Обж разделы. Основы безопасности жизнедеятельности – предмет собирательный. Изучение ОБЖ - залог безопасности школьников

По странам

Россия

Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.

Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Тематически содержание курса включает в себя три основных раздела:

  1. безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  2. основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
  3. основы военной службы.

Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути - ключевым, для данного курса.

Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.

Республика Беларусь

Возвращение учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности в обязательную школьную программу в августе 2011 года инициируется МЧС. Прежде курс входил в школьную программу в качестве обязательного для изучения предмета, на август 2011 год - в виде факультативных занятий .

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

См. также

  • Навыки выживания

Примечания

Ссылки

  • Презентации по ОБЖ И еще презентации
  • Информационно-методическое издание для преподавателей. ОБЖ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Основы безопасности жизнедеятельности" в других словарях:

    Учебный курс, изучаемый в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования и предназначенный для подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневой жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного,… …

    Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - учебный предмет в 1 11 х классах общеобразовательной школы; преподаётся с 1998. Изучение курса ОБЖ направлено на воспитание и формирование человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций.… … Педагогический терминологический словарь

    Ежемесячное информационно методическое издание для преподавателей курса ОБЖ образовательных учреждений. Журнал ориентирован на школы, средние и высшие учебные заведения. Издаётся с янв. 1999. на базе редакции журнала Гражданская защита.… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Основные сведения Предмет Основы безопасности жизнедеятельности Зона охвата Россия Участвуют школьники 9 11 классов (Заключительный этап) Первая олимпиада Год 2009 Место г. Кислов … Википедия

    Учебное помещение для обучения учащихся и студентов учреждений общего, начального и среднего профессионального образования по курсу Основы безопасности жизнедеятельности. Предназначен для проведения плановых занятий, самостоятельной подготовки… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Меры безопасности в школах - В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Безопасность жизнедеятельности воинского формирования - Свойство процесса повседневной деятельности воинского формирования сохранить состояние, при котором уровень риска для жизни и здоровья личного состава в течении заданного периода времени, в определенных правовыми актами условиях, равен или ниже… … Энциклопедия РВСН

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет национальной безопасности. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Совет национальной безопас … Википедия

    Служба безопасности Украины … Википедия

    Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность, распознать опасность,… … Википедия

Изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

Для чего необходимо изучать ОБЖ?

Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе. Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

Программа ОБЖ в школе

Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать оценивать их.

В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира. Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы. Эта тема актуальна, так как каждый мальчик - будущий мужчина, защитник отечества.

Преподавание ОБЖ в начальной школе

Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека. Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.

Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

Практические методы изучения ОБЖ

Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета - научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы. Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации. Например, при землетрясении, наводнении.

Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

Оборудование кабинета ОБЖ в школе

Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен. В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы. Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

Оформление информационных стендов

В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды. На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности. Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

Изучение ОБЖ - залог безопасности школьников

Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы способны уберечь детей от многих проблем в будущем. Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» введён в школах нашей страны сравнительно недавно, в 1991 году. Вводился он нелегко и постепенно. До этого, правда, существовал другой, но похожий предмет - «Начальная военная подготовка». На уроках «НВП» учили не только разбирать и чистить автомат, но и, например, оказывать первую медицинскую помощь, рассказывалось, как вести себя при пожаре и в других опасных ситуациях.

Однако новая дисциплина, «Основы безопасности жизнедеятельности», задумывалась более глубокой. Предмет призван был воспитывать культуру безопасности в обществе. Курс состоит из трех тематических разделов: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы военной службы, военная безопасность государства.

В ряду школьных предметов предмет ОБЖ стоит особняком . И на это есть ряд причин. Вот лишь главные: ОБЖ единственный предмет в школе, где к преподавателю можно обращаться как по имени и отчеству, так и по воинскому званию; предмет ОБЖ преподаётся с элементами воинской дисциплины; предмет ОБЖ выводит юношей 10-х классов в мае на стрельбы из боевого оружия. ОБЖ - такой же самостоятельный предмет, как химия, физика, русский язык. Только ответственность при его преподавании гораздо выше. ОБЖ — это предмет, в котором учитель не имеет права на ошибку . От того, насколько хорошо преподаватель научит ребенка основам выживания, зависит жизнь самого школьника и окружающих его людей. Если на уроке ошибется учитель математики, максимум, что может случиться - школьник неправильно ответит на какой-то вопрос на контрольной или олимпиаде, если ошибётся учитель ОБЖ - это может стоить жизни ребёнка или окружающих людей.

Поэтому и методика преподавания предмета, немного другая, не стандартная для школы. И критерии оценки работы преподавателя ОБЖ должны быть иными, отличными от критериев оценки работы преподавателя истории, географии, математики. В том числе оценка записей в блог и выставляемых материалов на сайте «Мультиурок» по предмету «ОБЖ». Всё, что записывается мной в блоге, точно также используется и на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».

Предмет ОБЖ преподавать наиболее эффективно могут кадровые офицеры запаса министерства Обороны или профессиональные спасатели-офицеры МЧС, люди, многократно побывавшие в экстремальных и боевых ситуациях, которые могут дать учащимся не только книжные знания, но и передать свой личный опыт преодоления экстремальных ситуаций, опыт выживания в них. В результате получается живой, заинтересованный разговор, не оставляющиё учащихся равнодушными и остающийся в памяти учеников практически навсегда.

Для подготовки преподавателя ОБЖ «с нуля» необходимо затратить 11 000 учебных часов. По времени эта подготовка занимает почти девять лет. За это время можно сделать два выпуска преподавателей с дипломом бакалавра. Это, пожалуй, главная причина, почему педагогические ВУЗы не берутся за подготовку преподавателей ОБЖ. И остается одна категория, которая более-менее подготовлена для работы преподавателем ОБЖ в школе - это кадровые офицеры министерства Обороны.

Качество работы преподавателя ОБЖ на две трети зависит от качества выполненной работы учителем истории, биологии, химии, географии, физики, учителем физической культуры. Ведь практически на каждом занятии преподаватель ОБЖ опирается на ранее приобретённые учащимся знаниями по этим предметам. Образно говоря, на уроках ОБЖ шлифуются ранее приобретённые знания - с основным упором на безопасность, на правила выживания в чрезвычайной ситуации. Подготовка школьной команды к соревнованиям «Школа безопасности» тоже не обходится без участия преподавателя физической культуры. Все тестовые задания и школьных и муниципальных и региональных олимпиадных заданий предусматривают собирательность предмета ОБЖ, необходимость серьезных знаний по истории, географии, биологии, химии, физике. Прошло более двадцати пяти лет со времени введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школьный курс. Наработался опыт преподавания. Стало понятно, что преподавать, как преподавать, что требовать от учащихся.

Ни в одном из предметов школьной программы, как в уроках основ безопасности жизнедеятельности, так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому, что, не знание предмета ОБЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера. Вся работа преподавателей ОБЖ с учащимися строится на основе здоровье сберегающих технологий.

Военно-патриотическое воспитание - это самое важное направление деятельности преподавателя ОБЖ. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодёжи потому, что их деды, отцы, близкие, являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами. Идея служения Отечеству впитана ими вместе с молоком матери. Значит, это направление воспитания на данном этапе является наиболее приемлемым сегодня и может дать быстрый эффект в ближайшем будущем. Школа Мужества, пройденная старшими поколениями, достойна того, чтобы школьники о ней знали и чтобы они гордились, что в нашей стране - России любые проблемы, возникающие перед народом, всегда будут решены независимо от их сложности.

Преподавание предмета ОБЖ - это подготовка детей к жизни, к выживанию в самых сложных ситуациях, в самых сложных видах жизнедеятельности. Это воспитание гражданина - патриота, любящего свою Родину - Россию. И готового в любой момент встать в строй защитников Отечества в Вооружённых Силах России - должно быть, и есть главное в работе преподавателя ОБЖ. Подводя итог сказанному, еще раз хочется отметить, что без оснащённого оборудованием и наглядными пособиями кабинета ОБЖ, без преподавателя ОБЖ - кадрового офицера министерства Обороны сегодня невозможно в полном соответствии с программой курса решать задачи, поставленные министерством Образования РФ, министерствами Обороны и МЧС - задачи, которые ежедневно ставит перед нами жизнь. По выживанию в мире грозном и все более непредсказуемом, предвоенном, по воспитанию личности любящей своё Отечество и способной встать на защиту своей Родины-России.

Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности. Уметь защищаться от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование у молодежи безопасной жизнедеятельности, любви к своей Родине. Одним из способов достижения данной цели можно считать Всероссийскую олимпиаду школьников по основам безопасности жизнедеятельности

Курс ОБЖ, включенный в школьную программу представляет собой одну из многочисленных форм психолого - педагогического воздействия на процесс формирования личности. Программы по этой дисциплине ориентированы преимущественно на изучение правил и социальных норм поведения человека в различных ситуациях как природного и техногенного, так и социального характера. В том числе и в экстремальных ситуациях. В учебниках практически ничего нет по патриотическому воспитанию учащихся, хотя примеров героизма наших сегодняшних офицеров и солдат очень много. Патриотическое воспитание - это практически две трети работы учителя ОБЖ, как в классе, так и во внеаудиторной работе.

Курс Основы Безопасности Жизнедеятельности включает в себя основы знаний многих предметов, формирует и образовывает личность, воспитывает в учащихся такие качества характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова.

Без наличия в школе комплекса учебно-материальной базы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», и прежде всего кабинета, сегодня очень сложно добиться необходимого эффекта в подготовке школьников к самостоятельной жизни, к выживанию в мире нарастания опасных и чрезвычайных ситуаций природного, экономического, военного, социального и техногенного характера. Сложно, не имея необходимой учебно-материальной базы по предмету ОБЖ в школе, решать задачи развития и модернизации Российского образования, по воспитанию личности, любящей свою Родину, способной встать на защиту своей Родины.

Не мало претензий можно высказать и в отношении учебников по ОБЖ, полученных школами Моздокского района в 2013 году. По большей части они написаны «сухим», формальным, «взрослым» языком. Изобилуют ненужными теоретическими сведениями, определениями, формулировками, перегружая и без того переполненную избыточной информацией школьную программу. Тексты для учебников изобилуют сложными для понимания и «корявыми» с литературной точки зрения объяснениями. Многое из этого проще было бы показывать на практике или с помощью видео просмотров.

И самое главное, в учебниках по ОБЖ практически ничего нет по военно-патриотическому воспитанию, что сейчас очень востребовано жизнью. Примеров героизма в сегодняшней российской армии много. Это и подвиг майора Солнышкина, который спасая жизнь солдату, лег на гранату. Это и подвиг лейтенанта Александра Прохоренко в Сирии, вызвавший огонь на себя когда оказался в окружении боевиков ИГИЛ. И таких примеров можно приводить много. Ничего подобного в учебниках ОБЖ нет.

Программный материал курса ОБЖ не согласован с другими предметами: физикой, географией, биологией, химией. Пример: в 10 классе в I полугодии в модуле «Гражданская оборона» изучается тема «Ядерное оружие», а соответствующий этой теме раздел физики «Квантовая механика» изучается в 11 классе во II полугодии. И такое несогласование по всем разделам курса ОБЖ. Учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» подлежит пересмотру как концептуально, так и тематически, поскольку она уже совершенно не согласуется с требованиями сегодняшнего дня . Уже в календарно-тематические планы 2014-2015 учебного года было внесено примерно 30% новизны, тем занятий, которых нет в учебниках, в планы 2016-2017 учебного года добавлено ещё 10-15% новизны.

Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН - призванной обеспечивать безопасность существования всего населения.

Главный продукт своей деятельности, который школа должна предъявить обществу - это подготовленный к самостоятельной жизни молодой гражданин, хорошо обученный, знающий историю, культуру своей страны, горячо любящий свою Родину - Россию и готовый защищать её интересы в политике, в дипломатии, с оружием в руках. Именно об этом говорит мой личный опыт тринадцатилетнего преподавания предмета в школе, из которых восемь лет я являюсь руководителем районного методического объединения преподавателей ОБЖ.

По предмету ОБЖ нет школьного экзамена, но каждый учащийся, каждый человек экзамен по ОБЖ сдаёт ежедневно и всю свою жизнь - таков результат многовекового опыта, накопленного человеком. Поэтому в своих блогах я много внимания уделяю истории России, СССР, патриотизму воинов России и русского народа, международной политике, «горячим точкам» планеты. Всё вместе взятое и есть предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - и преподаваемое и изучаемое в школьном курсе. Эта информация, в том числе и для модераторов сайта.

  • Обучение основам безопасности жизнедеятельности по годам
Также смотрите разделы связанные с разделом Обучение ОБЖ, презентации по ОБЖ :
  • Учебники выживания, самообороны, самозащиты, книги по безопасности
Ниже Вы можете бесплатно скачать электронные книги и учебники и читать статьи и уроки к разделу Обучение основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ):

Содержание раздела

Описание раздела «Обучение основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»

В разделе «Обучение основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ )» собраны всевозможные обучающие статьи, презентации, методические пособия, журналы, поурочные планы и разработки по ОБЖ. Данные материалы будут интересны и полезны как преподавателям, так и учащимся всех классов общеобразовательных учебных заведений, а также абитуриентам и студентам ВУЗов.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Наибольший интерес представляют презентации по ОБЖ, благодаря которым в легкой и наглядной форме можно разобрать такие вопросы данного предмета как человек и среда обитания; переход к техносфере; причины возникновения, цель, содержание, место и роль учения о безопасности жизнедеятельности.

Вы поймете все базовые принципы, понятия и термины этой науки. И в дальнейшем сможете не только грамотно ответить на поставленные вопросы на уроках и экзаменах, а главное сами уже будете подкованными в данной области и смело будете двигаться по жизни, зная какие Вас могут подстерегать опасности в разные моменты и как именно справляться с ними.

Ведь существуют несколько видов опасностей, с которыми мы можем столкнуться: естественные, техногенные, антропогенные. Наша планета огромна и разнообразна. В зависимости от того, где мы живем, где работаем, степень риска может быть больше или меньше. Каждый понимает, что в регионах и крупных городах разная окружающая среда. Работаете вы в офисе за компьютером или на каком-нибудь химическом заводе.

А ведь есть явления которые на нас воздействуют, а мы при этом их даже порой не замечаем: это влияние параметров микроклимата на самочувствие, различные вредные вещества в продуктах, вибрации и акустические колебания, электромагнитные поля и излучения и другое.

В конечном итоге цель большинства людей – это комфортные условия жизнедеятельности. Данный предмет охватывает все стороны нашего существования и подскажет как обеспечить безопасность себе и своим близким.

Всевозможные учебная литература содержатся в разделах «

Закономерности их проявлений и способы защиты от них.

В задачи ОБЖ входит:

  • предвидеть опасность;
  • распознать опасность;
  • классифицировать опасность;
  • избегать опасности;
  • правильно действовать в опасной ситуации.

Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.

Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ, главной целью которого, как подчеркнуто в письме Минобразования Российской Федерации «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России» (от 14.07.98 № 1133/14-12) является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим.

Следует заметить, что данный курс, введенный в учреждениях общего и профессионального образования, представляет собой один из немногих интегрированных образовательных курсов. Его уникальная особенность обусловлена высокой социальной значимостью и общей воспитательной направленностью. Он включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать «нет» вредным привычкам.

Безусловно, в разных типах образовательных учреждений он имеет свои особенности преподавания.

В общеобразовательных школах образовательный процесс осуществляется в соответствии с примерными программами, разработанными на федеральном уровне и предложенными в качестве основы для разработки школьных рабочих программ.

Примерные программы курса ОБЖ предусматривают учебную нагрузку в объеме 430 часов, которые включают инвариантное и вариативное время. Это время распределяется следующим образом:

за счетинвариантной части базисного учебного плана по одному часу в неделю

в 1–4 классах –128 часов;

в 10–11 классах – 68 часов;

за счет вариативной части базисного учебного плана по одному часу в неделю

в 5–9 классах – 160 часов;

в 10 классе 34 часа теоретических занятий и 40 часов практических занятий по разделу «Основы военной службы» во внеурочное время на учебных сборах.

В начальной школе основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности предусматривается включать в содержание предмета «Окружающий мир». Анализ, проведенный нами, показал, что в большинстве школ области обеспечивается связь курса ОБЖ с предметом «Окружающий мир». У младших школьников формируется понятийная база об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, противопожарной безопасности, личной гигиены.

В педагогических училищах, занимающихся подготовкой учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, не преподаются правила дорожного движения в объеме знаний безопасного поведения пешеходов на улицах и дорогах и методика преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» в начальных классах и безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Думается, что необходимо внести коррективы в образовательные программы педагогических училищ.

Особое беспокойство вызывает преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе, где должны системно закладываться основы культуры безопасности личности. Причины в том, что предмет ОБЖ самостоятельно на этой ступени преподается не во всех школах.

Из 796 образовательных учреждений, реализующих программу основной школы, время на самостоятельное изучение курса ОБЖ выделяется:

в 5-9 классах только в 240 школах 30%

в 8-9 классах только в 310 школах 38%

в9 классах только в180 школах 23%

не выделяется время в 66 школах 9%

Обучающиеся не получают систематизированных знаний и не приобретают практических навыков безопасного поведения в быту, в образовательном процессе и в производственной деятельности, что естественно не отвечает потребностям общества в разрешении проблем обеспечения безопасности.

Причина такого положения кроется в отсутствии региональных требований по преподаванию «Основ безопасности жизнедеятельности» и внедопонимании некоторых руководителей образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, что подготовка подрастающего поколения в области безопасного поведения и формирование у него основ здорового образа жизни способствуют повышению уровня безопасности личности, общества и государства в целом.

Цель преподавания курса ОБЖ в старшей школе и учреждениях начального и среднего профессионального образования носит несколько другой характер. Здесь основная цель – формирование гражданской позиции, патриотизма и ответственности за свою судьбу и судьбу государства.

В 10-11-х классах завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Как показывает анализ, преподавание курса ОБЖ на 3 ступени в общеобразовательных учреждениях области ведется в основном за счет инвариантной части учебного времени. Только в 293 образовательных учреждениях в 10-м классе выделяется по 68 часов, т.е. дополнительно к инвариантной части выделяется по 34 часа времени из вариативной части учебного плана, а в 47% средних общеобразовательных школ программа курса в10-11 классах полностью не выполняется из-за сокращения учебного времени.

Вместе с тем в организации и обеспечении образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях ряд проблем остается нерешенным. Прежде всего, это кадровое обеспечение преподавания ОБЖ.

На штатных должностях преподавателя-организатора ОБЖ по данным стат. отчетов на 1 октября 2004 года находилось только 255 человек, это при том, что в целом в области основных и средних общеобразовательных школ 796. В остальных школах занятия ведутся преподавателями ОБЖ, преподавателями–предметниками или преподавателями–совместителями на условиях почасовой оплаты.

По базовому образованию преподавателей, преподающих «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях, можно привести следующие данные:

· военное или специальное педагогическое по преподаванию ОБЖ имеется у – 11,2%

· высшее педагогическое у – 35,5%

· среднее профессиональное педагогическое у – 25%

· высшее не педагогическое у – 9,6%

· среднее профессиональное не педагогическое у – 11,5%

· общее среднее у – 7,2%

Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Его основными компонентами являются:

1. Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.

2. Оптимальная методика проведения занятий.

3. Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ).

4. Необходимые передовые средства обучения..

В изучении курса ОБЖ ведущую роль играет УМБ и передовые средства обучения. Это объясняется особенностями курса ОБЖ и прежде всего его многопрофильностью и практической направленностью. В настоящее время Минобразования совместно с Минобороны, МЧС и другими заинтересованными организациями России ведут работу по выработке концепции УМБ ОБЖ. Основные направления данной концепции и требования, предъявляемые к УМБ, могут быть следующими. Учебно-материальная база по "Основам безопасности жизнедеятельности" - это совокупность помещений, площадок и сооружений, оснащенных учебным имуществом и оборудованных тренажерами и различными материальными средствами обучения, используемыми для привития обучаемым твердых навыков и глубоких теоретических знаний по принятию правильных решений для выхода из экстремальных и чрезвычайных ситуаций и обучению учащихся школы практическим способам поведения в критических условиях.

Учебно-материальная база создается с таким расчетом, чтобы в ходе изучения курса ОБЖ способствовать развитию у обучаемых мотивированного здорового образа жизни, чувства ответственности и сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Учебно-материальная база совершенствуется с развитием современной науки и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства образования РФ. В состав элементов учебно-материальной базы ОБЖ могут входить:

I уровень - Основные элементы УМБ, присущие всем школам: кабинет "Основ безопасности жизнедеятельности"; музей боевой и трудовой славы; стрелковый тир для пневматического оружия; спортивный зал; тренажерный зал; площадка для метания ядер, копий и ручных гранат.

II уровень -Дополнительные элементы УМБ, присущие базовым школам по ОБЖ: универсальная полоса препятствий; полигон с элементами полосы выживания; учебное противорадиационное укрытие (ПРУ); размеченные дистанции для развития общей выносливости; комната психологической разгрузки.

III уровень - Полигон с дополнительными элементами УМБ, присущими городским (районным) центрам ОБЖ: площадка для отработки тушения очагов возгорания; площадка для отработки правил дорожного движения; площадка для отработки приемов выживания при стихийных бедствиях и техногенных авариях; строевой плац. Качество усвоения изучаемого материала по предмету ОБЖ существенно возрастает, если в учебном процессе в полном объеме использовать все многообразие элементов учебно-материальной базы ОБЖ и материальных средств обучения. Кабинет ОБЖ. Для кабинета подбирается удобное для занятий помещение. Оно должно удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам и иметь примыкающие к нему помещения для хранения имущества. В дальнейшем требования по кабинету ОБЖ должны закладываться в проект при строительстве школы. В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим, осуществляется военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. На базе кабинета ОБЖ строится также самостоятельная работа учащихся и внеклассная работа. При кабинетах ОБЖ в школах могут работать различные кружки, проводиться тематические вечера и лектории.

1.
Кабинет ОБЖ - это оборудованный класс (с мебелью, стендами с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения, набором натуральных и печатных пособий). Также к кабинету ОБЖ должна примыкать комната для хранения имущества и пневматического оружия (оборудованная стеллажами, шкафами и сейфом для оружия).

2. Музей боевой и трудовой славы . Музей является важным элементом УМБ в плане проведения патриотического воспитания в школе. Развернутые экспозиции, которые создаются в тесном взаимодействии с местными комитетом ветеранов войны и советом ветеранов Вооруженных Сил и правоохранительных органов, должны пропагандировать славные боевые и воинские традиции нашей армии, отражать героическую и трудовую историю нашей Родины.

3. Стрелковый тир для пневматического оружия . Планировка тира должна обеспечивать соблюдение полной безопасности для учащихся. Он должен включать зону для подготовки стрелков, зону ведения огня, состоящую из рубежа исходного положения и рубежа открытия огня. Кроме того, тир оборудуется местом для руководителя стрельб, пуле улавливателями и перехватами, упорами для стрельбы, защитными очками и другими приспособлениями.

4. Площадка для метания ядер, копий и ручных гранат . Должна располагаться вблизи школы или на ее территории.

5. Универсальная полоса препятствий (может создаваться только в базовой школе).

6. Полигон с элементами полосы выживания "Школы безопасности" (может создаваться только в базовой школе).

7. Учебное противорадиационное укрытие (ПРУ). Опыт проведения "Дня защиты детей" показывает, что для практической отработки вопросов гражданской обороны в школе, для проведения общешкольных тренировок в составе УМБ целесообразно иметь учебное ПРУ, оборудованное в подвальном помещении и оснащенное всеми необходимыми техническими средствами ведения наблюдения за обстановкой (связь, приборы радиационной и химической разведки, средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и т.д.).

8. Размеченные дистанции для развития общей выносливости . Вблизи школы обычно размечаются и оборудуются такие элементы УМБ, как дистанции для развития общей выносливости протяженностью 100 м, 200 м, 800 м, 1 000 м и 3 000 м, а также дистанции на 5 и 10 км для организации лыжной подготовки. Занятия по прикладной физической подготовке проводятся в школьных спортивных залах и на площадках. Желательно в составе УМБ ОБЖ школы также иметь тренажерный зал для силовой подготовки допризывной молодежи и комнату психологической разгрузки. Учитывая определенные финансовые трудности, все элементы УМБ в полном объеме на первом этапе создаются в базовой школе по ОБЖ района (города) и на полигоне Центра для обеспечения возможности учащимся других школ отрабатывать навыки и нормативы на этих элементах. В дальнейшем постепенно должна наращиваться и укрепляться УМБ всех школ.

Изучение в школе столь необходимого для подрастающего поколения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" является длительным и непростым процессом. С отдельными явлениями и понятиями курса ОБЖ учащиеся сталкиваются в своей повседневной жизни довольно часто, о многих - слышат впервые. Эффективность и качество усвоения изучаемого материала ОБЖ существенно возрастает, если в учебном процессе ОБЖ в полном объеме использовать все многообразие материальных средств обучения.

Самым важным и наиболее распространенным средством обучения в школе является учебник. Учебник играет главную роль в обучении ОБЖ, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями и оказывает большое влияние на содержание и построение всех средств обучения. Являясь центральным связующим звеном системы изучения ОБЖ, учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены их глубина и объем, а также содержание умений и навыков.

В учебниках ОБЖ реализуется одно из важных методических положений, источником знаний является не только текстовой, но и иллюстративный, табличный и схематический материал. Значительная часть иллюстраций разъясняет многие вопросы, кратко сформулированные в тексте, но чаще всего иллюстрации являются самостоятельным источником знаний и несут информацию, которой в самом тексте нет. Поэтому очень важным является полная укомплектованность учебниками ОБЖ всех учебных заведений, а процесс совершенствования и переиздания учебников должен быть постоянным, с учетом требований времени.

В преподавании ОБЖ широко используются печатные наглядные пособия, различные рисунки, таблицы, схемы, иллюстративный раздаточный материал. Особенность содержания и оформления печатных наглядных пособий заключается в том, что учебная информация здесь дается в обобщенном виде. Однако преподавание ОБЖ не может быть обеспечено только за счет наглядных пособий, выпускаемых промышленностью, так как в этом случае учитель вынужден либо полностью соглашаться с редактором указанного пособия и ориентироваться на его восприятие материала, его оценку возможностей учащихся, либо демонстрировать пособие не полностью, а отдельными фрагментами. Поэтому разработанные самим учителем и изготовленные силами учащихся наглядные пособия дают больший развивающий эффект и более полно соответствуют теме и избранной методики изложения материала.

Наряду с печатными наглядными пособиями в процессе обучения ОБЖ необходимо использовать и натуральные наглядные пособия, это реально применяемые устройства и предметы военного снаряжения: средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи (ОЗК, Л-1), погоны солдат и офицеров, а также различные комплекты: индивидуальная аптечка (АИ-2), унифицированная аптечка "ГАЛО", индивидуальный противохимический пакет (ППП-8) и др.

Функциональное назначение натуральных средств обучения состоит в том, что они служат образованию непосредственных представлений о реальных вещах, их свойствах, связях и отношениях. В этом своем качестве они не находят полноценной замены ни в одном другом средстве обучения. Любые изображения или отображения натуральных предметов служат лишь моделью последних, передают их особенности с большей или меньшей степенью приближения к оригиналу, никогда не являясь тождественными ему. Только изучая натуральный предмет, школьник может получить через различные органы чувств достаточно полное представление о его особенностях: форме, массе, цвете, запахе, характере поверхности и т.д. Столь многообразная информация о предмете изучения, полученная прямым, доступным каждому путем, воспринимается учениками как убедительная и достоверная.

В системе обучения ОБЖ целесообразно использовать также объемные наглядные пособия в виде моделей, муляжей и макетов, отображающие особенности изучаемых объектов и образцов военной техники. Модели, муляжи и макеты представляют собой трехмерные изображения натуральных объектов, передающие их, как правило, в уменьшенном виде, например: модель танка или самолета, макет укрытия или убежища, муляж автомата АК и пистолета ПМ. В моделях, муляжах и макетах соблюдается внешнее сходство и пропорции частей объекта при некоторой схематизации и условности изображения. В процессе познания модели, муляжи и макеты занимают промежуточное положение: они более полно, чем плоскостные изображения (рисунки, иллюстрации и т.п.), воспроизводят особенности натурального объекта и в то же время по сравнению с ними имеют более обобщенный характер. Модели, муляжи и макеты могут применяться на разных этапах учебного процесса, играя роль источника знаний при объяснении нового материала, а также средств обобщения и контроля знаний.

Большую роль в системе средств обучения ОБЖ играют приборы. Они выполняют важные дидактические функции и способствуют формированию умений и навыков учащихся, а также создают материальные условия для выполнения практических и самостоятельных работ. Используемые в изучении ОБЖ приборы служат для радиационной и химической разведки обстановки в очагах заражения, подвергшихся воздействию оружия массового поражения или возникших в результате различных техногенных аварий и катастроф. Среди них выделяют:

1. Приборы радиационной разведки (ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В).

2. Приборы контроля радиоактивного облучения (ДП-70МП, ДП-22В, ДП-24) .

3. Приборы химической разведки (ВПХР, ППХР, ГСП-1).

В настоящее время процесс обучения в школах нельзя представить без использования большого разнообразия технических средств обучения (ТСО). Из широкого набора материальных средств наряду с апробированными ТСО (кино- диапроекторы, эпип-проекторы, аудиомагнитофоны, телевизоры, видеомагнитофоны и др.) широкое распространение получают мультимедийные и телекоммуникационные средства: видеопроекторы и телесканеры, оверхед-проекторы и слайд-проекторы, целые телевизионные комплексы, персональные компьютеры (ПК) и электронные копи-доски, позволяющие считывать написанную информацию с доски и даже выдавать копии.

Не за горами то время, когда в полном объеме будут использоваться огромные возможности целых учебных телекоммуникационных систем, включая и спутниковые каналы связи. Конечно, использование ТСО на уроках ОБЖ ни в коей мере не исключает присутствие на уроках учителя, даже наоборот, функциональное воздействие учителя на обучаемых посредством ТСО лишь возрастает. Рационализация этой области деятельности учителя предполагает не только применение ТСО, но и выбор оптимальной структуры проведения занятия, правильной постановки учебных вопросов с учетом знаний и творческих возможностей и способностей учащихся. Только комплексное использование ТСО наряду с другими материальными средствами, такими как учебники, макеты, наглядные пособия и т.д., может обеспечить полное всестороннее и глубокое раскрытие темы, повысить эффективность использования учебного времени, резко сократить затраты учителей и учеников на решение различных второстепенных вопросов.



Просмотров