Принцип федерализма финансовой деятельности. А. Ю. ИльинФинансовое право. Список использованной литературы

Принципы российского финансового права

Российское финансовое право характеризуется определен-ными принципами, т. е. основополагающими началами, прави-лами и требованиями, выражающими его (права) наиболее су-щественные особенности и целенаправленность. Эти принципы носят общеобязательный характер, поскольку они закреплены непосредственно в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов в правоприме-нительной и правотворческой деятельности имеет важное зна-чение, так как позволяет правильно понимать и применять пра-вовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законо-дательстве.

Принципы отечественного финансового права впервые были сформулированы Е. А. Ровинским применительно ксоэетскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности госу-дарства". Естественно, что принципы современного финансово-го права изменились при сохранении определенной преемствен-ности.

Основными общеотраслевыми принципами действующего фи-нансового права можно назвать следующие: приоритетность пуб-личных интересов в правовом регулировании финансовых от-ношений; социальная направленность финансово-правового

1 См.: Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского фи-нансового права. М., 1960. С. 21-30.


____123

регулирования; принципы федерализма, единства финансовой политики и денежной системы, равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности, самостоятельности органов местного самоуправления; распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодатель-ной (представительной) и исполнительной властей; участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; принципы плановости и законности. Основное содержание названных принципов определяется Консти-туцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конк-ретизированными в нормах финансового права.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регули-ровании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных обра-зований, предполагает использование финансово-правовых ин-ститутов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Вместе с тем данный принцип не противоречит частным интересам личности, напро-тив, последовательная реализация его позитивно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социалъной на-правленности финансово-правовогорегулирования, что вытекает из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Хотя на настоящем этапе реализация названного принципа предстает неблизкой перспективой, определение такого направления в развитии финансового права имеет существенное значение.

Принцип федершшзма предполагает направленность финан-сово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми как при выполнении Функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для Жизнедеятельности и самостоятельности субъектов Федерации (ст. 71-73, 76 Конституции РФ). Совершенствование принципа Федерализма в финансовых отношениях относится к числу пер-востепенных задач Российского государства.

Единство финансовой политики и денежной системы. Соглас- н о финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной

Финансовой политики, а также установленных совместно об-


Учебник: Краткий курс. Общая часть

щих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налого-обложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый по-рядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики является необходимым ус-ловием гарантированного Конституцией РФ единства экономи-ческого пространства в Российской Федерации, свободного пе-ремещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой политики требует также единой денежной системы в стране (ст. 75 Конституции РФ).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой дея-тельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На все субъекты Федерации в равной мере распространяется федеральное фи-нансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Феде-рации осуществляет собственное правовое регулирование фи-нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель-ность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятелъностъ финансовой деятелъности органов мест-ного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федера-

Социалъная направленностъ финансовой деятелъности в Рос-сийской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное госу-дарство (ст. 7). Для реализации этой установки требуется сосре-доточение в распоряжении государства необходимых финансо-вых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т. е. финансовая деятельность определенной целенаправленности.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодателъной (предста-вителъной) и исполнителъной власти, Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает законы по вопросам феде-рального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансово-го, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссий (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства относятся разра-


Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права ____125

ботка проекта федерального бюджета и обеспечение его испол-нения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114). Аналогично распределение фун-кций на других уровнях законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Участие граждан РФ в финансовой деятелъности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Кон-ституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управ-лении делами государства как непосредственно, так и через сво-их представителей.



Принцип гласности. Основы его установлены нормами Кон-ституции РФ, требующими официальноп) опубликования зако-нов, что непосредственно относится и к законам, регулирую-щим финансовую деятельность (ст. 15). Принцип гласности получил закрепление и в финансовом законодательстве (напри-мер, ст. 28, 36 БК РФ, ст. 5 НК РФ).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность го-сударства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуще-ствляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и про-граммами, а также планами предприятий, организаций и уч-реждений. Формами финансовых планов являются, в частно-сти, бюджеты разных уровней, внебюджетных фондов (ст. 71, 114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и явля-ется необходимым для них,выступая важным элементом регу-лирования экономического и социального развития и управле-ния финансами, хотя и со своими особенностями.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансо-вой системы. Оно осуществляется на всех территориальных Уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рам-ках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе госу-Дарства в целом составляется сводный фцнансовый баланс, в кото-ром учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансо- в ью балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законносты означает необходимость строгого соблю-Дения требований финансово-правовых норм всеми участника- м и отношений, возникающих в процессе финансовой дея-



Учебник: Краткий курс. Общая часть Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права 127


тельности. Он распространяется на государственные органы вла-сти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Консти-туции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих раз-ные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным под-отраслям и институтам свойственны и особые принципы, в ко-торых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития, угл"убления, конкретизации в финансовом законода-тельстве и последовательной реализации.

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности 1 .

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права 2 .

Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований, по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Такое содержание предмета финансового права обусловливает и особенности методов его регулирования, т.е. приемов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер их взаимосвязей.

Основной метод финансово-правового регулирования - императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

Большая часть этих предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Участники финансовых правоотношений, которым адресованы данные предписания, не находятся в полном подчинении от органов, выдающих властные предписания, а зависят от них лишь по линии финансовой деятельности. Такой метод способствует своевременному и полномасштабному поступлению средств в распоряжение государства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии 1 .

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются и в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права. В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права. Среди них можно выделить следующие.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее Необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также Жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в Рамках Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ев) субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «е» ст. 71), федеральный бюджет, федеральные) налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72) 1 . Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76).

Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства

Единство финансовой политики и денежной системы, самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки, основ федеральной финансовой политики, а также установленный совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности. Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа 1 .

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15). Принцип гласности получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве. Так, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. прямо говорится о гласности как принципе бюджетного устройства (ст. 3), о публикации отчетов об исполнении бюджета (ст. 15). Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ (ст. 36). Налоговый кодекс соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального’ опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст 114 ст. 132).

В условиях перехода к рыночной экономике финансовое планирование претерпело значительные изменения в сравнении с существовавшим в период действия административно-командной системы. Однако планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и со своими особенностями. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым неразрывно связано финансовое планирование.

В процессе финансового планирования в России используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу. На их основе производится прогнозирование мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование 1 .

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в; законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные: стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика 2 .

Анализ принципов права, в том числе и отраслевых, не только не теряет своей актуальности, но и усиливает ее на современном этапе развития России. Это обусловлено тем, что помимо выражения сущности и целенаправленности правового регулирования они определяют пути развития и совершенствования права. Сказанное в полной мере относится к финансовому праву, особенно в связи с продолжением процесса его формирования и задачами четкого определения в этой отрасли права федеральных и региональных аспектов.

Основными общеотраслевыми принципами финансового права можно назвать следующие: приоритетность публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений с учетом частных интересов; социальную направленность финансово-правового регулирования; принципы федерализма, единства финансовой политики и денежной системы; равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности, самостоятельности органов местного самоуправления; распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей; участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и, наконец, принципы плановости и законности.

2. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО ПРАВА


2.1. Понятие принципа законности

Законность – универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции Российской Федерации.

Общие предпосылки законности содержатся уже в ч. 1 ст. 1 Конституции, объявляющей Россию демократическим федеративным правовым государством. Часть 2 ст. 4 категорически устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтверждает ст. 15 Конституции РФ. В Конституции немало других статей, содержащих требования законности или направленных на их обеспечение. Часть из них относится к правосудию.

Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Действующая Конституция Российской Федерации содержит также ряд норм, направленных на обеспечение законности в сфере судопроизводства и правосудия (ст. 19, 21, 22, 23, 25, п.«о» ст. 71, пп.«б», «к», «л» ст. 72, ст. 76, 118, 120-123 и др.).

Исходные положения принципа законности, выраженные в ч. 2 ст. 15 Конституции, носят универсальный характер и в полной мере относятся к правосудию, хотя их суть выражена в общем требовании ко всем субъектам правоотношений соблюдать Конституцию РФ и законы. К законам относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ), Конституции республик в составе России и уставы других субъектов Федерации, а также издаваемые ими законы (пп. «б», «к», «л» ст. 72, ст. 76 Конституции РФ). Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции Российской Федерации и соответственно ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). Указанные нормативные акты принимаются в обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и соблюдения вписывается в рамки принципа законности.

Заметим, однако, что законы и иные нормативные акты не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции Федерации. В свою очередь федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (чч. 3 и 5 ст. 76 Конституции).

Законность — явление политики правовой жизни, признак политической системы. Первый элемент законности — аспект общеобязательности права. Здесь законность является специфическим выражением свойств и регулятивных качеств права. Ведь право таково по самой своей природе, что мыслимо лишь в состоянии, когда образующие его нормативные предписания реально, фактически проводятся в жизнь. А коль скоро есть право, значит, существует и законность, т. е. такой порядок, при котором участники общественных отношений должны строго соблюдать и исполнять нормативные предписания.

Следующий элемент законности — это идея законности, то есть формирующаяся в правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реально правомерного поведения всех участников общественных отношений, при котором не оставалось бы места для произвола, фактически достигалась всеобщность права, действительная реализация субъективных прав. В соответствии с этим идея законности, охватываемые ею начала (равенство всех перед законом, высшая сила закона, неотвратимость юридической ответственности за правонарушения и пр.) выступают прежде всего по своей сути в качестве идеи политического сознания. Наиболее важный (третий) элемент законности заключается в том, что она как особое, отличное от собственно права самостоятельное явление складывается лишь тогда, когда отмеченные выше идеи и начала воплощаются в особом режиме общественно — политической жизни, в системе требований законности. Причем всегда отчетливо проявляется тесная связь законности с правом, как институционным образованием: именно потому, что право конституируется через закон (и иные формы), данный режим и именуется законностью.

Таким образом, законность является, а вернее, должна быть одним из основных атрибутов политического режима государства.

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими ч должностными лицами, гражданами.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

Федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта. Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то из таких актов или любой иной правовой акт, в том числе изданный федеральным органом, противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.

К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.

Всеобщность законности означает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Единство законности означает, что законы имеют одинаковую силу на территории всего государства. Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской. Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Единство законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.

Неотвратимость ответственности – этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания.

Контроль за реализацией законов – выполнение этого принципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в срорме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.

Особенностью современного понимания принципа законности является то, что оно допускает при определенных условиях возможность неприменения судами также законов, в том числе федеральных. И такое отношение к закону вытекает непосредственно из положений, закрепленных в Конституции РФ.

2.2. Принцип законности в системе принципов финансового права

Среди всех принципов финансового права важнейшее значение имеет принцип законности, так как он является необходимым условием реализации всех остальных принципов.

Финансовые отношения во многом сводятся к отношениям, связанным с изъятием части собственности, выраженной в денежной форме. Такое изъятие может быть осуществлено только на законных основаниях. В противном случае финансовое право как выражение публичной власти теряет свое регулирующее значение. Беззаконие в финансовой сфере, безусловно, не получает такого общественного резонанса, как преступления против жизни и здоровья личности, однако по своим общественным последствиям оно, пожалуй, самое опасное явление.

Принимающие решения в области распределения части вновь созданной стоимости заранее просчитывают, каким образом и в какие сроки такое распределение произойдет, в каких размерах будут сформированы денежные фонды. Этот элемент управления процессом распределения называется планированием. Финансовое планирование охватывает все звенья финансовой системы, является обязательной функцией органов государственной власти и государственного управления. В той или иной мере финансовым планированием занимаются и другие участники финансовых отношений 1 .

Нормы финансового права, устанавливающие права и обязанности участников финансовых, бюджетных, налоговых и иных отношений, относящихся к сфере этой отрасли права, должны четко указывать на объем таких прав и обязанностей. Разграничение полномочий, четкое определение правил дозволенного поведения каждому участнику финансовых правоотношений можно выделить как еще один принцип, цементирующий финансовое право.

Сложность финансовых отношений и наличие большого количества органов как общей, так и специальной компетенции, не только участвующих в финансовой деятельности, но и управляющих финансовой системой, в связи с чем они наделены правом издания актов законодательства и других нормативных правовых актов, наталкивают на мысль, что следующим принципом финансового права можно обозначить принцип непротиворечивости финансово-правовых норм, содержащихся в актах различной юридической силы и различных юридических свойств 1 .

Финансовая деятельность государства регулируется не исключительно нормами финансового права. Однако по ключевым вопросам финансовых отношений, несомненно, в приоритете должны быть именно финансово-правовые нормы. Опыт свидетельствует о неоднократных попытках необоснованного внедрения норм других отраслей для регулирования финансовых отношений в республике. Приоритет норм финансового права в регулировании отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства над нормами других отраслей права, по, также можно позиционировать как принцип финансового права.

Свои исходные начала финансовое право берет из законодательства Российской Федерации, т.е. деятельность органов финансовых органов (в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры) должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам. Должны строго соблюдаться предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами права и интересы контролируемых (контролеры не должны допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых).

Принцип законности в финансовом праве предусматривает следующее:

— качество нормативно-законодательной базы финансового права и законодательства РФ в целом, т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы (не секрет, что далеко не всякий нормативно-правовой акт способствует развитию и совершенствованию системы финансового права и в целом должным образом отвечает потребностям общества, конституционно установленным правам и свободам каждого его члена, иными словами, сами же законы порой предусматривают совершенно «законную» (с формальной точки зрения) возможность необоснованно или нецелесообразно, т.е. не в интересах укрепления финансовой базы государства, использовать государственные средства);

— соблюдение норм права органами финансового права (их представителями) при реализации своих контрольных полномочий (включая осуществление контроля и вынесение решений по его результатам), а также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения (включая исполнение решений органов финансового права).

2.3. Обеспечение принципа законности в финансовой сфере

Правопорядок в финансовой сфере является одной из основных частей государственного управления в сфере экономической и социальной деятельности. Он регламентируется правовыми нормами в области налогообложения, бюджетного устройства и бюджетного процесса, подтверждается реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, реализации обязанностей граждан, юридических лиц и государства.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в право(законо)творчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

На вопрос о том, всякое ли правонарушение должностного лица является нарушением законности, в литературе дается однозначно утвердительный ответ. Однако с позиций предлагаемого нами понимания законности ответ этот не может быть столь однозначно положительным, поскольку не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного акта, можно квалифицировать как нарушение законности.

Нарушение законности всегда означает причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и других лиц, общественным и государственным интересам. На практике различение допускаемых должностными лицами нарушений закона, одни из которых являются и нарушениями законности, а другие нет, осуществляют эмпирически и в неадекватной форме.

Обеспечение правопорядка определяется осуществлением комплексных мер по совершенствованию финансового (в первую очередь налогово-бюджетного) законодательства и соблюдению его норм в процессе правоприменительной деятельности.

Нарушения финансового законодательства имеют место как на этапе законопроектной работы, так и в правоприменительной деятельности. Одна из главных причин нарушения финансового и налогово-бюджетного законодательства на этапе законопроектной работы – это усиление тенденций к стимулированию бессистемности действующего законодательства 1 .

Существенным недостатком действующего правового регулирования налогово-бюджетного и финансового управления является ориентация на совершенствование механизма эффективности конкретных функций управления, а на регламентацию фискальной компетенции, полномочий, функций органов налогового контроля. Разница здесь весьма существенна.

Эффективность инструментов налогово-бюджетного управления (налоговые ставки, налоговые сроки, налоговые льготы и др.) проверяется «обратной связью между воздействием и результатом».

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого рода факторов — экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и т. д. 1 .

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Под гарантиями законности понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и вне ее.

Следует различать общие (экономические, политические и духовно-культурные) и специальные (правовые, психологические и управленческие) гарантии законности. Правовые гарантии как вид специальных гарантий законности включают:

а) меры по совершенствованию законодательства;

б) меры выявления нарушений законности;

в) меры защиты;

г) меры ответственности;

д) меры надзора и контроля за состоянием законности;

е) меры профилактики нарушений законности.

Надзор и контроль за состоянием законности включают:

контроль высших органов государственной власти; контроль высших органов государственного управления (высшей администрации);

конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.

С управленческих позиций организация системы защиты и обеспечения законности означает, во-первых, определение состояния законности в том или ином звене государственного аппарата, во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику нарушений законности, защиту законности и ее упрочение. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и контроле за их выполнением.

Законность в финансовой сфере гарантируется, в частности, введением:

1) единых (унифицированных) правовых норм и стандартов при использовании налогово-бюджетных инструментов управления;

2) единых критериев правового регулирования контрольно-координационных функций госорганов, осуществляющих налогово-бюджетную деятельность;

3) единых принципов и норм обеспечения законности и правопорядка при рассмотрении налоговых и иных финансовых споров.

Органами общего надзора за законностью и правопорядком в финансовой сфере являются органы государственного финансового контроля (Счетная палата Федерального Собрания РФ, Минфин РФ, Центральный Банк РФ, другие органы в сфере финансового контроля), органы налогового регулирования и контроля, органы прокуратуры РФ, судебные органы (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ).

Функции общего надзора за законностью и обеспечением правопорядка в налогово-бюджетной сфере направлены на контроль за деятельностью государственных органов по предотвращению, сокрытия объектов налогообложения, незаконного вывоза капиталов за рубеж, предотвращению недобросовестной конкуренции, монополизма на рынке, мошенничества на фондовом рынке, невыполнения бюджетных обязательств государства, вытекающих из законов о бюджете, невыполнения государством обязательств по формированию фондов страхования банковских вкладов юридических и физических лиц.

Основными направлениями осуществления общего надзора являются: анализ финансовой отчетности и финансовой информации госорганов и хозяйствующих субъектов; проверка законности реализации полномочий госорганов в финансовой (налогово-бюджетной) сфере; оценка расчетно-платежных потоков хозяйствующего субъекта, проверка соответствия налогово-бюджетных и иных финансовых ведомственных нормативных актов Конституции РФ и законам РФ, принесение компетентными органами протеста в порядке общего надзора за законностью на незаконные решения судов по налоговым спорам; надзор за законопроектной деятельностью в налогово-бюджетной сфере в целях обеспечения единства правовой системы и конституционности налогово-бюджетных мер.

Использование арбитражно-процессуальных и административно-процессуальных норм в процессе обеспечения законности и правопорядка в налогово-бюджетной сфере означает, что при обнаружении финансового нарушения не хозяйствующий субъект должен доказывать свою невиновность, а налоговые органы должны подавать в суд и доказывать вину хозяйствующего субъекта (налогоплательщика) или иного участника финансовых (налоговых) отношений по нарушению государственных финансовых интересов. Компетенция государственных финансовых органов в рыночной экономике преимущественно касается не только контроля, но и регулирования поведения участников рынка. Регулирующие функции контроля в условиях рынка можно проследить на примерах финансового контроля (общего надзора за законностью) в налогово-бюджетной сфере. 1

Пока финансовое законодательство в основном регламентирует контрольные и фискальные функции финансовых органов. В то же время правовое регулирование финансово-экономического федерализма и финансового рынка вообще выпадают из поля зрения финансового законодательства. Слабо намечены ориентиры по обеспечению финансовых гарантий государства по страхованию валютных, банковских и иных предпринимательских рисков. Нет системы государственного содействия оптимизации и законной минимизации финансовых расходов, выплат, обязательных платежей, что подтверждается частым непризнанием налоговыми, валютными, таможенными органами выводов и расчетов аудиторов. Поэтому на современном этапе важно установить пределы разумного сочетания административно-правового, финансово-правового и экономико-нормативного регулирования, выполняющего не только фискально-контрольные, но и регулирующие функции.

Законность и правопорядок в финансовой сфере должны обеспечиваться четкостью норм, конкретной ответственностью сторон (особенно госорганов), согласованием мер по совершенствованию налогово-бюджетного законодательства с государственной моделью управления финансами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция Российской Федерации: Принята Всеобщим народным голосованием 12 дек. 1993 г.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.

    Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ (в ред. от 01.12.2004 № 145-ФЗ) «О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета. 18 января 1995 г.

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничений предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. // Российская газета. 1999. 30 июня.

    Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. М., 2006.

    Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. М., 2002.

Российское право в целом, как и отдельные его отрасли, в т.ч. финансовое право, формируется и развивается в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с определенными принципами , т. е. основополагающими началами, правилами и требованиями, выражающими наиболее существенные его особенности. Принципы носят общеобязательный характер, поскольку непосредственно закреплены в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов как для правоприменительной, так и для правотворческой деятельности имеет важное значение, поскольку позволяет правильно понимать и применять правовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законодательстве.

В принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, дсмо- кратии, сочетания убеждения и принуждения и др.), на базе кᴏᴛᴏᴩых действуют принципы его подотраслей и институтов с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей конкретизацией.

Принципы отечественного финансового права были впервые сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства. Такой подход был воспринят и другими авторами, поскольку финансовое право регулирует отношения, возникающие именно в финансовой деятельности государства (дополним — и муниципальных образований) Естественно, с тех пор данные принципы изменились, сохранив, однако, определенную преемственность.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

  • приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
  • социальная направленность финансово-правового регулирования;
  • федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
  • единство финансовой политики и денежной системы;
  • самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
  • распределение функций в области финансовой деятельности на базе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;
  • гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • плановость и законность финансовой деятельности.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Стоит заметить, что он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования данных отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем упомянутый принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, его последовательная реализация положительно демонстрируется на них.
Стоит отметить, что особенно ϶ᴛᴏ подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования. , вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека (ч. 1 ст. 7) Хотя сегодня реализация названного принципа в полном объеме предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Стоит сказать, для его реализации требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие цели. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе отмечена Президентом РФ в ряде посланий: Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» и Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., получивших развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» (где особо выделена демографическая проблема, кᴏᴛᴏᴩая определена как самая острая в современной России, влекущая проблемы экономического и социального развития страны), в Послании от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах». Внимание к данным проблемам усилено в Послании Президента Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г., а также в Бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Поставленная в них задача модернизации экономики определена не как самоцель, а как инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере с конкретным указанием путей ее реализации.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на финансовое обеспечение задач, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов (ст. 71-73, 76 Конституции РФ)

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71) К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72) Вне данных пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76)

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, ϲʙᴏбодного перемещения финансовых средств (ст. 8)

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации будет рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75)

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т. д. Федеральная власть на базе согласования с субъектами может передать им некᴏᴛᴏᴩые ϲʙᴏи полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. подчеркнута необходимость продолжать ϶ᴛᴏт процесс. В связи с данным предложено передать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, кᴏᴛᴏᴩым в настоящее время приходится финансировать осуществление как ϲʙᴏих полномочий, так и полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133) Эти органы руководствуются законодательством РФ и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего субъекта РФ. Стоит заметить, что они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на базе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из ϶ᴛᴏго принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106) К полномочиям Правительства РФ ᴏᴛʜᴏϲᴙтся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст. 114) Аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в т.ч. государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, а также решает вопросы о привлечении к ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в осуществлении ее контроля вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через ϲʙᴏих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Такое участие может осуществляться индивидуально, посредством проявления личной инициативы, а также через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности. Материал опубликован на http://сайт
К первым относится, например, Общественная палата РФ, созданная на базе Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЭ (с изм. на 3 мая 2011 г., № 89-ФЗ) в целях взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность в области налогообложения осуществляет Российский союз налогоплательщиков, учрежденный в 2004 г. в целях поддержки деятельности, направленной на повышение уровня правового сознания налогоплательщиков, осуществления общественного контроля за управлением средствами государственного бюджета и т. п. Затрагивает сферу финансов и общественное движение «Против коррупции».

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления (ст. 15) В сфере финансов ϶ᴛᴏ относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах об их исполнении и др. Принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Гак, в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36) Налоговый кодекс РФ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным принципом предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5)

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на базе финансовых планов, разрабатываемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов будут, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты внебюджетных фондов (ст. 71,114, 132 Конституции РФ) Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и крайне важно для них, поскольку выступает важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и имеет ϲʙᴏи особенности. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на базе закона спроса и предложения. И здесь крайне важно прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. В сфере финансового планирования в Российской Федерации могут быть использованы программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу, на базе кᴏᴛᴏᴩых производится прогнозирование процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Для совершенствования последнего, помимо составления годового федерального бюджета, согласно Бюджетному посланию Президента РФ был разработан перспективный (среднесрочный) финансовый план на 2006-2008 гг., намечен переход к утверждению трехлетнего федерального бюджета, изменению содержания финансовых плановых показателей с ориентированием их на конечный результат, что впоследствии нашло закрепление в БК РФ.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Стоит заметить, что оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется ϲʙᴏдный финансовый баланс, в кᴏᴛᴏᴩом учитываются финансовые ресурсы страны. Нужно помнить, такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит заметить, что он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Стоит заметить, что он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.) За нарушения норм финансового права предусмотрены ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие меры ответственности, в частности в НК РФ и БК РФ. Исключая выше сказанное, за иные правонарушения в сфере финансов предусмотрены также меры административной и уголовной ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, ϲʙᴏе применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо ϶ᴛᴏго, названным подотраслям и институтам ϲʙᴏйственны и особые принципы, в кᴏᴛᴏᴩых пробудет их специфика. Все данные принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.

Рисунок 2. Понятие финансового права, его предмет и метод

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.

П редмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Основной метод финансово-правового регулирования императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями .

Большая часть этих предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п.

Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п., которые в настоящее время получают все большее применение.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах , т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.

Рисунок 3. Принципы финансового права

В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.

1. Принцип приоритета публичных интересов, согласно которому в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагается использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества.

2. Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться федеральные интересы с интересами субъектов РФ, обеспечиваться необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Российской Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ (в рамках Конституции РФ).

3. Принцип единства финансовой политики и денежной системы, согласно которому гарантируется единство экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств и единство финансовой политики, которая требует единой денежной системы в стране (единая валюта, единый центр эмиссии и т.п.) .

4. Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности (определяется ст. 5 Конституции РФ), согласно которому в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство на каждый из субъектов РФ.

5. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления (определяется Конституцией РФ ст. 12, 130-133), согласно которому эти органы самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

6. Принцип социальной направленности финансовой деятельности в РФ, согласно которому РФ характеризуется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, и общей финансовой политике государства.

7. Принцип разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти, согласно которому определяются полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы, по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства РФ относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Аналогично распределяются функции на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

8. Принцип участия граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, согласно которой граждане РФ праве участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

9. Принцип гласности, согласно которому любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

10. Принцип плановости, согласно которому деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

11. Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан.


Похожая информация.


- 127.50 Кб

1.1. Понятие принципов права

1.2. Значение принципов права

2. Принцип законности в финансовом праве

2.1. Понятие принципа законности в финансовом праве

2.2. Соблюдение принципа законности в финансовом праве

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Предмет регулирования той или иной отрасли права является определяющим при установлении границ отраслей права, а предметом регулирования финансового права выступает финансовая деятельность государства, то есть деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, направляемых государством на выполнение своих задач и функций.

Методом правового регулирования финансового права являются властные предписания государства, а следовательно, и финансово - правовые нормы и финансово-правовые отношения носят четко выраженный императивный характер. На первый взгляд, метод регулирования финансового права полностью совпадает с методом регулирования административного права, однако следует обратить внимание, что в основе норм финансового права лежат экономические финансовые отношения, в основе же предписаний норм финансового права – финансы государства. Поэтому надо учитывать, что если нормы административного права имеют характер волевых предписаний, нередко несущий в себе даже признак волюнтаризма (сейчас, например, невозможно теоретически объяснить существование многих органов управления), то в области финансовых отношений такой подход совершенно неприемлем, потому что он исказит их экономическую сущность и, следовательно, эти процессы будут урегулированы неадекватно.

Свой специфический предмет регулирования финансового права определяет и саму систему финансов: это централизованный и децентрализованные фонды денежных средств, а система финансового права – совокупность норм, регулирующих эту систему.

Целью настоящей работы является исследование принципа законности в финансовом праве.

При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:

Исследовать понятие принципов права;

Рассмотреть значение принципов права;

Охарактеризовать понятие принципа законности в финансовом праве;

Рассмотреть порядок соблюдения принципа законности в финансовом праве.

При исследовании темы настоящей работы нами будут использоваться нормы действующего законодательства, а также труды таких авторов как Грачевой Е.Ю., Горбуновой О.Н., Химичевой Н.И. и др.


1. Понятие принципов и их значение

1.1. Понятие принципов права

Понятие принципов права является одной из актуальных проблем современной юридической науки. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что сложившееся в отечественной науке представление о принципах сформировалось в основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные недостатки. Во-первых, под принципами права обычно подразумевают лишь те основополагающие идеи, которые получили официальное закрепление в нормах законодательства. Логическим следствием стали утверждения, что принципы могут обнаруживаться только в содержании указанных норм и к их числу нельзя отнести руководящие идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые в правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах. Другим негативным моментом является сужение значимости принципов и ограничение сферы их действия рамками правотворчества и правоприменения, причем в правотворчестве им отводится роль теоретической базы, определяющей содержание конкретных норм, а в правоприменении их функция ограничивается лишь потребностью в толковании все тех же норм. По существу, руководящие положения при таком подходе низводятся до вспомогательных элементов, предназначенных исключительно для обслуживания нужд, связанных с созданием и использованием нормативного массива и не приспособленных для непосредственного регулирования общественных отношений. Отсюда вытекает и их характеристика в качестве определенных требований к системе юридических норм, а не к реальному поведению субъектов правоотношений. Но, как известно, требования можно адресовать только людям, а не абстрактным правилам поведения.

Исследование принципов не может ограничиваться формально-юридическими вопросами. Нормы права - это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к которым принадлежит и правосознание. Конкретным проявлением права, главным свидетельством его существования выступают не они, а правоотношения. Поэтому, не отрицая значимости воплощения принципов в содержании юридических норм и их законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связей с правосознанием и правоотношениями.

Сложное многогранное содержание права, которое не может быть сведено к законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. Такой подход предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно обозначенных нами как генетический, гносеологический, онтологический и функциональный. При этом термины «принципы права», «юридические принципы», «основополагающие идеи», «отправные начала», «руководящие положения"" используются как синонимы.

Генетическая характеристика принципов права заключается в рассмотрении детерминированности их содержания объективными социальными закономерностями. Согласно материалистическому пониманию отправных начал они являются отражением важнейших сторон практической деятельности субъектов общественных отношений. "Не природа и общество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории"". Основополагающие идеи права выступают не произвольными конструкциями человеческого разума, а особой формой выражения объективных социальных закономерностей. Фиксируя в своем содержании необходимые и существенные связи, имеющиеся в обществе и в праве, они позволяют установить такой порядок общественных отношений, который в наибольшей степени способствует их упрочению и развитию.

В принципах права отображаются социальные закономерности двух видов: распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только праву как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в содержании руководящих положений, получивших название общесоциальных (социально-политических) принципов. В них сконцентрированы существенные черты общественных отношений, являющихся предметом правового воздействия. Важнейшей особенностью этих отношений является то, что существовать и нормально развиваться они могут лишь в правовой форме (например, отношения собственности и политической власти). Общесоциальными началами современного права выступают принципы разделения властей, защиты собственности, демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические, нравственные устои существующего общественного строя.

Социальные закономерности, присущие только праву, преломляются в содержании другой группы принципов, именуемых специально-юридическими. Они выражают особенности правового регулирования, показывают его отличие от иных социальных регуляторов, а потому могут быть определены как принципы правового регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости, юридического равенства, ответственности за вину, единства юридических прав и обязанностей, законности, единства объективного и субъективного права, государственной гарантированности.

Общесоциальные и специально-юридические начала права могут действовать эффективно лишь во взаимодействии друг с другом, так как только в этом случае происходит надлежащее согласование существенных свойств объекта регулирования и его регулятора.

Гносеологический аспект исследования принципов обусловлен их идеологичностью, детерминированностью не только объективными социальными закономерностями, но и абстрагирующей деятельностью сознания человека, творческой активностью его разума. Содержание руководящих положений напрямую зависит от способности юридического мышления проникнуть в сущность общественных процессов, выявить здесь главное, необходимое, основное. Полученные результаты формулируются в виде фундаментальных правовых понятий, которыми и становятся в гносеологическом плане юридические принципы.

Безусловно, необходимые и существенные стороны и связи социальной действительности в определенной степени отражаются и конкретными нормами права. В противном случае последние утратили бы способность положительно воздействовать на общественные отношения. Однако в отличие от принципов существенное представлено в них в неразрывном единстве с несущественным, главное - с второстепенным, необходимое - со случайным. К тому же конкретные юридические нормы по воле законодателя могут являться сознательным искажением объективных социальных закономерностей, как это произошло, например, со свободой труда в бывшем советском законодательстве, нивелированной установлением обязанности трудиться, обеспеченной мерами административного и уголовного принуждения. Специфика же основополагающих идей права как гносеологических феноменов проявляется именно в том, что они наиболее правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают необходимое и существенное в социальной действительности в соответствии с достигнутым в обществе на данный момент уровнем ее познания.

Другой отличительной чертой руководящих положений в гносеологическом плане по сравнению с конкретными юридическими нормами выступает значительно большая их зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как конкретные нормы права возникали и во многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей. Исторически принципы права появились значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде юридических обычаев и не содержавших теоретических обобщений социальных процессов на уровне их сущности. "От фактического к нормативному - вот процесс, вот линия развития, в рамках которых формируется право и результатом которых являются нормы"". Вследствие этого для обычая как для нормативности, формировавшейся стихийно, норма служит характеристикой фактического положения вещей, а не является абстрактным эталоном поведения. Типизацией и абстрагированием отличался позднейший период правогенеза, примером чего может служить уголовное право, где вначале сформировалась особенная часть и лишь после этого и много позднее общая часть, включавшая в себя его принципы.

Переход от казуальной к абстрактной форме правового регулирования вызывается не только развитием человеческого мышления, но и движением, изменением общественных отношений. Они достигают такой ступени прогресса, на которой возникает объективная потребность в их упорядочении на основе фундаментальных руководящих положений, поскольку стихийный процесс возникновения юридических норм уже не позволяет достичь необходимого правового воздействия - оно малоэффективно, связано с дополнительными, зачастую излишними затратами сил и средств. Принципы права позволяют придать правовому регулированию научность и значительно повысить его результативность. Обладая высшей степенью абстрактности по сравнению с конкретными юридическими нормами, они способствуют юридическому закреплению не только того, что уже сложилось в социальных отношениях, но и направляют правовое регулирование "вперед"", дают государству возможность сознательно и планомерно воздействовать на деятельность людей. Поэтому отправные начала, являясь закономерным результатом социального прогресса, в силу их гносеологических особенностей становятся атрибутом лишь достаточно развитых правовых систем.

Гносеологический аспект руководящих положений нельзя абсолютизировать, отождествляя их с понятиями науки, элементами теории. Познавательный момент подчинен в них главной функции - регулятивной, в связи с чем они обладают рядом внелогических особенностей, обусловленных общеобязательностью и иными свойствами права, фиксацией в юридических предписаниях и воплощением в правоотношениях. Рассмотрение данной стороны принципов позволяет дать их онтологическую характеристику, предусматривающую выявление основных форм их бытия.

Как отмечалось, общепринятой является точка зрения, согласно которой основополагающие идеи становятся принципами права с момента их закрепления в нормативно-правовом акте. С ней нельзя полностью согласиться. Она не охватывает все способы официального юридического признания отправных начал (в правовых системах, входящих в англо-саксонскую правовую семью, первоначально принципы права были сформулированы и закреплены посредством судебных прецедентов , а в международном праве распространена их фиксация в международных договорах). Провозглашение нормативно-правового акта в качестве единственного источника принципов не согласуется и с реалиями российской правовой системы.


1.2. Значение принципов права

Принципы пронизывают право, выявляют его содержание. В них кристаллизуются характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

Большинство входящих в соответствующую отрасль права «рядовых» норм формируется под воздействием и в развитие того или иного принципа либо группы принципов отрасли. Зная отраслевые принципы, квалифицированный юрист может составить достаточно четкое представление и о большинстве «рядовых» норм конкретной отрасли права.

Так, например, принципы гражданского процессуального права - основные положения данной отрасли права, отражающие ее специфику и содержание. Принципы гражданского процессуального права определяют то, каким должно быть судебное разбирательство гражданских дел, чтобы соответствовать идеалам законности, истины и справедливости. Они отражают его главнейшие качественные особенности, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования гражданского процессуального права.

Принципы как основные нормативные положения определяют структуру и существенные черты гражданского процессуального права, его общие положения. Они обусловливают содержание процессуального права в целом, охватывают все его правила и институты, указывают цель процесса и методы ее достижения. Принципы гражданского процессуального права предопределяют характер и содержание деятельности субъектов этой отрасли права, общее направление развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли. Все дополнения и изменения, которые вносятся в гражданское процессуальное законодательство, формулируются в первую очередь, исходя из принципов отрасли.



Просмотров