Правовые средства антимонопольного регулирования

Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регу­лирования Отличительная особенность этих средств заключается в том, что основной целью их закрепления в законодательстве является обес­печение здоровой конкурентной среды на товарном рынке, а также то, что они применяются компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в установленном порядке. Этот порядок преду­сматривает, в частности, формы антимонопольного реагирования (чаще всего в виде предписаний) и соблюдение регламентированного актами процесса рассмотрения дел и применения мер ответственности 2 .

В литературе правовые средства антимонопольного регулирова­ния в зависимости от цели их применения предлагается классифици­ровать следующим образом:

Средства, используемые в целях отграничения сфер и объектов антимонопольного регулирования;

Средства, применяемые для предупреждения противоправных антиконкурентных проявлений и контроля за экономической кон­центрацией;

Средства, применяемые с целью пресечения правонарушений в сфере конкуренции .

Следует иметь в виду, что понятия недобросовестной конкуренции, приведенные в ст. Зи в ст. 153акона, различаются.

См.: Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2004 г. № 140 «Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовыхуслуг» //БНА. 2004. № 46; Приказ ГКАП РФ от 25 июля 1996г. №91 «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольно­го законодательства» //Российские вести. 1996. № 150. Сизм. и доп. от 11 марта 1999 г., 22 июня 2000 г., 2 июля 2002 г.; Приказ МАП РФ от 15сентября 2000 г. №707 «Обутверж­дении правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // БНА. 2001. № 6 (настоящие правила действуют в части, не противоречащей КоАП РФ).

Не претендуя на подробный анализ, рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия и основные права анти­монопольного органа, позволяющие ему осуществлять такое воз­действие.

1. Законом о конкуренции (ст. 13 и 14) предусмотрено право доступа к информации, которое реализуется следующим образом:

1) сотрудники антимонопольного органа, надлежащим образом уполномоченные, в целях выполнения возложенных на них функ­ций при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о прове­дении проверки имеют право беспрепятственного доступа в феде­ральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наде­ленные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получе­ния в установленном порядке документов и информации, необходи­мых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций;

2) органы внутренних дел в пределах своих полномочий обязаны оказывать помощь сотрудникам антимонопольного органа при ис­полнении ими служебных обязанностей;

3) коммерческие и некоммерческие организации, индивидуаль­ные предприниматели, органы исполнительной власти и местного самоуправления, иные органы или организации, наделенные функ­циями или правами указанных органов власти, должны предостав­лять по требованию антимонопольного органа информацию, необхо­димую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности;

4) сотрудники антимонопольного органа обязаны не разглашать сведения, составляющие коммерческую, служебную, охраняемую законом тайну, которые стали им известны при реализации права на доступ к информации.

2. Информация, полученная сотрудниками антимонопольного ор­гана, позволяет им реализовать полномочие по отграничению сфер и объектов антимонопольного воздействия. В частности, информация используется:

Для определения территориальных и товарных пределов рын­ка, проведения анализа состояния товарных рынков;

Для установления наличия доминирующего положения хозяй­ствующего субъекта;

Для формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъ­ектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

3. Антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюде­ния антимонопольного законодательства хозяйствующими субъек­тами, федеральными органами исполнительной власти, органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями и права­ми указанных органов власти органов или организаций.

4. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, лик­видацией коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 17 Зако­на о конкуренции). Такой контроль, осуществляемый антимонополь­ными органами, может быть предварительным и последующим 1 .

Предварительный контроль предполагает направление в феде­ральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на со­здание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Такие ходатайства представляются при слиянии и присоединении коммерческих орга­низаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 30 миллионов МРОТ.

Вместе с ходатайством в антимонопольный орган направляются документы, необходимые для государственной регистрации; сведе­ния об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой продукции (работ, услуг) на соответствующих товар­ных рынках.

Федеральному антимонопольному органу предоставляется право удовлетворить или отклонить ходатайство, руководствуясь при этом положениями п. 3 ст. 17 Закона о конкуренции. Так, ан­тимонопольный орган отклоняет ходатайство, если удовлетворе­ние ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а так­же внесение записи об их исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются только при наличии предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Последующий контроль предполагает уведомление учредителя­ми (участниками) антимонопольного органа в 45-дневный срок с даты государственной регистрации. Последующий контроль осуще­ствляется:

При создании, слиянии, присоединении некоммерческих орга­низаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;

При изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств),

См.: Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии стребованиями статей 17и 183акона РСФСР «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ут­вержденное Приказом МАП РФ от 13августа 1999г. № 276//БНА. 2000 г. № 1.С изм. и доп. от 31 октября 2000 г.

если в состав участников (членов) этих организаций входит не ме­нее двух коммерческих организаций;

При создании коммерческих организаций, если суммарная сто­имость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 2 миллиона МРОТ;

При слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 2 милли­она МРОТ.

Перечисленные требования распространяются и на некоммерче­ские организации, осуществляющие или имеющие намерение осу­ществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников.

Если антимонопольный орган придет к выводу, что действия, о ко­торых его уведомили, могут привести к ограничению конкуренции, он выдает учредителям (участникам) организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Законом о конкуренции предусмотрено, что нарушение установ­ленного порядка осуществления государственного контроля за со­зданием, слиянием, присоединением организаций, невыполнение предписаний антимонопольного органа являются основанием для ликвидации организаций в судебном порядке по иску антимоно­польного органа.

5. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капи­тале коммерческих организаций. Такой контроль, как и в предыду­щем случае, может быть предварительным (в форме направления в федеральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия) и последующим (в форме уведомления о совершении сделок). Осно­вания и порядок осуществления контроля предусмотрены ст. 18 За­кона о конкуренции.

Неисполнение решений и предписаний антимонопольного органа, вынесенных в соответствии с нормами данной статьи, является осно­ванием для признания соответствующей сделки недействительной по иску антимонопольного органа.

6. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или не­коммерческой организации, осуществляющей предприниматель­скую деятельность, если они занимают доминирующее положе­ние, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими моно­полистической деятельности (совершения в течение трех лет бо­лее двух выявленных в установленном порядке фактов монополи­стической деятельности).

Решение может быть принято при совокупности следующих ус­ловий:

а) наличие предпосылок развития конкуренции;

б) возможность организационного и территориального обособле­ния структурных подразделений организации;

в) отсутствие тесной технологической взаимосвязи между ее структурными подразделениями;

возможность для юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение о принудительном разделении (выделении) имеет фор­му предписаний, которые направляются хозяйствующему субъекту. В предписании указывается срок, в течение которого реорганизация должна быть осуществлена. Этот срок не может быть менее шести месяцев.

7. Государственный контроль за соглашениями или согласованны­ми действиями, ограничивающими конкуренцию. Закон о конкурен­ции предусматривает право хозяйствующих субъектов, имеющих намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, результатом которых может быть ограничение или устра­нение конкуренции, обратиться в антимонопольный орган с заявле­нием об их проверке на соответствие антимонопольному законода-

тельству.

В случае принятия положительного решения антимонопольный ор­ган вправе выдать участникам соглашений или согласованных дейст­вий предписание, направленное на обеспечение конкуренции. Решение антимонопольного органа о соответствии соглашений или согласован­ных действий законодательству прекращает свое действие, если такое соглашение не достигнуто или согласованные действия не осуществле­ны в течение двух лет со дня принятия решения. Кроме того, решение может быть отменено в случае, если:

После его принятия было установлено, что при рассмотрении за­явления сторонами была представлена недостоверная информация;

Участниками соглашений или согласованных действий не вы­полняется предписание антимонопольного органа, направленное на обеспечение конкуренции.

8. Государственный контроль за концентрацией капитала на фи­нансовых рынках.

Закон о финансовом рынке устанавливает меры, направленные не только на пресечение нарушений антимонопольного законодательст­ва, но и на недопущение монополизации финансовых рынков. Для это­го осуществляется государственный контроль за концентрацией капитала.

Подробно такие соглашения и согласованные действия были рассмотрены в § 4 данной главы.

Критериями для проведения контроля являются:

1) характер совершаемых сделок или действий. Статьей 16 Зако­на о финансовом рынке перечислены случаи, при которых осуще­ствляется контроль:

Приобретение более 20 процентов акций (долей в уставном ка­питале) финансовых организаций;

Приобретение более 10 процентов балансовой стоимости акти­вов финансовой организации ;

Приобретение прав, позволяющих определять условия осуще­ствления финансовой организацией ее деятельности или осуществ­лять функции ее исполнительного органа;

Создание финансовой организации и изменение ее уставного капитала;

Слияние и присоединение финансовых организаций;

2) размер уставного капитала. В зависимости от размера уставно­го капитала организации, активы или акции (доли в уставном капи­тале) которой приобретаются, контроль может быть предваритель­ным или последующим.

Предварительное согласие ФАС России на совершение указан­ных сделок обязана получить организация, размер уставного капи-

тала которой превышает:

160 млн рублей - для кредитной организации;

10 млн рублей - для страховой организации;

5 млн рублей - для иных финансовых организаций.

Положение о порядке дачи согласия на совершение сделок, связан­ных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять ус­ловия предпринимательской деятельности либо осуществлять функ­ции исполнительного органа финансовой организации, утверждено Приказом МАП РФ от 28 февраля 2001 г. № 210 .

В остальных случаях предусмотрен последующий контроль, заключающийся в уведомлении о совершении сделок.

9. Право антимонопольного органа давать хозяйствующим субъ­ектам обязательные для исполнения предписания, перечень кото­рых определен в п. 1 ст. 12 Закона о конкуренции. В частности, это предписания об изменении условий и о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству; о недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимоно­польного законодательства; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о восстановлении положе­ния, существовавшего до нарушения; о заключении договора с хо­зяйствующими субъектами. Предписание о заключении договора выдается с целью пресечь злоупотребление организацией домини­рующим положением на рынке. При этом антимонопольный орган не вправе требовать включения в договор условий, не предусмот­ренных законодательством 1 .

10. Право антимонопольного органа давать органам исполнитель­ной власти и местного самоуправления, иным наделенным функция­ми или правами указанных органов власти органам или организаци­ям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:

Об отмене или изменении принятых ими актов, противореча­щих антимонопольному законодательству;

О прекращении нарушений антимонопольного законодательства;

О расторжении или об изменении заключенных ими соглаше­ний, противоречащих антимонопольному законодательству;

О совершении действий, направленных на обеспечение конку­ренции.

11. Право антимонопольного органа обращаться в суд или арбит­ражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законо­дательства, в частности:

О признании недействительными полностью или частично дого­воров, противоречащих антимонопольному законодательству;

Об обязательном заключении договора с хозяйствующим субъ­ектом;

О ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций;

О признании недействительными полностью или частично актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями и правами указанных органов власти органов или организаций.

Антимонопольный орган вправе участвовать в рассмотрении су­дом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и наруше­нием антимонопольного законодательства.

Еще по теме 7. Правовые средства антимонопольного регулирования:

  1. § 9. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы
  2. ТЕМА 6. Правовое регулирование обязательного государственного страхования за счет средств бюджета
  3. 3.5. Государственное антимонопольное регулирование. Государственная поддержка конкуренции и конкурентоспособности товаропроизводителей 3.5.1. Конкурентный и монопольный рынки
  4. 19.4. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления в области антимонопольной политики и имущественных отношений
  5. 10.3. Средства государственного регулирования экономики
  6. 8.2. Чрезвычайный административно-правовой режим, понятие, содержание и правовое регулирование
  7. 8.1. Понятие, виды административно-правовых режимов и их правовое регулирование
  8. 4. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законода­тельства.
  9. Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы
  10. 4.4.1. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) -

Правовые средства антимонопольного регулирования

Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулиро-вания, применяемых компетентным государственным органом в строго оп-ределенных случаях и в определенном порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание.

Рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия, а также основные права антимонопольного органа, позволяющие осуществлять та-кое воздействие.

Право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в ор-ганы государственной власти, органы местного самоуправления, в коммер-ческие и некоммерческие организации с целью ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами. Право осуществлять отграничение сфер и объектов антимонопольного воздействия.

Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидаци-ей коммерческих организаций и их объединений.

Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный орган в случаях, определенных Законом, ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Последуюыщй контроль предполагает уведомление федерального анти-монопольного органа о создании или реорганизации субъекта в 15-дневный срок со дня государственной регистрации.

4.Государственный контроль за концентрацией капитала. Критериями для проведения контроля являются:

1) характер совершаемых сделок или действий. В статье 16 Закона о кон-куренции на рынке финансовых услуг перечислены случаи осуществления контроля.

2) размер уставного капитала. В зависимости от размера уставного капи-тала организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, контроль может быть предварительным или последующим.

5. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе принимать решение о принудительном раз-делении коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если они занимают до-минирующее положение и совершили два или более нарушений антимоно-польного законодательства, что подтверждается актом антимонопольного ор-гана. Решение может быть принято при наличии совокупности следующих условий:

а) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений организации;

б) отсутствие между ее структурными подразделениями тесной техноло-гической взаимосвязи;

в) возможность для юридических лиц, образуемых в результате реорга-низации, самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты антимонопольного воздействия несут юридиче-скую ответственность. За такие нарушения предусмотрено три вида ответст-венности: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Конкурентное право (антимонопольное право ) - совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон РФ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

№19.Дееспособность гражданина: понятие и содержание. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Эмансипация.

Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п.1 ст.21). Дееспособность включает в себя: сделкоспособность (способность к совершению сделок) и деликтоспособность (способность нести ответственность за неправомерные действия). Дееспособность не является естественным свойством человека, она предоставляется законом и является юридической категорией. ГЗ устанавливает ее неотчуждаемость и невозможность ее ограничения по воле гражданина (ч.3 ст.22). Принудительное ограничение дееспособности может происходить только в случаях и в порядке установленном законом (ч.1 ст. 22).

Дееспособность, как и правоспособность, является субъективным правом гражданина. Если правоспособность составляет права и обязанности, которые ФЛ может иметь, то дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями.

В отличии от правоспособности, которая в равной степени принадлежит всем гражданам, дееспособность граждан не может быть одинаковой. Для того чтобы приобретать права, осуществлять их собственными действиями, принимать на себя и исполнять обязанности человек должен достичь определенного возраста и обладать психическим здоровьем. ГЗ различает несколько видов дееспособности:

а) полная дееспособность – способность гражданина в полном объеме своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые законом ГП, принимать на себя и исполнять любые ГО. Наступает по достижении гражданином 18 лет (п.1 ст.21). Имеется 2 исключения: лицо, вступившее в порядке исключения в брак до достижения 18 лет, приобретает полную дееспособность со времени вступления в брак (п.2 ст.21); эмансипация.

б) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет – ее объем достаточно широк. Они могут приобретать ГП и создавать для себя ГО самостоятельно (в указанных законом случаях), либо с письменного согласия своих представителей (родителей, усыновителей или попечителей). Согласие может выражаться и в последующем одобрении сделки. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет праве самостоятельно (п.2. ст.26): распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки (п.2. ст.28). По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законом. Они считается деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Обладают правом составлять завещания (ст.534).

в) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет – малолетние вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Другие сделки от их имени осуществляют их родители, усыновители или попечители. За вред причиненный малолетним отвечают их представители, если не докажут, что вред возник не по их вине, то есть малолетние не признаются деликтоспособными. До 6 лет дети полностью недееспособны.

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, согласно ст.27, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей, занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качестве предпринимателя. Юридический акт объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией, и производится по решению органа опеки и попечительства, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, а при отсутствии согласия – по решению суда.


Похожая информация.


Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

1. За нарушения антимонопольного законодательства, должностные лица субъектов действующих на рынке, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

2. Привлечение к ответственности, не освобождает от обязанности устранить нарушение.

3. Доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом в случае неисполнения соответствующего предписания подлежит взысканию в федеральный бюджет.

4. Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий подлежат возмещению.

Субъекты конкурентного законодательства: российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее — определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

Система антимонопольного законодательства

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, регулирующих отношения, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Закону и федеральным законам. Основные ФЗ: "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О естественных монополиях", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на финансовых рынках".

Правовое регулирование в области естественных монополий осуществляется на основании Федерального Закона N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями 26 марта 2003 г.)

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

Настоящим законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии.

Список является закрытым, на другие сферы действия закона не распространяется.



Просмотров