Общественный строй России первой половины XIX В. Общественный строй России в первой половине XIX века

  • Предмет, задачи и методы изучения истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Методы и принципы изучения истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
    • Источники и историография
  • Государство и право Древней Руси (IX - XII вв.)
    • Древние государственные образования на территории нашей страны
    • Образование Древнерусского государства
    • Правовое положение основных категорий населения
    • Государственный строй Древней Руси
    • Суд и процесс Древней Руси
    • Возникновение и развитие древнерусского права
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.)
    • Причины политической раздробленности
    • Основные тенденции развития Галицко-Волынского княжества
    • Общественный строй и право Владимиро-Суздальского княжества
    • Русские земли в составе Великого княжества Литовского
    • Особенности общественно-политического и правового развития Новгородской и Псковской феодальных республик
    • Золотая Орда и Русь (XIII-XV вв.)
  • Образование русского централизованного государства и развитие права (2-я половина XIV - 1-я половина XVI в.)
    • Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества
    • Правовое положение населения в Московском княжестве
    • Государственный строй Московского княжества
    • Суд и процесс в Московском государстве
    • Развитие права на территории Московского государства
  • Сословно-представительная монархия в России и развитие права (2-я половина XVI - конец XVII в.)
    • Общественный строй России в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
    • Судоустройство и судопроизводство в России периода сословно-представительной монархии
    • Право периода сословно-представительной монархии
  • Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (конец XVII-XVIII в.)
    • Предпосылки образования абсолютной монархии в России
    • Общественный строй в период становления и развития абсолютной монархии
    • Изменения в государственном строе России в период развития абсолютизма
    • Судоустройство и судопроизводство в России периода абсолютной монархии
    • Развитие права в период абсолютной монархии в России
  • Российская империя и развитие права (1-я половина XIX в.)
  • Государство и право России в период буржуазных реформ и контрреформ (2-я половина XIX в.)
    • Предпосылки реформ
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Судебная реформа 1864 г.
    • Реформа полиции во второй половине XIX в.
    • Военная реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформа системы образования во второй половине XIX в.
    • Контрреформы 80-90-х годов XIX в.
    • >
    • Развитие права в России во второй половине XIX в.
  • Государственно-правовое развитие России (1900 г. - февраль 1917 г.)
    • Особенности социально-экономического и политического развития России в конце XIX - начале XX в.
    • Общественный строй
    • Государственный строй. Учреждение Государственной думы
    • Изменения в судебных и карательных органах
    • Государственный аппарат и развитие права в период Первой мировой войны (1914-1917 гг.)
  • Государство и право России в период между февральской и октябрьской революциями (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция и формирование новой государственной системы. Двоевластие
    • Законодательная политика Временного правительства (март - октябрь 1917 г.)
  • Cтановление и развитие советского государства и права (1917-1920 гг.)
    • Октябрьская революция и создание советской государственной системы
    • Становление и развитие советской судебной системы
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Изменения в государственном аппарате России в годы гражданской войны
    • Национально-государственное строительство раннего Советского государства
    • Формирование основ советского права
  • Советское государство и право в период НЭПА (1921-1929 гг.)
    • Причины перехода к новой экономической политике
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления
    • Образование СССР
    • Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г.
    • Судебная реформа 1922 г. и совершенствование судебной системы
    • Право в период НЭПА
  • Государство и право СССР в период становления и развития государственнопартийного социализма (1930-1941 гг.)
    • Преобразование политической системы и государственного аппарата
    • Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г.
    • Дальнейшее развитие СССР как союзного государства
    • Особенности развития судебной системы СССР в 1930-1941 гг.
    • Основные тенденции развития права
  • Государство и право СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
    • Преобразование государственного аппарата. Создание чрезвычайных органов власти
    • Изменения в судебной системе в период Великой Отечественной Войны
    • Особенности развития права в период Великой Отечественной Войны
  • Государство и право СССР в период восстановления и развития народного хозяйства (2-я половина 1940 - 1-я половина 1950-х гг.)
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления в период восстановления и развития народного хозяйства
    • Судебная система в период восстановления и развития народного хозяйства
    • Развитие права в период восстановления и развития народного хозяйства
  • Государство и право СССР в период либерализации общественных отношений (2-я половина 1950 - 1-я половина 1960-х гг.)
    • Преобразования в системе государственного управления. Реформы Н.С. Хрущева
    • Изменения в судебной системе в период либерализации общественных отношений
    • Право в СССР периода либерализации общественных отношений
  • Государство и право в условиях кризиса советского общества (2-я половина 1960- 1-я половина 1980-х гг.)
    • Эволюция государственно-политической системы
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Судебная система СССР в 1960-1980-х гг.
    • Развитие права в СССР 1960-1980-х гг.
  • Особенности государственно-правового развития СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)
    • Попытки реформирования советского государства. Перестройка
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления в период перестройки
    • Судебная система в период перестройки и распада СССР
    • Право в период перестройки
    • Распад СССР
  • Государство и право Российской Федерации
    • Последствия распада СССР для Российской Федерации. Россия и СНГ
    • Развитие государственного механизма суверенной России
    • Национально-государственное устройство России. Конституция РФ 1993 г.
    • Судебная реформа в современной России
    • Развитие права в современной России

Общественный строй России в первой половине XIX в.

В условиях официально существовавших четырех сословий (дворянство, духовенство, мещанство и крестьянство) социально-классовая структура российского общества стала изменяться. В первой половине XIX в. начали зарождаться новые классы - буржуазия и пролетариат.

Дворянство. Дворяне, владевшие большей частью земельных угодий и крепостных крестьян, были наиболее привилегированным, экономически и политически сильным сословием. В государственном аппарате они занимали высшие должности. В этот период был существенно ограничен доступ во дворянство. Если раньше для получения звания потомственного дворянина необходимо было дослужиться по Табели о рангах до VII класса, теперь для этого надо было получить IV класс.

В связи с тем, что Александр I восстановил действие «Грамоты на права и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г., которую упразднил в конце XVIII в. Павел I, дворяне сохранили за собой все привилегии, полученные в годы правления Екатерины II. Кроме того, им было предоставлено прав приобретать в городах фабрики и заводы, а также заниматься торговлей. Для практической реализации этих прав государство оказало экономическую поддержку дворянам, предоставив им льготные кредиты через Государственный заемный банк и другие учреждения.

Представители крупного дворянства получили также право занимать соответствующие выборные должности. Так, в Манифесте «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» от 6 декабря 1831 г. было установлено, что на дворянские должности могли быть избраны дворяне, являвшиеся собственниками более 100 крепостных крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. В 1845 г. было принято решение, в соответствии с которым заповедные дворянские имения (майораты) мог наследовать только старший сын, их нельзя было делить и передавать посторонним лицам.

Духовенство. Оно подразделялось, как и в предшествующий период на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовой статус духовенства в первой половине XIX в. изменился, оно окончательно превратилось в служилое сословие, состоявшее на государственной службе. В то же время священнослужители получали новые привилегии. С 1801 г. они были освобождены от телесных наказаний, а в 1835 г. такую привилегию получили и их дети. Кроме того, дома служителей церкви в 1807 г. были освобождены от поземельного сбора, а в 1821 г. - от постоя военных подразделений, которые были достаточно обременительными.

Параллельно с данными мерами государство стремилось ограничить духовное сословие только священнослужителями, несшими службу в церквах. Так, в 1803-1805 гг. всем лицам духовного звания, не имевшим штатных мест при церкви, было предоставлено право избирать по своему усмотрению государственную службу. А в соответствии с Указом 1828 г. всем детям священнослужителей, не получившим штатной должности при церкви, было предложено в течение года поступить на гражданскую или военную службу. В противном случае мог быть понижен их правовой статус, а они могли быть переведены в одно из сословий, обязанное платить налоги. Затем представителям духовенства было предоставлено право на получение звания потомственных почетных граждан.

Хотя после завершения секуляризация в 1764 г. было полностью ликвидировано церковное землевладение, с 1822 г. священнослужители, имевшие дворянское происхождение, получили право покупать мастеровых и крестьян. Сохранялся также установленный Павлом I порядок, в соответствии с которым представители духовенства, награжденные орденами, приобретали дворянские права. В 1825-1845 гг. дворянские права получили свыше 10 тыс. служителей церкви.

Крестьянство. Большую часть населения России составляли феодально-зависимые крестьяне, подразделявшиеся на следующие категории: помещичьи, посессионные, удельные и государственные.

Помещичьи крестьяне принадлежали к наиболее бесправной категории. Помещики имели право распоряжаться ими как движимым имуществом. Тем не менее под влиянием развития капиталистических отношений государство вынуждено было предпринять ряд мер по изменению их статуса. Так, в Указе 1803 г. «О вольных хлебопашцах» помещикам было предоставлено право отпускать своих крестьян на волю за соответствующий выкуп. Однако данная мера не получила широкого распространения, так как помещики устанавливали достаточно высокий размер выкупа, который не были в состоянии выплатить крепостные крестьяне. Так, почти за 60 лет действия данного указа были отпущены на волю лишь около 12 тыс. крестьян.

В Указе 1842 г. «Об обязанных крестьянах» помещики получили право передавать крестьянам землю в пользование. За это крестьяне должны были нести повинности в пользу помещика, установленные в соответствующем договоре. Кроме того, за помещиками сохранялось право осуществления правосудия по незначительным делам. Статус обязанных крестьян до реформы 1861 г. получили свыше 27 тыс. крепостных.

В связи с отменой монополии дворян на землю вносились изменения и в имущественные права других сословий. В соответствии с Указом 1801 г. купцам, мещанам и крестьянам (за исключением помещичьих) было предоставлено право покупать землю. А в Указе 1848 г. такое право получили и помещичьи крестьяне.

Однако такие меры не затрагивали основы крепостного права в России, что вызывало недовольство крестьян. Массовые выступления крестьян в Прибалтике способствовали тому, что в 1804 г. был издан Указ, в соответствии с которым крестьяне объявлялись прикрепленными к земле, а не к помещику. Был также введен запрет на их продажу без земли. Однако волнения продолжались и Александр I в 1816-1819 гг. вынужден был освободить крестьян Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний без земли. Тем не менее получившие волю крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков землю, выполняя за это феодальные повинности.

В 1816 году по предложению бывшего военного министра А.А. Аракчеева было принято решение переводить государственных крестьян на положение военных поселенцев. К 1825 г. такой статус получили около 400 тыс. человек. Эти крестьяне должны были нести военную службу и обрабатывать землю, сдавая при этом государству половину собранного урожая. В то же время их права были существенно ограничены: на них распространялся запрет на торговлю, даже на посещение города по хозяйственным делам. Фактически вся их деятельность регламентировалась нормами Воинского устава 1716 г. Такое положение вызвало недовольство и массовые выступления военных поселенцев.

В 1837 году была проведена реформа, в соответствии с которой управление государственными крестьянами было передано Министерству государственных имуществ. Кроме того, был установлен новый порядок оброчного обложения, незначительно увеличены земельные участки государственных крестьян, а также более четкую регламентацию получили органы крестьянского самоуправления (волостной сход и волостное управление, сельский сход и сельский староста).

В связи с низкой производительностью труда посессионных крестьян и более широким применением наемного труда в 1840 г. владельцам фабрик и заводов было предоставлено право их освобождать.

Городские жители. В первой половине XIX в. городское население подразделялось на следующие категории:

  1. почетные граждане (потомственные и личные);
  2. купцы двух гильдий;
  3. цеховые;
  4. мещане;
  5. рабочие люди.

В 1832 году в городах было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. К категории потомственных почетных граждан относились: крупные промышленники, ученые, художники и дети личных дворян. Личными почетными гражданами становились чиновники низших классов и горожане, имевшие высшее образование. Почетным гражданам предоставлялись следующие привилегии: они не платили подушной подати, не служили в армии на основе рекрутской повинности, а также были освобождены от телесных наказаний.

Купцы делились на две гильдии: 1) оптовые торговцы; 2) розничные торговцы. Они сохранили прежние привилегии. В частности, они могли награждаться орденами и получать чины соответствующих классов.

К цеховым относились ремесленники, прикрепленные к цехам, и подразделялись на мастеров и подмастерьев. Каждый цех формировал свои органы управления.

Большую часть населения городов составляли мещане, работавшие в основном на фабриках и заводах по найму. Их правовой статус в данный период практически не изменился.

Низшую социальную группу представляли, так называемые «рабочие люди», не имевшие постоянной работы и находившиеся под постоянным надзором полиции. Они являлись самой бесправной категорией городского населения.

План

Государство и право Российской империи в первой половине XIX в.

Лекция 7.

1. Общественный строй

2. Государственный строй

3. Систематизация права

Литература

1. Бутенко, Э.Ф. Смертная казнь в законодательстве России XIX века / Э.Ф. Бутенко – История государства и права. – 2006. – № 8.

2. Выскочков, Л.В. Николай I / Л.В. Выскочков. – М., 2003.

3. Детков, М.Г. Наказание в царской России. Система и исполнение / М.Г. Детков. – М., 1994.

4. Ефремова, Н.Н. Судоустройство в России в XVIII – первой половине XIX вв. / Н.Н. Ефремова. – М., 1993.

5. Кузнецов, Д.Ю. Причины преступности несовершеннолетних в российской империи в первой половине XIX в. / Д.Ю. Кузнецов // История государства и права. – 2012. – № 2.

6. Наумов, А.В. Зарождение российской науки уголовного права (Вторая половина XVIII-первая половина XIX вв.) / А.В. Наумов // Государство и право. – 2006. – № 1.

7. Развитие русского права в первой половине XIX в. – М., 1994.

8. Староверова, Е.В. Отречение цесаревича Константина Павловича от права наследование престола / Е.В. Староверова // История государства и права. – 2009. – № 5.

Официально все население Российской империи по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.

Дворянство, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.

Дворянство обладало всеми привилегиями, как и ранее, и получало с развитием капиталистических отношений новые права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. Феодальное государство экономически поддерживало дворян через государственный заемный банк и иные кредитные учреждения. Оно особенно стремилось усилить позиции дворян – крупных землевладельцев, надежной опоры российского абсолютизма. Этой цели служил закон от 16 июля 1845 г., по которому заповедные дворянские имения (майораты) должны были переходить по наследству к старшему сыну, их нельзя было отчуждать посторонним лицам и дробить.

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось.

С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. Так, с 1801 г. они, а с 1835 г. и их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 г. – от постоя.



Представители духовенства, награжденные орденами, приобретали дворянские привилегии. Такую практику ввел Павел I. При этом белое духовенство получило наследственные дворянские права, а черное духовенство, лишенное возможности передавать имущество по наследству, вместе с орденом получало так называемое командорство, т.е. участок населенной земли на основе права пользования с целью извлечения доходов.

С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах. Причем добровольные мероприятия перемежались с принудительными. По Указу 1828 г. детям священнослужителей по их выбору предлагалось избрать гражданскую или военную службу, а не сделавших это в течение года надлежало записывать в одно из податных состояний.

С 1842 г. постепенно осуществлялся перевод на государственное содержание приходского духовенства. Оставшаяся часть духовенства, не получавшая жалованья из казны, лишилась прямых экономических связей с прихожанами, поскольку вводились сборы с населения на содержание приходов.

Крестьяне. Феодально-зависимые крестьяне подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежавших царской фамилии.

Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. В 10-м томе Свода законов Российской империи крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу.

В развитии правового положения помещичьих крестьян прослеживаются две тенденции. Во-первых, феодальное государство стремилось сохранить бесправное положение этой социальной группы населения, а, во-вторых, под влиянием экономических, социальных, политических факторов оно было вынуждено предпринимать определенные шаги к некоторому изменению правового статуса крепостных крестьян. Так, 20 февраля 1803 г. был принят указ о свободных хлебопашцах. По этому Указу помещики получили право (но не были обязаны) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп. Кроме того, Указ от 12 декабря 1801 г. предоставил купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупать земли; а Указ от 3 марта 1848 г. предоставил такое же право и помещичьим крестьянам. В целях развития промышленности Указ от 28 декабря 1818 г. разрешил всем крестьянам, в том числе и помещичьим, «учреждать фабрики и заводы».

В 1842 г. появился Указ об обязанных крестьянах. Помещики могли предоставлять крестьянам землю в пользование, за что последние должны были нести определенные по договору повинности. Помещики сохраняли над ними «право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях».

С 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев, общее количество которых в 1825 г. составило около 400 тыс. человек. Они должны были заниматься сельским хозяйством (сдавать государству половину урожая) и нести военную службу. Им запрещалось торговать, отлучаться в город по хозяйственным делам, и вся их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

Волнения государственных крестьян, значительные недоимки за ними заставили правительство в 1837 г. провести реформу управления государственными крестьянами. Для управления ими было учреждено Министерство государственных имуществ. Было упорядочено оброчное обложение, несколько увеличены земельные наделы государственных крестьян, регламентированы органы крестьянского самоуправления: в волостях действовали волостной сход и волостное управление, а в селах и деревнях – сельский сход и сельский староста.

Труд посессионных крестьян был малопроизводителен. В промышленности стало все более увеличиваться применение наемного труда. В 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян.

Положение удельных крестьян по сравнению с предшествующим периодом не изменилось.

Городское население. В первой половине XIX в. в связи с развитием буржуазных отношений правовое положение городского населения продолжало изменяться.

Государство, заинтересованное в развитии торговли и промышленности, наделяло богатое купечество особыми правами. В 1832 г. для наиболее богатых и влиятельных представителей нарождавшейся буржуазии и для некоторых других категорий населения было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. В разряд потомственных почетных граждан входили крупные капиталисты, ученые, художники и дети личных дворян; а личных почетных граждан – низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. Почетные граждане не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Купечество стало делиться не на три, а на две гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй – розничные торговцы. Купцы сохраняли свои привилегии, могли награждаться орденами и чинами.

Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Для перехода из разряда подмастерьев в мастера необходимо было проработать подмастерьем не менее трех лет, достичь совершеннолетия и выдержать соответствующие испытания на мастерство. Цехи имели свои органы управления.

Большинство городского населения составляли мещане, значительная часть которых работала на фабриках и заводах по найму. Правовое их положение в первой половине XIX в. не изменилось.

Таким образом, в России в первой половине XIX в. господствующее положение занимали такие сословия, как дворянство и духовенство, которые получали с развитием капиталистических отношений новые права, а основную массу населения составляли крестьяне и городское население, в правовом положении которых также происходили изменения.

Все население продолжало делиться на дворян, духовенство, крестьянство и горожан. На вершине Олимпа стояло первое сословие- дворянство.

Однако права, дарованные одним самодержцем, могли быть отобраны другим. Как это и случилось во времена царствования Павла 1.

Все дворянские привилегии Александр 1 вернул дворянству, восстановив во всем объеме Жалованную грамоту. Более того, дворянам было разрешено обзаводиться в городах фабриками и заводами, заниматься торговлей, создавать предприятия в деревне. Особые привилегии получили крупные землевладельцы. Манифест от 6 декабря 1831 г. “О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным” позволил избираться на дворянские общественные должности лишь дворянам, у которых имелось не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли. В основу наследования дворянских имений был положен майорат, крупные имения дворян нельзя было дробить и отчуждать на сторону.

Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела. Офицеры=дворяне.

Почти все наиболее крупные вотчины были на оброке. Владельцы таких вотчин не жили в них, а пребывали в Петербурге при дворе. Крепостное право и крепостная вотчина со всеми ее порядками были основой дворянской мощи.

Старая политическая форма управления должна была обеспечить старый общественный строй. А у дворянства были все основания опасаться за незыблемость последнего.

Дворянское спокойствие было нарушено двумя указами царя, подготовленными Сперанским: относительно “придворных званий” и экзаменов на гражданские чины. Прежде придворные звания сразу же предполагали и чины. Согласно указу звания при дворе не давали право на чин, тем самым и отбиралось право занимать высшие гос. должности без делового подтверждения. Это значило, что высшие чины можно было получить при наличии образования. Такой подход приоткрывал возможность для продвижения по гос. службе разночинной интеллигенции. Оба приказа вызвали открытое возмущение аристократии.

Мечты об “истинном” управлении, о законности с начала XIX столетия занимали русское общество, прогрессивно настроенных представителей дворянского сословия. Власть дворян, деятельность всех высших государственных органов оспаривались с точки зрения граж. равенства и необходимости отмены крепостного права. По мере роста этих настроений предметом острой критики стала вся политическая система общества. Образовались тайные вольнодумные общества. Именно в этот период П. И.Пестель написал свою “Русскую правду”, а Н.М. Муравьев - проект конституции.

Правовое положение духовенства меняется. Оно получает дополнительные привилегии. Отменены телесные наказания священников, дьяконов и их детей. Духовенство освобождено от земельного сбора (1807 г.) и от постоя (1821 г.). Вместе с тем, сокращалось число лиц духовного звания, пользующихся привилегиями: не имеющие штатных мест должны были избрать себе “род жизни”; дети священнослужителей обязывались Указом 1828 г. избрать себе гражд. или воен. службу, а кто не сделал этого в течение года, записывался в одно из податных сословий. Постепенно осуществлялся перевод приходского духовенства на гос. содержание, а награжденные из его числа орденами получали наследственные дворянские права.

Основную массу населения составлялокрепостное крестьянство. Александр 1 со своими друзьями осуждал крепостное право с морально-этических позиций, но он не был сторонником решительных мер, а надеялся, что цель будет достигнута путем медленных и осторожных шагов. Так, в 1803 г. вышел указ “О вольных хлебопашцах”, предоставлявший помещикам право освобождать своих крестьян с землей за выкуп по договоренности сторон.

28 мая 1802 г. вышел указ о запрещении печатать объявления о продаже крепостных крестьян без земли. Русское земледельческое производство первой половины XIX в. все более ориентировалось на рынок, превращаясь в товарное производство и втягиваясь в денежно-хозяйственные отношения.

Монопольное право дворян на землю отменялось. Указ от 12 декабря 1801 г. предоставил купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупать землю. В 1830 г. крепостные крестьяне составляли 37% от общего числа крестьян.

Земля делалась объектом свободного гражданского оборота. Дворянскую землю стали приобретать и бывшие крепостные.

Среди дворянства появились просвещенные кружки, в которых сознавали необходимость освобождения крестьян. Однако широкая масса дворянства, разумеется, была против каких-либо реформ крепостного права.

Один за другим учреждались секретные комитеты по крестьянскому вопросу. И деятельность этих комитетов, протекавшая в самой непроницаемой тайне, кончалась ничем или почти ничем.

Не сладив с крестьянским вопросом в его целом, Александр 1, а затем и Николай 1 обратили свой взор на ту группу крестьян, которая принадлежала казне и носила название государственных. Категория государственных крестьян заметно увеличили крестьяне церковных земель, отобранных Екатериной II у монастырей в 1764 г., так называемые “экономические” крестьяне. Их юридическое положение было противоречиво. Свод законов признавал их “свободным сельским сословием”. Они обладали гражданскими правами. Дети государственных крестьян могли поступать в высшие учебные заведения. Высшей инстанцией, где сосредоточивалось управление государственными крестьянами, был Департамент государственных имуществ в Министерстве финансов. В 1816 г. начался процесс перевода государственных крестьян на положение военных поселенцев. Начальником военных поселений становится генерал А.А. Аракчеев, главный советник Александра 1.

Наиболее тяжелым оставалось положение помещичьих крестьян. Половина крестьянского дохода шла помещику в виде оброка. Массовый голод крестьян был обычным явлением. Понятно, что крепостное население, питавшееся Бог знает чем (мхом, лебедой, древесной корой), вымирало. Смертность помещичьих крестьян превосходила рождаемость.

Городское население делилось на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд.

Почетное гражданство было введено с целью выделения верхушки возникающей буржуазии из общей массы городского люда. Оно разделялось на потомственное и личное. Первое присваивалось по праву рождения, второе - по представлению министров или личной просьбе. Почетные граждане пользовались целым рядом привилегий: свободой передвижения, освобождением от телесных наказаний и от личных принудительных работ. Но самым существенным было их освобождение от всех налогов и податей.

Купцы приписывались к одной их двух гильдий (занятие оптовой торговлей - первая гильдия; розничной - вторая). Наряду с общими правами (свобода передвижения, право награждения чинами и орденами, свобода от телесных наказаний) купцы первой гильдии имели право приезда к императорскому двору, носить губернский мундир, получать звание коммерц- и мануфактур-советников. Во главе городского купеческого общества был выборный староста.

Всякий, кто занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Концентрация производства на фабриках и заводах способствует разрушению цеховой организации. В 1825 г. более половины всехфабричных рабочих трудились по вольному найму. В 1840 г. был издан закон, по которому фабриканты приобрели право освобождать посессионных рабочих за плату из казны. Таким образом, был сделан первый шаг к вольнонаемному труду. Отпущенные помещиками на заработки крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда, ибо львиную долю заработка они вынуждены были отдавать помещику. Более того, помещик мог в любой момент отозвать своих крестьян с фабрики, нарушив и интересы фабрики.

Большинство городского населения принадлежало к мещанам. Они никакими особыми правами не пользовались. Состояние мещанства передавалось потомству и жене. Мещанское общество каждого города управлялось старостой и его помощниками, избираемыми на 3 года и утверждаемыми губернатором.

49

Основные проблемы формирования абсолютной монархии в России. Правовой
статус главы государства, органов власти и управления. Коллежская реформа.

Для возникновения абсолютизма необходимы: экономические (развитие торговли и промышленности, товарно-денежных отношений, зарождение буржуазных отношений,), социальные .-(обострение классовых противоречий и борьбы, разложение общины), политические (необходимость борьбы за экономическую и политическую независимость страны, выход к морю).Император – есть самовластный монарх, который не кому о своих делах не отчитывается, ему принадлежит высшая законодательная,административная, является верховным главнокомандующим и главой церкви.

Классовая структура общества Русского государства в этот период претерпела некоторые изменения, связанные с усилением разложения крепостнического строя и формированием капиталистических отношений. Зарождались новые классы: буржуазия и пролетариат. По-прежнему население делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городское население.

Правовое положение дворянства было привилегированное, оно считалось "оградой престола". Оно пользовалось привилегиями, представленным "Жалованной грамотой дворянству" 1785 г. С развитием капитализма дворянству были предоставлены дополнительные права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. В XIX в. доступ в дворянское сословие затрудняется, Царизм стремился усилить позиции крупных землевладельцев. Манифест от 6 декабря 1831 г. "О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным" установил порядок избрания на общественные должности. Избирались только дворяне, имевшие не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тыс. десятин земли.

Закон от 16 июля 1845 г. установил так называемые заповедные дворянские имения - майораты, не подлежащие дроблению и переходящие по наследству старшему сыну. В 1798 г. были уволены со службы офицеры, не являющиеся дворянами, запрещено присваивать офицерские звания не дворянам.

Духовенство делилось на черное (монашество) и белое (приходское).

Правовое положение духовенства существенно изменилось. С 1801 г. лица духовного звания, а с 1835 г. - их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 года - от постоя. Вместе с тем, принимались меры по ограничению духовного сословия только лицами, несущими службу в церквях, сокращению числа лиц, пользующихся привилегиями и не несущих повинностей.

Крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных, удельных (принадлежащих царской фамилии). Указ 28 декабря 1818 года разрешил всем крестьянам (в т.ч. и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.

Развитие капиталистических отношений отразилось в некоторых актах, касающихся правового положения крестьян.

Указ от 12 декабря 1801 г. представлял право купцам, мещанам и всем крестьянам (кроме помещичьих) покупать земли. Указ от 3 марта 1848 г. предоставил это право и помещичьим крестьянам.

Указ от 20 февраля 1803 года "О вольных хлебопашцах" предоставил право помещикам отпускать своих крестьян на волю за установленный самими выкуп. Сумели за 59 лет стать "Вольными хлебопашцами" лишь 111829 душ мужского пола. (По другим данным из 10,7 млн. крестьян стали свободными хлебопашцами лишь 71 тыс. крестьян).

Указ 1842 г. " Об обязанных крестьянах" предоставлял право помещикам выделять землю в пользование крестьянам, за что последние несли определенные повинности. Помещики при этом сохраняли право "суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях". Из более 10,7 млн. крепостных крестьян в положение обязанных было переведено лишь 27173 крестьянина.

С 1816 года часть государственных крестьян была переведена в положение военных поселенцев(около 400 тыс. чел. в 1825 году). Они должны были заниматься сельским хозяйством (на правах "половников") и нести военную службу. Им не разрешалось торговать и отлучаться в город. Жизнь их регламентировалась Воинским уставом. В 1837 г. была проведена реформа управления государственными крестьянами.

Для упорядочения сбора податей и управления государственными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ.

В результате реформы:

* было упорядочено оброчное обложение;

* несколько увеличены земельные наделы;

* регламентированы органы крестьянского самоуправления (в волостях действовали волостные сходы и волостные управления, а в селах и деревнях - сельский сход и сельский староста).

Что касается посессионных крестьян, то в 1840 г. заводчикам было разрешено их освобождать, т.к. в этот период получил распространение наемный труд. Положение удельных крестьян не изменилось.

Городское население в этот период значительно выросло, усилилось его расслоение.

В 1832 г. был введен институт личного и потомственного почетного гражданства. В разряд потомственных почетных граждан входили: крупные капиталисты, ученые, художники и их дети. В разряд личных почетных граждан - низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. Почетные граждане не платили подать, не если рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Купечество стало делиться на 2 гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй - розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев.

Мещанами назывались лица, работающие по найму.

Низшую группу составляли рабочие люди.

По форме правления Россия оставалась абсолютной монархией, при этом самодержавие давно уже стало тормозом исторического процесса.

Происходит всемерная централизация, бюрократизация государственного аппарата, увеличивается число правительственных учреждений, подчиненных непосредственно царю.

До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе, затем был создан Непременный совет из 12 человек с совещательными функциями, 1 января 1810 г. был создан Государственный совет как высший законосовещательный орган, просуществовавший с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания был М.М. Сперанский, который разработал концепцию деления власти на законодательный, исполнительный и судебный. Часть совета назначалась императором, другую часть составляли министры и главноуправляющие.

Количество членов Совета в разное время колебалось от 40 до 80 человек. Председательствовал в общем собрании Совета император или один из членов Совета. Решение Совета направлялось императору. По подсчетам Даневского, из 242 дел, по которым в 1810-1825гг. в Государственном Совете произошли разногласия, Александр I в 159 случаях утвердил мнение большинства, в 83 случаях - мнение меньшинства (причем в 4-х случаях согласился с мнением одного члена).

В 1802 г. возник и в 1812 г. окончательно сформировался Комитет министров как высшее административное учреждение, совещание царя с наиболее важными вопросами управления. В его состав входили: министры, председатели департаментов Государственного совета, гос. секретарь и другие, назначенные императором лица. Решения Комитета утверждались императором. В 1802г. вместо коллегий были образованы министерства, возглавлявшиеся единолично министрами. Сначала коллегии входили в министерства, а затем ликвидировались. В 1811г. было 11 министерств: военное, морское, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения, полиции, путей сообщения, государственного контроля. Во II четверти ХIХ в. с приходом к власти Николая I (1825-1855 гг.) в России усиливается реакция. Собственная канцелярия императора. созданная в

1812 г. оттесняет на второй план и Государственный совет и Комитет Министров, непосредственно связывая царя с правительственными учреждениями. Она уже рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, появились ее подразделения (отделения). Первое, Второе и Третье отделения с 1826 г., Четвертое - с 1826 г., Пятое - с 1836 г., Шестое - с 1842 г.

Первое отделение контролировало Министерство, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.

Второе отделение занималось кодификацией законов.

Третье отделение получило мрачную известность в борьбе с революционным движением в стране.

Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение разрабатывало проекты реформ управления государственными крестьянами.

Функции Шестого отделения (существовавшее с 1842 по 1845гг.) занималось в подготовке предложений по управлению Кавказом.

Роль Сената после Петра I значительно упала. Александр I предпринял попытку возродить роль Сената. Но со временем Сенат снова утерял позиции и вновь превратился лишь в высший Судебный орган.

Местные органы власти практически не претерпели никаких изменений. Судебные органы находились в руках созданного в 1802г. Министерства Юстиции. В I половине ХIХ в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа.

Военные поселения и Народное ополчение

Комплектование войск по рекрутской системе перестал отвечать новым условиям. В I половине ХIХ в. царизм предпринял попытку заменить его другим способом - созданием военных поселений, а во время войны - созывом народного ополчения.

Военные поселения были созданы по инициативе Александра I. Практическим осуществлением решения царя занимался Аракчеев. Военные поселения - это особая форма организации русских войск, совмещающих военную службу с сельскохозяйственным трудом. Поселения создавались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и местных жителей - мужчин в возрасте от 18 до 45 лет.

Первая попытка организовать поселения была предпринята в 1810 г., но Отечественная война 1812 года сорвала их создание. С 1816г. военные поселения стали вводиться в Петербургской, Новгородской, Могилевской, Слободско-Украинской и Херсонской губерниях и охватили около 375 тыс. человек.

Жизнь военных поселян строго регламентировалась: весь год они занимались военным обучением, в связи с чем, сроки земледельческих работ срывались. К поселянам широко применялись телесные наказания. Военные поселения по сути явились проявлением сильнейшего крепостнического гнета и бедствием для крестьян этих губерний. Они стали одним из очагов феодальной борьбы. В 1857 году они были упразднены.

В I половине ХIХ в. царское правительство вынуждено было пополнить войско народным ополчением. В условиях крепостного права создать массовую регулярную армию было невозможно. Вместе с тем, войны с Францией и другими державами требовали резкого увеличения войск.

В 1806-1807гг. в России было созвано земское войско (Милиция).

В 1812 году создано - народное ополчение,

В 1854 году - морское ополчение,

В 1855 году - подвижное ополчение.

Манифестом 1806 года "О составлении и образовании временных ополчений или милиции" все слои общества призывались к участию в ополчениях и пожертвованиям.

В ротники привлекались ратники от 20 до 50 лет. В губерниях они объединялись в Губернское земское войско, несколько губернских войск - в областное земское войско. Командующие областного войска назначались императором, а губернского - избирались дворянством.

Народное ополчение 1855г. комплектовалось от всех сословий, в т.ч. из казачьих крестьян. Помещики поставляли 23 ратников от 100 ревизских душ в возрасте от 20 до 45 лет.

Если прежние ополчения были местными, губернскими войсками, то ополчение 1855 года было государственным подвижным ополчением, и поступало на пополнение армейских полков. Несмотря на героизм русских солдат, Крымская война была проиграна. Поражение в войне обусловило: отмену крепостного права, что создало условие для перехода к всеобщей воинской повинности.

Таким образом, в I половине ХIХ в. в России отмечается тенденция централизации аппарата государственного управления, как орудия укрепления крепостнического строя.

Капитализм проникал и в крестьянское хозяйство, способствуя процессу социального расслоения и нарастания противоречий в деревне. В то время, как большинство крестьян беднело, в сёлах появляются разбогатевшие крестьяне, которые занимались торговлей, заводили промыслы, вкладывали свои капиталы в промышленность.

Феодально-крепостнический строй замедлял развитие капиталистических отношений в промышленности. Однако применение наемного труда, особенно на частновладельческих мануфактурах, постепенно росло. Даже в металлургической промышленности, в которой прежде преобладал крепостной труд, многие работы (заготовка руды, древесного угля и др.) стали выполняться наемными рабочими, что было выгоднее заводчикам. В 30-50-х годах XIX в. мануфактуры стали превращаться в капиталистические фабрики, основанные на применении паровых машин. Были построены первые железные дороги. Развивались новые классы - буржуазия и пролетариат, интересы которых, заключавшиеся в уничтожении крепостничества, на данном этапе совпадали.

Большое влияние на усиление кризисных явлений в российском обществе оказали войны, в которых Россия принимала участие. Так, если следствием Отечественной войны 1812 г. стало движение «декабристов» и их восстание 14 декабря 1825 г., то результаты русско-турецкой войны 1853-1856 гг. послужили мощным толчком к отмене крепостного права.

Население империи по-прежнему разделялось на сословия - дворянство, духовенство, крестьянство и мещан, к которым тесно примыкало купечество. Господствующим классом оставалось дворянство. Его экономическое и политическое могущество основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, большинство которых считалось их собственностью. Представители дворянского сословия занимали почти все важные должности в государственном аппарате.

Император Александр I восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству»(1785 г.), которую отменил его отец Павел I. Дворянство сохранило все старые привилегии и даже получило новые права: владеть фабриками и заводами, вести торговлю наравне с купечеством. Феодальное государство оказывало дворянам экономическую поддержку через государственный Заемный банк и другие кредитные учреждения.

Вместе с тем, среди дворянства увеличивалось расслоение. Многие из них были беспоместными (в 1835 г.-14 %), тогда как богатые дворяне (1,1 %) владели 33 % крепостных. Самодержавная власть стремилась усилить свою главную опору - крупных землевладельцев. Для этого в 1834 г. был увеличен земельный ценз при выборах дворянских сословных органов, что усилило влияние богатых помещиков на местное управление.

В целях сохранения крупных помещичьих хозяйств был принят закон (16 июля 1845 г.), который запрещал дробление заповедных дворянских имений (майоратов). Они должны были переходить по наследству только к старшему сыну и не подлежали отчуждению в пользу посторонних лиц.

Большинство помещиков полностью одобряло политику правительства, проводимую в интересах дворянского сословия. Вместе с тем, в первой четверти XIX века среди небольшой части дворян, под влиянием французской и американской революций, возникло либеральное движение, лидеры которого (П.И. Пестель, Н.М. Муравьёв и др.) выступили за отмену крепостного права и за ограничение, или даже уничтожение, самодержавного строя. Апогеем развития этого движения стало вооружённое выступление в Петербурге 14 декабря 1825 г., получившее известность как «восстание декабристов» и жестоко подавленное императором Николаем I.

Духовенство - второе привилегированное сословие - по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). В развитии правового положения духовенства необходимо отметить следующие особенности. С одной стороны, все его представители получили еще большие привилегии. Так, в 1801 г. они лично, а с 1835 г. и их семьи, были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 г. - от военного постоя. Священнослужители, награжденные орденами, приобретали дворянские права. Только за период 1825-1845 гг. дворянские права получили более 10 тыс. священнослужителей. При этом наследственное дворянство жаловалось лишь представителям белого духовенства, а черное духовенство вместе с орденом получало так называемое «командорство», т.е. право на пользование участком населенной земли с целью извлечения доходов.

С другой стороны, самодержавие хотело превратить духовное сословие в немногочисленную и управляемую социальную группу. Чёрное духовенство количественно сокращалось, а остальное - ограничивалось только лицами, непосредственно связанными с несением церковной службы. В этих целях ограничивались штаты монастырей, был установлен образовательный ценз для всех кандидатов на церковные должности. По указу 1828 г. детям священнослужителей, «за излишеством», предлагалось поступать по их выбору в гражданскую или военную службу. Тем, кто не делал этого в течение года, надлежало «непременно» записывать в одно из податных сословий. После 1831 г. был прекращён набор в армию безместных священников. С 1842 г. осуществлялся постепенный перевод приходского духовенства на государственное содержание.

В целом российское духовенство занимало консервативные, верноподданнические позиции. Но преследования раскольников, хотя и в меньших масштабах, продолжались. Репрессиям со стороны правительства подвергались, особенно после польского восстания 1831-1832 гг., многие представители католического духовенства.

Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Среди них выделялись крестьяне помещичьи (владельческие), государственные, посессионные и удельные. Особо тяжелым, как и прежде, оставалось положение помещичьих крестьян, которые считались собственностью своих владельцев. В «Своде законов Российской империи» (1835 г.) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу.

При Александре I делались попытки начать крестьянскую реформу, но дальше обсуждений и принятия некоторых незначительных мер дело не пошло. Всё же следует отметить как положительный факт, что был положен конец расширению крепостного состояния: запретили раздачу казённых имений в частную собственность.

В соответствии с Указом 1803 г. «О вольных хлебопашцах», помещики получили право отпускать своих крестьян на волю с земельными наделами за установленный самими помещиками выкуп. Однако лишь немногие крестьяне могли его заплатить. До 1861 г. «вольными хлебопашцами» стали всего 112 тыс. душ.

В целях развития промышленности в 1818 г. был издан Указ, который разрешил всем землевладельцам, в том числе крестьянам, учреждать фабрики и заводы.

После окончания Отечественной войны 1812 г., в целях сокращения расходов казны на содержание армии, часть государственных крестьян (общее их количество доходило до 400 тыс. душ) была переведена на положение военных поселенцев. Жители военных поселений, созданных в 1816 г. свирепым генералом А.А. Аракчеевым, обязывались заниматься сельским хозяйством и одновременно нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, вся их жизнь была скована строгими правилами военной дисциплины. Это вызывало ненависть к «аракчеевской» системе в обществе, а среди военных поселенцев - массовые беспорядки. Не выполнив своего предназначения, после ряда восстаний в военных поселениях (1831 г.) они стали постепенно упраздняться и полностью были ликвидированы в 50-х годах. При этом бывшие военные поселенцы превращались либо в государственных, либо в удельных крестьян.

В 1842 г. был принят «Указ об обязанных крестьянах». Он разрешал помещикам сдавать крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности. Однако лишь всего шесть помещиков воспользовались этим разрешением.

В 1847 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которому поручалось управление государственными крестьянами. Оно упорядочило оброчное обложение, увеличило земельные наделы государственных крестьян и определило правила работы органов крестьянского самоуправления: волостного схода, волостного управления, сельского схода и сельского старосты.

В ряде промышленных отраслей преобладающее место занимали посессионные крестьяне. Так, в 1860 г. в обрабатывающей промышленности их насчитывалось до 85 % от всех рабочих. Для фабрикантов они были менее выгодны, чем вольнонаёмные рабочие, так как их заработная плата включала стоимость оброка. В 1835 г. право помещиков отзывать посессионных крестьян было ограничено. В 1840 г. Государственный совет постановил начать ликвидацию посессионных предприятий, а заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян, превращая их в вольнонаёмных рабочих.

Положение удельных крестьян по сравнению с предшествующим периодом не изменилось.

Выводы по вопросу . Российская история унаследовала от предыдущего периода не только форму правления, но и всю социальную организацию. Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела. Дополнительные привилегии получает духовенство, которое освобождается от земельного сбора и от постоя. Образование новых классов (буржуазии) проходило в рамках прежней сословной системы. Несмотря на все сдвиги в экономике, правовое положение отдельных групп населения было прежним. Однако пришлось сделать маленькую уступку буржуазии.



Просмотров