Обеспечение свободы совести вероисповедания осужденным. За правовое государство

Теоретико-правовые проблемы реализации свободы вероисповедания осужденными к лишению свободы

А.М. РУДАКОВ - научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России

В статье рассмотрен предмет одного из неоднозначных институтов, практика правоприменения которого лишь отчасти регулируется законодательными актами. Представлен анализ правового института свободы вероисповедания, его элементов. Впервые раскрывается структура предмета общественных отношений в сфере реализации свободы совести и свободы вероисповедания отличная от религиозного аспекта.

Ключевые слова: свобода совести; свобода вероисповедания; информация; осужденные.

Theoretical and legal realization problems of religion freedom

of convicted to imprisonment

A.M. RUDAKOV - Researcher of the Research Laboratory of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article examines the subject of a controversial institution, the practice of which enforcement is only partially regulated by legislation. The analysis of the legal institution of freedom of conscience and freedom of religion, its elements are represented. For the first time is revealed the structure of the object of public relations in the sphere of realization of the freedom of conscience and freedom of religion different from the religious aspect.

Key words: freedom of conscience; freedom of religion; the information is convicted.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания осужденными регламентирована Конституцией Российской Федерации (ст. 28)1, Федеральным законом от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - ФЗ «О свободе совести и о религиозных объе-динениях»)2, а также ст. 14 УИК РФ3, которая непосредственно регулирует общественные отношения в означенной сфере.

Исходя из научных комментариев ст. 14 УИК РФ призвана обеспечить реализацию так называемых духовных потребностей4 осужденных, организацию духовного вос-питания5 и развития6, соблюдение прав личности в сфере духовного самоопреде-ления7, при этом содержание духовности в тексте не раскрывается. По нашему убеждению, нераскрытый термин не может использоваться в полной мере, в том числе по причине возможности его субъективного толкования.

Нельзя не согласиться с С.К. Бондыре-вой8, которая усматривает существование четырех базисных (первичных) потребностей человека: в веществе, информации, безопасности, продолжении рода. Вторич-

ные потребности формируются путем проекции базисных на объекты, процессы, явления окружающего мира. Особой является потребность в информации, так как получение и усвоение новой информации важно при удовлетворении базисных потребностей. Мерой владения индивидом информацией, поступающей из собственного внутреннего мира, а также содержательным элементом этого мира, по мнению С.К. Бон-дыревой, как раз и является духовность9. Тогда возникает вопрос о том, что является предметом вероисповедания, который способствует формированию духовности субъекта при реализации рассматриваемого правового института.

Предмет регулирования, указанный в ст. 14 УИК РФ, базируется на нормах ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», взятых применительно к осужденным, и также определен частично, а именно касательно лишь организации деятельности религиозных объединений. Вместе с тем правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу вероисповедания не совпадают с деятельностью религиозных объединений: право исповедовать религию

присоединено к реализации свободы вероисповедания конструкцией «в том числе»10.

Обычно свободу вероисповедания рассматривают совместно со свободой совести как единый правовой институт и понимают под ним право исповедовать какое-либо религиозное учение или быть атеистом. В противовес такой трактовке необходимо указать, что в правоприменительной деятельности сложно определить, какие действия являются религиозными обрядами, какое обучение следует считать религиозным. Из закона следует, что религиозными являются действия представителей религиозной организации, но если некая группа не зарегистрировалась в качестве таковой и не употребляет термина «религия» применительно к себе, то ее деятельность будет рассматриваться как светская, даже культурная в случае исповедания определенных культов, в том числе и деструктивных. Стоит только какой-либо группе заявить, что у нее не религиозное вероучение, а, например, духовное знание, как ее уже нельзя будет считать религиозной и ее деятельность не будет подлежать регулированию. Суть проблемы состоит в том, что многие религиозные организации деструктивного характера избегают регистрации для того, чтобы иметь возможность сотрудничать с образовательными структура-ми11. В настоящее время в соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации и ст. 7 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в нашей стране в статусе религиозных групп действуют более 2000 объединений только религиозного типа12. Многие из них трансформируются в общественные (некоммерческие, правозащитные и т.п.) организации. Вместе с этим сложилось множество молодежных субкультур, которые нередко перерастают в контркультуры. Такого рода объединения создаются с определенной целью или целями, которые нередко замалчиваются либо скрыты посредством создания футуроло-гических иллюзий, мифов13, искажения фактов, их субъективной оценки14. Получается, обыденное толкование нормы15 умаляет ее смысл, ввиду этого имеет место ущемление права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания либо злоупотребление данным правом.

Взяв за основу п. 3 ст. 2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», осуществим расширительное толкование смысла статьи двумя способами: филологическим и словесным.

В целях определения предмета вероисповедания рассмотрим компоненты последнего.

Само слово «вероисповедание» происходит от двух слов: «вера» и «исповедание»16 -это признание в вере кому-либо или чему-либо, какой-либо информации, какому-либо человеку. Вера - компонент доверия, являющийся нерациональным убеждением, не нуждающимся в опытной проверке. Структура доверия содержит в себе также рациональную составляющую, предполагающую расчет на объективную информацию, и обеспечивает возможность контроля ситуации, снижения неопределенности и уязвимости в отношениях. Двухкомпонентная структура доверия обеспечивает выполнение главной функции - приближения к субъекту правоотношений без опасения стать жертвой обмана17. Развитие рациональной компоненты доверия призван обеспечить федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Таким образом, вера как готовность человека принимать (исповедовать) без критического анализа информацию, воздействие от другого человека является наиболее уязвимой компонентой в межличностных отношениях18. Именно эта часть психической деятельности человека находится под защитой ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Таким образом, мы перешли к следующему компоненту предмета вероисповедания - информации. Информация - результат отражения одного объекта в другом, используемый для принятия решений, их реализации19 и в конечном счете для формирования управляющих воздействий20. Информация является основным материалом мышления и лежит в основе всякой умственной деятельности. Вместе с тем содержательная и ценностная сторона информации позволила объединить понятия «знание», «смысл» и «информация» в новое единое фундаментальное понятие «информационный ресурс»21.

Вопрос о степени веры потребителя такого рода информации (субъекта восприятия) субъектам, предлагающим информацию (субъектам воздействия, влияния), встает ввиду того, что в настоящее время имеется большое количество информации, оформляемой в идеи, концепции, учения, в том числе и религиозные, доктрины и иные идеологические формы22. Этому способствует п. 1 ст. 13 Конституции Российской Федерации. В.С. Малицкий справедливо универсализировал это многообразие в рамках единого

понятия «идеология», а различные формы систематизированной информации представил как типы идеологий. Так, религия, или теистический тип идеологии, отличается тем, что основным ее критерием является вера в существование сверхъестественного существа - Бога23. По меткому выражению С.Г. Кара-Мурзы, «идеология - это замена религии для современного гражданского общества»24. Иными словами, идеология, как и иные учения, концепции, есть способ систематической организации информации, направляющей и ориентирующей человека в его жизнедеятельности, предполагающей формирование чувств у субъекта восприятия или воздействие на них25.

Вместе с тем в культурной среде осуществляется направленное и ориентирующее воздействие на чувственно-эмоциональную сферу посредством интеграции на базе социальных групп, в том числе интернет-сообществ, а также на отдельные категории населения оказывается влияние, обеспечивающее функционирование механизмов интеграции26. Наравне с исторически определенным уровнем развития культуры общества (ранее сформированным на основе господствующих идеологий) могут создаваться и функционировать иные передающие среды - субкультуры27 и контркультуры -как системы норм и ценностей, которые отличают социальные группы от большинства, от господствующей культуры или же являются враждебными этой культуре (контркультура)28.

Основой выбора предмета вероисповедания у потенциального субъекта восприятия, таким образом, являются его отношение к идее (положительное - отрицательное), предложенной субъектом влияния, ее актуальность для него (принимаю -не принимаю). Актуальность выбора определяется отношением субъекта правоис-пользования к своему месту и роли в мире, своим интересам, целям. При выборе предмета вероисповедания у субъекта восприятия формируется соответствующее предмету отношение к себе как члену общества, отдельным категориям людей и обществу в целом, его прошлому (истории) и будущему, к формам организации общественных отношений и духовным и материальным объектам, также подлежащим оценке29.

Таким образом, предметом вероисповедания мы называем информационный ресурс, содержащий фундаментальную (обусловливающую возможность его выбора) и рабочую (обусловливающую возможность

его восприятия) идеи, являющиеся продуктами интеллектуального творчества как самих субъектов влияния, так и иных лиц, реализуемый в обществе субъектами влияния в соответствии со следующими целями: формирование специфических убеждений, типов мышления и в результате мировоззрения у субъектов восприятия; способствование выработке у субъектов восприятия определенных алгоритмов поведения, необходимых для субъектов влияния.

В целях же полного и всестороннего обеспечения реализации свободы вероисповедания потенциальными субъектами восприятия необходимы глубокий анализ при определении субъекта влияния, в частности источника средств финансирования деятельности последнего, выявление истинных намерений субъекта влияния (политические аспекты).

Следует заметить, что в исправительных учреждениях работа по отбору инфор-мации30 осуществляется сотрудниками следующим образом: организация воспитательных (индивидуальных, групповых, культурно-массовых) мероприятий в заданном законодательством информационном направлении; формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение их образовательного и культурного уровня (п. 1 ст. 109 УИК РФ). В результате у осужденных, особенно несовершеннолетних, чей уровень восприятия в отличие от взрослых еще достаточно динамичен, складываются новые убеждения, способные вытеснить прежние, сделавшие возможным совершение преступления. Тем не менее по истечении срока отбытия наказания в виде лишения свободы они снова возвращаются в прежнюю среду, способствующую дальнейшей криминализации личности31. В силу того, что процесс социализации может быть не завершен и с большой вероятностью он проходил до осуждения и будет происходить после (ресоциализация) в условиях, отнюдь не способствующих усвоению адекватных ценностей и моделей поведения, в ситуации неконтролируемого информационного потока как со стороны окружающей социальной среды, так и из иных источников освободившийся в силу необходимости приспособления может вновь быть переориентирован в деструктивном направлении.

Таким образом, предмет вероисповедания, реализуемый в рассмотренном аспекте, позволяет расширить круг мероприя-

тий по формированию социально полезных убеждений у осужденных посредством подбора соответствующих информационных ресурсов: политического, идеологического и исторического. И самое главное, что касается несовершеннолетних осужденных: можно определить критерий подлинного взросления человека, которое наступает с момента, когда тот начинает понимать подлинную мотивацию собственных мыслей, убеждений и поступков, их происхождение -источник и природу последующей реализации свободы совести32.

В связи с этим считаем целесообразным внести следующие изменения в ст. 14 УИК РФ:

В п. 1 включить в состав правового института реализации свободы совести и свободы вероисповедания «иные убеждения», приведя эту норму в соответствие с положениями Конституции РФ («Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»);

П. 2 дополнить вторым абзацем, содержащим ограничения реализации свободы совести и свободы вероисповедания осуж-

денными («Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться требования режима и правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства»);

В п. 4 включить в состав мероприятий по реализации свободы совести и свободы вероисповедания политико-идеологическое информирование («В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой, осуществляется политико-идеологическое информирование осужденных, отражающее сложившееся в обществе политическое и идеологическое многообразие. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение, приглашает соответствующих специалистов»).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2 См.: Там же.1997. № 39. Ст. 4465.

3 См.: Там же. № 2. Ст. 198.

4 См.: Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.06.2008 г №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СПС «КонсультантПлюс».

5 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Селиверстова // Там же; Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 26.09.1997 г № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Там же.

6 См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2010. С. 144.

7 См.: Комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. Л.А. Окуньков // СПС «КонсультантПлюс».

8 Светлана Константиновна Бондырева - кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заместитель председателя координационного совета РАО.

9 См.: Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). М., 2007. С. 53.

10 См.: СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

11 См.: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. http://lib.eparhia-saratov.ru/ books/noauthor/destruction/destruction.pdf; Последствия сектантства. http://www.anticekta.ru/

12 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунева. М., 2004. С. 311; Итоговая декларация конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» (Новосибирск, 9-11 ноября 2004 г.). http://www. sektainfo.ru/allsects%20analit.htm

1 Sm.: SZ RF. 2009. № 4. St. 445.

2 Sm.: Tam zhe.1997. № 39. St. 4465.

3 Sm.: Tam zhe. № 2. St. 198.

4 Sm.: Kitrova E.V., Kuz"min V.A. Kommentarij k Federal"nomu zakonu ot 10.06.2008 g. №76-FZ «Ob obshhestvennom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestah prinuditel"nogo soderzhanija i o sodejstvii licam, nahodjashhimsja v mestah prinuditel"nogo soderzhanija» // SPS «Konsul"tantPljus».

5 Sm.: Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel"nomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod obshh. red. V.I. Seliverstova // Tam zhe; Pjatin S.Ju. Kommentarij k Federal"nomu zakonu ot 26.09.1997 g. № 125-FZ «O svobode sovesti i o religioznyh ob#edinenijah» // Tam zhe.

6 Sm.: Ugolovno-ispolnitel"noe pravo Rossii: Ucheb. / Pod red. V.I. Seliverstova. M., 2010. S. 144.

7 Sm.: Kommentarij k Konstitucii RF / Otv. red. L.A. Okun"kov // SPS «Konsul"tantPljus».

8 Svetlana Konstantinovna Bondyreva - kandidat pedagogicheskih nauk, doktor psihologicheskih nauk, professor, akademik RAO, zamestitel" predsedatelja koordinacionnogo soveta RAO.

9 Sm.: Bondyreva S.K., Kolesov D.V. Duhovnost" (psihologija, sociologija, semantika). M., 2007. S. 53.

10 Sm.: SZ RF. 2009. № 4. St. 445.

11 Sm.: Novye religioznye organizacii Rossii destruktivnogo i okkul"tnogo haraktera. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/ noauthor/destruction/destruction.pdf; Posledstvija sektantstva. http://www.anticekta.ru/

12 Sm.: Kriminologija: Ucheb. / Pod red. prof. N.F. Kuznecovoj, prof. V.V. Luneva. M., 2004. S. 311; Itogovaja deklaracija konferencii «Totalitarnye sekty idemokraticheskoe gosudarstvo»(Novosibirsk, 9-11 nojabrja 2004 g.). http://www.sektainfo.ru/allsects%20 analit.htm

13 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы: социально-философский анализ: Дис. ... д-ра философ. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 104, 106, 242.

14 См.: Жукова Н.С. Государственная идеология - феномен общественного сознания // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 19.

15 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 1998. С. 319.

16 Исповедовать - признавать, веровать, держать что-либо твердым убеждением (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1998. Т. 2. С. 55).

17 См.: Девятовская И.А. Некоторые аспекты законодательной регламентации отягчающих обстоятельств, связанных с категорией «доверие» // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 3 (19). С. 14; Астанина Н.Б. Особенности доверия другим людям у несовершеннолетних правонарушителей // Психология и право. 2013. № 1. http://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 31.05.2013 г.).

18 См.: Сидоренков А.В., Вишневкина М.Ю. Доверие дошкольников к незнакомым взрослым. http://www. psychological.ru/link/jurnal/issues/1901/012/012037.html

19 См.: Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.В. Трофимова. М., 2007. С. 26.

20 См.: Философский словарь. http://www.philosophydic. ru/informaciya

21 См.: Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов,

B.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003. С. 387.

22 См.: Гричаникова И.А. Формирование нравственных понятий и убеждений студентов технического вуза: Дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2000. С. 20.

23 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы. С. 214.

24 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. http://www. kara-murza.ru/books/manipul/manipul15.htm#hdr_21

25 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы. С. 97.

26 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунева. С. 136-137.

27 См.: Корженко А.Л. Идеология и современные молодежные субкультуры // Мониторинг общественного мнения. 2010. Нояб.-дек. С. 31.

28 См.: Михайлова Н.В. Культурологические аспекты тендерных субкультур отечественной пенитенциарной системы: Дис. ... канд. культурологии. Саратов, 2004. С. 51; Современный философский словарь / Под общ. ред. д-ра философ. наук, проф. В.Е. Кемерова. М., 2004. С. 479.

29 См.: Философский энциклопедический словарь /

C.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М., 1989. С. 366.

30 См., напр.: Указание ФСИН России от 06.05.2012 г. № 10/15/1-60 «О порядке демонстрации фильмов, использования телевидения, радиовещания, литературы, газет и журналов в организации воспитательной работы с осужденными».

31 См., напр.: Ракитская О.Н., Морозова Н.О. Отношения в семье как фактор совершения преступления насильственного характера // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 1 (21). С. 52-53.

32 См.: Израбеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. М., 2012. С. 155.

13 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost", struktura, istoricheskie tipy: social"no-filosofskij analiz: Dis. ... d-ra filosof. nauk. Rostov n/D, 2006. S. 104, 106, 242.

14 Sm.: Zhukova N.S. Gosudarstvennaja ideologija - fenomen obshhestvennogo soznanija // Gumanitarnye i social"nye nauki. 2010. № 2. S. 19.

15 Sm.: Lazarev V.V., Lipen" S.V. Teorija gosudarstva i prava: Ucheb. dlja vuzov. M., 1998. S. 319.

16 Ispovedovat" - priznavat", verovat", derzhat" chto-libo tverdym ubezhdeniem (sm.: Dal" V. Tolkovyj slovar" zhivogo velikorusskogo jazyka: V 4 t. M., 1998. T. 2. S. 55).

17 Sm.: Devjatovskaja I.A. Nekotorye aspekty zakonodatel"noj reglamentacii otjagchajushhih obstojatel"stv, svjazannyh s kategoriej «doverie» // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 3 (19). S. 14; Astanina N.B. Osobennosti doverija drugim ljudjam u nesovershennoletnih pravonarushitelej // Psihologija i pravo. 2013. № 1. http://psyjournals.ru/psyandlaw (data obrashhenija: 31.05.2013 g.).

18 Sm.: Sidorenkov A.V., Vishnevkina M.Ju. Doverie doshkol"nikov k neznakomym vzroslym. http://www. psychological.ru/link/jurnal/issues/1901/012/012037.html

19 Sm.: Informacionnye sistemy i tehnologii v jekonomike i upravlenii: Ucheb. posobie / Pod red. prof. V.V. Trofimova. M., 2007. S. 26.

20 Sm.: Filosofskij slovar". http://www.philosophydic.ru/ informaciya

21 Sm.: Sociologija: Jenciklopedija / Sost. A.A. Gricanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel"kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshhenko. Minsk, 2003. S. 387.

22 Sm.: Grichanikova I.A. Formirovanie nravstvennyh ponjatij i ubezhdenij studentov tehnicheskogo vuza: Dis. ... kand. sociol. nauk. Belgorod, 2000. S. 20.

23 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost", struktura, istoricheskie tipy. S. 214.

24 Kara-Murza S.G. Manipuljacija soznaniem. http://www. kara-murza.ru/books/manipul/manipul15.htm#hdr_21

25 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost", struktura, istoricheskie tipy. S. 97.

26 Sm.: Kriminologija: Ucheb. / Pod red. prof. N.F. Kuznecovoj, prof. V.V. Luneva. S. 136-137.

27 Sm.: Korzhenko A.L. Ideologija i sovremennye molodezhnye subkul"tury // Monitoring obshhestvennogo mnenija. 2010. Nojab.-dek. S. 31.

28 Sm.: Mihajlova N.V. Kul"turologicheskie aspekty tendernyh subkul"tur otechestvennoj penitenciarnoj sistemy: Dis. ... kand. kul"turologii. Saratov, 2004. S. 51; Sovremennyj filosofskij slovar" / Pod obshh. red. d-ra filosof. nauk, prof. V.E. Kemerova. M., 2004. S. 479.

29 Sm.: Filosofskij jenciklopedicheskij slovar" / S.S. Averincev, Je.A. Arab-Ogly, L.F. Il"ichev i dr. M., 1989. S. 366.

30 Sm., napr.: Ukazanie FSIN Rossii ot 06.05.2012 g. № 10/15/1-60 «O porjadke demonstracii fil"mov, ispol"zovanija televidenija, radioveshhanija, literatury, gazet i zhurnalov v organizacii vospitatel"noj raboty s osuzhdennymi».

31 Sm., napr.: Rakitskaja O.N., Morozova N.O. Otnoshenija v sem"e kak faktor sovershenija prestuplenija nasil"stvennogo haraktera // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2013. № 1 (21). S. 52-53.

32 Sm.: Izrabekov V. Tajna russkogo slova. Zametki nerusskogo cheloveka. M., 2012. S. 155. _

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению ϲʙᴏбоды, будет обеспечение ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания.

Свобода совести и ϲʙᴏбода вероисповедания будут основными правами человека, гарантированными Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), Пактом о гражданских и политических правах (ст. 18) и другими международными документами. Исходя из ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется ϲʙᴏбода совести, ϲʙᴏбода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, ϲʙᴏбодно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ними.

Следовательно, осужденным гарантируется ϲʙᴏбода совести и ϲʙᴏбода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести содержит в себе право ϲʙᴏбодно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, ϲʙᴏбода вероисповедания – выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Стоит отметить, что осуществление права на ϲʙᴏбоду совести и ϲʙᴏбоду вероисповедания будет добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Стоит обратить внимание, что в законе Российской Федерации «О ϲʙᴏбоде вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3) Реализация ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. К примеру, проведение религиозныхобрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на ϶ᴛᴏт день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.)

Осужденные к ограничению ϲʙᴏбоды могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. В случае если же таковых нет, то осужденным к ограничению ϲʙᴏбоды может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра.

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации, на кᴏᴛᴏᴩой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению ϲʙᴏбоды по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для данных целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

Тяжелобольным осужденным, а также приговоренным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что уголовно-исполнительная политика направлена на то, что каждый осужденный имеет право на ϲʙᴏбоду вероисповедания.

Введение

На протяжении большей части человеческой истории считалось, что истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служит связующим звеном и создает главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество религиозных войн.

Религия с 20 января 1918 г. считается в России личным делом каждого, что было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР. По Конституции РФ 1993 г. церковь отделена от государства и все конфессии (религии) равны. Однако, Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г. зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», и данный документ не полностью совместим с принципом свободы вероисповедания и равенства конфессий, который указан в Конституции РФ.

Целью данной работы является изучение проблем возникающих в процессе обеспечения свободы вероисповедания и свободы совести осужденных на сегодняшний день.

Задачи определены следующим образом:

.Определение понятия свободы совести и свободы вероисповедания осужденных;

.Выявление особенностей соблюдения вышеуказанных свобод;

.Анализ норм, определяющих свободы и права осужденных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания

Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.

«Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах». Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук.

В социологическом плане свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политологическом плане осуществление свободы совести - один из аспектов демократии. «В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире».

При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах - «свобода религии».

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные».

В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии».

По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один - это свобода морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободы совести - это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала.

Можно констатировать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни духовенство той или иной религии - не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению свобод, является обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Следовательно, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания - выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В Законе Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации свободы совести и свободы вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3). Реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозных обрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.).

«Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра».

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

Тяжелобольным осужденным, а также приговоренным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика направлена на то, что каждый осужденный имеет право на свободу вероисповедания.

2. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания

вероисповедание свобода право сужденный

Согласно статье 14 Уголовно-исполнительного кодекса, осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

В 1990 году принимается закон РСФСР о свободе вероисповеданий, обеспечивающий возможность реализации права граждан на свободу вероисповедания на уровне международных стандартов. С принятием этого закона разрешился целый ряд вопросов в данной сфере. Вместе с тем его появление поставило немало новых проблем. К наиболее сложным из них относится проблема реализации права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы.

С одной стороны, в соответствии с рассматриваемым законом начала складываться определенная практика реализации указанного права в местах лишения свободы. В основном практика обеспечения отправления религиозных обрядов. Однако в отдельных местах практика пошла дальше касающихся осужденных положений закона. Она стала охватывать обеспечение религиозного образования и другие аспекты религиозной деятельности. «В этой связи возник целый комплекс организационных и правовых вопросов относительно объема права осужденных на свободу вероисповедания, создания системы правового регулирования его реализации и т.д.».

Вместе с тем проблемы теории свободы вероисповедания не получили должного развития в пределах права на свободу совести, где преобладали интересы атеизма. Не получили они научной разработки и применительно к осужденным, содержащимся в местах лишения свободы. «Среди пенитенциаристов доминировала точка зрения, высказанная в 70 - 80-х годах А.А. Беляевым, А.А. Рябининым, А.Н. Игнатовым, А.Н. Фистиным, Б.Ф. Малаховым, суть которой сводилась к тому, что, поскольку церковь отделена от государства, администрация мест лишения свободы не обязана создавать осужденным условия для отправления религиозных культов и иной религиозной деятельности». Хотелось бы выделить основные стадии реализации прав осужденных на свободу вероисповедания. Выделение стадий процесса реализации права осужденных на свободу вероисповедания позволяет: во-первых, обеспечить необходимую урегулированность процесса реализации этого права; во-вторых, в рамках той или иной стадии предметно определить место и направленность каждого средства, используемого в целях его реализация; в-третьих, конкретизировать решение вопроса о создании каждому верующему осужденному условий для осуществления этого права.

По нашему мнению, процесс реализации рассматриваемого права состоит из трех основных стадий:

Стадии обращения осужденного за осуществлением его права исповедовать религию (внешним образом проявлять свою веру);

Стадии создания необходимых условий для практическогоосуществления права осужденных на свободу вероисповедания;

Стадии защиты права в случае его нарушения.

Рассмотрим механизм реализацииуказанного права на каждой ее стадии. Стадия обращения осужденного за осуществлением права действия управомоченной стороны, то есть осужденных, заключается в подаче заявления, свидетельствующего о намерении исповедовать религию и создании соответствующих условий. Обязанная сторона - администрация исправительных учреждений: а) принимает заявления у осужденных; б) разъясняет осужденным их права и обязанности, вытекающие из их специального правового статуса; в) выясняет особенности той религии, которую исповедуют подавшие заявления; г) проводитконсультации с экспертами; д) определяет те условия, которые необходимо создать для представителей данной религии; е) выносит решение, оформленное в виде приказа или распоряжения.

Третья стадия - стадия охраны (защиты) изучаемого права. Потребность в защите права осужденных на свободу вероисповедания возникает всякий раз, когда оно нарушено либо когда при его реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д.

Необходимость устранения каких-либо ограничений в вопросах направления жалоб, предложений и заявлений имеет место.

«Существуют так же проблемы с созданием условий для совершения религиозных обрядов». В нашем исследовании мы не поддерживаем мнение тех ученых, которые считают, что верующим осужденным, лишенным свободы, следует разрешать только совершение индивидуальных культовых обрядов. Изучение практики показывает, что трудности в создании материально-технических условий связаны с предоставлением помещения для религиозных нужд. В некоторых регионах (Саратов, Санкт-Петербург) на территории колоний воздвигаются дорогостоящие церковные сооружения. Мы считаем, что, во-первых, это противоречит закону (ч. IV ст. 22 Закона РСФСР о свободе вероисповеданий), во-вторых, нарушает принцип равноправия верующих осужденных различных религий, что сопряжено с конфликтными ситуациями на религиозной почве. «Представьте себе ситуацию, когда на территории колонии в соответствии с принципом равноправия пытаются построить одновременно мечеть, церковь, костел и другие религиозные заведения». Предлагается в законодательном порядке предусмотреть в архитектуре колоний специальные помещения для религиозных нужд верующих осужденных.

Проведенное исследование показывает, что создание организационно-правовых условий предполагает решение следующих основных вопросов: организация пропускного режима священнослужителей в ИТУ и обеспечение их безопасности, содействие верующим осужденным в их приглашении; решение некоторых вопросов управленческого характера на уровне ИТУ; предоставление времени верующим осужденным для совершения религиозных обрядов и других религиозных мероприятий; организационно-правовое оформление религиозных общин верующих осужденных и некоторые иные. Так же священнослужителю должно быть предоставлено право посещать осужденных и по собственной инициативе.

«Для качественного решения вопросов, связанных с осуществлением права на свободу вероисповедания, возможно возложить на одного из сотрудников воспитательного аппарата ИТУ обязанности по взаимодействию с религиозными организациями. Наиболее сложным в создании организационных условий обеспечения совершения религиозных обрядов является выделение времени для этих целей представителям тех конфессий, религиозные обряды которых проводятся не в воскресные дни (для мусульман - пятница, адвентистов седьмого дня - суббота)».

Мы предлагаем юридически закрепить возможность создания религиозных групп в местах лишения свободы. Возможно, внести Примерное положение о самодеятельных организациях и общественном фонде материальной помощи осужденным в исправительно-трудовых колониях.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.

Право осужденных на свободу вероисповедания может быть охарактеризовано с точки зрения социального назначения, сущности и содержания.

Социальное назначение его обусловлено ролью религии в жизни верующего человека и состоит в удовлетворении религиозных потребностей верующих осужденных. Право на свободу вероисповедания служит одной из форм удовлетворения религиозных потребностей указанной социальной группы.

Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.

Походя из действующего законодательства содержание права осужденных складывается из следующих основных элементов:

) права совершать религиозные обряды;

)права получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами религиозного культа.

В результате исследования установлено, что право осужденных на свободу вероисповедания является элементом специального правового статуса осужденных, реализуемого как право гражданина в остаточном объеме. В этой связи право осужденных на свободу вероисповедания вытекает из конституционного права граждан на свободу совести и из положений Закона РСФСР о свободе вероисповеданий.

Под реализацией права осужденных на свободу вероисповедания следует понимать регламентированный законодательными и подзаконными нормами об исполнении наказания в виде лишения свободы процесс, включающий в себя согласованные правомерные действия верующих осужденных как субъектов права на свободу вероисповедания, органов, исполняющих наказания, и других лиц, направленный на достижение цели удовлетворения религиозных потребностей верующих осужденных.

Данный процесс состоит из следующих стадий:

) стадии обращения осужденных за осуществлением права исповедовать религию;

) стадии создан ил необходимых условий для практического осуществления права на свободу вероисповедания;

) стадии защиты права от посягательств.

) правовое регулирование на уровне законодательства об исполнении наказания в виде лишения свободы;

) правовое регулирование на уровне подзаконных нормативных актов;

) договорный уровень.

Исходя из результатов исследования, можно внести следующие основные предложения.

Дополнить Закон РСФСР о свободе вероисповеданий:

а) в статье 9 "Светский характер системы государственного образования" указанием на право администрации мест лишения свободы разрешать верующим осужденным, при наличии возможностей, получение религиозного образования;

б) в статье 15 "Право на религиозное убеждение" указанием на право администрации мест лишения свободы, при наличии возможностей, разрешать верующим осужденным осуществляемую под контролем администрации деятельность по распространению религиозных взглядов;

в) в статье 24 "Благотворительная деятельность и культурно-просветительская деятельность религиозных объединений" указанием на право администрации мест лишения свободы разрешать верующим осужденным и их общинам осуществлять, при наличии возможностей и под контролем администрации, религиозную благотворительную деятельность. Внесение этих дополнений позволит расширить содержание права осужденных на свободу вероисповедания за счет закрепления их законных интересов на религиозное образование, распространение религиозных взглядов и религиозную благотворительную деятельность.

Нарушение законодательства России о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. А институт Уполномоченного по права человека способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан.

Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы, Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы совести и вероисповедания, в том числе и в местах лишения свободы.

Список использованной литературы

1.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ // «Российская газета», 14.01.13., № 6.

.Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М.: «Зерцало». 2011.

.Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: «Лекс-книга». 2012.

.Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. М.: «Инфра-М». 2011.

Дело № 33- 781/2015 Докладчик Емельянова О.И.

Судья Мочалова Е.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

судей Семёнова А.В., Емельяновой О.И.

при секретаре Киселевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 09 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе Ботирова Ш. О. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 19 декабря 2014 года, которым постановлено:

В удовлетворении требований Ботирова Ш. О. к ФСИН РФ, УФСИН РФ по Владимирской области, ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по Владимирской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Владимирской области о признании ответа заместителя начальника УФСИН РФ по Владимирской области необоснованным, признании действий в виде запрета и ограничений при осуществлении прав и свобод незаконными, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., выслушав объяснения представителя УФСИН России по Владимирской области Круглышева И.Н., представителя Министерства финансов РФ Борисова С.А., действующих на основании доверенностей, просивших оставить решение без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ботиров Ш.О., отбывающий наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области, обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Владимирской области о признании необоснованными ответа заместителя начальника УФСИН России по Владимирской области Матвеева А.В. от 14.04.2014 г., возложении обязанности на ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области обеспечить вывод из камеры ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и строгих условий содержания в мусульманскую молельную комнат для совершения религиозных обрядов, устранить нарушение его прав путем дачи распоряжения администрации ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по Владимирской области обеспечить условия для реализации права на вероисповедование в ЕПКТ, ШИЗО,ПКТ, возложить на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области обязанности устранить ограничения, нарушающие его права и свободы путем обеспечения надлежащих условий совершения религиозных обрядов в том числе при нахождении в ЕПКТ: выводить его в молельную комнату либо предоставить возможность пользоваться в камере молельным ковриком, а также обязать не тревожить его во время совершения религиозных обрядов. Действия в виде запрета и ограничений при осуществлении прав и свобод осужденных при совершении религиозных обрядов признать незаконными, взыскать компенсацию морального вреда за оскорбление его религиозных чувств в размере **** руб.

В обоснование заявленных требований указал, что ответ УФСИН России по Владимирской области от 14.04.2014 г. № 34/ТО/8-Б-236ОС, запрещающий пользоваться в камере ЕПКТ предметами религиозного культа для индивидуального использования, к которым относится молельный коврик, необходимый для совершения должным образом религиозных обрядов, противоречит ст. , ч.3 ст. РФ, ст.14 УИК РФ, ущемляет право на свободу совести и свободу вероисповедания. Компенсацию морального вреда, причиненного нарушением конституционных прав и за нанесённое оскорбление религиозных чувств истец оценивает в размере **** руб.

Истец Ботиров Ш.О., участвующий в судебном заседании путём использования системы видеоконференцсвязи, поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области Круглышев И.Н., действующий на основании доверенностей, в возражениях относительно исковых требований указал, что ответ заместителя начальника УФСИН РФ по Владимирской области Матвеева А.В. от 14.04.2014 г., данный осужденному на его обращение, мотивированный ссылкой п. 154 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, в соответствии с которым молельный коврик в ЕПКТ не разрешен, так как он не относится к предметам для нательного и карманного ношения, является законным и обоснованным.

Представитель ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области по доверенности Карпунина А.О. исковые требования не признала. Пояснила, что учреждением обеспечены условия для реализации права осужденных на свободу совести и вероисповедования, в учреждении создана молельная комната для мусульман, посещение которой осуществляется осужденными в свободное от массовых мероприятий время. Согласно п. 154 ПВР ИУ осужденным, переведенным в помещения камерного типа, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, за исключением, в числе прочего, религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения, к которым молельный коврик не относится.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Владимирской области, в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, согласно которому полагает заявленные Ботировым Ш.О. требования не подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Ботиров Ш.О. просит отменить как незаконное и необоснованное.

Судебное заседание проведено в отсутствие Ботирова Ш.О., отбывающего наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области, в котором, как следует из ответа начальника учреждения от 27.03.2015 г. № 56/ТО/3/8049 на запрос Владимирского областного суда, не имеется технической возможности проведения судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи (л.д.162).

Учитывая, что предусмотренное нормой ст. право осужденного на участие в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи не является безусловным, а поставлено федеральным законодателем в зависимость от наличия в учреждении технической возможности, судебная коллегия находит ходатайство истца об участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи не подлежащим удовлетворению.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. , обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие Ботирова Ш.О., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда

Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ

Контрольная работа. Уголовно-исполнительное право

Вариант 4

1. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук.

В социологическом плане свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политологическом плане осуществление свободы совести - один из аспектов демократии. В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире.

При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах - «свобода религии».

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные»

В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии».

По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один - это свобода морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободы совести - это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала .

Можно констатировать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни духовенство той или иной религии - не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека .

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению свобод, является обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Свобода совести и свобода вероисповедания являются основными правами человека, гарантированными Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), Пактом о гражданских и политических правах (ст. 18) и другими международными документами. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Следовательно, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания – выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В Законе Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации свободы совести и свободы вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3). Реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозных обрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.).

Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра.

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

Тяжелобольным осужденным, а также приговоренным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика направлена на то, что каждый осужденный имеет право на свободу вероисповедания.

2. Составьте схему норм положенности длительных и краткосрочных свиданий и расходование денежных средств осужденными на различных условиях отбывания наказания в тюрьме


Схема норм положенности расходование денежных средств осужденными на различных условиях отбывания наказания в тюрьме

Задача № 1. Осужденный Веткин, прибывший для отбывания наказания в колонии-поселении, ранее не имевший криминального опыта, попросил обеспечить его питанием, отдельной комнатой для проживания, трудоустроить программистом ЭВМ, обеспечить одеждой и обувью по сезону и выдать денежный аванс для того, чтобы послать деньги семье для подготовки ребенка к учебе в школе. Подготовьте ответ осужденному по существу его заявлений.

Решение. Согласно ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

Вместе с этим, согласно ст. 129 Уголовно-исполнительного кодекса РФ В колониях-поселениях осужденные к лишению свободы:

А) содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах территории соответствующего административно-территориального образования, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества;

Б) проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии-поселения или за ее пределами. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения.

Таким образом, по существу представленных осужденным Веткиным заявлений его обязаны обеспечить:

Местом в общежитие;

Одеждой и обувью по сезону;

Питанием.

Вместе с этим, относительно других заявлений, в частности, трудоустроить программистом ЭВМ, выдать денежный аванс для того, чтобы послать деньги семье для подготовки ребенка к учебе в школе, администрация колонии в соответствие с локальными нормами не может обеспечить.

Задача № 2. В беседе с осужденными, находящимися в карантине, было сказано, что на них распространяются обязанности и права, установленные законодательством для граждан Российской Федерации, но с определенными ограничениями. Какие обязанности и права граждан распространяются на лиц, отбывающих лишение свободы, каких прав они лишены и какие права осуществляются в особом порядке?

Решение. Основы правового положения осужденных закреплены в ст. 10 УИК РФ.

Законодатель исходит из необходимости сохранения за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина Российской Федерации. Это имеет большое социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций.

Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных определяют также и общие законы Российской Федерации, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства.

Поскольку речь идет о правовом положении не просто граждан, а тех из них, которые совершили преступления и в связи с этим отбывают уголовное наказание, то в ст. 10 УИК РФ устанавливаются источники ограничений прав и свобод гражданина.

В их числе - законодательство, устанавливающее позитивный статус граждан Российской Федерации, а именно нормы государственного, административного, гражданского, жилищного, семейного и иных отраслей законодательства. В качестве примера следует привести установление в Жилищном кодексе РФ ограничения в праве сохранения жилой площади за осужденным к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев, ограничения в избирательных правах лишенных свободы, предусмотренного в ст. Конституции Российской Федерации и законах о выборах в соответствующие органы государственной власти; ограничение в праве осужденных пользоваться оружием, установленное в ст. 13 Закона Российской Федерации "Об оружии" и др.

Ограничения гражданских прав и свобод осужденных могут устанавливаться приговором суда, в частности фиксированный процент удержаний из заработной платы при осуждении к исправительным работам. Кроме того, назначенное приговором суда дополнительное наказание, например, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, может порождать правоограничения для осужденных во время отбывания основного наказания.

Ограничения общегражданских прав и свобод могут вытекать из режима отбывания наказания, установленного уголовно-исполнительным законодательством. Для осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, такие ограничения вытекают из порядка и условий отбывания данных наказаний. Фактически указанные источники ограничений гражданских прав и свобод осужденного основываются на действии норм уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих режим отбывания наказания (например, установление цензуры корреспонденции и обыска осужденных в местах лишения свободы).

В ст. 10 УИК РФ определяется правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане - это лица, имеющие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. К числу иностранных граждан по смыслу действующего законодательства о гражданстве относятся также граждане других (кроме России) стран СНГ. Лицами без гражданства являются физические лица, утратившие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. В данных нормах установлено, что правовое положение указанных лиц определяется законодательством, устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на территории государства с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и установленного законом режима или порядка исполнения наказания данного вида. При этом следует иметь в виду то, что на правовое положение иностранных граждан во время пребывания в Российской Федерации влияют международные договоры России и иностранных государств.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что иностранные граждане и лица без гражданства во время отбывания наказания не являются бесправными по сравнению с осужденными гражданами России. Конституция Российской Федерации и другие российские законы, международные договоры гарантируют иностранным гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности личности и жилища, частной жизни, личной и семейной тайны, имущественных, семейных, трудовых прав и иных ценностей.

Закрепление правового положение осужденных в законе необходимо оценивать с учетом положений Конституции Российской Федерации, которая существенно изменила требования к источникам ограничений прав и свобод человека и гражданина. Так, в ст. 55 ч.З Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Прежде всего, следует обратить внимание на конституционное требование установления ограничений прав и свобод гражданина только федеральным законом. Это вполне объяснимая позиция, объяснимая тем, что ограничения прав и свобод человека и гражданина, гарантированные на уровне Федерации, могут быть ограничены не меньшим по юридической силе законодательным актом

Все права и свободы осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, уместно разделить на следующие группы.

I. Конституционные права и свободы, реализуемые наравне с законопослушными гражданами (право на жизнь, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и др.).

II. Конституционные права и свободы, осуществление которых осужденными к лишению свободы имеет определенные особенности (право на свободу предпринимательской деятельности и др.).

III. Специальные права и свободы, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.

Именно вторая и третья группы обозначенных прав и свобод носят особенный характер, т.к. они присущи исключительно осужденным к лишению свободы и являются неотъемлемым элементом только их правового статуса. Небезынтересным представляется вопрос об определении юридической природы этих групп прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

Юридической формой выражения данного явления служат нормы действующего законодательства, которые устанавливают то или иное специальное право либо трансформируют реализацию осужденными к лишению свободы уже существующего, делая его отличным от осуществления законопослушными гражданами.

Анализ сущностной стороны указанных норм позволяет прийти к выводу о наличии трех видов юридических последствий, которые обусловлены их спецификой: 1) в одних случаях осужденные к лишению свободы не могут пользоваться каким-либо правом вообще (например, право на участие в отправлении правосудия); 2) они наделяются специальными правами, обладание которыми является невозможным для законопослушных граждан (например, право на вежливое обращение со стороны персонала исправительного учреждения); 3)ограничения исключают возможность реализации лишь части того или иного права (свобода предпринимательства и др.). В последнем случае остаточная часть права распространяется на осужденного к лишению свободы и входит в его правовой статус.

С пониманием прямой ограниченной реализации трудностей не возникает, т.к. она непосредственно отражена в нормативно-правовом акте (например, лишение избирательных прав). Сложнее дело обстоит с раскрытием сущности косвенной ограниченности. Например, обязанность осужденного постоянно находиться в исправительном учреждении лишает его права на свободный выбор места жительства в любом населенном пункте России. Или, согласно Конституции РФ, осужденный к лишению свободы, как любой гражданин, имеет право на получение образования. Но данное право включает в себя возможность получить лишь некоторые виды образования. Так, например, обучаться в средних специальных и высших учебных заведениях по очной форме осужденные к лишению свободы не могут физически, что исходит из содержания данного вида наказания, основными признаками которого являются обязательная их изоляция и постоянный надзор за ними.

В то же время следует отметить, что в интересах укрепления законности и в целях недопущения произвольного толкования и применения норм действующего законодательства ограниченность прав осужденных к лишению свободы должна с исчерпывающей точностью отражаться в законе. Ведь нормы Конституции РФ предусматривают, что лица, содержащиеся в исправительных учреждениях (как, впрочем, и все граждане), юридически могут быть ущемлены в правах только в случаях, которые непосредственно предусмотрены действующим законодательством. Деление ограничений на прямые и косвенные является вынужденным, поскольку в ряде случаев указания закона о непосредственном применении к осужденным к лишению свободы тех или иных видов ограничений просто отсутствует.

Согласно ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Вместе с этим, согласно ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой ст. 12 предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой статьи 12 УИК РФ предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. Осужденные к аресту или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Осужденные имеют право на личную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы. Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Задача № 3. Гражданин Васюткин осужден к ограничению свободы. Меры пресечения до суда была – подписка о невыезде. Как должен следовать осужденный к месту отбывания наказания, кем и где исполняется данный вид наказания?

Решение. Согласно ст. 16 УИК РФ наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного

Вместе с этим, согласно ст. 47.1 уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию. Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного. Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности

Наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания. В случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию.

Список используемой литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. От 21.02.2010)

3. Авакьян С.А.. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М, 2009

4. Баглай М.В., Туманов В.А.. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2008г

5. Вишнякова И.Н.. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. М., 2008г

6. Селиверстов В.И.. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания. - М., 2007.


М.В. Баглай, В.А. Туманов. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2008г., С. 54

С.А. Авакьян. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М, 2009г., С. 32

И.Н. Вишнякова. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. М., 2008г., С. 48



Просмотров