Информационное право: предмет, субъект

Понятие "информационное право" появилось сравнительно недавно и трактуется различными учеными юристами по-разному. Однако в основу всех определений положен принцип предметной области информационного права, по отношению к которому или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.

В информационном праве основным объектом, по поводу которого возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, является информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте.

Информационное право -- это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов.

Предметом информационного права являются общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации.

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Многофункциональность и специфика информации приводят к необходимости применять в информационном праве как диспозитивные, так и императивные методы в зависимости от вида и назначения информации.

Императивные методы - это методы права, которые основываются на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения.

К императивным методам относятся:

1) метод повеления, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия (например, использование информации с особым правовым режимом);

2) метод запрета, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий (обозначаются деяния, представляющие собой информационные нарушения).

Диспозитивные методы - это методы права, которые основываются на равенстве участников правоотношений и на их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения в информационном праве.

К диспозитивным методам относятся:

1) метод дозволения, который заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библиотечного и архивного дела);

2) метод согласования, который применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними (применяется в сфере интеллектуальной собственности);

4) метод поощрений, при этом законодатель предоставляет различные льготы, если субъекты информационного права выбирают предложенную законодателем модель поведения.

Опираясь на объективные закономерности общественных отношений в информационной сфере, особенности и юридические свойства информации, можно сформулировать принципы информационного права.

1. Принцип приоритетности прав личности -- органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной законом.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации вредоносной и опасной -- запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредоносной информации, которое может привести к нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только законодательно.

4. Принцип свободного доступа к не ограниченной законом информации. Ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры накапливать, хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законодательство Республики Беларусь.

7. Принцип ответственности применительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

8. Принцип оборотоспособности информации. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

9. Принцип распространяемости информации означает, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве без изменения ее содержания.

Под информационным правом понимается, прежде всего, совокупность юридических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, предприятий, учреждений, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления) в информационной сфере. Однако если информационное право как совокупность юридических норм регулирует общественные отношения в информационной сфере, то наука информационного права исследует эти информационные нормы, отношения, возникающие при их применении, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.Наука информационного права только лишь формируется.

При определении предмета информационного права возникают некоторые трудности, поскольку четко отграничить сферу действия информационного права от смежных отраслей представляется довольно сложной процедурой. Ведь информация пронизывает все сферы жизнедеятельности людей, все отношения, регулируемые той или иной отраслью права.

Предмет правового регулирования информационного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.

Информационные правоотношения - это социальные отношения, параметры которых определены информационно правовыми и иными нормами, а объектом (основным или дополнительным) является циркулирующая в информационной сфере информация вне зависимости от ее формы и вида ее представления.

Особенностями информационных отношений является то, что они: 1) возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации; 2) опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере; 3) отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов 5 .

Публично-правовой аспект информационных отношений объясняется необходимостью обеспечения гарантий осуществления конституционных прав и свобод граждан в информационной сфере, государственного управления информационными процессами, формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.

Частноправовой аспект информационных отношений объясняется особенностями реализации информационных прав и свобод, в первую очередь имущественных прав и прав собственности на информационные ресурсы в информационной сфере, осуществление которых определяется особенностями информации как объекта правоотношений.


Как и любая другая отрасль права, информационное право имеет не только свой предмет, но и свои методы. Методы информационного права определяют то, каким образом или способом регулируется общественно-политическая и правовая жизнь в информационной сфере и как познается информационное право как наука. Методы предопределяются предметом самого информационного права, что, безусловно, является объективным фактором.

Под методом правового регулирования в информационном праве понимают совокупность способов воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.

При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Формально-догматический метод исследует «догму» информационного права. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию и систематизацию явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов. В результате классификации информационно-правовых явлений, понятий и норм, других элементов системы информационного права по определенным основаниям исследователю предоставляется возможность удобного и соизмеримого их сопоставления, а стало быть, более полного представления о них. Посредством классификации и систематизации разрозненные знания и представления об исследуемом предмете приводятся в порядок. В результате применения формально-догматического метода знания об информационном праве приводятся в систему, получают определенную, четкую форму их представления, удобную для их запоминания и последующего изучения.

Метод сравнительного правового исследования основан на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т.п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т.п.) с целью выявления общих и отличительных характеристик таких элементов. Сравнение как логический прием предполагает, что в исследуемых элементах обязательно имеются сходные составляющие. Такое сопоставительное изучение позволяет получить важный материал для заимствования, классификации и в конечном итоге совершенствования системы информационного права.

Сравнительно-правовой метод представляет собой эффективное средство познания, раскрытия сущности информационно-правовых явлений и положений других национальных информационных правовых систем, выявление их преимуществ и перенесение этих преимуществ в российскую информационно-правовую систему.

Метод обращения к наукам , изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права. Для исследования информационного права удобно и достаточно эффективно применяются и естественные науки, например, информатика и правовая информатика, правовая кибернетика, семиотика и семантика.

Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений. Это один из наиболее эффективных методов оценки «качества» правовых норм, степени применимости конкретных норм, разработки рекомендаций и предложений по их совершенствованию.

Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом. Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет выявлять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права.

Сравнительно-исторический метод основан на анализе истории формирования и развития информационного права, его понятийного аппарата, отдельных институтов. Данный метод может активно применяться для исследования отдельных частей и элементов информационного права.

Методы алгоритмизации и моделирования активно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов информационных правоотношений. Эти методы применяются, например, при описании модели информационной сферы, для построения модели самостоятельного оборота информации, для процессов законотворческой деятельности (регламента законотворчества) и т.п. Применение этих методов позволяет представлять структуры и элементы информационного права, информационные процессы в наиболее наглядном и удобном для изучения виде.

Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, ею элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном полном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования 6 .

Отличительной особенностью информационного права можно считать наличие особых объектов правоотношений, мало изученных, а вернее, почти не изученных правовой наукой. Это информация и информационные объекты как главные, основополагающие объекты информационных правоотношений. Применение методов правовой науки не обеспечивает в полной мере исследование этого сложного объекта, приходится применять другие методы естественных наук, прежде всего методы информатики, правовой информатики и правовой кибернетики.

В учебном пособии комплексно рассматриваются основные вопросы информационного права как новой учебной дисциплины (учебного курса), ориентированной на углубление профессиональных юридических знаний в сфере правового регулирования отношений, складывающихся по поводу информации и производных от нее продуктов. Учебный материал излагается на основе новейшего законодательства. Учебное пособие предназначается для студентов, магистрантов и преподавателей юридических вузов, а также для практикующих юристов.

Из серии: Учебники и учебные пособия (Юридический Центр Пресс)

* * *

компанией ЛитРес .

Глава II

Предмет, методы информационного права и его место в системе российского права

Дополнительная литература

Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования М., 1999. С. 44–46; Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2; Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. М., 1998; Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947; Братусь С. И. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963; Копылов В. А. Информационное право: Учебник. М., 2002. С. 81–121.

§ 1. Предмет, методы, понятие и принципы информационного права

Предмет информационного права. Потребности общественного развития побуждают государство не только развивать и совершенствовать правовое регулирование сложившихся сфер человеческого бытия и деятельности, но и устанавливать общеобязательные правила поведения в новых областях деятельности членов общества. К одной из таких новых областей человеческой деятельности относится и информационная, которая активно развивается и выступает не только в качестве духовного, но и материального процесса обмена опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами интеллектуального труда, предметно воплощенными в духовной и материальной культуре.

Регулируя поведение людей в какой-либо сфере, государство воздействует на отдельные, как правило, однородные, группы общественных отношений. Принято считать, что то, на что направлено воздействие определенной системы, называется ее предметом. Специфика предмета, т. е. характерные особенности и реальное содержание регулируемых отношений, определяет качественное своеобразие той или иной урегулированной области общественных отношений. Поэтому, прежде чем ответить на вопрос о предмете информационного права, следует определиться с кругом, характером и степенью однородности общественных отношений, подвергнутых регулятивному воздействию.

Ядром предметной области информационного права выступают общественные отношения, возникающие по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации. Данная группа общественных отношений является важнейшим, но не единственным элементом, образующим предмет информационного права. К ней тесно примыкают иные группы отношений, возникающих по поводу информации. Среди них следует выделить отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации, отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, создании и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности.

Сама информация выступает объектом отношений, урегулированных нормами информационного права, но не является его предметом, поскольку в структуру предмета любого права не входит что-либо, кроме общественных отношений. В то же время особенности общественных отношений предопределены спецификой самого объекта, т. е. информацией. Специфика информации состоит в том, что она является благом особого рода, которое проявляет себя не только в объектах материального мира, но и в идеальных продуктах интеллектуальной деятельности человека.

Очевидно, что однородность групп общественных отношений, образующих предметную область информационного права, весьма относительна. Их объединяет лишь то, что в качестве объекта данных отношений выступают информация и/или производные от нее продукты, например, информационные ресурсы.

Сегодня еще не существует устоявшегося научного видения предметной области информационного права, хотя в литературе и имеются определенные точки зрения на данную проблему. Так, B. А. Копылов выделяет несколько предметов информационного права, считая основными из них «информационные отношения, т. е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов – процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации». И. Л. Бачило полагает, что предметной сферой информационного права является та часть общественных отношений, которая связана с правовым регулированием оборота информации, создания, формирования, хранения, обработки, распространения, использования информационных ресурсов, созданием и использованием информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих процессы информатизации и удовлетворения потребностей пользователей, обеспечения безопасности информационных ресурсов, средств коммуникации, а также всех участников отношений в данной сфере.

Вполне естественно предположить, что предметная область информационного права будет содержательно изменяться и изменяться путем включения в нее новых групп общественных отношений, которые возникнут в информационной сфере. Включение или невключение этих отношений в предмет информационного права будет зависеть прежде всего от содержания и смысла норм информационного законодательства, отличающегося сегодня известной неупорядоченностью и противоречивостью. На современном же этапе развития информационного законодательства мы можем лишь с большой долей условности говорить о наличии в предметном поле информационного права группы чисто информационных отношений, поскольку законодатель предпочитает регулировать отношения, объектом которых выступает не информация, а производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними. Подобный подход законодателя к определению объекта информационных отношений вполне понятен и объясняется отсутствием юридической модели специального права на информацию, которое выполняло бы функции аналогичные функциям вещного права собственности. Конструирование абсолютного субъективного права на информацию затруднено еще и тем обстоятельством, что правом возможно урегулировать лишь такие отношения, объект которых поддается внешнему контролю и тем самым попадает в правовое поле. Информация, если ее и рассматривать в качестве сведений, такому контролю поддается слабо, поскольку сведения регенерируются актами их передачи и обладают мультиплицирующими свойствами, которые юридической наукой изучены в недостаточной мере.

Таким образом, предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение информационных.

Методы информационного права. Из специфики предмета информационного права вытекает его метод – совокупность способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода проявляются в правовом положении субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридическом инструментарии, используемом при воздействии на общественные отношения.

В правовом регулировании применяются два взаимно противоположных базовых метода. Первый – метод субординации (императивный), когда положение субъектов характеризуется отношениями подчиненности. Регулирование в данном случае осуществляется на властных началах, в юридическом инструментарии преобладают приказы и распоряжения, а основными способами воздействия на отношения (способами регулирования) являются запреты и позитивные обязывания.

В информационном праве существует несколько групп отношений, которые складываются на началах власти и подчинения. Это прежде всего отношения по формированию государственных информационных ресурсов, по управлению информационными процессами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.

Второй – метод координации (диспозитивный), который строится на основе равенства участников правоотношений и их автономии. В юридическом инструментарии этого метода преобладают соглашения, а среди способов регулирования ведущую роль играют дозволения. В информационном праве к отношениям, которые складываются на началах равенства сторон и их имущественной самостоятельности, прежде всего принадлежат отношения по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и отношения по использованию информационных ресурсов.

Таким образом, в информационном праве проявляются оба базовых метода правового регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым инструментарием.

Взаимосвязь публичных и частных начал в регулировании общественных отношений, возникающих по поводу информации, свидетельствует не только о разносторонности правового регулирования этих отношений, но и о том, что информационное право следует рассматривать как целостное образование, регламентирующее специфический и сравнительно новый вид отношений.

В то же время своего специфического метода правового регулирования информационное право не имеет, для него характерны оба универсальных метода – императивный и диспозитивный.

Рассмотрев предметную область информационного права и методы правового регулирования отношений, объектами которых выступают информация, производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними, дадим определение информационного права.

Информационное право – это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений, позитивных обязываний и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов, а также смежных с ними отношений, признанных действующим законодательством информационными.

Принципы информационного права. Основополагающие положения информационного законодательства закреплены в Конституции Российской Федерации и детализированы в ряде специальных законов, регулирующих отношения в информационной сфере. Эти положения, содержащие руководящие идеи и отражающие основные закономерности развития правового регулирования информационных отношений, и составляют принципы информационного права.

Принципы информационного права, как и принципы, лежащие в основе иных, в том числе комплексных, отраслей права, относятся к числу неформализованных правовых явлений, поскольку не существует утвержденного их перечня, равно как легальных определений и формулировок. Выявление принципов информационного права- задача правовой науки, и в частности науки информационного права.

По вопросу о том, на каких правовых принципах зиждется информационное право, несмотря на молодость данной отрасли, в юридической литературе уже высказан ряд суждений.

Так, М. М. Рассолов предлагает в качестве принципов информационного права следующие положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права:

– принцип приоритетности интересов государства;

– принцип строгого соблюдения законности;

– принцип строго соблюдения прав и личных интересов человека;

– принцип равенства граждан перед законом;

– принцип обеспечения информационной безопасности;

– принцип необходимости программно-целевого подхода.

По мнению В. А. Копылова, формируются следующие принципы информационного права:

– принцип приоритетности прав личности;

– принцип свободного производства и распространения;

– принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства;

– принцип свободного доступа (открытости);

– принцип полноты обработки и оперативности;

– принцип законности;

– принцип ответственности;

– принцип «отчуждения» информации от ее создателя;

– принцип оборотоспособности информации;

– принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителя;

– принцип распространяемости информации;

– принцип организационной формы;

– принцип экземплярности.

Представляется, что в предлагаемых системах принципов информационного права допущено смешение общеправовых (универсальных) принципов, которые пронизывают всю систему права, например, принцип законности, межотраслевых принципов, свойственных нескольким отраслям, например, принцип приоритетности прав личности или интересов государства и специфических (отраслевых) принципов собственно информационного права.

Отраслевыми принципами, проявляющимися только в информационном праве, являются: принцип свободы продуцирования и циркуляции информации, принцип баланса информационных прав и охраняемых законом интересов личности, общества и государства, принцип единства и дифференциации информации и ее материальных носителей, принцип режимности.

Принцип свободы продуцирования и циркуляции информации нашел прямое закрепление в частях четвертой и пятой ст. 29 Конституции РФ. В соответствии с ним каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

Ограничение этой свободы допустимо лишь по законным основаниям.

Принцип баланса информационных прав и охраняемых законом интересов личности, общества и государства находит свое отражение и развитие в ряде норм информационного законодательства. Так, права и охраняемые законом интересы граждан в отношении информации о них закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Интересы общества в информационной сфере соблюдены, в частности, применением института общероссийского национального достояния (ст. 9 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», а интересы государства – использованием института государственных информационных ресурсов (ст. 7 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»).

Принцип единства и дифференциации информации и ее материальных носителей проходит красной нитью через все регулятивное поле информационного законодательства. Этот принцип обусловлен наличием избранной законодателем юридической модели документированной информации, которая реализует постулат о нахождении информации в постоянной связи с конкретным носителем и ее инвариантности тому из них, на котором она зафиксирована в данный момент. Конкретное закрепление принцип единства и дифференциации получил, в частности, в нормах ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене», ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов», ст. 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».

Принцип режимности информации отражает степень возможных ограничений свободы доступа к информации и ее получения. Он закреплен, в частности, в ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», в разделе III Закона РФ «О государственной тайне», в ст. 139 ГК РФ.

Показанные выше принципы, точнее, их система, представляет весьма динамичную структуру, что происходит благодаря развитию информационного права, которое, совершенствуясь, формирует новые принципы, приходящие на смену прежним.

Информационное право как наука. В отличие от информационного права, которое, как показано выше, относится к комплексной отрасли права, регулирующей область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, наука информационного права призвана вырабатывать теоретические знания путем изучения закономерностей, особенностей и проблем формирования и развития этой отрасли. Изучение указанных сторон информационного права тесно сопряжено с разработкой различных юридических моделей, конструкций и теорий, которые в совокупности составляют доктрину информационного права. Поскольку наука информационного права только формируется, сегодня нельзя четко очертить ее предметную область кроме как через изучение особенностей частно-правового, публично-правового и международно-правового регулирования отношений, складывающихся в связи с информацией. Между тем уже вырисовываются наиболее важные направления научных исследований, следуя которым наука информационного права обретает известную самостоятельность и характерные черты. В числе этих направлений следует выделить следующие:

– изучение информации как объекта права;

– изучение правовых режимов информации и информационных ресурсов;

– изучение информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

– изучение различных видов режима закрытой информации (государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна и т. д.);

– исследование структуры информационного права как комплексной отрасли;

– исследование практики применения норм информационного законодательства;

– изучение взаимосвязи информационного права с иными отраслями российского права;

– сравнительно-правовые исследования в информационно-правовой области;

– исследование роли информационного права в процессах глобализации;

– изучение правовых проблем глобальной сети Интернет;

– изучение правовых проблем информационной безопасности.

Приведенный перечень, разумеется, не является исчерпывающим, поскольку сфера информационных отношений активно развивается, наполняясь новым содержанием и формируя тем самым новые направления научных исследований. О важности научных исследований информационно-правовой проблематики свидетельствует тот факт, что информационное право инкорпорировано в номенклатуру научных специальностей под шифром 12.00.14 «Административное право. Финансовое право. Информационное право».

Обращаясь к краткой характеристике современного состояния науки информационного права, следует отметить, что она только зарождается и не имеет в своем арсенале фундаментальных теоретических исследований, широко признанных научным юридическим сообществом. Это отчасти объясняется межотраслевым характером науки информационного права, требующим нетрадиционных подходов и специальных знаний. Вместе с тем ученые все чаще обращаются к информационно-правовым и близким к ним проблемам, открывая шаг за шагом новые горизонты науки информационного права. Сегодня уже существует ряд исследований, в том числе учебного плана, на станицах которых предприняты попытки осмысления данного феномена. В их числе следует назвать работы И. Л. Бачило, В. А. Копылова, В. А. Дозорцева, В. Н. Лопатина, М. А. Федотова, О. А. Гарилова, М. М. Рассолова, А. Б. Венгерова.

Информационное право как учебная дисциплина. Регулирование информационных отношений носит довольно сложный, комплексный характер и осуществляется на основе сочетания нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности. Комплексность регулирования данной сферы повышает необходимость изучения и освоения основных информационно-правовых категорий, без знания которых невозможно правильное применение действующего законодательства и дальнейшее его совершенствование.

Информационное право как учебная дисциплина призвано обобщить основы научных знаний в области теории информационного права, раскрыть особенности информационно-правовых норм и институтов, практику их применения, вооружить будущих специалистов необходимыми для самостоятельной работы знаниями и навыками.

До последнего времени вопросы информационного права практически не излагались в рамках отдельной правовой дисциплины. Сегодня ситуация начинает меняться, что свидетельствует о новых подходах в осуществлении государственной образовательной и научной политики. Подготовлен и издан ряд учебников и учебных пособий по информационному праву, разработаны программы одноименного учебного курса, проводятся научные и научно-практические конференции по проблемам информационного права.

Таким образом, информационное право как учебная дисциплина становится самостоятельным предметом преподавания, содержащим довольно обширный и разнообразный правовой материал.

Курс информационного права представляет собой системное изложение предметной области этой комплексной отрасли, основанное на логической группировке правового материала и последовательном характере его освещения.

В настоящем учебном пособии информационное право освещается по схеме, отличной от предлагаемых в существующих по данной учебной дисциплине учебниках. В начальных разделах рассматриваются общие положения, характерные для большинства комплексных юридических дисциплин и включающие в себя специфику предмета, метода и содержания, характер правового режима информации, которые привносят то особенное, что отличает изучаемый предмет от других смежных предметов юридического цикла. Следующая группа разделов посвящается особенностям правового регулирования отношений в различных сферах жизнедеятельности, связанных с информацией. Завершает учебный курс традиционный для юридических дисциплин раздел, в рамках которого освещаются вопросы ответственности за правонарушения в информационной сфере.

§ 2. Место информационного права в системе российского права

Общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования, в высшей степени многогранны и весьма динамичны. Между ними не существует раз и навсегда установленных границ, и поэтому в практике правового регулирования да и правоприменения тоже часто возникают проблемы разграничения предмета правового регулирования для отнесения той или иной группы общественных отношений к конкретной отрасли права. Подобные проблемы имеют место и в отношении информационного права. Например, если предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу информации или производных от нее продуктов, имеющих экономическую форму товара, а участники этих отношений имеют возможности выбора вариантов своего поведения, мы можем говорить о гражданско-правовом регулировании общественных отношений по поводу информации. Если же предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти, направленной на сертификацию информационных систем и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов, а участники этих отношений подчиняют свое поведение императивным указаниям, следует говорить об административно-правовом регулировании общественных отношений по поводу информации.

Согласно господствующей в юридической науке точке зрения систему российского права образуют профилирующие, специальные и комплексные отрасли.

Профилирующие (базовые) отрасли стоят над всей системой отраслей и характеризуются главными юридическими режимами, своим предметом регулирования и адекватным его природе методом регулирования. К профилирующим отраслям традиционно относят конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, а также процессуальные отрасли.

Специальные отрасли являются подразделениями права, приспособленными к особым сферам жизни общества. Они характеризуются модифицированными правовыми режимами.

Специальные отрасли представлены трудовым правом, земельным правом, финансовым правом, правом социального обеспечения, семейным правом, уголовно-исполнительным правом.

Комплексные отрасли заимствуют у нескольких профилирующих отраслей часть их норм, имеют свой предмет регулирования, но не имеют специфического метода. Комплексными отраслями являются жилищное право, экологическое право, морское право, право прокурорского надзора, информационное право.

Как отмечает С. С. Алексеев, «юридические нормы, входящие в комплексные образования, остаются по своим исходным моментам в главной структуре, в основных отраслях, и на них распространяются общие положения соответствующих основных отраслей. Во вторичную структуру они входят, все время будучи нормами, например, гражданского, уголовного, административного, трудового права».

Следует подчеркнуть, что понятие комплексных отраслей права было введено в научный обиход В. К. Райхером, который отмечал, в частности, что жилищные отношения регулируются нормами трех институтов: административно-правового института распределения жилья; гражданско-правового института договора о найме жилой площади и кооперативно-правового института по обеспечению жилой площадью в домах жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов. Выделяемые из своих основных отраслей права и объединенные по предмету регулирования, они составили вторичное образование системы права- комплексную отрасль права.

Информационное право как комплексная отрасль, объединяющая в предметной области регулирования однородную группу общественных отношений, тесно взаимодействует с профилирующими отраслями права и, прежде всего, конституционным, гражданским и административным правом.

Эта взаимосвязь прослеживается, в частности, на следующих примерах.

Конституционное право оперирует понятиями, непосредственно связанными с предметом регулирования информационного права. Нормы Конституции РФ провозглашают свободу информации, закрепляют содержание конституционного права на информацию, гарантируют защиту информации, находящейся в режиме личной, семейной, государственной тайны.

Гражданское право связано с информационным посредством правил ст. 128 ГК, согласно которой информация отнесена к объектам гражданских прав. Гражданское законодательство также регулирует отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной (ст. 139ГКРФ).

Административное право взаимодействует с информационным правом прежде всего посредством наличия в том и другом отношений субординации. Например, недопустимо без разрешения компетентных органов выполнять работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных (п. 3. ст. 19 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»), запрещено допускать предприятия, учреждения и организации к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну без наличия соответствующей лицензии (ст. 27 Закона РФ «О государственной тайне»).

Взаимодействие информационного права с профилирующими и специальными отраслями права не стирает границ, которые объективно пролегают между сферой общественной жизни и деятельности, связанной с информацией и другими сферами общественных отношений, урегулированных нормами иной отраслевой принадлежности.

От конституционного права информационное право отличается тем, что предметом последнего являются отношения, связанные с созданием условий реализации права на информацию, а не отношения по установлению пределов и характера государственного регулирования в основных сферах общественного развития и взаимоотношения государства с человеком и гражданином с точки зрения прав и свобод последнего. В Конституции РФ провозглашены и закреплены лишь основные устои информационных отношений, определенные через права и свободы человека и гражданина.

Отграничение гражданского права от информационного права состоит в том, что объектом информационных отношений является информация как благо особого рода, существующее в единстве со своим материальным носителем. Информация существует по особым объективным законам природы и человеческого бытия, поэтому отличается специфическим режимом юридического регулирования, не всегда основанным на равенстве участников информационных отношений.

От административного права, являющегося отраслью, призванной регулировать управленческие отношения и обладающей устойчивым предметом регулирования, информационное регулирование отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения власти и подчинения, но они касаются управления лишь частью спектра информационных отношений, за пределами которых соподчиненность прекращается. Элемент субординации, присутствующей в информационном праве, носит строго ограниченный законом характер, поскольку компетентные органы не вправе выходить за рамки своих полномочий и установленного для них регламента.

Подводя итог сказанному, сделаем следующий вывод: информационное право занимает самостоятельное место в системе российского права в качестве комплексной отрасли, его нормы регулируют специфические группы информационных отношений, составляющих обособленный, но тесно взаимосвязанный с иными отраслями права предмет регулирования.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы информационного права России (О. А. Городов, 2003) предоставлен нашим книжным партнёром -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферат по дисциплине:

Основы информационного права

«Понятие информационного права»

Выполнила: студентка

1 курса группа № 122

Воронина Елена Владимировна

(Тел: +7-967-63-60-021)

Руководитель: доцент

Паршуков М.И.

Екатеринбург, 2015

Введение

Глава 1. История становления информационного права

Глава 2. Предмет, методы информационного права и его место в системе российского права

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития общества и государства характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующей движущей силой становления информационного общества. Информация, воздействуя на сознание человека, влияет на социальную структуру общества в целом.

Развитие информационных технологий, создание новых компьютерных сетей, расширение сферы информационной деятельности - эти и другие характерные черты процесса информатизации жизни человека и всего общества обусловили появление такой новой отрасли права, как информационное.

Терминология информационного права до сих пор в значительной мере не отработана, хотя в последнее время учеными проделана большая работа в этом направлении. Расследование информационных правонарушений, их профилактика невозможны без унификации подходов в теории информационного права.

Наличие и мера развитости информационного права - это не только, а во многом и не столько, плод творчества самих юристов, отражение активности законодательных и других правотворческих учреждений.

Информационный век лишь в самом начале. Это динамичный, противоречивый, требовательный, многообещающий век. Информационное право - путь осознания "встречи" информационных технологий и институтов государства и права.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

В последние годы в связи с развитием машинных информационных технологий в сфере социального управления происходит своеобразное вытеснение многих вопросов информационного обеспечения из сферы, традиционно принадлежащей административному праву. Основой таких процессов является нарастающая дифференциация процессов информационного обеспечения принятия решений в сфере государственного управления (использования баз и банков данных, «ситуационных комнат» и т.п.).

Одним из основополагающих принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления в демократизирующемся обществе становится требование «информационной прозрачности» административной системы. Таким образом, вся процедура информационного обеспечения административной системы перемещается в область информационного права. Кроме того, формирование информационного права тесно связано с формированием информационного общества.

Информационное право - новая, только лишь формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества XXI в. и в ближайшее время станет полноценной отраслью права.

Основным объектом информационного права является собственно информация. Сам термин "информация" (informatio) в переводе с латинского означает ознакомление, разъяснение, изложение.

В настоящее время, возникла необходимость выделения особой и самостоятельной отрасли права - информационного. Актуальность этого выделения обусловлена возрастающей ролью информационной сферы, которая является движущей силой для становления и последующего укрепления информационного общества. Проведя анализ ныне существующих правовых норм, регламентирующих некоторые общественные отношения в информационной сфере, можно сделать вывод о противоречивости и неразвитости правового регулирования общественных отношений в киберпространстве, что в свою очередь, затрудняет корректировку баланса интересов личности, общества и государства в целом.

Выделение информационного права в отдельную отрасль из общей системы права связано не только с удовлетворением общественной и государственной задачи сохранения баланса интересов. Само формирование информационного права стало возможным лишь при наличии у данной отрасли особых теоретико-правовых конструкций:

1. самостоятельный предмет правового регулирования;

2. методы, присущие именно информационному праву;

3. понятийный аппарат, отражающий основные категории именно данной отрасли права.

В настоящее время дни состояние российского информационного общества нуждается в динамичном прогрессе правовой системы, выявлении соответствующих доктринальных положений и комплексной структуризации правового обеспечения в информационной сфере.

Развитие российского информационного права должно идти в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основе ее положений. Стоит подчеркнуть, что ряд статей Конституции содержат нормы, прямо и непосредственно регулирующие отношения в сфере информатизации (ст. 23, 24, 29, 44). Приняты федеральные законы, которые также нацелены на регулирование данной сферы, в том числе Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Многие нормы информационного права содержатся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации.

Хотя информационное право в основных чертах уже сложилось, процесс его формирования продолжается. Более того, в свете новых задач по информатизации страны потребность существенного пополнения законодательного массива данной отрасли права стала особенно ощутимой. Россия остро нуждается в новых законах, которые призваны развернуть во всей полноте принципы получения, обработки и передачи информации, определить порядок использования электронных средств общения людей.

Процесс формирования законодательства в информационной сфере в самостоятельную отрасль российского законодательства продолжается.

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

2.1 Предмет информационного права

Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного права. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера.

Сферу деятельности, в которой регулирование осуществляется правовыми механизмами, называют предметной областью права. Например, область уголовных преступлений является предметом уголовного права, которое является самостоятельной отраслью. Это предметная область, как бы титульная сфера регулирования данной отрасли. Но при этом следует иметь в виду, что ни одна сфера деятельности людей не является стерильной и относящейся только к одной отрасли права. Всегда есть пересечение и сочетание многих отраслей права в каждой предметной сфере (области) деятельности. Но при этом одной из них принадлежит определяющая роль.

Предмет информационного права - часть общественных отношений, которая связана с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов, связывается с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых технологических работ с

информацией и технологиями ее передачи в системах и сетях коммуникаций, с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах и включает в себя юридическую ответственность в названных областях.

Информационное право - совокупность правовых норм, относительно охраняемых государством, возникающих в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации. Право является информационной системой, следовательно, информационное право изучает и информационную сущность права.

Предмет и предметная сфера отношений субъектов права - это лишь одна составляющая отрасли права. Второй составляющей является метод правового регулирования отношений в данной предметной области.

2.2 Методы информационного права

Метод - это способ и средство правового упорядочивания сознания, поведения, отношений людей в связи с реализацией их интересов в определенной области. Способы и средства правового воздействия самым непосредственным образом выражают волю законодателя через общеобязательность исполнения правовых предписаний, что достигается через нормативность этих предписаний.

Метод отрасли права - это характер волеизъявления одного субъекта правоотношений в отношении другого. Любая отрасль права использует следующие методы в качестве правового регулирования:

Предписания (повеление);

Запреты или дозволения.

Повеление - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер. Запрет - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в уголовном праве. Дозволение - разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Такой способ правового регулирования характерен для гражданского (частного) права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенство сторон).

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, т.е. как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация).

2.3 Понятие и принципы информационного права

В научной литературе последних лет можно выделить целый спектр понятий, с помощью которых авторы пытаются назвать эту новую отрасль права. К таким терминам можно отнести: «программное право», «правовая информатика», «право информатики», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право», «право знать», «право на доступ к информации», «право на информацию», а также «телекоммуникационное право» и «информационное право».

Информационное право находится в стадии становления и потому понятно разнообразие терминов, с помощью которых специалисты пытаются определить его содержание. Все эти термины выбираются исходя из объектов, по отношению к которым или в связи с которыми возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.

В последнее время чаще всего применяется термин «информационное право». Вероятно, «информационное право» так именуется исходя из основного объекта, по поводу которого или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, по аналогии с такими отраслями права, как, например, лесное, водное, аграрное, предпринимательское, экологическое право и т.п.

Многие специалисты по разному трактуют понятие «информационное право».

М.М. Рассолов рассматривает информационное право как отраслевую юридическую науку: «...информационное право - это отраслевая юридическая наука, изучающая совокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к информационной деятельности в целом».

И.Л. Бачило определяет информационное право следующим образом. «Информационное право - совокупность доктринальных положений юридической науки, правовых норм Российской Федерации, образующих самостоятельный массив национального права, норм международного законодательства, а также состояние правового сознания субъектов права в области информационной деятельности и отношений, связанных с информационными ресурсами, функционированием информационных систем и сетей в условиях применения современных информационных технологий, направленных на обеспечение безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества в целом, обеспечение адекватной реакции юридической системы на нарушение установленных законодательством правил в области информации и информатизации».

В.А.Копылов рассматривает информационное право - как «систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере, - сфере производства, преобразования и потребления информации. Основные предметы правового регулирования здесь - это информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов, -процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации» .

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права.

Принципы - это зафиксированные в правовых нормах основные начала, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие ей системный характер и позволяющие ей говорить о целостности механизма правового регулирования. Под принципами информационного права будем понимать основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в информационной сфере. Принципы информационного права позволяют формировать это право как самостоятельную отрасль и в этой связи являются системообразующими.

Принципы информационного права базируются на:

Конституции РФ;

Федеральных законах и других нормативных актах.

Принципы, базирующиеся на Конституции РФ, - общеправовые, а все остальные - специальные.

Выделяют следующие общеправовые принципы:

1. Принцип приоритетности прав. Этот принцип устанавливается ст. 2 Конституции, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип законности. Предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству РФ.

3. Принцип ответственности (за нарушение прав и обязанностей). Означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

Специальные принципы делят на две категории:

Принципы, обеспечивающиеся Конституцией РФ, но имеющие свою специфику в информационном праве;

Принципы, которые формулируются на основе свойств информации.

Принципы, обеспечивающиеся Конституцией РФ, но имеющие свою специфику в информационном праве:

1. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

2. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Имеет целью защиту личности, общества, государства от воздействия вредной информации. Закономерность выражается в том, что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.

К специальным принципам, которые формулируются на основе свойств информации относятся:

1. Принцип информационных отношений как отношений, образующих комплексную отрасль информационного права, означает, что информационные отношения, возникающие исходя из особенностей и юридических свойств информации и ее многофункциональности как основного объекта информационного права, обладают на этом основании спецификой, отличающей их от других общественных отношений, и составляют основу общественных отношений в информационной сфере.

2. Принцип информационной собственности означает, что при передаче и распространении информации как основного объекта информационного права объективно существуют особые категории субъектов информационного права (создатели, обладатели и потребители информации) и их поведение реализуется на основании информационных правомочий - права знать, обладать и применять информацию.

3. Принцип неотчуждаемости информации от ее создателя, обладателя и потребителя (невозможность лишить субъекта полученных знаний) означает, что механизм отчуждения информации должен заменяться механизмом добровольного отказа от определенных информационных правомочий через установление по договору прав, обязанностей и ответственности по использованию этой информации после ее передачи указанными субъектами.

4.Принцип информационной вещи, основанный на двуединстве материального носителя и информации, отображенной в нем, означает, что при обращении информационных вещей объективно существуют особые категории собственников информационных вещей (собственники - создатели информационных вещей, собственники - обладатели информационных вещей и собственники - потребители информационных вещей), которые реализуют традиционные правомочия собственников, однако при обязательном соблюдении ими информационных правомочий.

Принципы, устанавливаемые законодательством для информационных правоотношений, не являются тождественными принципам информационного права, однако именно они определяют характер информационно-правового регулирования.

2.4 Место информационного права в системе российского права

Систему российского права образуют профилирующие, специальные и комплексные отрасли.

Профилирующие (базовые) отрасли стоят над всей системой отраслей и характеризуются главными юридическими режимами. К профилирующим отраслям традиционно относят конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, а также специальные отрасли.

Специальные отрасли представлены трудовым правом, земельным правом, финансовым правом, правом социального обеспечения, семейным правом, уголовно-исполнительным правом.

Комплексные отрасли заимствуют у некоторых профилирующих отраслей часть их норм, имеют свой предмет регулирования, но не имеют специфического метода. Комплексными отраслями являются жилищное право, экологическое право, морское право, право прокурорского надзора, информационное право

Информационное право как комплексная отрасль, объединяющая в предметной области регулирования однородную группу общественных отношений, тесно взаимодействует с профилирующими отраслями права и прежде всего конституционным, гражданским и административным правом.

Конституционное право оперирует понятиями, непосредственно связанными с предметом регулирования информационного права. Нормы Конституции РФ провозглашают свободу информации, закрепляют содержание конституционного права на информацию, гарантируют защиту информации, находящейся в режиме личной, семейной и государственной тайны.

Гражданское право связано с информационным посредством правил ст. 128 ГК, согласно которой информация отнесена к объектам гражданских прав. Гражданское законодательство также регулирует отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной.

Административное право взаимодействует с информационным прежде всего посредством наличия в том и другом отношений субординации. Например, запрещено допускать предприятия, учреждения и организации к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, без наличия соответствующей лицензии (ст. 27 Закона РФ «О государственной тайне»)

Таким образом, информационное право занимает самостоятельное место в системе российского права в качестве комплексной отрасли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

право информационный федерация российский

Информационное право является правовым фундаментом информационного общества XXI в., активно формируемым ныне как в отдельных странах, так и в рамках международного сообщества, поэтому при подготовке специалистов высшей квалификации необходимо преподавание курса «Информационное право» в школах и вузах.

В информационном праве огромное количество теоретических и практических нерешенных проблем. Это связано в первую очередь с недостатком специалистов в данной сфере.

Углубленное изучение информационного права необходимо не только юристам, но и огромной армии государственных служащих. Современное государство активно распространяет использование новейших технологий, что позволяет приблизить государственный аппарат к конкретным людям.

Информационное право -это новая отрасль права. Она не в ряду классических отраслей. Она не дочерняя отрасль какой-то другой отрасли. Это отрасль третьего уровня- имеет свой предмет, но тесно связана с со всеми иными отраслями. Закрыть ее уже нельзя. Её жизнеспособность очевидна. Но требуется еще очень многое, чтобы она могла реализовать все свои возможности как в круге внутренних отраслевых проблем, как и в круге взаимодействия с другими отраслями права и поворота их к новым условиям развития мира и права, как регулятора, самоохраны и самоорганизации общества и человека в новых условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бачило И.Л., Лопатин В.Л., Федотов М.А. «Информационное право», 2001 г.

2.Ковалева Н.Н. «Информационное право России», 2008 г.

3. Копылов В.А. «Информационное право», 2002 г.

4. Рассолов И.М. «Информационное право», 2011 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность понятия "информационное право". Принцип приоритетности прав личности. Принцип свободного производства и распространения любой информации. Основные субъекты информационного права. Система информационного права, структура общей и особенной части.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Информация как объект правоотношений. Понятие и основной предмет правового регулирования информационного права. Сущность и субъекты информационных отношений. Источники, нормы, основные вопросы стандартизации и сертификации информационного права.

    реферат , добавлен 02.05.2011

    Развитие процесса становления информационного общества в России. Современные тенденции в развитии правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности и становления информационного общества, пути совершенствования законодательства.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2012

    Органы исполнительной власти и муниципальное образование как субъекты информационного права. Основные задачи единой информационной политики Федерации независимых профсоюзов России. Правовое положение некоммерческих организаций в информационной сфере.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Сущность, предмет источники информационного права. Обеспечение конфиденциальности персональных данных. Электронная цифровая подпись как средство подтверждения подлинности электронного документа. Ответственность за правонарушения в информационной сфере.

    реферат , добавлен 25.04.2015

    Характеристика предмета административного права на основе концепций, сложившихся в нормативно-правовой литературе. Институт административной ответственности. Соотношение конституционного и административного права в системе права Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Понятие и суть информации как нематериального блага, ее юридическая природа. Особенности института информационного права. Суть проблемы и перспективы правового регулирования информации. Связь информации со смежными объектами гражданских правоотношений.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2011

    Понятие и сущность принципов права. Классификация и характеристика принципов права. Виды и содержание принципов права, их роль и значение. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства. Типы и характер принципов права.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Изучение понятий и места в системе юридических наук правовой информатики и информационного права. Перспективы информатизации разных видов деятельности. Принципы успешного библиографического разыскания законодательного документа при помощи Интернета.

    контрольная работа , добавлен 18.09.2010

    Раскрытие понятия и сущности гражданского права, его предмета и метода, принципов и функций. Выявление особенностей регулирования имущественных и личных отношений, основанных на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности их участников.

В древности была придумана очень умная пословица: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Сегодня суть этого высказывания можно наглядно увидеть. С каждым годом роль информации возрастает. Данный факт привёл к тому, что в XXI веке она стала незаменимым ресурсом человеческой жизнедеятельности наравне с нефтью, газом, водой и т. п. При помощи информационных ресурсов можно манипулировать сознанием масс, выигрывать войны, оказывать влияние на политические режимы и многое другое. Отсюда следует, что информация в любом виде является крайне ценной, поэтому нужен специальный алгоритм регулирования деятельности человека, по отношению к информации.

Как мы знаем, лучшим регулятором каких-то ни было отношений в государстве является право, так как именно оно наиболее тесно связано с людьми. Таким образом, была создана специфическая отрасль, которая регулирует правоотношения в сфере использования информации. Она имеет метод, принципы, а также источники, о чём пойдёт речь далее в статье.

Понятие об информационном праве

Информационное право РФ - это отрасль права, а точнее, совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения, непосредственно связанные с информацией, информационной деятельностью субъектов данной отрасли. Она является достаточно молодой и несформированной. Многие учёные не выделяют её вообще, ссылаясь на то, что информационное право - это всего лишь подотрасль административного или гражданского права.

Тем не менее она имеет не только большое количество форм, но ещё и определённое процессуальное выражение, что делает её важной составляющей общественной жизни человека. Отсюда следует, что все нормы, регулирующие или затрагивающие информационную среду, совершенно самостоятельны. Возможен тот факт, что в процессе регулирования информационная отрасль заимствует методы административного и гражданского права, но это уже другой вопрос. Помимо этого, понятие «информационное право» рассматривается ещё в двух аспектах: наука (совокупность теоретических знаний, концепций и т. п.) и научная дисциплина (программа подготовки юристов-практиков).

Предмет информационного права

В любой отрасли права предметом всегда буду общественные отношения, на которые непосредственно направлено регулирование.

Учитывая характерные особенности информационного права, приведённые выше, можно сделать вывод, что предметом являются отношения общественного характера, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе обращения ресурсов в информационной сфере. Таким образом, предметом можно также назвать общественные правоотношения, возникающие в информационном процессе.

Наука информационного права

Следует отметить важность науки информационного права, которая представлена системой научных знаний и концепций. В науке информационное право чаще всего представлено в виде составляющего элемента административного права, тем не менее, как уже говорилось ранее, данная теория является спорной. Помимо этого, учёные выработали фундаментальные новеллы о методах, предмете, субъектах, истории и перспективах развития, анализе правовых норм информационного права. Именно научная сфера деятельности, посвящённая данной отрасли права, позволяет её развиваться.

Методологическая база информационного права

Методы информационного права - это средства или же приёмы, при помощи которых производится изучение и влияние на конкретные правоотношения, информационные явления, процессы.

Невзирая на относительно молодой возраст информационной отрасли права, её методологическая база достаточно обширна, учитывая тот факт, что все методы подразделены на две основные группы: частные и общие.

Что касается общих методов, то они присущи большей части правовых отраслей и наук, а вот частные могут встретиться в достаточно узкой сфере. Именно при помощи частных методов осуществляется непосредственная регуляция предмета информационного права.

Общие методы

В информационном праве превалирует всего два общих метода, а именно:

1. Исторический. Благодаря историческому методу можно изучить всю совокупность многоаспектной проблематики информационного права. Он позволяет увидеть конкретные этапы развития отрасли, способы и формы регулирования, меняющиеся с годами, виды нормативных актов, которые используются, а также являются источником отрасли, взаимодействие информационного права с другими правовыми отраслями.

2. Системный подход также является специфическим методом, который использует информационное право.Системный метод - это совокупность теоретических положений, при помощи которых отрасль рассматривается, как система, в неразрывной взаимосвязи с другими правовыми нормами и институтами. Системный подход позволяет увидеть, как происходит регулирование информационно-правовой деятельности.

Частные методы

По сути, частные методы информационного права - это непосредственное регулирование. Нужно помнить, что каждый частный метод - это способ воздействия одного субъекта отрасли права на другого. При этом метод является связующим элементом воздействия, правоотношения. Частные методы, в свою очередь, подразделяются на две основных группы: императивные, диспозитивные.

1. Императивные методы основаны на том, чтобы возлагать на субъекта ряд обязательств. Помимо этого, они исключают любые вариации в поведении субъекта по отношению к регулируемым правоотношениям. Существует всего два основных императивных метода: запрет и повеление.

2. Диспозитивная группа - это полная противоположность императивным методам. В отличие от последних, диспозитивный подход дает возможность субъекту выбирать определенную линию своего поведения. В отрасли информационного права используются следующие диспозитивные методы: дозволение, согласование, рекомендации, поощрения.

Следует отметить тот факт, что информационное право развивается с каждым годом. Данный процесс, естественно, приводит к увеличению сферы правоотношений, которые регулируются данной отраслью. Совершенно неудивительно, если со временем отрасль существенно расширит свою методологическую базу.

Источники отрасли информационного права

Практически все источники информационного права -это законодательство России. Однако некоторые учёные также выделяют в виде их концепции и научные теории. Конечно, подобные работы можно охарактеризовать, как источник, но не правовой отрасли, а науки. Когда мы говорим об исходных началах именно отрасли информационного права, мы подразумеваем систему нормативных актов РФ, которые прямо или косвенно регулируют данную отрасль. Итак, на сегодняшний день выделяют следующие источники:

1. Конституция Российской Федерации - это основной нормативно-правовой акт государства, базис правовой системы. Таким образом, Основной закон является универсальным источником для всех отраслей права.

2. Международные нормативные акты.

3. Федеральные Законы: «О средствах массой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе» и т. д.

4. Указы президента Российской Федерации.

Источники в той или иной сфере регулируют отрасль информационного права, являются её отправной точкой дальнейшего развития.

Субъектный состав

В любой отрасли важно знать тот круг лиц, который может принимать участие в правоотношениях. Субъекты информационного права,как и в других отраслях должны обладать информационной правосубъектностью и дееспособностью. Только в этом случае они могут быть непосредственными участниками информационных правоотношений. Обязательным субъектом информационных правоотношений всегда будет государство, которое выступает в лице своих органов власти. Органы осуществляют деятельность на основе возложенных на них полномочий. Помимо этого, субъектами могут выступать учреждения, предприятия (юридические лица), а также отдельные граждане. При детальном анализе информационной сфере можно включить всех субъектов в три основные группы:

Производители информации;

Обладатели информации;

Потребители информации.

Следует отметить тот факт, что защита информационных прав происходит на основе тех правомочностей, которыми наделён, каждый субъект.

Принципы информационного права

Учитывая все вышеприведённые аспекты, мы выяснили, что важной частью социальной жизни является информация. Информационное право позволяет более детально регулировать эту сферу человеческой жизнедеятельности.

В правовых нормах отдельных законодательных актов, закреплены основополагающие положения, идеи, на основе которых происходит развитие информационного права и политики в Российской Федерации. Данные принципы придают системный характер нормам и институтам информационной отрасли, а также позволяют «настроить» механизм регулирования. Сегодня известны следующие принципы информационно права:

Приоритет государственных интересов.

Строжайшее соблюдение законности информационных отношений.

Равенство граждан.

Обеспечение информационной безопасности.

Единство государственной политики в сфере информации.

Программно-целевой подход к проблеме информатизации.

Заключение

В заключение следует добавить, что информационные технологии и правонеразрывно связаны между собой в современном мире. Правовой регламент не будет лишним в этой сфере человеческой активности, так как информационные ресурсы имеют не только социальную, но также стратегическую важность для нормального развития государства.



Просмотров