Партнерство – основные виды партнерства в малом бизнесе. Социальное партнерство в сфере труда

Система социального партнерства необходима в первую очередь для регулирования отношений в сфере труда. Существуют и различные уровни, на которых регулирование трудовых отношений происходит по-разному. Дело в том, что все стороны этих взаимоотношений, включая государство, должны следить, чтобы права и интересы друг друга были соблюдены. Поэтому существуют основные формы социального партнерства.

Понятие формы социального партнерства

Взаимоотношения в сфере труда всегда регулируются законодательством. При этом законодатель строго следит за тем, чтобы у обеих сторон, то есть у работников и работодателя не было никаких незаконных ограничений в правах. Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами - работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.

Для этого была разработана система, позволяющая им взаимодействовать между собой для достижения определенных целей. И делать это они могут в различных формах, указанных в законодательстве. Существуют в этой системе и свои правовые принципы и функции, которые дают определяющую характеристику понятию социального партнерства. Основные формы социального партнерства - коллективные переговоры, а также непосредственное участие работников в делах предприятия.

Коллективные формы социального партнерства

В сфере труда чаще всего можно встретить такую форму социального партнерства, как коллективные переговоры. В законодательстве РФ понятие коллективных переговоров содержится исключительно в Конвенции MOT № 154. Согласно этому нормативному акту, коллективные переговоры - это отношения, основанные на обмене мнениями представителей работников и работодателя. В результате диалога, происходящего между сторонами, осуществляется разработка проекта особого соглашения.

Инициатива начать ведение коллективных переговоров может принадлежать любой из сторон. Вторая сторона, в свою очередь, должна получить соответствующе уведомление о том, что будут проведены коллективные переговоры. У представителей второй стороны есть неделя, чтобы внести свои предложения по поводу проведения этого мероприятия.

В случае, когда не предприятии действует сразу несколько профсоюзных организаций, то их задачей является создание единого представительного органа.

Предметом таких собраний всегда являются трудовые отношения, вернее, их регулирование в отдельно взятой организации. Система социального партнерства позволяет участникам самостоятельно заниматься решением этого вопроса, однако они должны придерживаться норм законодательства. Поэтому основная задача сторон - это учет общих прав и интересов. Для этого и заключается коллективный договор. Срок действия такого документа не должен превышать трех лет, но его можно продлить.

В каких формах осуществляется социальное партнерство

Помимо коллективных переговоров, к формам социального партнерства также относится участие сотрудников в управлении предприятием и участие их представителей для разрешения споров в сфере труда. Работники действительно могут управлять организацией, делая это самостоятельно или с помощью своих представителей. Но эта возможность обязательно должна быть закреплена в уставе предприятия, коллективном договоре и т. д.

Участие работников в управлении также имеет свои формы осуществления. Основными являются:

  • предоставление мнения по вопросам, указанным в нормативных документах;
  • проведение консультаций, касающихся принятия в организации локальных нормативных актов;
  • право получать информацию, которая касается интересов работников;
  • обсуждать вопросы об организации труда с работодателем;
  • разрабатывать и принимать коллективные договора.

Есть свои полномочия и у представителей работников. Они имеют право на получение всей важной информации, касающейся:

  • ликвидации или реорганизации предприятия;
  • различных технологических изменений, из-за которых изменятся и условия труда;
  • повышения квалификации и профподготовки работников.

Что касается участия представителей в решении трудовых споров, то это также является одной из форм социального партнерства. Ранее нормы трудового законодательства указывали на то, что решение спорных ситуаций представителями осуществляется исключительно в досудебном порядке. Сейчас Трудовой кодекс этой нормы не содержит, но, тем не менее, именно на досудебной стадии такое разрешение возможно. Если же стороны участвуют в судебном процессе, то этот факт не может быть частью социально-партнерских отношений.

Понятие индивидуального трудового спора определяет трудовое законодательство. Это разногласия, которые возникают между сотрудником и работодателем, которые не смогли решить их с помощью переговоров. Поэтому для их решения требуется вмешательство третьих лиц.

Но стороны, обратившись в комиссию, должны доказать, что не смогли договориться самостоятельно, хотя переговоры не являются обязательными.

Законодатель установил и общий порядок, согласно которому представители работников и работодателей могут принимать участие в разрешении споров. В первую очередь, формируется специальная комиссия. При этом работодатель своих представителей назначает, а работники проводят соответствующее собрание.

Недостаток этой формы социального партнерства заключается в том, что законодатель не указал, что членов комиссии от каждой стороны должно быть одинаковое количество. А так как решение спорных ситуаций происходит с помощью тайного голосования, то результаты могут быть неоднозначными. Тем не менее, такой способ разрешения конфликтов является достаточно популярным.

Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.

Понятие социального партнерства

Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:

Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления. Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон. В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.

Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.

Формы социального партнерства

Проявляется социальное партнерство в разных формах. К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.

Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:

  • Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
  • Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
  • Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
  • Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.

Основные принципы социального партнерства

Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:

  • Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
  • Документированная полномочность сторон;
  • Взаимоуважение интересов сторон;
  • Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
  • Заинтересованность всех сторон;
  • Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
  • Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
  • Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
  • Контролирование выполнения условий колдоговоров;
  • Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
  • Ответственность за их неисполнение.

Уровни социального партнерства

Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:

  • Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
  • Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
  • Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
  • Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
  • Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.

Органы социального партнерства

Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.

Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей. На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. В ее составе - представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.

Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда.

В результате изучения главы 4 студент должен

знать:

  • ? понятие и принципы социального партнерства;
  • ? основные формы социального партнерства;
  • ? уровни социального партнерства;
  • ? особенности коллективных договоров и соглашений как правовых актов в сфере труда;
  • ? порядок заключения коллективных договоров и соглашений;

уметь:

  • ? соотносить понятия «представительный орган работников» и «профессиональный союз»;
  • ? отличать коллективный договор от соглашения;
  • ? определять представителей работников и работодателя (-ей) на разных уровнях социального партнерства.

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СИСТЕМА И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Термин «социальное партнерство» происходит от лат. socialis - товарищеский, общественный и франц. partenaire - компаньон. Он представляет собой неконфронтационный способ регулирования общественных, социально-трудовых отношений между большими группами и слоями населения, в частности между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством .

В России социальное партнерство как правовое явление появилось в начале 90-х гг. прошлого столетия с принятием Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», что связано в первую очередь с переходом к рыночной экономике и желанием активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе перехода от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству» .

В ТК РФ в ч. 2 (главы 3-9) закреплены положения, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда. Согласно ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти отнесены основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, поэтому субъекты Российской Федерации также вправе принимать нормативные акты по отдельным направлениям социального партнерства.

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатель (работодатели) в лице своих представителей. Их взаимодействие основано на следующих принципах:

  • ? равноправие сторон;
  • ? уважение и учет интересов сторон;
  • ? заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • ? содействие государства в укреплении в развитии социального партнерства на демократической основе;
  • ? соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • ? полномочность представителей сторон;
  • ? свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • ? добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • ? обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • ? контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ? ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Уровни социального партнерства представлены на рис. 4.1.

На федеральном уровне могут заключаться Генеральное и отраслевые соглашения. На этом уровне действует Российская трехсторонняя комиссия, проводятся консультации (переговоры) в рамках обсуждения законопроектов и основных направлений социально-экономической политики (например, проводятся парламентские слушания), может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

Рис.

На региональном уровне заключаются региональные и отраслевые соглашения, действуют региональные трехсторонние комиссии, проводятся консультации (переговоры) по обсуждению региональных законопроектов, может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров

На межрегиональном уровне могут заключаться соответствующие соглашения (например, соглашение между Администрацией Костромской области и Правительством Ярославской области о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве от 21 марта 2014 г.).

На территориальном уровне заключается территориальное соглашение, могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений, которые могут принять решение об образовании постоянно действующего трудового арбитража для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Локальный уровень социального партнерства предполагает взаимодействие в рамках организации или индивидуального предпринимателя. На данном уровне заключается коллективный договор (ст. 40-44 ТК РФ), осуществляется участие работников в управлении организацией (ст. 52, 53 ТК РФ), создаются комиссия по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ), комитет (комиссия) по охране труда (ст. 218 ТК РФ), примирительная комиссия (ст. 384-390 ТК РФ), производственные советы (ст. 22 ТК РФ).

В статье 27 ТК РФ выделены четыре формы социального партнерства:

  • 1. Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений. Данная форма социального партнерства направлена на увеличение объема и гарантий, предоставляемых работникам, а также на конкретизацию норм трудового законодательства применительно к условиям работы у работодателя. Глава б ТК РФ посвящена регулированию процедуры коллективных переговоров, а в главе 7 ТК РФ закрепляется понятие коллективного договора и соглашения, их примерная структура, порядок заключения, а также определяется специфика действия данных правовых актов.
  • 2. Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Иллюстрацией данной формы социального партнерства, во-первых, может стать ст. 21 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закона о занятости), согласно которой органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения. Во-вторых, в ТК РФ прямо указано, что принятие отдельных нормативных актов возможно только после учета мнения Российской трехсторонней комиссии, в состав которой входят представители Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей (например, согласно ст. 275 ТК РФ типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения

Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений).

3. Участие работников, их представителей в управлении организацией. Приобщая работников прямо или косвенно к принятию управленческих решений, работодатели могут рассчитывать на увеличение объема выпускаемой продукции, улучшение ее качества, на более рациональное использование рабочей силы, быстрейшее внедрение новой техники и технологии. Одновременно с помощью института участия работников в управлении организацией работодатели могут существенно уменьшить число трудовых конфликтов, оптимизировать отношения между персоналом и менеджментом компании, что не замедлит сказаться на конечных итогах деятельности организации, улучшит взаимоотношения с инвесторами и проч.

Данной форме социального партнерства посвящена глава 8 ТК РФ; основные формы участия работников в управлении организацией представлены на рис. 4.2.


Рис. 4.2.

Иные формы участия работников в управлении организацией могут предусматриваться ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Данная форма социального партнерства возможна при возникновении коллективного или индивидуального трудового спора. В частности, органом по разрешению индивидуального трудового спора является комиссия по трудовым спорам, образованная на паритетной основе из представителей работников и работодателя. При возникновении коллективного трудового спора стороны из числа своих представителей создают примирительную комиссию, могут пригласить посредника; совместно с государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров создают трудовой арбитраж.

  • Иванов В.Н. Политическая социология. М., 2000.
  • Россия и социальное партнерство. М., 1993.

Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.

Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.

Кто может быть сторонами социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти. У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них. Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.

Стороны социального партнерства - это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.

Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.

Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.

Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.

Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.

Органы государственной власти выполняет свою главную функцию - представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.

Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.

Стороны социального партнерства: понятие

В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон. Различают определенные формы социального партнерства. В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.

Система социального партнерства имеет несколько уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • уровень предприятия.

На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.

Стороны социального партнерства, то есть работники и работодатели, выполняют свою функцию.

Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.

Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:

  • стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
  • Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
  • Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
  • Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
  • Соблюдение сторонами норм законодательства.
  • Наделение сторон необходимыми полномочиями.
  • Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
  • Реальность накладываемых обязательств.
  • Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
  • Контроль за соблюдением всех указанных условий трудового договора.
  • Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.

Права и обязанности работников

Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:

  • заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
  • получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
  • рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
  • получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
  • отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
  • получать все необходимые данные об условиях труда;
  • повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
  • иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
  • участвовать в управлении предприятием согласно закону;
  • вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
  • иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
  • разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
  • рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
  • получать социальное страхование.

Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:

  • выполнять свои трудовые функции;
  • гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
  • соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
  • выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
  • беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
  • ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.

Правомочия работодателей

Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:

  • оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
  • соблюдать все нормы трудового законодательства;
  • обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
  • оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
  • проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
  • рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
  • гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
  • обеспечивать работникам необходимые условия труда;
  • компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.

В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:

  • заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
  • требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
  • требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
  • вознаграждать за хорошо выполненную работу;
  • проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
  • защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
  • проводить необходимые коллективные переговоры;
  • создавать внутренние документы организации.

02.05.2016

Что такое социальное партнерство в сфере труда

Впервые понятие социального партнерства появилось в Конвенции МОТ N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров» 1949 года, в которой указывалось о поощрении и содействии полному развитию и применению процедуры ведения коллективных переговоров на добровольной основе между работодателями и организациями работников в целях регулирования условий труда посредством заключения коллективных договоров.

Вопросу социального партнерства посвящены также Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 года и сопровождающая ее Рекомендации N 163.

Понятие социального партнерства

Для обозначения системы взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования их интересов в сфере труда, в российском законодательстве применяется термин «социальное партнерство».

Социальное партнерство – сложная правовая и социальная категория. Оно представляет собой, с одной стороны, систему взаимоотношений (сотрудничества, диалога) работников, работодателей и государства, с другой стороны – принципы такого сотрудничества. Трудовой кодекс РФ в ст. 23 определяет социальное партнерство в сфере труда следующим образом:

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Стороны социального партнерства

Такое понятие «социальное партнерство» основано на принципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует международно-правовому регулированию труда.

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей .

Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают, как правило, в роли посредников, однако в некоторых случаях могут быть и стороной:

  • К огда они выступают в качестве работодателей в отношениях с работающими в них государственными и муниципальными служащими, для которых они являются работодателями.
  • В других случаях, предусмотренных трудовым законодательством в соответствии со ст. 34 Трудового кодекса РФ.

Социальное партнерство может строиться на основе принципа бипартизма – связей традиционных социальных партнеров (профсоюзов , трудовых коллективов, с одной стороны, и работодателей – с другой) и трипартизма , согласно которому к названным субъектам присоединяются государство или органы местного самоуправления. Соответственно можно выделить два вида партнерства: двухстороннее и трехстороннее сотрудничество.

Система социального партнерства

Систему социального партнерства составляют пять уровней. Законодатель поощряет любое расширение социального партнерства, и приведенные в указанной статье 26 Трудового кодекса РФ уровни, не являются ни обязательными, ни исчерпывающими.

По сложившейся традиции уровни социального партнерства выделяются по территориально-отраслевому признаку:

Формы социального партнерства

Формами социального партнерства являются следующие (ст.27 ТК РФ):

  • Консультации представителей работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства (консультации по вопросам социально-экономической политики) и заключения соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
  • Коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров в организации.
  • Участие работников, их представителей в управлении организацией.
  • Участие представителей работников и работодателей в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Одной из форм социального партнерства можно считать принятие решения работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представительного органа работников и согласование своих решений.

Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленный в ст. 2 Трудового кодекса РФ, а также основным правом работников (ст. 21 ТК РФ). Данная форма социального партнерства раскрывается в ст.ст. 52, 53 ТК РФ (ст. 2, 21, 52, 53 ТК РФ).

К формам социального партнерства относится также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров , когда работник за разрешением индивидуального трудового спора обращается в комиссию по трудовым спорам. В порядке формирования КТС на паритетных началах в соответствии со статьей 384 ТК РФ проявляются основные принципы социального партнерства (ст. 384 ТК РФ).

Основные принципы социального партнерства:

1. Равноправие сторон

Равноправие сторон признается основным принципом социального партнерства. Однако для создания подлинно равных возможностей в ходе коллективных переговоров законодатель в ст. 39 Трудового кодекса РФ предусмотрел ряд гарантий для представителей работников как более уязвимой и слабой стороны.

2. Уважение и учет интересов сторон

Конвенция МОТ N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения. Обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях

К сожалению, не всегда сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь компромисса и урегулировать взаимные интересы.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе

Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для формирования социальной и экономической политики государства.

5. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Социальные партнеры должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Следовательно, они должны расширять социальные гарантии, которые установлены трудовым законодательством.

6. Полномочность представителей сторон

Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для определения представителей и для наделения их соответствующими полномочиями – правами и обязанностями (ст. 29–34 ТК РФ).

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда

Согласно Конвенции МОТ N 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Именно этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (ст. 41, 46 ТК РФ).

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств

Каждая сторона социального партнерства добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, то есть стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами

Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства. Поэтому принятые по соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений

Этот принцип означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательные к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений

Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (ст. 51 ТК РФ). Данный контроль необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются. В связи с этим каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной. Статья 51 Трудового кодекса РФ наделяет органы контроля правом принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений

Законодательством предусмотрена ответственность сторон социального партнерства и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (ст.ст. 54, 55 ТК РФ, ст. 5.28–5.31 КоАП РФ).

tagPlaceholder Tags: труд , партнерство



Просмотров