Порядок снятия нескольких дисциплинарных взысканий с военнослужащих. Влияет ли выговор военнослужащего по контракту на оклады. Порядок применения поощрений

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

На сегодняшний день всё более и более важное место в системе межкультурной коммуникации занимают механизмы распространения культурной продукции. Современное общество живет в технической цивилизации, которую принципиально отличают способы, средства, технологии и каналы передачи культурной информации. Поэтому в новом информационно-культурном пространстве выживает лишь то, что является массово востребованным, а таким свойством обладают только стандартизированная продукция массовой культуры в целом и элитарной культуры, в частности.

Элитарная культура представляет собой совокупность творческих достижений человеческого общества, для создания и адекватного восприятия которых необходима специальная подготовка. Сущность этой культуры связана с понятием элиты как производителя и потребителя элитарной культуры. По отношению к обществу данный тип культуры является высшим, привилегированным к особым слоям, группам, классам населения, которые осуществляют функции производства, управления и развития культуры. Так, происходит разделение структуры культуры на общественную и элитарную.

Элитарная культура создана для сохранения в культуре пафоса и творческого начала. Наиболее последовательно и целостно концепция элитарной культуры отображена в работах Х. Ортеги-и-Гассета, по мнению которого элита представляет собой часть общества, одаренную эстетическими и нравственными задатками и наиболее способную производить духовную деятельность. Таким образом, элитой считаются очень талантливые и искусные ученые, художники, литераторы, философы. Группы элиты могут быть относительно автономными от экономико-политических слоев либо же они могут взаимопроникать друг в друга в тех или иных ситуациях.

Элитарная культура довольно многообразна по способам проявления и содержанию. Сущность и особенности элитарной культуры можно рассмотреть на примере элитарного искусства, которое развивается, в основном, в двух формах: панэстетизм и эстетический изоляционизм.

Форма панэстетизма возвышает искусство над наукой, моралью, политикой. Такие художественно-интуитивные формы познания несут мессианскую цель «спасения мира». Концепции идей панэстетизма выражены в исследованиях А. Бергсона, Ф. Ницше, Ф. Шлегеля.

Форма эстетического изоляционизма стремится к выражению «искусства для искусства» либо «чистого искусства». Концепция данной идеи основана на отстаивании свободы индивидуального самопроявления и самовыражения в искусстве. По мнению основателей эстетического изоляционизма, в современном мире отсутствует красота, которая является единственно чистым источником художественного творчества. Данная концепция была реализована в деятельности художников С. Дягилева, А. Бенуа, М. Врубеля, В. Серова, К. Коровина. В музыкальном и балетном искусствах высокого призвания добились А. Павлова, Ф. Шаляпин, М. Фокин.

В узком смысле под элитарной культурой понимается субкультура, которая не только отличается от общенациональной, но и противостоит ей, приобретая закрытость, смысловую самодостаточность, изолированность. В ее основе лежит формирование своих специфических особенностей: норм, идеалов, ценностей, системы знаков и символов. Таким образом, субкультура призвана объединить определенные духовные ценности единомышленников, направленные против господствующей культуры. Сущность субкультуры заключается в формировании и развитии своих социокультурных признаков, их изоляции от другого культурного слоя.

Элитарная культура - это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию.

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.

Особенности элитарной культуры:

сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;

жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;

индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;

созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности;

смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Элитарная культура (от франц. elite - отборное, выбранное, лучшее) - субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях - фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. - характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда - вторична, производна по отношению к культуре большинства. Особенно остро стоит проблема Э.к. в об-вах, где антиномия массовой культуры и Э.к. практически исчерпывает все многообразие проявлений нац. культуры как целого и где не сложилась медиативная («срединная») область общенац. культуры, составляющая ее осн. корпус и в равной мере противостоящая поляризованным массовой и Э. культурам как ценностносмысловым крайностям. Это характерно, в частности, для культур, обладающих бинарной структурой и склонных к инверсионным формам истор. развития (рус. и типологически ей близкие культуры).

Различаются политические и культурные элиты; первые, называемые также «правящими», «властными», сегодня, благодаря трудам В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса, Ч.Р. Миллса, Р. Милибанда, Дж. Скотта, Дж. Перри, Д. Белла и др. социологов и политологов, достаточно подробно и глубоко изучены. Гораздо менее исследованы элиты культурные - страты, объединенные не экон., социальными, полит, и собственно властными интересами и целями, но идейными принципами, духовными ценностями, социокультурными нормами и т.п. Связанные в принципе сходными (изоморфными) механизмами селекции, статусного потребления, престижа, элиты полит, и культурные тем не менее не совпадают между собой и лишь иногда вступают во временные альянсы, оказывающиеся крайне неустойчивыми и хрупкими. Достаточно вспомнить духовные драмы Сократа, осужденного на смерть своими согражданами, и Платона, разочаровавшегося в сиракузском тиране Дионисии (Старшем), к-рый взялся реализовать на практике платоновскую утопию «Государства», Пушкина, отказывавшегося «служить царю, служить народу» и тем самым признавшего неизбежность своего творч. одиночества, хотя в своем роде и царственного («Ты царь: живи один»), и Л. Толстого, стремившегося вопреки своему происхождению и положению выразить «идею народную» средствами своего высокого и уникального искусства слова, европ. образованности, изощренной авторской философии и религии. Стоит упомянуть здесь недолгий расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; опыт высочайшего покровительства Людовика XIV музам,давший миру образцы зап.-европ. классицизма; краткий период сотрудничества просвещенного дворянства и дворянской бюрократии в царствование Екатерины II; недолговечный союз дореволюц. рус. интеллигенции с большевистской властью в 20-е гг. и т.п. , чтобы утверждать разнонаправленный и во многом обоюдооисключающий характер взаимодействующих политических и культурных элит, к-рые замыкают собой соответственно социально-смысловые и культурно-смысловые структуры об-ва и сосуществуют во времени и пространстве. Это означает, что Э.к. не является порождением и продуктом полит, элит (как это нередко утверждалось в марксистских исследованиях) и не носит классово-партийного характера, а во многих случаях складывается в борьбе с полит. элитами за свою независимость и свободу. Напротив, логично допустить, что именно культурные элиты способствуют формированию полит. элит (структурно изоморфных элитам культурным) в более узкой сфере социально-полит., гос. и властных отношений как свой частный случай, обособленный и отчужденный от целого Э.к.

В отличие от полит, элит, элиты духовные, творческие вырабатывают собственные, принципиально новые механизмы саморегуляции и ценностно-смысловые критерии деятельностного избранничества, выходящие за рамки собственно социальных и полит, требований, а нередко сопровождаемые демонстративным уходом от политики и социальных институтов и смысловым противостоянием этим явлениям как внекультурным (неэстетич., безнравств., бездуховным, в интеллектуальном отношении бедным и пошлым). В Э.к. сознательно ограничивается круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими», и ужесточается система норм, принимаемых данной стратой в качестве обязат. и неукоснительных в сооб-ве «посвященных». Количеств, сужение элиты и ее духовное сплочение неизбежно сопровождается ее качеств, ростом (в интеллектуальном, эстетич., религ., этич. и иных отношениях), а значит, индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сооб-ва, становящихся тем самым уникальными.

Собственно ради этого круг норм и ценностей Э.к. становится подчеркнуто высоким, инновативным, что может быть достигнуто различ. средствами:

1) освоение новых социальных и мысленных реалий как культурных феноменов или, напротив, неприятие любого нового и «охранение» узкого круга консервативных ценностей и норм;

2) включение своего предмета в неожиданный ценностно-смысловой контекст, что придает его интерпретации неповторимый и даже исключит, смысл;

3) создание новой, нарочито усложненной культурной семантики (метафорич., ассоциативной, аллюзивной, символич. и метасимволич.), требующей от адресата спец. подготовки и необъятного культурного кругозора;

4) выработка особого культурного языка (кода), доступного лишь узкому кругу ценителей и призванного затруднить коммуникацию, воздвигнуть непреодолимые (или максимально сложные для преодоления) смысловые преграды профанному мышлению, оказывающемуся в принципе неспособным адекватно осмыслить новшества Э.к., «расшифровать» ее смыслы; 5) использование нарочито субъективной, индивидуально-творч., «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас худож.) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в Э.к. ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности. Благодаря своей смысловой и функциональной «закрытости», «узости», обособленности от целого нац. культуры, Э.к. превращается нередко в разновидность (или подобие) тайного, сакрального, эзотерич. знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в Э.к.

Историч. происхождение Э.к. именно таково: уже в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди становятся привилегированными обладателями особых знаний, к-рые не могут и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования. Впоследствии подобного рода отношения между Э.к. и культурой массовой в той или иной форме, в частности секулярной, неоднократно воспроизводились (в разл. религ. конфессиях и особенно сектах, в монашеских и духовно-рыцарских орденах, масонских ложах, в ремесленных цехах, культивировавших проф. мастерство, в религиозно-филос. собраниях, в литературно-худож. и интеллектуальных кружках, складывающихся вокруг харизматич. лидера, ученых сооб-вах и научных школах, в полит, объединениях и партиях, - в том числе особенно тех, что работали конспиративно, заговорщицки, в условиях подполья и т.д.). В конечном счете формировавшаяся таким образом элитарность знаний, навыков, ценностей, норм, принципов, традиций была залогом утонченного профессионализма и глубокой предметной специализированное™, без к-рых в культуре невозможны истор. прогресс, постулат, ценностно-смысловой рост, содержат, обогащение и накопление формального совершенства, - любая ценностно-смысловая иерархия. Э.к. выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творч. функцию в ней; в то время как массовая культура шаблонизирует, рутинизирует, профанирует достижения Э.к., адаптируя их к восприятию и потреблению социокультурным большинством об-ва. В свою очередь, Э.к. постоянно высмеивает или обличает массовую культуру, пародирует ее или гротескно деформирует, представляя мир массового об-ва и его культуры страшным и уродливым, агрессивным и жестоким; в этом контексте судьбы представителей Э.к. рисуются трагич., ущемленными, сломанными (романтич. и постромантич. концепции «гения и толпы»; «творч. безумия», или»священной болезни», и обыденного «здравого смысла»; вдохновенного «опьянения», в т.ч. наркотического, и пошлой «трезвости»; «праздника жизни» и скучной повседневности).

Теория и практика Э.к. расцветает особенно продуктивно и плодотворно на «сломе» культурных эпох, при смене культурно-истор. парадигм, своеобразно выражая кризисные состояния культуры, неустойчивый баланс между «старым» и «новым», Сами представители Э.к. осознавали свою миссию в культуре как «застрельщики нового», как опережающие свое время, как творцы, не понятые своими современниками (таковы, к примеру, в своем большинстве романтики и модернисты - символисты, культурные деятели авангарда и проф. революционеры, осуществлявшие культурную революцию). Сюда же относятся «начинатели» масштабных традиций и создатели парадигм «большого стиля» (Шекспир, Гёте, Шиллер, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Горький, Кафка и т.п.). Эта т. зр., во многом справедливая, не была, впрочем, единственно возможной. Так, на почве рус. культуры (где обществ, отношение к Э.к. было в большинстве случаев настороженным или даже неприязненным, что не способствовало даже относит, распространению Э.к., по сравнению с Зап. Европой) родились концепции, трактующие Э.к. как консервативный уход от социальной действительности и ее злободневных проблем в мир идеализированной эстетики («чистое искусство», или «искусство для искусства»), религ. и мифол. фантазий, социально-полит. утопий, филос. идеализма и т.п. (поздний Белинский, Чернышевский, Добролюбов, М. Антонович, Н. Михайловский, В. Стасов, П. Ткачев и др, радикально-демократич. мыслители). В этой же традиции Писарев и Плеханов, а также стоявший несколько особняком Ап. Григорьев трактовали Э.к. (в том числе «искусство для искусства») как демонстративную форму неприятия социально-полит, действительности, как выражение скрытого, пассивного протеста против нее, как отказ участвовать в обществ. борьбе своего времени, усматривая в этом и характерный истор. симптом (углубляющийся кризис), и выраженную неполноценность самой Э.к. (отсутствие широты и истор. дальновидности, обществ, слабость и бессилие воздействовать на ход истории и жизнедеятельность масс).

Теоретики Э.к. - Платон и Августин, Шопенгауэр и Ницше, Вл. Соловьев и Леонтьев, Бердяев и А.Белый, Ортега-и-Гассет и Беньямин, Гуссерль и Хайдеггер, Манхейм и Эллюль - различно варьировали тезис о враждебности демократизации и омассовления культуры ее качеств. уровню, ее содержательности и формальному совершенству, творч. поиску и интеллектуальной, эстетич., религ. и иной новизне, о неизбежно сопровождающей массовую культуру шаблонности и тривиальности (идей, образов, теорий, сюжетов), бездуховности, об ущемлении творч. личности и подавлении ее свободы в условиях массового об-ва и механич. тиражирования духовных ценностей, расширения индустриального производства культуры. Эта тенденция - углубления противоречий между Э.к. и массовой - небывало усилилась в 20 в. и инспирировала множество острых и драматич. коллизий (ср., напр., романы: «Улисс» Джойса, «В поисках утраченного времени» Пруста, «Степной волк» и «Игра в бисер» Гессе, «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус» Т. Манна, «Мы» Замятина, «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Котлован» и «Чевенгур» Платонова, «Пирамида» Л. Леонова и др.). Одновременно в истории культуры 20 в. немало примеров, ярко иллюстрирующих парадоксальную диалектику Э.к. и массовой: их взаимопереход и взаимопревращения, взаимовлияния и самоотрицание каждой из них.

Так, напр., творч. искания разл. представителей культуры модерна (символистов и импрессионистов, экспрессионистов и футуристов, сюрреалистов и дадаистов и т.п.) - и художников, и теоретиков направлений, и философов, и публицистов - были направлены на создание уникальных образцов и целых систем Э.к. Многие формальные изыски носили экспериментальный характер; теор. манифесты и декларации обосновывали право художника и мыслителя на творч. непонятость, отделенность от массы, ее вкусов и потребностей, на самоценное бытие «культуры для культуры». Однако по мере того, как в расширяющееся поле деятельности модернистов попадали предметы повседневности, житейские ситуации, формы обыденного мышления, структуры общепринятого поведения, текущие истор. события и т.п. (пусть и со знаком «минус», как «минус-прием»), модернизм начинал - невольно, а затем и сознательно - апеллировать к массе и массовому сознанию. Эпатаж и ерничество, гротеск и обличение обывателя, буффонада и фарс - это такие же законные жанры, стилевые приемы и выразит, средства массовой культуры, как и обыгрывание штампов и стереотипов массового сознания, плакат и агитка, балаган и частушка, декламация и риторика. Стилизация или пародирование банальности почти неотличимы от стилизуемого и парадируемого (за исключением иронич. авторской дистанции и общего смыслового контекста, остающихся практически неуловимыми для массового восприятия); зато узнаваемость и привычность пошлости делает ее критику - высокоинтеллектуальную, тонкую, эстетизированную - мало понятной и эффективной для основной массы реципиентов (к-рые не способны отличить насмешку над низкопробным вкусом от потакания ему). В рез-те одно и то же произведение культуры обретает двойную жизнь с разл. смысловым наполнением и противоположным идейным пафосом: одной стороной оно оказывается обращено к Э.к., другой - к массовой культуре. Таковы многие произведения Чехова и Горького, Малера и Стравинского, Модильяни и Пикассо, Л. Андреева и Верхарна, Маяковского и Элюара, Мейерхольда и Шостаковича, Есенина и Хармса, Брехта и Феллини, Бродского и Войновича. Особенно противоречива контаминация Э.к. и массовой культуры в культуре постмодерна; напр., в таком раннем феномене постмодернизма, как поп-арт, происходит элитаризация массовой культуры и одновременно - омассовление элитарности, что дало основание классику совр. постмодерна У. Эко охарактеризовать поп-арт как «низкобровую высокобровость», или, наоборот, как «высокобровую низкобровость» (по-англ.: Lowbrow Highbrow, or Highbrow Lowbrow).

He меньше парадоксов возникает при осмыслении генезиса тоталитарной культуры, к-рая, по определению, является культурой массовой и культурой масс. Однако по своему происхождению тоталитарная куль-тура коренится именно в Э.к.: так, Ницше, Шпенглер, Вейнингер, Зомбарт, Юнгер, К. Шмитт и др. философы и социально-полит, мыслители, предвосхитившие и приблизившие к реальной власти герм. нацизм, принадлежали безусловно к Э.к. и были в ряде случаев превратно и искаженно поняты своими практич. интерпретаторами, примитивизированы, упрощены до жесткой схемы и незамысловатой демагогии. Аналогичным образом обстоит и с коммунистич. тоталитаризмом: и основоположники марксизма - Маркс и Энгельс, и Плеханов, и сам Ленин, и Троцкий, и Бухарин - все они были, по-своему, «высоколобыми» интеллектуалами и представляли весьма узкий круг радикально настроенной интеллигенции. Более того, идеол. атмосфера социал-демократич., социалистич., марксистских кружков, затем строго законспирированных партийных ячеек строилась в полном соответствии с принципами Э.к. (только распространенными на полит, и познават. культуру), а принцип партийности предполагал не просто избирательность, но и довольно строгий отбор ценностей, норм, принципов, концепций, типов поведения и пр. Собственно, сам механизм селекции (по расовому и нац. признаку или по классово-полит.), лежащий в основании тоталитаризма как социокультурной системы,фожден Э.к., в ее недрах, ее представителями, а позднее лишь экстраполирован на массовое об-во, в к-ром все, признаваемое целесообразным, воспроизводится и нагнетается, а опасное для его самосохранения и развития, - запрещается и изымается (в том числе средствами насилия). Т.о., тоталитарная культура первоначально возникает из атмосферы и стиля, из норм и ценностей элитарного кружка, универсализируется в качестве некоей панацеи, а затем насильственно навязывается об-ву в целом как идеальная модель и практически внедряется в массовое сознание и обществ, деятельность любыми, в том числе внекультурными, средствами.

В условиях посттоталитарного развития, а также в контексте зап. демократии феномены тоталитарной культуры (эмблемы и символы, идеи и образы, концепции и стиль социалистич. реализма), будучи представлены в культурно-плюралистич. контексте и дистанцированы совр. рефлексией - чисто интеллектуальной или эстетической, - начинают функционировать как экзотич. компоненты Э.к. и воспринимаются поколением, знакомым с тоталитаризмом лишь по фотографиям и анекдотам, «остранненно», гротескно, ассоциативно. Компоненты массовой культуры, включенные в контекст Э.к., выступают как элементы Э.к.; в то время как компоненты Э.к., вписанные в контекст культуры массовой, становятся составляющими масскульта. В культурной парадигме постмодерна компоненты Э.к. и массовой культуры используются в равной мере как амбивалентный игровой материал, а смысловая граница между массовой и Э.к. оказывается принципиально размытой или снятой; в этом случае различение Э.к. и культуры массовой практически утрачивает смысл (сохраняя для потенциального реципиента лишь аллюзивное значение культурно-генетического контекста).

Продукт элитарной культуры создается профессионалами и является частью привилегированного общества, которое его сформировало. Массовая культура – часть общей культуры, показатель развития всего общества, а не отдельного его класса.

Элитарная культура стоит особняком, массовая культура имеет огромное количество потребителей.

Понимание ценности продукта элитарной культуры требует наличие определенных профессиональных навыков и умений. Массовая культура носит утилитарный, понятный широкому слою потребителей характер.

Создатели продуктов элитарной культуры не преследуют материальную выгоду, они мечтают только о творческой самореализации. Продукты массовой культуры приносят большую прибыль своим создателям.

Массовая культура все упрощает, делает доступным широким слоям общества. Элитарная культура сориентирована на узкий круг потребителей.

Массовая культура обезличивает общество, элитарная, наоборот, воспевает яркую творческую индивидуальность. Подробнее: http://thedb.ru/items/Otlichie_elitarnoj_kultury_ot_massovoj/

Классическая дитература

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру.

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Массовая культура - это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Массовая культура (от лат. massa – комок, кусок) - явление культуры XXв., порожденное НТР, урбанизацией, разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и социальных границ. Время ее появления – серединаXXв., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофон) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX - XX веков.

Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, при этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Многие творческие организации (кинематограф, дизайн, ТВ) тесно связаны с банковским и промышленным капиталом и сориентированы на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

Ярким примером массовой культуры является эстрадная музыка, которая понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная.

Цель массовой культуры - стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя. Массовая культураформирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Она создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.

Следовательно, рассчитана массовая культура на массовое потребление и на среднего человека, она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. В социальном плане она формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс».

Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Для этого массовая культураиспользует такие развлекательные виды и жанры искусства, как цирк, радио, телевидение; эстрада, шлягер, китч, сленг, фантастика, боевик, детектив, комикс, триллер,вестерн, мелодрама, мюзикл.

Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини. Современная массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Особенности массовой культуры: общедоступность (понятность всем и каждому) культурных ценностей; легкость восприятия; шаблонность созданных социальных стереотипов, тиражируемость, развлекательность и забавность, сентиментальность, упрощенность и примитивность, пропаганда культа успеха, сильной личности, культа жажды обладания вещами, культа посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа, механизм ее распространения напрямую связан с рынком, и она преимущественно является приоритетом мегаполиснных форм существования. Основа успеха массовой культуры – это бессознательный интерес людей к насилию и к эротике.

Вместе с этим, если рассматривать массовую культуру как стихийно складывающуюся культуру повседневной жизни,которая создается обычными людьми, то ее положительными моментами являются ориентация на среднюю норму, простая прагматика, обращенность к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру.

Элитарная (высокая) культура - культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, обладающих наибольшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и одаренных высокими нравственными и эстетическими задатками.

Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита - это не только родовая аристократия, а та образованная часть общества, которая обладает особым «органом восприятия» - способностью к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности.

По разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента. Элитарная культура – это, в первую очередь, культура образованной и богатой части населения. Под элитарной культурой обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.

Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие.

Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты.

В высокой культуреапробируются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя (до 50 лет, а иногда и более). Определенный срок высокая культура не только не может, но должна оставаться чуждой народу, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. Например, живопись Пикассо, Дали или музыка Шенберга трудна для понимания неподготовленного человека даже сегодня.

Поэтому элитарная культура носит экспериментальный или авангардный характер и, как правило, она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком.

С ростом уровня образования населения расширяется и круг потребителей элитарной культуры. Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу, поэтому «чистое» искусство должно быть ориентировано на удовлетворение запросов и потребностей элиты, и именно к ней должны обращаться своими произведениями художники, поэты, композиторы. Формула элитарной культуры: «Искусство ради искусства».

Одни и те же виды искусства могут принадлежать как высокой, так и массовой культуре: классическая музыка – высокой, а популярная – массовой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массовой. Органная месса С. Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального рингтона на мобильном телефоне, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведе

ний Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции.

Особенности элитарной культуры: ориентируется на «людей гения», способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, отсутствуют социальные стереотипы, глубокая философская сущность и нестандартное содержание, специализированность, изысканность, экспериментальность, авангардизм, сложность культурных ценностей для понимания неподготовленного человека, утонченность, высокая качественность, интеллектуальность.

Вывод.

1. С точки зрения научного анализа не существует более полноценной или менее полноценной культуры, две данные разновидности культуры являются культурой в полном смысле этого слова.

2. Элитарность и массовость – это лишь количественные характеристики, имеющие отношение к числу людей, которые являются потребителями артефактов.

3.Массовая культура соответствует потребностям людей в целом, а потому отражает реальный уровень человечества. Представители элитарной культуры, создавая нечто новое, тем самым поддерживают достаточно высокий уровень общей культуры.

Элитарная культура -- это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающая в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Пласт элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью «верхушки» общества -- элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей науки, искусства, религии. Поэтому элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. Именно эта часть общества обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры.

Круг потребителей элитарной культуры -- высокообразованная часть общества -- критики, литературоведы, искусствоведы, художники, музыканты, завсегдатаи театров, музеев и т.п. Иными словами, она функционирует в среде интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Поэтому уровень элитарной культуры опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Как правило, она выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве, а ее восприятие требует специальной подготовки, характеризуется эстетической свободой, коммерческой независимостью творчества, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира.

Элитарная культура сознательно ограничивает круг ценностей, признавших их истинными и «высокими», последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях -- фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом и т.п. Более того, она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в ней, на разрушении сложившихся в ней стереотипов и шаблонов, на демонстративной самоизоляции.

Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

· сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

· способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

· способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

· наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;

· жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;

· индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;

· созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

· использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «отстраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание -- деформацией, проникновение в смысл -- домысливанием и переосмысливанием данности;

· смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Индивидуально-личностный характер элитарной культуры является ее специфическим качеством, который проявляется в политической деятельности, в науке, искусстве. В отличие от народной культуры не анонимность, а личное авторство становится целью художественно-творческой, научной и пр. деятельности. В разные исторические периоды вплоть до наших дней авторскими являются опусы философов, ученых, литераторов, зодчих, кинорежиссеров и пр.

Элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на консервация, сохранение уже известного, привычного. Поэтому, вероятно в науке, художественном творчестве новое добивается признания, преодолевая подчас немалые трудности.

Элитарная культура, включая ее эзотерические (внутренние, тайные, предназначенные для посвященных) направления, входят в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных произведений; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворчесткая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная (ее иногда называют выставочной).

Современная элитарная культура

Главная формула элитарной культуры - «искусство для искусства». К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе. Если говорить об элитарном кинематографе, то это арт-хаус, авторское кино, документальные и короткометражные фильмы.

Арт-хаус - фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Это некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями.

Отличие от голливудских фильмов:

Фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движение по сюжетным поворотам.

В авторском кино на первом месте находится сам режиссер. Он автор, творец и создатель фильма, именно он источник основной идеи. В таких фильмах режиссер пытается отразить какой-либо художественный замысел. Поэтому просмотр таких картин рассчитан на зрителей, которые уже имеют представление об особенностях кино как искусства и соответствующий уровень личного образования, из-за чего прокат арт-хаус кино, как правило, ограничен. Зачастую бюджет арт-хаусного кино ограничен, поэтому создатели прибегают к нестандартным подходам. Примерами элитарного кино могут служить такие фильмы, как «Солярис», «Сны на продажу», «Все о моей матери».

Элитарное кино очень часто не пользуется успехом. И дело не в работе режиссера или актеров. Режиссер может вложить глубокий смысл в свое произведение и передать его по-своему, но зрители не всегда в состоянии найти этот смысл и понять его. Вот здесь и отражается это «узкое понимание» элитарной культуры.

В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую "поп-классику" - "Танец маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена года" А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Выговор военнослужащему

Есть военнослужащий по контракту, с неснятыми выговорами, скрыл факт лишения водительских прав за вождение в нетрезвом виде, как грамотно обосновать рассмотрение на аттестационной комиссии? Отпишитесь пожалуйста что начали заниматься "мной"

Опишите вашу ситуацию подробнее.

Можно ли объявить выговор военнослужащему во время отпуска данного военнослужащего.

Все основания увольнения по инициативе работодателя установлены ст. 81 ТК РФ .

Я военнослужащий мне хотят объявить выговор за не тактичное поведение которое (по словам командования воинской части) выразилось в том что я бросил ручку на лист в котором расписался перед выходом с аттестационной комиссии. Подскажите мне, правомерно ли это?

Здравствуйте, очень трудно Вам будет доказать "твердолобым" начальникам то, что не имело места нетактичное поведение, однако Вы можете оспорить дисциплинарное взыскание (в случае его применения) в военной прокуратуре в силу возможных нарушений порядка привлечения Вас к дисциплинарной ответственности, например, если в ходе проведения разбирательства не были получены у Вас объяснения по данному факту, в том числе устные, Вам не было доведено о применении взыскания установленным порядком.

Выговор зависит только от начальников - т.е. да, они так посчитали.., к тому Да, имеют право принять дисциплинарные взыскания, законом не запрещено. Однако, у Вас будет возможность обратиться в суд об оспаривании выговора, поскольку в дальнейшем необоснованное взыскание может сказаться на Вашей службе и повлечь определенные последствия. В суде, Вам надо будет доказать, что мотивировка выговора надумана, не состоятельна в части того, что... даже обосновать не знаю, как хочется сказать просто "бред"..., ну т.е. мало ли что кому могло показаться, и ваши действия считать не тактичными нельзя. Советую почитать: Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 26.01.2019) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных...

Сколько выговоров может получить военнослужащий за один день?

Смотря сколько совершит дисциплинарных проступков?

Могут ли военнослужащему объявить выговор, в тот момент когда он находится в отпуске?

Здравствуйте. Нет, не могут конечно.

Я военнослужащий по контракту! Я занимал должность командира отделения. У меня ни выговоров, ни взыскании небыло. В общем служил как положено. Недавно меня пригласили на заседание аттестационной комиссии. Там зачитывали мою характеристику, с чем я совсем был не согласен. В итоге я не справляюсь с личным составом и не знаю должностных обязанностей. Без моего ведома, не ознакомивших ни с какими документами, ничего не подписывал, ни рапорта от меня небыдло. Меня понизили ня рядовую должность и лишили звание младшего сержанта. Хочу написать заявление в прокуратуру.

Здравствуйте! При описанных обстоятельствах не было оснований для перемещения на низжую воинскую должность в порядке дисциплинарного взыскания. Здесь либо обращаться с жалобой в гарнизонную военную прокуратуру либо с административным иском в гарнизонный военный суд в порядке КАС РФ.

Я военнослужащий. В июне месяце мне был объявлен строгий выговор за грубый дисциплинарный проступок - нахождение на службе в состоянии опьянения. Взыскание до сих пор не снято. В сентябре в части прошла по мне аттестационная комиссия, где было принято решение оставить меня в рядах ВС РФ. Более нарушений воинской дисциплины я не допускал. Сейчас заместитель командующего армией требует моего увольнения за тот проступок. Правомерно ли это, если меня один раз уже наказали.

Вас могут уволить не в качестве наказания, а по НУК.

В июле этого года мне был объявлен выговор за нарушение кодекса этики военнослужащего, находилась на выходном дне, была объявлена команда « сбор», по команде прибыла без опозданий с признаками остаточного алкогольного опьянения, медицинского освидетельствования не было. Правомерно ли это взыскание и могу ли я его обжаловать спустя время?

Если освидетельствование не проходили, можете обжаловать командованию части.

За что можно объявить выговор военнослужащему по контракту.

Здравствуйте. Причин может быть масса.

За нарушение условий контракта, например, за нарушение дисциплины. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп., вступ. В силу с 10.08.2018) Статья 28.2. Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности (введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ) 1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. 2. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. 3. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности. 4. Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично. 5. Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. 6. Вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда. 7. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу. 8. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка, по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами установлены иные сроки давности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. (п. 8 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 307-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9. Привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было назначено, а также от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия). Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. 10. При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости. Открыть полный текст документа.

Странный вопрос и что я вам должен ответить не знаю за курение за небритость и многое многое другое.

Здравствуйте, разъясняю, что согласно ст. 28.2 Федерального закона о статусе военнослужащих" военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. Аналогичные положения содержит ст. 47 ДУ ВС РФ. В свою очередь, положениям УВС ВС РФ определено, что под воинской дисциплиной понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами (приказаниями) командиров (начальников). Таким образом, командир (начальник) вправе применить к военнослужащему дисциплинарное взыскание только за нарушение воинской дисциплины.

Я военнослужащий контрактной службы мне был объявлен выговор в 14.03.2018 и меня лишают надбавки за добросовестное выполнение обязанностей. На 15.10.2018 меня до сих пор лишают надбавки за выговор объявленный в марте. Скажите это законно за один выговор лишать несколько месяцев подряд?

Дисциплинарное взыскание, если оно не снято досрочно, действует в течение года.

Такая ситуация.. муж военнослужащий, сегодня заставили его на работе подписать выговор оформленный задним числом (24.07.2018) сегодня 03.10.2018. Скажите пожалуйста это вообще законно?

Здравствуйте! Это не по закону, конечно. Возможно, это сделали для того, чтобы материально сильно не пострадал. В ближайший праздник сразу выговор могут списать. То есть, если бы выговор сделали сейчас, то к Новому году, а там премии выплачивают хорошие, снять не успеют. Даже, если я ошибаюсь, вы доказать не сможете - это Армия.

Могут ли военнослужащего лишить премии и вынести выговор из за того что члены его семьи не пришли на выборы мэра Москвы 2018 года. При этом муж уехал 9 сентября в командировку. Командование также не дало показать где будет находиться пункт. Москву мы знаем ещё плохо.

Добрый день, Наталья! Ст.32 Конституции РФ закрепляет именно право гражданина ходить на выборы а не обязанность! За то что члены семьи не пришли на выборы никто не имеет право наказать! Если же такое произойдет то смело можно обращаться к вышестоящему руководству или в военную прокуратуру! Удачи!

Могут ли лишить преммии и вынести выговор военнослужащего за не приход членов его семьи на выборы мэра Москвы 2018 года.

Добрый день. Не имеют право, даже военнослужащего. Согласно действующей Конституции участие в выборах является правом, а не обязанностью для граждан РФ (см. статья 32 пункт 2)

Мне нужен рапорт за оскорбление военнослужащего, рапорт о не согласии с выговором.

Вы можете, например, обжаловать дисциплинарное взыскание в прокуратуре. Основание - статья 106 ДУ ВС РФ и статья 10 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре РФ". Или просто подать рапорт в произвольной форме, изложить то, с чем Вы не согласны, оставьте за собой право обжалования.

Номер вопроса №14489590 Могут ли лишить квартальной премии военнослужащего за выговор если он плоти алименты? Не нарушаются ли права ребёнка с уменьшением постоянной суммы выплат по алиментам?

Номер вопроса №14489590 Могут ли лишить квартальной премии военнослужащего за выговор если он плоти алименты? Не нарушаются ли права ребёнка с уменьшением постоянной суммы выплат по алиментам? Могут, не нарушаются.

Нужно ли проводить разбирательство чтоб объявить военнослужащему выговор и лишить его ежемесячной премии.

Да, конечно, должна быть проведена служебная проверка, оставлен акт на основании которого должен быть издан приказ. Нужны основания. См. Положение о премировании.

Я военнослужащий внг после службы получил травму ноги, могут ли мне обьявить выговор.

Добрый день! Что у вас за маниакальное упорство по десять раз задавать один и тот же вопрос Вам же кажется по-русски ответили что нет ни каких оснований для объявления выговора ст 28.4 ФЗ О статусе военослужащих Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) "О статусе военнослужащих" Статья 28.4. Дисциплинарное взыскание и его применение (введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ) 1. Дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков. 2. За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 04.11.2007 N 254-ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции) лишение нагрудного знака отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) отчисление с военных сборов; дисциплинарный арест. 3. Следующие дисциплинарные взыскания могут применяться: лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег и лишение нагрудного знака отличника - к солдату, матросу, сержанту или старшине, проходящему военную службу по призыву; (в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 254-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) предупреждение о неполном служебном соответствии - к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, и гражданину, призванному на военные сборы; снижение в воинском звании на одну ступень и снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности - к солдату, матросу, сержанту или старшине и гражданину, призванному на военные сборы в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта - к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования - к курсанту военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) отчисление с военных сборов - к гражданину, призванному на военные сборы; дисциплинарный арест - ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, за исключением офицеров, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство), а также военнослужащих, не достигших возраста 18 лет, и военнослужащих женского пола; другие дисциплинарные взыскания, указанные в пункте 2 настоящей статьи, - ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы. 4. Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гауптвахте. (в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. При этом если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Дисциплинарный арест за несколько грубых дисциплинарных проступков назначается путем поглощения менее строгого дисциплинарного взыскания более строгим либо путем частичного или полного сложения сроков ареста в пределах срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта. Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток. В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест. Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов), за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, а военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, или гражданин, призванный на военные сборы, - также за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. 5. Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда в порядке, установленном Федеральным законом "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста". (в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 254-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Полномочия командиров по применению дисциплинарных взысканий, за исключением дисциплинарного ареста, а также порядок учета и снятия дисциплинарных взысканий, в том числе дисциплинарного ареста, определяются общевоинскими уставами.

Моему мужу (он является военнослужащим по контракту) объявили строгий выговор с занесением в служебную карточку, но приказ командиром части ещё не подписан. Выговор за то,что он не поставил в известность своё руководство, что он обратился в госпиталь. Госпиталь находится в этом же городе, что и в/ч.Начало службы в этот день начиналось у них с 12.00 часов дня, на службу он успел. Правомерны ли действия руководства? О выговоре его уведомили словесно по телефону. И имели они тогда право ставить его на следующий день, после выговора ставить в наряд? Заранее спасибо за ответ.

Добрый день. Привлечение к дисциплинарной ответственности не законно. Допущены грубые нарушения. Вы имеете право обжаловать выговор в порядке ст. 125 КАС РФ в суд. Через суд вы вправе взыскать моральный вред и юридические расходы.

Могут ли объявить выговор военнослужащему когда трое детей в семье и как обжаловать?

Здравствуйте, Радим, количество и наличие детей не влияет на Ваши должностные обязанности. Если вам необходимо обжалование приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, учитывайте, что жалобу можно подать только в течение 10 дней с момента применения взыскания. Отстаивая свои права, следует опираться на Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» за номером 21 от 1998 года. Гражданин вправе подать жалобу на незаконное, с его точки зрения, взыскание начальству того лица, которое сочло возможным таковое взыскание вменить. Если и в этом случае не удалось обжаловать выговор военнослужащему и доказать свою правоту, гражданин вправе подать соответствующее заявление в военный суд. Срок подачи документов в суд составляет 30 дней с даты вменения взыскания. Такой подход дает возможность сначала обратиться к компетентным лицам, а уже потом, без лишней спешки - в судебные органы. Кроме того, обжалование дисциплинарного взыскания военнослужащим возможно и с помощью военного прокурора, которому гражданин, ущемленный в правах, может направить жалобу, где будет подробно изложена суть проблемы. Если необходимо составить процессуальные документы, обращайтесь.

Я военнослужащий. Сломал руку в отпуске, подскользнулся. Обьявят ли мне выговор? Начальнику доложил сразу после обращения в госпиталь.

Добрый вам день. Уважаемый Дмитрий, в данном случае, даже если вы сломали руку специально (ну а вдруг!), то сломали вы руку в свое личное время, а не в рабочее.

Я военнослужащий по контракту меня хотят снять с должности сержанта, имеется один строгий выговор, командир сказал лишат премии 100% но только на месяц! А я слышал что премии я не буду видеть пока не снимут взыскание, так ли это?

Здравствуйте. Срок, на который лишают премии должен быть указан в Приказе по части. Но взыскание все равно нужно будет снимать. Иначе не получите премию 10.10 в конце года. Не может быть назначено два наказания. Выговор сам по себе уже является наказанием. Тут либо снятие с должности либо выговор. Что-то одно. За строгий выговор с должности снять не могут.

Доброго Вам времени суток. При условии наложения на Вас взыскания, указанные действия должны быть отражены в письменной приказной форме. Следовательно в самом приказе по Вашей военной части, как раз и указывается как размер взыскания так и суть наложения его. При этом необходимо отметить, что двойное наложение взыскания не возможно, в последующем необходимо оформить подтверждение о снятии указанного взыскания, поскольку есть вероятность не получения Вами в последующем премии по итогам года.

Можно ли получить строгий выговор(я военнослужащий)за у терю документа строгой отчетности,(путевого листа)

Добрый день. Применение дисциплинарного взыскания должно осуществлятьв определенном законом порядке. При этом вы должны быть виновны - то есть нарушить должностные обязанности. Смотрите инструкцию, оспаривайте выговор.

Мой муж военнослужащий по контракту выговоров не имеет, физо сдано на положительные результаты, но премию 1010 не получил. В ерц сказали, что нет данных о начислении. Можно ли получить премию или узнать на основании чего её не начислили?

Здравствуйте, пусть выясняет все по месту службы. Данная премия распределяется на усмотрение командования, поэтому могли просто лишить. Удачи вам и всего наилучшего

Доброго времени суток! Конечно Вы вправе запросить информацию на основании чего супруг был лишен положенной пермии за год. Обязаны пояснить.

Я военнослужащий мне дали строгий выговор я не знаю за что должен был я ознакомиться с приказом я узнал об этом спустя несколько месяцев.

Доброго времени суток! Безусловно, Вас обязаны были ознакомить с приказом, подайте жалобу в военную прокуратуру Всего доброго, желаю удачи!

Доброго времени суток! При изложенных обстоятельствах вас должны были ознакомить с приказом о наложении дисциплинарного взыскания, а если проводилась служебная проверка, на основании которой объявили строгий выговор, то с заключением служебного расследования, обращайтесь по данным фактам в военную прокуратуру с жалобой, всего хорошего!

При данных обстоятельствах вам желательно обратиться с заявлением в гарнизонный военный суд и попробовать оспорить приказ. Более ничего конкретного вам не ответить, располагая только изложенной в вопросе информацией.

Перед привлечением к ответственности должно проводится разбирательство. Обязательным условием законности проведения разбирательства является взятие объяснений у лица, совершившего проступок. При нарушении данного условия, судами, как правило, привлечение к ответственности признается незаконным. Срок на обращение в суд - 3 месяца с того момента, как Вы узнали о нарушении своего права.

Через какое время полностью увольняют военнослужащего после 3 выговора?

Добрый день, уважаемый посетитель! А МОГУТ вообще не уволить - это решает атестационная комиссия Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

Смогут ли перевести военнослужащего в другую часть с действующим выговором или его снимут перед переводом.

На процесс перевода не влияет наличие выговора. Необходимо отношение из в/ч в которую Вы переводитесь и согласие Вашего командира.

Могут ли военнослужащему объявить выговор на испытательном сроке?

Могут конечно, выговор могут объявить любому трудоустроенному в официальном порядке. Только этот выговор не должен идти в личное дело военнослужащего так как вы ещё не на должности.

Здравствуйте! В вашем случае необходимо ознакомиться с контрактом который вы подписывали для прохождения службы в ВС РФ. Если есть проступок с вашей стороны, то вы как военнослужащий попадаете под дисциплинарное наказание. Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 в статью 54 внесены изменения См. текст статьи в предыдущей редакции 54. Дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков. К военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военной образовательной организации; отчисление с военных сборов; дисциплинарный арест.

Дисциплинарный проступок является нарушением воинской дисциплины, выражающийся в противоправном поступке военнослужащего. Подобное деяние влечет за собой , если не подпадает под административное или уголовное законодательство. Дисциплинарное взыскание военнослужащих определяется только за произошедший в служебное время проступок. Оно не распространяется на нарушение общественного порядка во внеслужебное время, не считается административным проступком.

Дисциплинарное взыскание налагается на солдат срочной службы, служащих по контракту и призванных на краткосрочные сборы из запаса. Перечень грубых дисциплинарных проступков приведен в ст. 25 и в гл. 3 ФЗ “Дисциплинарного Устава ВС РФ”. Одним из основных видов проступков является нарушение воинского устава во время несения караульной службы, дежурства или невыполнение заданий непосредственного командира. Командир (начальник) имеет право на проведение разбирательства инцидента, с определением виновных и вынесением постановления.

Следует отметить, что выраженное в устной форме строгое замечание о нарушении устава, упущение по службе и неподчинении по субординации, не относится к дисциплинарным взысканиям. Устное замечание не заносится в личное дело, не служит основанием для материальных и прочих взысканий. Подобные замечания по несению службы относятся к предупреждениям, которые должны быть пояснены командиром подчиненному. Если устное пояснение об ошибках в служебных обязанностях не возымеет действия, то при повторном аналогичном нарушении накладывается дисциплинарное взыскание.

Проведенное командиром разбирательство оформляется в письменном виде, отображается суть инцидента, виновные и соответствие наказания уставным законам. Оформленный таким образом протокол является основанием для назначения и наложения материального и морального наказания.

Виды дисциплинарных взысканий военнослужащих

Для военнослужащих разного ранга применяются соответствующие меры воздействия. К ним относятся:

Выговор с занесением в личное дело;
строгий выговор с занесением в личное дело;
запрет на увольнение (при срочной службе);
до 5 нарядов вне очереди (при срочной службе);
запрет на ношение нагрудных знаков отличника службы;
досрочное увольнение из рядов ВС;
снижение должности;
понижение в звании на одну ступень;
понижение в звании и перевод на низшую должность.

Вынесение дисциплинарного взыскания кроме должностных поражений выражается в материальном ущербе, а именно в лишении:

Единовременного вознаграждения за успешное выполнение обязанностей;
ежеквартальной премии за несение службы;
дополнительного ежеквартального материального стимулирования.

Кроме материального ущерба, виновник получает запись в свою личную карточку. Если за отчетный период (месяц) военнослужащим было совершено два дисциплинарных проступка, то он может быть понижен в звании или досрочно уволен из армии с соответствующей формулировкой. Если в ходе расследования командиром устанавливается уголовная или административная , то он обязан поставить в известность военную прокуратуру. Следует учесть, что за один проступок не выносится два или более наказания.

Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает виновного от выполнения обязанностей, за которые ему выносится порицание. Если проступок повлек за собой материальный ущерб для воинского подразделения, то он должен быть возмещен, невзирая на результат расследования по дисциплинарному нарушению.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий военнослужащих

Дисциплинарная ответственность регламентируется ДУ ВС, в котором прописаны правила и особенности наказания за нарушение воинского устава. Командир принимает решение о проведении расследования. Если виновность невозможно доказать или деяние совершено при непреодолимых обстоятельствах, то протокол должен содержать отметку о результате расследования, которое закрывается на данной стадии. Характер содеянного должен соответствовать наказанию по тяжести, в противном случае решение может быть оспорено.

Командир имеет право записать в протоколе о вынесенном устном порицании и закрыть дело в связи с малозначительностью проступка. Протокол оформляется по официальному образцу в срок от 1 до 10 дней. Уставом запрещается наказывать весь личный состав подразделения, личную ответственность должен нести один военнослужащий. Старший по званию командир (начальник) имеет право отменить или ужесточить вынесенное порицание, указав на ошибки подчиненного ему командира.

Акт о нарушении приводится в исполнение сразу после подписания, но не позднее месяца. В случае невозможности исполнения, ввиду отпуска или болезни, решение заносится в личную карточку виновного. Выговор, строгий выговор и лишение нагрудных знаков объявляются во время построения подразделения, на котором зачитывается приказ. Предупреждение о служебном несоответствии выносится один раз за год. Если происходит повторное нарушение, то виновный понижается в должности или звании. Ему может быть отложено присвоение очередного воинского звания сроком на 2 года. Досрочное увольнение из рядов ВС РФ применяется к военнослужащим по контракту, совершившим грубое нарушение устава или условий контракта.

Обжалование военнослужащим дисциплинарного взыскания

Несогласие с вынесенным решением может быть обжаловано в течение 10 дней. Заявление следует подавать вышестоящему начальнику, подчиненный которого составлял протокол. Жалоба не освобождает от выполнения наложенных взысканий, не откладывает их исполнение. Жалоба подается, если не было описываемого происшествия, проступок совершен иным лицом или отсутствует вина военнослужащего. Согласно ст. 88 ДУ РФ можно через обращение в военный суд.



Просмотров