжаловать постановление в течение 10 дней.

Уголовные дела относящиеся к категории частно -публичных, возбуждаются только по заявлению потерпевшего и прекращению за примирением не подлежат.

Уголовные дела частного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего и прекращаются за примирением сторон или по заявлению потерпевшего. Дознание или следствие по делам частного обвинения не проводятся. Потерпевший подает заявление непосредственно мировому судье, а последний выносит постановление о принятии дела к своему производству, это постановление и является своего рода актом возбуждения уголовного дела.

Постановление о возбуждении уголовного дела может быть обжаловано прокурору или в суд в порядке ст.123 УПК РФ.

После возбуждения уголовного дела следователь (дознаватель) приступает к расследованию. С этого момента по делу могут проводиться все необходимые следственные действия.

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»

«Возбуждение уголовного дела»

3. Процессуальный порядок принятия и рассмотрения сообщения и заявления о преступлении.

1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела.

Досудебное уголовное судопроизводство России включает в себя две стадии: возбуждение уголовного дела и предварительное расследование преступлений (уголовных дел).

Возбуждение уголовного дела - это первая стадия уголовного процесса, в которой соответствующее должностное лицо принимает и проверяет заявление или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным кодексом, выносит решение о необходимости производства предварительного расследования по уголовному делу в связи с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче заявления по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд.

Проанализируем данную стадию уголовного процесса, которая, как и любая стадия характеризуется определенными признаками.

1. Сущность данной стадии заключается в проверке сообщения о преступлении и установлении наличия или отсутствия оснований для начала официального производства по уголовному делу. Данная стадия самостоятельна и является обязательной. Хотелось бы отметить, что долгое время отечественный уголовный процесс не знал такой стадии, она была введена только в УПК РСФСР 1960 года.

2. Участники стадии возбуждения уголовного дела. Круг участников специфичен, во-первых, это властные субъекты; во-вторых, и другие участники уголовного процесса. Согласно ч. 1 ст. 145 УПК РФ обязанность возбуждения уголовного дела лежит на дознавателе, органе дознания, следователе и руководителе следственного органа. В определенных случаях прокурор и суд также входят в данный круг участников.

Так, прокурор вправе истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела; передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи. Прокурор не уполномочен самостоятельно возбуждать уголовное дело, но он вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Кроме того, должностные лица, принявшие соответствующее решение в стадии возбуждения уголовного дела ставят прокурора в известность о принятом решении путем направления копии постановления, прокурор также подписывает статистическую карточку форма № 1 на выявленное преступление. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2011 № 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" детально регламентирует действия прокурора по обеспечению законности и обоснованности решений, принимаемых в данной стадии.

Участие суда обусловлено возможностью обжалования участниками уголовного процесса решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела или в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица или когда эти решения затрудняют доступ граждан к правосудию.

Судье (или суду как коллегиальному органу) уголовно-процессуальным законом не предоставлено право возбуждать уголовное дело, поскольку это решение связано с реализацией функции обвинения (уголовного преследования).

Указанные властные субъекты вступают в правовые отношения с заявителем, лицом, совершившим уголовно-наказуемое деяние и другими лицами. Юридическим фактом возникновения данного рода отношений считается поступление в правоохранительные органы сообщения о готовящемся или совершенном преступлении.

3. Основная задача стадии возбуждения уголовного дела - выяснение законности повода и оснований к возбуждению уголовного дела и принятие соответствующего решения. Тем не менее, обеспечение быстрого реагирования на каждое преступление и создание возможности для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств происшедшего также имеют место быть. С момента возбуждения дела приводится в действие механизм уголовного преследования, и орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа получают возможность использовать все предусмотренные законом способы и средства в целях обеспечения назначения уголовного судопроизводства.

4. Сроки стадии возбуждения уголовного дела характеризуются их кратковременностью. Так, первоначальный срок для принятия решения не более 3 суток, который может быть продлен в первый раз до 10 суток, а второй до 30 суток, о чем более подробно будет изложено в третьем вопросе нашего занятия.

5.Значение стадии возбуждения уголовного дела состоит в следующем:

Обеспечение законности, обоснованности возбуждения уголовного дела, следовательно, препятствует незаконному расследованию преступлений;

Данная стадия означает официальное начало уголовного преследования, т.е. определяет границу между непроцессуальной деятельностью по обнаружению преступлений и совершивших их лиц специальными методами (мероприятиями оперативно-розыскной деятельности) и процессуальной деятельностью по установлению фактических обстоятельств совершения преступлений и виновности лиц, их совершивших. Как вы помните, из предыдущих лекций, оперативно-розыскная информация может применяться в качестве доказательств только при законном ее предоставлении в соответствии с Инструкцией;

Защита прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступления и лиц, которые могут необоснованно и незаконно подвергаться уголовному преследованию;

Постановление о возбуждении уголовного дела служит основанием для производства последующих следственных и процессуальных действий.

6. При производстве в стадии возбуждения уголовного дела находят свою реализацию основные принципы уголовного процесса . В частности, положения, закрепленные в главе 2 УПК РФ «Принципы уголовного судопроизводства», такие как назначение уголовного судопроизводства, законность при производстве по уголовному делу, уважение чести и достоинства личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, в полной мере распространяются и на систему правоотношений, возникающих в данной стадии.

2. Поводы и основание к возбуждению уголовного дела.

Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать получение дознавателем, органом дознания, следователем или руководителем следственного органа из указанных в ч. 1 ст. 140 УПК источников сведений о готовящемся или совершенном преступлении.

Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение уголовно-процессуальных отношений. С его появлением у указанных органов возникает юридическая обязанность принять заявление (сообщение) о совершенном или готовящемся преступлении, проверить его и вынести соответствующее решение, уведомив о нем заявителя.

Однако не каждое заявление (сообщение) о преступлении, полученное дознавателем, органом дознания, следователем или прокурором, является поводом к возбуждению уголовного дела, т. к. не все эти заявления (сообщения) влекут правовую обязанность по их рассмотрению и разрешению.

Для возникновения такой обязанности необходимо, чтобы сведения о преступлении были получены из перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК источников:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;

5) поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Заявление о преступлении - самый распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Правом обратиться с заявлением о совершенном или готовящемся преступлении пользуется любой гражданин, а не только тот, который пострадал от этого преступления.

Согласно ст. 141 УПК, заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде. Анонимные заявления о преступлении не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Если же телефонный звонок был анонимным, поводом к возбуждению уголовного дела в случае принятия такого решения будет указанное в п. 3 ст. 140 УПК сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Итак, как уже было сказано заявление о преступлении может быть письменным и устным. Поэтому письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление о преступлении заносится в протокол.

Протокол устного заявления состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

Во вводной части протокола указываются:

1) наименование процессуального документа;

2) место и время принятия устного заявления;

3) должность, звание или классный чин, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление, со ссылкой на ст. 141 УПК;

4) данные о заявителе;

5) сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;

6) предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК, удостоверяемое подписью заявителя.

В описательной части протокола излагается сущность заявления о совершенном или готовящемся преступлении.

В заключительной части протокола отражаются сведения об ознакомлении с ним заявителя лично или с помощью других лиц, правильности всех записей со слов заявителя и о наличии или отсутствии у него замечаний и дополнений к содержанию протокола.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом лица, получившего данное сообщение, об обнаружении признаков преступления.

Второй повод к возбуждению уголовного дела - явка с повинной - представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК). Явка с повинной может иметь место в уголовном процессе не только как повод к возбуждению уголовного дела. Лицо может явиться с повинной в том случае, когда дело уже возбуждено и преступление расследуется. В этом случае явка с повинной является лишь смягчающим ответственность обстоятельством (ст. 61 УК РФ).

Для того чтобы указанное сообщение лица могло быть признано явкой с повинной, необходимо наличие двух обязательных условий: во-первых, лицо должно указывать на свои собственные действия и, во-вторых, указывать на эти действия как на преступные, т.е. он должен признавать свою вину в совершении преступления.

Определяющим признаком явки с повинной является добровольность, явка с повинной должна быть написана без какого-либо психологического или физического давления.

В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в том же порядке, что и заявление о преступлении, поданное иным лицом. В заявлении или протоколе нужно указать, когда, где, каким образом и при каких обстоятельствах совершено преступление, какими данными оно подтверждается, каковы мотивы, побудившие лицо явиться с повинной, т.е. обстоятельства совершения преступления.

Третьим поводом к возбуждению уголовного дела является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Таковым, в частности, являются сообщения учреждений или организаций, а также должностных лиц. Эти сообщения должны быть сделаны в письменной форме в виде служебного письма, рапорта или заверенной телеграммы, телефонограммы, радиограммы. К ним могут быть приложены находящиеся в распоряжении отправителя документы, которыми подтверждаются обстоятельства совершенного преступления.

Под эту же категорию подпадает и сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации (печати, радио, телевидении и др.), о котором говорится в ч. 2 ст. 144 УПК. Характерным для этих источников является то, что содержащиеся в них сведения не адресуются непосредственно должностному лицу, уполномоченному возбуждать уголовное дело; они в первую очередь рассчитаны на привлечение внимания общественности, в том числе и лиц, наделенных правом возбуждать уголовное дело. Формы подачи материала средствами массовой информации могут быть самыми различными (статья, очерк, репортаж, интервью, документальный фильм и т. п.).

Рассматриваемым поводом к возбуждению уголовного дела охватывается также выявление дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа информации о преступлении по собственной инициативе. Так, орган дознания может выявить признаки преступления при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, дознаватель и следователь - при расследовании других уголовных дел.

Следующий повод для возбуждения уголовного дела - это постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Этот повод имеет место при осуществлении прокурором надзора за соблюдением требований закона юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, при осуществлении надзора за органами предварительного расследования, за оперативно-розыскной деятельностью.

Для возбуждения уголовного дела, помимо повода, необходимо и основание. Таким основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).

Если в имеющихся в распоряжении должностного лица данных содержится информация о деянии, которое не является преступлением, уголовное дело не может быть возбуждено, например не может считаться обоснованным возбуждение уголовного дела при наличии данных о противоправных, но уголовно ненаказуемых деяниях (административных проступках, гражданских правонарушениях и т. п.). Нельзя возбуждать уголовное дело и в случаях, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Вместе с тем для возбуждения уголовного дела достаточно, если имеющиеся сведения характеризуют содеянное лишь в общих чертах. Так, для принятия такого решения не обязательно устанавливать лицо, совершившее деяние, форму его вины и т.п. Выявление этих обстоятельств является задачей расследования. Для возбуждения же уголовного дела вполне достаточно данных, свидетельствующих о наличии объективных признаков (объекта и объективной стороны) преступления. В этом случае говорят о возбуждении уголовного дела по факту.

Обязательным условием законного возбуждения уголовного дела служит также отсутствие обстоятельств, исключающих принятие этого решения (ст. 24 УПК).

Рассмотрим повод и основание возбуждения уголовного дела на конкретном примере. 18.08.2012 г., в ДЧ ОП-6 поступил телефонный звонок от П., в котором она сообщила, что ранее незнакомый ей М. сорвал с ее шеи золотую цепочку, а с руки браслет, после чего М. с места совершения преступления скрылся. Незамедлительно на место происшествия выехала следственно-оперативная группа. В ходе производства неотложных следственных действий было осмотрено место совершения преступления, взято объяснение у пострадавшей П., а также свидетелей-очевидцев. Из заявления и объяснения пострадавшей П. было установлено, что она совместно с ранее незнакомым М., во дворе своего дома распивала спиртные напитки, когда она собралась уходить домой М. вызвался проводить ее, на что П. отказалась, тогда М. ударил наотмашь ее рукой в область грудной клетки, чем причинил ей физическую боль, и с силой сорвал с шеи золотую цепочку, а с руки золотой браслет. По горячим следам в тот же день был задержан ранее судимый М. Поводом к возбуждению уголовного дела послужило заявление П. о совершении в отношении нее преступления, основанием выступает наличие достаточных данных указывающих на признаки состава преступления, предусмотренного п. г ч. 2 ст. 161 УК РФ, т.е. грабеж - открытое хищение чужого имущества, совершенное с применением насилия неопасного для жизни и здоровья.

3. Процессуальный порядок принятия и рассмотрения сообщения и заявления о преступлении.

Нормативно-правовую основу процессуального порядка рассмотрения сообщения и заявления о преступлении составляют:

Статья 144 УПК РФ - порядок рассмотрения сообщения о преступлении;

Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений";

Приказ МВД России от 01.03.2012 № 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях";

Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд";

Различные ведомственные приказы иных правоохранительных структур во исполнение вышеназванных НПА.

Этапы процессуального порядка рассмотрения сообщения и заявления о преступлении:

Принятие и регистрация сообщения, заявления и иной информации о преступлении;

Проведение проверки;

Разрешение сообщения и заявления о преступлении, о чем будет более подробно изложено в следующем вопросе занятия;

Информирование заявителя.

Хотелось бы сразу отметить, что данная деятельность осуществляется различными правоохранительными органами - ФСБ РФ, ФСКН РФ, ФСИН РФ, органами дознания, на которых в соответствии со ст. 40 УПК РФ возложено производство дознания и возбуждение уголовного дела с производством неотложных следственных действий.

Рассмотрим порядок данной деятельности в системе ОВД РФ.

1. Прием и регистрация заявлений (сообщений) о преступлениях осуществляются круглосуточно.

В территориальных органах МВД России осуществляется прием, регистрация и разрешение следующих заявлений о преступлении, а именно - заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; рапорт сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта; а также прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлении, т.е. сообщение гражданина, должностного и иного лица, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

Заявление о преступлении составляется в произвольной форме, где заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ. Заявитель вправе приложить к заявлению необходимые документы и материалы либо их копии, в том числе в электронной форме. Срок ожидания в очереди при личной подаче заявления о преступлении в дежурную часть территориального органа не должен превышать 30 минут. Места ожидания (приема) оборудуются стульями, столами (стойками) для возможности составления заявления. Обеспечение писчей бумагой и ручками осуществляется по просьбе заявителя сотрудниками органов внутренних дел, принимающими заявления.

Основанием для начала проверки является поступление заявления (сообщения) о преступлении.

Заявления о преступлении могут поступать в дежурную часть территориального органа в письменном виде, по почте, по телеграфу, по информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи либо доставляются заявителем или его представителем лично, а сообщения о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии - в устной форме.

Регистрация заявления (сообщения) о преступлении состоит в присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера КУСП (Книга учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях).

На заявлении оперативный дежурный проставляет оттиск штампа, куда вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.

Одновременно с регистрацией в КУСП в дежурной части территориального органа оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, регистрационный номер по КУСП, подпись сотрудника, его принявшего, дата приема. В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем заявление, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

2. После регистрации заявления (сообщения) о преступлении в КУСП оперативный дежурный принимает меры реагирования. При наличии зарегистрированного сообщения проверку по нему осуществляет сотрудник по соответствующему поручению руководителя территориального органа, о чем составляется рапорт. По каждому зарегистрированному заявлению о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменные указания об их разрешении. В резолюции должен быть определен исполнитель, срок и порядок разрешения. Допускается установление сокращенных сроков их разрешения, например - "в срок до... провести проверку в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК".

Проверку сообщения о преступлении правомочны проводить дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа. Срок принятия по нему решения не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения, который может быть продлен до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В целях проведения проверки действующий УПК РФ наделяет должностных лиц комплексом средств, а именно возможностью проведения неотложных следственных действия, круг которых стал более широким:

Получение объяснений;

Получение образцов для сравнительного исследования;

Истребование документов и предметов, изъятие их в установленном порядке;

Возможность назначения судебной экспертизы и принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок;

Производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование;

Требования о производстве документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечение к участию в этих действиях специалистов;

Возможность давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Полученные в процессе данных следственных действий сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и УПК РФ, т.е. они должны отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

В УПК РФ детально регламентирован порядок проведения проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации. Проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания, имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

В настоящее время лица, участвующие в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении наделяются правовым статусом. Так, им разъясняются права и обязанности, обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства. При необходимости обеспечивается безопасность участника досудебного производства.

3. По результатам рассмотрения сообщения и заявления о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.

4. Информация о решении по заявлению (сообщению) о преступлении в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма, а также способа информирования (нарочным под расписку, почтой, факсимильным или электронным видом связи). При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

4. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела.

Согласно ч. 1. ст. 145 УК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд.

Рассмотрим каждое из перечисленных решений.

Итак, как Вы помните из предыдущих лекций уголовное преследование бывает трех видов:

В публичном порядке;

В частно-публичном порядке;

В частном порядке.

В зависимости от вида уголовного преследования определены особенности возбуждения уголовного дела.

В РФ большинство уголовных дел возбуждаются в публичном порядке (о чем и говорится в п. 1 ч. 1 ст. 145 УПК РФ). При наличии повода и основания, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. В практической деятельности уведомления бывает двух видов:

Заявитель и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело делает отметку об ознакомлении на самом постановлении о возбуждении уголовного дела:

Направление уведомления по почте.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке:

1) следователь приступает к производству предварительного следствия;

2) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, подследственным ему, производит дознание.

Следующий порядок возбуждения уголовного дела относится к уголовным делам частного и частно-публичного обвинения, который регламентирован ст. 147 УПК РФ.

Уголовные дела о преступлениях, частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.

Если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица - то заявление подается лицом мировому судье. Заявление должно содержать: 1) наименование суда, в который оно подается; 2) описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения; 3) просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству; 4) данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность; 4) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; 5) список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд; 6) подпись лица, его подавшего. Лицо, подавшее такое заявление является частным обвинителем.

Если уголовное дело возбуждается в отношении отдельной категории лиц, наделенных особым правовым статусом (прокуроры, судьи, члены ГД РФ и т.д. - ч. 1 ст. 447 УПК РФ), то порядок возбуждения несколько иной.

Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Уголовные дела о преступлениях частно-публичного обвинения возбуждаются также не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке.

Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении частного и частно-публичного характера и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Основаниями и условиями для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела являются следующие процессуальные ситуации:

1) наличие законного повода и отсутствие в поводе или материалах проверки сообщения о деянии с признаками преступления основания к возбуждению уголовного дела;

2) наличие законного повода и наличие в поводе или материалах его проверки не только оснований к возбуждению дела, но и обстоятельств, исключающих во всех случаях производство по уголовному делу.

Эти обстоятельства сформулированы в ст. 24 УПК. Их наличие влечет за собой отказ в возбуждении уголовного дела или обязательное прекращение уже возбужденного уголовного дела.

1) отсутствие события преступления;

2) отсутствие в деянии состава преступления;

4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ. Данное основание было рассмотрено выше.

6) отсутствие заключения суда либо отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого лиц, относящихся к особой категории.

Рассмотрим некоторые основания.

1) отсутствие события преступления; В данном случае речь идет об отсутствии факта, о котором шла речь в заявлении или сообщении о деянии с признаками преступления. Например, в заявление К. просила привлечь к уголовной ответственности неизвестных лиц, которые тайно похитили колеса из гаражного бокса, в ходе проверки было установлено, что гаражным боксом также пользовался отец заявительницы. В объяснение он пояснил, что данные колеса не похищали, он передал их своему знакомому, о чем забыл поставить в известность свою дочь.

2) отсутствие в деянии состава преступления; В соответствии со ст. 8 УК уголовной ответственности подлежит лицо, в действиях (бездействии) которого содержатся все признаки состава преступления. При обнаружении отсутствия хотя бы одного из признаков состава преступления уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению. Например, кража была совершена лицом, не достигшим 14-летнего возраста. Отказ в возбуждении уголовного дела по данному основанию допускается лишь в отношении конкретного лица.

3) истечение сроков давности уголовного преследования;

Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

в) десять лет после совершения тяжкого преступления;

г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.

Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования: прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

Рассмотрим действия прокурора при обжаловании данного решения:

1. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Так, например, в ОП-3 УМВД Росси по г. Волгограда обратилась А., с заявлением о том, что у нее похитили из сумочки сотовый телефон, когда она находилась в маршрутном такси. Из первоначального объяснения А. было установлено, что она подозревает в совершении данного преступления мужчину, который сидел рядом с ней на пассажирском сиденье. При повторном объяснении А. пояснила, что, скорее всего, сотовый телефон она потеряла. В ходе проведенной проверки оперуполномоченным было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного п. г. ч. 2 ст. 158 УК РФ. В ходе осуществления проверки отказного материала прокурор повторно взял объяснение у пострадавшей А., которая пояснила, что телефон она не теряла, а его украли. Прокурор отменил данное постановление и направил материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного п. г. ч. 2 ст. 158 УК РФ.

2. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Рассмотрим действия руководителя следственного органа и суда при обжаловании решения об отказе в ВУД:

1. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

2. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Итак, сегодня мы рассмотрели первую стадию уголовного судопроизводства - возбуждение уголовного дела, которая претерпела существенные изменения в марте 2013 года, а именно изменения коснулись объема неотложных следственных действий. Занятие было проведено с использованием примеров из практической деятельности органов расследования и суда, что, надеюсь, облегчило восприятие теоретического материала.



Просмотров