Понятие правотворчества и его основные стадии. Правотворчество: ключевые принципы. Список использованной литературы

Правотворчество.

Понятие правотворчества. Виды и принципы правотворчества.

Систематизация законодательства.

Юридическая техника

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов по формированию нормативных правовых актов.

Виды правотворчества

в зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией

Ø правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума

Ø правотворчество государственных органов всех трех ветвей власти

по способу придания юридической силы нормативному акту

Ø правотворчество самого государственного органа,

Ø делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих функций делегирует другому государственному органу,

Ø санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности в процессе регистрации уставов общественных организаций

в зависимости от юридической силы нормативного акта

Ø законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы,

Ø подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.

Принципы правотворчества.

1. Демократизм правотворчества проявляется в участии граждан в правотворческом процессе. Этот принцип воплощается в таких формах как референдум, как вынесение на всеобщее обсуждение в средствах массовой информации наиболее важных законов, да и деятельность самого парламента

2. Принцип законности предполагает соблюдения процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа.

3. Принцип своевременности , понимается как точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию, принцип профессионализма, требующий от субъектов правотворчества особого уровня правовой культуры.

4. Принцип исполнительности, который позволяет принимать такие нормативные правовые акты, который могут реально действовать, т.е. опираться на реальные экономические, финансовые, кадровые, организационные, юридические условия.

Принцип гласности

Стадии правотворчества

1. Планирование нормотворческой деятельности;

2. Нормотворческая инициатива;

3. Подготовка проекта нормативно-правового акта;

4. Принятие (издание) нормативно-правового акта;


5. Включение нормативно-правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

Принятие решения об издании нормативно-правового акта В соответствии с Конституцией право законодательной инициативы при­надлежит Президенту, депутатам Национального собрания, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.
Разработка проекта, нормативно-правового акта и его согласование На этом этапе проводится экспертная оценка предложенного проекта, отработка его текста. Эта деятельность осуществляется в комиссиях и комитетах парламента с привлечением специалистов-практиков.
Обсуждениеи принятие нормативно-правового акта Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. После пер­вого обсуждения вносятся дополнения и замечания для подготовки проекта ко второму чтению. В результате второго обсуждения законопроект может быть принят или воз­вращен на доработку. После принятия законопроекта в нижней палате его передают на утверждение в верхнюю палату - в Совет Республики.
Опубликование нормативно-правового акта и введение его в действие Подписанные главой государства законы публикуются в специальном издании «Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь», а также газетах «Звязда» и «Народная газета». Акты Президента и Правительства публикуются в таких изданиях, как «Собра­ние декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Бела­русь», газета «Советская Белоруссия». Все принятые нормативно-правовые акты подлежат опубликованию в Нацио­нальном реестре правовых актов Республики Беларусь.

Систематизация законодательства –целенаправленная деятельность государственных органов, не государственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию, нормативно правового материала, приведению его в определенную внутреннюю согласованную систему.

Современная юридическая практика различает такие виды систематизации НПА как:

1. Инкорпорация – вид систематизации, при которой нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке. (Например: Ведомости Национального собрания РБ, Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ).

Официальная – издание унифицированных сборников, собраний актов органами, принявшими эти акты.

Неофициальная – осуществляется научными и другими учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе (Например: Сборник нормативных актов о предпринимательстве).

2. Кодификация – вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативно правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов.

При кодификации происходит существенная переработка нормативно правового материала: отмелются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве, выявляются противоречия между актами. В настоящее время наиболее распространенными формами кодификации являются: кодексы, уставы, положения, правила.

3. Консолидация - вид систематизации, при которой несколько близких по содержанию нормативно-правовых актов сводится в один укрупненный акт с целью преодоления множественности НПА и обеспечения единства правового регулирования (Например: Национальный реестр правовых актов РБ).

4. Учет нормативных актов. Выделяют различные виды учета. Журнальный учет – это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах. Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитному или системно-предметному принципам. Другая, учета законодательства – карточный учет. Это создание разного ряда картотек, то есть системы карточек, расположенных по определенной системе. Карточки могут располагаться по хронологическому, алфавитному или предметно-отраслевому принципам. Автоматизированный учет законодательства – это учет на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Существуют и такие поисковые системы, как ЮрИнформ, Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс и др.

Юридическая техника – это совокупность правил разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов.

Условно процесс разработки законопроекта может быть разбит на три последовательных стадии: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная стадия составления законопроекта заключается в выяснении необходимости законодательного регулирования отношений, составляющих предмет предполагаемого законопроекта.

Основная стадия разработки законопроекта заключается в письменном изложении текста законопроекта в соответствии с определенными требованиями.

Можно выделить следующие правила юридической техники (они носят рекомендательный характер, но, тем не менее, являются общепризнанными правилами):

1. Законопроект должен содержать лишь один предмет регулирования, отражаемый, как правило, в наименовании законопроекта.

2. Логическая последовательность изложения текста акта. Вначале требуется изложение норм материального права, затем процессуальных норм; сперва общих, а после – конкретизирующих. Следует избегать ненужных повторений правовых предписаний.

3. Максимальная краткость и компактность изложения нормативного материала. Закон не может предусмотреть все конкретные ситуации, поэтому он не должен носить излишне детализированный характер. В то же время краткость и лаконичность изложения текста не должна приводить к использованию чересчур общих и абстрактных формулировок. Нельзя допускать возможности двойного толкования некоторых статей и норм.

4. Использование специального языка законопроекта, терминов и дефиниций. При разработке законопроекта предпочтительно ориентироваться на тот круг лиц, которые будут использовать данный закон в своей повседневной практике.

Заключительная стадия завершает процесс разработки законопроекта. На данной стадии разработчику необходимо внимательно перепроверить насколько законопроект отвечает всем вышеизложенным требованиям и подготовить все необходимые материалы для внесения законопроекта в Палату Представителей Национального собрания РБ.

Подходы к пониманию (Сенякин И.Н.):

Узкая трактовка – непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами

Широкая трактовка – весь процесс, начиная с момента правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование)

Правотворчество – это особого рода деятельность в основном государственных органов по разработке и принятию норм права, это процесс возведения в закон государственной воли.

(Парфенов)

Правотворчество – особая форма гос. деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. (Сенякин И.Н.)

Правотворчество – вид гос. деятельности, в результате которой воля народа (класса, соц. группы, политических сил, стоящих у власти) выражается в норме права в виде определенного источника права (Комаров С.А.)

Признаки правотворчества (Парфенов):

1. Последняя стадия формирования права, в которой происходит воплощения правовых идей в нормы права;

2. Деятельность особых субъектов, компетентных издавать нормы права в государственных органах или по поручению, или с согласия государства правотворческие функции могут делегироваться негосударственным органам

Предварительное санкционирование – государство сразу по определенному кругу вопросов разрешает негосударственным органам издавать нормы являющиеся правовыми;

Последующие санкционирование – государство поручает разработать проект какой-либо организации, а проект утверждается органами государственной власти;

3. В результате правотворческой деятельности рождается норма права, то есть правило поведения, общественная характеристика. Рожденная норма содержит новое правило или отменяет действие прежнего правила или изменяет прежнее правило;

Общественная характеристика нормы:

Действует непрерывно, рассчитана, на неоднократное применение.

Субъекты не конкретизированы.

4. Это фиксирование каких-либо источников права, формулирование норм;

5. Одна из форм осуществления функции государства;

6. Деятельность по отражению общественных потребностей или потребностей отдельных социальных слоев.

Факторы, обуславливающие характер правотворчества (Парфенов):

Экономические условия жизни общества, уровень развития производительных сил и производительных отношений;

Социальная и национальная структура общества;

Внутриполитическая и внешнеполитическая программа;

Господствующей в обществе идеологией и правосознанием;

Сущностью и формой государства;

Предыдущим развитием правовой надстройки.

Принципы правотворчества – основные правила, руководящие идеи, организационные начала, действующие в процессе создания норм права. (Парфенов).

1. Демократизм проявляется в:

Реализации в процессе создания норм права компромисса и интересов различных групп общества;

Принятие законов путем референдума;

Обсуждение проектов законов в правотворчестве через представительные органы власти;

Действие принципа верховенства законов принятыми представительными органами над всеми иными подзаконными актами;

Широкая гласность и открытость правотворческого процесса.

2. Научная обоснованность:

Использование научных методов и приемов при изучении общественных явлений, которые подлежат урегулированию с помощью норм права;

Использование знаний юридических наук при составлении правовых актов, использование наработанных приемов и способов юридической техники;

Проведение научных экспертиз проектов нормативных актов;

Экспериментальная проверка эффективности принимаемых норм права.

3. Объективность – нельзя игнорировать законы общественного развития

4. Принцип законности:

Принятие норм права конкретным органом;

Соблюдение правотворческой процедуры принятия нормативных актов;

Непротиворечивости издаваемых актов законам и конституции. Принцип законности – в противовес принципа. произвола

5. Оперативность – быстрое и своевременное принятие нормативных актов приводит к непродуманности решений, поэтому иногда следует руководствоваться принципом медлительности – все тщательно продумывать.

6. Профессионализм – осуществление правотворчества лицами, которые профессионально, на постоянной основе занимаются этой деятельностью (профессиональные юристы, политики).

Направления совершенствования правотворческого процесса (Сенякин И.Н.):

Долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ

Единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона

Независимая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламента законопроектов

Юридический всеобуч парламентариев правилам законодательной работы

7. Непрерывность правотворческого процесса – изменения в общественной жизни непрерывны и все должны находить постоянное отражение в правотворческой деятельности государства.

8. Использование правового опыта (Пучков О.А.)

9. Связь с практикой (Пучков О.А.)

10. Планирование (Комаров С.А.)

11. Строгая дифференциация правотворческих полномочий (Комаров С.А.)

Виды правотворчества

В зависимости от субъектного состава органов (Сенякин И.Н.):

Правотворчество государственных органов – разветвленная деятельность всех органов гос. власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Результат: н.п.а.: законы и подзаконные акты.

Санкционированное правотворчество – разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которого является исключительно подзаконные н.п.а.

Или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Референдум – проводится по наиболее важным вопросам гос. и общественной жизни. Народ осуществляет власть непосредственно

В зависимости от субъектов правотворчества:

Законотворчество – правотворчество высших представительных органов

Подзаконное правотворчество

В зависимости от субъектов правотворчества (Комаров С.А.)

Правотворчество государственных органов

Непосредственное правотворчество народа (референдум)

Совместное правотворчество гос. органов и общественных организаций

Делегирование

Санкционирование

По формам правотворчества (Парфенов):

Издание НПА;

Создание судебного прецедента;

Принятие нормативных договоров двумя и более сторонами;

Санкционированные государством обычаи, которые существовали в обществе;

Создание доктрин, научных теорий, которые становятся источниками права.

Классификация применительно к РФ (По субъектам правотворчества) (Парфенов):

1. Народ в целом (референдум):

Императивный

Консультативный – выявление общественного мнения для последующего принятия решения органов государственной власти

2. Федеральным органом РФ

Законодательный орган гос. власти – Федеральное Собрание

Постановления палат ГД и СФ по внутренним орг. вопросам.

Президент

Указы (нормативные и ненормативные);

Распоряжения (чаще ненормативные).

Правительство

Постановления

Решения

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Нормативные приказы

3. Высший судебный орган

Постановления КС РФ – может отменять неконституционные нормативные акты (негативное правотворчество)

4. Органы власти и управления субъекта РФ;

6. Руководящие органы государственных предприятий и учреждений;

7. Негосударственные органы (по делегированию);

8. Совместное правотворчество (коллективные договор, постановления ВЦИК, СНК)

Стадии правотворческого процесса

Стадии правотворческого процесса (Лазарев В.В.):

1. Стадия нормотворческой инициативы (круг субъектов определен)

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работы и т.п.

3. Разработка проекта н.п.а. и его предварительное обсуждение

4. Рассмотрение проекта н.п.а. в том органе, который уполномочен его принять

5. Принятие н.п.а.

6. Доведение содержания н.п.а. до его адресатов

Этапы (делящиеся на стадии) правотворческого процесса (Пучков О.А.):

1. Предпроэктный этап – в обществе выявляется потребность в урегулировании номами права соц. проблемы.

2. Этап принятия правотворческого решения

Стадия внесения в правотворческий орган проекта н.п.а. субъектом правотворческой инициативы

Стадия рассмотрения проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа

Стадия обсуждения законопроекта по палатам или на совместном заседании палат правотворческого органа

Стадия принятия проекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении + подписание и обнародование текста н.п.а.

Стадии правотворческого процесса (Комаров С.А.)

1. Первый этап – подготовка

Принятие решения о подготовке акта

Подготовка текста н.п.а.

Обсуждение текста проекта н.п.а.

Согласование проекта

Доработка проекта

2. Второй этап – принятие

Внесение проекта на рассмотрение

Обсуждение проекта

Особой разновидностью правотворчества является законотворчество, что вытекает из особенностей данного НПА. Закон принимает органы государственной власти, характеризуется высшей силой, отличается установленной процедурой принятия и направлен на урегулирование особо важных общественных отношений.

Ст. 104 КРФ – законодательная инициатива:

1. президент;

2. совет федерации;

3. законодательные органы субъектов;

4. глава совета федерации;

5. депутаты государственной думы;

6. правительство;

7. КС, ВС, ВАС по вопросам их деятельности.

ФЗ принимается Государственной Думой большинством голосов, если иное не предусмотрено КРФ. В течении 5 дней направляется в Совет Федерации. В течении 14 дней Совет Федерации должен рассмотреть. Если не рассмотрел, то считается одобренным.

Группа вопросов, по которым совет федерации обязан рассматривать законопроекты и заключения по вопросам бюджета, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия, вопрос ратификации или денонсации международных договоров РФ, статусе и охране государственной границы РФ, вопросы войны и мира.

Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту. В течении 14 дней должен подписать. Если Президент не подписывает, то это означает, что он наложил вето, которое преодолевается квалифицированным большинством (п. 3 ст. 107 КРФ).

Есть предложение по изменению этого пункта, так как это дополнительное мощное средство воздействия президента на законодательные органы страны: вынуждает принимать закон квалифицированным большинством.

Считается, что необходимы изменения: президентское вето преодолевались в том случае, если при повторном обсуждении было большинство ГД и СФ – простое большество.

Нормативно-правовые акты создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Этот порядок обеспечивает как качество принимаемых актов, так и объективно необходимое закрепление баланса многообразных социальных интересов. В науке и на практике данную деятельность характеризуют и как формирование права (правообразование), и как правотворчество. При этом данные внешне схожие понятия, конкретизи- рованно проявляясь при создании нормативных предписаний, имеют разное содержание. Формирование права богаче по ϲʙᴏему содержанию. Правотворчество будет исключительно составной частью процесса формирования права, отражающей его официальные, сознательно-волевые процедуры.

Признаки правотворчества:

  • ϶ᴛᴏ выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или ограничение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение;
  • ϶ᴛᴏ государственно-властная деятельность , составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней исключительно с его санкции;
  • ϶ᴛᴏ интеллектуально-волевая (познавательная и цен нос т- но-ориентационная) творческая деятельность , связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;
  • ϶ᴛᴏ процедурная деятельность , детально регламентируемая законом, кᴏᴛᴏᴩый определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий;
  • содержание ϶ᴛᴏй деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм , иногда — в изменении сферы и объема действия уже существующих норм.

Таким образом, правотворчество - ϶ᴛᴏ осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.

Правотворчество — ϶ᴛᴏ деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. При этом субъектами правотворчества выступают не только государственные органы, но и негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), нааеленные ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Стадии правотворчества

Изучим стадии правотворчества. Правотворчество — ϶ᴛᴏ деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит заметить, что она проходит два этапа:

  • подготовки проекта нормативного акта;
  • его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

  • принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;
  • формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;
  • подготовка его текста;
  • предварительное обсуждение проекта;
  • согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;
  • предварительное утверждение проекта.

В случае если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Стоит заметить, что он состоит из следующих стадий:

  • внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;
  • обсуждение проекта;
  • принятие и подписание нормативного акта;
  • официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.

Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

В связи со спецификой принимаемых актов (законов) законотворческая деятельность отличается особой важностью и сложностью. По϶ᴛᴏму она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламентах деятельности палат Федерального Собрания. В них отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса.

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате кᴏᴛᴏᴩых создается закон.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1. законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями создать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действительности и перспективы развития определенных отношений. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конституции РФ о внесении поправок в Конституцию РФ) На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициативы, среди кᴏᴛᴏᴩых может быть и население ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего региона;

2. обсуждение законопроекта - важная стадия, кᴏᴛᴏᴩая начинается в Государственной Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, ɥᴛᴏбы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта) На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками. В наибольшей степени существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3. принятие закона - следующая стадия, кᴏᴛᴏᴩая осуществляется на заседании Государственной Думы РФ (ст. 105 Конституции РФ) путем голосования, кᴏᴛᴏᴩое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного голосования), так и тайным (с помощью электронной техники) Учитывая зависимость от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным. При разногласиях палат могут быть использованы согласительные процедуры. Принятие закона — главная стадия, кᴏᴛᴏᴩая, в ϲʙᴏю очередь, распадается на три полетали и:

  • принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от об- щсго числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% плюс один голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
  • одобрение закона Советом Федерации (в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов ϶ᴛᴏй палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);
  • подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его) Его подпись будет ϲʙᴏеобразной санкцией на вступление закона в действие. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления ϶ᴛᴏго вето собрать квалифицированное большинство голосов. В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу;

4. опубликование закона - стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу. При ϶ᴛᴏм опубликование следует отличать от обнародования, кᴏᴛᴏᴩое шире по ϲʙᴏему содержанию, так как предполагает доведение закона до общего сведения различными средствами массовой информации. Как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.

Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения).

Первой стадией правотворческого процесса является подготовка проекта.

Она начинается с этапа принятия решения о подготовке проекта. Существуют самые разнообразные способы принятия решения о подготовке проекта. Это может быть и результатом плановой деятельности правотворческого органа, и результатом инициативы должностного лица или любого иного человека. Причем совсем не обязательно оно должно исходить от субъекта права правотворческой инициативы. Итог первого этапа - формирование идеи нормативного акта.

Затем осуществляются предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. Выявляется общественная потребность в правовом регулировании соответствующей сферы общественных отношений. Изучается состояние упомянутых общественных отношений, уровень их урегулированности действующими правовыми и иными социальными нормами, разрабатывается концепция и определяются цели акта. Результаты этой деятельности находят отражение в сопроводительных документах к проекту нормативного правового акта, которые представляются в правотворческий орган в процессе реализации права законодательной инициативы. Итог данного этапа – разработка концепции проекта нормативного правового акта.

Далее следует этап разработки первоначального текста проекта. С целью выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. На уровне подзаконных нормативных актов разработкой проекта может заниматься заинтересованный субъект, орган правотворчества или должностное лицо, специально созданная комиссия и т.п. К разработке проекта нормативного правового акта могут привлекаться заинтересованные ведомства, правоприменительные органы, научные и учебные учреждения, квалифицированные юристы, предприниматели и др.

После подготовки проекта наступает этап его предварительного обсуждения . Оно может проходить как всенародное обсуждение на собраниях и в печати (примером может быть обсуждение проекта Конституции СССР 1977 года), в сети «Интернет» (обсуждение проекта Федерального закона РФ «О полиции»); рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями и т.д.

Особой формой рассмотрения проектов нормативных правовых актов являются публичные слушания. Такая форма рассмотрения проектов нормативных правовых актов вводится впервые в нашем законодательстве о местном самоуправлении Федеральным Законом от 6 октября 2003 года (ред. 29 ноября 2010 г.) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Суть ее состоит в том, чтобы объединить усилия населения, депутатов представительного органа местного самоуправления, органов и должностных лиц местного самоуправления для коллективного обсуждения проекта нормативного правового акта. Между этими субъектами возникают нормотворческие отношения по рассмотрению проектов нормативных правовых актов. Инициатива в проведении публичных слушаний принадлежит населению, представительным органам муниципального образования и главе муниципального образования.



Одним из ключевых требований к проекту нормативного правового акта является необходимость всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизы.

После учета замечаний и предложений наступает этап окончательной отработки и редактирования проекта . Как правило, это делает разработчик проекта нормативного правового акта.

Второй стадией правотворческого процесса являетсяправотворческая инициатива. Имея подготовленный проект, субъект права правотворческой инициативы вносит его в компетентный орган. Так, право законодательной инициативы предполагает наличие проекта нормативного правового акта. Его окончательный вариант вносится в официальном порядке в правотворческий орган от имени органа или организации, обладающих соответствующим правом.

Под правом правотворческой инициативы обычно понимают право на внесение проекта нормативного акта по определенному кругу вопросов в компетентный орган, полномочный принимать решение по этим вопросам и издавать данный вид нормативного акта.

Правом официального внесения законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (право законодательной инициативы), в соответствие со ст. 104 Конституции Российской Федерации обладают Президент России, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации - по всем вопросам, а также Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.

В соответствии с Регламентом Правительства РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 (ред. от 15 мая 2010 г.), на рассмотрение в Правительство проекты актов и другие документы могут вноситься только членами Правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, или лицами, исполняющими их обязанности.

Третьей стадией правотворческого процесса являетсядеятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта .

После принятия проекта к рассмотрению, он включается в повестку дня заседания правотворческого органа, где и происходит обсуждение проекта. Эта стадия свойственна коллегиальному правотворческому органу. В случае возможности принятия нормативного акта единолично должностным лицом, обсуждение проекта не является обязательной стадией правотворческого процесса.

Затем проект официально принимается правотворческим органом или должностным лицом. Наиболее четко регламентирована процедура принятия закона. Основную роль здесь играют субъекты права на правотворчество. Это те компетентные органы и должностные лица, которые государство посредством законодательства наделило правом издавать нормативные правовые акты различного вида. Принятие подзаконных нормативных правовых актов может осуществляться как коллегиально (Правительство) так и единолично путем простого подписания (Президент, Министр, Губернатор и т.д.).

Четвертой стадией правотворческой деятельности является официальное оглашение принятого нормативного акта . Эта стадия завершается либо официальным опубликованием принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законодательством печатных органах (специальные издания, газеты), либо его официальным оглашением в иной форме сети Internet, по телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации). Государство уделяет серьезное внимание официальному оглашению нормативных правовых актов - как законов, так и подзаконных актов. Так, неопубликованные законы не применяются, как не применяются и любые другие неопубликованные нормативные акты, если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина (ст. 15 Конституции РФ). Этой цели служит и механизм государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов.

Необходимо отметить, что отдельные этапы правотворческой деятельности в зависимости от вида и значимости принимаемого нормативного правового акта могут быть упрощены, но в целом создание любого нормативного правового акта требует проведения правотворческим органом или должностным лицом комплекса последовательных действий по подготовке, корректировке проекта и приданию ему юридической силы.

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта. Обсуждение проекта осуществляется самим правотворческим органом а иногда выносится за его пределы вынесение проекта на всенародное обсуждение заключение специалистовэкспертов. Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган который будет принимать закон. Принятие и утверждение проекта нормативноправового акта компетентным государственным органом.

37. Стадии правотворчества. Их характеристика. Особенности законотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:

1. Правовая инициатива - управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ - по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.

2. Обсуждение проекта - осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистов-экспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, кот о рый будет принимать закон.

3. Принятие и утверждение проекта нормативно-правового акта компетентным государственным орг а ном.

4. Обнародование правотворческого решения - его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. В Конституции РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтве р ждение своих доводов.

Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

Более подробно стадийность правотворчества прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии. Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).

1). Принятие решения о подготовке проекта.

Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной вл а сти).

2). Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт. Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка первоначального текста проекта. Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих пр о ект.

4). Предварительное обсуждение проекта. Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д. Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д. 5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется. Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.

II этап. Возведение государственной воли в закон. (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1). Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3). Обсуждение проекта.

4). Официальное принятие проекта.

Эти стадии тесно связаны. Их процедура детально регламентируется. Законопроекты рассматриваются в 2-х или 3-х чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья (раздел, глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.

В РФ действует практика принятия законов в 3-х чтениях. Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы. При третьем чтении не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.

Президент, министры и др. органы единоличного подчинения утверждают свои акты (указы, инструкции и пр.) в персональном порядке.

5). Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование. принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законотворчество - стержень правотворчества, его важнейшая составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества. В то же время, свойства законов, как приоритетной формы существования права. В частности их высшая юридическая сила в системе нормативных правовых актов, обуславливает определенную специфику их принятия, более детальных характер законодательной процедуры по сравнению с процедурой принятия иных нормативных правовых актов.

Приведенная выше классификация этапов и стадий правотворчества относится в законотворческому процессу как важнейшему виду правотворческой деятельности государства. Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования - это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61197. Решение неравенств с одной переменной 4.08 MB
При решении неравенств используются следующие свойства: Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится равносильное ему неравенство
61201. Будова тексту. Текстовий редактор WordPad 75 KB
Мета. Ознайомити учнів з поняттями: абзацний відступ, формування абзацу, способи встановлення параметрів абзацу. Повторити будову тексту, його складові частини, тему і мету.
61202. Вулканізм і явища,що його супроводжують 74 KB
Мета: сформувати знання про вулкани й гейзери, дати поняття про причини їх утворення; розвивати спостережливість, образну память; виховувати здатність співпереживати.
61203. Приліт Ельзика на планету Земля 40 KB
Запропонувати завдання: підняти ліву руку; підняти праву руку; подивитися на стелю; подивитися на підлогу. А як потрібно звернути на себе увагу щоб лише тобі надали слово Підняти руку.
61204. Музика і мистецтво слова 62 KB
Музичний матеріал: українські народні пісні: 1. Про який музичний жанр піде сьогодні мова будь ласка відповіді дітей Так мова піде про пісню слайд 1 А давайте пригадаємо хто пише пісні Вірно композитори та поети а також народ.
61205. Внутрішня будова Землі. Літосфера 71.5 KB
Мета: Дати учням поняття земна кора і літосфера формувати систему знання про внутрішню будову Землі дати відомості про літосферні плити; розвивати просторову уяву уміння створювати образ обєкта; виховувати інтерес до пізнання природи Землі.


Просмотров