Меры по восстановлению зрения у школьников. Санитарно – просветительная работа в школе

Введение 3

Глава 1. Охрана здоровья учащихся в образовательном учреждении 4

1.1.Понятие здоровья детей и подростков 5

1.2.Условия необходимые для формирования здорового образа жизни у детей 6

Глава 2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 10

2.1. Санитарно-эпидемиологические требования 11

Заключение 28

Список литературы. 30

Приложения 31

Введение

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо

Известно, что существующая в нашей стране система образования не способствует сохранению и укреплению здоровья школьников. Это часто связано с завышенным объемом и интенсивностью учебных программ, невысоким качеством полиграфического оформления учебников, несоответствием школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам, отсутствием полноценного питания, значительным увеличением длительности выполнения учащимися домашних заданий.

Интенсификация учебного процесса и его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствуют искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности учащихся. В школах широко практикуется неоправданное освобождение учащихся от уроков физической культуры, слабо внедряются «малые формы» физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены и т.п.).

В результате перечисленных выше и ряда других социально-экономических причин состояние здоровья современных школьников находится на очень низком уровне. В последние годы резко увеличилось количество детей, имеющих аномалии в физическом и психическом развитии. Сегодня лишь 4-10 % выпускников общеобразовательных школ могут считаться абсолютно здоровыми [письмо].

Сегодня нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, особенно для детей младшего возраста, когда происходит формирование жизненных привычек и интересов. Активный образ жизни, спорт должны стать нормой российского общества, «модным трендом» среди молодежи, начиная с раннего возраста.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса, входят в число первостепенных задач образовательных учреждений. Развитие и совершенствование сопровождающей законодательной и нормативной базы будут способствовать эффективной реализации приоритетов государственной политики в сфере сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения нашей страны.

В нашей стране забота о детях - дело поистине всенародное. Фундамент здоровья человека закладывается в школе. Проведение комплексных мероприятий, направленных на охрану здоровья школьников, является всенародным делом.

Целью моей работы является изучение проблемы охраны здоровья обучающихся.

Главной задаче, которую я перед собой ставлю, является изучение важности охраны здоровья школьников в современных школах и ее соответствие санитарным требованиям.

Глава 1. Охрана здоровья учащихся в образовательном учреждении

    1. Понятие здоровья детей и подростков

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.»

Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой".

Современные условия социально-экономического развития страны инициировали ряд явлений, негативно отражающихся на состоянии здоровья детей и подростков. Эта ситуация обострилась в результате процессов социально-политического и экономического реформирования, начальные этапы которого неизбежно связаны с разрушением сложившейся ранее инфраструктуры сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее).

Важно отметить роль, так называемых управляемых факторов - окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников. При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) школьники проводят в стенах школы.

Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.

Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека.

Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения.

Значительное место в осмыслении и решении этой задачи принадлежит системе образования.

    1. Условия необходимые для формирования здорового образа жизни у детей

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

Отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

Оптимальный двигательный режим;

Рациональное питание;

Закаливание;

Личная гигиена;

Положительные эмоции.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.

Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.

Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипотензии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.

Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков.

Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.

В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности детей и подростков, разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.

Следующему фактор здорового образа жизни, влияющий на здоровье человека – питание.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.

Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи.

В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.

2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.

3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.

4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека.

Еще один фактор здорового образа жизни – правильная одежда.

Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может быть обеспечено использованием для одежды материалов с определенными физическими свойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность, влагопроводность, электроизуемость.

Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой.

Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную, но и не на вырост. Тесная обувь причиняет боль, затрудняет походку, нарушает рост и форму стоп. Необходимо воспитывать у детей бережное отношение к одежде и обуви.

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Примерные темы по «Охране жизни и здоровья» школьников

Запись в журнал один раз в месяц

Действия учащихся при возникновении пожара

Запомнить нужно нам – пожар не возникает сам.

Пожары – большая беда для человека.

Детские шалости с огнем и их последствия.

Причины пожаров.

Первичные средства пожаротушения и их применение.

Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды.

Поведение и действия учащихся в случае возникновения пожара в школе.

Как действовать при возникновении пожара дома.

О здоровом образе жизни

Беседа по профилактике ОРВИ.

О профилактике простудных заболеваний

О профилактике инфекционных, желудочно-кишечных заболеваний

О СПИДе

О наркомании

О вредных привычках

О поведении на воде

О поведении в походах, экскурсиях, поездках

Правила нашей безопасности.

Терроризм – угроза обществу.

Телефонный терроризм и его опасность.

Уголовная ответственность за терроризм.

Международный терроризм – глобальная проблема человечества.

Инструктаж по правилам поведения во время эвакуации.

Поведение учащихся на дорогах в зимний период.

Инструктаж по противопожарной безопасности.

Инструктаж по охране жизни и здоровья учащихся во время проведения внеклассных мероприятий

Комплексный инструктаж на время каникул

Предварительный просмотр:

Сентябрь

Цель: «Моя малая родина»

Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю, изучение истории страны, края, поселка, школы.

Название раздела/ дата

2 - 7

9 -14

16 - 21

23 - 28

Школьные мероприятия

Праздник «Первый звонок»

Единый классный час «Олимпийский старт Кубани»

День безопасности. Неделя безопасности

Торжественная линейка, посвященная 76-й годовщине образования Краснодарского края.

Туристический слет.

Спортивно – оздоровительная работа Старт школьного этапа всероссийских соревнований школьников «Президентские спортивные игры»

Участие в спортивных соревнованиях. Футбол. Мальчики

Старты конкурсов - 2014 «Ученик года». «Класс года» по номинациям: «Интеллект», «Творчество», «Спорт».

«Самый читающий класс».

«Читатель года».

Спортивно – оздоровительная работа

Конкурс «Эмблема класса»

Участие в спортивных соревнованиях. Футбол. Мальчики.

Дела класса

Классное собрание «Планирование работы класса на год»

Работа актива класса

Беседа «О важности питания в школе»

Тематический классный час: «Под сенью флага имя героя»

Беседа «Государственная символика»

Оформление классного уголка

Беседа: «Вводный инструктаж по правилам дорожного движения, по охране жизни и здоровья»

Подготовка ко «Дню учителя»

Работа с родителями

Работа родительского комитета по организации питания.

Индивидуальные встречи с родителями.

«Повышение качества образования - главная задача образовательного учреждения. Анализ и перспективы развития»

Кл. род. собрание

Индивидуальная работа

Работа по организации досуга. Беседа о внешнем виде ученика, о питании

Октябрь

Тема: «Олимпийские надежды».

Цель: развитие физической культуры у учащихся, приобщение детей к спорту, организация спортивных соревнований между учащимися.

Название раздела/ дата

30 -5

7 -12

14 -19

21 -26

Школьные мероприятия

Праздничный концерт в честь Дня учителя.

Первенство района по мини - футболу

День пожилого человека. Акция «Милосердие»

Посвящение в первоклассники

День Здоровья Конкурс стихов об осени (1-11кл).

Конкурс рисунков «Осенние пейзажи»

Осенний легкоатлетический кросс

Выставка на тему: «Дары осени».

Конкурс на лучший осенний букет.

Смотр физической подготовленности ДМ

Праздники: «У рыженькой красавицы в гостях», «Осенний бал»

Акция «Чистый двор, чистый класс, чистая школа»

Дела класса

Участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах

Классное собрание «Настройся на лучшее!»

Работа актива класса

Тематический классный час: «Здоровье свое ты всегда береги, без вредных привычек по жизни иди»

Беседа «О здоровом образе жизни»

«Общие требования к водителям велосипедов»

Беседа по охране жизни и здоровья «Первая медицинская помощь при несчастном случае на дороге»

Работа с родителями

Индивидуальные встречи с родителями

Индивидуальные встречи с родителями

Индивидуальная работа

Беседа о внешнем виде ученика, о важности питания в школе, о здоровом образе жизни

Посещение родителей и учеников на дому

Беседа о поведение и об учебе

Ноябрь

Тема: «Подросток и закон»

Цель: воспитание у учащихся правовой грамотности

Название раздела/ дата

28 -2

4 - 9

11 - 16

18 - 23

25-30

Школьные мероприятия

Школьная фотовыставка «Мир глазами детей 2013»

Работа по плану каникул.

Участие в районном конкурсе «Нет – наркотикам!»

1 этап конкурса «Ученик года – 2014. Интеллект»

«Подготовка учащихся к итоговой аттестации в 2013-2014 учебном году». Родительское собрание для учеников и родителей 9, 11 кл.

Первенство школы по волейболу.

Фото-галерея «Загляните в мамины глаза»

День матери

Концертная программа «Поздравим матерей» Акция «Чистый двор, чистый класс, чистая школа»

Дела класса

Тематический классный час: «День народного единства»

Акция «Внимание, дети!»

Беседа по правилам дорожного движения

Тема:»Светлфор»

«Твоя безопасность – в твоих руках»

Акция «Милосердие»

Родительское собрание «Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности»

Работа с родителями

Привлечение родителей к выполнению плана каникул. Работа родительского комитета

Индивидуальные встречи с родителями

Консультации для родителей по воспитанию, о питании в школе

Индивидуальные встречи с родителями

Родительское собрание «Единые требования семьи и школы»

Индивидуальная работа

Консультации для детей по плану

Посещение родителей и учеников на дому

Беседа о поведение и об учебе

Декабрь

Тема: «Береги здоровье смолоду».

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Название раздела/ дата

2 -7

9 - 14

16 - 21

23 - 28

Школьные мероприятия

2 этап конкурса «Ученик года – 2014. Ученик - исследователь».

Классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни учащихся с привлечением родителей, спортсменов, специалистов здравоохранения

Первенство района по волейболу.

Конкурс рисунков «Зимние узоры»

Акция «Покорми птиц»

Конкурс на новогоднее украшение классной комнаты.

Конкурс стихов «Зимушка – зима»

Акция «Красивая чистая школа»

«Зимняя эскапада»:

Новогодние утренники, праздники, балы

Мастерская Деда Мороза «Зимняя фантазия»

Дела класса

Классное собрание

Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Работа актива класса

Тематический классный час в рамках Дня Конституции РФ «Человек и закон» Участие в подготовке и проведении новогодних праздников.

Беседа по правилам дорожного движения

«Знающий пешеход»

Акция «Милосердие» (Поздравление ветеранов)

Беседа по охране жизни и здоровья «Проведение инструктажа по правилам пожарной безопасности,

инструктаж по ТБ во время каникул

Работа с родителями

Индивидуальные встречи с родителями

Консультации для родителей на интересующие их вопросы

Индивидуальные консультации по предварительным итогам 2 четверти

Индивидуальная работа

Консультации для детей по плану

Посещение родителей и учеников на дому

Беседа о поведение и об учебе

Январь

Тема: « Мир искусства»

Цель: эстетическое воспитание учащихся, развитие интереса к искусству, открытие талантливых детей.

Название раздела/ дата

2 -11

13 - 18

20 - 25

27 – 1.02

Школьные мероприятия

Работа по плану каникул

Спортивные соревнования между классами

Месячник спортивной и оборонно – массовой работы «Санитарная пятница» -

экологическая операция

«Чистая школа»

Конкурс рисунка «Война глазами детей». «Блокада Ленинграда. День снятия 27.01». День разгрома советскими войсками немецко - фашистских войск в Сталинградской битве, 1943. - 2.02

Уроки Памяти

Дела класса

«Наши открытия – семейные чаепития» - приглашаем родителей на праздник русского пирога

Работа актива класса

Тематический классный час: «Военные страницы истории»

Беседа по правилам дорожного движения

«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Беседа по охране жизни и здоровья «Поведение в зимнее время на водоемах, на дороге»

Классное собрание

Работа с родителями

Индивидуальные встречи с родителями

Родительское собрание

Индивидуальные встречи с родителями

Индивидуальная работа

Работа по организации досуга учеников

Посещение родителей и учеников на дому

Беседа о поведение и об учебе

Консультации для детей по плану

Февраль

Тема: «Наши защитники»

Цель: военно-патриотическое воспитание обучающихся, мероприятий военно-спортивного характера.

Название раздела/ дата

3 -8

10 - 15

17 - 22

24 – 1.03

Школьные мероприятия

Вечер встречи выпускников

Спортивные

соревнования

Акция «Ветеран живет рядом» (тимуровская работа)

Уроки Мужества «Защитники Отечества Земли российской…» Встречи с ветеранами, военными, интересными людьми (поздравления ветеранов) Спортивные соревнования

«Папа, мама, я – спортивная семья»

3 этап конкурса «Ученик года – 2014. Творчество».

Акция «Чистый двор, чистый класс, чистая школа»

Дела класса

Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах

Оформление классных уголков «Защитники Отечества Земли российской…» 8.02 – День памяти юного героя – антифашиста

Тематический классный час «Памятные даты моего края»

Беседа о правильном питании.

«Забота государства о безопасности движения»

Беседа по охране жизни и здоровья

«Поздравления нашим мальчикам и папам»

Работа с родителями

Участие родителей в патриотическом месячнике

Индивидуальные встречи с родителями по пропуску уроков детьми

Работа родительского комитета по организации питания

Индивидуальные встречи с родителями

Родительское собрание

«Культура отношений в семье»

Индивидуальная работа

Работа по организации досуга

Консультации для детей по плану

Беседа о поведение и об учебе

Посещение родителей и учеников на дому

Март

Тема: «Моя семья»

Цель: активизация работы с родителями, привлечение родительской общественности к воспитательному процессу школы

Название раздела/ дата

3 -7

10 - 15

17 - 22

24 - 29

Школьные мероприятия

День самоуправления – 7.03 «А, ну-ка девушки»

Конкурс семейных фотографий «Я и моя семья»

Конкурс рисунка «Природа оживает»

Общешкольный конкурс «Самый читающий класс»

Спортивные

соревнования «Весёлые старты», 2-4 классы

Соревнования по пионерболу

Районный фестиваль

Акция «Чистый двор, чистый класс, чистая школа»

Конкурс стихов «Весна – красавица»

Работа по плану

Каникул.

Неделя детской книги.

Дела класса

Поздравления девочек

Работа актива класса

Тематический классный час « Земля как уникальное творение Вселенной»

Комплексный инструктаж по ТБ в каникулярное время

Классное собрание по итогам четверти. Беседа по правилам дорожного движения «Изучая ПДД, предупреждаем ДТП»

Работа с родителями

Индивидуальные встречи с родителями по пропуску уроков учащимися

Индивидуальные консультации по предварительным итогам 3 четверти

Привлечение родителей к выполнению плана каникул.

Индивидуальная работа

Посещение родителей и учеников на дому

Беседа о поведение и об учебе

Работа по организации досуга

Апрель

Тема: «Моя зелёная планета»

Цель: экологическое воспитание обучающихся; развитие чувства любви ко всему живому, организация мероприятий по сохранению окружающей природы.

Название раздела/ дата

31.03 -5.04

7 - 12

14 - 19

21 - 26

Школьные мероприятия

1.04 - Международный день птиц. Акция «Скворечник пернатому другу»

День смеха. Флэш-моб День с юмором»

Соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо-2014»

«Самый читающий класс», «Читатель года».

7.04 - Всемирный День Здоровья

Районный фестиваль

Мероприятия по финалу конкурса «Ученик года – 2014» Заключительный этап «И танцую, и пою» Выставка рисунков «Звёздная дорога», посвящена Дню Космонавтики

Мероприятия по финалу конкурса «Класс года» Всемирный день Земли Акция «Чистый двор, чистый класс, чистая школа»

Дела класса

Организация летнего отдыха детей.

Работа актива класса

Тематический классный час

Беседа по правилам дорожного движения. « Причины дорожно-транспортного травматизма».

Беседа «Всемирный день Земли»

Классное собрание

«Об учебе и поведении»

Работа с родителями

Индивидуальные встречи с родителями по организации питания

Индивидуальные встречи с родителями по посещению уроков учащимися

Общешкольное родительское собрание .

«Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка. Организация летней оздоровительной кампании»

Работа родительского комитета по вопросу организации летнего отдыха

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

с учащимися

Индивидуальная работа

с учащимися

Беседа о поведение и об учебе

Работа по организации летнего отдыха

Май

Тема: «За честь школы»

Цель: подведение итогов работы за учебный год, праздники прощания со школой, отчетные концерты, соревнования, ярмарка.

Название раздела/ дата

28 -3

5 - 10

12 - 17

19-24

Школьные мероприятия

3.05 - День Солнца. Конкурс рисунка (1-4 кл)

Школьная спартакиада

Всероссийская акция «Внимание, дети!»

«Вахта памяти»:

Акция «Георгиевская ленточка»

Акция «Ветеран живёт рядом»

Уроки Мужества;

Оформление классных уголков «Вечно живые»

Праздник «За Честь Школы»

«Последний звонок»

Акция «Чистый двор, чистый класс, чистая школа»

«Прощай, начальная школа!» (для учеников нач. кл.)

Дела класса

Классное собрание «Окончание учебного года. Подводим итоги за год»

Работа актива класса

Тематический классный час «Во имя жизни на земле»

Беседа по правилам дорожного движения.

Комплексный инструктаж по технике безопасности «Лето. Каникулы. Безопасность»

Работа с родителями

Отчет о работе за год

Родительское собрание

«Вместе дружная семья»

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

с учащимися

Индивидуальная работа

с учащимися

Беседа о поведение и об учебе

Предварительный просмотр:

Примерные темы бесед по ПДД (1 – 11 класс)

Ежемесячно проводятся занятия по ПДД с записью в журнал

(Правила дорожного движения)

1 класс

Сентябрь

Осторожно дети.

Октябрь

Улица, элементы дороги.

Участники дорожного движения.

Разновидность транспортных средств.

Безопасность в каникулы.

Ноябрь

Общие правила, обеспечивающие пешеходу безопасность на дороге.

Маршрут от дома до школы и обратно.

Декабрь

Виды пешеходных переходов.

Правила перехода дорог с односторонним движением транспорта, двусторонним движением транспорта Безопасность в каникулы.

Январь

Светофор. Виды светофорных объектов. Значение сигналов.

Февраль

Дорожные знаки. Название, назначение, расположение знаков.

Март

Правила перехода проезжей части дорог при отсутствии обозначенных пешеходных переходов. Безопасность в каникулы.

Апрель

Мы - пассажиры. Виды общественного транспорта.

Май

Правила перехода в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Безопасность в каникулы. Отпускной период.

2 класс

Сентябрь

Осторожно дети.

Внезапное появление детей на дорогах.

Сложность на дорогах, ухудшение видимости.

Октябрь

Дорожные знаки, дорожная разметка на проезжей части в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Безопасность в каникулы.

Ноябрь

Перекрёстки. Виды перекрестков.

Декабрь

Значение сигналов регулировщика, светофора.

Особенность движения особенных автомашин. Безопасность в каникулы.

Январь

Определение опасных и безопасных участков улиц, дорог в микрорайоне, городе.

Февраль

Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

Март

Правила пользования общественным транспортом. Безопасность в каникулы.

Апрель

Условия, обеспечивающие безопасность при переходе дороги.

Май

Анализ причин, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пешеходов. Безопасность в каникулы. Отпускной период.

3 класс

Сентябрь

Осторожно дети.

Внезапное появление детей на дорогах.

Сложность на дорогах, ухудшение видимости.

Октябрь

Интенсивность движения транспорта в городе.

Безопасность в каникулы.

Ноябрь

Классификация дорожных знаков.

Дорожная разметка, конструкции на дорогах.

Повторение изученных и знакомство с новыми дорожными знаками.

Декабрь

Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.Безопасность в каникулы.

Январь

Условия, обеспечивающие пешеходу безопасность на дорогах.

Правила поведения пешеходов в соответствии с требованиями регулировщика и сигналов светофора.

Февраль

Особенности безопасного передвижения в зависимости от времени года; в дневное и вечернее время суток.

Март

Тормозной путь. Безопасность в каникулы.

Апрель

Знакомство с велосипедом как с механическим видом транспортного средства.

Май

4 класс

Сентябрь.

Осторожно дети.

Внезапное появление детей на дорогах.

Сложность на дорогах, ухудшение видимости.

Октябрь

Выполнение требований ПДД пешеходами, пассажирами, водителями - показатель уровня культуры и воспитания.

Повторение изученных тем о дорожных знаках, разметках, правил перехода дорог с разной шириной проезжих частей.

Безопасность в каникулы.

Ноябрь

Велосипед - самый неустойчивый вид транспорта.

Декабрь

Определение самых опасных мест на дорогах и улицах, Безопасность в каникулы.

Январь

Остановочный путь, тормозной путь и их влияние на безопасность.

Февраль

Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Март

Ответственность за нарушения ПДД: общественная, административная, уголовная. Безопасность в каникулы.

Апрель

Повторение изученного материала. Опасность подвижных игр во дворах домов, вблизи проезжей части дороги.

Май

Расслабленность, невнимательность и несобранность в результате воздействия жары. Безопасность в каникулы. Отпускной период.

5 класс

Сентябрь

Транспорт.

(Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Как определять расстояние до приближающегося транспортного средства. Как безопасно перейти дорогу. Стоящий транспорт - как его обходить).

Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

(Предназначение и задачи решаемые ГБДЦ).

Октябрь

Знаем ли мы правила дорожного движения.

(Причины дорожно-транспортного травматизма. Невыполнение пешеходами правил дорожного движения, не соблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте.)

Ноябрь

Тормозной и остановочный путь.

(Понятие тормозного и остановочного пути. Может ли машина сразу остановиться. Тормозное расстояние).

Декабрь

Опасность для ребенка в дорожных ситуациях, (связанных с закрытом обзором, испугом, ошибочном прогнозом, неожиданным выходом на проезжую часть).

Январь

Это должны знать все.

(Зачем нужно знать правила дорожного движения пешеходу и водителю)

Февраль

Правила езде на велосипеде, мопеде.

(ПДЦ о правах и обязанностях водителей веломототранспорта основные правила езды и меры безопасности).

Март

Общественный транспорт.

(Правила поведения в общественном транспорте. Аварийная ситуация для пешеходов, находящихся на остановках общественного транспорта. Выход на проезжую часть при ожидании общественного транспорта в зоне остановки (особенно в дождливую, снежную погоду, при гололеде).

Апрель

Погодные условия влияющие на безопасность дорожного движения.

(Особенности движения в осенне-зимний период года. Предметы мешающие обзору дороги).

Май

Предупредительные сигналы водителя.

(Оборудование автотранспорта специальными сигналами, их значение и порядок применение. Действие пешеходов при подаче сигналов поворота или специальных звуковых сигналов).

Особенности движения водителей и пешеходов на загородных дорогах в темноте и светлое время суток.

6 класс

Сентябрь

Город как источник опасности.

(Современный город без светофоров, дорожных знаков, переходов, возможно ли это? Особенности города. Автомобильное движение в современном городе. Пешеход на улицах города)

Октябрь

Культура дорожного движения.

(Взаимная вежливость участников дорожного движения)

Ноябрь

Дорожно-транспортный травматизм.

(Разбор причин дорожу транспортных происшествий на территории округа. Условия способствующие возникновению ДТП с участием детей. Статистика детского дорожно-транспортного травматизма с использованием материалов, предоставленных отделом ГИБДД)

Декабрь

Когда ты становишься водителем.

(Основные правила движения на веломототранспорте. Сигналы подаваемые при движении на велосипеде, мопеде. Движение велосипедистов группами).

Январь

Дорожные знаки и дополнительные средства информации.

(Знание требований дорожных знаков. Значение группы дорожных знаков. Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах).

Февраль

Транспорт и дети во дворе.

(Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий во дворах жилого сектора. Меры предупреждения).

Март

Основной принцип безопасности пешехода.

(Обзор дороги. Предметы мешающие видеть обстановку на дороге, в т.ч. предметы одежды и обихода (зонты, очки). Скрытые движущиеся автомобили. Погодные условия. Особенности перехода проезжей части по регулируемым и нерегулируемым пешеходном переходам.)

Апрель

Ответственность за нарушение ПДД.

Правовая ответственность - административное законодательство. Плата за совершение нарушений - здоровье и человеческая жизнь

Май

Повторение пройденного материала. Безопасность в дни летних школьных каникул. Культура поведения на дороге

7 класс

Сентябрь

История создания средств организации дорожного движения.

(Светофор: создание и совершенствование. Современные конструкции светофора. Первый жезл для регулирования движения. Дорожные знаки и их модификация. Дорожная разметка).

Октябрь

Очевидцы ДТП и нарушений ПДД.

(Разговор о ДТП и грубейших нарушениях Правил дорожного движения на перекрестках и пешеходных переходах, увиденных глазами детей. Оценка детьми таких правонарушений. Возможные или действительные последствия происшествий).

Ноябрь

Типичные «ловушки».

(Ситуации на дорогах способствующие возникновению происшествий. Закрытый обзор. Ошибочный прогноз. Пустынная улица. Отвлечение внимания).

Декабрь

Специальное оборудование автотранспорта.

(Осветительные приборы, сигналы поворота. Специальные звуковые и световые сигналы. Опознавательные знаки транспортных средств (автопоезд), учебный автомобиль и т.д.)

Январь

Детский дорожно-транспортный травматизм.

(Основная причина детского дорожно-транспортного травматизма - неосознание опасностей последствий нарушений ПДД. Конкретные примеры и статистические данные. Ответ на вопрос - можно ли избежать ДТП, как следовало правильно поступить ребенку?)

Февраль

Культура дорожного движения.

(ПДД - составная часть правил культурного поведения человека в общественной жизни).

Март

Общественный транспорт.

(Правила поведения в общественном транспорте. Аварийная ситуация для пешеходов, находящихся на остановках общественного транспорта. Выход на проезжую часть при ожидании общественного транспорта в зоне остановки (особенно в дождливую, снежную погоду, при гололеде)).

Апрель

Я - водитель.

(Ваши действия за рулем при обнаружении опасности на проезжей части. Предупредительные действия за рулем, если в зоне видимости на тротуаре или на обочине стоит ребенок или пожилой гражданин).

Май

(Особенности движения транспорта и пешеходов на загородных трассах в летний период года)

8 класс

Сентябрь

Автомобильный транспорт.

(Транспорт как средство передвижения. Легковой, грузовой, специальный транспорт. Конструирование и изготовление надежных автомобилей, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств. Государственный н технический осмотр).

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Культура дорожного движения.

(Необходимые условие повышения безопасности дорожного движения - культурное поведение на улицах, Взаимная вежливость участников дорожного движения).

Январь

Ответственность за вред причиненный малолетними участниками дорожного движения.

(Ответственность несовершеннолетних за нарушение ПДД, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон автотранспорта).

Февраль

Март

Апрель

Организация дорожного движения.

(Проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и содержание дорог в безопасном состоянии).

Май

9 класс

Сентябрь

Автомобильный транспорт.

(Транспорт как средство передвижения. Легковой, грузовой, специальный транспорт. Конструирование и изготовление надежных автомобилей, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств. Государственный и технический осмотр).

Октябрь

Основы правильного поведения на улице и на дороге, (спокойное и уверенное поведение на улице, самоконтроль за своим поведением в зоне повышенной опасности, наблюдение за дорожной ситуацией).

Ноябрь

Вандализм на дорогах и транспорте.

(Сколько стоит светофор? Повреждение дорожных знаков и указателей. Последствия их повреждений для участников дорожного движения. Повреждение автотранспорта. Административная и уголовная ответственность).

Декабрь

Культура дорожного движения.

(Необходимые условие повышения безопасности дорожного движения - культурное поведение на улицах. Взаимная вежливость участников дорожного движения).

Январь

Ответственность за вред причиненный малолетними участниками дорожного движения. (Ответственность несовершеннолетних за нарушение ПДД, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон автотранспорта).

Февраль

Опасность на переходе, оборудованном светофором.

(Меняющиеся сигнал светофора, переход на только что загоревшийся зеленый сигнал, грубые нарушения ПДД со стороны водителей при переезде на красный сигнал светофора).

Март

Опасность на неурегулированном пешеходном переходе.

(Неправильно оценка скорости и расстояния приближающегося транспортного средства, грубейшие нарушения ПДД водителями при проезде нерегулируемых пешеходных переходов).

Апрель

Организация дорожного движения.

(Проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и содержание дорог в безопасном.)

Май

Викторина: «Как ты знаешь правила дорожного движения»

10 класс

Сентябрь

Культура дорожного движения.

(Повышение культуры транспортного поведения - источник снижения аварийности на дорогах России)

Октябрь

Причины дородно-транспортных происшествий. (Статистические данные по городу и поселку. Бессмысленный риск своей жизнью и жизнью окружающих людей).

Ноябрь

Правила дорожного движения и привила личное безопасности на дорогах.

(Предупредительные действия участников дорожного движения для предотвращения ДТП. Компенсация ошибок других участников движения своими предупредительными действиями).

Декабрь

Источник повышения опасности.

(Ответственность юных водителей за нарушение ПДД).

Январь

(Пожилые люди и дети в условиях Мегаполиса)

Февраль

Государственная инспекция безопасности и дорожного движения.

(Мужская профессия. Романтика и будни. Дирижер улиц).

Март

Опасные ситуации на дорогах.

(Отвлечение внимания от дороги. Автобус на противоположной стороне. Переход проезжей части, с ожиданием на разделительной полосе. Правильная оценка скорости транспорта и времени для перехода).

Апрель

Май

Повторение пройденного материала. Профилактический рейд ГИББ (встреча с работниками ГИБДД) «Здравствуй, лето!»)

11 класс

Сентябрь

ПДД

(Изменения и дополнения в действующие правила дорожного движения).

Октябрь

Ответственность за нарушения ПДД.

(Уголовная и административная ответственность. Наложение административных взысканий на пешеходов. Гражданская ответственность за причиненный вред.)

Ноябрь

Город твоими глазами.

(Недостатки в организации дорожного движения, делающие передвижение учащихся по улицам опасным).

Декабрь

Агрессия на дорогах.

(Причины вызывающие агрессию у участников дорожного движения. Меры по снижению собственной агрессии - отказ от соперничества и терпимое отношение к ошибкам других участников движения, отказ при необходимости от своего приоритета).

Январь

Современный водитель и пешеход.

(Скоростной автотранспорт. Физические требования к современному водителю. Значение вежливости, дисциплинированности, предупредительности, аккуратности для обеспечения безопасности движения транспортных средств. Воспитание грамотных и уважительных участников дорожного движения).

Февраль

Внимательность на дороге при подготовке к выпускным экзаменам.

(Ничто не должно отвлекать внимание от зоны повышенной опасности - дороги)

Март

Дорога. Навык переключения на самоконтроль

Апрель

Подготовка водительских кадров.

(Условия обучения и сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Воспитание грамотных участников дорожного движения).

Май

Повторение изученного материала.


По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи обычно советуют родителям, что делать, чтобы сохранить в нормальном состоянии здоровье их детей.

Перед поступлением в школу нужно пройти углубленный медицинский осмотр в детской поликлинике, посетить педиатра, окулиста, невропатолога, стоматолога и лор-врача. В конце учебного года рекомендуется обязательно проверить у ребенка зрение, осанку. Если он часто болел простудными заболеваниями, то нужен осмотр педиатра. Очень важно организовывать летом оздоровление ребенка в соответствии с рекомендациями врачей.
Как известно, все болезни от стрессов. Поэтому сначала надо подумать о том, не испытывает ли ваш ребенок в школе постоянное психологическое напряжение. Ведь именно оно может спровоцировать и неуспеваемость, и даже болезни.

Одной из главных задач школы является здоровьесберегающая деятельность. В нашем образовательном учреждении мы осуществляем профилактику и предупреждение ОРВИ и ОРЗ, формирование мотивации к здоровому образу жизни,соблюдение санитарных правил и норм.

К школе прикреплены детский врач Те Светлана Константиновна и медсестра Тихонова Ирина Николаевна.Медицинская деятельность лицензирована, имеется сертификат соответствия. В школе функционируют медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с требованиями.

Медицинский кабинет осуществляет:

1. доврачебную помощь;
2. проведение профилактического осмотра учащихся;
3. контроль оценки физического состояния школьников, распределение учащихся на медицинские группы для уроков физкультуры, контроль дозировок физических нагрузок;
4. диспансеризацию учащихся;
5. контроль санитарно-эпидемиологического режима школы;
6. учёт, хранение, использование лекарственных средств;
7. медицинский контроль за качеством поступающих на пищеблок продуктов питания (хранение, реализация, приготовление блюд);
8. иммунизацию учащихся в период массовых эпидемий;
9. санитарно-просветительскую работу среди учащихся, персонала и родителей.

Здоровье - тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативна организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности. Именно в школьном возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности. Школьный период в развитии наиболее сензитивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и укрепления здоровья.

В нашей школе реализуется программа "Здоровье" для обучающихся 1-11 классов. Реализация программы «Здоровье» позволяет объединить усилия администрации, всего педагогического коллектива школы для обеспечения гуманистического характера образования, приоритета ценностей здоровья обучающихся, свободы развития личности. Данная программа построена по принципу системы взаимосвязанных форм формирования здоровьесберегающей компетентности школьника

Программа предусматривает спортивно-оздоровительную работу, создание планов по совместной работе школы со спортивными школами города, организацию и проведение занятий с обучающимися в специальных медицинских группах, интегрированные занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Большое значение имеет работа социально-психологической службы по проблеме оздоровления. В данном направлении построена программа по воспитательной работе, которая учитывает и решение вопросов по профилактике зависимых форм поведения (курения, алкоголизма и наркомании), а так же работу с родителями и общественностью. Данная программа осуществляет действенность системы всех направлений, которые связаны с проведением и эффективностью мероприятий в режиме дня школы, широком вовлечении обучающихся в различные формы внеклассной и внешкольной проектной деятельности по формированию здоровьесберегающей компетентности

Цели Программы:

  • обеспечение условий для развития и самореализации обучающихся Школы Здоровья с разными образовательными способностями, возможностями сегодня и в будущем (создание особой образовательной среды, основанной на принципах современной культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего здоровьесберегающей компетентностью - ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой.

З адачи Программы:

  • сохранение здоровья обучающихся и педагогического коллектива путём совершенствования здоровьесберегающей деятельности школы;
  • формирование знаний о здоровом образе жизни, фитнес-культуре, значении для физического состояния человека, его социально-экономического положения, личного благополучия;
  • формирование устойчиво положительного отношения и приобщение к здоровому и безопасному образу жизни в ученической и преподавательской среде в качестве жизненных традиций;
  • внедрение системы оздоровительных мероприятий как одного из базовых элементов профилактической медицины;
  • формирование навыков самодиагностики состояния здоровья и устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
  • вовлечение обучающихся и педагогического коллектива в физкультурно-оздоровительную деятельность;
  • внедрение и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • создание устойчивой положительной психоэмоциональной атмосферы в школе;
  • отказ от вредных привычек среди обучающихся и преподавателей;
  • систематизация и мониторинг здоровьесберегающей деятельности в школе;
  • расширение материально-технической базы школы для реализации программы по здоровьесбережению.

Основополагающие принципы построения Программы:

  • поддержание интереса к двигательной и познавательной активности;
  • учёт познавательной активности в двигательной деятельности;
  • единство физического и психического развития;
  • наглядность;
  • принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурногоединства;
  • принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности;
  • принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры;
  • учёт возрастно-половых особенностей обучающихся в содержания образовательного процесса.

Перечень направлений здоровьесберегающей деятельности:

  • проведение мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива в сфере здоровьесбережения;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс УМК здоровьесберегающей направленности;
  • оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения;
  • совершенствование медицинского обслуживания участников образовательного процесса;
  • рациональная организация образовательного процесса и режима учебной нагрузки;
  • обеспечение полноценного питания обучающихся и педагогического коллектива в образовательном учреждении;
  • обеспечение психологического комфорта участников образовательного процесса;
  • интеграция в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, оздоровительных мероприятий;
  • обеспечение консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации обучающихся и педагогов;
  • совершенствование материально-технической базы для работы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни;
  • проведение мониторинга уровня здоровья обучающихся и педагогов, всей здоровьесберегающей деятельности школы.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности школы;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
  • совершенствование системы физического воспитания;
  • снижение уровня заболеваемости обучающихся по наиболее часто встречающимся школьным нозологиям;
  • рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
  • формирование здорового и безопасного образа жизни в повседневной деятельности;
  • соблюдение санитарно-гигиенических условий СанПиН в ОУ;
  • улучшение организации питания участников образовательного процесса;
  • позитивная динамика качества обучения за счет сокращения количества занятий, пропущенных по болезни;
  • повышение адаптационных возможностей обучающихся и стабилизация уровня обученности школьников в переломные периоды обучения;
  • повышение функциональных возможностей организма детей;
  • повышение уровня психологической комфортности в системе «ученик-учитель»;
  • снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;
  • повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.;
  • поддержка родителями здоровьесберегающей деятельности школы;
  • выпускник школы, знающий как сохранить свое здоровье и здоровье других людей, ведущий здоровый образ жизни.

Прогнозируемая модель личности выпускника:

  • физически, нравственно, духовно здоровая личность;
  • образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума;
  • осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека;
  • правильная организация своей жизнедеятельности;
  • стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности;
  • устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями;
  • потребность в самостоятельной двигательной активности;
  • самоконтроль, личностное саморазвитие;
  • творческая продуктивность

Индикаторы результативности Программы:

  • количество педагогов, прошедших повышение квалификации по программам здоровьесберегающей направленности;
  • охват педагогов оздоровительными занятиями;
  • вовлеченность обучающихся и педагогов в спортивные секции, участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях разного уровня;
  • динамика распределения обучающихся по группам здоровья в направлении укрепления состояния здоровья;
  • количество обучающихся в основной группе здоровья;
  • количество пропусков учебных занятий по причине болезни;
  • данные диагностики риска аддиктивных (зависимых) форм поведения;
  • охват горячим питанием;
  • динамика результатов медицинских осмотров, сохранение положительной тенденции показателей здоровья обучающихся;
  • степень психологического комфорта обучающихся и педагогов.

Box" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">

Видеоролики по профилактике гриппа

Родители всегда стремятся дать своему ребенку самое лучшее, регулярно заботятся о его здоровье. Одна из важнейших задач – сохранить здоровье детей в школе; подготовить достойного, высокообразованного и здорового члена общества.

В раннем детстве закладывается фундамент будущего здоровья человека. Многие болезни «родом из детства». Физическое и психическое здоровье ребенка формируется в семье, поэтому так важно создать все условия для нормального роста и развития. Здоровый сон, полноценное питание, регулярные занятия физической культурой, прогулки на свежем воздухе, закаливание дадут свои положительные результаты при их систематическом выполнении.

Важной вехой в жизни ребенка является поступление в школу. Кроме нового, неизведанного мира, в который погружается маленький ученик, школа наносит ему четыре серьезных удара. К ним нужно быть готовыми и ребенку, и его родителям, и научиться их отражать. Первая проблема у школьников – неприятности с позвоночником.

Как сохранить здоровым позвоночник школьника?

Больше всего в условиях школы страдает позвоночник ребенка. Мышцы получают незначительное количество кислорода в результате неправильного положения корпуса за партой. На перемене движения ограничены, уроков физкультуры недостаточно для правильного формирования позвоночника. Здоровье школьника всецело зависит от состояния его мышечной системы. Если мышцы недостаточно развиты, нарушается осанка, искривляется позвоночник.

Родителей должен насторожить тот факт, что ребенок избегает посещения уроков физкультуры. Здесь необходимо проявить чуткость и такт: занятия физкультурой в школе далеки от совершенства, и могут негативно отражаться на психике школьника, формируя у него многочисленные комплексы. Задача педагогов и родителей состоит в индивидуальном подходе к ребенку. Необходимо дать учащимся почувствовать радость от занятий спортом.

Тренировки в спортивных секциях окажут огромную пользу для укрепления здоровья. Возможно посещение залов с тренажерами. Занимаясь на них, учащиеся тренируют определенные группы мышц. Дома необходимо создать небольшой спортивный уголок для занятий. В этом уголке достаточно поставить шведскую стенку, кольца или канат. Небольшой турник в дверном проеме – это необходимый минимум.

Занятия с роликом на уроках физкультуры или в домашних условиях, будут разрабатывать все мышцы тела; развивать координацию движений. Целесообразно включать в тренировочные занятия быструю ходьбу по беговой дорожке. Не нужно лишь заниматься на велотренажере: мышцы спины и рук совсем не работают и не получают необходимой нагрузки.

Игры во дворе и занятия спортом в школе

Разрабатывая меры профилактики малоподвижного образа жизни, учителя и родители должны помнить, что есть еще сколиоз и остеохондроз, которые нагрузками на определенные группы мышц, не остановить. Многие ослабленные школьники, а также имеющие лишний вес, не могут совершать пробежки по утрам. Для них это непосильные нагрузки: страдает позвоночник и суставы.

Выход есть: утренняя гимнастика в течение 15 минут должна включать комплекс из трех упражнений. Во-первых, ребенок должен отжиматься от пола 10 раз. При этом укрепляются мышцы верней части туловища, которые координируют работу легких, сердца, мозга. Следующее полезное упражнение – подъем выпрямленных ног из положения, лежа на спине. И заключительное упражнение – приседания. Такую нагрузку завершает школьник обливанием, заставляя активизироваться защитные силы организма.

Родители школьников подросткового возраста должны знать о том, что у ребенка начинается ускоренный рост костей: мышцы растут медленнее и появляется нарушение осанки. Упражнения утреннего комплекса должны включать растяжки, лучше брать их из хатха-йоги. Подтягивания на перекладине являются хорошей профилактикой сколиоза.

Меры по восстановлению зрения у школьников

Обучение в школе создает повышенную нагрузку на глаза ребенка. Особенно подвержены близорукости дети, родители которых также близоруки. От мамы проблема переходит к дочери, от отца – к сыну.

Медицинский персонал в школе, совместно с родителями, направляет детей с плохим зрением к врачу-офтальмологу. Близорукость очень коварна. Она чаще развивается на одном глазу, и ребенок просто не замечает ее. Медики диагностируют синдром «ленивого глаза»: больной глаз не получает зрительную информацию, резко начинает отставать в развитии. Возможно, ребенка необходимо будет пролечить для приостановления развития близорукости. Родители, совместно со специалистом, должны выбрать необходимую тактику лечения: воздействие магнитными полями или специальные виды гимнастики. Есть препараты для улучшения зрения – «Миртилене форте», «Blueberryvital».

Школьникам с плохим зрением необходимо носить очки. Постоянное или временное ношение определяет врач. Родители должны строго следить за соблюдением школьником гигиены зрения дома: не разрешать читать лежа в постели, делать уроки при включенном общем свете.

В профилактических целях ребенку предлагают чередовать нагрузки. Например, при работе с компьютером, делать перерыв через каждые 20 минут. Близорукие дети должны плавать в бассейне или играть в теннис; им запрещают поднятия тяжестей, опасные виды спорта, связанные с возможностью получения травмы.

Проблемы школьников с желудком

В школе очень много детей, страдающих желудочно-кишечными заболеваниями. Охрана здоровья детей в школе направлена на предотвращение распространения кишечных инфекций в детском коллективе, принятие мер профилактики глистных инвазий.

Переход ребенка не новый режим питания сказывается на его здоровье: необходимо еще до начала обучения начать давать школьнику адаптогены. Утром можно пить экстракт элеутерококка по 1 капле на год жизни. Витамины «Аскорутин» и «Аевит» так же ускорят процесс адаптации. Такое лечение необходимо проводить перед поступлением в первый класс, в пятом классе, и осенью.

Школьники часто заражаются глистами, которые воздействуя на желудок, разрушают его. Родители должны проводить профилактические курсы против глистов раз в полгода; лечение назначает детский врач.

Питание бутербродами, всухомятку способствует возникновению гастрита у школьников. Профилактика состоит в том, чтобы ребенок обязательно завтракал утром и обедал в школе. Необходимо следить за правильным расходованием денег на карманные расходы. Недопустима покупка чипсов, сладостей, газированных напитков.

Школьный медперсонал ставит на учет детей из группы риска и проводит регулярную профилактическую работу по выявлению бактерионосительства.

Испытание психики ребенка

С момента поступления в школу, многие дети испытывают психологические нагрузки: им трудно общаться со сверстниками, возникают конфликты с педагогами. Конец закономерен: полное нежелание учиться или нервный срыв.

Педагоги и родители должны знать все о «комплексе отличника», возникающем у тех детей, которые были слишком самостоятельными, а в семье становились кумирами. Школьник полностью убеждается в том, что ценят только его успехи. Школа лишь усиливает это ошибочное мнение, и возникает стремление быть лидером во всем. Ребенок становится нервным, ощущает постоянную тревогу, у него нет друзей.

Родители должны взять власть в свои руки. Напоминание о том, что ребенка любят просто так, а не за успехи, пойдет ему на пользу. Отец должен отказаться от идеала сверхчеловека, дать понять сыну, что в жизни есть место и для ошибок. Необходимо помочь в общении со сверстниками, привлечь к участию в делах класса, школы.

Нередко у школьника возникает отрицательное мнение об учителе. Психика маленького человека травмируется, ведь у него нет возможности с честью выйти из конфликтной ситуации. Родителям необходимо внимательно выслушать ребенка, разобраться в причинах конфликта. Вместе с ним нужно искать решение проблемы. Можно позаниматься самим с ребенком, нанять репетитора, объяснить, что учитель может ошибаться. В случае неудачи – поменять школу. Психика и здоровье ребенка всегда должны быть на первом месте.

В школе ученик должен подчиняться строгой дисциплине. Одни дети легко адаптируются в новой среде, другие делают это с большим трудом. Мамы будущих школьников заранее должны позаботиться о своем ребенке. Лучше всего как можно больше времени проводить с сыном или дочкой. Мама должна знать круг интересов ребенка, и записать его в профильный класс: гуманитарный, математический или технический.

Санитарно – просветительная работа в школе

В школе педагоги организуют внеклассные занятия с целью ознакомления учащихся с основами гигиены. Школьники получают все необходимые знания о своем здоровье, соблюдении личной гигиены, и могут исправить уже имеющиеся недостатки в своих навыках.

Дети могут лично принять участие в санитарно-просветительной работе, организовать в классе санитарные посты, следить за чистотой в классе и школе. Каждый учащийся соблюдает режим дня, заботится о личной гигиене.

В классах проводятся родительские собрания. Их тематика затрагивает темы о пьянстве родителей и негативном влиянии таких поступков на ребенка, о вреде наркомании и табакокурения. Проводятся классные беседы о необходимости профилактики инфекционных, кишечных заболеваний, СПИДа, простуды. Необходимы беседы о профилактике травматизма школьника; о запрете посещения карьеров, игр на проезжей части дороги.

Необходимо так организовать работу среди школьников, чтобы здоровье стало для них самой главной ценностью в жизни.

Тесное сотрудничество педагогов, медиков и родителей, проведение уроков-практикумов, бесед, конкурсов по вопросам безопасности, учебных тренировок при угрозе стихийных бедствий, позволяют сохранить здоровье учащихся в школе.



Просмотров