Причины подростковых преступлений. Подростковая преступность. Забайкалье - самый криминальный регион России

Медосмотры в школе проводились как во времена нашего детства, так и сейчас. Детей смотрят гинеколог и уролог. Давайте разберемся, стоит ли бояться этих осмотров.

Я хорошо помню, какое смятение испытали я и мои одноклассницы, когда классе в восьмом нам объявили о необходимости посетить кабинет гинеколога. Добавляло страху еще и то, что доктором был мужчина. Для многих из нас это был первый прием у подобного специалиста. А как обстоят дела сейчас, что изменилось спустя пару десятков лет? Ведь и дети сейчас намного больше просвещены в вопросах секса, и общество в целом стало намного толерантнее во многих отношениях.

Как часто проводятся медосмотры?

Начну с того, что редкому ребенку сейчас удастся избежать визита к гинекологу или урологу до столь позднего возраста. Осмотр требуется даже при поступлении в детский сад! Еще раз посетить этих врачей нужно будет . Графы для их «вердикта» предусмотрены в медицинской карте. Однако для подобного вмешательства необходимо письменное согласие родителей несовершеннолетнего. Некоторые мамы и папы, не считая необходимым посещение гинеколога и уролога в столь раннем возрасте, принимают решение написать отказ от осмотра этими узкими специалистами.

Интересно, что их поддерживают и депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга. В обращении к министру здравоохранения РФ они просят внести изменения в приказ «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров» (вступил в действие в сентябре 2013 г.), в частности, отменить осмотр гинеколога и уролога перед поступлением в детский сад или школу. В предварительном обсуждении и самом документе депутаты ссылаются на увеличение нагрузки на врачей поликлиник, нецелесообразность и даже безнравственность подобных вмешательств.

Более того, некоторые дети испытывают значительное потрясение от визита к врачу. Ведь несмотря на то, что, как правило, проводится лишь внешний осмотр (иногда берутся мазки), не всегда гинекологи или урологи в достаточной мере деликатны. Именно поэтому хорошие детские специалисты высоко ценятся родителями, информация о чудо-докторе передается из уст в уста. Некоторые малыши уже с ранних лет становятся пациентами этих врачей: мы уже писали ранее, а у девочек (сращения) стал очень распространенным.

Школьники проходят ежегодный медицинский осмотр с 5-го класса (с 12 лет). Он может проводиться как в самой школе (медицинский кабинет, специально выделенный класс), так и в поликлинике, к которой приписано учебное заведение.

Что и как смотрят гинеколог и уролог?

Итак, если школьник самостоятельно или совместно с родителями принял решение посетить врача во время диспансеризации, то желательно его подготовить к тому, как все будет происходить. Хотя, безусловно, характер осмотра значительно отличается в зависимости от учебного заведения, доктора, возраста и статуса пациента. В некоторых случаях все может закончиться простым разговором о наличии половых контактов и каких-либо жалоб.

Но стандартный визит для девочек выглядит примерно так: пальпация грудных желез и живота на предмет выявления опухолей, оценка своевременности полового созревания (волосяной покров, менструация). Обследование внутренних половых органов проводят только в поликлинике. Девственницы обследуются через прямую кишку, девушки, имеющие сексуальный опыт, - с помощью зеркал. Врач может взять необходимые мазки.

У мальчиков уролог осмотрит пенис и мошонку, также оценит своевременность созревания.

Беседу с ребенком лучше проводить в спокойной обстановке, нужно постараться развеять неизбежные страхи перед визитом. По желанию мальчика или девочки родители могут присутствовать при осмотре или находиться за дверью кабинета. Также следует предупредить школьника, что на вопросы врача следует отвечать честно, поскольку проблемы, выявленные на ранних стадиях, позволят своевременно их устранить. Подростков часто волнует вопрос: не узнает ли кто-либо от гинеколога или уролога о том, что ребенок мастурбирует или живет половой жизнью. Доктор обязан хранить врачебную тайну, поэтому без согласия юного пациента он не вправе разглашать информацию ни родителям, ни учителям.

На что обратить внимание?

Если сын или дочка отказываются от присутствия родителя на осмотре, необходимо провести краткий инструктаж.

Во-первых, если по какой-то причине школьник передумал посещать врача, он может отказаться в присутствии родителей или без них, никто не имеет права его заставить или шантажировать чем-либо (невыдачей аттестата и пр.).

Случается, что при диспансеризации присутствуют посторонние - одноклассники, ожидающие очереди или одевающиеся после осмотра, учителя, прочий персонал. Это недопустимо, и если ребенок застенчивый, возможно, лучше сходить отдельно в поликлинику или медицинский центр, а затем предоставить справку.

Во-вторых, если осмотр проходит в поликлинике, для проведения корректной формы осмотра девочкам необходимо сразу предупредить врача, были ли у них половые контакты. Также следует обратить внимание на то, чтобы врач сменил перчатки и использовал новый набор инструментов для каждого пациента. Как вариант, можно приобрести в аптеке собственный гинекологический набор, взять из дома простынь или полотенце для кресла.

В-третьих, обсудить необходимую подготовку. Иногда детей волнует вопрос, необходимо ли сбривать волосы перед осмотром. Это делается лишь по желанию самого подростка, врачи не имеют права требовать этого. Девочкам стоит позаботиться об опорожнении кишечника. И мочевой пузырь тоже должен быть пустым. Перед осмотром нежно провести гигиену половых органов с нейтральным мылом, спринцевание делать не нужно! В течение суток до осмотра следует исключить половые контакты.

И, наконец, ребенок должен знать, что во время консультации он имеет право задавать интересующие его вопросы, например, о возможных методах контрацепции.

До 14 лет включительно родители являются законными представителями ребенка в том, что касается медицинских вмешательств. Но как только дети станут старше, они вправе самостоятельно обращаться к гинекологу или урологу для обследования и получения необходимой консультации. И очень важно, чтобы этот визит не оказался необходимым, скажем, по причине нежелательной беременности. А для этого взрослым нужно, в первую очередь, быть самим грамотными в вопросах полового просвещения. Понятно, что у подросших детей , но все же желательно поддерживать доверительные отношения в семье. И донести до дочерей и сыновей, что здоровье в «этой» сфере очень важно, а потому периодические визиты к гинекологу или урологу - это необходимость.

Очень часто родителям не удается своевременно обнаружить у ребенка ухудшение состояния здоровья, к врачам обращаются когда болезнь уже осложнилась и требует более интенсивного лечения.

Главными проблемами у детей школьного возраста являются ухудшение остроты зрения, кариес и неправильная осанка. Также школьный медосмотр помогает вовремя диагностировать и начать лечение таких заболеваний как гастрит, дискинезия желчевыводящих путей, анемия, язва желудка и другие. Ежегодно все школьники обязаны пройти диспансеризацию.

Медосмотр — это последовательность врачебных действий, которая помогает оценить общее состояние здоровья пациента. На медицинском осмотре в школе обязательно должны присутствовать следующие врачи: невропатолог, хирург-ортопед, окулист, педиатр, отоларинголог и стоматолог. Обычно детей и их родителей оповещают за неделю до проведения даной процедуры. При необходимости могут быть назначены дополнительные обследования и анализы. Деток, которым диагностируют хронические заболевания, ставят на учет к специалистам. Медосмотр в школе является полностью бесплатным. Деткам 11 лет, помимо осмотра, нужно сдать кровь для определения уровня гемоглобина и глюкозы. Для девочек с 14 лет дополнительно приглашается гинеколог. A выпускникам (15-17 лет) необходимо пройти осмотр у эндокринолога и сделать флюорографию.

Преимущества и недостатки медосмотра в школе

Преимущества:

— большая часть школьников имеет возможность получить внимание врачей, без необходимости покидать здание школы и тратить время в очередях;

— быстро и удобно для самих врачей, они могут принять больше детей за короткий срок, не отвлекаясь на других пациентов;

— многим детям психологически легче проходить осмотр вместе со своими товарищами, нежели во время индивидуального осмотра в поликлинике.

Недостатки:

— на осмотре не присутствуют родители, а значит никто не может контролировать насколько корректно ребенок отвечает на вопросы, a также гораздо лучше если рекомендации врачей родители услышат «из первых уст»;

— недостаток помещений, которые могли бы обеспечить достаточную приватность осмотра, так как чаще всего все врачи сидят в одной большой комнате и дети на осмотр заходят группами.

Также при помощи планового медицинского обследования определяют уровень нагрузки на уроках физической культуры (физгруппу) .

Типы медицинских групп: I группа (основная)

В эту группу попадают детки с нормальным состоянием здоровья и физического развития. С соответствующими возрасту ростом, весом и физической подготовкой. Возможны, конечно, небольшие отклонения от стандартов, так как физические характеристики и способности разные. Для этой группы допускаются все задания, предусмотренные школьной программой по физической культуре. Базируясь на успехах и достижениях в тех или иных дисциплинах, им могут посоветовать заниматься определенными видами спорта. Для этого при школах создаются спортивные кружки и секции.

II группа (подготовительная)

К этой группе относятся дети, состояние здоровья которых почти не отличается от сверстников. Но при этом они имеют недостаточную физическую подготовку или какие-то морфофункциональные отклонения. Также дети которые относятся к группе риска возникновения патологий или имеющие хронические болезни в стадии клинико-лабораторной ремиссии не меньше 3-5 лет (в зависимости от заболевания) . Для этой группы разрешены занятия по общим нормативам, но под особым наблюдением за физическим состоянием ребенка. Участие в спортивных соревнованиях разрешено только после консультации с врачем.

III группа (специальная)

Эта группа разделяется на две подгруппы – «А» и «Б».

К группе «А» относят детей с явно выраженными отклонениями в состоянии здоровья (врожденные пороки развития и хронические заболевания в стадии компенсации) . Отклонения от нормы у деток этой группы могут быть постоянными и временными. Такие дети могут выполнять учебный план по всем дисциплинам школьной программы, утвержденной законодательством, кроме физической культуры. Для таких школьников существуют специальные программы занятий физкультурой, с ограниченными нагрузками. Уменьшается нагрузка в упражнениях на скорость, силу, акробатические задания.

К группе «Б» (она же группа IV) относятся школьники с серьезными отклонениями в состоянии здоровья, но не сильно отражающихся на самочувствии, допущенные к посещению общеобразовательных учебных заведений. Для таких учащихся предусмотрены специальные занятия в кабинетах ЛФК (лечебной физкультуры) при ближайшей больнице. Также рекомендуются постоянные занятия дома по инструкциям врача из кабинета ЛФК.

В чём состоит задача каждого специалиста? Педиатр

Этот доктор оценивает общее состояние здоровья ребенка. Проверяет дыхательную систему, состояние кожных покровов. Также педиатр проверяет детей на наличие такого заболевания как педикулез, что тоже немаловажно. В конце осмотра основываясь на данных полученных от других специалистов он делает заключение о состоянии здоровья школьника и при необходимости выдает направления на дальнейшие дообследования.

Невропатолог

Этот специалист оценивает развитие и состояние нервной системы ребенка. Его чувствительность к разного рода раздражителям. Также он дает рекомендации родителям как справиться с перевозбужденностью ребенка, нервозностью или заиканием, чтобы эти факторы не мешали школьнику хорошо заниматься.

Офтальмолог

Проверяет остроту зрения. Обычно детям предлагают прочесть буквы с определенного расстояния закрыв по очереди каждый глаз. Таким образом ребенку, при необходимости, назначается лечение для восстановления функций зрения либо же подбираются очки. Детей с нарушениями зрения рекомендуется сажать за первыми партами, для лучшего восприятия подаваемого материала.

Отоларинголог

Должен выяснить состояние носоглотки. Хотя многим это кажется не существенным, здоровье этих органов является очень важным. Обязательно нужно проверить нет ли у ребенка аденоидных разрастаний, так как они затрудняют дыхание ребенка, могут нарушать произношение и слух. При необходимости врач может дать направление в больницу для удаления аденоидов. Учащихся с нарушениями слуха так же рекомендуется размещать за первыми партами, чтобы ребенок мог услышать все что говорит учитель.

Стоматолог

Хотя посещение этого врача процедура не очень приятная и у многих вызывает страх, осмотр ротовой полости необходим. Ведь больные зубы очень часто бывают источником инфекций, да и зубную боль можно предупредить своевременной профилактикой. Помимо здоровья зубов стоматолог проверяет правильность прикуса, посаду и рост зубов у деток младших классов. При необходимости выдает направление на дальнейшее лечение.

Хирург-ортопед

Проверит состояние опорно-двигательной системы, такие как нарушения осанки, плоскостопие и искривления позвоночника. Очень многие школьники страдают именно от этих нарушений, в основном изза неправильного положения при сидении за партой. При необходимости ортопед назначит ребенку комплекс упражнений, которые можно выполнять дома, массаж или занятия в кабинете ЛФК.

Гинеколог

Многие родители не понимают зачем в медосмотр в школе включен детский гинеколог, однако консультация этого врача не менее важна, чем других специалистов. Наиболее часто встречаемые гинекологические заболевания у девочек школьного возраста это синехии и вульвовагинит. Синехии — сращивание половых губ в виде спаек, чаще бывает у детей до года, но встречается и у школьниц младших классов. Без необходимого лечения приводит к нарушению мочевыводящих функций. Вульвовагинит – воспаление вульвы и влагалища, невылеченный вызывает воспаление матки и придатков. Боятся такого осмотра не стоит, так как он является полностью безболезненным и осуществляется с помощью специальных маленьких инструментов. Мамам рекомендуется побеседовать с девочками перед осмотром и объяснить как происходит процедура и в чем ее необходимость.

Эндокринолог

Этот доктор отвечает за гормональное здоровье. Очень важно посетить этого специалиста подросткам. Ведь именно он проверяет правильность полового созревания у мальчиков и девочек. Также эндокринолог поможет вовремя обнаружить и начать лечение заболеваний щитовидной железы, гипофиза, поджелудочной железы и надпочечников. При необходимости эндокринолог может назначить дополнительный анализ крови на сахар для диагностики сахарного диабета.

Кроме осмотра специалистами, сейчас практикуется проверка детей при помощи пробы «Руфье-Диксона», которая помогает сделать оценку работоспособности сердца. Заключается она в том что после 5 минут пребывания в полном покое ребенку измеряют пульс в течении 15 секунд, затем просят сделать 30 приседаний на протяжении 45 секунд и снова измеряют пульс за первые 15 секунд после упражнений и за последние. Результаты подставляются в специальную формулу:

Индекс Руфье= (4 х (Р1 + Р2 + Р3) — 200) /10

Где Р1 – результат первого измерения пульса, Р2 и Р3 соответственно второго и третьего.

Значения индекса Руфье:

— от 0 до 3 – работоспособность сердца в порядке;

— от 3 до 6 – средняя;

— от 7 до 9 – удовлетворительная;

— от 10 до 14 – есть сердечная недостаточность;

— выше 15 – присутствует очень сильная сердечная недостаточность, которая требует срочного лечения.

Преимущество этого теста в том, что он занимает очень мало времени, но при этом является очень информативным и позволяет точно определить состояние серечно-сосудистой системы ребенка. Эту пробу чаще всего проводит педиатр или школьная медсестра, при необходимости назначается консультация кардиолога.

Как подготовить ребенка к плановому осмотру

Как уже упоминалось выше, родителей предупреждают заранее о предстоящем медосмотре их чад. Это делается для того, чтобы ребенок пришел в назначенный день подготовленным. В целом подготовку можно разделить на две части: физическую и моральную. Обязательно нужно поговорить с ребенком на тему предстоящего осмотра специалистами, объяснить ему необходимость данной процедуры. Поход к врачу это всегда некий стресс для детей, поэтому ребенок должен знать что какие именно манипуляции будут проводится, таким образом можно избежать ненужных страхов. Из физической подготовки, если ребенок следит за своей гигиеной сам, то перед медицинским осмотром нужно проконтролировать чтобы все процедуры по уходу за собой были выполнены правильно. Это необходимо для получения корректных результатов обследования. Если в медосмотр входит анализ крови, нужно проследить чтобы ребенок пошел в школу натощак, а также позаботится о том чтобы ему было что перекусить после сдачи анализа.

Медосмотр детей в школе с раннего возраста учит их, что профилактика необходима и лучше чем лечение. Таким образом вырабатывается привычка следить за своим здоровьем. Хотя многие родители считают школьный медосмотр совершенно не нужным, не стоит избегать его. Ведь, по сути, это реальный шанс получить абсолютно бесплатную консультацию всех базовых специалистов и узнать подробнее о здоровье и развитии ребенка. Ведь не всегда дети говорят родителям что их беспокоит в самочувствии, а порой и сами не понимают что что-то не в порядке. Профилактический осмотр является добровольным и при желании от него можно отказаться, либо же попросить присутствовать при проверке своего ребенка. Вся ответственность за здоровье ребенка лежит на родителях, поэтому стоит подумать перед тем как отказаться от медосмотра в школе.

Если ребенок по каким-либо причинам не прошел осмотр в учебном учреждении, тогда стоит посетить всех специалистов в административной поликлинике или частной клинике.

Вам понадобится

  • заключения врачей - невропатолога, ортопеда, окулиста, терапевта, отоларинголога, стоматолога, гинеколога либо уролога, эндокринолога.

Инструкция

Осмотр в младшей школе для мальчиков и девочек одинаков - его проводят специалисты общих профилей. В график осмотра входят невропатолог, ортопед, педиатр (терапевт), стоматолог и отоларинголог - каждое из заключений требуется для определения физической группы, то есть уровня допустимых физических нагрузок на уроках физкультуры, и выявления других ограничений, которые могут помешать ребенку заниматься в школе на общих основаниях. Каждый из врачей может выдать направление на дальнейшее лечение или обследование, если обнаружит признаки какого-либо заболевания.

Начиная с 14 лет, осмотры для мальчиков и девочек начинают отличаться. Для девочек приглашают гинеколога, в задачу которого входит определить, не проявляются ли у девочек какие-либо воспалительные или врожденные заболевания. Выявляются также нарушения или задержки цикла и проблемы, с ним связанные - болезненность менструации, слишком продолжительные или, наоборот, слишком короткие циклы и другие такого рода симптомы, свидетельствующие о возможных заболеваниях или гормональном дисбалансе.

Врач проводит первичный осмотр и задает девочкам вопросы о состоянии их здоровья. Осмотр на кресле, как правило, не проводится - медосмотры традиционно проходят в самих школах, куда кресло просто невозможно привезти ради одного сеанса. Даже в случае, если девочек отправляют на прием к гинекологу в поликлинику, врач проводит только быстрый внешний осмотр.

Для выпускников медосмотр связан с поступлением в институт, поэтому к привычному списку врачей (терапевт, невролог, ортопед, отоларинголог, стоматолог и гинеколог) добавляется эндокринолог, кроме того, придется сделать флюорографию. Для девочек проводится дополнительный осмотр груди и к списку вопросов на приеме добавляет вопрос о наличии половой жизни. Возможен и осмотр на кресле - но с использованием специальных детских инструментов, которые сделаны таким образом, что никак не могут повредить здоровью девочки.

Обратите внимание

Подготовьте ребенка к медосмотру заранее - расскажите, как нужно одеться, почему осмотра не нужно бояться и что примерно там будет происходить.

Полезный совет

От планового осмотра можно отказаться - если, например, вы хотите предоставить справки о состоянии здоровья от проверенных специалистов, которые давно наблюдают вашего ребенка.

Дипломированные врачи-эндокринологи имеют специальную подготовку для проведения диагностики и лечения гормональной дисфункции, а также помогают восстановить необходимую норму гормонов в организме. К самым распространенным расстройствам эндокринной системы относятся проблемы со щитовидной железой и сахарный диабет.

Обучение врачей-эндокринологов

В странах Европы будущие врачи-эндокринологи проходят обучение в течение четырех лет в медицинских школах, а следующие три или четыре года учатся в интернатуре и резидентуре. Эти программы охватывают изучение внутренних болезней, педиатрию, акушерство и гинекологию. Только после этого будущие врачи могут два года посвятить диагностике и лечению гормональных расстройств. В основе образования эндокринолога лежат знания физиологии и функционирования эндокринной системы человека, включая действие гормонов и их биохимию. После прохождения всех этих этапов можно приступить к получению широкого практического опыта и ведению болезней связанных с заболеваниями эндокринной системы.

Сахарный диабет

Так называется самое распространенное заболевание, с которым на практике приходится встречаться эндокринологу. Чаще всего сахарный диабет возникает из-за дефицита выработки поджелудочной железой гормона инсулина, что ведет к повышению уровня сахара в крови и повреждению различных органов. Для полноценного лечения сахарного диабета эндокринологами назначаются специальные диеты и медицинские препараты, включая инсулин. При этом врачи должны работать с пациентами в тесном контакте с целью своевременной оптимизации уровня сахара в крови.

Проблемы щитовидной железы

Некоторые дисфункции организма, например, гипотиреоз или низкую выработку гормонов щитовидной железы, может диагностировать только эндокринолог. Врачи-эндокринологи назначают пациентам специальное лечение с целью достижения гормонального баланса путем блокирования или замены гормонов щитовидной железы. Но многие расстройства могут иметь и другую причину возникновения, (например, бесплодие), что требует лечения в сотрудничестве с профильным врачом-специалистом.

Прочие расстройства

Врачи-эндокринологи в своей работе могут сталкиваться со следующими профильными заболеваниями:
недостаточная или чрезмерная выработка гормонов;
дисбаланс гормонов, вызванный климаксом;
нарушение обмена веществ;
бесплодие;
новообразования эндокринных желез;
чрезмерный или низкий рост;
раннее половое созревание;
остеопороз и недостаток витамина Д;
болезни эндокринной системы у детей;
повышенное кровяное давление, связанное с эндокринными нарушениями;
липидные нарушения;

С профилактической целью женщина должна посещать гинеколога не менее одного раза в год при отсутствии каких-либо жалоб. Это поможет выявить патологии, которые не всегда могут проявляться какими-либо симптомами. По мере необходимости визиты к врачу-гинекологу могут быть гораздо чаще.

Подготовка к осмотру

Перед посещением врача-гинеколога примите душ или ванну, наденьте свежее белье. Спринцеваться не следует, чтобы микрофлора влагалища оставалась в «повседневном» состоянии. За сутки до посещения гинеколога исключите незащищенные половые контакты, так как во влагалище останется небольшое количество семенной жидкости, которая повлияет на результаты анализа. В случае лечения антибиотиками, противогрибковыми препаратами к гинекологу рекомендуется пойти через 1-2 нед. после прекращения терапии, так как эти лекарственные средства оказывают существенное влияние на влагалищную микрофлору и помешают точному установлению диагноза.

Не рекомендуется проходить осмотр у гинеколога во время , за исключением экстренных случаев (сильное кровотечение, сопровождающееся болью). Лучшим периодом являются первые дни после менструации. Перед посещением гинеколога опорожните мочевой пузырь, кишечник, по возможности, должен быть пустым.

Как проходит осмотр

В время осмотра врач задаст вопросы о дате последней менструации, о характере и длительности менструального цикла. Врача будет интересовать информация о перенесенных гинекологических и инфекционных болезнях, о половой жизни, методах контрацепции, беременности, абортах, характере родов, их осложнениях, здоровье ребенка. Ответы на эти вопросы помогут гинекологу поставить диагноз. На следующем этапе врач проводит осмотр на кушетке. При этом пальпируется передняя брюшная стенка на предмет возможных опухолей. При помощи стетоскопа прослушивается движение газов или жидкости внутри тела. Этот метод позволяет исследовать кишечник, состояние которого часто свидетельствует о наличии ряда нарушений и заболеваний женских половых органов.

Гинекологический осмотр проводится в горизонтальном положении на специальном кресле при помощи одноразового и стерильного инструмента (пинцеты, зеркала, приспособления для взятия мазков и т.п.). Перед тем, как забраться на это кресло, постелите на его «сиденье» салфетку, а затем заберитесь на него по ступеням. Лечь надо так, чтобы ягодицы были расположены на самом краю кресла. Затем поднимите ноги и поместите их на подставки, чтобы «рогатки» оказались в подколенной ямке.

Перед осмотром врач надевает стерильные резиновые перчатки. При обследовании доктор осматривает наружные половые органы. Затем при помощи специальных инструментов проводится исследование шейки матки и влагалища. Гинеколог выясняет размер, положение и состояние самой матки, яичников и маточных труб. Влагалищное исследование может выявить эндометриоз, миому матки, кисты яичников, воспаление придатков, внематочную, маточную беременность и др. При осмотре врач на инфекции, на цитологию. При необходимости может быть проведена кольпоскопия, назначено УЗИ.

Данные социологических исследований свидетельствуют о существовании прямой зависимости между школьной успеваемостью и возможными будущими нарушениями общественных норм поведения. Из числа бывших отличников и “хорошистов” не привлекались, ни к какой административной ответственности 98% граждан. Число вероятных нарушителей возрастает в 3 раза среди тех, кто учился на “3”. Все рекорды “бьют” второгодники. Факты их привлечения к административной ответственности один или несколько раз признали 20% опрошенных, т.е. по сравнению с отличниками этот показатель увеличился в 10 раз. По данным социологов, с момента совершения первого в жизни правонарушения вероятность совершения новых систематических правонарушений стремительно возрастает.

В мире

По данным ООН, 121 миллион детей в мире не ходят в школу. Из них 65 миллионов – девочки. Проблема доступа к образованию актуальна и для стран Восточной Европы и СНГ. Последние шесть лет начальную школу в этих государствах посещали только 86% детей. Это меньше, чем в странах Восточной Азии и Латинской Америки. Начальную школу в России посещают 93%, в Украине 72% детей, а в Армении лишь 69%. “Скрытым кризисом” называют ученые положение с образованием девочек. Если в 1990 году в Российской Федерации среднюю школу посещали 95% девочек, то в 2000 году только 85%. А в Молдове в 2000 году в средней школе училось только 70% всех девочек. Уровень образования девочек снизился также в Грузии, Казахстане и Кыргызстане. В Азербайджане лишь 52% девочек после окончания начальной школы смогли пройти тест на грамотность и счет.

В России

На очередном заседании Совета Федерации 28 января 2004 г. было объявлено, что в настоящее время в России проживают 30,5 миллиона несовершеннолетних, что составляет 21,3% всего населения Российской Федерации. По данным Минобразования на 1 января 2004 года количество детей, не посещающих школу, составило 24 тысячи. В 1999 году их было 396 тысяч. Пока есть те, кто не приходит в школу не по состоянию здоровья, а по иным причинам, будь то социальные, криминальные или другие, - это остается острой проблемой для России.

В принципе, о таких ситуациях должны знать родители, но иногда им все равно. Это в первую очередь касается неблагополучных семей, количество которых так же увеличивается. И самое печальное, что таких детей не замечают их собственные родители.

А ведь именно они должны прививать ребенку самые обыкновенные нормы поведения, что хорошо, а что плохо, как нельзя себя вести.

Мне кажется, неправильное воспитание или его отсутствие является первой причиной детской преступности. Дети, лишенные родительского внимания, оказываются на улице. На сегодняшний день беспризорники в России составляют 3 % от населения, и эта цифра с годами растет.

Оказываясь на улице, дети начинают воровать, и если же не последовало наказание, то у ребенка потихоньку начинают развязываться руки, и масштаб преступления становится крупнее. Все может начаться мелким воровством, а закончится хладнокровным убийством.

Криминологические исследования, особенно последних лет, фиксируют положение, когда наиболее распространенным типом неблагополучной семьи во всех регионах страны оказывается семья полная с двумя родителями. В среднем каждый второй-третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался на протяжении значительного периода в обстановке семейного неблагополучия, обусловленного дефектами в нравственной позиции родителей, в их образе жизни. Проявление этих дефектов многообразно: совершение преступлений родителями либо иными членами семьи; пьянство и алкоголизм, развратное поведение; систематические конфликты, выливающиеся в ссоры, скандалы, драки; уклонение от воспитания и материального обеспечения детей и т. д. Каждый из этих факторов в отдельности способен нанести, и наносит значительный ущерб формированию личности несовершеннолетнего. В определенном сочетании, а тем более вместе, эти факторы делают практически невозможным правильное воспитание в семье, лишают несовершеннолетнего должного родительского попечения. Еще в 20-х годах в литературе указывалось: преступность и ассоциальность родителей вызывают аналогичное состояние у детей. Обман, взятки, воровство, ложь родителей накладывают неизгладимые черты на личность несовершеннолетних. Алкоголизм вызывает обеднение семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети становятся заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям; развивается мрачный, озлобленный, раздражительный характер как бы в защиту от всяких пьяных неожиданностей. Исследования последних лет приводят к тем же выводам.

Антиобщественное противоправное поведение родителей пагубно влияет на физическое и нравственно-психологическое развитие несовершеннолетних, порождает обстановку нравственной безответственности, служит основной причиной их алкоголизации, аморального и правонарушающего поведения. Наряду с ссорами между взрослыми членами семьи, скандалами, доходящими до драк и взаимных оскорблений, включающих нецензурную брань, здесь дети и подростки систематически подвергаются избиению. Их выгоняют из дома, они вынуждены скитаться на улицах, по подъездам и вокзалам.

Пока бедность, безработица поражает все больше социальных категорий, пока трудоспособное население будет легально или нелегально покидать страну, а дети будут оставаться без присмотра взрослых, без тепла домашнего очага, без одного или без обоих родителей, невозможно говорить о падении или о стабилизации уровня детской преступности в нашей стране. Проблему стали осознавать, в том числе на государственном уровне. Хотя и с большим опозданием, но предпринимаются конкретные шаги для борьбы с этим явлением. Пока большая часть "ноши" лежит на плечах МВД, хотя в решении данного уравнения должны активно участвовать и другие факторы, в том числе гражданское общество. Тяжелое материальное положение многих семей, не могущих обеспечить нормальную жизнь своим детям, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, употребление алкоголя и наркотиков, как в семьях, так и в среде несовершеннолетних, отсутствие идеалов, моральная деградация многих граждан - все это лишь усиливает детскую преступность. Многие семьи не могут обеспечить своим детям даже строго необходимого. Общество не дает ребенку бесплатно ничего из того, чего он желает: Интернет, спортивные и другие кружки, образование, еда, транспорт - за все нужно платить.

И что же делает ребенок, которому платить нечем? Вскоре заработала линия «связи»: телевидение - правонарушения несовершеннолетних. Участились случаи, когда старшие подростки крали детей и требовали выкупа у родителей. Нередко такие случаи заканчивались трагически. По мнению Фредерика Уэртхэма и всех, кто разделяет его взгляды, средства массовой коммуникации не являются, конечно, главной причиной резкого подъема насилия среди несовершеннолетних. «Однако без учета этого фактора, - пишет он, - мы не поймем природы данного социального и психологического явления. Правильный анализ влияния современных средств массовой коммуникации на психологию человека может помочь нам справиться с теми взрывами насилия, которые в своей совокупности представляют «эпидемию чумы» в мировом масштабе».В результате клинического изучения 200 детей Ф.. Уэртхэм пришел к выводу, что показ насилия, жестокости и садизма оказывает самое губительное влияние на молодых людей, которые в процессе «социализации» становятся все более и более «теленаправленными», т. е. характеризуются враждебностью к окружающим, жестокостью и бесчувственностью. Американский психиатр утверждает, что снижение сопротивляемости ко всему этому у детей прямо пропорционально количеству передач с насилием, которые смотрят дети. Таким образом, средства массовой коммуникации «помогают сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличных отношениях. А это в свою очередь не может не увеличивать числа тех молодых людей, которые не только восхищаются насилием, но и даже обожествляют его», - пишет Ф. Уэртхэм.

Однако некоторые исследователи утверждают, что показ насилия на экранах телевизоров действует благоприятно на психику ребенка, так как безвредным путем дает выход скопившейся у него агрессивности, ослабляет его агрессивные инстинкты, выполняя функции своеобразных «предохранительных клапанов».С целью проверки этой теории проводился такой эксперимент: группа студентов, доведенная предварительно до агрессивного состояния, была разделена на две части. Одной половине был показан фильм, рассказывающий о матче боксеров-профессионалов, другая половина смотрела видовой фильм без единой сцены насилия. После этого все участники эксперимента подверглись проверке с помощью тестов. Оказалось, что первая группа стала, настроена менее агрессивно, чем вторая. Американский психолог Сеймор Фешбах, проводивший данный опыт, объяснил это явление своеобразным «вы ходом» агрессивности, «переносом» ее на другой объект. Несмотря на то, что другие подобные эксперименты опровергают гипотезу С. Фешбаха, у последнего немало сторонников. По мнению социолога Джеймса Хэллорана, отрицательное воздействие «жестоких передач» имеет место лишь тогда, когда они наслаиваются, накладываются на соответствующий личный жизненный опыт зрителя, т. е. когда происходит «совпадение» этих передач с соответствующим жизненным опытом зрителя. А поскольку у детей подобный опыт отсутствует, то они воспринимают элементы насилия и даже смерть как нечто нереальное, сказочное, подобно тому, как они воспринимают то, что Серый Волк проглатывает Красную Шапочку. Данную точку зрения поддерживают многие социальные психологи. Так, Джузеппе Каталано в статье «Рабы голубого джина» пишет, что «телевидение гипнотизирует и порабощает лишь тех детей, которые уже предрасположены к этому и не обладают необходимой защитной реакцией». Существует и третья группа, которая пытается «синтезировать» точки зрения двух первых. Так, признавая тот факт, что «показ насилия в больших дозах, не являясь главным фактором в формировании преступных наклонностей, все же усиливает возможность того, что кто-то из "зрителей будет вести себя более агрессивно в определенной ситуации», американские социологи Л. Берковиц и А. Бэндура не согласны полностью с теорией Хэллорана. Они считают, что «телемодели» могут быть восприняты подростком в качестве эталона поведения столь же эффективно, как и реальные модели, так как некоторые подростки с одинаковым успехом копируют как реальных гангстеров, так и их «киномодели». Однако, по их мнению, агрессивность, насилие могут иметь место у ребенка лишь тогда, когда он находится в состоянии «фрустрации», т. е. в тех случаях, когда имеет место так называемая аккумуляция агрессивности. Автор книги «Вызов неприкаянных» Т. Хойбнер, как бы продолжая затронутую тему, пишет о тех детях, которые под влиянием телепередач и кино сами совершили преступления: «Мне нравилось, когда по телевидению кого-либо убивали», - это слова 15-летнего мальчугана.

А произнес он их на судебном процессе. Его судили за то, что он задушил маленькую девочку. Задушил «играючи». Комментируя этот факт, западногерманский журналист Герман Зильбер пишет: «Войны и террор, казни и изнасилования, уличные драки и похищения, захваты самолетов и убийства - все эти события, ставшие действительностью для взрослых, превратились в сюжеты детских игр. Дети не всегда могут отличить развлечение от действительности, и играют они вполне серьезно: 13-летний мальчик в ограбление банка и при этом перерезал горло своему «заложнику».

Во-вторых, среди лиц, совершивших групповые преступления, наблюдается значительно меньшая частота распространенности такой причины, как «не умел контролировать свои поступки». Думается, что это вполне закономерно, так как постоянная группа имеет нередко организующее начало, ставящее под свой контроль поступки и действия членов группы. Ведь без такого контроля невозможны распределение ролей в группе и координация групповых действий.

Следует также учитывать, что усвоение групповой психологии и групповых норм создает внутренние условия для усиления самоконтроля. Учитывая сказанное, можно выдвинуть гипотезу о том, что в структуре мотивов групповых преступлений значительно меньшим должно быть число безмотивных общественно опасных деяний, чем в структуре преступлений, совершенных в одиночку.

Виды преступной деятельности

С одной стороны, количественно сейчас детская преступность не разрастается, но совершаемые преступления становятся более тяжкими, немало криминальных структур втягивают детей в свою противоправную деятельность. За 2003 год количество тяжких преступлений среди несовершеннолетних выросло на 4%, а в среднем за два года детская преступность уменьшилась на 23%.

Детская преступность считается девятой формой преступности и беспокоит наше общество, так как речь идет о подрастающем поколении, которому предстоит обеспечивать будущее страны. Агрессивность, распутство, насилие, убийства, воровство, грабежи, изнасилования - вот лишь некоторые из типов преступлений, авторами которых являются несовершеннолетние. Настораживает садизм, которым характеризуются многие преступления, совершаемые детьми. Неужели настолько велико влияние фильмов, в которых преобладает насилие, компьютерных игр с повышенной степенью агрессивности, телевизионных шоу откровенно сексуального содержания? Ректор Академии им. Штефана чел Маре Министерства внутренних дел Михай Быргэу, хотя и считает детскую преступность "традиционной формой нарушения закона", квалифицирует нынешние преступления несовершеннолетних как серьезную проблему, стоящую в одном ряду с трафиком людей, исходом трудоспособного населения и незаконной миграцией. Все они вместе взятые "разрушают будущее народа". На вопрос о том, где совершается наибольшее количество преступлений, в городах или в селах, Социологи объясняют это тем, что наибольшее число детей, оставленных без надзора, являются жителями сел. Не имея никакой поддержки, ни моральной, ни материальной, они начинают воровать, убегают из дому, попрошайничают, бродяжничают. Но это не означает, что преступления совершают только такие дети. Есть случаи, когда закон преступают дети из хорошо обеспеченных семей, и у которых оба родителя рядом.

Исследование особенностей мотивации преступлений, совершенных группами молодых людей, обусловлено тем, что групповая преступность имеет высокий удельный вес в преступности среди молодежи и неразрывно связана с преступными проявлениями среди несовершеннолетних. Так, около 60% от общего числа всех изученных преступников в возрасте 18-25 лет совершили общественно опасные деяния в составе группы. Изучение возраста участников этих групп показало, что в 48,6% случаев в группы молодых преступников входили и несовершеннолетние. При этом следует учитывать, что среди молодых людей, совершивших преступления в составе группы, куда входили и несовершеннолетние, - свыше 20% лиц, ранее судимых.

В зависимости от продолжительности межличностных связей и наличия организующего ядра, позволяющего группе функционировать длительное время, можно выделить группы двух видов: постоянные и случайные. Преступления, совершенные в составе постоянной группы, имеют большой удельный вес в общем числе преступлений, совершенных молодыми людьми.

Если проанализировать преступления, совершенные в составе группы, применительно к видам преступлений, то видно, что большая часть всех видов преступлений совершается постоянными группами.

Мотивы преступлений, совершенных в составе постоянной группы, наиболее существенно отличаются от мотивов преступлений, совершенных в одиночку. Поэтому за основу дальнейшего исследования была взята постоянная группа.

Сопоставление данных о субъективно осознаваемых причинах совершения преступлений в составе группы и в одиночку показало, что причины групповой преступности имеют существенные особенности.

Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним

В Уголовном кодексе выделен самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Для трудных подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола в воспитательных колониях общего режима;

несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, - в воспитательных колониях усиленного режима.

Лишение свободы - самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему.

В системе воспитательных мер воздействий для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено освобождение от уголовной ответственности.

Оно используется, если будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

К ним относятся:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например, запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток.

Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они, прежде всего в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет, за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Пути решения проблемы детской преступности

Чтобы частично распутать этот "узел", в апреле 2004 г., под эгидой МВД, в академии им. Штефана чел Маре состоялась научно-практическая конференция "Проблемы предупреждения и борьбы с детской преступностью, трафиком людей и незаконной миграцией", в которой приняли участие также представители учебных заведений, ученые, неправительственные организации, офицеры-оперативники, преподавательские кадры учебных заведений МВД Республики Молдова, а также представители Латвии, Украины, Румынии, Германии. Участники конференции пришли к выводу о том, что проблема детской преступности может быть решена только при условии совершенствования законодательства с целью повышения его эффективности, а также разработки действенной концепции работы в нынешних условиях. Министерство внутренних дел настаивает на активном сотрудничестве с другими государственными структурами, такими, как Министерство юстиции, Министерство образования, с общественными, неправительственными организациями, с учебными заведениям в области предупреждения и борьбы с преступными явлениями, а также на создании специализированных институтов, деятельность которых была бы направлена на перевоспитание несовершеннолетних преступников.

Ставится вопрос о введении в рамках Академии им. Штефана чел Маре, других учебных заведений юридического профиля специальных курсов по методике и тактике борьбы с новыми формами преступности, в том числе детской, а также о сотрудничестве правовых органов с масс-медиа с целью определения новых форм противодействия социально-опасным проявлениям в среде несовершеннолетних. Согласно статистическим данным, предоставленным Службой несовершеннолетних и нравов Департамента общественного порядка МВД, 80% из числа несовершеннолетних преступников являются детьми из социально уязвимых семей, 37% - из малообеспеченных семей, остальные - из семей, живущих в полной нищете. Недавно в Кишиневе начал работать Центр временного содержания несовершеннолетних. Речь идет о детях, найденных на улице, на вокзалах, автобусных станциях - бродягах, попрошайках, ворах и т.д. Их приводят в Центр, где они находят понимание, человеческую теплоту, еду и ночлег. В рамках центра работают психологи, педагоги, медики, которые заботятся о дальнейшей судьбе ребенка.

За последние семь месяцев через Центр прошли 919 детей. Из 919 детей 210 являются учащимися школ-интернатов, 299 - общеобразовательных школ, 3 - специальных школ. С точки зрения возраста детей, содержащихся в Центре, картина такова: 469 детей в возрасте от 3 до 14 лет, 217 подростков от 14 до 15 лет и 223 подростка от 16 до 17 лет. С точки зрения пола преобладают мальчики - 721, девочек - 198.

В последнее время в районах начали работать инспектора по делам несовершеннолетних и нравам. К сожалению, из-за слишком скромной оплаты их труда и слишком большой ответственности, эти инспектора не слишком "задерживаются" на этой службе. Детская преступность - проблема не только социальная, она начинает перерастать в национальную проблему.

Ее решение зависит не только от уровня компетентности работников МВД, сферы социального обслуживания или местной публичной администрации, участвующих в мерах по предупреждению детских преступлений. Оно не зависит только от проектов, осуществляемых при поддержке UNICEF. В преодолении этого национального бедствия должны участвовать также политические силы страны. Но они пока борются лишь за власть или за удержание власти, и равнодушны к угрожающему положению народа.

Главное - это семья

«Крепкая семья» - это отдельный проект, который включает помощь детям из семей «группы риска». Семьи «группы риска» - это неблагополучные семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем, не хотят или не могут заниматься воспитанием своих детей. При этом власти стараются не только обеспечить социальных сирот, но и занимаются профилактикой самого социального сиротства. Есть разные причины, по которым семья попала в «группу риска«, - люди срываются кто от несчастий, кто от болезни. И тут самое главное - вовремя остановить человека, помочь ему. Дети нуждаются в родителях, ни один детский дом не заменит ребенку семью».

Реализация проекта началась с трех территорий - Бердска, Первомайского района Новосибирска и Тогучинского района области. Результаты реализации проекта оцениваются по 14 критериям - среди них снижение количества лишений родительских прав и количества детей, определяемых в детские дома, уменьшение показателей детской преступности и т. д. Так, в Бердске и Первомайском районе количество лишений родительских прав уменьшилось на 60,8% и 50% соответственно. В Первомайском районе на 54,7% снизилась детская преступность. На 40% меньше преступлений совершили несовершеннолетние Тогучинского района. Во всех районах создан единый банк данных по семьям и детям «группы риска». Банк данных семей и детей «групп риска» создается как межведомственный, объединяющий разные категории риска: малообеспеченные, с членами семьи - инвалидами, вступившими в конфликт с законом, употребляющими наркотики или алкоголь, и т. д. Это дает возможность оценить масштабы проблем, анализировать причины и условия, способствующие детской безнадзорности, преступности, социальному сиротству, и планировать мероприятия по их устранению или предупреждению.

Кроме того, в этом районе ведется большая работа по оздоровлению детей из малообеспеченных семей в летних лагерях. В работе активно используется потенциал современной психологической науки, проводятся социально-психологические тренинги с подростками, семинары по предупреждению агрессии, индивидуально-семейное консультирование.

Результатом служит то, что за первое полугодие этого года в связи с устранением факторов риска с учета сопровождения сняты восемь семей. Соотношение детей-сирот, находящихся в семьях и детских домах, составляет 81% и 19% соответственно. Есть некоторые проблемы в распространении семейных форм устройства детей-сирот. Отмечаются очень хорошие показатели снижения детской и подростковой преступности: на 54,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

В Тогучинском районе сопровождением семей и детей «группы риска» занимаются социальные педагоги и школьные психологи. За первое полугодие 2007 года проведено более 300 межведомственных патронажей. Снято с учета в связи с устойчивым улучшением положения четыре семьи. Улучшение наблюдается в 28 семьях, с которыми ведется работа в рамках программы. Соотношение детей-сирот, находящихся в семьях и детских домах, составляет 34% и 66% соответственно. Это объясняется тем, что на территории района действуют два крупных детских дома, дети в которые поступают со всей Новосибирской области. Снижение количества лишений родительских прав пока не отмечается, но имеется тенденция снижения количества детей, определяемых в детские дома. Явно выражено снижение показателей детской и подростковой преступности.

Для поддержки методики работы на трех экспериментальных площадках были выделены дополнительные средства из областного бюджета в рамках реализации областной целевой программы «Дети Новосибирской области».

На межрегиональном совещании в Москве знаком «Крепкая семья» и благодарственной грамотой были награждены люди, которые смогли сохранить свои лучшие качества в трудных жизненных ситуациях.

Правительство нашей страны выдвигает проблему детской преступности на передний план, пытается решать ее, но как мы видим, число несовершеннолетних преступников только растет. Мое мнение, что нужно укреплять значимость социальных служб, которые должны вести проверку за неблагополучными семьями, милиция должна «отлавливать» беспризорников, которые по причине не получения должного внимания, уже стоят на пути к преступлению. Но все же, если родители не смогут уследить за своим ребенком, то ни какая социальная служба, ни учительница, ни милиционер, никто не сделает это должным образом.

Дополнительные сложности воспитания в таких семьях обычно связаны не столько с самой неполнотой, хотя с нее все и начинается, сколько с характером внутрисемейных взаимоотношений, складывающихся после рождения ребенка. По оценкам многих специалистов, распространенными негативными последствиями разрушений супружеской и родительской семьи является снижение трудовой активности, высокая вероятность стрессов, запоев, психических расстройств. Дети становятся предметом конфликтов между разведенными супругами. Часто такие конфликты продолжаются долгие годы.

Взросление ребенка происходит здесь в обстановке открытой неприязни и вражды между бывшими супругами, в противоборстве между цельностью характера и изворотливостью, силой духа и малодушием, лживостью, притворством. Контингент родителей, воспитывающих своих детей в условиях неполной семьи, во многих регионах в силу своего тяжелого материального положения подчас представляет наиболее бесправный слой рабочего класса, труд которых используется постоянно с нарушениями всех требований трудового законодательства, без какой-либо заботы и внимания к их детям.

Преступление подростка не является каким-то непознаваемым и неуправляемым процессом, скрытым в биологических глубинах личности; напротив, в подавляющем большинстве случаев - это результат неправильного воспитания, усугубленного безразличием, а иногда и недобросовестностью отдельных лиц, которым в силу их общественного или служебного положения надлежит заниматься социальным воспитанием детей. В той же степени сказанное относится и к родителям.

К величайшему сожалению - некоторые подростки, пусть и немногие, отклоняются от правильного пути, становятся правонарушителями.

Процесс превращения подростка в преступника - вполне доступен изучению, контролю и регулированию, и только от добросовестности и энтузиазма всех взрослых, окружающих детей, зависит их правильное человеческое воспитание, а в отношении оступившихся - своевременное и окончательное исправление. Тогда не станет чекановых и малаховых, бычковых и поляковых. Не будет рубановых, семиных - их остановят раньше, чем они обагрят руки кровью. Не будет - если каждый взрослый, оказавшийся рядом с заблудшим ребенком, отнесется к нему как к своей собственной тяжкой беде, если будет ощущать свою ответственность перед ним и перед всем обществом за то, чтобы вывести подростка на свет.



Просмотров