Партнерство – основные виды партнерства в малом бизнесе. Что такое социальное партнерство в сфере труда

Партнёрство, как мне кажется, можно отнести к одной из самых сложных форм организации предпринимательской деятельности. Причем, как на управленческом, так и на законодательном уровне. Вряд ли кто то решится оспорить утверждение, что если у вас плохие партнеры, или вы плохой партнер, то ваше совместное партнерство обречено на провал. И нередко, даже партнерство, созданное на основе двух успешных бизнесов. терпит крах через довольно короткое время своего существования.

Вступление.

Но тема партнерства практически неисчерпаема. Постоянно сталкиваешься с новыми интересными историями о партнерстве, новыми примерами как положительных, так и очень плачевных результатов партнерства. И, перечитывая свои старые статьи, приходится их редактировать и писать новые о том, что не вошло в эти статьи.

Партнерство – какие виды партнерства бывают в малом бизнесе.

Прежде всего рассмотрим, какие виды партнерства встречаются в малом бизнесе.

По уровню организации, партнерство может быть двух видов. Первый – это зарегистрированная форма организации партнерства с участием двух, или более, физических или юридических лиц. Прежде всего, такое партнерство характерно для людей и бизнесов, которые занимаются ведением совместной экономической деятельности. Например, партнерский бизнес, партнерство в отношениях нескольких бизнесов и т.д.

Второй вид – это сотрудничество юридических или физических лиц, которое не закреплено в юридических документах, однако фактически существует и поддерживается. Например, партнерские отношения между и его поставщиками или потребителями и т.д.

По форме организации, партнерство может быть нескольких видов:

1) Коммерческое партнёрство. Это организация партнерства, которая носит коммерческий характер, и имеют целью получение прибыли. Это форма организации присуща большей части всех партнерских бизнесов в мире. Как я уже писал, для такого партнерства больше подходят другие определения, например компаньонство.

2) Некоммерческое партнёрство. Этот вид партнерства представляет собой некоммерческую организацию, которая основана на добровольном членстве и оказывает содействие членам в достижении определённых целей – культурных, социальных и т.д.

3) Полное партнёрство. Представляет собой партнёрство, при котором партнеры несут равную ответственность, которая может быть солидарной или общей.

4) Ограниченное партнёрство. Представляет собой партнерство, в котором каждый из партнеров несет ограниченную, заранее оговоренную, ответственность.

5) Стратегическое партнёрство. Представляет собой сотрудничество физических или юридических лиц с долгосрочной перспективой. Как правило, это партнерство присуще состоявшимся бизнесам.

Партнерство со своими сотрудниками.

Хочу очень кратко остановиться еще на одном виде партнерства – партнерстве со своими сотрудниками. Эта тема стала очень модной в последнее время. И я хочу высказать свое мнение об этом.

Безусловно, мечта любого бизнесмена, в любом бизнесе, сделать так, чтобы его работники относились к его бизнесу как к своему собственному . Как этого достичь?

Есть довольно много теоретиков, которые считают, что провозгласив в бизнесе лозунг « все мы – партнеры», можно создать эдакий бизнес-коммуну, в котором каждый будет вкладывать все свои возможности в общее дело и получать соответственно своему вкладу. Т.е. предлагают превратить бизнес в некое модернизированное подобие утопическому социалистическому предприятию.

В таком бизнесе все должно быть прозрачно — все работники должны знать зарплату всех работников, которая начисляется в процентах от общей суммы, выделенной на зарплату. Все работники должны знать и уметь оценить вклад каждого работника в общее дело.

Не знаю, как вам, а мне такой бизнес кажется совершенно утопическим. Особенно в сфере производства.

Я вижу только один путь партнерства со своими сотрудниками, который опробовал и который приносит пользу и владельцу бизнеса и его работнику. Это создание работником своего малого бизнеса, отделившегося от основного и, затем, партнерские отношения между бизнесами.

Приведу пример из собственной практики. Для доставки продукции потребителям, мне приходилось держать на фабрике грузовик с водителем. Естественно, грузовик требовал постоянного обслуживания, а водитель не особо заботился об экономии топлива, не особо заботился о самом автомобиле, да и проследить за использованием его времени было очень сложно.

И я принял решение и предложил водителю выкупить у меня в рассрочку автомобиль и открыть свой бизнес по перевозкам. Он согласился и мы стали партнерами. Больше меня не заботил расход топлива, состояние автомобиля, и рабочее время водитель. Наоборот, он теперь сам торопил рабочих побыстрее загружать его.

Иерархия в партнерстве.

Я хочу остановиться еще на очень актуальном вопросе партнерства – вопросе иерархии партнеров. В малом бизнесе этот вопрос очень актуален. Ведь в малом бизнесе, в отличии от крупного бизнеса, редко существует иерархические структуры управления. Управленцами в малом бизнесе чаще всего выступают его владельцы. Поэтому в малом бизнесе можно выделить два варианта партнерских отношений.

Первый вариант – это равноправное партнерство. Двое или более партнеров имеют равные доли в совместном бизнесе. Они либо вкладывают равные средства в создание бизнеса, либо находят эквиваленты вложенным средствам – не об этом сейчас речь. Главное, что их роль в бизнесе равнозначна. И в этом равноправии могут крыться очень серьезные проблемы. И основная из них, что такое партнерство может напоминать известную басню Крылова, когда лебедь, рак и щука будут тянуть бизнес в разные стороны. Конечно понятно, что ждет такой

Второй вариант — это неравноправное партнерство. В таком партнерстве доли партнеров в бизнесе не одинаковы. Один из партнеров владеет большей долей бизнеса, например 60%, а второй меньшей – 40%. В этом случае партнер, обладающий большей долей бизнеса (назовем его старшим партнером), обладает большей властью в бизнесе. И его право голоса в различных ситуациях является решающим.

И чем больше разница в долях бизнеса, тем больше власти у старшего партнера. В некоторых странах это даже закреплено законодательно. И партнер, имеющий малую долю в бизнесе — например, менее какого-то определенного процента — может не иметь права подписи в документах бизнеса.

Младший партнер в этом случае обладает практически совещательным голосом, и его позиция во многом зависит от главного партнера. Такие партнерские взаимоотношения особенно характерны для бизнесов, созданных с формой организации ООО.

Заключение.

И в заключение я хочу предупредить о порочности очень распространенного вида партнерства. Речь идет о вынужденном партнерстве. Очень часто приходится слышать от бизнесменов, особенно неудавшихся, фразу «я вынужден был взять себе партнера из-за ….» . И называется какая-либо причина, чаще всего отсутствие средств. Вынужденное партнерство почти всегда является смертным приговором еще не родившемуся бизнесу и очень редко приносит удачу.

Партнерство должно быть только добровольным. Нет денег на открытие бизнеса – ищи или , или на разумных условиях, или своди расходы по открытию бизнеса до минимума.

Повторяю, партнерство должно быть только добровольным. И критерий выгодности в партнерстве – необходимость друг в друге и финансовые показатели бизнеса. Если только партнерство позволяет достичь запланированные финансовые цели — партнерство выгодно.

Социальное партнерство прежде все система, которая объединила под своим понятием комплекс взаимоотношений между людьми разного статуса. Когда цивилизацией были стерты классовые противоречия, образовались конфликты между предприятиями, которые должны разрешаться даже, по мнению судей, мирным путём.

Достижение в различных интересах, согласованности цивилизованным методом – задача социального партнерства. Защищать выгоду каждого берутся представители сторон – профсоюзы трудящихся, главы предприятий работодателей и госорганы государство.

Трудовые отношения может регулировать только сотрудничество, основанное на договорных соглашениях и законах.

С помощью гражданского сотрудничества сглаживаются противоречия социально-трудовой сферы. Невозможно урегулировать господствующую частную собственность, в условиях соперничества труда и капитала.

Без основных принципов, на которых основано социальное партнерство, не достигнуть настоящего эффекта в любой деятельности общества:

  • равноправия между сторонами, вправе каждого инициировать переговорный процесс;
  • взаимоуважения с учетом интересов партнеров;
  • заинтересованности участников в договоренности;
  • государство содействует и укрепляет развитие демократических отношений;
  • фигуранты соблюдают утверждения из законодательства, нормативные акты по трудовому праву, выполняют требования подписанных соглашений;
  • полномочия представителей подтверждают документально протоколом, приказом;
  • рассматриваются любые вопросы из производственной сферы в соответствии с ТК;
  • обязательства принимаются в добровольном порядке, угрозы и принуждения исключены;
  • фискальные, надзорные органы контролируют выполнение ;
  • на стороны накладывается ответственность за нарушения в трудовых соглашениях.

Когда нужно проводить индексацию заработной платы? Смотрите .

Для следования в соответствии с принципами существует порядок, где властвует закон и право, всегда видны внешние проявления взаимодействий в обществе.

Уровни

Прежде всего, ТК разделяет социальное партнерство по уровням:

  • федеральным – регулирующим отношения;
  • региональным – устанавливающих порядок в районах;
  • отраслевым – управляющим конкретной отраслью;
  • территориальным – функционирующим в населенном пункте;
  • локальным – работающим на определенном предприятии.

Что такое социальное партнерство? Смотрите видео:

Формы

Взаимоотношения на любом уровне должны осуществляться на основании законодательных актов, а деловая, экономическая деятельность представлена в следующих формах:

  • договора составляются в условиях коллективных переговоров;
  • проведение взаимных консультаций в случае споров профсоюза с работодателем;
  • совместное управление предприятием рабочими, профсоюзом во главе администрации;
  • примирение в досудебном порядке работников с работодателями.

В чем выражено социальное партнерство в социальной сфере

Двусторонним типом деловых отношений служат мирные переговоры между руководством и его сотрудниками в организации.

При этом персонал заинтересован:

  • в стабильности ;
  • достойной ;
  • оптимальном соотношении выполненного объёма работ и вознаграждений;
  • социальных привилегий.

Руководитель старается осуществить:

  1. Получение максимальной прибыли.
  2. Снижение затрат.
  3. Оптимизации производственных процессов.

Что такое социальное партнерство в социальной сфере? Фото: ppt-online.org

Каждая составляющая общества в своем противостоянии между разными целями, но единым консенсусом в итоге добивается своего результата – удовлетворения в борьбе социального партнерства.

Результат нестабильности

В условиях нестабильных отношений между двумя противоположными сторонами проявляется равнодушие к интересам своего партнера в производственной деятельности.

В результате:

  • снижается прибыль;
  • уходят инвесторы;
  • ухудшаются условия труда.

Если производительность невозможно повысить, спорную ситуацию разрешить двусторонним порядком, подключают третью сторону – государство.

Для этого случая в нашей стране действуют специальные комиссии из представителей от профсоюза, руководства компаний, правительственных должностных лиц. В обязанность ведомства входит урегулирование социальных и трудовых отношений.

Субъекты тоже создают свои комиссии, которые действуют по законам и локальным распоряжениям от местных органов.

Представление о социальной системе

Социальным менеджментом служит ключевое понятие, которым управляет:

  • целенаправленность;
  • иерархическая лестница;
  • управление в совокупности с синергией.

Что грозит работодателю при нарушении ТК? Узнаете .

Гражданственной организацией, как высшего уровня в развитии муниципальной системы, образуется механизм для разрешения возникших в обществе проблем, с помощью которого стремятся достигнуть своих замыслов.

Они в виде целостного образования могут включать в себя:

  • социальную группу;
  • общность;
  • отдельное общество;
  • и даже мировое сообщество.

Как применяется социальное партнерство в социальной сфере? Ответ в видео:

Сотрудников определенной организации, связанных совместным рабочим процессом, социологи рассматривают, как разновидность социальной системы.

К её особенностям принадлежит сложность отдельной частицы, которую представляет человек с собственной субъективностью и поведением.

Кроме всего система наделена характерными чертами с неопределенным функционированием и границами управления.

Распределение организационных структур

В социальной организации главным направлением является достижение цели. Под организацией следует понимать выполнение конкретных задач в общественном управлении, над ними работают объединенные в группу люди, их труд разделен на выполнение отдельных обязанностей.

Образования, которые в обществе называют организациями, представляют собой разделенные по отраслям социальные сферы.

К ним принадлежат подразделения, которые действуют в индустрии:

  • образовательной;
  • культурной;
  • туристической;
  • спортивной;
  • в области искусства или здравоохранения;
  • отдыха;
  • научной;

Как величина МРОТ влияет на зарплаты в России? Подробнее по .

Создают подобные предприятия госорганами РФ, и её субъектами.

Какие намерения раскрывает

Особая форма сотрудничества в круге данной деятельности носит не коммерческий характер. Расходы на обеспечение берут соответствующие бюджеты по сметам.

Целью данного направления может служить благополучие в сфере:

  • социальной;
  • благотворительной;
  • культурной;
  • образовательной.

Работа подобного общества может быть организована в виде предпринимательского бизнеса, который не мешает основной структуре, а помогает своими доходами.

Чем живет и как действует

Три взаимосвязанных процесса придают жизнедеятельность социальной организации.

К ним относятся:

  • ресурсы, полученные со стороны;
  • сторонние предприятия, доходы которых идут для поддержания работоспособности;
  • положительный результат, переданный внешней среде.

Принципы социального партнерства. Фото: ppt-online.org

Госбюджет не всегда может обеспечить социальную сферу деятельности, в этом случае менеджеры занимаются поиском источников, где образование, здравоохранение, спорт, туризм все больше превращаются в коммерческие компании.

Партнерство и цель

Подобное партнерство преследует единственную цель – согласованные интересы рабочих и руководителей предприятий.

Где рабочие мероприятия, проводятся в обоюдной договоренности, позволяют увеличить производительность труда и в результате получить максимальную прибыль.

Соглашения между субъектами в трудовых отношениях определяет круг гарантий, они необходимы для соблюдения прав наемного персонала.

Развивать мирное эффективное сотрудничество можно с помощью договоров, совместных программ с материальным уклоном, которые станут стимулом для производственных достижений.

Заключение

Соревнования в спорте, на производстве, в быту, прочно вошли в нашу жизнь еще в прошлом веке. Подобная традиция несет позитивный характер.

Люди соревнуются городами и районами, организациями, медучреждениями и учебными заведениями, где социальное партнерство стоит во главе мероприятий. Целью этих слаженных действий в работе является достижение рекордных результатов, претворение в жизнь планов.

В самом общем виде социальное партнерство в сфере труда понимается как система взаимодействия основных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений.

Сегодня социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в Российской Федерации законодательство о социальном партнерстве создавалось практически «с чистого листа».

Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

Сейчас уже никто не оспаривает, что система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.

В статье 23 ТК РФ законодательно закреплено понятие «социальное партнерство». Оно может быть двусторонним, когда в этих процессах участвуют работники и их представители, работодатели и их представители. То есть в диалог вступают две стороны, непосредственно взаимодействующие в производственном процессе и имеющие достаточно противоречивые интересы. Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой регулярно, в получении социально-бытовых и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Таким образом, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли и уменьшение инвестиций в производство для работодателей.

Для предотвращения таких негативных явлений существуют различные формы социального партнерства - ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др. (статья 27 ТК РФ).

Двусторонняя модель социального партнерства возникает на уровне организации.

Социальное партнерство становится трехсторонним, когда нужно согласовать интересы работников и работодателей на территориальном, региональном, отраслевом и общенациональном уровнях. Третьим участником рассматриваемых отношений выступает государство в лице соответствующих органов.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Члены комиссии - представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ Петров А. Трехстороннее взаимодействие и сотрудничество: ТК РФ и основные принципы социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. №11. С. 17.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на уровне субъекта Федерации.

Государство занимает особое место в системе социального партнерства:

  • 1) именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, определяющие правила и процедуры форм социального партнерства. Государство определяет правовое положение социальных партнеров - объединений работодателей и объединений работников, формы и методы представительства и т.п.;
  • 2) государство может выступать в качестве посредника при разрешении конфликтов между социальными партнерами;
  • 3) государство выступает в качестве социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня.

При определении положения сторон социального партнерства государство устанавливает правовые рамки их деятельности и обеспечивает необходимую законодательную регламентацию. Кроме того, государство создает условия для реализации работниками и работодателями права на объединение, то есть на создание ассоциаций и союзов для достижения целей, определяемых уставами таких союзов и объединений. Иными словами, государство создает предпосылки для легитимного формирования институтов гражданского общества.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не берут на себя никаких обязательств при заключении соглашений. Их задача - стимулировать и координировать переговорный процесс, обеспечивать единообразие при установлении условий труда в данной местности, отрасли и пр. Такое положение дает основание говорить о них как об особых участниках процессов социального партнерства, помогающих сторонам достичь компромиссов, прийти к соглашению, и в конечном итоге - к достижению необходимого для успешного экономического развития социального мира.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления рассматриваются в качестве сторон социального партнерства, принимающих на себя в ряде случаев определенные обязательства.

Во-первых, эти органы могут выступать в качестве работодателей (если речь идет о государственных (муниципальных) унитарных или казенных предприятиях). Здесь участие государственного органа (или органа местного самоуправления) необходимо, так как государственные (муниципальные) унитарные предприятия не являются собственниками имущества. Оно закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления необходим для того, чтобы работодатели брали на себя реальные обязательства, согласованные с собственником имущества и не ущемляющие интересы государства.

Во-вторых, органы государственной власти или местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство. Здесь речь идет о том, что ряд организаций различных организационно-правовых форм, объединенных единством территории, отраслевым признаком и пр., уполномочил орган государственной власти или орган местного самоуправления от их имени заключить территориальное, региональное или отраслевое соглашение. В таком случае правовой статус таких органов будет близок к статусу объединений работодателей соответствующего уровня.

В связи с особой актуальностью проблем совершенствования процессов социального партнерства еще до принятия Трудового кодекса в некоторых субъектах Российской Федерации разработаны и приняты законы о социальном партнерстве.

Так, в г. Москве действует Закон от 22 октября 1997 года «О социальном партнерстве» (с последующими изменениями и дополнениями), определяющий правовые основы функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Москве с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия Закон г. Москвы от 22 октября 1997 года №44 «О социальном партнерстве» // Ведомости Московской городской Думы. 1998. №1. Ст. 80.

При применении данных законодательных актов следует учитывать положения статьи 6 ТК РФ, предусматривающие, что в случае если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ или иным федеральным законам, применяется Трудовой кодекс РФ или федеральный закон. Это обусловлено положениями статьи 76 Конституции РФ, предусматривающей, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.

Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.

Кто может быть сторонами социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти. У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них. Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.

Стороны социального партнерства - это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.

Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.

Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.

Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.

Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.

Органы государственной власти выполняет свою главную функцию - представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.

Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.

Стороны социального партнерства: понятие

В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон. Различают определенные формы социального партнерства. В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.

Система социального партнерства имеет несколько уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • уровень предприятия.

На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.

Стороны социального партнерства, то есть работники и работодатели, выполняют свою функцию.

Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.

Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:

  • стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
  • Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
  • Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
  • Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
  • Соблюдение сторонами норм законодательства.
  • Наделение сторон необходимыми полномочиями.
  • Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
  • Реальность накладываемых обязательств.
  • Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
  • Контроль за соблюдением всех указанных условий трудового договора.
  • Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.

Права и обязанности работников

Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:

  • заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
  • получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
  • рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
  • получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
  • отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
  • получать все необходимые данные об условиях труда;
  • повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
  • иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
  • участвовать в управлении предприятием согласно закону;
  • вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
  • иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
  • разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
  • рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
  • получать социальное страхование.

Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:

  • выполнять свои трудовые функции;
  • гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
  • соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
  • выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
  • беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
  • ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.

Правомочия работодателей

Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:

  • оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
  • соблюдать все нормы трудового законодательства;
  • обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
  • оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
  • проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
  • рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
  • гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
  • обеспечивать работникам необходимые условия труда;
  • компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.

В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:

  • заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
  • требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
  • требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
  • вознаграждать за хорошо выполненную работу;
  • проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
  • защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
  • проводить необходимые коллективные переговоры;
  • создавать внутренние документы организации.

В результате изучения материалов главы б обучающийся должен:

знать

  • понятие и основные принципы социального партнерства;
  • перечень сторон социального партнерства и их особенности;
  • формы социального партнерства;
  • правила ведения коллективных переговоров;
  • понятие коллективного договора и его содержание;
  • понятие и виды соглашений, порядок их разработки и заключения;

уметь

Решать правовые коллизии при выявлении противоречий между положениями нормативных правовых актов и статьями коллективного договора, соглашения;

владеть

  • навыками составления проектов коллективных договоров и соглашений;
  • способностью применять положения коллективных договоров и соглашений для решения конкретных практических задач в сфере трудового права.

Понятие и основные принципы социального партнерства. Его стороны и система. Общая характеристика форм социального партнерства

Социальное партнерство – это новый институт российского трудового права, появившийся в ТК РФ с момента его принятия в 2002 г. Ему отведена целая часть – часть вторая Кодекса, содержащая раздел II "Социальное партнерство в сфере труда". Данный раздел состоит из семи глав, с третьей по девятую, ст. 23–55.

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

До введения в ТК РФ легального определения данного понятия специалисты трактовали его по-разному. Так, А. Силин определял социальное партнерство как "систему регулирования трудовых отношений" ; Г. Ю. Семигин – как "способ регулирования... социально-трудовых отношений" ; И. Я. Киселев отмечал, что социальное сотрудничество – это взаимодействие партнеров в ходе создания и применения трудовых норм, как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров . В. Л. Михеев, использующий междисциплинарный подход, рассматривал социальное партнерство как цивилизованную систему общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящуюся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления . По мнению А. Ф. Нуртдиновой, социальное партнерство является сложным социологическим феноменом. Оно, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой – идеологию такого сотрудничества .

Ряд авторов указывает на "условность" данного понятия, поскольку "истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов у работников и работодателей наличествует и общность интересов: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой – необходимость заключения соглашения о “социальном мире”, выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя)" .

Несомненно, что социальное партнерство – это сложное социальное, правовое, скорее всего, философское и мировоззренческое явление. Более того, оно является новым для российской истории, поскольку в дореволюционный период оно еще просто не успело сформироваться, а в советский период – не существовало в связи с его ненужностью для этого государственного строя. И мы только начинаем привыкать к нему: постепенно и медленно; стороны трудовых отношений применяют принципы социального партнерства к общественным отношениям, складывающимся между ними.

Основные принципы социального партнерства изложены в ст. 24 ТК РФ. Их 12:

  • – равноправие сторон;
  • – уважение и учет интересов сторон;
  • – заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • – содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • – соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • – полномочность представителей сторон;
  • – свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • – добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • – реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • – обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • – контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • – ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Рассмотрим наиболее важные из данных принципов подробнее.

Равноправие сторон является первым из них. Это связано с тем, что только стороны переговоров, обладающие равными правами и одинаковым юридическим инструментарием, способны обеспечить реальное согласование взаимоприемлемых условий сотрудничества. Обеим сторонам трудового договора и социального партнерства ТК РФ гарантирует равные права по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и иных органов социального партнерства.

В трудовом праве в целом и в рассматриваемом институте в частности реализация, законодательное воплощение данного принципа имеет свою специфику, которая выражается в том, что законодатель предусмотрел для работников и их представителей дополнительные гарантии и возможности. То есть обеспечение равенства прав достигается в трудовом праве путем их "выравнивания" с помощью либо предоставления бо́льших прав работникам, либо возложения бо́льших обязанностей на работодателей.

В рассматриваемой области установлены, в частности, обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32 ТК РФ), запрещение уклоняться от ведения коллективных переговоров, обязанность предоставлять необходимую информацию, дополнительные гарантии для работников, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39 ТК РФ).

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе в качестве принципа социального партнерства является необходимым условием его развития, поскольку, как указывалось выше, достижение взаимоустраивающих договоренностей между сторонами, имеющими подчас противоположные интересы, весьма сложный процесс. Государственные органы в связи с этим призваны помогать сторонам начать такой диалог, выступить в нем в роли посредников и своего рода медиаторов. В некоторых случаях государство устанавливает ответственность за нарушения, допущенные сторонами в сфере социального партнерства. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в качестве третьей, равноправной стороны при заключении соглашений, являющихся, наряду с законодательными актами, важными регуляторами социально-трудовых отношений.

Следующий принцип – принцип законности – является традиционным и входит в перечень принципов практически любого правового института. Его содержание в рамках социального партнерства заключается в том, что стороны обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов при реализации всех форм социального партнерства.

Достаточно нетипичным в этом ряду выглядит принцип полномочности представителей сторон . Несомненно, что необходимые полномочия у лиц, принимающих те или иные решения или акты, должны иметься, однако в качестве принципа данное обстоятельство, как правило, не выделяется. В институте же социального партнерства данный вопрос имеет принципиальное значение в связи с возможной множественностью представителей сторон, особенно в части представителей работников. Трудовой кодекс РФ подробно регламентирует виды представителей сторон, порядок их избрания и наделения полномочиями (гл. 4).

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений , в общем виде закрепляющий возможность наступления санкций за невыполнение коллективного договора или соглашения, конкретизирован в законодательстве весьма специфически. За данные действия (бездействие) установлена административная ответственность, однако в диспозициях ст. 5.28–5.34 КоАП РФ в качестве субъектов ответственности предусмотрены только работодатели и лица, их представляющие.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Подробнее о представителях сторон см. параграф 6.2.

Специфической стороной являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Несмотря на то, что в ТК РФ не конкретизирована ветвь власти, уполномоченная быть представителем государства или муниципального образования, на практике таковыми выступают органы исполнительной власти. Они участвуют в социальном партнерстве в двух качествах: 1) как работодатели; 2) как третья сторона.

Если органы государственной власти и органы местного самоуправления являются в социальном партнерстве работодателями, то на них в полной мере распространяются все права, обязанности и ответственность представителей работодателей, установленные гл. 4. Если же им отводится роль третьей стороны социального партнерства, то здесь статус данных органов особый, не похожий на статус иных сторон. Часто эту роль называют "второстепенной", отводя органам государственной власти и местного самоуправления место "содействующей" стороны в поиске взаимоприемлемых решений, представляющей и защищающей интересы общества в целом. Между тем в современных условиях без вмешательства (участия) государства взаимодействие социальных партнеров трудно назвать партнерством, пока именно государственные органы обеспечивают начало и продвижение переговорного процесса между работодателями и работниками.

Тем не менее органы государственной власти и местного самоуправления принимают участие далеко не во всех формах социального партнерства, установленных ст. 27 ТК РФ. Так, их "сфера присутствия" – это участие в коллективных переговорах по подготовке проектов соглашений и заключению соглашений, а также проведение взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В настоящее время участие государства наиболее заметно на федеральном, региональном и отраслевом (межотраслевом) уровнях. Для регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов в сфере трудового права на федеральном уровне создана РТК , в состав которой входит координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначаемый им же. К полномочиям РТК относится в том числе заключение Генерального соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Практически во всех субъектах Федерации приняты региональные законы, учредившие трехсторонние комиссии на уровне соответствующего субъекта. Например, на территории Нижегородской области Нижегородская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений образована Законом Нижегородской области от 27.04.1999 № 40-3 "О социальном партнерстве".

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ТК РФ была введена ст. 35.1 "Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда", установившая обязанность органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере труда, а также обязательность направления проектов таких актов на рассмотрение в соответствующие комиссии и обязательность рассмотрения принятых ими решений.

Указанным Законом также была отредактирована ст. 48 ТК РФ в части придания практически обязательной силы для работодателей заключенным на федеральном уровне отраслевым соглашениям. В результате чего на данный момент заключено и действует более полусотни таких соглашений в самых различных отраслях народного хозяйства, начиная от организаций текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности и заканчивая организациями, учреждениями, подразделениями и органами внутренних дел РФ.

Система социального партнерства представляет собой совокупность различных уровней социального партнерства, на которых возможны различные виды взаимодействия партнеров. Структура уровней состоит из двух обособленных ветвей (рис. 6.1).

Рис. 6.1.

На каждом из данных уровней социального партнерства оно возможно в различных формах и форматах. Исключение составляют только некоторые их них, в частности на федеральном уровне возможен только трехсторонний диалог, а на локальном, напротив, – только двусторонний.

Формы социального партнерства перечислены в ст. 27 ТК РФ, это те правовые и фактические виды взаимодействия сторон, в которых возможно согласование их интересов. Несмотря на то что в данной статье дан их исчерпывающий перечень и формулировка статьи не позволяет считать его открытым, с учетом принципов социального партнерства можно предположить, что возможны и иные способы и варианты партнерства. Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы .

Основной правовой формой социального партнерства является ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений. Ее значимость связана с тем, что именно по результатам коллективных переговоров принимаются обязательные для исполнения документы: коллективные договоры и соглашения. Проведение таких переговоров возможно на всех уровнях социального партнерства и с участием всех его сторон. Их итогом является подписание коллективного договора или соглашения – правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения у конкретного работодателя либо в пределах территории или отрасли соответственно. Подписанные сторонами коллективные договоры, соглашения содержат трудоправовые нормы и являются источниками права, однако их положения не могут противоречить нормативным правовым актам.

Взаимные консультации (переговоры) по различным вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений также достаточно подробно прописаны в действующем законодательстве. Как уже указывалось выше, с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ поле этих переговоров было расширено. Кроме того, консультации проводятся и на уровне конкретного работодателя, например, при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ) или расторжении трудового договора по ряду оснований по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ).

Здесь следует отметить, что учет мнения представительного органа работника в случаях, предусмотренных ст. 372 и 373, отнесен ст. 53 ТК РФ к участию работников в управлении организацией, а это следующая форма социального партнерства. Очевидна непоследовательность и противоречивость норм ТК РФ в данном вопросе. Тем не менее сама суть данных процедур от этого не страдает.



Просмотров