Почему при проведении контртеррористической операции. Контртеррористическая операция и условия её проведения

В соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии терроризму», при возникновении на определенной территории вводится режим КТО (режим контртеррористической операции).

В ходе выполнения предусмотренных действий на означенной местности допускается применение ряда ограничительных мер.

Режим КТО представляет собой специальный который устанавливается с целью пресечения , минимизации его последствий и обеспечения защиты людей на определенной заданной территории.

Об определении КТО в разных странах

Федеральный закон РФ трактует КТО, как комплекс специальных, войсковых, оперативно-боевых и прочих действий, предполагающих использование оружия, боевой техники и спецсредств, проводимый для предотвращения террористических актов, обезврежения террористов и защиты населения.

В законах разных стран:

  • Белоруссии, Украины - «О борьбе с терроризмом»;
  • Казахстана, Таджикистана - «О противодействии терроризму»,-
  • ПМР (Приднестровье), ДНР (Донецкая Народная Республика) - «О противодействии терроризму», - определение КТО несколько различается в формулировках, будучи идентичным по сути.

О вооруженных столкновениях, называемых: КТО

Современная история упоминает о сравнительно недавних вооруженных столкновениях. На территориях, где они произошли, в разное время был введен режим КТО:

  • 1999 - 2009 г. г. - ;
  • 2001 - 2014 г. г. - война в Афганистане;
  • 2008 г. - операция «Гартал» в Азербайджане.

Режим КТО сегодня

Сегодня существует несколько так называемых «горячих точек», в которых применяется режим КТО:

  • 2009 г. - вооруженное столкновение на Северном Кавказе;
  • 2011 г. - конфликт в Темирском районе;
  • начиная с 2014 года - вооруженный конфликт в Украине (на восточных территориях);
  • начиная с 2015 года - операция российских военных в Сирии.

Что предусмотрено введением режима КТО?

В РФ закон предусматривает при введении особого правового режима использование специальных мер:

  • проверку документов у находящихся на означенной территории лиц;
  • ограничение пребывания физических лиц на определенных объектах или территории;
  • принудительную эвакуацию с означенных участков средств транспорта;
  • усиление охраны общественного порядка и особо важных объектов;
  • контроль телефонных разговоров, телекоммуникационной связи;
  • поиск необходимой информации на каналах электронной и почтовой связи;
  • изъятие транспорта, принадлежащего организациям (в срочных случаях - и физическим лицам) для предоставления медицинской помощи, преследования подозреваемых в теракте, если промедление чревато возникновением реальной опасности для чьей-либо жизни или здоровья (данный пункт не касается транспортных средств, которые принадлежат зарубежным и международным организациям, консульствам, дипломатическим представительствам, возмещение связанных в этим расходов устанавливается правительством РФ);
  • временное прекращение производства химических, биологических опасных взрывчатых, радиоактивных веществ;
  • временное прекращение (ограничение) доступа к сетям и средствам связи;
  • временное отселение проживающих на опасной территории лиц, с предоставлением им жилья;
  • необходимые карантинные (санитарные, противоэпидемические, ветеринарные) мероприятия;
  • минимизацию транспортного и пешеходного движения;
  • обеспечение беспрепятственного проникновения компетентных лиц на территории, принадлежащие физическим лицам или организациям;
  • досмотр физических лиц, а также принадлежащих им вещей, на входе (въезде) на территорию КТО, в том числе с использованием необходимых технических средств;
  • введение запрета (ограничения) на торговлю оружием, взрывчатыми и ядовитыми веществами, особого режима продажи лекарств, а также алкогольной продукции.

После прекращения действия режима ограничительные мероприятия отменяются.

Кем вводится режим КТО?

Федеральным законом РФ определено, что режим КТО может быть объявлен на любой территории, без ограничения ее протяженности.

Введение особого правового режима, согласно Закону, принимается решением директора ФСБ или руководителями территориальных органов службы.

Об инциденте на юге Дагестана

По сообщениям РИА "Новости", режим КТО в Дагестане от начала года в марте вводится в третий раз.

На фоне обострившегося вооруженного конфликта, мероприятиями КТО охвачен сейчас весь Дербентский район (юг республики). По сообщениям из оперативного штаба, силовики производят поиск боевиков и их пособников.

В начале года режим КТО действовал в трех районах: Сулейман-Стальском, Хивском, Табасаранском.

Причиной послужили произошедшие вооруженные инциденты: в январе неподалеку от крепости Нарын-Кала на жителей было совершено вооруженное нападение, через некоторое время боевиками был обстрелян наряд полиции, причем нападавшие скрылись, ранив одного полицейского. В начале февраля в Табасаранском районе был похищен сельский учитель. Во время поисковых работ полицейские вступили с похитителями в перестрелку, последним удалось скрыться. Учителя нашли живым, ему было нанесено

На мосту неподалеку от села Джемикент подорвал себя смертник, погибли двое силовиков, ранены около 20 человек.

В перестрелке около деревни Нетюг силовиками были убиты двое боевиков.

Во время действия КТО полицейскими были проведены паспортные проверки, кроме того, силовики обстреляли находящееся за деревней ущелье.

Активизацию конфликта в Южном Дагестане связывают с усилением подавления деятельности общины салафитов (представителей радикального течения в исламе). На юге республики сегодня отмечается большая концентрация салафитов, приехавших из других районов.

Военные столкновения в южных частях республики связывают и с деятельностью ИГ, которая в РФ запрещена судом как

О вооруженных столкновениях в Кабардино-Балкарии

По данным РИА "Новости", в Кабардино-Балкарии время от времени вспыхивают вооруженные столкновения с боевиками, сотрудничающими с ИГ.

С ноября прошлого года неоднократно вводился режим КТО в Нальчике - столице республики. Особый правовой режим действовал на территории, ограниченной несколькими улицами: усиленно охранялся общественный порядок, проводилась проверка документов.

В ходе проведения КТО силовикам удалось ликвидировать присягнувшего ИГ главаря бандформирования и двоих его пособников.

Боевики были заблокированы внутри частного дома. В качестве заложницы с ними находилась мать одного из террористов. Полицией были эвакуированы жители, и перекрыто все движение. На предложение сдаться преступники затеяли стрельбу. В конце концов ведущим переговоры удалось освободить заложницу. После завязавшейся пальбы спецназ подорвал здание, преступники погибли во время взрыва.

В ходе операции был тяжело ранен боец спецназа, которого срочно прооперировали в местном госпитале.

Ограничения, введенные на время действия конрттеррористической операции, были сняты в связи с ликвидацией опасности для жизни, здоровья, имущества и других охраняемых законом интересов людей.

После вторжения боевиков Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба 7 августа на территорию Дагестана. В группировку боевиков входили иностранные наемники и боевики Басаева. План Басаева и Хаттаба по захвату части Дагестана и перехода на их сторону населения Дагестана провалился. Население Дагестана оказало боевикам отчаянное сопротивление. В республике стихийно начали создаваться отряды самообороны, а народ потребовал у власти выдать для защиты селений оружие.

Российские власти предложили руководству так называемой Ичкерии провести совместную с федеральными силами операцию против исламистов в Дагестане. Было также предложено решить вопрос о ликвидации баз, мест складирования и отдыха незаконных вооруженных формирований, от которых тогдашнее чеченское руководство всячески открещивалось. Аслан Масхадов на словах осудил нападения на Дагестан и их организаторов и вдохновителей, однако реальных мер для противодействия им не предпринял.

Войсковая операция федеральных сил, в том числе в так называемой Кадарской зоне, в селениях Чабанмахи и Карамахи, началась 28 августа 1999 года. Она готовилась и проводилась в основном силами МВД. 4 сентября 1999 года была осуществлена перегруппировка войск. К исходу дня Кадарская зона была взята в два кольца блокирования.

К 11 сентября федеральные войска заняли господствующий над всей местностью город Чабан. 12 сентября были заняты Карамахи и Чабанмахи. Остатки боевиков в Кадарской зоне были ликвидированы к 15 сентября 1999 года. В целом в ходе операции была разгромлена мощная группировка противника численностью до 1000 человек.

Потерпев поражение в горных районах Дагестана, бандиты предприняли вылазку в Новолакском районе. 5 сентября 1999 года около 700 боевиков прорвали на границе с Дагестаном заслоны милиции и внутренних войск и устремились в глубь республики. Однако и здесь бандитов ожидал провал. Тогда они начали готовиться к нападению на приграничные с Чечней районы Дагестана.

В эти же дни - 4‑16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия дерзких не имевших до этого аналогов террористических актов - взрывы жилых домов.

23 сентября президент РФ издал Указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения контртеррористической операции. Расчет боевиков, что федеральные силы не войдут в Чечню, провалился.

Было принято решение о проведении КТО на территории Чечни. 23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики.

5 октября указом президента Масхадова в Чечне было введено военное положение, которое стало действовать с ноля часов 6 октября. Был создан государственный комитет обороны, все народнохозяйственные учреждения переведены на соответствующий режим работы. Чеченским вооруженным подразделениям был отдан приказ "оказывать сопротивление" федеральным силам "по всему периметру границы Ичкерии".

К декабрю 1999 года федеральные силы контролировали всю равнинную часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. Для борьбы с боевиками была создана специальная группировка войск. 26 декабря 1999 года она приступила к выполнению своей задачи. При штурме Грозного пришлось прорывать три кольца обороны, но 6 февраля 2000 года город был взят под контроль федеральных сил.

Для борьбы в горных районах Чечни, кроме восточной и западной группировок, действовавших в горах, была создана новая группировка "Центр". В 25‑27 февраля 2000 года подразделения "Запада" блокировали Харсеной, а группировка "Восток" закрыла боевиков в районе Улус-Керт, Дачу-Борзой, Ярышмарды.

29 февраля федеральные силы заняли Шатой. В этот же день командующий ОГВ Геннадий Трошев заявил, что "со взятием Шатоя контртеррористическая операция в Чечне завершена. Еще две-три недели будет проводиться операция по уничтожению мелких групп боевиков".

Последней крупномасштабной операцией была ликвидация группировки Руслана Гелаева в районе села Комсомольское. 4 марта 2000 года его банда прорвалась в селение. Уже 7 марта федеральные войска приступили к операции по освобождению Комсомольского, а к 14 марта 2000 года она была успешно завершена.

После этого боевики перешли к тактике партизанских действий, а федеральные силы, получив в союзники часть чеченской элиты и бывших боевиков, противопоставили террористам действия спецподразделений и операции МВД. В течение последних лет были арестованы или уничтожены все ключевые фигуры чеченских боевиков и действовавших в республике иностранных наемников.

В настоящее время, по данным спецслужб, в Чечне действуют около пятисот боевиков. Как утверждает президент Рамзан Кадыров, по его сведениям террористов в республике осталось не больше сотни.

Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке, организованный лидером чеченских сепаратистов Асланом Масхадовым (уничтожен сотрудниками российских спецслужб в ходе спецоперации в Чечне в марте 2005 года) и бывшим вице-президентом Ичкерии Зелимханом Яндарбиевым (уничтожен сотрудниками российских спецслужб в Катаре в феврале 2004 года).

Кроме того, в 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 г.Беслана в Северной Осетии. Эту акцию организовал арабский наемник, лидер так называемого «ингушского джамаата» Абу Дзейт (уничтожен в ходе спецоперации сотрудниками российских спецслужб в 2005 году в Ингушетии)

Все организаторы и исполнители взрывов домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске и организаторы взрыва в Каспийске были уничтожены либо задержаны. В розыске до сих пор находится лишь один из организаторов взрывов домов в Москве Ачимез Гочияев, житель г. Карачаевска.

До сих пор скрывается также один из идейных вдохновителей боевиков Мовлади Удугов.

Известные полевые командиры, уничтоженные в ходе контртеррористической операции

27 января 2000 года в ходе боев за Грозный убит полевой командир Иса Астамиров , заместитель командующего юго-западным фронтом боевиков.

23‑24 июня 2000 года в селении Алхан-кала специальный сводный отряд МВД и ФСБ провел спецоперацию по ликвидации отряда боевиков полевого командира Арби Бараева . Было уничтожено 16 боевиков, включая самого Бараева.

11 июля 2000 года в селении Майруп Шалинского района Чечни в ходе спецоперации ФСБ и МВД России уничтожен помощник Хаттаба Абу Умар .

25 августа 2000 года в городе Аргуне в ходе проведения спецоперации сотрудниками ФСБ уничтожен полевой командир Мовсан Сулейменов , племянник Арби Бараева.

3 ноября 2000 года в ходе спецоперации уничтожен влиятельный полевой командир Шамиль Ирисханов , входивший в ближайшее окружение Басаева.

28 февраля 2004 года в ходе перестрелки с пограничниками смертельное ранение получил известный полевой командир Руслан Гелаев

16 апреля 2004 года в ходе обстрела горных массивов Чечни уничтожен лидер иностранных наемников в Чечне Абу аль-Валид аль-Гамиди

17 сентября 2004 года в Чечне был задержан уроженец Алжира Камаль Бурахля , известный среди боевиков под кличкой "Абу-Мусхаб". По данным ФСБ, Буряхля был подрывником в банде Басаева.

16 февраля 2005 года в ходе спецоперации в Иенгушетии была уничтожен полевой командир Абу Дзейт - выходец из Кувейта, занимавшийся координацией террористической деятельности на Северном Кавказе.

8 марта 2005 года в ходе спецоперации ФСБ в селе Толстой-Юрт ликвидирован президент ЧРИ Аслан Масхадов .

10 июля 2006 года в Ингушетии в результате спецоперации уничтожен террорист Шамиль Басаев .

26 ноября 2006 года в Хасавюрте уничтожен лидер иностранных наемников в Чечне Абу Хафс-аль-Урдани , который, по данным спецслужб, являлся фактическим руководителем и одним из финансистов боевиков в Чечне и сопредельных регионах.

4 апреля 2007 года в окрестностях села Агиш-батой Веденского района Чечни убит один из самых влиятельных лидеров боевиков, командующий Восточным фронтом ЧРИ Сулейман Ильмурзаев , причастный к убийству президента Чечни Ахмата Кадырова.

18 сентября 2007 года в результате контртеррористической операции в селении Новый Сулак уничтожен "амир Раббани" - Раппани Халилов .

Потери в ходе второй чеченской кампании

По официальным данным Министерства обороны , за период с 1 октября 1999 года по 23 декабря 2002 года общие потери федеральных сил в Чечне составили 4572 человека убитыми и 15549 ранеными.

По другим данным, во второй чеченской военной кампании с 1 октября 1999 года по 31 октября 2002 года только Министерство обороны потеряло около 9 тысяч военнослужащих , в том числе более 6,3 тысячи были ранены и около 2,7 тысячи человек убиты, а 29 военных пропали без вести. По данным генерала Валерия Манилова, вооруженные силы потеряли 2,6 тысячи убитыми и 7,5 тысячи человек ранеными.

Потери среди мирного населения - 5‑6 тысяч человек убитыми и 1‑2 тысячи ранеными.

Бандитские формирования потеряли, по примерным оценкам, около 13‑14 тысяч человек.

Владимир Путин о ситуации в Чечне в начале контртеррористической операции

Политический вывод, который можно сделать из ситуации в Дагестане, ‑ чеченское руководство не контролирует ситуацию и не в состоянии выполнять Хасавюртовские договоренности. Поэтому наши военные специалисты будут предлагать свои методы выхода из сложившейся ситуации.

(Из заявления премьер-министра России Владимира Путина журналистам по окончании заседания Совета безопасности Российской Федерации 7 сентября).

Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что "положительно относится" к инициативе президента Чечни Аслана Масхадова, который 10 октября предложил свой вариант мирного разрешения ситуации вокруг Чечни. В то же время в интервью журналистам перед вылетом в Липецк, глава правительства сказал: "Но я бы по-другому расставил приоритеты - сначала нужно выдать террористов, которые виноваты в нападениях на мирные села Дагестана и во взрывах в жилых кварталах в Москве, Волгодонске, Буйнакске". "Нужно выдать тех людей, у которых руки по локоть в крови", - подчеркнул премьер. После этого "мы готовы к переговорам в полном объеме".

"…Международные террористы располагают довольно хорошими партнерами среди экстремистских кругов в некоторых мусульманских государствах. Мы знаем, что это люди не бедные. В их распоряжении огромные ресурсы, нефтедоллары. Давно налажены каналы контактов со средствами массовой информации, с политическими партиями и так далее".

(Из заявления премьер-министра Владимира Путина 6 ноября 1999 года на встрече с журналистами российских телеканалов).

Аслан Масхадов о ситуации в Чечне в начале контртеррористической операции

Президент самопровозглашенной республики Ичкерия Аслан Масхадов призвал все население "объединить усилия в священной войне против российских войск", находящихся на территории республики.

Аслан Масхадов обратился с просьбой к НАТО "вмешаться в вопрос урегулирования взаимоотношений Чеченской республики и Российской Федерации в соответствии с существующими нормами международного права и нового миропорядка, устанавливаемого Североатлантическим блоком".

В послании подчеркивалось, что "народ и правительство Ичкерии не являются сторонниками деструктивных процессов, не стремятся к развалу России". "Мы также осуждаем терроризм и экстремизм в любых проявлениях и выступаем за цивилизованные отношения между всеми народами и государствами мира".

Президент Чечни Аслан Масхадов обещает не допускать создания и функционирования на чеченской территории "любых незаконных вооруженных формирований, учебных центров и военных баз". Это обещание содержится в плане урегулирования конфликта, который Аслан Масхадов направил 10 октября российскому руководству и в адрес ряда международных организаций. Масхадов предлагает взаимодействие со всеми странами мира, в том числе и с Российской Федерацией, "в борьбе с терроризмом с учетом мировой практики".

Чечня, согласно плану, "объявляет войну любым формам военного экстремизма на основе конкретных государственных решений. "Чеченская республика категорически отрицает агрессию со стороны чеченского государства против республики Дагестан и осуждает действия своих граждан, участвовавших в дагестанских событиях".

Ахмад Кадыров о ситуации в Чечне

Первая и главная задача - это завершение войны, заявил глава временной администрации Чеченской Республики Ахмад Кадыров на пресс-конференции в населенном пункте Центорой. Как подчеркнул Кадыров, мы будем вести переговоры с теми, кто хочет закончить войну, с теми, кто до сих пор держит оружие в руках, потому что его просто обманули. Но мы не собираемся вести переговоры с теми, кто убивал и воровал людей, на чьих руках кровь простого народа.

В десятилетнюю годовщину так называемой "независимости Ичкерии" Ахмад Кадыров обратился к соотечественникам с призывом вернуть доверие друг к другу и "убедить руководство России и всю российскую общественность, что чеченский народ хочет мира, а не войны".

"Опьяненный иллюзиями какой-то непонятной свободы, народ не сумел правильно сориентироваться в сложившейся в то время обстановке и не смог вовремя распознать истинное лицо своих горе-вожаков", говорится в обращении. Новоявленные лидеры погрузились в междоусобную борьбу за передел сфер влияния и высокие должности.

Республику наводнили преступники всех мастей и марок. Безусловно, финалом такой системы мог быть только трагический конец, подчеркивает Кадыров.

Вместе с тем он выразил уверенность, что с помощью России республика сможет дистанцироваться от преступных элементов и перейдет на рельсы нормальной и цивилизованной жизни и восстановит нормальные дружественные отношения со всеми народами России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


1) Определение: контртерраристическая операция

2) Директор ФСБ

3) Статья 12. условия проведения контртеррористической операции

4) Статья 7. Пресечение террористических актов в воздушной среде

5) Статья 8. Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

6) Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

7) Статья 17. Окончание контртеррористической операции

8) Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта


Контртеррористическая операция

  • В России, согласно Федеральному закону РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г., контртеррористическая операция определяется как «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств», проводящийся с целью пресечения террористических актов, обезвреживания террористов и обеспечения безопасности населения и организаций.

  • Решение о проведении контртеррористической операции может принимать директор Федеральной службы безопасности (ФСБ ) либо руководители территориальных органов ФСБ. (БОРТНИКОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ)

Статья 12. условия проведения контртеррористической операции.

  • 1. контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

  • 2. В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

Статья 7. Пресечение террористических актов в воздушной среде

  • порядке , установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.



Статья 8. Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

  • 1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке , установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.


Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

  • 1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
  • 2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

Статья 17. Окончание контртеррористической операции

  • 1. Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.
  • 2. При наличии условий, указанных в части 1 настоящей статьи, руководитель контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.
  • (часть 2 в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)

Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта

  • 1. Государство осуществляет в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.
  • 2. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.
  • 3. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.

  • Становится очевидным, что в России нужна общегосударственная система мер противодействия терроризму. Многое в этом плане следует воспринять из зарубежного опыта. Определенный интерес в этой связи представляет позиция США по данной проблеме. Дело в том, что эта страна уже давно стала одним из объектов действий международных преступных группировок.

Порядок проведения контртеррористических операций определён Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», устанавливающим режим зоны проведения этой операции, права и обязанности лиц её проводящих .

Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением правительства РФ создаётся оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ, в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависит от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) Российской Федерации.

Оперативный штаб по управлению такими операциями в субъекте (регионе) РФ возглавляет руководитель антитеррористического органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель операции может быть заменён в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии со статьёй 6 Федерального закона. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют необходимые для проведения операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства.

В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел РФ лиц, совершивших или совершающих правонарушения или иные действия, направленные на воспрепятствие законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения операции;

4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые или иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создавать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам, организациям независимо от форм собственности;

7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставки лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружии и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопросов о выполнении политических требований террористов. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершённые деяния.

В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников СМИ регулируется руководителем оперативного штаба по управлению операцией, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

При проведении операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объёме, определяемых руководством оперативного штаба или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

Не допускается распространение информации:

Раскрывающей специальные технические приёмы, тактику проведения контртеррористической операции;

Способной затруднить проведение операции и создать угрозу жизни и здоровью людей в зоне проведения операции или за её пределами;

Служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

О сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба при проведении операции, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне операции. Решение об объявлении окончания операции принимает руководитель оперативного штаба по управлению операцией.

Погребение террористов, умерших в результате пресечения теракта, осуществляется в порядке, установленном правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

специальные мероприятия, призванные пресечь террористическую акцию, обеспечить физических лиц, обезвредить террористов, а также минимизировать последствия террористической акции (ФЗ "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г.).

(англ counter-terroristic operation) - в РФ специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции (ст. 3 ФЗ «О борьбе с терроризмом»**). Проведение К.о. в РФ регулируется ст. 10-16 ФЗ «О борьбе с терроризмом».

Для непосредственного управления К.о. в соответствии с решением Правительства РФ создается , возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной К.о. В субъектах РФ и регионах могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ. по управлению К.о. в субъекте (регионе) РФ возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной К.о. В случае изменения характера террористической акции руководитель К.о. может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

Для проведения К.о. оперативный штаб по управлению Ко. имеет привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии со ст. 6 ФЗ «О борьбе с терроризмом». и субъектов РФ выделяют необходимые для проведения К.о. и , и средства связи, иные материально-технические средства.

Все , сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению К.о., с момента ее начала подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению К.о. В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем К.о. может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению К.о. может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

Руководитель оперативного штаба по управлению К.о. определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого др. лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство К.о. не допускается.

Правовой режим в зоне проведения К.о. определяется ст. 13 ФЗ «О борьбе с терроризмом». В этой зоне лица, проводящие К.о., имеют право: а) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в т.ч. транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств; б) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их , а при отсутствии таких документов задерживать указанных лиц для установления личности; в) задерживать и доставлять в органы внутренних дел РФ лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные , направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих К.о., а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения К.о.; г) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей; д) производить при проходе (проезде) в зону проведения К.о. и при выходе (выезде) из указанной зоны граждан, находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей, в т.ч. с применением технических средств; е) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности; ж) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное , а также для проезда к месту происшествия. В зоне проведения К.о. деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению К.о., если иное не предусмотрено федеральным законом.

При проведении К.о. в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается переговоров с террористами. К ведению таких переговоров допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению К.о. При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

К.о. считается оконченной, когда пресечена (прекращена) и ликвидирована жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения К.о. Решение об объявлении К.о. оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению такой операцией.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "контртеррористическая операция" в других словарях:

    Контртеррористическая операция - см. Операция по борьбе с терроризмом. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ - специальные мероприятия, призванные пресечь террористическую акцию, обеспечить безопасность физических лиц, обезвредить террористов, а также минимизировать последствия террористической акции (ФЗ О борьбе с терроризмом от 25 июля 1998 г.) … Юридический словарь

    Контртеррористическая операция - (англ counter terroristic operation) в РФ специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий … Энциклопедия права

    Контртеррористическая операция - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    Контртеррористическая операция - 5) контртеррористическая операция комплекс специальных, оперативно боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению… … Официальная терминология

    Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акций, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    контртеррористическая операция - Комплекс специальных, оперативно боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц,… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Контртеррористическая операция в Чечне в 1999 - 2009 годах - В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Контртеррористическая операция на Северном Кавказе - Вторая чеченская война Контртеррористическая операция в Чечне Чеченский конфликт Российская артиллерия на позиции близ села Дуба Юрт, январь 2000 года. Дата … Википедия



Просмотров