Появление в россии

Авторское право, как правовое явление, возникло не сразу, а в результате длительной эволюции. Происхождение авторского права вызывает споры и по сей день, однако мы попытаемся остановиться на наиболее известных фактах и показать процесс зарождения и развития авторского права.

Зачатки авторского права существовали уже в античные времена и выражались, в первую очередь, в борьбе с литературным плагиатом. Однако эти попытки носили эпизодический характер и были свойственны не всем, а отдельным из древних цивилизаций. Древний Египет по праву считается родиной книги - именно в Египте появились первые литературные произведения. Однако характерной чертой древнеегипетских авторов было стремление не связывать свое творение со своим именем, а приписывать его какому - либо богу или фараону, что считалось лучшей гарантией бессмертия произведения. В Афинах литературное творчество, издательское дело и книготорговля достигли достаточно высокого уровня. Именно в Древней Греции возникло понятие изданной книги, впрочем, далекое от современного понимания. Древнегреческое слово "экдосис" (издавать) означало определенный процесс, при котором лично автором или писцами под его наблюдением изготавливался оригинал литературного произведения, а затем с него переписывались заказанные копии. Произведения переписывались всеми желающими без ведома и контроля автора, что вело к появлению искаженных версий произведения. Поэтому оригиналы произведений, в первую очередь тексты драматических произведений - комедий и трагедий передавались на хранение в публичные учреждения и служили своего рода эталонами, позволявшими не только сверять изготовленные копии, но и оберегать автора от плагиата. Плагиат рассматривался как проступок, позорящий честь гражданина, и зачастую наказывался изгнанием из полиса. Однако, даже в Риме периода Империи, который по праву считают временем расцвета гражданского права, так и не возникло какое бы то ни было закреплённое в законе право на произведение, которое отличалось бы от права собственности на рукопись. Отсутствие специальной правовой охраны в античном мире было обусловлено отсутствие технических средств, позволявших воспроизводить их в достаточном количестве, необходимом для того, чтобы произведения стали полноценным товаром, предлагаемым публике. Размножение произведений было затруднено, поскольку рукопись могла быть переписана только от руки, картина перерисована и т.п. Автор произведения, существовавшего либо в единственном экземпляре, либо в виде нескольких рукописных копий, являлся собственником материального объекта, который можно было продать или подарить другому лицу. Поскольку произведение как нематериальный объект фактически не отделялось от материального объекта, в котором оно было воплощено, то для регулирования подобного рода отношений не требовалось создания иного, кроме права собственности, правового института.

Именно поэтому большинство исследователей связывают возникновение авторского права с изобретением книгопечатания в Европе. Иоханн Генсафлейш по прозванию Гуттенберг в 1440 г. выпустил первую, не сохранившуюся до нашего времени, печатную книгу. Изобретение Гуттенберга привело к тому, что процесс изготовления копий произведений значительно упростился, цена на книги понизилась и они стали более доступными -- теперь рукопись могла быть напечатана большим тиражом и распространена среди широкой аудитории. Тем самым, результаты творческого труда авторов стали полноценным товаром и могли приносить стабильный доход. И первыми, кто поставил вопрос о необходимости особой охраны для произведений, стали издатели. Издатели, которые несли значительные расходы на приобретение типографского оборудования, покупку рукописи автора, изготовление тиража не были защищены от конкурентов, которые перепечатывали уже выпущенные в свет книги и могли предлагать их по более низкой цене. За защитой своих интересов первоиздатели вынуждены были обращаться к власти -- королевской, церковной, муниципальной с просьбой о защите их монопольного права на издание той или иной книги. И власти, как светские, так и церковные, выдавали обращавшимся к ним первоиздателям охранные грамоты, которые получили название "привилегий". Со временем количество индивидуальных привилегий стало заметно увеличиваться. Поэтому отдельные государства стали практиковать выдачу вместо индивидуальных привилегий одной общей привилегии, которой могло пользоваться любое заинтересованное лицо при выполнении предусмотренных в этой привилегии условий. Кроме того, к концу XVII века система привилегий, как монопольных прав, предоставляемых королевской властью, все более и более подвергались критике, и все громче звучали требования авторов признавать их права. Первый шаг от системы привилегий в направлении авторского права был сделан в Англии. 11 января 1709 г. в Палате общин был заслушан проект закона "О поощрении образования путем закрепления за авторами или приобретателями копий печатных книг прав на последние на время, устанавливаемое отныне". 10 апреля 1710 г. проект получил силу закона, известного более под названием Статута королевы Анны. В соответствии со Статутом автор получал исключительное право на издание своего произведения в течение 14 лет, которое могло быть уступлено на этот срок издателю. Право на произведение возникало при условии выполнения автором ряда формальностей -- Статут требовал регистрации произведений до их публикации в реестре Компании издателей и книготорговцев, а также депонирования экземпляров произведения в университетах и основных библиотеках. По истечении указанных 14 лет право на издание возвращалось автору, и он мог снова уступить его, в том числе и другому издателю, еще на 14 лет. Нарушение исключительного права на издание наказывалось крупным штрафом с конфискацией незаконно изданных экземпляров произведения.

Во Франции появление законодательства об авторском праве было прямым следствием буржуазной революции 1789 г., отменившей все дореволюционное законодательство, а вместе с ним и существовавшую ранее систему привилегий, выданных отдельным авторам и издателям. Вместо этого были приняты два нормативных акта -- Декрет от 13 (19) июля о праве публичного представления произведения и Декрет 13 (24) июля 1793 г. о праве на воспроизведение. Декрет 1791 г. признал за авторами драматических произведений исключительное право на публичное представление в течении всей жизни автора, которое после его смерти переходило по наследству сроком на 5 лет. Декрет 1793 г. признал за авторами разного рода письменных произведений, композиторами и художниками исключительное право продавать, передавать для продажи, распространять свои произведения на территории Республики, а также уступать полностью или частично право собственности на них. Декрет 1793 г. предусматривал переход всех прав автора к наследникам уже на десятилетний срок. Уже во времена Великой французской революции достаточно отчётливо прослеживалось различие между двумя направлениями правовой мысли в авторском праве, имеющих в своей основе различные философские подходы; различие, которое в значительной степени сохранилось до настоящего времени. Основанная на принципах естественного права теория авторского права Франции и других стран системы римского права акцентировала внимание на идее о том, что охрана должна распространяться как на имущественные, так и на личные интересы автора. Взгляд на произведение, как на продолжение личности автора, приводил законодателя к тому, что в центре внимания закона об авторском праве должен быть автор. Именно он, творец должен изначально наделяться всеми полномочиями по использованию своего произведения, которые могут быть им в последующем в том или ином объёме делегированы другим лицам. При этом передача автором права использования произведения другому лицу с точки зрения этой теории вовсе не означает, что прекращается правовая связь творца с его произведением. Признаваемые за автором личные права, являясь такими же естественными правами, осуществляются им независимо от того, кто и на каком основании в данный момент обладает правом использования произведения. Такая концепция авторского права с присущим ей дуализмом личных и имущественных авторских прав и чётко выраженным акцентом на обеспечении прав и интересов создателя произведения, получила название концепции "прав автора" (droit d"auteur). Наибольшее распространение данная концепция получила в европейских странах, в первую очередь во Франции и Германии.

Между тем авторское право в странах общего права развивалось в другом направлении. В странах общего права, главным образом в Великобритании и США, за создателем произведения признавалось право, основанное на естественных правах собственности, философскую основу которых в своё время разработал Дж. Локк. Однако при создании писанных законов об авторском праве создателям произведений была предоставлена лишь ограниченная имущественная защита; писанные законы не кодифицировали всё общее право, а заменили его, предоставив имущественные права в форме срочного права на воспроизведение. Такой подход законодателя по сути мало чем отличался от прежней системы привилегий, которая также обеспечивала только экономические интересы; разница состояла в том, что привилегии являлись актами индивидуального характера, а законы об авторском праве стали актами универсального действия. Такая концепция получила название концепции "авторского права" (copyright). Закрепив в законах об авторском праве исключительное право на воспроизведение (право делать копии -- англ. copyright) как частный случай более общего права собственности, страны общего права распространили на права по использованию произведения и общие принципы права собственности. Поэтому с точки зрения концепции "авторского права" имущественные авторские права находятся в неограниченном гражданском обороте -- они могут не только передаваться, но и уступаться, т.е. отчуждаться, как отчуждается продаваемая вещь. Во-вторых, поскольку авторское право в данной системе стало лишь конкретизацией общего права собственности, в его конструкцию вошли только имущественные права; личные права создателя произведения оказались вне сферы действия авторского законодательства. В центре же внимания законодателя в системе "авторского права" находится само произведение, а задача законодателя состоит в том, чтобы урегулировать процесс его использования. Поэтому для законодательства стран общего права вполне естественным выглядит признание в качестве автора произведения не его создателя, а, например, фирмы, в которой работает создатель произведения.

История авторского права как в России, как и в мире, неразрывно связана с развитием книгопечатания. С появлением полиграфии книга стала объектом купли-продажи, и на этом этапе авторское право защищало прежде всего интересы издателей. И только в середине XVII-го века авторское право стало связываться с личностью автора. В те времена авторское вознаграждение выплачивалось либо в виде жалованья, либо в виде единовременного вознаграждения, либо таким интересным образом, как это упомянуто в приказе Главного директора Императорских театров А.А. Нарышкина от 15 апреля 1803 г.: "Господину генерал-майору Титову за сочинение им музыки для мелодрам "Андромеда и Персей", "Цирцея и Улисс" и для драмы "Суд царя Соломона" предлагаю конторе дать ложу в каменном театре в третьем этаже, на пятьдесят русских и французских спектаклей бесплатно". В 1803 г. в Санкт-Петербурге была создана Комиссия, возглавлявшаяся Управляющим Кабинета Государя Гурьевым, которая после 6 лет работы утвердила Положение, где впервые в российском законодательстве были установлены принципы и нормы оплаты авторского вознаграждения, "дабы выгоды автора и переводчика были для них не подвержены никакому сомнению и служили бы одобрением к большим трудам". Первым российским законодательным актом, регламентирующим вопросы авторского права, стал "Цензурный устав" от 22 апреля 1828 г., который содержал специальную главу "О сочинителях и издателях книг". В соответствии с этим Законом сочинитель или переводчик книги имели "исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным". В 70-е годы Х1Х-го века в России началось формирование системы авторских обществ. Первыми для защиты своих прав объединились драматурги, которые по инициативе великого драматурга А.Н. Островского учредили 29 ноября 1870 г. "Собрание русских драматических писателей". 21 октября 1874 года на основе этого Собрания было учреждено "Общество русских драматических писателей", ставшее первым в истории России авторско-правовым обществом со своим уставом. Председателем Общества был избран А.Н. Островский. В момент основания в Общество входил 81 член, в т.ч. такие известные писатели, как А.К. Толстой. И.С. Тургенев, Г.П. Данилевский, Н.С. Лесков. Об авторитете и влиянии этого Общества говорит тот факт, что уже в мае 1875 г. его председатель А.Н. Островский получил от старейшего в Европе и в мире французского Общества драматических писателей и композиторов (САКД) письмо с предложением заключить Конвенцию о переводах, что положило начало международным контактам России в области авторского права. И, наконец, 21 октября 1875 г. к Обществу присоединились композиторы во главе с Н.А. Римским-Корсаковым, образовав "Общество русских драматических писателей и композиторов", т.е. первое российское универсальное авторско-правовое общество, управляющее авторскими правами своих членов на коллективной основе. Именно эту дату Российское авторское общество (РАО), действующее на тех же принципах, может считать датой своего рождения.

Значительный вклад в создание правовой основы этой системы внес известный русский юрист Ф.Н.Плевако, который с 1887 г. возглавлял юридическую службу Общества. За свою 125-летнюю историю Общество русских драматических писателей и композиторов неоднократно трансформировалось, однако система охраны авторских прав на коллективной основе осталась неизменной до настоящего времени. В 1904 г. из-за возникших противоречий Общество разделилось на Московское общество драматических писателей и композиторов (МОДПИК) и ДРАМСОЮЗ с центром в г. Санкт-Петербурге. И только в 1930 г. эти общества вновь объединились во Всероссийское общество драматургов и композиторов. В 30-е годы ХХ-го века в СССР были образованы творческие союзы, которые учредили свои управления по охране авторских прав, каждое из которых занималось только своей сферой авторского права. После вступления СССР во Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве в 1973 году было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), учредителями которого стали все творческие союзы и ряд организаций-пользователей произведений авторов. ВААП в своей деятельности вновь объединило все сферы авторского права, став авторитетной авторско-правовой организацией - членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК). Автор- Jasmin

Авторское право в издательском бизнесе и СМИ Невская Марина Александровна

§ 3. История развития авторского права

Историю развития авторского права применительно к российскому государству можно вести с начала XIX в. Развитие данного института в столь поздний период было связано с тем, что длительное время в России издание печатных произведений было исключительной монополией государства. Кроме того, неразвитость частного бизнеса в области книгопечатания и полное отсутствие конкуренции в данной сфере тормозили развитие института авторского права.

В начале XIX в. были предприняты попытки на законодательном уровне урегулировать отношения в книгоиздательском бизнесе. Это было вызвано участившимися случаями обмана издателями произведений своих читателей относительно того, кто является автором опубликованных текстов.

Министерством народного просвещения было издано распоряжение относительно рукописей произведений, поступающих на цензуру. Распоряжение министерства обязывало издателей при передаче рукописей на цензуру предоставлять доказательства права писателя на подачу рукописи к напечатанию.

И лишь к концу XIX в. была признана необходимость в принятии специального документа, регулирующего вопросы в области авторского права. Такой документ, получивший название «Положение об авторском праве», появился в 1911 г. Однако был отменен после событий Октябрьской революции 1917 г.

В этот период был принят ряд декретов о признании достоянием государства любых произведений (опубликованных и неопубликованных, независимо от того, жив ли автор произведения), отменялось большое количество договоров с издательствами, провозглашалось положение, в соответствии с которым авторское право в случае смерти автора по наследству не переходило. Такое положение сохранялось вплоть до 1925 г. Этот период охарактеризован принятием Основ авторского права, который можно назвать прогрессивным для своего времени. Он закреплял исключительное право за авторами произведений в течение 25 лет. Момент отсчета данного срока начинался с момента первого издания (или исполнения) произведения. Впоследствии исключительное право стало охраняться пожизненно.

Очередным этапом в развитии авторского права можно назвать 1960 - 1970 гг. В этот период принимаются Основы гражданского законодательства, составной частью которых было авторское право. С распадом СССР в 1991 г. документ был отменен и вступил в силу только в 1992 г. Он предопределил издание в будущем целого ряда специальных нормативных актов в области авторского права, в том числе и Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ названный ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

7.1. Понятие авторского и патентного права Авторское право можно определить как совокупность международных и внутригосударственных правовых норм, которые регулируют отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.В свою очередь основное

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

1. Понятие экологического права, история его развития и становления Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под

Из книги Страхование автора Скачкова Ольга Александровна

2. История становления и развития страхования История страхования имеет глубокие корни. В течение длительного времени люди объединялись для совместных действий по предотвращению опасности: укрупняли населенные пункты, строили крепости, предпринимали действия по

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Срок действия авторского права (срок охраны авторского права) Под сроком действия авторского права понимают срок действия имущественных прав на произведение, т. е. срок, в течение которого для использования произведения должно получаться разрешение от

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

12. История становления и развития коммерческого права В становлении и развитии коммерческого права можно выделить четыре этапа.Первый период – итальянский (XI–XV вв.). Принято считать, что в это время зародилось европейское торговое право. Италия была посредницей в

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Тема 2. История развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарной системы в

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

История развития административного права в России Примерно с 1935 г. в России произошло разделение административного права на три крупные ветви: 1) административное право как наука – исследует закономерности развития административного права (работы теоретиков Козлова,

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

Краткая история развития административного права России Развитие административного права России было долгим, зависело от политических, социальных, экономических и культурных факторов в каждый конкретный период времени.Зародилось административное право еще в

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Глава 1 История развития наследственного права

Из книги Авторское право в издательском бизнесе и СМИ автора Невская Марина Александровна

Часть вторая История русского уголовного права, гражданского права и

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

§ 4. Интервью как объект авторского права Согласно п. 3 ст. 1259 ГК РФ допускается существование произведений в устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и в иной подобной форме).В связи с этим устные выступления, в том числе в форме ответов на

Из книги Страховое право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

Из книги автора

§ 2. Срок авторского права. Наследники. Порядок оформления наследства на имущественные авторские права Статья 1230 ГК РФ устанавливает срок действия исключительных прав. В частности, она закрепила следующие положения:1) исключительные права на результаты

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

7. История развития страхового права История страхования тесно связана с историей договорного, торгового и гражданского права.В известном Кодексе вавилонского царя Хам-мурапи (1792–1750 гг. до н. э.) хотя и нет прямого упоминания о страховании, но вводится понятие

Исто́рия а́вторского пра́ва

Средние века

В Средние века предшественниками авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно.

Новое время

Статут королевы Анны

  • 10 апреля 1710 год . Впервые принят закон - , вводящий авторское право . Закон, принятый британским парламентом, защищает авторов книг, карт и чертежей. Автор произведения обладает правами на своё творение на протяжении 14-ти лет и после истечения этого срока имеет право продлить его ещё на 14 лет. Регистрация производится в судах. До вступления в действие Статута Анны, автор мог продать своё произведение (рукопись) и после этого терял на неё права, а издатель получал бессрочные права на приобретённый текст. Таким образом, британцы видели вред в сохранении монопольных интересов издателей и приняли закон против них.
  • 1774 год - голосование в Палате лордов Великобритании по делу Дональдсона против Беккета. С двукратным преимуществом верхняя палата парламента отвергла идею вечных копирайтов. Отныне копирайт устанавливался на определенный срок, по истечении которого охраняемое авторским правом произведение становилось общественным достоянием . До 1774 года существовал могучий аргумент в пользу вечного действия копирайта с точки зрения общего права. Фактически решение Палаты лордов определяло, что издатели больше не смогут сдерживать рост и развитие культуры и инноваций в Англии.
  • 1783 год . Первый нормативный акт об авторском праве на территории США: закон штата Коннектикут Act for the Encouragement of Literature and Genius (Закон о поощрении литературы и таланта). В период с 1783 по 1786 годы охрана авторского права была введена в 12 из 13 составлявших в то время США штатов.
  • 31 мая 1790 года . Конгресс США принял закон о предоставлении авторских прав, который создал федеральное авторское право и обеспечил его действие на протяжении четырнадцати лет. Если автор оставался жив на момент истечения срока, он имел возможность продлить свои права еще на четырнадцать лет. Если автору не надо было продлевать свое авторское право, то и обществу также не было нужды настаивать на сохранении копирайта - труд автора становился общественным достоянием. Так как федеральный закон отменяет действие любого противоречащего закона штата, федеральный закон об охране копирайта вытеснял любые копирайтные законы штатов.
  • 1802 год . Авторским правом разрешено защищать любые издания, вышедшие из типографии.
  • 1831 год . Максимальный период действия авторского права в США увеличен с 28 до 42 лет - посредством увеличения начального срока с 14 до 28 лет с правом пролонгации ещё на 14 лет. Также в число охраняемых авторов включены композиторы - нотные записи произведений запрещено перепечатывать и продавать без разрешения.
  • 1841 год . Первый громкий судебный процесс об авторском праве. Суд признал виновным в нарушении архивиста, который опубликовал письма первого президента США Джорджа Вашингтона в своём журнале.
  • 1853 год . Известная писательница Гарриет Бичер-Стоу обратилась в суд с иском против издателя, который самовольно перевел её книгу «Хижина дяди Тома » на немецкий язык и начал продавать книгу в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдал издателя, постановив, что перевод - это не просто копирование.
  • 1856 год . Авторским правом разрешено защищать драматические произведения.
  • 1865 год . Авторское право распространяется на фотографии.
  • 1870 год . Все работы по регистрации авторских прав принимает на себя Библиотека Конгресса США. Копирайт распространён на художников и скульпторов. Отдельно отмечено, что право не запрещает переводить литературное произведение на иностранный язык или создавать сценические инсценировки на его основе.
  • 1886 год . Подписано первое полномасштабное международное соглашение о защите авторских прав - Бернская конвенция . Целью конвенции было обеспечить взаимное признание авторских прав различными государствами и установление международных норм для их защиты. Европейские страны договорились создать единую процедуру регистрации авторских прав, а не регистрировать копирайт в каждом отдельном государстве. Бернская Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. К примеру, в 1908 году было принято решение установить срок действия права в срок жизни автора плюс 50 лет. США присоединились к Бернской Конвенции только век спустя - в 1988 году .
  • 1891 год . США заключили первое соглашение о международной защите авторских прав. Принятие этого закона инициировали американские писатели. Так как США не присоединились к Бернской Конвенции, «пираты» начали активно издавать в США книги европейских писателей по очень низкой цене. Продукция американских писателей по этой же причине стала продаваться плохо.

  • 1897 год . Музыкальные произведения запрещено исполнять без разрешения автора.

XX век

XXI век

  • год. Журналист, внештатный сотрудник газеты Нью-Йорк Таймс , выиграл процесс против этого издания. Причиной иска стало то, что издательство выложило ряд его материалов в базу данных, предлагаемую для коммерческого использования.

История авторского права в России

Дореволюционный период

  • 1771 год . Книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет.
  • 1828 год . Появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В частности, раздел «О сочинителях и издателях книг», предоставлял авторам исключительные права на собственные произведения на протяжении жизни автора и ее наследникам на протяжении 25 лет после смерти автора. Позднее нормы авторского права были оформлены как приложение ст. 420 т. Х ч.1. Свода законов Российской империи, где сохранились положения, предусматривающие, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.
  • 1830 год . Издан закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», который фактически приравнивал авторские права и права собственности, определены понятия контрафактности и предполагалась ответственность за нее.
  • 1845 год . Принят закон относительно авторских прав композиторов.
  • 1846 год . Авторскими правами наделены художники и архитекторы.
  • 1874 год . Создано Общество русских писателей и драматургов, которое занималось защитой авторских прав, выплачивало авторские гонорары, в том числе через созданную сеть агентов. В театральной сфере закреплялись права на авторские гонорары, а также права исполнителей, нормативно внедренные процентные отчисления от собраний за театральные постановки в пользу авторов.
  • 1897 год . Государственный Совет Российской империи принял решения относительно разработки нового закона, который бы дал ответ на практические вопросы, которые накапливались в этой сфере, и обеспечил эффективную защиту прав авторов произведений и их пользователей.
  • 20 марта 1911 года приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.
  • 29 декабря 1917 года декрет «О государственном издательстве» предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет.
  • 26 ноября 1918 года декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства.
  • 30 ноября 1925 года во время НЭПа вышел закон «Об основах авторского права».
  • 16 мая 1928 года приняты , в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором.
  • В 1960-80-х годах отношения, связанные с правами автора, регулировались:
    • основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;
    • типовыми авторскими договорами;
    • разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в ГК РСФСР - статьи 475-516);
    • многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.
  • 20 сентября 1973 года основано Всесоюзное агентство по авторским правам ВААП.
  • 1973 год . СССР присоединился ко Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция) . Указанное присоединение обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей.
  • 3 августа 1992 года , в период смены законодательства в Российской Федерации , в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ («Авторское право»), где появилось понятие охраны смежных прав .
  • 9 июля 1993 года Президент Российской Федерации подписал Закон «Об авторском праве и смежных правах» (вступил в силу 03 августа 1993 года).
  • 19 июля 1995 года в Закон «Об авторском праве и смежных правах» внесены изменения и дополнения.
  • 1995 год Присоединение Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года)
  • 2004 год Внесены поправки в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», в частности:
    • восстановлен режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией,
    • скорректированы сроки предоставления охраны произведениям,
    • введены нормы, призванные обеспечить эффективное правовое регулирование использования объектов авторского права в цифровых сетях.
  • 1 января 2008 года вступила в силу 4 часть Гражданского кодекса РФ .

См. также

  • Коллективное управление авторскими и смежными правами

Правовые акты разных стран

  • Текст закона США об авторских правах (англ.)
  • Гражданский Кодекс РФ (Часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006)

Литература

  • Моргунова Е.А. Авторское право: учебное пособие / Е.А. Моргунова; отв. ред. В.П. Мозолин. - М.: Норма, 2008. - 288 с. - ISBN 978-5-468-00205-6
  • Липцик Д. Авторское право и смежные права = Droit d"auteur et droit voisins. - Пер. с фр.; Предисл. М. А. Федотова. - М .: Ладомир; Изд-во ЮНЕСКО , 2002. - 788 с. - 2000 экз. - ISBN 5-86218-395-7 UNESCO 92-3-202837-9
  • Воронкова М. А. , Категории:
    • Авторское право
    • История

Wikimedia Foundation . 2010 .

Становление и развитие авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США. Книгоиздательское дело в России вплоть до конца 18 в. считалось государственной монополией. Важной особенностью авторского права России была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось значительно раньше. Русское Отечественное законодательство развивалось в вопросах авторского права: во-первых с точки зрения чисто государственной в виду возможности распространения в произведениях искусства «вредных для государства идей»; во-вторых с точки зрения прав автора, которые всегда признавались, как естественное последствие связи автора с его произведением; и в третьих, с точки зрения интересов науки и просвещения, официально насаждаемых в России

Однако в 1771 году книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также, как и на всю остальную литературу была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет.

Первым законодательным актом об авторском праве были Постановления об авторском праве, они включены были первоначально в Цензурный Устав, который содержал специальную главу, которая называлась «О сочинителях и издателях книг». Постановления впервые появились вместе с самим Уставом 1828 года в виде пяти статей. Опубликованные затем правила лишь дополняли эти постановления, и только в своде законов более позднего издания, нормы авторского права очутились в виде приложения. Но и здесь, несмотря на стремление к дифференциации, сохранилась статья, по которой «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного Устава лишается всех прав на оную». И здесь авторское право во многих отношениях подчинено было комитетам и инспекторам по делам печати, наблюдавшим за исполнением предписаний об авторском праве. В отношении самого автора прежний закон указывали, что автор может пользоваться «во всю жизнь своим произведением, как имуществом благоприобретенным», но этим главным образом отмечалось, что имущественная ценность авторского права не имеет родового характера, при чем этой имущественной ценности) отнюдь не исчерпывалась в законе вся сущность прав автора.

Таким образом, в 1828 году появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В частности, раздел «О сочинителях и издателях книг», предоставлял авторам исключительные права на собственные произведения на протяжении жизни автора и ее наследникам на протяжении 25 лет после смерти автора. Позднее нормы авторского права были оформлены как приложение к Своду законов Российской империи, где сохранились положения, предусматривающие, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.

Далее, надо отметить, что законодательство старалось не отвергать и личных прав автора. В 1830 году издан закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», который фактически приравнивал авторские права и права собственности, определены понятия контрафактности и предполагалась ответственность за нее. В 1845 году принят закон относительно авторских прав композиторов, а в следующем году авторскими правами наделены художники и архитекторы.

Так, еще в своде законов 1857 г. заключались статьи, перенесенные затем целиком в Устав гражданского судопроизводства, об ограничении взыскания «с сочинений, переводов и рукописей». В Уставе о произведениях искусства упоминается наряду с иконами и ризами. В охранение личных прав автора, a не по иным каким-либо соображениям, сокращалось право кредиторов продавать против воли автора его сочинения и переводы. Находила себе отражение в законе и общественная сторона авторского права. Еще при жизни автора последний должен был терпеть выписки со стороны всех и каждого из его произведений в определенном размере для ссылок, помещение его статей, отрывков или других сочинений, без его согласия, в хрестоматиях и учебных книгах и др. Через 50 лет после смерти автора его произведение становилось общественным достоянием. Цензурный устав предписывал, что с истечением установленного срока со дня смерти сочинителя «его творения, кому 6ы оные дотоле ни принадлежали, становятся собственностью пу6лики и всяк может печатать, издавать и продавать оные беспрепятственно».

Развитие авторского права в России происходило вместе с развитием культуры общества. Так, в 1874 году было создано Общество русских писателей и драматургов, которое занималось защитой авторских прав, выплачивало авторские гонорары, в том числе через созданную сеть агентов. В театральной сфере закреплялись права на авторские гонорары, а также права исполнителей, нормативно внедренные процентные отчисления от собраний за театральные постановки в пользу авторов.

1897 г. Государственный совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Однако понадобилось более 13 лет для того, чтобы закон наконец приняли. Закон был готов 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве» и был составлен по принципу не утратившему свою актуальность и в наши дни - на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. Положение 20 марта 1911 г. развило и углубило эти начала старого закона и старой практики, стараясь придать им определенное значение и смысл. Хотя в основу реформы легли правила Проекта Гражданского Уложения, в достаточной мере отставшего в данном вопросе от условий современности, но обсуждению подвергались не самые эти правила, a построенный на них Проект Министра Юстиции.

Как писал в 1912 году исследователь права Беляцкин С.А. в своем труде «Новое авторское право в его основных принципах»: «Проект Министра Юстиции ставил себе целью не только возможно более оградить, и по сравнению с действовавшим законодательством, наших русских авторов, но и подняться до уровня европейского законодательства и европейской практики в этом вопросе вследствие предстоявшей необходимости для правительства в близком будущем вступить в международные соглашения в силу принятых на себя государством обязательств (в торговых договорах последнего времени). В законодательных учреждениях проект подвергся подробной критике и был обработан с точки зрения новейших принципов видными специалистами авторского права. Можно при этом заметить, что в Проекте Министра Юстиции (и в Государственном Совете) обращалось внимание на моральные свойства авторского права, на «сторону нравственную, тесно связанную с личностью автора», как говорил Министр Юстиции, -- в Государственной Думе оттенялось социальное значение института, «общественное содержание продукта духовного творчества», по прекрасному выражению докладчика О.Я. Пергамента».

Таким образом, 20 марта 1911 года приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.

Но после революции 1917 г. этот закон 1911 года был отменен, а первым советским законом в рассматриваемой области был Декрет ЦИК от 29.10.17 г. «О государственном издательстве» (вводилось разрешение объявлять госмонополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию).

К сожалению, советский период едва ли можно отметить как прогрессивный этап в развитии авторского права. Скорее это самый противоречивый период в становлении авторских отношений, хотя бы потому, что после Октябрьской революции 1917 г. все законодательство Российской империи, в том числе Закон об авторском праве, было отменено. Последовавший затем ряд декретов был направлен на обеспечение свободного использования произведений. По сути, Советское правительство стало создавать нормы авторского права вновь.

Первым советским законом об авторском праве явились Основы авторского права 1925 г. Вскоре они были заменены Основами авторского права 1928 г., а также Законом РСФСР «Об авторском праве» 1929 г. Следующим важным этапом в развитии авторского права нашей страны явилось принятие в 1961 г. Основ гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик и вступление в силу с 1 октября 1964 г. Гражданского кодекса РСФСР. Для авторского права в СССР этот документ стал важнейшим. В ГК РСФСР содержалась подробная регламентация вопросов авторского права. После прекращения существования СССР прежнее советское законодательство сохраняет свое действие на территории Российской Федерации, если оно не противоречит нормам, принятым в России. Рассмотрим поподробнее развитие авторского права в советский период.

В 1918 года был издан декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», который объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства.

30 ноября 1925 года во время НЭПа вышел закон «Об основах авторского права», а16 мая 1928 года приняты «Основы авторского права», в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором.

В 1960-80-х годах отношения, связанные с правами автора, регулировались:

a) основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;

d) многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.

20 сентября 1973 года основано Всесоюзное агентство по авторским правам ВААП. В СССР произведения зарубежных авторов печатались, репродуцировались и исполнялись без всякого на то разрешения, что вызывало многочисленные протесты зарубежных организаций. Однако Советский Союз решил основать ВААП лишь в тот момент, когда количество советских научных публикаций в западной периодике достигло такого объема, что советской стороне показалось финансово невыгодным дальнейшее использование авторских прав без лицензий.

К учредителям ВААП, составлявшим орган его высшего руководства, собираемый «на конференцию» не реже одного раза в 5 лет, кроме СП и СХ принадлежали: Союзы композиторов, журналистов, кинематографистов и архитекторов, а также Академия наук СССР, некоторые госкомитеты, министерства культуры и внешней торговли и информационное агентство «Новости».

Сами авторы не могли быть членами ВААП, это была «общественная» организация, наделенная правами юридического лица. ВААП заявляло и осуществляло правовую монополию на литературные, художественно-изобразительные, научные и публицистические произведения советских авторов (это касалось как внутренних, так и внешних отношений). ВААП представляло права советских и зарубежных авторов при использовании их произведений в СССР, равно как права советских авторов и их наследников за границей. Советский автор до 31 декабря 1990 не мог самостоятельно продавать право на использование своих произведений иностранцу, за этим он должен был обратиться к услугам ВААП, хотя с 1988 договоры с иностранными издательствами должны были подписываться и авторами. Советское издательство не имело права самостоятельно приобретать права на использование зарубежных произведений у автора или у его издательства, это делалось через ВААП.

1973 год стал знаковым для отечественного авторского права: СССР присоединился ко Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция). Указанное присоединение обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей.

Таким образом, пройдя (начиная с военного коммунизма) период постепенного восстановления и расширения охраны авторских прав, соответствующее законодательство нашло свое место в начале 60-х годов в качестве самостоятельного раздела в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик.

Со времени вышеназванных исторических моментов, продолжаясь и теперь, открылся новый период в развитии законодательств в области авторских прав, который можно охарактеризовать, как постепенное приведение норм внутреннего права в соответствие с международными договоренностями и последними требованиями НТП, пытаясь сохранить хоть малейшее преимущество перед иностранным партнером настолько, насколько того разрешает его терпение.

Итак, Россия, как правопреемник бывшего СССР связана нормами Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. (СССР присоединился к ней в 1973 г., не подписав Парижский протокол о пересмотре текста Конвенции). Постановлением Правительства от 3 ноября 1994 г. РФ присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.) и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от 9 сентября 1986 г., хотя пока проигнорирована Римская конвенция по защите прав исполнителей от 18 мая 1964 г.

В связи с этим претерпело изменения и российское авторское право, которое уже не представляет собой разрозненную совокупность действующих на определенный момент времени нормативных актов, а является сложной и целостной системой. Центральное место здесь занимает Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 сентября 1993 г. (с изменениями от 19 июня 1995 г., касающимися прав иностранных физических и юридических лиц, которые стали признаваться на всей территории РФ в соответствии с международными договорами и конвенциями). Данный Закон характеризуется также преобладанием норм, рассчитанных на прямое применение. Что же касается отношений, связанных со смежными правами, то их развернутое правовое регулирование вообще дано впервые в истории российского законодательства. Особой чертой Закона можно назвать его рыночную направленность, заключающуюся в том, что имущественные права авторов становятся своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок, а значит к авторским отношениям применимы все те правила нового ГК РФ, что носят общий характер и более конкретный (например, ч. 1 ст. 150 о признании права авторства нематериальным благом; ч. 2 ст. 1060 об использовании произведений науки, литературы и искусства, удостоенных наград на публичном конкурсе). И, конечно, на сегодняшний день, пожалуй, самые грозные и эффективные способы защиты интеллектуальной собственности предложил вступивший в силу с 1 января 1997 г. новый УК - угроза штрафа в 800 минимальных окладов, 240 часов принудительных работ, 5 лет лишения свободы заставила отечественных пиратов, похищавших почти открыто результаты творчества по всему миру, если и не полностью свернуть свою деятельность, то по крайней мере уйти в глубокое подполье, опасаясь наказания как со стороны закона, так и от более сильных конкурентов-легалов.

Советское законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав, что не слишком хорошо отражалось на практике. Вместе с тем оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР. Однако рыночные отношения потребовали нового правового регулирования сферы авторского права, в итоге был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (ЗоАП) от 9 июля 1993 г. (в ред. от 19 июля 1995 г. и 20 июля 2004 г.), который стал одним из первых законодательных актов в этой области, построенных на основе общепризнанных международных стандартов.

В 2004 г. был внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» Федеральным законом от 20 июля № 72-ФЗ, а именно: увеличение срока действия авторского права до 70 лет после смерти автора и более подробное рассмотрение вопросов, касающихся защиты авторских прав.

Новый Закон открыл новый этап для России. Можно с уверенностью сказать, что в России произошли значительные положительные изменения в авторском праве. Прежде всего с его принятием, как справедливо пишет А.П. Сергеев, российское авторское право за всю его историю сблизилось с уровнем авторско-правовой охраны, которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира. Имеется в виду, что впервые в Законе регламентированы основные аспекты авторско-правовых отношений с учетом тех прав и гарантий, которые содержатся в международных соглашениях, таких, как Бернская конвенция, Всемирная конвенция об авторском праве и др.

Более того, стараясь повысить уровень охраны, а также приспособить авторское право к рыночным отношениям, законодатель отказался от ранее применявшихся принципов непередаваемости авторских прав и строго правового регулирования авторских договоров и распространил авторские правомочия на авторские сферы, где ранее авторские произведения использовались на бездоговорной основе, т.е. свободно. Значит, передаваемость исключительных имущественных прав отвечает как интересам автора, так и интересам организации пользователей.

Новым этапом развития законодательства об авторском праве и смежных правах стали разработка, принятие и вступление в силу с 1 января 2008 г. части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации с отменой всех ранее действовавших специализированных законов в области интеллектуальной собственности, в том числе и авторского права.

Вступление в силу новой части Гражданского кодекса подвело черту под почти десятилетними дискуссиями о соотношении специализированных законов и Гражданского кодекса. РФ выбрала вариант кодификации всех положений об интеллектуальной собственности, против которой активно, но безуспешно выступала ВОИС, стремящаяся не допустить кодификацию законодательства об интеллектуальной собственности. С этой целью ВОИС неоднократно обращалась в Государственную Думу, в Министерство иностранных дел, в Постоянное представительство РФ при международных организациях в Женеве, пытаясь «разъяснить» недопустимость кодификации права интеллектуальной собственности.

Одиозные представители ВОИС и иных международных организаций при любом удобном случае пытались убедить законодателей России в недопустимости кодификации права интеллектуальной собственности, используя любую, даже неблаговидную и лживую, аргументацию, в том числе и сравнение с законодательством, подписанным в свое время Муссолини.

Позиция ВОИС вполне объяснима, поскольку кодификация законодательства затрудняет его изменение и не позволяет ВОИС добиваться унификации законодательства стран-членов с нормами новых международных договоров, разрабатываемых в основном по инициативе развитых стран мира. Кодификация затрудняет глобализацию интеллектуальной собственности и поэтому противоречит интересам США и ряда стран Европейского союза, фактически управляющих деятельностью ВОИС.

Следует признать, что в подобных условиях только очень небольшое число действительно независимых государств смогли кодифицировать свое национальное законодательство, в частности во Франции кодифицированное законодательство действует с 1 апреля 1997 г., а в России - с 1 января 2008 г.

Введение.

Кажется, что совсем недавно понятие «авторское право» затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. В основном писателей, композиторов, художников, издателей. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Всё более активными «потребителями» произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и др. Быстро развивается техника репродуцирования произведений.

Теперь уже сотни тысяч людей во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского права. В большинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества. Сама жизнь поставила в один ряд понятия «авторское право» и «культурные ценности».

Это нашло своё подтверждение и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Так, в разделе «Сотрудничество и обмены в области культуры» государства - участники совещания в Хельсинки обязались:

Заботиться о полном и эффективном применении международных соглашений и конвенций об авторском праве и о распространении культурных ценностей;

Содействовать дальнейшему расширению распространения книг и художественных произведений, в частности такими путями, как:

Способствовать при полном учёте международных конвенций по авторскому праву, в которых они участвуют, международным контактам и связям между авторами и издательствами, а также другими учреждениями культуры, имея в виду более полный взаимный доступ к достижениям культуры;

Поощрять компетентные организации и соответствующие фирмы заключать соглашения и контракты и содействовать таким путём постепенному увеличению количества и разнообразия произведений авторов других государств-участников.

Поощрять расширение перевода произведений.

Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашёнными и охраняемыми государством. В ст. 44 Конституции РФ государство гарантирует своим гражданам свободу литературного, художественного, технического и др. видов творчества, преподавания. Также Конституция гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Одновременно Конституция гарантирует доступ граждан к культурным ценностям.

Литература и искусство существуют с незапамятных времён, а история авторского права - чуть больше двухсот лет.

Некоторые идеи, на которых строится современное авторское право, пришли из очень отдаленных времён. Прежде всего это касается представления об особой связи между произведением и его создателем. Заимствование чужого произведения ещё в древние времена рассматривалось морально предосудительным, а искажение произведения осуждалось общественным мнением в античных Греции и Риме, а ещё много раньше и в Индии. В своё время в Греции существовало положение, по которому рукописи важнейших трагедий должны были сдаваться на хранение в официальный архив для того, чтобы можно было проконтролировать, соответствует ли постановка пьесы оригинальному тексту.

С течением веков жалобы на искажение текста раздавались все сильнее. Например, Мартин Лютер негодовал по поводу широкого перепечатывания его произведений: «Вред ещё можно было бы терпеть, если бы люди только плохо обращались с моими книгами. Но теперь они печатают мои книги, проявляя такую спешку, что, когда я затем читаю эти книги, я их не узнаю… Это мошенничество - обманывать простого человека с помощью нашего имени».

Лютер направлял свой огонь прежде всего против искажённого перепечатывания, в его словах чувствуется, что он не согласен с подобной корректурой. Такая точка зрения была сравнительно нова, но именно во времена Лютера спорадически мы встречаем ту мысль, что автор должен иметь право контроля за перепечатыванием и другими формами публикации, а следовательно, и возможность получать доходы от использования его произведения.

Это совпало с революцией в области техники воспроизведения (книгопечатание, гравирование по дереву и меди). Новые возможности воспроизведения заставили издать законы, которые можно считать предшественниками современного авторского права, т. е. Были введены официальные привилегии для печатания определённых произведений, представляемых печатникам или издателям.

Первые привилегии были известны ещё в Venedig в 1400 г., и оттуда эта система быстро распространилась почти по всей Европе.

В данной системе привилегий речь не идёт о какой-то правовой защите авторов или их творческого вклада. Однако реально эти привилегии были полезными для авторов, особенно в силу того, что книгопечатники или издатели для получения своих привилегий должны были документально подтвердить, что они имеют согласие автора на издание его произведения.

Положения, характерные для корпораций и гильдий, частью которых являлось правило о привилегиях, в течении 18 и начале 19 века постепенно рушатся и заменяются правилом о предпринимательстве, базирующемся на свободной конкуренции. Но именно это крушение спасло авторское право, поскольку признавалось, что в данном случае дело касается особой области деятельности, где есть постоянная необходимость регулирования в форме правовой защиты.

Таким образом, начался отход от присвоения привилегий к оказанию правовой защиты на основе законодательства и, следовательно, было положено начало современному авторскому праву.

Англия легимитизировала то, что, вероятно, можно считать первым законом в области авторского права. Это произошло ещё в 1709 году с принятием статуса Анны, предоставившего авторам правовую охрану на своё произведение сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлён ещё на 14 лет. Монопольное право издавать и переиздавать произведение было обусловлено регистрацией и рассылкой девяти экземпляров отпечатанной книги в университеты и библиотеки.

Во Франции в 1791 и 1793 годах сформировалось законодательство о правовой защите писателей и деятелей искусства, которое действовало вплоть до 1957 года и долгое время было образцом для большинства стран. Это законодательство было принято под воздействием естественно-правовых идей того времени. Согласно этим идеям право творца на его произведение должно было рассматриваться как право частной собственности на произведение духовного творчества, и его следовало признавать в той же высокой степени, как и право частной собственности на материальные ценности.

После того как права писателей и деятелей искусства были закреплены в законодательстве, начался период (весь 19 и начало 20 века), ознаменовавшийся постоянным их расширением и развитием. Все большее и большее число видов произведений было взято под правовую охрану, а сама охрана была направлена против все большего и большего числа способов использования произведений. Время действия правовой охраны увеличилось до 50 лет после смерти автора. Сегодня это наиболее часто встречающийся срок охраны прав авторов, и большинство законодательств по авторскому праву включают в себя как особое положение также охрану «droit moral» (понятие, близкое по значению понятию личного неимущественного права в советском авторском праве).

Наконец, были созданы предпосылки для разработки в 1886 году международной системы охраны авторских прав и принятия первой многосторонней Бернской конвенции.



Просмотров