Особенности административной юрисдикции обществознание. Административная юрисдикция. Договорной режим имущества
Административное право является одной из отраслей российского права. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере деятельности исполнительной ветви власти. Исполнительная власть реализует функцию государственного управления. Комплекс общественных отношений, которые регулирует административное право, достаточно разнообразен. Однако все они складываются в связи с реализаций функций государственного управления. Эти отношения, урегулированные нормами административного права, приобретают характер административно-правовых отношений, которые и составляют предмет административного права. Уяснить содержание административно-правовых отношений помогает их классификация. В зависимости от участников данного рода отношений можно выделить следующие отношения:
- между соподчиненными органами исполнительной власти, например, между Правительством РФ и каким-либо министерством РФ;
- между несоподчиненными органами исполнительной власти, например между двумя министерствами;
- между органами исполнительной власти и находящимися в их организационной подчиненности государственными предприятиями, учреждениями, организациями, например Министерством образования и науки РФ и государственным образовательным учреждением;
- между органами исполнительной власти и не находящимися в их организационной подчиненности государственными предприятиями, учреждениями, организациями, например, по вопросам контроля и надзора;
- органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
- органами исполнительной власти и коммерческими структурами, например, по вопросам лицензирования;
- органами исполнительной власти и общественными объединениями и религиозными организациями, например, по вопросам регистрации;
- органами исполнительной власти и гражданами.
В административно-правовых отношениях всегда участвует в качестве одной из сторон орган исполнительной власти (или его представитель). Без такого участника данные правоотношения не возникают. В качестве субъектов административного права выступают: органы исполнительной власти, государственные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, граждане. Перечень субъектов достаточно разнообразен. Вместе с тем всех их объединяет то, что они наделены административной правоспособностью, т. е. способностью обладать правами « нести обязанности административно-правового характер… Так, например, у граждан она возникает с момента рождения, а у органа исполнительной власти - с момента его образования. Однако, для того чтобы субъекты административного права могли вступать в административно-правовые отношения, они должны обладать административной дееспособностью. Под административной дееспособностью понимается способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. У гражданина в полном объеме она возникает с 18 лет, а частичная - с шестнадцатилетнего возраста, когда его можно привлекать к административной ответственности. Что касается органа исполнительной власти, то у него моменты возникновения административной правоспособности и административной дееспособности совпадают.
Административно-правовой статус гражданина
Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность его прав, свобод, обязанностей и гарантий осуществления прав, которые закреплены нормами административного права. Государство, признавая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус. Административно-правовое положение гражданина характеризуется объемом и характером его административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.
Как мы уже отмечали, под административной правоспособностью гражданина понимается способность обладать правами и нести обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, за совершенное административное правонарушение в сфере дорожного движения гражданин может быть лишен на определенное время права управления транспортным средством.
Административная дееспособность - это способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частичное появление дееспособности в административном праве возможно с более раннего возраста. Так, дети школьного возраста могут сами обращаться к врачу; с 16 лет, когда наступает административная деликтоспособность — способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. и гражданин в случае совершения административного правонарушения может быть привлечен к административной ответственности за свои действия. Права граждан как элементы административно-правового статуса:
- В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что организатор подает письменное уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Лица, нарушившие порядок организации и проведения публичного мероприятия, а также участия в нем при отсутствии признаков преступления, несут административную ответственность.
- Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства . В части 2 статьи 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан РФ свободно возвращаться на ее территорию. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка. Федеральный закон исчерпывающе определяет основания возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации, если он: 1) осведомлен в сведениях, составляющих государственную тайну; 2) призван на военную службу или направлен на альтернативную службу; 3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления; 4) сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные сведения; 5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом. В законе определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны применяться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и т. д. Выезд гражданина за пределы России с целью постоянного проживания или временного пребывания не влечет для гражданина и для членов его семьи каких-либо ограничений политических, гражданских, трудовых, жилищных и иных прав.
- Право граждан на объединение закреплено в статье 30 Конституции РФ. Это право может подвергаться определенным ограничениям, которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Законодатель устанавливает определенные возрастные ограничения для членов и участников различных общественных объединений (так, для молодежных общественных объединений - 14 лет, для детских общественных объединений - 10 лет). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Если же общественное объединение зарегистрировано, то оно включается в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Закон устанавливает перечень документов, которые необходимо представить для регистрации. Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
В сфере исполнительной власти реализация гражданами своих прав предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими и могут быть как правомерными, так и неправомерными. Правомерные действия связаны не только с реализацией гражданами прав, но и выполнением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус.
Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Важной юридической гарантией защиты прав граждан является возможность обращаться с жалобой в различные инстанции . Гражданин может обратиться за защитой в суд, если государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения или должностные лица своими действиями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина; создали препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно возложили на гражданина какую-либо обязанность или незаконно привлекли к какой-либо ответственности. Заявление (жалоба) на действия (решения), нарушающие права и свободы гражданина, подается либо непосредственно в суд, либо в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, т. е. предусматривается возможность выбора гражданином первоначального пути обжалования.
Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или интересов других лиц. Путем подачи жалобы гражданин реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав. В действующем законодательстве закреплено право граждан на обращение в письменной и устной форме. Жалоба подается в инстанции, вышестоящие по отношению к той, чьи действия обжалуются. В том случае, если гражданин выбрал неправильный адресат жалобы, его обращение пересылается в течение 7 дней в орган, полномочный ее разрешить. Жалоба рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации. В случае необходимости срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего обращение.
Административные правонарушения
Разновидностью юридической ответственности является административная ответственность, которая предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административная ответственность проявляется в виде наказаний за противоправные деяния, которые называются административными правонарушениями. Таким образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение .
За совершение административного правонарушения устанавливается административное наказание , которое представляет собой меру ответственности, установленную государством. В КоАП РФ предусмотрены следующие виды административных наказаний :
- Предупреждение представляет собой официальное порицание, вынесенное в письменной форме. Этот вид наказания применяется за незначительные правонарушения (ст. 3.4 КоАП РФ).
- Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Если взять в качестве примера исчисление по МРОТ, то минимальный размер штрафа равен 1/10 МРОТ, максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, равен 25 МРОТ (ст. 3.5 КоАП РФ).
- Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном их изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом комиссионных (ст. 3.6 КоАП РФ).
- Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).
- Лишение специального права , предоставленного физическому лицу, устанавливается за грубое и систематическое нарушение порядка пользования этим правом, например лишение права управления транспортным средством (ст. 3.8 КоАП РФ).
- Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток (ст. 3.9 КоАП РФ).
- Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства представляет собой принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).
- Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (ст. 3.11 КоАП РФ).
- Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).
Все перечисленные виды наказаний являются основными. Только три из них могут выступать еще в качестве дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Существует правило, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. При назначении наказаний учитываются обстоятельства, как смягчающие вину, так и обстоятельства, отягчающие вину. Перечень обстоятельств, смягчающих вину, не является исчерпывающим. В ходе рассмотрения дела в качестве смягчающих вину обстоятельств могут быть признаны и другие. Наряду с этим перечень обстоятельств, отягчающих вину, является исчерпывающим, т. е. никакие другие обстоятельства, кроме указанных в соответствующей статье (4.3) Кодекса, не признаются отягчающими вину. Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство, также участниками могут быть потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.
Договорной режим имущества
Общие положения закона, определяющие имущественные отношения супругов, могут быть изменены ими путем заключения брачного договора. Брачный договор составляется в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Этот договор определяет только имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае расторжения брака. Он может быть заключен как в период брака, так и до его регистрации и по взаимному соглашению сторон может быть изменен или расторгнут. По требованию одного из супругов брачный договор может быть изменен или расторгнут только в судебном порядке. Расторжение брачного договора не ведет к расторжению брака, но расторжение брака ведет к автоматическому прекращению брачного договора (за исключением тех случаев, когда в тексте брачного договора предусмотрены обстоятельства, действующие в течение определенного периода после прекращения брака).
Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.
Основными источниками административного права являются:
1) Конституция РФ,
2) Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором определена ответственность за административные проступки. Этот кодекс содержит нормы и материального, и процессуального права (как если бы УК и УПК были бы объединены).
3) законы РФ (например, закон РФ «О милиции»),
Особенности административно-правовых отношений:
1) непременное участие в них какого-либо органа государственной власти;
2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по отношению к другой).
В КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений:
1) посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);
2) посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);
3) в области охраны собственности (пользование недрами без разрешения, самовольное занятие участка леса, уничтожение или повреждение чужого имущества и т. д.);
4) в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);
5) на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, бесплатный проезд и т. д.);
6) в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);
7) в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);
8) в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);
9) посягающие на институты государственной власти (незаконные действия по отношению к государственным символам РФ и т. д.);
10) против порядка управления (самоуправство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции и т. д.);
11) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство, демонстрирование фашистской атрибутики или символики, нарушение требований пожарной безопасности, стрельба из оружия в неотведенных для этого местах и т. д.);
12) в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.).
Административная юрисдикция - производстве по административным правонарушениям (от лат. iurisdictio - судить - полномочия юридически оценивать факты, назначать наказания).
Кто может рассматривать дела об административных правонарушениях?
1) Это прежде всего суды, рассматривающие наиболее важные дела и являющиеся последними инстанциями при обжаловании постановлений других органов о наложении административных наказаний.
2) Затем - районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии.
3) Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД, в частности начальники (заместители) отделов милиции, ГИБДД и др.
4) Дела о правонарушениях в различных областях общественной жизнедеятельности (на транспорте, в строительстве, рыболовстве, пожарной безопасности и т. п.) поручено рассматривать органам (должностным лицам), осуществляющим государственное управление, надзор в этих областях.
К ним относятся: налоговые, пожарные, санитарные и другие инспекции, органы рыбоохраны, органы ведомств, управляющих водным, воздушным и иным транспортом.
Субъектами административной ответственности могут быть:
1) граждане (с 16 лет);
2) должностные лица (руководители организаций и т. п.);
3) юридические лица.
При этом в Кодексе установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил. Например, за самовольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ.
Виды административных наказаний:
Административные наказания, которые могут применяться к нарушителям, также перечислены в КоАПе.
1) предупреждение (напр. за нарушение правил дорожного движения. Как взыскание рассматривается, если выражено в письменной форме)
2) административный штраф;
3) возмездное (т. е. с возмещением его стоимости) изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
!!! Кроме предупреждения и штрафов, все другие наказания назначаются только судом.
Меры обеспечения производства
1) доставление, например, пьяного скандалиста в отделение.)
2) административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы. Оно допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48. По просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо законных представителей обязательно.
3) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов. Эти действия производятся при участии понятых. Причем личный досмотр осуществляется лицами того же пола.
4) изъятие вещей и документов
5) медицинское освидетельствование, например на состояние опьянения.
6) а рест товаров, транспортных средств и др.
7) отстранение от управления транспортным средством
8) Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
9) привод
!!! О применении каждой указанной меры обязательно составляется протокол. Заведомо незаконное задержание или арест являются преступлениями
Участники производствапо делам об административных правонарушениях
1) органы, которые рассматривают дело
2) нарушитель (Надо понимать, что термин «нарушитель» применяется условно, ибо лицо еще только обвиняется в нарушении.) Ему предоставляются права, аналогичные правам обвиняемого по УПК, - знакомиться с делом, приглашать адвоката, заявлять ходатайства. Он должен быть обязательно оповещен о месте и времени разбирательства.
3) потерпевший, которому действиями нарушителя причинен вред.
4) привлекаются также свидетели, эксперты, понятые, переводчики.
12. Особенности административной юрисдикции . Богбаз11, §27, 310 – 314.
12.1. Что такое административная юрисдикция ?
12.1.1. Административное право.
12.1.2. Источник административного права.
12.1.3. Административная юрисдикция.
12.2. Административное правонарушение.
12.2.1. Что такое административное правонарушение?
12.2.2. Признаки административного правонарушения.
12.2.3. Субъекты административного правонарушения.
12.2.4. Органы и должностные лица, правомочные рассматривать административные правонарушения .
12.3. Административная ответственность.
12.3.1. Что такое административная ответственность ?
12.3.2. Особенности административной ответственности .
12.3.3. Виды административных наказаний.
12.4. Административное производство.
12.4.1. Меры обеспечения административного производства.
12.4.2. Участники административного производства.
12.4.3. Стадии административного производства .
12.1 . Что такое административная юрисдикция ?
12.1.1. Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий.
Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.
12.1.2. Источник административного права .
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП ), принятый в 2001 г. Этот кодекс содержит нормы и материального, и процессуального права.
12.1.3. Юрисдикция – это сфера права, на которую распространяются полномочия данного государственного органа.
Административная юрисдикция – 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда); 2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).
12.2 . Административное правонарушение .
12.2.1. Административное правонарушение (проступок) – это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
12.2.2. Признаки административного правонарушения :
1) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;
2) противоправность – административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;
3) административная наказуемость – совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;
4) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).
12.2.3. Субъекты административного правонарушения :
1) граждане (с 16 лет);
2) должностные лица (руководители организаций и т.д.);
3) юридические лица.
Установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил (за самовольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан – от 5 до 10 МРОТ, для должностных лиц – от 100 до 200 МРОТ).
12.2.4. Органы и должностные лица, правомочные рассматривать административные правонарушения .
1) районные (городские) суды, мировые судьи;
2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) органы МВД (милиция);
4) налоговые органы, органы налоговой полиции;
5) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;
6) органы и войска пограничной службы;
7) военные комиссары;
8) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).
Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению.
Один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).
12.3 . Административная ответственность .
12.3.1. Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Особенности административной ответственности :
1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;
2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;
3) выражается в применении административных взысканий;
4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти;
5) особый порядок привлечения к административной ответственности, который отличается простотой и оперативностью;
6) меньшая суровость административных взысканий, чем уголовных наказаний.
12.3.2. Виды административных наказаний :
1) предупреждение (выносится в письменной форме);
2) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной:
- минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц), 1000 МРОТ (для юридических лиц);
- стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета);
- сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета с последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;
4) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся.
При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы у лиц, для которых охота является основным источником существования;
5) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);
6) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы;
7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);
8) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.
!!! Все наказания, кроме предупреждения и штрафов, назначаются только судом.
12.4 . Административное производство .
12.4.1. Меры обеспечения административного производства .
1) Доставление.
2) Административное задержание (кратковременное ограничение свободы).
Допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест, и др.).
3) Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов.
Эти действия производятся при участии понятых. Личный досмотр осуществляется лицами того же пола.
4) Арест товаров, транспортных средств.
О применении каждой указанной меры составляется протокол.
12.4.2. Участники административного производства .
1) Орган, рассматривающий дело.
2) Нарушитель.
Права обвиняемого : знакомство с делом, приглашение адвоката, заявление ходатайства.
3) Потерпевший, которому действиями нарушителя причинён вред.
4) Свидетели, эксперты, понятые.
Прокурор участвует лишь в особо сложных или значимых делах.
12.4.3. Стадии административного производства .
1) Возбуждение дела .
Поводом к возбуждению дела может быть непосредственное обнаружение проступка. Поводом является и получение заявления или сообщения.
При обнаружении дела должен быть составлен протокол, что и является возбуждением дела.
Протокол подписывается составившим его и лицом, в отношении которого возбуждено дело. Протокол не составляется при малозначительных нарушениях.
2) Подготовка к разбирательству (рассмотрению дела) .
3) Разбирательство (рассмотрение) дела .
4) Вынесение и оглашение решения (постановления) .
Постановление может быть двух видов: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу.
Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд.
5) Исполнение решения .
Постановление, вступившее в законную силу, обязательно для всех граждан и должностных лиц и подлежит принудительному исполнению.
Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г.
Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий. Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.
Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность.
Административное правонарушение (проступок) - это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
а) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;
б) противоправность - административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;
в) административная наказуемость - совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;
г) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).
Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет.
Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Особенности административной ответственности:
1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;
2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;
3) выражается в применении административных взысканий;
4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти.
Мерой административной ответственности является административное наказание. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказании.
а) предупреждение (выносится в письменной форме);
б) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной:
Минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц)» 1000 МРОТ(для юридических лиц);
Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета);
сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);
в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;
г) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся. При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы У лиц, для которых охота является основным источником существования;
д) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);
е) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы;
ж) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);
з) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Возмездное изъятие и конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний, остальные меры административной ответственности отнесены административным законодательствам к основным наказаниям.
Общие правила наложения административных наказаний:
1. Административные наказания должны налагаться с соблюдением законодательства в пределах, установленных нормативными актами, и лишь к лицу, совершившему правонарушение. Необходимо учитывать характер проступка, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
2. Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка.
3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.
Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся:
а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи;
б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
в) органы внутренних дел (милиция);
г) органы и учреждения уголовно?исполнительной системы;
д) налоговые органы, органы налоговой полиции;
е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета;
ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;
з) органы и войска пограничной службы;
и) органы и должностные лица, осуществляющие административно?надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры);
к) военные комиссары;
л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).
Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации. Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).
Для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные органы и должностные лица могут осуществлять административное задержание, личный досмотр, а также досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, привод физических лиц.
Все эти меры могут быть впоследствии обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру, суд.
Большая часть производств, составляющих структуру административного процесса, направлена на урегулирование правоотношений положительного характера, которые возникают в ходе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Тем не менее нарушения требований правовых норм нуждаются в соответствующем реагировании со стороны государства. Это обстоятельство обусловливает существование особого рода правоохранительной деятельности, содержание которой составляют рассмотрение дел о правонарушении, других правовых споров и принятие по ним соответствующих решений. В процессе такой деятельности решается юридическое дело, осуществляется правовая защита нарушенных или оспариваемых интересов, выносится государственно-властное решение о применении соответствующей правовой санкции, восстановлении нарушенного права. Эта деятельность, которая носит название «юрисдикция», являйся характерной и для административного процесса. Поэтому часть производств в структуре административного процесса следует охарактеризовать как административно-юрисдикционные. К ним относятся: производство по жалобам граждан; дисциплинарное производство; производство по применению мер административного Рсдупреждения и пресечения; производство по делам об админи-стРативных правонарушениях. Административной юрисдикции присущи следующие черты. 1 Наличие правового спора (правонарушения). Рассмотрение и ие юридических дел, обусловленных положительными обсто- 215 Общая часть __________Раздел У. Административно-процессуальное право ятельствами, не охватываются юрисдикционной деятельностью Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, нарушении установленных правовых норм. Относительно административной юрисдикции такого рода споры возникают между сторонами общественных отношений, которые регулируются административно-правовыми нормами, приобретая характер административно-правовых споров. 2. Административно-юрисдикционная деятельность вследствие своей особой социальной остроты требует надлежащего процессуального регулирования. Установление и доказательство событий и фактов, их юридическая оценка осуществляются в рамках особой процессуальной формы, которая является важной, обязательной для юрисдикции. Следует отметить, что административная юрисдикция в значительной мере отличается от других видов юрисдикции. Она является менее детализированной и всеохватывающей процессуальной формой. Административно-процессуальная форма, как и другие виды юрисдикционной деятельности, предусматривает состязательность процедуры решения дела. Это означает, что стороны в споре или виновные в совершении правонарушения не являются пассивными наблюдателями рассмотрения дела юрисдикционным органом. Они наделены достаточно широким арсеналом процессуальных прав, который позволяет им активно защищать свои интересы, представлять доказательства, заявлять ходатайства, оспаривать предъявленные доказательства в совершении административного правонарушения. При этом административно-юрисдикционные органы, их должностные лица обязаны оказывать содействие в осуществлении этих процессуальных прав. 3. Обязательность принятия решения в виде юридического акта - еще один важный признак юрисдикционной деятельности. Будучи способом решения правовых конфликтов, юрисдикция предусматривает необходимость принятия окончательного решения - акта применения норм права к конкретному случаю. Юрисдикционный акт по конкретному административному делу означает по сути решение правового спора. Если же речь идет о правонарушении, в такого рода акте могут быть предусмотрены правовые санкции. Их применение является лишь одним из вариантов решения, которое принимается административно-юрисдикционным органом-Другими вариантами могут быть решение о прекращении производства по делу или применение мер воздействия к несовершеннолетним. 216 Глава Административно-процессуальная деятельность_______ 16 Как известно, производство по административному делу считается законченным, если принятое по нему решение выполнено в полном объеме. С этой точки зрения законодатель предусматривает соответствующую гарантию реальности решений, принятых административно-юрисдикционным органом. В частности, постановление о наложении административного взыскания является обязательным для выполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 298 КоАП). Административно-правовые споры рассматриваются на основе соответствующих нормативно-правовых актов, которые закрепляют порядок рассмотрения жалоб на неправомерные действия или бездеятельность органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы граждан. Что же касается административных деликтов, то процессуальный порядок рассмотрения таких дел закреплен в Особенной части КоАП. Еще одной особенностью административной юрисдикции является разнообразие органов, которые ее осуществляют. Это обусловлено прежде всего возможностью инстанционного обжалования действий и решений органов и должностных лиц, которые нарушают права граждан. Иначе говоря, любой высший по отношению к ним орган должен рассмотреть такое обращение и принять по нему соответствующее решение. С другой стороны, особенности правонарушений, которые совершаются в разных областях управления, обусловливают наличие значительного числа органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать и решать их по существу. В подавляющем большинстве случаев рассмотрение дел об административных правонарушениях возложено законодателем на органы, основной задачей которых наряду с выполнением юрисдикционных является осуществление исполнительно-распорядительных функций в Разных областях государственного управления. Вместе с тем административно-юрисдикционные функции осуществляются и органами, специально созданными для рассмотрения дел об административных правонарушениях, - административными комиссиями ПРИ исполкомах районных, городских, районных в городах советов. Особое место в системе административно-юрисдикционных ор-ганов занимают суды. При этом следует иметь в виду, что административное судопроизводство по делам об административных правона- 217 Общая часть __________Раздел V. Административно-процессуальное право рушениях выступает как разновидность обычного правосудия и его нельзя рассматривать как форму управленческой деятельности, поскольку суд не является органом управления. В противном случае игнорируется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Применяя меры административного взыскания за административные правонарушения, судья осуществляет не исполнительно-распорядительную деятельность, а функции правосудия. Рассмотрение административного деликта протекаете соответствующей процессуальной форме и базируется на закрепленных в законе принципах правосудия. Как правосудие по административным делам следует рассматривать и деятельность суда по решению жалоб граждан на неправомерные действия или бездеятельность органов и должностных лиц, которые нарушили права граждан. Учитывая изложенное, правосудие по административным делам следует рассматривать как институт административной юстиции. Для выяснения соотношения понятий «административная юрисдикция» и «административная юстиция» представляется необходимым четко определить, что все органы, которые рассматривают административно-правовые споры и дела об административных правонарушениях, является административно-юрисдикционными, но только суд, который осуществляет правосудие по административным делам, выступает органом административной юстиции. Итак, понятие административной юрисдикции более широкое, чем понятие административной юстиции. Последнее представляет собой высшую, наиболее развитую форму осуществления административ-но-юрисдикционной деятельности. Административно-юрисдикционная деятельность базируется на определенных принципах, которые позволяют отобразить специфику объединенных в ней черт исполнительно-распорядительной деятельности и правосудия по административным делам. Такими принципами являются: законность, профессионализм, зашита интересов государства и личности, объективная истина, состязательность, официальность, экономичность и др. Таким образом, административная юрисдикция заключается в рассмотрении административно-правовых споров, дел об административных правонарушениях в установленной законом административ~ но-процессуалъной форме специально уполномоченными на то органй" ми (должностными лицами), которые наделены правом рассмотри вать споры и накладывать административные взыскания. 218 Глава Административно-процессуальная деятельность ______ 16