(Назаренко) Виды, источники и уровни негативных факторов производственной и бытовой среды. Химические факторы - Безопасность жизнедеятельности человека Личность безопасного типа поведения

Задачи БЖД :

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий , и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

  • Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)
  • Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
  • Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

  • Увеличить рост
  • Модернизировать государственную систему защиты человека
  • Сформировать , направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
  • Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения ).

Профилактика негативных факторов:

  • Личное безопасное поведение
    Выбор места жительства
    Соблюдение правил и норм
    Соблюдение здорового образа жизни
  • Коллективные меры безопасности деятельности
    Безопасные условия деятельности
    Защита населения от и катастроф
    Разработка законодательной базы в области здравоохранения
  • Обеспечение качественного состояния среды обитания
    Рациональное использование ресурсов и отходов
    Соблюдение норм безопасности и экологичности

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с .

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения ( , электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только , но и здоровья людей.

Возникновение данной науки — объективная потребность современного общества.

Безопасность жизнедеятельности как наука

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:

  • теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
  • разработка принципов и методов защиты от опасностей;
  • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
  • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
  • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения основам защиты от опасностей;
  • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
  • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

БЖД как учебная дисциплина

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
  • прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
  • создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
  • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Заключение и выводы

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

В связи с демографическим кризисом следует главный экономический вывод: требуется существенное (в несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.

Разработанная программа “Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг. ” ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

В последние десятилетия для всех промышленно развитых стран характерно нарастание опасностей и угроз в природно-техногенной сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.

Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер уже к середине XXI в. величина ущербов от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального экономического ущерба, который с учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов от ВВП Российской Федерации.

Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.

В течение последних лет существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности. Особую опасность приобретает технологический терроризм. Так, трагические масштабы последствий терактов в Нью-Йорке обусловлены в первую очередь именно технологической уязвимостью современной цивилизации. Технологический терроризм можно классифицировать как биологический, химический, терроризм с использованием взрывчатых веществ особо разрушительной силы, кибернетический (компьютерный), ядерный (радиологический) и сельскохозяйственный терроризм.

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления .

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.

Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

Предварительный прогноз основных опасностей и угроз для России в начале XXI века указывает на то, что до 2010 года могут произойти разрушительные землетрясения в трех сейсмологических регионах: Камчатка- Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. В каждом из указанных регионов может произойти одно разрушительное землетрясение. Без принятия превентивных мер возможны потери десятков тысяч жизней людей и ущерб порядка 10 млрд. долл. США. Нельзя исключать возникновения 3-5 техногенных землетрясений, одного разрушительного цунами на тихоокеанском побережье, одного-двух катастрофических наводнений, а также увеличения количества лесных и торфяных пожаров.

Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня.

В целом, на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение одной трансграничной (глобальной), 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3000 местных аварий и катастроф.

Техногенные и природные чрезвычайные ситуации являются существенными источниками риска для жизнедеятельности населения. Поэтому необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Мир опасностей вполне познаваем и у человека есть достаточно средств и способов защиты от связанных с ними угроз. Недостаточное внимание человека к проблемам природной и, особенно техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению опасностью во многом связаны с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Поэтому в обеспечении устойчивого безопасного развития большую роль играет профессиональная подготовка лиц, принимающих управленческие решения, то есть руководителей законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций всех форм собственности. Поскольку часто главным виновником чрезвычайных ситуаций в конечном счете оказывается конкретный человек, его образование, воспитание и самосознание являются важными факторами, влияющими на риск чрезвычайных ситуаций.

Для оценки степени воздействия факторов техносферы на че-ловека и выработки концепции защиты необходимо рассмотреть механизмы воздействия различных факторов на человека и воз-можные последствия этого воздействия. Поскольку негативные факторы среды обитания в концентрированной форме присутст-вуют именно в производственной среде, изложение ведется в первую очередь применительно к профессиональной деятельно-сти человека.

Во всех перечисленных видах трудовой деятельности чело-век подвергается воздействию различных по своей природе фак-торов производственной среды и самого трудового процесса. Многие из этих факторов присутствуют и в жилой, и в городской среде. С позиций методологии нормирования факторов защиты человека от их воздействий принято разделять факторы на две группы - вредные и опасные. Определения опасного и вредного фактора применительно к производственной среде приведены в ГОСТ 12.0.002-80.

Опасный фактор - фактор среды обитания, способный при определенных условиях привести к травме или любому другому внезапному, резкому ухудшению здоровья че-ловека. Вредный фактор - фактор среды обитания, способный при определенных условиях вызвать заболевание при длительном воздействии на человека или оказать негативное воздействие на его потомство. Вредные факторы обладают способностью стано-виться опасными при высоких уровнях или при длительном воз-действии. Например, звук, создаваемый авиационным реактивным двигателем, способен привести к разрыву барабанной перепонки, то есть вызвать травму, тогда как звуки, создаваемые производст-венным оборудованием, относятся к шуму, являющимся вредным фактором. В настоящее время насчитывается более 100 различных по своей природе опасных и вредных факторов. Все факторы объ-единены в группы по природе воздействия на человека.

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 выделяют четыре группы опас-ных и вредных факторов (опасные факторы выделены курсивом).

Физические: движущиеся части машин и механизмов и сами машины, острые кромки предметов, нахождение на высоте, пе-регретые или переохлажденные поверхности, способные вы-звать термический или холодовый ожог, повышенная запылен-ность воздуха, повышенная или пониженная температура возду-ха, повышенный уровень шума, повышенный уровень вибрации, повышенный уровень инфразвуковых колебаний, повышенный уровень ультразвука, повышенное или пониженное барометриче-ское давление и его резкое изменение, повышенная или пони-женная влажность воздуха, повышенная или пониженная под-вижность воздуха, повышенная или пониженная ионизация воз-Духа, повышенный уровень ионизирующих излучений, опасный уровень напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека, повышенный уровень статического электричества, повышенный уровень электромаг-нитных излучений, повышенная напряженность электрического поля, повышенная напряженность магнитного поля, отсутствие или недостаток естественного света, недостаточная освещен-ность, повышенная яркость света, пониженная контрастность, прямая и отраженная блесткость, повышенная пульсация свето-вого потока, повышенный уровень ультрафиолетовой радиации, повышенный уровень инфракрасного (теплового) излучения.

Химические факторы: различные химические вещества, ко-торые объединяются в следующие подгруппы:

По характеру воздействия на организм человека - общеток-сические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию;

По пути проникания в организм человека - действующие через дыхательные пути, действующие через пищеварительную систему, действующие через кожный покров.

Подробнее механизмы воздействия химических веществ на человека рассмотрены в следующем разделе. Многие химические вещества, в зависимости от количества, попавшего в организм человека, могут быть как опасными, так и вредными факторами.

Биологические факторы: биологические объекты, воздей-ствие которых на работающих вызывает травмы или заболевания, микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, гри-бы, простейшие) и макроорганизмы (растения и животные). Био-логический фактор в зависимости от вида тоже может быть опас-ным или вредным.

Психофизиологические факторы по характеру действия подразделяются на следующие подгруппы: физические перегруз-ки, нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки под-разделяются на статические, динамические и гиподинамию. Нервно-психические перегрузки в свою очередь подразделяются на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, эмоциональные перегрузки и монотонность труда.

Перечисленные опасные и вредные факторы характерны в первую очередь для производственной среды трудового процес-са, но могут присутствовать в городской и бытовой среде.

Для целенаправленной деятельности по улучшению условий жизни и деятельности человека в разных сферах необходимо знать группы факторов безопасности, влияющих на человека. В соответствии с Законом Украины "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" и классификации, разработанной НИИ труда они объединены в три группы: 1) социально-экономические, 2) технико-организационные, 3) природные.

Первая группа факторов - это нормативно-правовые факторы (законы о труде, природоохранное законодательство, правила, нормы, стандарты, практика государственного и общественного контроля за их соблюдением) социально-психические факторы, характеризующие отношение рабочего к труду, психологический климат в коллективе, семье, мотивы труда; общественно-политические факторы (общественные формы направлены на создание благоприятных условий труда, изобретательство) экономические факторы - адекватная плата за труд, система льгот и компенсаций, моральное и материальное стимулирование за вредные условия труда.

Вторая группа факторов оказывает непосредственное влияние на формирование материально-вещественных элементов условий труда. Это средства труда, предметы и орудия труда, технологические процессы, организационные формы производства, применяемые режимы труда и отдыха, которые составляют основу научной организации труда (НОТ). Целью НОТ является разработка и внедрение в практику рационально построенного трудового процесса, который обеспечивает заданное качество продукции и высокую производительность труда, создание условий для сохранения здоровья работающих, увеличение периода их трудовой деятельности, роста культурного уровня.

Третья группа факторов - характеризует влияние на рабочих климатических, химических и физико-химических, биологических факторов, особенностей местности, где находится человек. В процессе жизнедеятельности весь этот сложный комплекс факторов, объединенный различными взаимными связями, которые могут формироваться под влиянием опасных и вредных факторов, влияет на человека, его здоровье, безопасности.

Итак, всегда существует вероятность проявления опасности. Это эмпирическое утверждение, аксиома опасности - в природе нет абсолютно безопасных явлений, факторов - все опасно при формировании определенных условиях. Это связано с тем, что при определенных обстоятельствах даже безопасный объект, вещество могут стать опасными. Например через процессы старения любого объекта - неживого, живого. Из-за этого могут формироваться так называемые системные кризисы, когда разрушение, или изменения в одном звене, части системы, выводят из строя весь объект и связанные с ним другие объекты. Формируется цепная реакция негативных изменений в системе. Поэтому главная задача БЖДЛ - разработка методов определения и управления рисками, создание машинных систем мало опасных для человека. Важной теоретической основой безопасной деятельности в любой сфере есть общие принципы безопасности.

Принципы безопасности

Принцип (лат. Основа, начало) - исходные положения любой науки, на которых базируются все остальные положения. В безопасной жизнедеятельности человека выделяют четыре комплексных классы принципов, знание которых обеспечивают безопасность: организационные, ориентирующие, технические, управленческие.

Принципы - направлены на реализацию положений научной организации труда для обеспечения максимально возможной безопасности человека. Они состоят из четырех блоков. Несовместимость - обязательное разграничение опасных объектов (разделение производственных, бытовых, подсобных и складских зон, раздельное хранение опасных веществ). Обязательное отделения опасной сферы деятельности - ноксосферы (гр. Ноксос - опасность) от более или менее безопасной, где человек находится в относительной безопасности - гомосфера (гр. Гомо - человек). Компенсация или возмещение - поддержка нервно-психической, физиологической равновесия в организме (повышение тарифных ставок, лечебно-профилактическое питание, дополнительные льготы). Эргономичность - создание наиболее благоприятных условий труда для достижения максимальной производительности при минимальной утомляемости и опасности. Рациональность организации труда - применение прогрессивных методов труда, внедрение прогрессивных средств защиты человека от вредных, опасных факторов, проведение регулярных осмотров, ремонтов оборудования.

Ориентирующие принципы - направлены на поиск, внедрение решений, которые являются методологической и информационной основой безопасности человека в его деятельности. По структуре, значимости их можно разделить на группы, отражающие определенные свойства объекта с которым взаимодействует человек. Прежде всего это системность - закон диалектики, обусловливает взаимосвязь явлений, причин и последствий и связей. Упреждающий ликвидация опасности - устранение наиболее опасных элементов в данной системе, например изменение технологии, внедрение менее опасной техники, веществ. Снижение риска опасности - уменьшение предельных значений определенных параметров (напряжения, температуры, давления). Замена оператора-человека автоматизированной системой, роботом. Информированность - обеспечение знаний об окружающей реальности, необходимых для обеспечения безопасности. Сюда относят законодательные акты о труде, нормативные документы (инструкции, правила, условные обозначения). Нормирование или дозирования ориентирует на непревышение критических значений негативных факторов. Например, нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ, предельно допустимых уровней (ПДУ) невещественного факторов - освещенности, шума, вибрации, параметров микроклимата, нормирование рабочего времени и отдыха. Важны требования к средствам защиты, нормы по противопожарного водоснабжения, норм переноса грузов.

Управленческие принципы - устанавливают взаимосвязи между отдельными стадиями процесса, обеспечивая безопасность рабочего - их девять. Принцип управления - состоит в разработке и внедрении систем управления безопасностью на научных основах. Этот принцип лежит в основе профилактической работы по безопасности труда. Принцип плановости - устанавливает на определенные периоды направления деятельности по охране труда, количественные показатели - снижение уровня травматизма, заболеваемости, смертности по производственным причинам. Принцип адекватности включает в себя компетентность, деловые и организаторские качества рабочих служб охраны труда. Принцип обратной связи - требует получения объективной информации об условиях труда, охрану рабочих от вредных, опасных воздействий и всех ситуаций. Принцип эффективности - требует сопоставления фактических результатов с плановыми оценкам показателей. Принцип отбора кадров ("Кадры решают все!") Заключается в подборе специалистов по управлению безопасностью, которые имеют необходимые знания и навыки. Как правило, они должны одновременно иметь систему знаний в области техники, экономики, экологии, психологии, педагогики, промышленной санитарной. Принцип стимулирования требует обеспечения определенной оплаты труда по ее определенное количество. Принцип контроля - это система надзора и проверок объектов на их соответствие установленным требованиям безопасности. Принцип ответственности - за безопасность должна отвечать определенная ответственное лицо и каждый рабочий должен знать и выполнять свои функции. Нарушение этих принципов обязательно ведет к формированию и проявлению опасных и даже чрезвычайных ситуаций.

Технические принципы безопасности должны автоматически обеспечивать безопасность человеку в любом состоянии системы Человек-Машина, независимо от действий работника. Для этой группы характерно применение различных технических устройств - от очень простых, например ограждения опасной зоны, до очень сложных электронных устройств, в которых используются различные материалы, конструктивные особенности реле, блокираторы, автоматические сигнализаторы. При этом учитывают ряд свойств таких устройств. Устойчивость - обеспечение устойчивости материалов, конструкций, устойчивости технологий при возникновении экстремальной ситуации. Слабое звено - наличие специально созданного элемента, который разрушается при возникновении перегрузки в системе, препятствует разрушению всей системы (противовзрывные оконные проемы, клапаны, мембраны, предохранители). Недоступность - отделение ноксосферы от безопасной, где находится человек - гомосферы (ограждения - сетки, экраны, изоляция, всевозможные замки). Блокировка - обеспечивает невозможность функционирования любой системы, если не обеспечена безопасность - осуществляется за счет последовательного взаимодействия устройств безопасности, взаимосвязаны - механических, электрических, например с помощью реле.

С группой технических принципов связаны так называемые универсальные принципы безопасности - защита расстоянием, временем и веществом. Защита расстоянием - действие опасных, вредных факторов ослабевает или почти исчезает при увеличении расстояния между их источником и человеком (противопожарные разрывы, санитарно-защитные зоны). Защита временем -сокращение времени пребывания в условиях воздействия вредных и опасных факторов (сокращение продолжительности рабочей смены, увеличение времени для отдыха, перерывов). Защита веществом или экранирование - предполагает наличие экранов, преград между человеком и источником опасных, вредных факторов (различные экраны, рабочая одежда, обувь). Все эти принципы лежат в основе техники безопасности производственной и непроизводственной сфер деятельности человека.

Итак, принципы БЖД является основой менеджмента любого вида деятельности, имеют профилактическое значение, поскольку предотвращают проявления вредностей в любой сфере деятельности. Это теоретические основы безопасности, на которых основываются основные ее методы - статистический учет и анализ данных о травматизме, метод комплексного обследования объектов, профилактические методы. Использование совокупности всех принципов, прежде всего организационных, технических - условие обеспечения безопасности в любой сфере деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, быту, природе. Несоблюдение этих принципов становится основой для появления профессиональных вредностей, а следовательно возникновения профессиональных заболеваний, возникновение аварий, катастроф.

Важное значение в трудовом процессе имеют стандарты безопасного труда - международные, государственные, отраслевые, которые составляют организационную основу безопасного труда. На международном уровне стандартизация безопасного труда происходит по направлениям: ограничение использования и реализации вредных и опасных веществ; повышение требований к производственным процессам, которые могут причинить вред окружающей среде, здоровью человека; утилизация вредных и радиоактивных веществ; предоставление человеку своевременной и достоверной информации об опасности производственных процессов и продукции; определение допустимых уровней вещественного загрязнения и шума; требования к средствам индивидуальной защиты. По данным направлениям осуществляют свою деятельность технические комитеты Международной организации стандартизации, которые выдают стандарты группы ТК / ISO, а также комитеты Европейской организации стандартизации (TK / CEN). На основе международных стандартов принимаются и вводятся в действие государственные стандарты по безопасности труда. Таким образом, учитывая реакцию национальных комитетов по стандартизации, требований деловых и промышленных кругов, готовится почва для широкого внедрения международных стандартов систем управления безопасностью труда (МС СУОТ), известные как стандарты серии ISO 18000, ISO 14000, ISO 9000.

Вопрос

1. Как классифицируют факторы безопасности?

2. Охарактеризуйте все виды принципов, ориентирующих.

3. Как Вы понимаете значение организационных принципов?

4. Какова роль принципа нормирования?

5. На какие группы можно разделить технические принципы?

6. Охарактеризуйте стандарты безопасного труда.



Просмотров