Определение о продлении конкурсного производства. Конкурсное производство как процедура банкротства. Основные этапы банкротства - цели и взаимосвязи

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство » происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность , рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.

Надо отметить, что до принятия Закон а о банкротстве 1998 г. ни раз вставал вопрос о сроках осуществления конкурсного производства. В Законе о банкротстве 1992 г. срок не был определен, поэтому такие дела длились годами, не оставляя кредиторам надежды на получение хотя бы части задолженности. В Законе о банкротстве 1998 г. сроку продолжительности конкурсного производства посвящена ст. 97. В данной статье говорится, что «срок конкурсного производства не может превышать один год. Арбитражный суд вправе продлить указанный срок на шесть месяцев». Кажется, что данная проблема решена, но на самом деле все остается по прежнему, так как в п. 3 вышеназванной статьи отмечается, что «при необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх сроков, предусмотренных п. 2» этой статьи. В итоге, предельный срок конкурсного производства не определен. Определение срока осуществления конкурсного производства остается на усмотрение арбитражного суда. Продолжительность осуществления конкурсного производства зависит от объема и сроков проведения соответствующих мероприятий. Например, принятие мер, направленных на поиск и возвращение имущества должника, находящегося у третьих лиц. Представляется, что предельный срок конкурсного производства должен быть установлен. Если в течении определенного законом срока на лицо будет абсолютная неплатежеспособность должника, неспособность удовлетворить хотя бы часть требований кредиторов, должник должен быть ликвидирован. Ликвидация должника в данном случае прекратит судебные расходы, в том числе и расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

3. Конкурсный управляющий

Понятие

При принятии решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий (ст. 2 Закона о банкротстве). Конусным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора (п. 1 ст. 19 Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве 1998 г. разрешил существенный вопрос. Он определил статус конкурсных управляющих как плательщиков страховых взносов. Ранее данная проблема стояла перед Пенсионным фондом РФ. В настоящее время эта проблема решена, так как ст. 19 Закона о банкротстве арбитражные управляющие отнесены к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, на них распространяется порядок уплаты и тариф, на основании которых уплачивают страховые взносы индивидуальные предприниматели.

Порядок и условия назначения управляющего

Существует определенный ст.ст.71 и 72 Закона о банкротстве порядок назначения конкурсного управляющего. Кандидатура конкурсного управляющего может предлагаться на собрании кредиторов либо самими кредиторами, либо налоговым или иным уполномоченным органом, а также должником или собственником имущества должника унитарного предприятия. Утверждает выдвинутую кандидатуру собрание кредиторов. После того как кандидатура конкурсного управляющего получила большинство голосов, она предлагается на утверждение арбитражному суду. Арбитражный суд, рассматривая предложенную кандидатуру арбитражного управляющего, проверяет ее на предмет соответствия требованиям, установленным Законом о банкротстве. Здесь надо отметить необходимость разъяснения данного положения. Так, в Письме ФСДН от 1 октября 1998 г. № Р-1 «О вопросах, связанных с применением процедур банкротства» разъясняется, что отклонение предложенной кандидатуры арбитражного управляющего возможно в случае несоответствия данной кандидатуры требованиям, установленным Законом о банкротстве. Отклонение предложенной кандидатуры по иным основаниям, в том числе по результатам оценки деловых и иных личных качеств кандидата в арбитражные управляющие, незаконно. Данное положение доказывает объективность суда в выборе арбитражного управляющего. Законом предусмотрена и ситуация, когда собрание кредиторов не предложило ни одной кандидатуры. В этом случае арбитражный суд назначает конкурсного управляющего по предложению других лиц, участвующих в деле или из числа лиц зарегистрированных в арбитражном суде в качестве управляющих. В случае, если нет возможности назначить конкурсного управляющего в указанном порядке, арбитражный суд может назначить конкурсного управляющего из числа сотрудников ФСДН по представлению последнего (п. 4 ст. 185 Закона о банкротстве).

По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов, арбитражный суд может назначить нескольких конкурсных управляющих (ст. 99 Закона о банкротстве). В функции арбитражного суда при назначении нескольких управляющих входит распределение между ними обязанностей в зависимости от сложности выполняемых задач, а также определение пределов ответственности каждого из них.

В настоящее время деятельность конкурсных управляющих подлежит лицензированию. До введения положений о лицензировании деятельности арбитражного управляющего конкурсные управляющие могли осуществлять свою деятельность на основании полученного в установленном порядке аттестата специалиста по антикризисному управлению при условии назначения конкурсным управляющим и регистрации в соответствующем арбитражном суде. Согласно Закону о банкротстве 1998 г. вводится обязательное лицензирование деятельности арбитражного управляющего. Данное положение действует с 1 января 1999 г. Лицензия на осуществление деятельности арбитражного управляющего выдается Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Деятельность управляющего

В статье 101 Закона о банкротстве перечислены функции и полномочия конкурсного управляющего. Согласно п.1 ст. 101 Закона о банкротстве «с момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника» за исключением случаев, когда необходимо получение согласия кредиторов относительно продажи имущества на открытых торгах (п. 1 ст. 112 Закона о банкротстве). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему, в противном случае органы управления и руководитель должника несут ответственность в соответствии с законодательством. С момента назначения конкурсного управляющего вся деятельность должника находится под контролем последнего. Согласно ст. 101 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, предъявлять требования к учредителям, собственнику имущества должника, иным лицам, связанным обязательствами с должником. В случае, если банкротство организации произошло по вине вышеперечисленных лиц, последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства (п. 3 ст. 56 ГК РФ). К вышеуказанным лицам могут относиться лица, имеющие в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, или, например, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания.

Важным вопросом в деятельности конкурсного управляющего является оплата его услуг. Согласно Закону о банкротстве 1992 г. размер вознаграждения конкурсного управляющего определялся собранием кредиторов. Неудобство положений данного Закона заключалось в том, что собрание кредиторов не регламентировало характера и порядка осуществления выплат, не устанавливался минимальный и максимальный предел суммы вознаграждения управляющему. На практике, управляющему устанавливалось и выплачивалось ежемесячное вознаграждение. Размер вознаграждения зависел от сложности и объема работы, расходов конкурсного управляющего, в связи с осуществлением деятельности. В результате не было четкой схемы определения вознаграждения. Данный вопрос зависел от решения собрания кредиторов и конкурсный управляющий зачастую не мог определить заранее суммы причитающегося вознаграждения. Размер оплаты услуг конкурсного управляющего колебался от 10 до нескольких сотен минимальных размеров оплаты труда.

Оплата услуг конкурсного управляющего, согласно ст. 22 нового Закона о банкротстве, производится в виде вознаграждения. Ежемесячный размер данного вознаграждения определяется собранием кредиторов с утверждением арбитражным судом либо непосредственно утверждается арбитражным судом (п. 2 ст.159 3акона). Как показывает практика, размер этого вознаграждения, как правило, равен размеру заработной платы руководителя организации должника. Указанное вознаграждение выплачивается за счет имущества должника. Здесь возникает проблема выплаты вознаграждения конкурсному управляющему при отсутствии у должника какого либо имущества. Согласно п. 4 ст. 25 Закона о банкротстве, данная проблема разрешается при помощи созданного при ФСДН специализированного фонда. В случае заключения конкурсным управляющим договора с ФСДН возникает гарантия получения конкурсным управляющим минимального вознаграждения. Законом о банкротстве 1998 г. установлено, что минимальный и максимальный размер вознаграждения управляющему может предусматриваться правовыми актами Российской Федерации.

В Законе о банкротстве оговаривается и возможность установления дополнительного вознаграждения управляющего по результатам его деятельности. Но выплата данного вознаграждения реальна только после принятия соответствующих федеральных законов и правовых актов Российской Федерации. Здесь может возникнуть проблема в связи с своевременным принятием такого рода актов, потому как до их принятия дополнительное вознаграждение арбитражным управляющим не может быть выплачено.

В сравнении с Законом 1992 г.. Закон о банкротстве 1998 г. в большей мере защищает право на вознаграждение конкурсного управляющего. Существенной гарантией получения арбитражным управляющим вознаграждения, было бы определение минимального и максимального предела вознаграждения непосредственно в Законе о банкротстве. Однако, в настоящее время это невозможно в связи с активным ростом инфляции и отставанием роста минимальной оплаты труда от оплаты минимальных жизненных потребностей населения.

Ответственность управляющего

Каждый конкурсный управляющий отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных непосредственно на него арбитражным судом.

Закон о банкротстве 1998 г., по сравнению с Законом 1992 г., устанавливает более строгие требования к профессиональному уровню арбитражного управляющего.

Статьей 21 Закона о банкротстве установлены две меры ответственности управляющего. Так, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей арбитражного управляющего, повлекшее убытки для должника или кредиторов, может повлечь за собой отзыв лицензии арбитражного управляющего. А те же действия, не повлекшие за собой причинения убытков должнику или кредиторам, могут явиться основанием для отстранения управляющего от исполнения им своих обязанностей.

К действиям конкурсного управляющего, повлекшим убытки, можно отнести действия, приведшие к затратам средств должника, например, в следствие неоправданно больших расходов на взыскание задолженности, то есть расходов, превышающих саму задолженность. Убытки могут быть причинены и вследствие несвоевременного принятия либо непринятия управляющим мер по обеспечению сохранности имущества должника, что приведет к потере или повреждению имущества.

Если недобросовестные действия управляющего не повлекли убытков, то управляющий лишь отстраняется от дела, но лицензия при этом не отзывается.

Конкурсный управляющий несет ответственность и в том случае, если им причинены убытки в следствие нарушения законодательства. Пример тому - осуществление должником под руководством управляющего деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии. В этом случае убытки взимаются с управляющего как с индивидуального предпринимателя в порядке ст. 25 ГК РФ и параграфа 2 главы 9 Закона о банкротстве.

Рассматривая данный вопрос надо отметить, что арбитражный суд при невыполнении прежним управляющим своих обязанностей не может назначить нового конкурсного управляющего по собственной инициативе. Арбитражный суд назначает нового конкурсного управляющего только по ходатайству собрания кредиторов. В решении собрания кредиторов должны быть сведения о кандидатуре нового конкурсного управляющего. Определение арбитражного суда об отстранении конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению. Оно может быть обжаловано.

Контроль за действиями конкурсного управляющего осуществляет собрание кредиторов, которому он предоставляет отчет о проделанной работе и арбитражный суд, которому конкурсный управляющий при необходимости предоставляет все сведения, касающиеся конкурсного производства, а также отчет о результатах проведения конкурсного производства.

Cтраница 1


Срок конкурсного производства не может превышать один год.  

Срок конкурсного производства не может превышать один год. Арбитражный суд вправе продлить указанный срок на шесть месяцев, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.  

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Срок конкурсного производства не превышает одного года, однако допускается его продление арбитражным судом на б месяцев.  

Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и открытии конкурсного производства является заявление должника, кредиторов, или одного из них, а также прокурора. Срок конкурсного производства не может превышать один год, но решением арбитражного суда его можно продлить на шесть месяцев и более.  

Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев.  

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев.  

При необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх сроков, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства сверх сроков, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, может быть обжаловано.  

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Оно открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Срок конкурсного производства не превышает один год с возможным продлением сроком на шесть месяцев.  

Открытие конкурсного производства в отношении должника производится со дня вынесения соответствующего определения хозяйственным судом. Законом об экономической несостоятельности (банкротстве) общий срок конкурсного производства при проведении ликвидационного производства определен в шестнадцать месяцев, при проведении санации - двадцать два месяца. Срок конкурсного производства может быть сокращен или продлен хозяйственным судом в соответствии с положениями указанного закона. Информация об открытии конкурсного производства в отношении должника в целях извещения всех кредиторов и заинтересованных лиц публикуется в средствах массовой информации в порядке, установленном настоящим Законом.  

Страницы:      1

Эксперты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) предлагают внести изменения в закон о банкротстве, законодательно запретив продление общего срока конкурсного производства более чем на 24 месяца. С такой инициативой ОНФ обратился в Верховный суд РФ. Письмо с призывом внести предлагаемые изменения направлено на имя председателя ВС Вячеслава Лебедева, рассказала «Известиям» руководитель Центра правовой поддержки журналистов, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко.

Поправки предлагается внести в ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно действующей редакции которой, конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может продлеваться по решению арбитражного суда на такой же период времени. Однако, по мнению активистов ОНФ, судебная практика пошла по другому пути.

Как показывает анализ судебной практики, основной причиной увеличения сроков рассмотрения банкротных дел является именно неоднократное продление срока конкурсного производства, - отмечают в ОНФ.

«Фронтовики» обратили внимание на эту проблему, участвуя в деятельности комиссии, созданной по инициативе губернатора Краснодарского края для решения спорных вопросов фермеров, связанных с использованием сельхозземель. Так, по одному из дел, поступившему на рассмотрение в рабочую группу от представителей сельхозпредприятия, конкурсное производство в рамках процедуры банкротства длится уже пять лет.

Из-за тянущихся годами судебных споров производственные предприятия не работают тогда, когда могли бы заниматься производством и импортозамещением, считает Костенко. По ее данным, во многих регионах России распространена схема, при которой конкурсные управляющие обанкротившихся предприятий извлекают прибыль с обычной хозяйственной деятельности, например, сдавая в аренду спорное имущество, а установленные законом цели конкурсного производства не достигаются.

Верховный суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а данная проблема напрямую связана с деятельностью судов, поэтому мы считаем правильным, чтобы именно высший судебный орган выступил с подобной законодательной инициативой, - объясняет она. - Такие случаи можно встретить почти во всех регионах Российской Федерации. Например, в Томской области по девяти делам производство длится более четырех лет, в Белгородской области зафиксирован случай, когда срок конкурсного производства составил более семи лет.

Как пояснил руководитель Центра правового мониторинга МГЮУ им. О.Е. Кутафина «фронтовик» Олег Гринь, в качестве предельного срока конкурсного производства ОНФ предлагает закрепить период в 24 месяца.

Главной целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, для чего конкурсному управляющему необходимо провести инвентаризацию всего имущества и в необходимых случаях организовать проведение торгов по продаже такого имущества, - объясняет он. - В ряде зарубежных стран установлены предельные сроки конкурсного производства, такая же идея закреплена и в нашем законе - при буквальном толковании п. 2. ст. 124 закона «О банкротстве» можно прийти к выводу о том, что срок конкурсного производства с учетом его продления не может составлять более одного года. Вместе с тем Пленум Высшего арбитражного суда РФ в 2012 году сформулировал положение, в соответствии с которым продлеваться этот срок может неограниченное количество раз. На практике это привело к тому, что в ряде случаев в рамках процедуры конкурсного производства фактически осуществляется хозяйственная деятельности под руководством конкурсного управляющего.

Предлагаемые временны е ограничения в одних случаях будут полезны, но в других кредиторы могут недополучать деньги, которые могли бы получить, считает эксперт в сфере банкротства, председатель комиссии Российской коллегии аудиторов Иван Рыков. По его словам, в зависимости от конкретной ситуации срок конкурсного производства может существенно варьироваться.

Для того чтобы получить деньги (украдены они или переписаны на подставные компании), требуется время. По некоторым компаниям достаточно 1–2 лет. Поэтому сроки должны быть гибкими, - объясняет эксперт.

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд (п. 1,2 ст. 53 , п. 1 ст. 124 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закон N 127-ФЗ). Сразу оговоримся, что данное решение может быть обжаловано (п. 4 ст. 53 Закона N 127-ФЗ).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев (п. 2 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). Конкретный срок конкурсного производства указывается в упомянутом выше решении суда. Этот срок исчисляется с даты принятия решения суда, а если резолютивная часть решения была объявлена отдельно, то с даты ее объявления ().

Если конкурсное производство длится более 6 месяцев

Хотя изначально установленный срок конкурсного производства не может превышать 6 месяцев, он может быть продлен. Но опять же не более чем на 6 месяцев. Для этого необходимо подать в суд ходатайство о продлении. Сделать это может лицо, участвующее в деле о банкротстве, к примеру, конкурсный управляющий (п. 2 ст. 124 , п. 1 ст. 34 Закона N 127-ФЗ).

По итогам рассмотрения ходатайства суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). При этом Закон не требует, чтобы сведения о продлении процедуры были опубликованы в .

Причины, по которым срок конкурсного производства может быть продлен, в Законе 127-ФЗ не поименованы. То есть в каждом отдельном случае обстоятельства дела рассматриваются в суде индивидуально и с учетом их судьи оценивают необходимость продления процедуры.

Отметим, что истечение срока конкурсного производства не является основанием для прекращения процедуры, а также для прекращения полномочий конкурсного управляющего (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Максимальный срок конкурсного производства

На какой максимальный срок вводится конкурсное производство? С одной стороны, в Законе 127-ФЗ указано, что процедура может быть введена не более чем на 6 месяцев и еще на 6 месяцев продлена. То есть в общей сложности на конкурсное производство отводится год.



Просмотров