Какие способы изложения относятся к изобразительным. Способ изложения информации. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Начиная с Античности и до относительно недавнего времени выделялось три основных способа изложения и вида текста: повествование, описание и рассуждение. В повествовании рассказывается о событии как процессе в хронологической последовательности, и обязано оно своим появлением памяти, восстанавливающей ход событий. Классическая фраза: Споткнулся, упал, очнулся гипс – самый короткий пример повествования. Описание изображает ситуацию как единовременную картинку и отражает чувственное, прежде всего зрительное и слуховое восприятие ситуации. Типичный пример такого текста: Шепот. Ровное дыханье. Трели соловья. Серебро и трепетанье сонного ручья. Рассуждение устанавливает связи между предметами и явлениями и направлено на получение нового знания из известного. Ну что, если хоть одна половина из того, что он [Хлестаков] говорит, правда? – рассуждает гоголевский городничий. – Да как же и не быть правде? Подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце, то и на языке. Конечно, прилгнул немного; да ведь не прилгнувши, не годится никакая речь.

Выделение трех способов изложения и видов текста обусловливалось тем, что долгое время изучались преимущественно художестч венная публицистика и литература, в которых они преобладают. Но в последние десятилетия исследовательский интерес обратился и к научным, справочным, учебным текстам, материалам массовой информации, выявившим неполноту такой классификации.

Были описаны схематизированные, информационные варианты описания и повествования – соответственно информационное описание и краткое сообщение. Пример информационного описания:

ЦКБ – многопрофильная клиника XXI века. Амбулаторно проводит все виды диагностического обследования: УЗИ, эндоскопию, рентгенологию, лабораторную и ДНК-диагностику. Стоматологическая помощь – лечение и зубопроте-зирование – в полном объеме. В стационаре в отделении хирургии лапароскопические операции в 80% случаев заболеваний брюшной полости и легких, в урологии – дробление камней в почках, травматологии – артроскопические операции.



Цель приведенного описания – дать представление об услугах клиники, и строится оно по стандартной схеме: называется учреждение и дается перечень его услуг.

Пример сообщения:

Руководство компании «BMW AG» официально сообщило о том, что новый завод по выпуску автомобилей Rolls Royce будет построен в городе Гудвуд на юге Англии. На строительство будет потрачено 60 млн фунтов стерлингов. Завод должен начать работу в 2003 году. Проектная мощность предприятия, на котором будет занято 350 человек, – 1000 автомобилей в год.

Цель сообщения – в предельно краткой форме рассказать о совершившемся или будущем событии, и строится оно таким образом, чтобы ответить на ключевые вопросы, «что, где и когда» произошло или произойдет.

Из рассуждений было выделено логическое определение, например: лексика – совокупность слов какого-либо языка, диалекта или речи отдельного человека (используется в научной, учебной и справочной литературе, когда нужно раскрыть содержание какого-либо понятия), и его более свободная и легкая для восприятия разновидность – объяснение:

В 1709 году немцы открыли в Угличе первые колбасные цехи, и тогда же вклинилось в русскую речь слово «ерунда». Готовя под руководством немцев фарш, угличане постоянно спрашивали своих учителей, куда девать сухожилия и отходы. «Хир унд да» (туда и сюда), – поучали наставники, подбрасывая понемногу отходы в кучки с отборным мясом.

Объяснение используется в научно-популярных текстах и текстах средств массовой информации.

Кроме того, как самостоятельный способ изложения было описано умозаключение – логическая операция получения вывода из нескольких посылок.

Одна из наиболее полных на сегодняшний день классификаций* содержит восемь способов изложения и видов текста, различающихся по предмету, цели, способу группировки смысловых элементов, степени схематизации, проявлению авторского Я, логическому и языковому оформлению. Среди них выделяют схематизированные способы изложения и виды текста, в структурной основе которых лежит заранее определенная схема (может незначительно варьироваться), а позиция автора никак не проявляется, – информационное описание, сообщение, определение, умозаключение, и те, в которых организующим началом служит прежде всего авторское видение ситуации. В последнем случае изложение строится в соответствии с закономерностями чувственного восприятия, памяти, логического мышления: описание, повествование, рассуждение и объяснение. Кроме того, по целеустановке и предмету выделяются логизированные способы изложения и виды текста, цель которых – установить связи предметов и явлений, из известных знаний получить новые или раскрыть содержание неизвестных понятий: определение, объяснение, умозаключение и рассуждение, и изобразительные, стремящиеся передать последовательность событий или дать представление о каком-либо предмете, опираясь прежде всего на его внешние, наблюдаемые признаки: повествование, сообщение, описание и информационное описание.

* Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. С.91; см. также: Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974; Золотарев Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.

У каждого способа изложения и вида текста, основанного на авторском видении и понимании ситуации, есть схематизированный информационный вариант: у повествования – сообщение, у описания – информационное описание, у объяснения – определение, у рассуждения – умозаключение.

Работа редактора с текстами, относящимися к различным способам изложения, продолжает композиционную правку и является частью правки-обработки. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)?

При подготовке сообщения (доклада) целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:

    Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.

    Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).

    Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.

    Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом, выделяя самое главное по ходу чтения).

    Составьте план сообщения (доклада).

    Напишите текст сообщения (доклада).

Помните!

Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.

    Не делайте сообщение очень громоздким.

    При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.

    В конце сообщения (доклада) составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.

    Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.

    Говорите громко, отчётливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям , которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности , т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности , т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления ) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией ).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления :

    фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

    суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

    мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего".

Подготовка сообщения

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Роль преподавателя:

    определить тему и цель сообщения;

    определить место и сроки подготовки сообщения;

    оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;

    оценить сообщение в контексте занятия.

Роль студента:

    собрать и изучить литературу по теме;

    составить план или графическую структуру сообщения;

    выделить основные понятия;

    ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

    оформить текст письменно;

    сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

    актуальность темы;

    наличие элементов наглядности.

Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.

Этапы работы над сообщением.

1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.

2. Составление списка используемой литературы.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Написание сообщения.

5. Публичное выступление и защита сообщения.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение, заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

    название доклада;

    сообщение основной идеи;

    современную оценку предмета изложения;

    краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

    интересную для слушателей форму изложения;

    акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Написание реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Роль преподавателя:

    выбор источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);

    составление плана реферата (порядок изложения материала);

Роль студента:

    выбор литературы (основной и дополнительной);

    изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

    оформление реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

    актуальность темы;

    соответствие содержания теме;

    глубина проработки материала;

    грамотность и полнота использования источников;

    соответствие оформления реферата требованиям.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

    титульный лист;

    введение;

    основная часть;

    заключение;

    список использованных источников;

    приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

Введение

Основная часть

15-20

Заключение

Приложения

Без ограничений

Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Во введении дается общая характеристика реферата:

    обосновывается актуальность выбранной темы;

    определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;

    описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;

    кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Введение

риторический текст изложение

«Риторика -- искусство хорошего выражения, а истина ли выражена или ложь, это уже не так существенно.» У.Эко[Умберто Эко- итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист.]

Выявление таких единиц текста, как высказывание и межфразовое единство, дает представление о формально-грамматическом (синтаксическом) строении текста. Однако текст как единица прежде всего информативная и коммуникативная нуждается и в характеристиках своего строения в ином плане - функциональном, смысловом. Функция и смысл, а не синтаксические структуры создают характерологические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте, причем обязательно соотносительно с характером текстовой информации.

Способы изложения текста

риторический текст изложение

1. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему, к обобщениям и выводам.

2. Дедуктивный - изложение от общего положения к частным, объясняющим смысл общего конкретными примерами, фактами.

3. Метод аналогии - сопоставление (параллель) различных явлений, событий, фактов, обычно новое сопоставляют с уже известным.

4. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, автор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

5. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим.

6. Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в чем-то с течением времени.

Индуктивный метод

Индукция - это движение мысли от частного к общему, от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению. Композициционно индуктивное рассуждение строится следующим образом: во вступлении определяется цель исследования; в основной части излагаются накопленные факты, рассказывается о технологии их получения, проводят анализ, сравнение и синтез полученного материала; на основании полученных результатов делаются выводы, устанавливаются закономерности, определяются свойства какого-либо объекта, признаки того или иного процесса и т. п. Индуктивное рассуждение активно используется в научных сообщениях, монографиях, квалификационных работах, научных отчетах.

Изложение на основе проблемного принципа - разновидность индуктивного метода. Оно предполагает выстраивание определенной последовательности проблем, исследуя (рассматривая) которые, автор может прийти к теоретическим обобщениям, формулированию правил и закономерностей. В ходе лекции, доклада, в процессе написания монографии, статьи, дипломного проекта, диссертации автор формулирует ту или иную проблему и предлагает ряд возможных путей ее решения (исследования). Выбрав оптимальный путь, автор подробно анализирует проблему (вскрывает ее внутренние противоречия, приводит данные, подтверждающие высказанные предположения, аргументированно опровергает другие точки зрения, не состоятельные, по мнению автора).

Метод аналогии (умозаключение по аналогии) основывается на следующем посыле: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер. Этим можно объяснить их меньшую распространенность в жанрах собственно научного стиля речи.

При анализе логико-композиционной структуры текстов небольшого объема обращают внимание на место обобщающего смыслового блока в их структуре. В зависимости от позиции обобщающего блока выделяют пять типов текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) и имплицитные (традуктивные) структуры.

В текстах, имеющих индуктивную структуру, обобщение расположено в конце, изложение информации идет от частного к общему. Тексты с дедуктивной структурой начинаются с обобщения. Далее в тексте конкретизируется, объясняется или доказывается ключевое положение. В текстах с рамочной структурой выделяют два фокуса: первый - обобщение, с которого начинается изложение (оно детализируется или развивается на материале частных положений), второй -обобщение информации в конце текста. В текстах со стержневой структурой изложение начинается с частных положений, за ними следует обобщение, которое затем уточняется и конкретизируется. В тексте, имеющем имплицитную структуру, обобщающий блок отсутствует (вербально он не выражен): предполагается, что читающий способен прийти к выводу, заключению или обобщению самостоятельно. Ведущими типами в научной речи считаются дедуктивный и дедуктивно-индуктивный.

Повествование – это тип речи, который передает течение событий в их временной последовательности. Содержание повествования состоит обыкновенно в изложении происшествий. На первый план выступает порядок протекания действия. Двигатель события – конфликт между действующими лицами или средой.
В композиционном плане повествование содержит экспозицию (обстановку, предшествующую началу действия), завязку (начало событии), развитие действия, кульминацию, развязку (конец события). Действие героев может перемежаться описанием их внешности, местности, рассуждениями автора или героев по поводу происходящих событий. Связь цепная и параллельная в предложениях могут чередоваться в зависимости от цели высказывания. Результат должен оказывать сильное воздействие на читателя. В литературе наиболее ярким выразителем этого типа речи является рассказ.
В газетных жарах элементы повествования могут начинаться и с завязки, и с развития действия, и даже с развязки, когда события передаются в прямой, хронологической последовательности и в обратной. В этом случае вначале речь идёт о развязке, а уже потом о предшествующих событиях. Кроме того, автор публикаций может отступать от хронологической последовательности, вспомнить, что было раньше, или предположить, что произойдёт в дальнейшем.
В газетных жарах достаточно часто встречается повествовательные элементы. Они могут быть фактическими и художественными. Фактическое повествование даёт ясное, точное, фактическое понятие о событии. Художественное повествование даёт живое представление о событии. В фактическом повествовании нет и не может быть вымысла, в нем рассказывается только о том, что происходило в действительности. В художественном повествовании может присутствовать вымысел. Смешение этих двух видов в публикациях вполне может присутствовать, но необходимо иметь в виду в таком случае этическую сторону. Фактические ошибки, неверное представление событий вводят читателей в заблуждение, могут обидеть и даже оскорбить героев газетных жанров.
Повествование как тип речи лежит в основе информационных жанров.
Информационные жанры
Сущность информационность жанров в новости. Новость – сообщение, в котором содержится информация. Основа любой новости – факт, точно установленный во времени и пространстве. Факт инвариантен, т. е. у него нет вариантов, а вот его изложение вариативно, потому что данный факт можно интерпретировать по-разному.
Принципиальная задача информационных жанров – дать максимально полный поток информации, который сможет удовлетворить запросы аудитории.
Важнейшие требования к информационным жанрам:
- оперативность;
- релевантность- понятность для аудитории сущности сообщения;
- очищенность сущностной информации от излишних дополнительных сведений, деталей и подробностей, не раскрывающих основную тему, а даже от нее уводящих;
- краткость и полнота в соответствии с особенностями жанра.
Кроме того, в информационном жанре, при общем сохранении интереса к новости, на первый план выступает не только оперативная информация, но и дается ее истолкование. Тем не менее, анализ в информационных жанрах не самоцель, это или итого воспроизводимого события или его комментарий. В информационных жанрах главенствуют повествовательно-описательные элементы, а не логико-рациональные. В заметке факт только зафиксирован, в других видах факт может быть в центре развернутого материала, в нем сообщаются детали и потребности с места события, а также комментарии с места события и оценка этого события.
Информационные жанры, взаимно дополняя друг друга, позволяют дать представление об окружающем мире, усвоить логику общественного развития, понять особенность людей как участников социальных отношений.
Лид
Особенно интересным жанром для понимания структуры газетного текста является такой жанр как лид.
Что такое лид? Отдельный жанр? Или начало газетного текста, не имеющее собственного жанрового значения? В том то и удивительность лида, что он совмещает две функции.
Во-первых, лид – это самостоятельный жанр, потому что информация, которая в нем заложена, имеет свое собственное значение, и потому что имеет свою собственную структуру. Таким образом, лид как жанр информационно и формально закончен.
Во-вторых, лид становится частью текса, когда он заинтересовал читателя, который знакомится с дальнейшим материалом. В этом случае лид является структурным началом статьи какого-либо жанра.
Итак, значение лида в том, что он, во-первых, содержит дополнительную информацию о предыстории или дальнейших перспективах развития событий. Во-вторых, лид – фактологическая основа текстов публицистических жанров. В-третьих, лид – смысловой центр текста, определяющий его структуру.
Вначале журналист излагает суть факта, события, процесса или проблемы, а затем дополняет его новыми сведениями – цифрами, цитатами, аргументами, ссылками, откуда получена информация.
Какое же начало будет наиболее эффективно? Это зависит от замысла автора и жанровой специфики текста.
Определяют следующие типы лидов:
1. Резюме, или краткое изложение событий или результатов.
2. Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект.
3. Драматический.
4. Цитатный.
5. Оттеночный, сценический, описательный.
6. Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни.
7. Реакция – последствия – что дальше?
8. Аналитический
9. Ситуационный отчет.
10. Вопросительный.
11. Одиночный выстрел.
12. Сюрприз.
13. Контрастный
14. Дразнящий.
15. Знакомящий с грядущим событием.
16. Статистический.
17. Анекдотический.
18. Повествовательный.
19. Ретроспективный.
Выбор лида зависит от поставленных вопросов:
- Речь будет идти о простом или сложном событии?
- Что главное в материале – люди или события?
- Насколько читатель осведомлен о событии?
- Насколько это важно для читателя?
В связи с тем что лид есть начало статьи, он должен быть скорее информационным, чем сенсационным.
Информационное сообщение (заметка)
Информационное сообщение (заметка) – один из самых востребованных информационных жанров. В нем происходит максимальная локализация пространственно-временных координат. Именно в информационном сообщении реализуется классическое триединство: все факты объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначается место действия.
Информационному сообщению присущи следующие вопросы: «что?», «где?», «когда», «как?».
Информационный отчет
Отчет как жанр публицистического стиля один из наиболее древних жанров. Активно используется информационный отчет и в современной журналистике.
В отчете широко присутствует следующие элементы: картины с натуры, эффект присутствия, рассуждения автора и комментарий происходящего.
Основные жанровые признаки отчета:
- в его основе лежит максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, которое автор лично наблюдает;
- повествование ограничено определенными временными рамками, охватывающими это событие. Безусловно, автор может расширить границы своего рассказа, ввести дополнительные эпизоды или описания, но эти включения будут выглядеть как намеренные вкрапления;
- существенным содержательным элементом отчета является детализация события, изложения подробностей. В качестве деталей и подробностей могут выступать не только определенные предметные описания лиц или вещей, но и реплики действующих лиц;
- эмоционально воздействуя на аудиторию, автор использует формальные признаки «самовыражения»: структура повествования, отбор деталей, индивидуальные особенности письма.
Цель информационного отчета – информация о ходе собрания, конференции, съезде. Автор точно отображает информационное событие, изложив все происходящее в строгой последовательности.
Предметом информационного отчета является результат деятельности группы лиц, специально собравшихся и обсуждающих определенную проблему, результат вербальной (словесной) деятельности группы людей. В информационном отчете прослеживается ход собрания, конференции, съезда. В нем говорится, кто выступил, в какой последовательности. Что было сказано, как это было воспринято аудиторией. Отчет отображает внешнюю сторону предмета. Кроме того, предметом анализа становятся выступления, доклады, речи участников.
Безусловно, в отчете может рассказываться и о проблемах, поднятых участниками коммуникации, которые не выходят из рамки иллюстрационного материала.
Однако в отчете может отображаться внутренняя связь выступлений, докладов, речей, так как цель отчета, в данном случае, – показать взаимосвязь или антагонизм тех или иных суждений, показать различные оценки реальных проблем, событий, ситуаций. Дать свою собственную оценку выступлениям участников, определить их значимость для отрасли, города, страны. Таким образом, интерес к тому, что происходит на данном мероприятии, переносится на жизнь самой аудитории. Читатель, слушатель или зритель начинает судить об описываемом собрании, отталкиваясь от реальных проблем, ситуаций, процессов.
Автор отчета не ставит своей целью проанализировать все выступления и всех выступавших, а сосредоточиться на определенной проблеме, раскрывая отношение к ней участников собрания, конференции, съезда. Автор может соотнести выступления с реальными делами. Отбор материала может происходить с точки зрения внутреннего единства. Однако автор выходит за пределы прозвучавших выступлений. Главное в том, что внимание автора сосредоточено на анализе причин данной ситуации, дана определенная оценка и содержится либо прогноз развития действия, либо план, либо программа будущих действий. В соответствии с задачами автора отчет получает определенный вид: отчет-объяснение, отчет-оценка или отчет-программа.
Авторская позиция в отчете должна быть четко выражена, чтобы читатель мог ясно понимать позицию каждого участника собрания и не путать ее с авторской.
Репортаж
Репортаж соединяет в себе оперативную передачу информации с ее анализом.
Основной жанрообразующий стержень – отражение событий в том виде, как оно происходило в действительности.
Цель репортажа – дать наглядное отображение какого-либо события.
Основной метод отображения – метод наблюдения. Без него нет репортажа.
Для репортажа характерен хронтоп, при котором пространство и время дано в определенные промежутки. Когда мы говорим о хронотопе репортажа, то отмечаем прерывистость времени и прерывистость пространства. Пространство, показанное в репортаже, сохраняет свою целостность через множество сменяющих друг друга картинок. Время в репортаже прерывисто, условно, так как не соответствует тому реальному времени, когда происходило событие. Кроме того, время в репортаже всегда движется в одну сторону, от начала описания к его завершению. Такое последовательное описание события в сочетании с наглядностью воспроизводимых деталей и подробностей и создают эффект присутствия.
Репортаж – жанр, в котором явственно прослеживается фабула, основу его составляют последовательное воспроизведение событий. Повествовательный фактор в репортаже основной, хотя события в репортаже не инсценируются, а воспроизводятся.
Кто же может быть автором репортажа? Активный наблюдатель и комментатор события. Он может принимать активное участие, а может и не принимать. Главное, что он может их воспроизводить во всей полноте. Значение авторского взгляда в нем гораздо выше, чем в других информационных жанрах, потому что в репортаже дается наглядное представление через непосредственное восприятие времени очевидцем или участником события.
Что же должен знать журналист, который хочет написать репортаж? То, что в нем есть ряд жанровых элементов, которые надо учитывать.
Во-первых, что должна соблюдаться последовательность событий, сохраняться динамизм повествования, связанный с протяженностью во времени и пространстве.
Во-вторых, в нем проявляется наглядность, создающаяся путем воспроизводства деталей, поступков героев, их реплик.
В-третьих, ему соответствует предельная документальность, в нем нет ни ретроспекции, ни реконструкции, ни творческого вымысла, ни догадки.
В-четвертых, ему не чужда образная аналитичность. Рассказывая о том, как происходило событие, автор выступает как исследователь и комментатор.
В-пятых, стиль репортажа должен быть эмоционально окрашен, что придаст ему дополнительную убедительность.
В-шестых, в репортаже проявляется активная роль рассказчика, который не только повествует о событии, но и побуждает читателя к сотворчеству, предлагая ему «увидеть» своими собственными глазами. Его задача – дать аудитории почувствовать ту атмосферу, в которой разворачивалось событие.

Введение

Искусство писать журналист постигает на протяжении всего своего творческого пути, изучая образцы этого искусства, штудируя теорию, претворяя замыслы в тексты выступлений. Значительное место в деятельности каждого журналиста занимает работа с материалами, написанными другими авторами, т. е. работа редакторская Накорякова К.М. Литературное редактирование. М.: Издательство ИКАР, 2009. - 432 с..

Работая над содержанием и формой произведения, редактор анализирует не только организацию текста как целого, но и рассматривает каждый такой фрагмент в отдельности. Редактора должно интересовать, какие смысловые элементы и в какой последовательности представлены, каковы их взаимосвязи, насколько это обосновано смыслом и целью текста. Иными словами, редактор оценивает способ изложения, или функционально - смысловой тип речи, - определенную последовательность смысловых элементов, обусловленную содержанием материала и задачей автора Стилистика и литературное редактирование: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007. - 653 с..

Задача контрольной работы - помочь осмыслить последовательность наиболее полного развития мысли по поводу какого-либо аспекта содержания текста.

Классификация способов изложения и видов текста

Способ изложения (функционально-смысловой тип речи) - формируется последовательностью элементов смысловой структуры речи в ходе ее порождения и является конструктивной основой текста. Выбор способа изложения определяется целью автора, характером смысловой информации и той действительностью, которая служит предметом речи. Воплощаясь в структурные единицы текста, функционально-смысловые типы речи представляют виды текста .

Вид текста - структурная единица текста, которую характеризуют смысловая целостность, организация по определенной схеме, графическая оформленность. Виды текста принято подразделять по способу изложения на изобразительные (констатирующие) - повествование, информационное сообщение, описание, информационное описание , логизированные (аргументирующие) - рассуждение, умозаключение и обобщающие - определение и объяснение понятий .

Современная лингвистическая классификация текстов, характеризуя принципы их построения, дополняет схему, выделяя инструктивные тексты , ориентированные на осуществление действия (побуждение к действию, приказ, призыв, просьба, инструкция ).

Система видов текстов, характерных для материалов массовой информации, может быть представлена следующей таблицей:

Виды текстов по способу изложения

Первая строка схемы представляет виды текстов, характерные для публицистических и аналитических жанров, вторая - для жанров информационных, форма которых подчиняется требованиям стереотипа.

Целевая установка создателя текста формирует преобладающий способ изложения и не исключает создания так называемых смешанных текстов , в которых сочетаются различные способы изложения. Новые возможности техники и технологии воспроизведения текста активизировали создание креолизованных (смешанных ) текстов , в которых сочетаются слово и изображение - вербальные и невербальные (изобразительные) средства передачи информации (рисунок, фото, таблица, схема, график, чертеж, диаграмма ) Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации / К.М. Накорякова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 200 с..

Повествование, его виды и признаки Стилистика и литературное редактирование: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007. - 653 с.

Повествование - это способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих. Каждый эпизод повествования представляется как относительно законченный, необходимо влекущий последующее.

Рассмотрим пример:

Это был акт детской мести. 1886 году некий московский сорвиголова 10-12 лет от роду, сын дворника, служившего в доме купца Клишина, получил за какую-то шалость взбучку от хозяина, оскорбился и решил отомстить . На болотистом берегу речки Пресни он наловил с десяток ужей . Добычу свою в мешке принес в купеческие хоромы и спрятал в кладовке, чтобы потом незаметно выпустить в гостиную или спальню. Но пронырливые твари уползли из мешка.

Рандеву змеюки с хозяйкой дома состоялось в коридоре. Мощное купеческое «Караул! Спасите!» услышал дворник (тот самый, папаша юного змеелова) и, решив, что дело серьезное, принялся свистеть в свисток, призывая на помощь полицию.

Прибывший на место происшествия будочник разобрался во всем быстро: нашел мешок в кладовке, поймал одну змеюку, другую…без особого труда вычислил виновника переполоха (судя по всему, отрок долго после этого не мог сидеть), мешок с тварями отнес в участок , чтобы следующим утром выпустить несчастных куда-нибудь в подмосковный лес. А пока положил его в шкаф в участке, отправился нести службу и забыл про подопечных.

После этого участковый пристав (начальник будочника), заглянув в шкаф, заинтересовался содержимым явно «не местного» мешка. Какой же мощи были выражения, разносившиеся по всему участку! В результате решительных действий разгневанного пристава «таких-растаких змеюк » вышвырнули на ближайший пустырь, а забывчивого будочника подвергли взысканию .

Перед вами типичный повествовательный текст. Курсивом выделены основные моменты, составляющие его смысловую основу, - узлы повествования . Каждый из них представляет относительно законченный смысловой и временной эпизод, а каждый такой эпизод обусловливает появление следующего. Мальчик получил взбучку - оскорбился - решил отомстить - наловил ужей - спрятал в мешке в кладовке - но твари уползли из мешка - состоялось рандеву хозяйки со змеюкой - дворник услышал испуганный крик и позвал свисток на помощь будочника…. Распложены узлы повествования в соответствии с реальным ходом событий - в хронологической последовательности. Это композиционный принцип систематизации узлов повествования. Существенный элемент повествования - его ритм (в данном случае краткость, динамизм), который создается и за счет отбора узлов повествования, называющих в каждом фрагменте основное для него действие, и за счет того, что опускаются подробности, которые читатель может восстановить, исходя из собственного жизненного опыта. Например, не оформляется как самостоятельный узел повествования подробность о том, что купчиха при встрече с ужом закричала, что горе-змеелова здорово наказали. Наконец, немаловажная особенность повествования - авторская интонация, в данном случае насмешливая, которая может меняться на протяжении текста.

Композиционно в этом рассказе можно выделить зачин (первая и вторая фразы, в которых в самом общем виде называется и характеризуется тема), концовку (последняя фраза, итог событий) и несколько подтем, связанных с появлением новых действующих лиц: в первом эпизоде это мальчик с ужами, во втором - испуганная купчиха и дворник, в третьем - будочник, в четвертом - участковый пристав. Переходы к подтемам графически оформлены абзацами.

Синтаксической опорой повествовательного текста служат формы глаголов совершенного вида прошедшего времени, которые передают значение завершенного действия, результата. Между собой предложения синтаксически и логически равноправны и соединены сочинительной связью или бессоюзной, но передающие те же сочинительные смысловые отношения.

Приведенный пример - это так называемое эпическое повествование. Автор, наблюдавший ситуацию со стороны, ведет обобщенный рассказ о ней как о событии случившемся. Все необходимые подробности либо упоминаются в тексте, либо легко восстанавливаются из него.

Помимо эпического выделяется сценическое повествование, суть которого в том, чтобы через образную, часто не передаваемую текстом, но непосредственно наблюдаемую деталь (внешность, манера говорить, интонация, костюм) охарактеризовать событие. Лежит в основе всех драматических произведений и характерно для текстов, рассчитанных прежде всего на произнесение. Оно закономерно тогда, когда событие осмысляется образно. Так, о возрасте, характере, внешности Хлестакова в самом тексте комедии «Ревизор» Гоголь не говорит ничего. Но в примечаниях для актеров писатель сообщает, что ему 23 года, что он «несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове», это и дают понять актеры своей игрой. К сценическому можно отнести и такое повествование, в котором движение передается чередованием деталей, наглядных образных картинок:

Скорее. Хватаюсь за ручку. Рву вверх. Чуть не вскрикиваю. Хруст пальцев. Резь в кисти. Ручка ни с места. Бросаюсь вправо к узкой створке. Это форточка.

Ручка поворачивается. Мелькнуло: не пролезу. Боком просовываю ноги, сажусь на карниз. Свежий ветер бьет в лицо.

Во всем остальном сценическое повествование строится так же, как и эпическое.

Виды повествования Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации / К.М. Накорякова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 200 с.

Историческое повествование - традиционная форма рассказа о событиях прошлого, представляющая читателю их последовательность и подробности.

Воспоминания журналиста, очевидца событий октября 1917 года:

…Накануне этого замечательного дня члены Временного правительства и прибывшие во дворец лидеры партий, поддерживавших правительство, ушли из него поздно ночью, были малоречивы и имели озабоченный вид. Нам, журналистам, мало удалось добиться от них насчет предпринимаемых правительством мери насчет сил, на которые оно рассчитывает в борьбе с восстанием.

Когда я утром 25-го октября к Зимнему дворцу, на улицах было уже расклеено воззвание Военно-революционного комитета о низложении Временного правительства и о переходе власти в руки Военно-революционного комитета до создания советского правительства.

Во дворце еще никого не было…

События 24-25 октября 1917 года описаны многими авторами, но немногословные наблюдения журналиста, профессионально отмечающего подробности, помогают читателю восстановить картину происходившего. Для редактора всегда важен принцип отбора узлов исторического повествования, обоснованность их последовательности, фактическая точность и разработка каждого узла, органичность включения в рассказ о событиях авторского комментария, который проясняет суть событий, уточняя для читателя значение исторических фактов.

Биографическое повествование сочетает в себе обычно несколько повествовательных планов. Оно объединяет факты биографии героя, факты действительности, служащие для них фоном, и оценку этих фактов автором жизнеописания.

Стив Фоссет помимо своего крепко сколоченного капитала, известен как человек, совершивший 116 рекордов в воздухе и на воде, большинство из которых так никто и не побил. Он переплывал Ла-Манш, участвовал в бегах на собачьих упряжках, совершил первый беспосадочный полет вокруг Земли на самолете Virgin AtlanticGlobalFlyer и на том же самолете, но уже год спустя, побил все рекорды на дальность полета, преодолев более 41 тысячи километров за 76 часов. Не говоря уже о том, что в 2002 году все тот же Фоссет первым и единственным в мире совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре.

Анализируя последовательность и соразмерность частей биографического повествования, разработку отдельных его узлов, редактор должен следить, чтобы автор не поменял рассказ о жизни героя рассазом о себе, освободить изложение от ненужных подробностей, взыскательно оценить точность и достоверность фактического материала, приемы разработки отдельных эпизодов.

Публицистическое повествование реализует две функции речи - информационную и воздействующую. Форма проявления авторского Я диктуется условиями конкретного жанра, но всегда определяет общую тональность публицистического повествования. Его автор не только сообщает факты, но и оценивает их, стремится воздействовать на читателя, используя выразительные средства языка - словарь, синтаксические конструкции устной и книжной речи, разнообразные риторические приемы.

«…В общем, следовало бы сказать, что в «Истории одного города» господствует время историческое. В «Истории» есть даты, есть точная соотнесенность событий истории города Глупова с историей России, указывается, при каком монархе действовал тот или иной из глуповских градоначальников. Однако Салтыков-Щедрин все время дает понять, что вся эта историческая сторона его повествования не настоящая, бутафорская, чисто условная. Как в настоящем балаганном действии актер должен время от времени напоминать о себе, подчеркивая условность зрелища, высовывая язык публике или показывая ей кукиш, разрушая тем самым иллюзию, так и в «Истории одного города» есть стремление время от времени разрушить иллюзию исторического времени, напомнить читателю, что перед ним не история, а современность», - писал, характеризуя приемы публицистического повествования, Д.С. Лихачев.

Повествование в событийной информации. Публикации о недавно свершившихся событиях передают их стремительную смену. Для них характерна информационная насыщенность, динамика, лаконизм, нарушение последовательности в накоплении информации, пропуск узлов повествования, неожиданность новых сведений, что создает напряженный ритм фразы. Номинативные формы в сочетании с глаголами несовершенного вида в настоящем времени подчеркивают стремительность событий.

Окраина подмосковного города. «Жигули» пятой модели на скорости подъезжают к воротам элитного поселка. В ту же секунду из машин выбегают двое мужчин. Один держит в руках небольшую металлическую лестницу, другой - несколько пустых спортивных сумок. Еще пара мгновений - и неожиданные гости с завидной ловкостью, преодолев каменное препятствие, уже оказываются по ту сторону забора. Не обращая внимания на лай собаки, взламывая замок (хозяев дома, как и предполагали, не оказалось) и «чистят» объект.

Проверка точности указаний времени и места событий, точности фактов, знание источника сведений, взыскательная оценка их достоверности, владение стереотипами построения необходимы редактору при подготовке текста событийной информации.



Просмотров