Право на доступ к информации и его охрана. Доступ к информации

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» содержит перечень видов сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Среди этих видов наибольший интерес представляет собой информация о деятельности государственных и муниципальных органов власти ввиду ее особой социальной и политической значимости. Принцип открытости доступа к этому виду информации имеет особую важность для развития демократических основ государства, являясь одним из гарантов реализации гражданами своей власти в государстве. Этот принцип также корреспондирует концепции «электронного государства», в соответствии с которой в современном информационном обществе для развития гражданского общества, улучшения качества работы публичных органов и повышения уровня вовлеченности граждан в политические процессы государство должно использовать информационные и коммуникационные технологии в публичной политике .

Информация о деятельности органов власти

Необходимо отметить, что на протяжении многих лет в Российской Федерации официальная информация носила закрытый характер. К примеру, Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» устанавливало нормы, в соответствии с которыми информация, предоставление которой обязательно, ограничивается определенным перечнем как для федеральных органов власти, так и для других уровней .

Источник фотографии: bartronics.com

В настоящий момент главным законодательным актом в сфере официальной информации является Федеральный Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В ст. 1 указанного закона содержится дефиниция подобного рода информации. Законодатель предлагает относить к ней данные, созданные в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными подразделениями, органами местного самоуправления или их подведомственными организациями, либо сведения, поступившие в данные органы или организации. Таким образом, информация, полученная определенным органом или организацией от других уполномоченных органов, либо не относящаяся к полномочиям данных органов и организаций, не регулируется особым правовым режимом открытого доступа.

Стоит обратить внимание на тот факт, что законодательство относит официальные Интернет-сайты к основным источникам распространения информации о деятельности органа власти. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закрепляет перечень информации, которая подлежит обязательному размещению. К ней относятся:

Правовой режим информации о состоянии окружающей среды

Деятельность органов также может охватывать их компетенцию по предоставлению такой информации, как сведения о состоянии окружающей среды. Право на доступ к ним обеспечивает в первую очередь ст. 42 Конституции РФ. Также это право упомянуто в ряде федеральных законов. Примечательным среди них является Федеральный Закон «О гидрометеорологической службе», в котором содержится определения качественного характера этого вида информации: ею признаются сведения, полученные в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения . Данная информация должна предоставляться бесплатно, являясь открытой и общедоступной. Различные органы исполнительной власти (такие, как Госкомэкология РФ, Госгидромет, Госсанэпиднадзор, Госстандарт и др.) обязаны предоставлять гражданам по соответствующему запросу интересующую их информацию о состоянии экологии. При электронном запросе информации уполномоченные органы должны предоставить запрашиваемую информацию через свои Интернет-ресурсы. Следует обратить внимание на то, что информация о состоянии окружающей среды, предоставляемая в Интернете уполномоченными органами, является так называемым «источником первого уровня», т.к. распространяющие сведения частные СМИ являются источниками не экологической информации, но информационной продукции ввиду того, что используют данные, полученные из официальных источников и сами не несут ответственности за их несоответствие действительности .

Государственная тайна

Итак, в целом положения действующего законодательства нацелены на повышение прозрачности системы органов власти. Тем не менее, следует подчеркнуть, что доступ к информации государственных и муниципальных органов может ограничиваться на основе нормативно-правовых норм о государственной и служебной тайне, переходя в разряд информации с режимом ограниченного доступа. Общие принципы ограничения доступа к информации, находящейся в режиме ограниченного доступа, содержатся в ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

«В целом положения действующего законодательства нацелены на повышение прозрачности системы органов власти»

Дефиниция государственной тайны и определение отношений, связанных с ней, регламентируются рядом законов, в первую очередь Законом РФ «О государственной тайне». Так, государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, внешнеэкономической, экономической, разведывательной и розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации . Следует отметить, что законодательство о государственной тайне характеризуется перечневой системой. Существует три уровня перечней, определяющих секретность тех или иных данных. Первый перечень, закрепляющий общие положения о государственной тайне и сферы ее применения, содержится в ст. 5 Закона «О государственной тайне». Второй перечень представлен в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. №1203 «Об утверждении Перечня сведений, составляющих государственную тайну». Третий является системой перечней, сформулированных уполномоченными лицами, содержит более детализированную информацию, составляющую государственную тайну. Последние два вида перечней отнесены к режиму государственной тайны и не подлежат публикации.

Очевидно, что отнесение конкретных сведений к закрытой для общего доступа информации необходимо для защиты безопасности государства и общества. Тем не менее, нельзя не отметить, что на законодательном уровне не существует общей доступной методики определения потенциального ущерба, порождённого разглашением определённых сведений, и, как следствие, невозможно проверить обоснованность отнесения информации к категории государственной тайны . Далее, отсутствие доступа к аппарату оценки секретности сведений приводит к затруднениям в проверке правомерности отказа в предоставлении информации о деятельности органа власти, а также обжалования подобного отказа. Более того, нередки случаи, когда лица, не имеющие непосредственного отношения к защите государственной тайны и получающие доступ к определенного рода информации, не могут точно знать, попадает ли такая информация в перечень, определяющий ее как секретную .

«На законодательном уровне не существует общей доступной методики определения потенциального ущерба, порождённого разглашением определенных сведений, и, как следствие, невозможно проверить обоснованность отнесения информации к категории государственной тайны»

Служебная тайна

Следующим фактором правомерного ограничения доступа является служебная тайна. Определяя правовой режим информации, ограниченной служебной тайной, российское законодательство использует понятие «служебная информация ограниченного распространения». Категории сведений, попадающих под данное понятие, содержатся в Постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233: это «несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространения которой диктуются служебной необходимостью». Очевидно, что компетенция лиц, уполномоченных руководителем федерального органа относить сведения к данной категории, весьма широка. Необходимо обратить внимание на тот факт, что само понятие служебной необходимости не регламентируется законодательством, и, следовательно, может толковаться вольно, что создает риск ограничения информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе фиктивной причины такого ограничения. Далее, установление режима ограниченного доступа к информации осуществляется должностными лицами путем издания подзаконного акта, что в свою очередь прямо противоречит ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», предусматривающей введение такого режима только на основании федерального закона .

Анализируя регламентацию доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, необходимо обратить внимание на правовой режим доступа к такому не менее важному виду официальной информации, включённому в область деятельности органов, как нормативно-правовые акты, закрепляющие права, свободы и обязанности граждан, а также определяющие статус организаций и органов власти. Подобные акты должны находится в открытом доступе в соответствии с ч. 3. ст. 15 Конституции РФ, закрепляющей за уполномоченными органами обязанность их публикации . В контексте развития идеи электронного государства возможность ознакомления с данной категорией актов должна быть бесплатно предоставлена на Интернет-ресурсах. То же касается нормативных документов, затрагивающих вопросы обработки персональных данных. К примеру, ст. 4 ФЗ «О персональных данных» определяет, что на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, касающимся персональных данных .

Тем не менее, в практике правоприменения имеют место случаи, когда те или иные властные органы определяют права и обязанности граждан, основываясь на нормативных актах, доступ к которым ограничен служебными целями. Примечательным является случай, когда ФСТЭК России 4 мая 2012 г. опубликовал сообщение №240/24/1701, согласно которому средства защиты персональных данных должны быть сертифицированы со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. №330 . Данное постановление не находилось в открытом доступе. Очевидно, что установление прав и обязанностей со ссылкой на не опубликованный в общем доступе нормативно-правовой акт является нарушением конституционного права граждан, закрепленного в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Выводы и предложения

Таким образом, законодательство о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов все еще находится на стадии развития. Во избежание коллизий при практической реализации норм информационного права, в законодательстве должны быть четко прописаны дефиниции используемых понятий, что пресекло бы возможность их свободной трактовки. Необходимо разработать единую систему оценки секретности информации и уровня потенциального вреда, который может быть нанесен государству в случае разглашения информации.

Источник фотографии: travel.rambler.ru

Богдановская И.Ю. Конституционное государство в условиях информационного общества. Право в цифровую эпоху.

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа

к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». // СЗ РФ. № 7. 2003. Ст. 658.

Право на доступ к информации – это поиск и получение гражданами и организациями любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных ФЗ.

Закон о доступе к информации устанавливает, что «плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов МСУ взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством РФ объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством РФ».

Организация также имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся своих прав и обязанностей, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. По Закону об информации доступ не может быть ограничен к:

Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

Информации о состоянии окружающей среды;

Информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;

Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления в свою очередь обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ.

Охрана.

В российском законодательстве свобода информации, свобода слова, свобода выражения мнения закреплены в ст.29 Конституции РФ.

Закон РФ “О СМИ” регулирует профессиональную деятельность журналистов и деятельность редакций СМИ. В ст.38-40 регулирует право на запрос информации и право на ее получение.

Есть также Закон “Об информации, информатизации и защите информации”.

Есть еще нормативные акты, которые так или иначе регулируют сферу свободы доступа к информации. Из них в первую очередь стоит обратить внимание на Указ Президента “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию”. Он является первым нормативным актом, который включил в правовое регулирование такое понятие, как прозрачность деятельности государственных органов.

Закон “О международном информационном обмене”, который устанавливает ответственность за нарушение указанных прав.

  1. Информация без права ограничения доступа.

Свобода информации - понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая свободу выражения убеждений (свобода слова), свободное функционирование СМИ (свобода печати), право общества на получение от государственных служб информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом.

Свобода искать, получать и распространять информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и включена в Всеобщую декларация прав человека (Ст.19). Свобода слова, расширением которой является свобода информации, - это фундаментальное право человека, признанное в международном праве.

Право общества на получение от государственных служб информации, право на доступ граждан к правительственным документам входит в конституции многих стран и в целом рассматривается как признак открытости управления. Реализация права общества на получение информации может быть затруднена без специальных механизмов, обеспечивающих это право; такие законы приняты в более чем 90 странах мира. Тем не менее, существуют различные понимания целей свободы информации, в зависимости от разных концепций либеральной демократии. Одним из базовых принципов в обеспечении права общества на получение информации является установление бремени доказательства на стороне, обязанной предоставлять информацию. Т.е. запрашивающий информацию не должен предоставлять причин для запроса, но для непредставления информации должна быть представлена причина.

Свобода информации в России.

Доступ к информации

Доступ к информации

Доступ к информации - в широком смысле - операционный тип взаимодействия между субъектом и объектом, в результате которого создается поток информации от одного к другому.
Доступ к информации - в узком смысле - операция записи, модификации, передачи или чтения данных.

По-английски: Access to information

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Доступ к информации" в других словарях:

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    доступ к информации - Получение субъектом возможности ознакомления с информацией, в том числе с помощью технических средств . [ГОСТ Р 50922 96] [ОСТ 45.127 99] доступ к информации Возможность получения информации и ее использования. [ОАО РАО "ЕЭС России"… …

    Доступ к информации - (information access) возможность получения информации и ее использования. Работа сотрудника организации с определенным составом информационных ресурсов (базы данных, сведения,файлы и др.) должна быть санкционирована полномочным должностным лицом … Экономико-математический словарь

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к… … Большой юридический словарь

    Доступ к информации - 6) доступ к информации возможность получения информации и ее использования;... Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об информации, информационных технологиях и о защите информации … Официальная терминология

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - 1) согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149 ФЗ, – возможность получения информации и ее использования; 2) согласно ГОСТ Р 50922– 96 «Защита информации. Основные термины и… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - ознакомление с информацией, копирование, модификация, создание и уничтожение информации … Большой экономический словарь

    Доступ к информации - 1. Возможность получения информации и ее использования Употребляется в документе: № 149 ФЗ от 27 июля 2006 года … Телекоммуникационный словарь

    доступ к информации (ресурсам информационной системы) - Получение возможности ознакомления с информацией, обработки информации и (или) воздействия на информацию и (или) ресурсы информационной системы с использованием программных и (или) технических средств . Примечание Доступ осуществляется… … Справочник технического переводчика

    доступ к информации, составляющей коммерческую тайну - Ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Философия информации: профессионально-мировоззренческое учебное пособие , А. В. Соколов. "Информация" - один из самых распространенных и самых многозначных терминов современного русского языка. В каких только контекстах он не встречается! Информации посвящаются декларации…
  • Реализация права на доступ к информации: проблемы правового регулирования , М. В. Короткова. Право на доступ к информации приобретает особое значение в условиях развития информационного общества в современном российском государстве. Постоянные технические изменения и внедрения…

Виды доступа к информации

Доступ к информации также важно четко разграничить в зависимости от вида информации и вида субъекта, реализующего свое право на доступ к информации. Исходя из этого, различаются следующие виды доступа:

1. Обязательное доведение.

2. Свободный доступ.

3. Предоставление информации по запросу юридических лиц.

4. Предоставление информации по запросу физических лиц.

Например, доступ к информации через обязательное ее доведение (на примере законодательной деятельности) должен быть обеспечен после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования.

Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности,

здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению.

Свободный доступ - это ситуация, когда, например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить - накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения.

Различаются четыре основных вида отношений, которые могут возникать между субъектами по степени ограничения доступа:

Лиц (как физических, так и юридических) по отношению к государству;

Государства по отношению к лицам (как физическим, так и юридическим);

Физических лиц по отношению к организациям (юридическим лицам);

Юридических лиц по отношению к физическим лицам.

Например, при запросе лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления ограничение права на доступ к информации связано только с государственной тайной, служебной тайной и персональными данными, потому что коммерческой тайны, банковской тайны, профессиональной тайны в органах государственной власти и органах местного самоуправления, по определению, быть не может.

Что касается государственных предприятий, которые, казалось бы, представляют государство, то в данной ситуации они являются коммерческими структурами с государственным видом собственности, в которых может иметь место коммерческая тайна.

При запросах государства по отношению к физическим и юридическим лицам (что регламентируется нормами Законов РФ «О государственной службе», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О милиции» и т. п.) в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и профессиональная тайна.

При реализации права физических лиц на доступ к информации у юридических лык в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать профессиональная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна. При запросе юридических лиц к физическим лицам основанием для ограничения права могут выступать персональные данные.

При реализации права на доступ к информации важно обеспечить, чтобы получаемая информация была достоверной, полной и ее подлинность при дальнейшем использовании не вызывала ни у кого сомнения. В связи с возрастающим объемом хранения и использования информации, в т. ч. ограниченного доступа, в электронном виде все чаще применяется понятие «электронного документа». В то же время проблема сохранения электронных документов от уничтожения, копирования, модификации, подделки требует для своего разрешения специфических средств и методов защиты (формирование корпоративных сетей, техническая защита сетей, криптографическая защита и т. д.).

Ограничения доступа к информации

Ситуация с доступом к информации для журналистов во многом обусловлена непониманием или отрицанием законодателями и чиновниками той роли, которую призваны играть в обществе средства массовой информации. Как следствие, белорусское законодательство о СМИ и правоприменительная практика далеки от признания особой роли свободных СМИ в качестве «стража общества». Государственные органы в Беларуси не учитывают «общественный интерес» как категорию, определяющую правомерность предоставления той или иной информации. Так, в Законе «О средствах массовой информации» отсутствует какое-либо упоминание об общественных функциях журналистов и СМИ, гарантиях реализации их права на доступ к информации в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Белорусское законодательство содержит целый ряд предпосылок для практически бесконтрольного ограничения права на получение информации журналистами. При этом в стране отсутствует независимый орган, к которому было бы можно апеллировать в таких случаях.

Закон «О средствах массовой информации» содержит понятие «информация ограниченного доступа» (статья 37). К такой информации, в частности, относятся:

Сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну;

Сведения о системе организации, об источниках, о способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;

Материалы дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства до окончания производства по уголовному делу;

Иная информация, предусмотренная законодательными актами.

В соответствии со статьей 16 Закона «О государственных секретах» такие сведения подразделяются на две категории в зависимости от тяжести возможных последствий от их разглашения: государственную тайну и служебную тайну.

Государственная тайна - это сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь. Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и организациями, наделенными этим полномочием.

В соответствии с «Перечнем государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов» , их насчитывается около шестидесяти.

Среди них, например, Уполномоченный по делам религий и национальностей, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира, Национальная государственная телерадиокомпания. Таким образом, отдельные государственные органы и организации по собственной инициативе имеют возможность вводить ограничения на распространение целых сегментов информации.

Важно отметить, что приведенный в Законе о СМИ перечень случаев допустимого ограничения доступа к информации не закрыт и содержит отсылку к другим «законодательным актам», что дает возможность для его расширительного толкования.

Так, в 2013 году были внесены дополнения в Закон «Об информации, информатизации и защите информации», который хотя прямо и не касается средств массовой информации, но вводит новую категорию информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено – «служебная информация ограниченного распространения» .

К ней относятся сведения, касающиеся деятельности государственного органа, юридического лица, распространение и (или) предоставление которых может причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физических лиц, в том числе их чести и достоинству, личной и семейной жизни, а также правам и законным интересам юридических лиц, и которые не отнесены к государственным секретам (статья 18-1).

Информация может быть отнесена к служебной информации ограниченного распространения в соответствии с перечнем сведений, определяемым Советом Министров Республики Беларусь, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. С учетом того, что президент имеет право принимать акты нормативного характера, которые не подлежат опубликованию в общедоступных источниках, у государственных органов существует возможность отказывать в доступе к информации, под предлогом ее отнесения к служебной информации ограниченного распространения.

Закрытость государственных органов

Особой проблемой для белорусских журналистов является жесткая регламентация контактов госчиновников с прессой, которая фактически не допускает их непосредственного взаимодействия. В соответствии со статьей 22-1 Закона «О государственной службе», «целесообразность публикаций и выступлений государственных служащих, связанных с исполнением служебных обязанностей, определяется руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом».

Публикации и выступления государственных служащих, связанные с исполнением служебных обязанностей, допустимы только по поручению или с согласия руководства и подлежат обязательному согласованию с ним. Указом Президента Республики Беларусь № 65 от 6 февраля 2009 г. «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» во всех государственных органах и организациях функции общения с прессой возлагаются на пресс-секретаря или другое лицо, которое подчиняется непосредственно руководителю государственного органа.

Практически при всех государственных органах созданы пресс-службы (иногда их функции выполняют идеологические отделы), которые монополизировали предоставление информации для СМИ, любые заявления для прессы государственных служащих должны быть согласованы с ними. Согласно Указу Президента № 65, общая координация деятельности лиц, ответственных за работу со СМИ, по вопросам, касающимся освещения проводимой Президентом Республики Беларусь государственной внутренней и внешней политики, осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь. Администрации Президента совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь и Академией управления при Президенте Республики Беларусь уполномочены на постоянной основе осуществлять мониторинг деятельности лиц, ответственных за работу со СМИ.

Аккредитация как разрешение на профессию

Дополнительным ограничением права на получение информации журналистами в Беларуси является порядок аккредитации журналистов. Право на которую им дает статья 35 Закона «О средствах массовой информации». Хотя отсутствие аккредитации не должно являться препятствием для свободного осуществления журналистской деятельности, на практике институт аккредитации в Беларуси зачастую используется для ограничения доступа журналистов к информации. Возможность для этого заложена в самом определении «аккредитации журналиста средства массовой информации», данном в статье 1 Закона о СМИ, характеризующем ее как «подтверждение права журналиста средства массовой информации освещать мероприятия, организуемые государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами, а также другие события, происходящие на территории Республики Беларусь и за ее пределами». Аккредитация трактуется как реализация права государственного органа или другого учреждения разрешить тому или иному журналисту освещать его деятельность.

Кроме того, Закон предусматривает (статья 35) обязательную аккредитацию журналистов иностранных медиа Министерством иностранных дел, которую могут получить только штатные сотрудники зарубежных СМИ. Различия в порядке аккредитации журналистов белорусских и иностранных СМИ носят дискриминационный характер и препятствуют журналистам, сотрудничающим с зарубежными медиа, реализовывать свое право на получение информации. Оспорить отказ в аккредитации невозможно, поскольку суды отказываются принимать такие жалобы на действие (бездействие) государственных органов и их должностных лиц к рассмотрению. Так, суды первой и второй инстанций отказались рассматривать жалобу журналиста Беларускага Радыё Рацыя» (Польша) Виктора Парфёненко, который семь раз получал от МИД отказ в аккредитации.

Наиболее уязвимой категорией в вопросах доступа к информации являются те, кто осуществляют журналистские функции и не имеют возможности получить аккредитацию с учетом того, что определение журналиста, данное в Законе о СМИ, фактически не предусматривает возможности самостоятельной журналистской работы вне договорных отношений с редакциями СМИ. К ним относятся журналисты-фрилансеры и блогеры. В большинстве случаев они вынуждены работать, не имея легального статуса журналиста. В результате фрилансеры, сотрудничающие с иностранными медиа, рассматриваются как правонарушителями и подвергаются административному преследованию. Ссылка на будущий текст по 22.9

Помимо формальных барьеров, белорусские независимые журналисты постоянно сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности с противодействием со стороны сотрудников правоохранительных органов, недопуском на открытые судебные заседания и официальные мероприятия, необоснованными отказами в предоставлении информации при обращении в государственные органы и другими препятствиями.

Материалы по теме сюжета


Новости

По версии милиции, журналист телеканала «Белсат» Андрей Козел незаконно снимал процедуру подсчета голосов на местных выборах, а потом отказался покинуть помещение после требований сотрудников милиции.


Новости

Письменные запросы в работе журналистов становятся все более бессмысленной формой получения ответов. Несмотря на законодательное регулирование, чиновники и руководители игнорируют письменные запросы, причем разными способами и под разными предлогами.


Новости

Редакция «Intex-press» обратилась в райисполком с просьбой аккредитовать корреспондента Юлию Ивашко. Однако райисполком в письме за подписью заместителя председателя Александра Грицкевича от 16 мая ответил отказом.


Новости

Мининформ отказал БелаПАН в аккредитации на XІ Белорусский международный медиафорум

Министерство информации Беларуси отказалось аккредитовать корреспондента и видеооператора информационной компании БелаПАН на XI Белорусский международный медиафорум "Партнерство во имя будущего: интеграция как фактор созидания", который официально открывается 13 мая в Минске.


Новости

Журналисты барановичского независимого издания Intex-press не могут добиться информации от Управления капитального строительства города Барановичи ни на свои устные, ни на письменные обращения.



Просмотров