Основные виды мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС (определение, классификации, характеристики)

Включает в себя:

    Оповещение населения об опасности и информирование, о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях,

    Эвакуация и рассредоточение,

    Инженерную защиту населения и территорий,

    Радиационную и химическую защиту,

    Медицинскую защиту,

    Обеспечение пожарной безопасности,

    Подготовку населения в области защиты от ЧС.

Указанные мероприятия проводятся заблаговременно. Проводятся с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других факторов. Объемы, содержание, сроки определяются на основе прогнозов природной и техногенной опасности на конкретной территории. При этом исходят из принципа разумной достаточности и экономических возможностей региона, объекта. Реализуют эти принципы совместно службы МЧС и учреждения гражданской обороны.

Тема 3.1. Организация гражданской обороны на объекте экономки

Система ГО организуется на всех объектах экономики. К объектам экономики относятся производственные, с/х предприятия, учебные заведения и другие организа­ции независимо от формы собственности. На объекте организуется комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Начальником ГО - Председателем КЧС объекта яв­ляется его руководитель (директор, управляющий, рек­тор и т. д.). Он несет ответственность за организацию работ по выявлению потенциальных опасностей, прогнозирование и предотвращение ЧС на предприятии, а также за постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Он подчиняется в оперативном отношении Председателю районной КЧС.

Состав объектовой комиссии по ЧС (КЧС) : Председатель, три замес­тителя (главный инженер, зам. по производству и на­чальник штаба ГО). Члены КЧС (руководители - на­чальники служб): начальник службы оповещения и связи (начальник АТС); начальник службы охраны общественного порядка (замдиректора по режиму); начальник службы убежищ и укрытий (начальник ЖКО, ОКСа); начальник службы радиационно-химической защиты (начальник заводской лаборатории); начальник противопожарной службы (инспектор госпожнадзора); начальник аварий­но-спасательной службы (главный механик); началь­ник медицинской службы (руководитель медпункта); начальник транспортной службы (начальник транспор­тного цеха); начальник МТО (замдиректора по МТО); начальник службы энергоснабжения и светомаскиров­ки (гл. энергетик); инженер по технике безопасности (начальник отдела охраны труда и окружающей среды); главный бухгалтер; председатель объектовой эваккомиссии.

Объектовое звено системы предупреждения и ликви­дации ЧС предназначено для предупреждения ЧС в мир­ное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий, обеспечения безопасности рабочих, служащих и населения, защите окружающей среды и уменьшения материального ущерба.

Основные задачи:

    обеспечение постоянной готовности органов управле­ния к действиям в ЧС;

    прогнозирование и оценка экономических и соци­альных последствий ЧС;

    обеспечение защиты рабочих и служащих;

    обучение и подготовка руководящего состава, членов КЧС и спасателей

    создание на объекте и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых и материально-тех­нических ресурсов, необходимых для проведения ликвидации последствий ЧС.

Структура объектового звена предупреждений и ликвидации ЧС: КЧС, дежурно-диспетчерская служба: рабочий орган КЧС (главный инженер, штаб ГО, начальник отдела охраны труда, начальник медслужбы, бухгалтер, юрисконсульт и зам. по режиму); оперативная группа { главный инженер, начальник штаба ГО, начальник ППС, звено свя­зи); штаб ГО.

Силы и средства, привлекаемые КЧС (объектовые формирования): два поста РХН; расчетно-аналитическая группа (РАГ); санитарно-промышленная лаборато­рия объекта; сводный спасательный отряд (команда).

Работы по уменьшению риска возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций.

Работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их отрицательных последствий в нашей стране ведутся в двух направлениях.

    проводятся различные технические и организационные мероприятия, которые должны: либо полностью предотвратить возникновение техногенной чрезвычайной ситуации, либо существенно уменьшить ее (или возникновение природной чрезвычайной ситуации) масштабы, Для этого в первую очередь совершенствуют и снабжают современными защитными устройствами существующие технические системы. Их оснащают средствами предупреждения и защиты от пожаров, взрывов, ударов, молний и т. д.

    специально подготавливают персонал, обслуживающий конкретные объекты, и сами объекты к действиям в условиях уже возникшей чрезвычайной ситуации. Для этого создаются детальные планы (сценарии) действия отдельных сотрудников и их групп при различных учреждениях. При этом необходимо прогнозирование степени нарушения безопасности жизнедеятельности и его размеров в зависимости от воздействия различных видов поражающих факторов.

С целью обеспечения качественного выполнения перечисленных работ и контроля за ними правительством было подготовлено постановление № 675 от 1 июля 1995 г. Его выполнение обязательно для предприятий любой формы собственности, могущих способствовать увеличению опасности в процессе работы и особенно при чрезвычайных ситуациях..

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Эвакуация и рассредоточение;

Инженерная защита населения и территорий;

Радиационная и химическая защита;

Медицинская защита;

Обеспечение пожарной безопасности;

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.

На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения

В России ежегодно затапливаются обширные территории. Площадь затапливаемых зон в целом по стране составляет около 15 млн га. Численность населения, проживающего на этих территориях, около 4,5 млн человек.

Опасность наводнений для жизнедеятельности человека выражается в затоплении водой жилищ, промышленных и сельскохозяйственных объектов, разрушении зданий и сооружений.

При наводнениях в городах и населённых пунктах в зависимости от уровня подъёма воды сначала заливаются подвалы зданий, внутренние дворы, расположенные ниже улиц, затем улицы и первые этажи зданий. Местность покрывается сплошным слоем воды.

На строительной площадке комплекса защитных сооружений по защите от наводнений (Санкт-Петербург). 2003 г.

При больших наводнениях в первые же часы нарушается транспортное сообщение, выходит из строя система электроснабжения и телефонная связь. Многие деревянные строения разваливаются и сносятся течением.

Существуют долговременные способы защиты от катастрофических затоплений и принимаются меры по снижению их последствий. Примером тому может служить построенная дамба, соединяющая остров Котлин, на котором расположен город Кронштадт, с берегами Финского залива. Дамба предназначена для защиты города Санкт-Петербурга от нагонных наводнений.

По величине подъёма уровня воды, повторяемости и материальному ущербу нагонные наводнения в устье реки Невы в пределах Санкт-Петербурга занимали первое место в России. Наводнения здесь возникают во все времена года, в том числе и зимой, но самые опасные бывают осенью. По расчётам специалистов, дамба должна защитить Санкт-Петербург от разрушительных наводнений.

Наряду с общими долговременными способами защиты населения от последствий наводнений проводятся и сезонные конкретные мероприятия, к которым относятся весенние противопаводковые мероприятия.

Многие населённые пункты и экономические объекты расположены в поймах рек, где разлив при весеннем таянии снега происходит из года в год. Для обеспечения безопасности населения, живущего в этих местах, проводится своевременная отсыпка дамб, поддерживаются в рабочем состоянии существующие дамбы, укрепляются берегозащитные сооружения, организуется предупреждающий подрыв льда, особенно в местах расположения мостов. Проводится проверка гидротехнических сооружений и шлюзов, осуществляется профилактический сброс воды из водохранилищ.

В начале паводкового сезона в МЧС России проходит заседание Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнениями. Ежегодно формируется Межведомственная оперативная группа, в задачи которой входит прогнозирование и отслеживание паводков, контроль за развитием возникающих чрезвычайных ситуаций и организация аварийно-спасательных работ. В субъектах Российской Федерации проводятся заседания региональных комиссий по чрезвычайным ситуациям, скапливаются необходимые материально-технические средства, создаются запасы взрывчатых веществ для подрыва ледовых заторов на реках.

В связи с постоянно повторяющимися наводнениями, вызываемыми весенними половодьями, принимаются меры по инженерной защите от затоплений.

На федеральном уровне планируются мероприятия по защите от затоплений городов, населённых пунктов, объектов экономики и ценных земель Российской федерации. Проведение этих мероприятий предусматривает строительство около 51 тыс. км защитных дамб, 12 водохранилищ противопаводкового назначения для регулирования паводочного стока вод, около 10 тыс. км берегоукрепительных сооружений.

Однако необходимо отметить, что система профилактических мер по различным причинам не всегда гарантирует полное исключение чрезвычайной ситуации на той или иной территории, связанной с наводнением. В этом случае вступает в действие система проведения спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

Весной 2001 г., по прогнозам специалистов, ожидалась довольно сложная паводковая обстановка в стране. Низкие температуры воздуха зимой, особенно в её начале, привели к значительному увеличению толщины льда на реках. Температура воздуха весной к началу паводкового сезона была на 1,5-2 градуса выше нормы. Всё это создало сложную паводковую ситуацию, особенно в течении реки Лены.

Наиболее серьёзно от наводнения пострадал город Ленек в Якутии. Вода начала прибывать 13 мая. На следующий день в Ленске был объявлен режим чрезвычайной ситуации. В Ленске начали работу дополнительные силы и средства МЧС Якутии и Дальневосточного регионального центра МЧС России. В городе было развёрнуто 14 эвакуационных пунктов, началось отселение жителей из наиболее опасных районов. 16 мая обстановка в Ленске резко ухудшилась. Уровень воды в реке в районе города составлял 17 м 40 см, что на 3 м 90 см превышало критический.

Город Ленск (Якутия) во время наводнения. Было затоплено 90% площади города. Май 2001 г.

17 мая в 24.00 Ленек полностью был залит водой, все здания были затоплены в среднем до уровня первого этажа. К утру 18 мая уровень воды в реке Лене поднялся до высоты 20 м 12 см. Сапёры и авиаторы постоянно проводили подрыв ледового затора, но только 18 мая им удалось пробить многокилометровую ледовую пробку - вода начала убывать.

В период чрезвычайной ситуации в Ленске была проведена срочная эвакуация жителей, практически все женщины и дети были вывезены из своих домов в безопасные места.

Все спасатели и специалисты МЧС работали в эти тяжёлые дни практически без отдыха, что позволило не допустить больших человеческих жертв (в Ленске во время наводнения погибло 7 человек).

Необходимо подчеркнуть, что каждый человек должен и сам заботиться о своей безопасности при угрозе возникновения и во время наводнения. Для этого необходимо хорошо знать рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения при наводнении.

Проверьте себя

  1. Какие мероприятия по защите населения от последствий наводнений проводятся заблаговременно?
  2. Какие мероприятия по защите населения проводятся во время наводнения?

После уроков

Представьте ситуацию: Вы проживаете на территории, в которой периодически случаются наводнения. Выпишите в свой дневник безопасности основные мероприятия по защите населения от наводнений, предусмотренные планом вашего образовательного заведения.

Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС включает в себя:

§ оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

§ эвакуацию и рассредоточение;

§ инженерную защиту населения и территорий;

§ радиационную и химическую защиту;

§ медицинскую защиту;

§ обеспечение пожарной безопасности;

§ подготовку населения в области ГО и защиты от ЧС и другие.

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Составной частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий для защиты населения обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

30 Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;разработка и осуществление инженерно–технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов;проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. Главной целью мониторинга является предоставление данных для точного и достоверного прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся наблюдением за отдельными видами опасностей. Мониторинговая информация служит основой для прогнозирования, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого–либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайной ситуации– это опережающее предположение о вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения и ее источника в прошлом и настоящем. Главным в этом процессе является информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежат эвристический и математический подходы. Суть эвристического подхода состоит в изучении и использовании мнений специалистов–экспертов. Этот подход применяется для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя. Математический подход заключается в использовании данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта после их обработки математическими методами для получения зависимости, связывающей эти характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени. Этот подход предполагает активное применение моделирования или экстраполяции

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение противником в случае войны различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни и здоровья значительных групп населения. Все указанные явления принято объединять понятием чрезвычайной ситуации (ЧС). В общем случае под ЧС принимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в том числе применение возможным противником средств поражения, которые могут повлечь (или повлекшим) за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Последствия ЧС могут быть самыми разнообразными. Они зависят от вида, характера и масштабов ситуации. Основными видами последствий ЧС являются: гибель и заболевания людей, разрушения, радиоактивное загрязнение, химическое или бактериологическое загрязнение и т. п. Следует подчеркнуть, что на людей, находящихся в экстремальных условиях ЧС, наряду с различными поражающими факторами, действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде реактивных (психогенных) состояний. Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации вне зон поражения. Если радиусы воздействия опасных и вредных факторов ЧС можно с разной степенью достоверности определить заблаговременно расчетным путем, то радиус психологического воздействия в действительности может иметь самые различные значения. В ряде случаев он может во много раз превосходить радиусы других поражающих факторов.Территория, с расположенными на ней населением, животными, зданиями и сооружениями, инженерными сетями и коммуникациями на которой возникла ЧС, называется зоной ЧС (ГОСТ Р 22.0.02-94). По форме зона ЧС может быть круглой (при взрыве, землетрясении), в виде эллипса (при химическом и радиоактивном заражении), полосы (при урагане, смерче), неправильной формы (при наводнении, пожаре). Территория, в пределах зоны ЧС, где произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, называется очагом поражения (ОП). Они бывают простые (однородные) и сложные (комбинированные). Простым очагом поражения называют очаг, возникающий под воздействием одного поражающего фактора, например, разрушения от взрыва, пожара, только химического или бактериологического заражения. Сложные очаги поражения возникают в результате действия нескольких поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Например, взрыв на химическом предприятии влечет за собой разрушение, пожары, химическое заражение окружающей местности; землетрясение и ураган помимо разрушения сооружений, могут вызвать затопление прибрежной полосы, пожары от повреждения электрических сетей, химическое заражение в результате утечки ядовитых веществ при разрушении емкостей и т. д.

31 Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование ЧС обычно имеет цель установить возможный факт ее появления и возможные последствия. Для прогнозирования ЧС используют закономерности территориального распределения, и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в живой и неживой природе.Методика прогнозирования заключается в определении вероятности аварий и катастроф путем выявления источников опасности; определения части оборудования, которое может вызвать опасные состояния; исключения из анализа маловероятных случаев. Обычно источником опасности являются источники энергии, процесс производства и условия его осуществления. Окончательно опасность можно оценить только после оценки ЧС.Прогнозирование природных процессов и явлений возложено прежде всего на Главгидромет, но в прогнозировании ряда процессов и явлений участвуют научно-исследовательские учреждения других министерств и ведомств.Прогнозирование бурь, ураганов, смерчей осуществляется на основе изучения перемещения воздушных масс, обнаружения и определения маршрута движения циклона. Признаком, указывающим на приближение циклона является нарушение нормального суточного хода атмосферного давления и его падения Признаками возможного шквала или смерча являются мощные кучево-дождевые облака. Смерч прогнозируют также путем обнаружения атмосферных радиопомех, так как обычно вокруг смерчей образуется электромагнитное поле строго определенного диапазона частот. Смерчи прекращают свое существование над лесами, возвышенностями, в городах. Это используется для прогнозирования смерчей.Прогнозирование ливней, затяжных дождей, заморозков и сильных снегопадов основывается на оценке облачного покрова, атмосферного давления, влажности, температуры воздуха, направления и силы ветра. Обычно такие прогнозы отличаются значительной точностью, и население оповещается о них по средствам массовой информации. Прогнозирование грозы, молнии, града возможно на основе анализа и оценки кучево-дождевых облаков, температуры воздуха на высотах 7-15 км. Если на этих высотах температура достигает -15-200С, то ожидается гроза, а при переохлаждении воды - и град.Прогнозирование засухи делают на основе анализа и оценки результатов прогнозирования выпадения дождей, степени увлажнения почвы за счет таяния снега весной, учитывается особенность почвы, ландшафт и дрПрогнозирование наводнений основывается на анализе и оценке количества таящего снега весной, скорости его таяния, глубины промерзания грунта на полях, наличие заторов и зажоров на реках и т.д. Наводнения могут возникнуть и за счет затяжных или ливневых дождей, а также за счет аварий и катастроф на гидротехнических сооружениях.Прогнозирование лесных и торфяных пожаров основывается на оценке состояния погоды, прогнозирования засухи, степени посещаемости леса людьми и т.д. Так, при жаркой погоде, если дождей не бывает 15-18 дней, то лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар.Прогнозирование землетрясений. Республика Беларусь находится вне пояса сильных землетрясений. Магнитуда сейсмических волн от землетрясений, эпицентры которых находятся на расстоянии многих сотен и тысяч километров, на территории РБ не превышает 4 баллов по шкале Рихтера. РБ получает информацию прогнозирования землетрясений от других стран.

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.Главными целями мониторинга и прогнозирования ЧС являются контроль состояния природных и техногенных источников ЧС, а также заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.Мониторинг и прогнозирование ЧС включает следующие мероприятия: сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных и техногенных источников ЧС; лабораторный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование места, времени и параметров источников ЧС; прогнозирование места, времени, параметров и сценариев развития ЧС; прогнозирование видов и параметров последствий ЧС, расчет сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС.Таким образом, на основе данных о состоянии окружающей природной среды и потенциально опасных объектов осуществляется прогнозирование ЧС. Кроме того, при составлении прогнозов используются данные, представляемые различными министерствами и ведомствами.Прогнозированию могут подвергаться следующие аспекты ЧС: предвестники ЧС; параметры источников ЧС; последствия ЧС; действия органов управления, сил и средств по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий ЧС.Прогнозы ЧС подразделяются на четыре класса заблаговременности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный и прогноз стратегического планирования.

Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС «Антистихия» осуществляет подготовку и представление следующих прогнозов:

1. долгосрочный прогноз стратегического планирования (на год);

2. долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осенне-зимний период;

3. долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;

4. долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;

5. среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;

6. краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;

7. оперативный ежедневный прогноз;

8. экстренное предупреждение.

На основе прогнозирования разрабатываются мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС. Они подразделяются на фоновые и защитные. Фоновые (постоянно проводимые) мероприятия основаны на долгосрочном прогнозе. Сюда относятся создание надежной системы оповещения населения об опасностях; устройство защитных сооружений; обеспечение населения средствами индивидуальной защиты; организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля; обучение населения правилам поведения и действиям в ЧС; отказ от строительства АЭС, химических и других опасных объектов - источников опасности в экономически уязвимых районах.

Защитные мероприятия осуществляются после предсказания момента ЧС: развертывание систем наблюдения и разведки для уточнения прогноза, ввод в действие специальных правил функционирования экономики и общественной жизни, нейтрализация источников (объектов) повышенной опасности, готовность спасательных служб, частичная эвакуация населения.

32 ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Ликвидация чрезвычайных ситуаций- это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.
Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
- разведку маршрутов движения и участков работ;
- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
- подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
- поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;
- оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
вывоз (вывод) населения из опасных зон;
- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).
Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
Неотложные работы включают:
- прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
- обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника;
- санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР)

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах бедствия района чрезвычайной ситуации является одной из основных задач сил и средств РСЧС (в том числе и ГО).Целью проведения АСДНР в очагах поражения является спасение людей и оказа­ние медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего про­ведения восстановительных работ.Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов и из разрушенных защитных сооружений, оказания им первой медицинской и первой врачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения.Содержание аварийно-спасательных работ :-ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;-локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;-розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;-вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спа­сение находящихся в них людей-подача воздуха в заваленные защитные сооружения;-оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения-вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;-санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую оче­редь на транспорт грузят тяжелопораженных, а затем пораженных средней тяжести, ко­торые могут ехать сидя, последними - легкопораженных.Основное требование к организации первой медицинской помощи - оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществить их эва­куацию в лечебные учреждения.Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спаса­тельных работ и обеспечения работоспособности объекта Содержание других неотлож­ных работ :-прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;-локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;-укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;-ремонт и восстановление разрушенных линии связи и коммунально-энергетических сетей-обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;-ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов аварий и ка­тастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.В планах комиссий по ЧС предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в заданном районе. Состав и построение группировки уточняется при угрозе возникновения ЧС и после ее возникновения с учетом сложившейся обстановки, реально­го наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирова­ния. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первооче­редных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.Второй эшелон - для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.Резерв - для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (коман­да), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инже­нерными, радиационной и химической защиты).ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и другие работы.Успешное проведение АСДНР достигается :-своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку; быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач; высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава; знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;-заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально- энергетических и технологических сетей, мест хранения опасных химических веществ (АХОВ), мест расположения и характеристики защитных сооружений;-непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.Специфика организации практических действий в аварийной ситуации с АХОВ требует большого объема первичной информации о конкретном токсичном веществе, оп­ределяющем химическую обстановку в районе аварии.Для работы на объекте в зоне заражения командиру формирования выдается на­ряд-допуск, утвержденный председателем комиссии по ЧС и подписанный начальником отдела ГО объекта Наряд-допуск готовится по произвольной форме, но в любом случае он должен содержать следующие вопросы: ответственное лицо за выполнение работы; место, время, характер работы (тип АХОВ, концентрация и плотность заражения, температура воздуха и т.п.), задача подразделению (формированию ГО, команде);обязательные СИЗ; список личного состава с распиской в ознакомлении с требованиями безопасности; основные требования безопасности; фамилии, инициалы и подписи инструктирующего и инструктируемого, начальника газоспасательной службы, ответственного за химический контроль и экс­плуатацию СИЗ.Наряды-допуски подшивают в отдельные дела и хранят в архиве длительное время (не менее 50 лет). Ликвидация последствий химических аварий должна быть закончена в предельно короткие сроки, поэтому все работы следует проводить круглосуточно.

Страница 9 из 19


Мероприятия по защите населения, проводимые заблаговременно

1. Проектирование, строительство и эксплуатация с учетом норм безопасности населения в ЧС, характерных для данного региона.

При этом проводятся: выбор места строительства с учетом минимального ущерба от воздействия прогнозируемой ЧС; обеспечение требуемой устойчивости объекта по отношению максимальной интенсивности поражающих факторов ЧС; обеспечение безопасности эксплуатации потенциально опасных объектов.

Выбор места строительства новых городов и промышленных объектов осуществляется на основе сейсмического районирования территорий страны, а также определения районов, наиболее подверженных воздействию других стихийных бедствий. При этом в зонах возможных катастрофических ситуаций исключается или ограничивается строительство потенциально опасных объектов, ужесточаются строительные нормы и правила. В сейсмоопасных районах осуществляется сейсмостойкое строительство, в зонах возможных затоплений строительство ведется на возвышенных местах, сваях и т.п.

Учитывается также наличие вблизи района застройки потенциально опасных объектов и возможный характер их воздействия. По отношению к химически – или радиационно опасным объектам место строительства должно выбираться с учетом направления господствующих ветров и глубины распространения возможных зон загрязнения при максимальной запроектной аварии.

Обеспечение безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов достигается путем создания санитарно-защитных зон, надежных систем защиты населения от радиоактивных (химических) поражений как при нормальной (безаварийной) работе объекта, так и в случае аварии с выбросом радиоактивных (сильнодействующих ядовитых) веществ, а также систем аварийной остановки объекта.

2. Строительство и поддержание в постоянной готовности коллективных средств защиты (защитных сооружений).

Защитные сооружения предназначаются для защиты населения от воздействия поражающих факторов различных чрезвычайных ситуаций. Они подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ).

Убежище специальное сооружение для защиты личного состава войск и гражданского населения от средств поражения.

Укрытия искусственные сооружения или естественные особенности рельефа (например, ущелья, овраги), растительности (например, лесные массивы), используемые для защиты личного состава и гражданского населения от средств поражения.

Защитные сооружения гражданской обороны – убежища и укрытия для защиты в военное время населения, органов управления, узлов связи от воздействия оружия массового поражения.

Защитные сооружения гражданской обороны должны строиться на участках местности, не подвергающихся затоплению и оползням, иметь свободные подходы, а также входы (выходы), оборудованные с той же степенью защиты, что и основные помещения. Кроме того, они должны располагаться на таком удалении от мест работы или проживания укрываемых, чтобы последние смогли добраться до защитного сооружения не более, чем за 15 минут.

Защитные свойства сооружений определяются избыточным давлением воздушной ударной волны, которые могут выдержать его конструкции и коэффициентом, степенью герметизации и коэффициентом ослабления, показывающим, во сколько раз уровень радиации на открытой местности выше, чем внутри сооружения.

Воздушная ударная волна – распространяющаяся со сверхзвуковой скоростью тонкая переходная область, в которой происходит резкое увеличение плотности, давления и температуры воздуха; поражает людей и животных, разрушает сооружения, уничтожает и повреждает боевую технику.

Убежища – это сооружения, обеспечивающие наиболее надежную защиту от большинства поражающих факторов, возникающих в различных ЧС: воздушной ударной волны и обломков разрушенных зданий при мощных взрывах, воздействия радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ, высоких температур и вредных газов при пожаре. Убежища для защиты населения, рабочих и служащих должны выдерживать избыточное давление не ниже?
(100 кПа = 1 кГ/см 2), иметь коэффициент ослабления радиации 1000–2000. Значительно большей защитой по всем параметрам обладают станции глубокого залегания метрополитена, используемые в качестве убежищ.

3. Планирование эвакуации населения, заблаговременная подготовка эвакуационных пунктов и районов расселения эвакуируемых.

Эвакуация представляет собой организованный вывод (вывоз) населения из опасных зон и зон бедствия в безопасные районы. Это основной способ защиты населения в таких чрезвычайных ситуациях, как наводнение, землетрясение, цунами, при производственных авариях с загрязнением местности радиоактивными или сильнодействующими ядовитыми веществами, а также при угрозе применения средств поражения в условиях войны. Решение на проведение эвакуации, в зависимости от ее масштаба, может быть принято правительством, комиссией по ЧС республики, области (края) или объекта.

4. Накопление необходимого количества средств индивидуальной защиты промышленного изготовления и заблаговременная подготовка простейших средств для населения должны осуществляться дифференцированно (в соответствии с конкретными поражающими факторами прогнозируемых для данного региона ЧС) под руководством штабов ГО и ЧС. При этом личный состав формирования – рабочие и служащие – обеспечиваются средствами индивидуальной защиты на своих объектах, остальное население – по месту жительства. Хранятся средства индивидуальной защиты на специальных складах и выдаются населению при оповещении о возникновении ЧС. Склады средств индивидуальной защиты должны быть максимально приближены к рабочим местам, чтобы они могли быть выданы и использованы в короткий срок.

Организация выдачи и подготовки средств индивидуальной защиты требует значительного времени, что затрудняет использование их в условиях радиационных и химических загрязнений, возникающих в результате промышленных аварий, когда зоны загрязнения образуются в крайне ограниченное время. Поэтому все население должно самостоятельно изготовить и хранить в доме в постоянной готовности простейшие средства защиты (ватно-марлевые повязки и противопыльные тканевые маски) либо закупить средств индивидуальной защиты промышленного изготовления.

5. Подготовка сил и средств для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Определение количества, состава и оснащения необходимых сил РСЧС осуществляется на базе прогнозирования и моделирования ЧС, характерных для данного региона. При этом исходят из наиболее сложной обстановки, которая может создаться в прогнозируемых ситуациях.

Для немедленного реагирования на чрезвычайную ситуацию решением региональных исполнительных властей, по предложениям соответствующих штабов ГО и ЧС, создается, оснащается и обучается минимум необходимых мобильных региональных формирований, содержащихся и финансируемых за счет бюджета. Они должны иметь наиболее совершенные средства защиты и проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ (поисковую аппаратуру, средства радиационной, химической разведки и индивидуальной защиты, подъемно-транспортные устройства и т.п.), соответствующие характеру ожидаемых ЧС.

В целях наиболее квалифицированного проведения защитных мероприятий, спасательных и аварийно-восстановительных работ и ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах промышленных объединений, владельцы химически опасных производств должны на собственные средства создавать профессиональные аварийно-спасательные отряды, предназначенные для защиты населения, проживающего в зонах возможного загрязнения СДЯВ,
в случае аварий на подведомственных им объектах.

Количественный состав, организация и оснащение территориальных и объектовых формирований РСЧС также должны определяться в зависимости от характера и масштабов прогнозируемых ЧС и соответствовать количеству населения (рабочих и служащих), подлежащих защите, а также возможному объему спасательных и аварийно-восстановительных работ на территории или объекте, где создаются эти формирования.

6. Обучение населения действиям в условиях ЧС является обязательным для всех граждан страны.

Организация обучения рабочих и служащих на объекте экономики возлагается на руководство объекта, остального населения – на территориальные штабы ГО и ЧС.

В интересах качественной подготовки к выполнению задач или обязанностей в условиях ЧС все население условно подразделяется на пять категорий обучаемых: руководящий состав объекта; личный состав формирований; рабочие и служащие; учащаяся молодежь; население, не занятое в промышленном производстве и сфере обслуживания, и не работающие.

Каждая из категорий обучается по специальной программе. Руководящий состав проходит обучение на курсах повышения квалификации или специальных курсах, организуемых в системе РСЧС; личный состав формирований, рабочие и служащие объекта – на объекте в учебных группах, подобранных с учетом выполняемых ими обязанностей в условиях ЧС; учащаяся молодежь – по программам своих учебных заведений, а остальное население – путем самостоятельного изучения брошюр, памяток и другой литературы, а также прослушивания лекций и бесед, передаваемых по средствам массовой информации.

Кроме того, в целях приобретения и совершенствования практических навыков и слаженных действий персонала объекта и бойцов формирований в составе подразделений в сложной обстановке ЧС, на объектах и в вузах проводятся комплексные учения или объектовые тренировки, в ходе которых обучаемым приходится действовать в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям ЧС.

7. Проведение контроля за состоянием окружающей среды в потенциально опасных объектов.

Контроль за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов осуществляется различными структурными подразделениями наблюдения и контроля РСЧС, в том числе профильных министерств и ведомств, а также средствами отдельных объектов.

8. Прогнозирование возможных ЧС и их вероятных последствий позволяет заблаговременно провести ряд мероприятий по повышению защищенности населения, устойчивости объектов экономики и жилого фонда к воздействию поражающих факторов возможной ЧС, предусмотреть выполнение тех или иных сигналов защиты, целенаправленно готовить силы и средства РСЧС и население.

9. Наличие и поддержание в постоянной готовности системы оперативного оповещения о ЧС является одним из важнейших мероприятий по защите населения. Система оперативного оповещения базируется на использовании имеющихся средств связи и передачи данных, а также технических средств массовой информации на всех уровнях от федерального до отдельного объекта экономики. Кроме того, для оповещения населения используется сеть звуковых средств (сирен), созданная по линии ГО. Сообщения передаются по всем средствам информации вне очереди.

10. Создание оперативных резервов и запасов материальных средств РСЧС осуществляется по линии соответствующих министерств и Госрезерва. Наличие резервов продовольствия, медицинских, материально-технических ресурсов и средств первой необходимости непосредственно в регионах, где возможно возникновение ЧС, позволяет КЧС, не дожидаясь поставок из центра, обеспечить всем необходимым проведение спасательных и аварийно-восстановительных работ и оказание медицинской и материальной помощи пострадавшему населению.

11. Защита продовольствия и источников водоснабжения от загрязнения радиоактивными, сильнодействующими ядовитыми веществами и болезнетворными бактериями должна осуществляться заблаговременно, поскольку в условиях стремительного развития большинства аварий и катастроф, связанных с загрязнением воздушной среды и водоемов, сделать это с возникновением ЧС чаще всего не представляется возможным. В этих целях на очистных сооружениях водопроводных станций предусматриваются резервные линии для очистки воды, поступающей из загрязненных (зараженных) водоемов, от радиоактивных, сильнодействующих ядовитых веществ и бактериальных средств; проводятся инженерные мероприятия по защите водозаборов на подземных источниках воды; герметизируются склады продовольствия и пищевого сырья и другие мероприятия.



Индекс материала


Просмотров