Поддержка семьи и родительства. Путин и дети: новая волна поддержки материнства и детства

Ввести с 2018 года ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка до достижении им полутора лет. Об этом он заявил на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о господдержке матерей в России.

Господдержка

Конституция РФ (1993) гарантирует обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7). Пункт 1 статьи 38 Основного закона гласит: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

Господдержка матерям в России оказывается в виде различных пособий. Вставшим на учет в медицинское учреждение на раннем сроке беременности выплачивается единовременное пособие в размере 613,14 руб. (здесь и далее данные на 2017 год), вышедшим в декретный отпуск - пособие по беременности и родам (рассчитывается исходя из среднего заработка женщины).

При рождении ребенка предоставляется разовая выплата в размере 16 тыс. 350,33 руб., в случае рождения двух и более детей она выплачивается на каждого ребенка.

По уходу за ребенком предоставляется оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Размер выплат составляет 40% от среднего заработка. Для неработающих матерей предусмотрено пособие, его минимальный размер по уходу за первым ребенком составляет 2 тыс. 908,62 руб. в месяц, за вторым и последующими детьми - 5 тыс. 812,24 руб. Также мать, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. (данная норма установлена указом президента РФ от 30 мая 1994 года "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" и действует с 2001 года). Она оформляется только по заявлению (по месту работы, службы или в орган соцзащиты по месту жительства) и выплачивается до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Кроме того, с 2007 года действует такая форма поддержки семей с детьми, как материнский (семейный) капитал. Размер этой единовременной государственной субсидии составляет 453 тыс. 26 руб. Программа действует до 31 декабря 2018 года. Президент РФ Владимир Путин 28 ноября 2017 года предложил продлить ее до конца 2021 года и ввести дополнительные возможности использования маткапитала.

Госнаграды

В 1944-1991 гг. в систему государственных наград СССР входил орден "Мать-героиня". Он вручался женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Одновременно им присваивалось почетное звание "Мать-героиня" (его получили свыше 400 тыс. женщин). Кроме того, существовал орден "Материнская слава" (с 1944 года), его удостоились свыше 5 млн женщин.

13 мая 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев своим указом учредил орден "Родительская слава". "За большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей" могут награждать как мать, так и отца. Орден вручается родителям или усыновителям, имеющим не менее семи детей. Первое награждение состоялось в январе 2009 года. Всего в 2009-2017 гг. награждены 347 многодетных семей. В 2017 году ордена были вручены 38 семьям, в том числе одному отцу-одиночке.

Кроме того, во многих регионах вручаются собственные медали "Материнская доблесть".

Статистика

В Российской Федерации - 78,7 млн лиц женского пола (54% от общей численности населения - 146,8 млн; данные Росстата на 1 января 2017 года). По данным на 2016 год, 35,2 млн женщин работают (48,7% от всего занятого населения - 72,3 млн). Среди экономически активных женщин 22,3 млн (63,5%) состоят в браке, 4,9 млн (13,9%) не замужем, 2 млн (5,8%) - вдовы, 5,9 млн (16,8%) - в разводе.

Согласно последней Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010), в России насчитывалось 65,5 млн женщин в возрасте 16 лет и старше. Из них 33,3 млн состояли в браке (28,9 млн - в зарегистрированном, 4,4 млн - в незарегистрированном), 10,8 никогда не были замужем, 6,4 млн - официально разведены, 11,8 млн - вдовые, остальные при опросе не сообщили о своем статусе.

По ВПН-2010 среди опрошенных женщин в возрасте 15 лет и старше 49 млн являлись матерями.

В 2016 году, по предварительным данным Росстата, в России было зарегистрировано 985,8 тыс. браков и 608,3 тыс. разводов, родились 1 млн 893,3 тыс. детей. Численность детей в возрасте до 14 лет (включительно) - почти 25 млн.

Всего в России насчитывается около 42 млн семей: половина не имеет детей, чаще в семье воспитывается только один ребенок (данные были озвучены на конференции "Семья и актуальные проблемы современной семьи", состоявшейся 6 мая 2014 года в Карачаево-Черкесии).

По состоянию на начало 2017 года, число полных семей с детьми - 11 млн 600 тыс. 5,6 млн семей являются неполными, из них 5 млн - матери-одиночки. Число многодетных семей - 1 млн 566 тыс. (рост на 25% по сравнению с ВПН-2010). В детских домах, по данным на начало 2017 года, озвученным уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой, находятся около 60 тыс. детей. На опеку взяты 237 тыс. детей, усыновлены 115 тыс.

Социально-экономические события, происходящие в нашей стране за последние годы, выявили множество проблем семьи и детей, и нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества. Однако, как показывают статистические данные, семьи с детьми в России в большей степени по сравнению с остальными группами населения подвержены риску бедности. Доля детей в численности населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет более 24 %, что выше удельного веса детей в общей численности россиян, что составляет примерно 20,0 % (2014 год). Величина прожиточного минимума в 2014 году на ребенка в возрасте до 15 лет составила - 7738 руб. (8885 - трудоспособное население). Следовательно, уровень бедности детей выше среднего в целом по населению .

Значение социальной защиты и социального обеспечения семей с детьми сегодня возрастает из-за низкого размера оплаты труда и, как следствие, парадоксальной ситуации, когда двое работающих родителей не в состоянии прокормить двоих детей, поскольку все эти состояния создают для семьи угрозу материальной необеспеченности, ведь с появлением каждого ребенка уровень жизни семьи резко снижается. Ввиду отсутствия эффективных мер социальной защиты, семья рискует оказаться за чертой бедности. Более того, бедность воспроизводит бедность: дети, лишенные возможности жить достойно, вытесняются из социума, опасным следствием бедности является дезинтеграция населения (алкоголизм, наркомания, беспризорность и социальное сиротство). Тенденции нарастания в российском обществе «застойной» бедности и воспроизводства ее в новых поколениях убедительно доказывают необходимость признания материнства и детства социальными рисками.

Да и появление новых видов социального обеспечения, изменение размеров и порядка предоставления социальных выплат и услуг также не всегда приводит к позитивным результатам. Так, наряду с введением материнского (семейного) капитала; индексацией размеров пособий гражданам, имеющим детей; установлением компенсации части средств, потраченных на содержание ребенка в ДОУ, законодателями принимаются спорные решения. Например, такие как:

Перевод ежемесячных пособий на ребенка на региональный уровень,

Отмена льгот детям-инвалидам в связи с «монетизацией льгот»,

Сокращение сроков выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случаях ухода за больным ребенком,

Изменение порядка исчисления размера пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, приведшего к значительному сокращению размера пособий.

Одним из направлений поддержания экономической устойчивости семьи, повышения уровня ее доходов является создание условий занятости. Проблема совмещения родителями семейных и профессиональных обязанностей для семей, имеющих малолетних детей тесно связана с обеспечением доступа к услугам дошкольных образовательных учреждений.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации очередь в дошкольные учреждения для детей от трех до семи лет ликвидирована. Однако, как показывает практика, число детей, находящихся в очереди на получение места в детском саду, все еще значительна. Потребность семей в местах в дошкольных образовательных организациях для детей раннего возраста оценивается экспертами как более актуальная и значимая, чем такая потребность для детей старше этого возраста. Здесь путями решения проблемы может стать создание негосударственных дошкольных образовательных учреждений и повсеместное развитие вариативных форм ухода и присмотра за детьми.

Особо актуальным вопросом в жизнеобеспечении семьи является высокая нуждаемость в улучшении жилищных условий, приобретение собственного жилья. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи. Согласно результатам комплексного наблюдения условий жизни, семьи с детьми в 2,5 раза чаще, чем семьи без детей, испытывают стесненность жилищных условий, семьи, имеющие 3 и более детей, - чаще почти в 4 раза.

Жилье - одна из основных предпосылок молодых семей к рождению детей, наиболее значимое социальное благо, о чем свидетельствует востребованность всех принимаемых государством мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с детьми. Только один факт более 95,0% от всех получателей материнского капитала направляют его на улучшение жилищных условий.

В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением жилищного вопроса должны стать создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса и внедрение мер поддержки семей при приобретении жилья самостоятельно.

В ряде субъектов Российской Федерации предоставляется региональная поддержка молодых и многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, например, в 23 регионах предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения. Но, очевидно, что принимаемые меры пока не привели к желаемому результату. Потребность семей в улучшении жилищных условий в целом по стране остается высокой.

Повышение уровня жизни семей не может быть достигнуто без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов, прежде всего, от трудовой деятельности. В связи с этим, для граждан с высокой семейной нагрузкой, развиваются формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, такие, как занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому, а также поддержка семейного предпринимательства и фермерства.

Трудности, которые испытывает семья, в том числе связанные с экономическими проблемами, нередко приводят к внутрисемейным конфликтам, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей. В свою очередь, материальная и жилищная необеспеченность влекут за собой проблемы, лежащие в плоскости человеческих взаимоотношений (социальное сиротство, безнадзорность детей, преступные посягательства со стороны взрослых). При этом, проблемы семьи не зависят от ее социального статуса, они затрагивают самые различные социальные группы, могут быть присущи как обеспеченной, интеллигентной, так и малообеспеченной или малообразованной семье .

Важным элементом в преодолении таких ситуаций является предоставление социальных услуг и реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия. В системе поддержки данной категории семей в настоящее время ведущую роль играет монетарный подход, который не в полной мере решает проблемы семейного неблагополучия и социального сиротства. Однако, недостаточный уровень поддержки социально уязвимых семей с детьми все еще остается одной из острых проблем, характерной для большинства регионов страны. Об этом говорят и низкие темпы снижения доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в численности детского населения.

Все вышесказанное свидетельствует о неэффективности настоящей семейной политики и системы социальной поддержки семей с детьми, прямым следствием которой является отказ семьи от выполнения воспитательной функции, из-за преимуществ бездетности дети вытесняются из семьи, с каждым годом нарастают тревожные тенденции увеличения социального сиротства . Очевидно, что нужны действенные технологии сохранения социальной, воспитательной, экономической функции семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, такие, когда поддержка семье предоставляется комплексно.

В Концепции демографической политики РФ до 2025 года , одной из задач по укреплению института семьи является «повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка», при этом о роли государства в сохранении и укреплении семейных отношений умалчивается. Но, низкий уровень жизни российских семей с детьми не позволяет им существовать без «вмешательства государства в дела семьи». При этом государство должно не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, не дистанцируясь от существующих проблем, а создавать поле для их разрешения, направленное на повышение уровня и качества жизни семьи.

Как справедливо отмечал Президент РФ Владимир Путин, выступая на заседании президиума Государственного совета по вопросу повышения эффективности реализации государственной политики в сфере семьи, материнства и детства, «необходимо изменить вектор настоящей семейной политики, направив его с заботы о лицах, нуждающихся в социальной защите, на создание условий для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи и ее общественного престижа».

Такую же позицию высказывает Т.С. Гусева в своем диссертационном исследовании, посвященном исследованию социального обеспечения семьи, материнства, отцовства и детства в России: «наличие на иждивении детей должно стать непременным условием дифференциации всех видов социального обеспечения, адресованных лицам с семейными обязанностями. Это позволит стимулировать выполнение семьей воспитательной функции, что особенно актуально в условиях роста социального сиротства».

Т.С. Гусевой установлено, что «у законодателя отсутствует четкая стратегия поддержки семьи с определенным количеством детей. Если для простого воспроизводства населения достаточно рождения двух детей в семье, то для обеспечения прироста населения необходимо стимулировать появление семей с тремя детьми, и для достижения указанной цели такой критерий дифференциации как очередность рождения ребенка в семье должен получить большее развитие». Ею предложено «дифференцировать размеры «детских» пособий в зависимости от возраста детей с учетом их изменяющихся потребностей: чем старше ребенок, тем выше размер пособия».

Кроме того, Гусевой Т.С. отмечается, что пока не получила должного отражения в законодательстве дифференциация социального обеспечения в зависимости от типа семей с учетом специфики свойственных им потребностей (молодые семьи, многодетные семьи, неполные семьи, малообеспеченные семьи и т.д.), в то же время это позволит добиться адресности и повысит эффективность социального обеспечения семьи.

Таким образом, исследование показало, что современная система социального обеспечения не способна эффективно защитить семью с детьми в состоянии социального риска: в законодательстве явно доминирует публичный интерес государства, что выражается в преобладании экономических мер, стимулирующих принятие решения о рождении ребенка, при этом меры, поддерживающие благосостояние семей с детьми, развиты недостаточно.

Эффективность экономических мер невозможна без создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни. Именно отсутствие системного подхода к проблеме социальной защиты семьи, материнства и детства влечет его низкую эффективность и непрогнозируемые социальные последствия, а иногда и нарушение прав семей с детьми на социальную защиту.

Выводы по 1 главе

В современных социально-экономических условиях проблема социальной защиты и поддержки материнства и детства признаны важнейшими во всем цивилизованном мире, и относятся к приоритетной сфере в национальных проектах любой страны.

В Российской Федерации защита семьи, материнства и детства также является одной из ведущих направлений государственной семейной политики. Согласно исследованиям, семьи с детьми в России в большей степени по сравнению с остальными группами населения подвержены риску.

Выделяют следующие ключевые проблемы в сфере семьи, материнства и детства: низкие доходы семей с детьми; нехватка мест в детских дошкольных организациях; семейное неблагополучие; обеспечение жильем детей-сирот; недостаточный уровень поддержки социально уязвимых семей с детьми; девальвация традиционных ценностей семьи. Поэтому, в обеспечении жизнедеятельности семей и детей, государственная социальная политика имеет определяющее значение. Такое положение семьи, материнства и детства в РФ обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими все аспекты жизни семьи: экономические, правовые, социальные и психологические.

Семья в России охраняется как международными актами, гарантируя оказание ей помощи, в особенности, при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несовершеннолетних детях и их воспитании, так и Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами. Так, в Конституции РФ сказано, что «в Российской Федерации… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», признавая этим, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.

При этом, современное российское законодательство не только закрепляет защиту государством материнства, детства и семьи, но и стремиться создать все условия и разработать механизмы для реализации такой защиты, путем совершенствования семейного законодательства, принятия и реализации на практике разнообразных государственных мер поддержки. Наиболее обширной формой социальной защиты семьи и детей является комплекс денежных выплат. Безусловно, предоставление материальных средств служит формой защиты, однако, этим защита сама по себе не исчерпывается. Защита семьи и детства должна быть направлена не только на материальную компенсацию неблагоприятных последствий, но и на предотвращение тех событий, которые их влекут.

В последние годы в России в целях укрепления семьи как основы государства и формирования условий, при которых семья могла бы чувствовать себя защищенной и уверенной в будущем, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства. Данные меры позволили улучшить положение дел в сфере охраны здоровья женщин и детей, семейного устройства детей-сирот, повысить доступность дошкольного образования. Важной и результативной мерой поддержки, предоставляемой как на федеральном, так и на региональном уровне, стал материнский капитал. В развитие федеральных мер в большинстве субъектов Российской Федерации введены дополнительные меры поддержки в виде пособий в повышенном размере на ребенка из многодетной семьи, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и иные меры поддержки.

В настоящее время в стране реализуется «Государственная семейная политика», целями которой являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций- рождением, воспитанием, содержанием и социализацией детей, сохранением их физического, психологического и эмоционального здоровья, повышение качества жизни семей, обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов. Эти меры распространяются на все семьи независимо от их состава, социально-экономического положения и социального статуса.

Современная ситуация в России характеризуется активным поиском путей повышения уровня благосостояния семьи и детей. Проблемы создания наиболее благоприятных условий для этого рассматриваются как на федеральном, так и на региональном уровнях социальной политики. При этом, ответственность за реализацию законов, контроль их исполнения и оказание соответствующей поддержки, включая финансовую, возложены на органы регионального и муниципального управления. Именно муниципальный уровень социальной политики социальной защиты детей и их семей позволяет учитывать их наиболее острые проблемы, индивидуальные особенности города, его ресурсы, потенциал, что способствует поиску наиболее целесообразных методов реализации социальной политики в области материнства и детства, семьи дает возможность определять масштабы проводимой политики, выделять приоритетные направления. Но, несмотря на позитивные тенденции, мероприятия только экономической поддержки семей с детьми не смогут предотвратить указанных проблем, смогут лишь смягчить его, а значит, система государственной поддержки семьи и детства нуждается в дальнейшем совершенствовании. Государство обязано сопровождать семью, принимая во внимание приоритет интересов ребенка, осуществлять профилактику семейного неблагополучия, в том числе средствами социального обеспечения. Это очень важно, так как от того, насколько эффективными будут меры социальной политики, зависит структурный потенциал населения страны.

В последнее десятилетие наблюдается рост активности регионов не только в выполнении указаний, исходящих из федерального центра, но и в разработке собственной стратегии в концепциях семейной политики, базирующихся на научном анализе положения семей в регионе. Децентрализация семейной политики позволяет полнее учитывать местную специфику, а также соответствует общим тенденциям распределения ответственности между всеми субъектами социального взаимодействия, включая семью. Поэтому проблемы социальной защиты семьи и детей все большую значимость приобретают на уровне муниципальной власти, которые, участвуя в реализации государственной политики в сфере защиты материнства и детства, семьи создают им дополнительные гарантии.

В следующей главе проведем анализ функционирования системы социальной защиты семьи, материнства и детства в городе Зеленодольске.

Союз Профессиональной Поддержки Материнства оказывает всестороннюю помощь женщинам, сообществам, школам и просветительским организациям, работающим в сфере поддержки семьи.

СППМ стремится к росту толерантности и признания за женщинами приоритетного права выбора в вопросах воспитания детей. Продолжительное кормление или искусственное вскармливание, либеральный или авторитарный стиль общения, домашнее воспитание или детский сад – все эти вопросы мать имеет право решать вместе со своей семьей, она также имеет право на терпимое и уважительное отношение к своему выбору со стороны общества.

Союз оказывает поддержку матерям, которые вдохновляются своей деятельностью по воспитанию детей, хотят быть активными, не исключенными из общественной жизни женщинами. Они часто находят новые решения и пути в области материнства, создают тематические сообщества и хотят делиться своим опытом с другими матерями. Но часто им не хватает психологической поддержки, чтобы воплотить свои идеи в жизнь: как индивидуальной помощи, так и общения с другими женщинами. СППМ обеспечивает такую поддержку путем создания единого информационного пространства, в рамках которого матери могут обмениваться опытом и находить единомышленников.

Союз предоставляет помощь женщинам, которые нуждаются в защите от некачественной информации: все члены Союза проходят процесс аккредитации, что гарантирует их добросовестность и высокое качество работы. В рамках СППМ нет места непрофессионализму, неграмотности и безответственности. Организации, имеющие лицензию Союза, образуют единую сеть, в рамках которой матери могут получать квалифицированную помощь и быть уверенными в высоком качестве предоставляемой им информации.

СППМ оказывает помощь материнским сообществам и организациям, которые хотят привлечь новых членов, сделать общедоступными свои идеи или продукцию. Поскольку Союз является единственной в России официально зарегистрированной организацией в сфере поддержки материнства, членство в нем повышает статус организации и увеличивает доверие к ней со стороны общества.

СППМ поддерживает и тех женщин, которые хотят связать свою профессиональную деятельность с областью материнства. Союз дает возможность освоить новые профессии в том графике и режиме, который учитывает возможности и ограничения матерей: время, место, частота занятий. В частности, женщины могут получать образование на дому. При этом курсы, разрабатываемые в рамках СППМ, дают высочайший уровень знаний. Союз также оказывает помощь на всех этапах разработчикам новых курсов, которые соответствуют тематике материнства.

Таким образом, поддерживая матерей, соответствующие сообщества и организации, СППМ является надежной платформой для укрепления и признания материнства как важнейшего социального института. Необходимость в этом обусловлена тем, что время бросает вызовы стереотипам о роли матери, которые складывались в нашей стране на протяжении долгого времени. Мир материнства многообразен, и женщинам необходима свобода, информированность и поддержка, чтобы чувствовать себя в нем уверенно.

Заявил во вторник о ряде поистине революционных инициатив, которые позволят улучшить демографическую ситуацию в России. Во-первых, программа материнского капитала, срок которой должен был истечь в конце 2018 года, будет продлена до конца 2021 года. Однако, программа материнского капитала теперь будет адресной, и направляться она будет прежде всего тем семьям, доходы которых не превышают более, чем в 1,5 раза величину прожиточного минимума.

Во-вторых, что не менее важно, с 1 января 2018 года в России будет введена программа ежемесячных выплат из госбюджета на рождение первенца. Данная программа будет действовать, пока ребенку не исполнится полтора года. Размер данного пособия будет зависеть от величины прожиточного минимума в данном регионе, а в 2018 году размер такого пособия в среднем по России составит 10 523 рубля. При этом выплаты будут адресными и распространятся только на 60 субъектов Федерации, в которых в среднестатистической семье рождается не более одного или двух детей.

В-третьих, семьи, в которых после 1 января 2018 года родится второй или третий ребенок, смогут получить льготный ипотечный кредит, где государство профинансирует выплаты процентов по ипотеке свыше 6% годовых.

Целью такой программы является забота о будущем страны, причем не только о благосостоянии семей с детьми, но и в целом о демографической ситуации. На Западе в качестве одной из наиболее слабых сторон российской экономики называют сокращение численности населения. На 1 октября 2017 года по данным Росстата численность населения в России составляла 146,9 млн человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года всего на 0,03%. А в 2016 году прирост населения составил всего 0,2% к 2015 году. При этом в России ежегодно умирает гораздо больше людей, чем рождается. Согласно разным сценариям демографического прогноза, подготовленного Росстатом, к 2035 году в случае реализации «умеренного» сценария население России составит всего 147 млн человек, то есть практически не изменится по сравнению с 2017 годом. А в случае пессимистичного прогноза будет наблюдаться убыль населения, и к 2035 году численность населения по отношению к 2017 году упадет почти на 6%. Впрочем, есть и оптимистичный прогноз, предполагающий, что государственные программы, поощряющие рождаемость, будут по-прежнему работать. В этом случае в 2035 году население вырастет на 4,5% по сравнению с 2017 годом и превысит 153 млн человек.

В краткосрочном периоде данные программы будут способствовать росту бюджетных расходов и дефициту, который заложен в бюджете на три ближайших года. Однако долгосрочная цель является той самой целью, которая оправдывает средства, в том числе расходы средств из бюджета: при слабой демографии Россия не может быть сильной страной. В краткосрочном аспекте предложенные президентом меры позволят оживить потребительский спрос и розничные продажи, так как у малоимущих семей будет больше денег на покупку, к сожалению, весьма недешевых товаров для детей.

Льготная ипотека, соответственно, может стимулировать дальнейший рост в строительстве и, соответственно, поддерживать экономический рост в стране в целом. Конечно, у предложенных мер есть и свои ограничения: они не могут сразу решить все проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми, особенно в небольших городах и селах. Имеет большое значение доступность медицинского обслуживания для детей и социальная инфраструктура. В любом случае ясно, что политика государства в области защиты материнства и детства должна быть нацелена не только на раздачу денег из бюджета, но и на другие меры, направленные на повышение благосостояния небогатых семей с детьми.

1. Материнство, детство, семья, отцовство (о нем говорится в ст. 7 и п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции) - социальные ценности общественной жизни. Они представляют собой взаимосвязанную систему факторов, характеризующих состояние общества, смену и преемственность поколений. Защита материнства, детства, семьи, отцовства имеет комплексный характер, осуществляется разнообразными мерами государства, субъектов Федерации, муниципальных образований, путем действия многих норм различных отраслей права (административного, трудового, гражданского и т.д.). Защита семьи, материнства, детства, отцовства осуществляется также мерами общественного воздействия, деятельностью различных общественных объединений, системой нравственных отношений, сложившихся в обществе. Забота о семье, материнстве, детстве означают создание обществом и государством социально-экономических, политических, идеологических и нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав. Защита семьи, материнства, детства предусматривается международными актами (Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. и др.).

Вопросы семьи, ее развития актуальны для России. Почти половина семей не имеет детей, а в большинстве - только одного ребенка*(472). Кроме того, в детских домах, не имея семьи, находятся 170 тыс. ребят, а 3 млн бездомных и безнадзорных детей находят себе пристанище на улицах*(473). Поэтому фактически в каждой из четырех приоритетных национальных программ - "Здоровье", "Образование", "Достойное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса"*(474) - содержатся положения, относящиеся к охране и развитию семьи, материнства, детства.

В России "защита семьи, материнства, отцовства и детства" находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции). Конкретное распределение прав и обязанностей по этим вопросам между Федерацией и ее субъектами содержится в различных законах - Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законе об образовании, Федеральном законе от 24.06.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" - в ред. от 30.06.2007 (в связи с ратификацией Россией в 2009 г. Конвенции ООН о правах ребенка в данный Закон внесены изменения о мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию детей*(475); СК и др. Федеральное законодательство регламентирует также основные принципы и важнейшие положения, относящиеся к семье, материнству, отцовству, детству. Некоторые из этих положений реализуются посредством законов субъектов РФ с учетом местных условий (например, о брачном возрасте). Субъекты РФ могут также самостоятельно регулировать своими законами отдельные вопросы, но такие законы не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается возможностями: получить бесплатные консультации в специализированных учреждениях по вопросам планирования семьи; пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства; произвести искусственное прерывание беременности в специализированных учреждениях; провести добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (а также независимо от этого - по медицинским показаниям); произвести искусственное оплодотворение или имплементацию эмбриона; пользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью; получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком (от 70 до 110 дней в зависимости от числа родившихся детей). В России существует сеть бесплатных женских консультаций, есть учреждения для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, несовершеннолетних матерей, принимаются специальные меры по их психологической и правовой поддержке, социальному устройству. Для поддержки таких учреждений, выполняющих государственный или муниципальный заказ в связи с беременностью, родами, уходом женщин за ребенком до одного года, приказами Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 33 и от 19.01.2007 N 35 установлены новые условия государственных выплат учреждениям этого рода.

Поддержка материнства имеет в России особое значение, поскольку смертность превышает рождаемость (ежегодно население страны уменьшается приблизительно на 700 тыс. человек, а плотность населения втрое меньше общемировой)*(476). Работающие и неработающие женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в связи с постановкой на учет получают 375 руб. (с 1 января 2009 г.). При уходе в отпуск по беременности и родам ("декретный отпуск") социальное пособие женщине выплачивалось с 2007 г. в предельном размере 16 125 руб. (раньше - меньше). Конституционный Суд РФ Постановлением от 22.03.2007 N 4-П*(477) признал такие ограничения неконституционными. Суд указал, что этим несоразмерно ограничивается размер пособия для работающих застрахованных женщин, чей средний заработок превышает установленную норму, и постановил, что в течение шести месяцев парламент должен привести законодательство в соответствие с данным Постановлением, что и было сделано. Новый предельный размер пособия по беременности и родам был установлен в размере 100% среднего заработка, но не выше 23 400 руб. в месяц (в среднем с 30 недель беременности), с 1 января 2009 г. эта сумма повышена до 25 390 руб.*(478)

Новые меры поддержки материнства установлены Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ*(479), который внес существенные изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", и Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"*(480). Все выплаты, установленные этими законами, индексируются, в связи с чем суммы периодически возрастают. Первый из названных законов в несколько раз увеличил размеры государственных выплат матерям и некоторым другим лицам при рождении детей, второй ввел так называемый "материнский (семейный) капитал". Ранее ежемесячное пособие по уходу за ребенком было сравнительно небольшим и назначалось только матерям. Теперь оно выросло в десять с половиной раз, его могут получать также другие лица (отцы, опекуны, не работающие и не подлежащие обязательному социальному страхованию). С 2007 г. размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет увеличен в несколько раз (40% от заработной платы, но с 1 января 2009 г. не менее 1873 руб., по уходу за вторым и последующими детьми - 3746 руб. (верхний предел, зависящий от заработной платы работающих женщин, составляет теперь 7492 руб.). Прогнозируется, что в 2020 г. пособие по уходу за ребенком составит 13 833 руб. (максимум). При рождении ребенка (любого по очередности) работающие женщины получают единовременное пособие с 1 января 2009 г. 9990 руб. (неработающие не получают). При рождении первого ребенка работающие женщины получают ежемесячное пособие 40% от среднего заработка, но не менее 1873 руб. и не более 7492 руб. (ранее - 700 руб.), при рождении второго и последующих детей - те же 40%, но не менее 3746 руб. и не более 7492 руб. Неработающие женщины при рождении первого ребенка получают такое пособие в размере 1500 руб. При рождении второго и последующих детей - 3000 руб. (ранее никакого пособия не получали). Государственные или муниципальные медицинские учреждения в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 33 при рождении ребенка выдают женщине родовой сертификат, по которому она получает деньги.

Материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в Пенсионный фонд РФ для дополнительных мер государственной поддержки. Он составляет 250 тыс. руб. и выдается в форме сертификата на получение этих средств гражданину РФ: 1) женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка; 2) женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не получили такую поддержку; 3) мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, если ранее они не воспользовались такой поддержкой и если решение суда об усыновлении вступило в силу, начиная с 1 января 2007 г. Сертификат на получение материнского капитала выдается один раз в жизни, независимо от количества рожденных или усыновленных детей. Сначала было установлено, что материнский капитал нельзя расходовать в течение первых трех лет после получения, а затем можно использовать только в определенных целях (образование ребенка, приобретение жилья и др.). Однако в условиях мирового финансового кризиса, сильно отразившегося и на России, Правительство РФ приняло постановления, разрешившие использовать материнский капитал ранее установленных сроков на приобретение жилья и некоторые другие цели, а также использовать проценты в размере инфляционных выплат (12%) на текущие нужды. Размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом инфляции. Первоначальная сумма в 250 тыс. руб. в 2008 г. составляла уже 276 550 руб. а в 2009 г. она возрастет до 313 тыс. руб.*(481) При достижении ребенком совершеннолетия сертификат передается ему. Эти данные характеризуют конституционные нормы в действии. С 2009 г. использовать материнский капитал на погашение жилищных кредитов можно, если договор с банком заключал муж, а материнский сертификат выписан на жену, правда, необходимо представить множество документов (приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26.12.2008 N 779-н.*(482)

Правительство РФ постановлением от 30.12.2006 N 873 утвердило Правила о порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Право на такую меру государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство РФ: у женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г.; у женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего детей, начиная с 1 января 2007 г., если она ранее не воспользовалась этим правом; у мужчины, являющегося единственным усыновителем второго, третьего или последующих детей, если ранее он не воспользовался этим правом и если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиняя с 1 января 2007 г. Оговорка, начинающаяся словами "если" означает, что женщина или мужчина могут получить материнский капитал лишь один раз, независимо от количества последующих рождений (усыновлений) после 1 января 2007 г. Дети, рожденные до этого времени (хотя бы 31 декабря 2006 г.), а также дети, в отношении которых родители были лишены родительских прав или усыновление отменено, не учитываются. Лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, подают заявление с приложением необходимых документов в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. В настоящее время сертификаты на материнский капитал получили 880 тыс. женщин*(483).

В дополнение к федеральным пособиям субъекты РФ, если они имеют средства, устанавливают меры дополнительной социальной помощи. Так, в Москве при усыновлении первого ребенка в дополнение к федеральным 8000 руб. выплачивается пятикратная величина прожиточного минимума (по Москве), при усыновлении второго - семикратная, третьего и последующих - 10-кратная, а при рождении одновременно трех и более детей родителям выплачивается единовременное пособие 20 тыс. руб., с 2009 г. при рождении первого ребенка выдается 5500 руб., каждого последующего - 6700 руб., а если родится тройня, семья получит 50 тыс. руб. В Московской области с 1 января 2009 г. при усыновлении двух детей выплачивается единовременное пособие в размере 30 тыс. руб., трех и более - 100-150 тыс. руб. Есть и другие городские пособия: для одиноких матерей, для детей военнослужащих по призыву, студенческим семьям и т.д.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому праву. В ТК содержится специальная гл. 41 "Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями". Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. 253), запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом или перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нагрузки (перечни таких работ утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). По заявлению беременных женщин в соответствии с медицинским заключением им снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо такие женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Если беременная женщина проходит обязательное диспансерное обследование в медицинских учреждениях, за ней сохраняется средний заработок по месту работы. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением прежнего заработка до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254). Женщинам по их заявлению и в связи с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении трех и более детей - 110) календарных дней с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. При рождении ребенка независимо от очередности ребенка выплачивается единовременное пособие 8000 руб. Такое же пособие выплачивается при усыновлении, передаче ребенка в семью. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256). В этот период женщине выплачивается пособие по государственному социальному страхованию.

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже, чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый (не менее часа каждый, если детей в возрасте до полутора лет двое и более). Запрещаются направление беременных женщин в служебные командировки, привлечение их к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни. Аналогичные меры в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. Это относится также к работницам, имеющим детей-инвалидов, а также осуществляющим уход за больными (ст. 259). Очередной отпуск предоставляется женщине по ее желанию перед отпуском по беременности и родам или сразу после него. Расторжение трудового договора с беременной женщиной по инициативе работодателя не допускается (за исключением случаев ликвидации организации). Это относится также к женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, одиноким матерям, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет (есть некоторые исключения, предусмотренные в ТК). Возможны дополнительные отпуска без сохранения заработной платы для матерей, осуществляющих уход за детьми до достижения ими 14 лет. Есть и другие гарантии. Уголовный кодекс предусматривает уголовное наказание за отказ в приеме на работу женщины по мотивам беременности или в связи с послеродовым периодом (ст. 143).

Об отцовстве в законодательстве говорится меньше. Семейный кодекс устанавливает, что отцовство, как семья и материнство, находится под защитой государства (ч. 1 ст. 1). Отец может полностью или частично воспользоваться отпуском при рождении или усыновлении ребенка, если отпуском не воспользовалась мать (ст. 257 ТК). Отец, один усыновивший ребенка, может использовать отпуск с выплатой ему пособия со дня усыновления (70 дней после рождения ребенка), а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их усыновления. Существуют ограничения для направления в командировку, привлечения к сверхурочным работам, в ночное время, в выходные дни отцов, имеющих детей-инвалидов, осуществляющих уход за больными членами семьи. Отцу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (если этим правом не воспользовалась мать).

Законодательное регулирование семьи, семейных отношений относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Основные положения устанавливает Федерация (действует СК), некоторые вопросы регулируют субъекты РФ (например, по вопросам оплаты и льгот приемным родителям при создании приемной семьи законы приняты в 23 субъектах РФ). Чаще всего семья создается в результате добровольного вступления в брак мужчины и женщины в их личном присутствии. Наряду с браком семья может быть создана другим путем: усыновления (удочерения) детей; при рождении ребенка вне брака; заключении договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Семейный кодекс устанавливает, что признается брак, заключенный только в органах ЗАГС (ч. 2 ст. 1). Венчание в церкви юридических последствий не влечет. В России ежегодно усыновляется 13-15 тыс. детей, около половины - иностранцами. В приемной семье ребенок живет с новыми родителями, но не имеет статуса усыновленного, таких детей ежегодно около 5 тыс. Под опеку передается в год около 84-85 тыс. детей*(484). Семейные отношения согласно СК должны строиться на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Произвольное вмешательство в дела семьи недопустимо, члены семьи вправе беспрепятственно осуществлять свои права, пользуясь, если это необходимо, судебной защитой своих прав. Защита семейных прав осуществляется также другими государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

Брачный возраст устанавливается в 18 лет. Органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак с 16 лет, а при особых условиях законами субъектов РФ может быть разрешено вступление в брак и до 16 лет - с 14 лет. Брак не может быть заключен лицами, уже состоящими в браке, близкими родственниками, усыновителями и усыновленными (это относится и к удочерению), недееспособными по причине психических расстройств. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, добровольно, но если лицо скрыло от другого лица наличие венерической болезни, ВИЧ-инфекции и др., суд по заявлению стороны может признать брак недействительным.

Брак может быть расторгнут по желанию хотя бы одного из супругов, но муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о разводе во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Расторжение брака при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в случае, если один из супругов признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет, производится в органах ЗАГС. В иных случаях расторжение брака осуществляется судом. Брак может быть признан судом недействительным, если нарушены условия для вступления в брак, а также в случае заключения фиктивного брака, когда супруги или один из них не имели намерения создать семью.

Супруги в семье равноправны. Семейный кодекс устанавливает их личные права и обязанности по отношению к детям (заботу, воспитание, выбор фамилии и т.д.), а также имущественные права супругов (в отношении совместной собственности, собственности каждого из супругов, договорного режима имущества на основании брачного договора и при его расторжении, ответственность супругов по обязательствам и др.). Семейный кодекс определяет права и обязанности детей в семье, порядок установления материнства и отцовства (в том числе в судебном процессе). При установлении отцовства в судебном порядке дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям, как и дети, родившиеся в браке. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. При отказе от такой поддержки право требовать выплаты алиментов в судебном порядке имеют: нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет, и др. Размер алиментов определяется судом в денежной форме, они выплачиваются ежемесячно. Другие члены семьи также обязаны материально поддерживать друг друга. Это относится к отношениям несовершеннолетних и нетрудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки и внуков, пасынков, падчериц и отчима, мачехи.

Вопросы защиты детства регулируются названными выше законами (о здравоохранении, образовании и др.), специальным Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", СК. Согласно этим актам ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, которое вправе выражать свое мнение в семье, имеет имущественные права. В частности, ребенок имеет право на доходы, полученные им, на имущество, полученное в дар или в порядке наследования, на другое имущество, приобретенное им, но он не имеет права собственности на имущество родителей (вопрос о наследовании - иной вопрос), равно как и родители не имеют права на имущество ребенка. Родители имеют родительские права в отношении детей и могут быть судом лишены родительских прав или ограничены в них (в том числе за отсутствие заботы о них, жестокое обращение с детьми, за злостное уклонение от уплаты алиментов, если родители больны хроническим алкоголизмом или наркоманией и др.). Они обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если родители не предоставляют содержания несовершеннолетним детям, алименты могут быть взысканы в судебном порядке: на одного ребенка ежемесячно одна четверть, двух - треть, трех и более детей - половина заработка и (или) иного дохода родителей. Право на алименты имеют также нетрудоспособные совершеннолетние дети (при отсутствии соглашения родителей ежемесячный размер устанавливается судом).

2. Одна из главных задач родителей - забота о детях, их воспитание. Пункт 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. гласит, что интересы ребенка являются предметом основной заботы родителей. Проявление такой заботы диктуется не только нравственными, но и правовыми нормами. Часть 4 ст. 43 Конституции устанавливает, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Глава 11 СК говорит о праве детей: жить и воспитываться в семье; знать своих родителей; проживать совместно с ними, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка; на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, другими родственниками (ст. 54). Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них (в случае конфликтов родителей или препятствий это право может быть обеспечено решением суда).

Дети (подростки с 14 лет) могут допускаться к определенным видам труда (в сельском хозяйстве, в больницах, по уборке улиц), но для них запрещены работы в ночное время, тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда. Они вправе распоряжаться своим заработком. Забота родителей относится прежде всего к несовершеннолетним детям. Что же касается детей, достигших совершеннолетия, то родители обязаны содержать тех, кто нетрудоспособен и нуждается в помощи (ст. 85 СК).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, неисполнении родителями обязанностей по воспитанию, защите, образованию, при злоупотреблении родительскими правами (в том числе одним из родителей) ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства (такие органы действуют в системе местного самоуправления), а по достижении 14 лет - в суд (ст. 56 СК). Права ребенка защищает также прокуратура. При утрате родителей или лишении их родительских прав права и интересы ребенка непосредственно обеспечиваются органами опеки и попечительства.

Забота о детях, их воспитание - право и обязанность обоих родителей, которые имеют равные права и несут равные обязанности. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами и органами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются матерью и отцом совместно, исходя из интересов детей. Мнение детей должно быть учтено. Разногласия между родителями разрешаются органами опеки и попечительства или судом.

Родители, осуществляющие свои права в ущерб правам и интересам детей, злоупотребляющие своими правами, могут быть по суду в них ограничены или полностью лишены родительских прав. Они могут быть привлечены к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям, если это соединено с жестоким обращением (ст. 156 УК).

В 2007 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу "Дети России" на 2007-2010 гг. В нее входит несколько подпрограмм: "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья" и пр. На осуществление Программы из государственного бюджета выделено 50 млрд руб.*(485)

3. На определенной стадии развития родственных отношений на смену заботе родителей о своих детях приходит забота достигших совершеннолетия трудоспособных детей о своих родителях. Такая забота имеет характер моральной поддержки, внимания к проблемам и интересам родителей, но она может приобрести и обязывающий правовой характер материального обеспечения, если родители нетрудоспособны и нуждаются в помощи (ст. 87 СК). Для этого, однако, необходимо, чтобы дети были трудоспособны, способны оказать помощь. При отсутствии помощи и при наличии исключительных обстоятельств (увечья родителя, тяжелой болезни, необходимости постоянного ухода и т.д.) совершеннолетние дети могут быть обязаны судом нести дополнительные расходы в связи с названными обстоятельствами. Однако дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей и от участия в дополнительных расходах, если судом будет установлено, что родители уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей (п. 5 ст. 87, п. 2 ст. 88 СК).



Просмотров