Правовой статус федерального собрания рф. Федеральное собрание рф: правовой статус и структура. К ведению Правительства РФ относятся

Тема 13. Федеральное Собрание – парламент РФ, его палаты

1. Правовой статус и структура Федерального Собрания России

Конституция (ст. 94) определяет, что парламент России - Федеральное Собрание - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Это означает, во-первых, что Российский парламент состоит из представителей народа. О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура.

В соответствии со ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства. Так, в верхнюю палату парламента - Совет Федерации - входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Этим обеспечивается представительство в Российском парламенте интересов каждого из субъектов Федерации. Более того, обеспечивается реализация интересов и законодательной, и исполнительной ветвей государственной власти этих субъектов.

Сущность Федерального Собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. С целью обеспечения своевременного начала работы парламента установлено правило, что вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Однако в случае необходимости Президент России может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока (п. 2 ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Непрерывность в деятельности парламента России достигается тем, что полномочия Государственной Думы прежнего созыва (т.е. избранной раньше) прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Палаты заседают раздельно . Заседания палат являются обычно открытыми . В случаях, предусмотренных регламентами палат, их заседания могут быть закрытыми.

Палаты могут собираться совместно лишь в нескольких случаях для заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. С целью обеспечения необходимой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава соответственно - Председателя Совета Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы и его заместителей (ст. 101 Конституции России).

Для предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты, образуется Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.

К числу депутатских объединений Государственной Думы относятся фракции и депутатские группы. Фракция формируется депутатами, избранными в состав палаты от какого-либо избирательного объединения (политической партии, движения и т. п.) и депутатами - членами этой политической партии (движения), избранными в нее по одномандатным избирательным округам. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, могут образовать депутатские группы (при наличии в них не менее 35 депутатов).

Предыдущая

Согласно ст. 11 Конституции РФ Федеральное собрание осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, судами Российской Федерации. Ст 10 Конституции РФ провозглашает разделение власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральное Собрание представляет законодательную ветвь власти. Ст. 94 Конституции РФ определяет Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации, являющийся представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, 1993. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

Представительный характер парламента означает, что он рассматривается как выразитель интересов всей совокупности граждан данного государства. Выражение интересов граждан реализуется путем проведения периодических, всеобщих, свободных выборов. Формирование Федерального Собрания выборным путем обеспечивает возможность реализации интересов различных социальных групп и слоев населения.

Законодательная функция Федерального Собрания выражается в исключительном праве принимать правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, пока он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание компетентно в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Ст. 95 Конституции РФ подразделяет Федеральное Собрание на две палаты: Совет Федераций и Государственную Думу. Формально Совет Федерации является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума -- его нижней палатой, но это не установлено Конституцией. Сфера компетенции этих палат строго разграничена, что создает систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания». Совет Федераций играет роль своего рода ограничителя по отношению к Государственной Думе. Как правило, палаты Федерального Собрания заседают раздельно. В отдельных случаях проводятся совместные заседания палат.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

  • г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • ж) объявление амнистии;

К ведению Совета Федерации относятся:

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Конституция Российской Федерации, 1993. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. Ст. 102.

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Конституция Российской Федерации, 1993. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

Полномочия Государственной Думы и Совета Федераций во время законотворческого процесса также разделены. Согласно Ст. 104 и 105 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу субъектами, имеющими право законодательной инициативы. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.



Просмотров