Гражданские правоотношения практикум. Гражданские правоотношения. в качестве объектов правоотношений рассматривает

Обществознание, 9 класс

Урок № 20

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Д.З.: § 16, ?? (с.144), задания (с.144-145)

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Дать представление о содержании основных норм гражданского кодекса РФ, особенностях дееспособности несовершеннолетних в области имущественных и неимущественных отношений; о защите прав потребителей;
  • развивать правовое поле в понимании гражданских правоотношений;
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности и уважения к имущественным и неимущественным правам граждан.

Понятия, термины

  • гражданское право;
  • имущественные и неимущественные отношения;
  • равенство сторон, автономия воли сторон;
  • гражданский кодекс РФ (ГК РФ) и гражданские правоотношения;
  • физические и юридические лица гражданских правоотношений;
  • объекты Г. О., содержание Г.О.;
  • сделки, договора, виды договоров;
  • гражданская дееспособность;
  • права потребителя

Знать и уметь

  • Знать:
  • - основы гражданских правоотношений;
  • - права потребителей;
  • - основные виды гражданско – правовых договоров;
  • Уметь:
  • - анализировать правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений;
  • - находить в СМИ информацию по заданной теме;
  • -приводить примеры правовых отношений
  • Учащиеся должны понимать важ­ность права собственности


Задача – отметить галочкой те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закреплёнными в Конституции РФ

  • Соблюдать законы;
  • Платить налоги;
  • Состоять в рядах какой-либо политической партии;
  • Быть членом профсоюза;
  • Работать на предприятии;
  • Защищать Отечество;
  • Сохранять природу и окружающую среду;
  • Бережно относиться к памятникам истории и культуры;
  • Учиться, получать образование.

Задача – вписать права персонажей “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.Пушкина в соответствующие пустые строки

  • Приказав Чернавке увести царевну и бросить её связанной в лесу, царица посягнула на _________________________________________________ (личную неприкосновенность, жизнь и свободу).
  • Брак королевича Елисея и царевны был заключен при _________________________________________________ (свободном и обоюдном согласии).
  • Пёс Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на __________________________________________ (неприкосновенность жилища).

Изучение нового материала

  • Сущность гражданского права.
  • Особенности гражданских правоотношений.
  • Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних.
  • Защита прав потребителя.

Гражданское право - отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений.

Имущественные отношения - это конкретные волевые экономические отношения между субъектами по поводу определенного имущества вне зависимости его использования, перехода средств производства, предметов потребления и других материальных благ.

Личные неимущественные права - вид субъективных прав, относящихся к категории нематериальных благ. Личные неимущественные права (право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя и др.) возникают у человека от рождения.


1. Сущность гражданского права

Имущественные и личные неимущественные отношения

Имущественные отношения

(право иметь, наследовать имущество…)

Вещные отношения

(покупатель – продавец)

Обязательственные отношения

(должник кредитор)

Личные неимущественные отношения

Непосредственно не связанные

с имущественными отношениями

(охрана достоинства, чести,

деловой репутации, интересов…)

Непосредственно связанные

с имущественными отношениями


Гражданские правоотношения:

урегулированные нормами гражданского права имущественные или неимущественные общественные отношения;

- юридическая связь равных, имущественно и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающаяся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственно-принудительных мер имущественного характера .

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИВАЛИРУЮТ НАД НЕИМУЩЕСТВЕННЫМИ!

ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Объекты правоотношений

Субъекты правоотношений


2. Особенности гражданских правоотношений

Участники (СУБЪЕКТЫ)

гражданских

правоотношений

Физические лица

(граждане)

Юридические лица

(предприятия,

организации)

а также: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, если они вступают в гражданские правоотношения

Принцип равенства и независимости воли сторон

ГК РФ

в качестве объектов правоотношений рассматривает

вещи, работы и услуги, информацию, результаты

интеллектуальной деятельности и нематериальные блага.

Объектом гражданского правоотношения

понимается то благо, по поводу которого возникает

правоотношение. Именно в отношении этого блага у

сторон правоотношения существуют субъективные

права и обязанности.


2. Особенности гражданских правоотношений

взаимные

права

обязанности

покупатель

продавец

больной

клиент

врач

обувщик

ГПО чаще всего возникают на основе сделок

заёмщик

кредитор

(продолжите)

(продолжите)

Ситуация, с. 139

сделки – действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Бывают односторонними, двух- и многостороними.

Форма сделок

1. Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной ).

2. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

3. Молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.

Виды сделок:

  • односторонние;
  • двухсторонние;
  • многосторонние.

Договор – сделка, где отражается согласованная воля двух и более сторон.

Сделки: аренда; купля-продажа; дарение; наследство; рента и т.д. Приобретение или получение во временное пользование на основании договора между сторонами или в индивидуальном порядке (дарение; завещание) изъявление воли и переход права.

до 6-летнего возраста

полностью лишены

6-14 лет - обладают

частично, а именно

(имеют право без

согласия родителей):

1) совершать мелкие бытовые сделки (покупать продукты в магазине, канцелярские товары, книги и т.д.);

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (получать подарки, в т.ч. ценные: компьютер, сотовый телефон);

3) Получать от родителей средства на определённые цели (на питание в школе, карманные деньги).

Ответственность родителей за нарушение имущественных сделок, совершённых детьми в возрасте до 14 лет!


3. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних

  • Самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными законными доходами.
  • Вносить вклады в банк и распоряжаться ими (через сберегательную книжку).
  • Осуществлять авторские права своей интеллектуальной деятельности.
  • Быть членом кооператива. Прочие сделки совершаются с согласия родителей. Исключение: ст. 27 ГК РФ. Эмансипация… в 16 лет с согласия родителей по решению органа опеки и попечительства, без согласия – по решению суда.

14-18 лет


4. Защита прав потребителя

При дефектах:

  • Право потребовать, чтобы недостатки были устранены в течении 20 дней
  • Право договориться об уменьшении цены на товар с продавцом
  • Право заменить аналогичным, но качественным товаром
  • Право возвратить товар в магазин до определенного срока и вернуть деньги
  • Все товары и услуги должны соответствовать стандарту и санитарным нормам
  • Потребитель имеет прав на подробную информацию о товаре
  • На этикетке должна быть указана марка производителя с адресом
  • Потребитель имеет право на безопасный и качественный товар
  • Устанавливать срок службы вещи
  • На некоторые товары устанавливать срок годности
  • Устанавливать гарантийный срок, в течение которого могут быть произведены ремонтные работы бесплатно

Изготовитель имеет право:


4. Защита прав потребителя

Имеет право:

  • на необходимую и достоверную информацию о товаре;
  • на качество товара;
  • на безопасность товара;
  • требовать сертификат соответствия;
  • возмещение материального и морального ущерба

Защита прав потребителя:

  • общество по защите прав потребителей;
  • муниципалитет;
  • суд

Потребитель – гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли

Покупайте товары в магазинах, отражающих в сделках содержание /наименование/ товара, сохраняйте чек – главный документ СДЕЛКИ!


Контрольные вопросы

  • В чём суть гражданского права?
  • Каковы особенности гражданских правоотношений?
  • Какие виды гражданско-правовых договоров вам известны?
  • В чём проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних?
  • Какие права имеет потребитель? Как он может их защитить?

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

1.Понятие гражданского правоотношения.

2.Виды гражданских правоотношений.

3.Значение юридических актов как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Задачи

Тема 1.""Гражданские правоотношения""

Водитель Зыков, управляя легковым автомобилем ВАЗ-2105 по доверенности от Андреева, подъехал к перекрестку, перед которым стоял знак " Движение направо". Подчиняясь знаку, водитель повернул направо, затем развернулся и, двинувшись в обратном направлении, столкнулся с грузовым автомобилем ЗИЛ-355, которым управлял Петров. Суд, рассматривая уголовное дело, установил, что Зыков не нарушал правила дорожного движения, что в месте поворота он не был извещен, что выезжает на круговое движение, а потому все его последующие действия были признаны правомерными. Суд вынес оправдательный приговор. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля ВАЗ определена в 30 тыс. руб., а ЗИЛ -10 тыс. Андреев предъявил иск к автокомбинату о возмещении причиненного вреда,

Вопросы к задаче:

1.Какая система правоотношений возникла в результате случайного столкновения автомобилей, вызвавшего аварию? 2. Какие юридические факты имеются в описанном случае и какие правовые последствия они порождают?

Тема 2. Физические лица, как субъекты гражданских правоотношений

Т.К. Стрижова поехала в гости к сестре Ольге в другой город. Когда мать сестер через несколько дней позвонила Ольге, то узнала, что Т.К. не появилась у сестры. Мать обратилась в органы МВД с просьбой произвести розыск пропавшей дочери. Через два месяца, получив из органов МВД ответ, что розыск пока результатов не дал, мать, у которой на руках остался десятилетний сын Т. К. Стрижовой, обратилась в орган опеки и попечительства, чтобы дочь признали безвестно отсутствующей, а внука - оставшимся без попечения родителей, а ее оформили опекуном внука.

Вопросы к задаче:

1.Как должен поступить орган опеки и попечительства?

2.Какой ответ получит мать Т.К. Стрижовой из органа опеки и попечительства?

Тема 3.Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

000 Талант" обратилось в арбитражный суд Свердловской обл. с иском о признании недействительной сделки обмена основных средств и других материальных ценностей по договору от 12.08.1998г. № T-ОО4/1208-98, заключенному с акционерным обществом "ЭКО Лимитед". Исковое заявление подписал директор 000 " Галант".

Представитель ответчика указал на то, что ещё до предъявления иска 000 " Галант" находилось в процессе ликвидации. Следовательно, полномочия директора, подписавшего исковое заявление, истекли до предъявления иска, с момента назначения ликвидационной комиссии.

Истец сообщил, что общим собранием 000 " Галант" директор был избран председателем ликвидационной комиссии, что своевременно было доведено до сведения арбитражного суда, т. е. исковое заявление подписано правомочным лицом.

Вопросы к задаче:

1.Кто осуществляет гражданские права и обязанности юридического лица?

2.Какое порядок назначения ликвидационной комиссии?

3.В чём отличие правосубъектности юридического лица и ликвидационной комиссии?

4.Кто подписывает документы от имени ликвидационной комиссии?

5.Ваше решение как судьи.

Тема 4.Объекты гражданских правоотношений

Акционерное общество открытого типа" Промстрой" обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с иском к профессионально-техническому училищу № 18 о взыскании 34 тыс. 800руб. стоимости и 45 тыс. руб. за просрочку платежа.

Ответчик предъявил акт осмотра объекта от 22.11.2000г., согласно которому работы произведены с существенными дефектами, и доказательств их устранения не представлено.

Вопросы к задаче:

1.Какой объект гражданских правоотношений назван в задаче?

2.В чем специфика работ как объекта гражданских правоотношений?

3.Решите задачу.

Тема 5. Сделки.

Перечислите недействительные сделки, влекущие последствия в виде: а) двусторонней реституции; б) односторонней реституции; в) недопущения реституции и взыскания исполненного в доход государства.

Тема 6. Представительство. Доверенность.

Определите, какие из нижеперечисленных документов могут подтверждать коммерческое представительство: доверенность; договор; акт государственного органа; закон.

Напишите доверенность на представительство юридического лица в судебных органах. Какой вид данной доверенности?

Тема 7.Сроки

Перечислите статьи ГК РФ, устанавливающие специальные сроки исковой давности и укажите, к каким требованиям они применяются.

Тема 8. Вещные права

Профком казённого предприятия ""Прогресс"" обратился с жалобой на действия директора в Комитет по управлению государственным имуществом.

Профком считает незаконным заключенный директором предприятия с частной фирмой договор аренды помещений клуба, принадлежащего "Прогрессу". Фирма организовала в клубе распродажу бытовой техники и других товаров. Работа кружков и секций, вся культурно-воспитательная работа клуба парализована. Указание комитета расторгнуть договор директор не выполнил. Он пояснил, что действовал в рамках компетенции, предусмотренной Уставом предприятия, арендная плата является серьезным источником поступления финансовых средств, досрочное же расторжение договора невозможно: предприятие не в состоянии выплатить предусмотренные на этот случай санкции.

Вопросы к задаче:

I.Кто прав в данном споре?

2.Каковы правомочия казенного предприятия по управлению и распоряжению имуществом?

Тема 9. Обязательства

Назовите какое значение имеет срок и место исполнения обязательства по векселю.

Назовите пять случаев, указанных в ст. 387 ГК, когда права кредитора переходят к другому лицу на основании закона, и пределы ответственности кредитора, уступившего свое требование другому лицу (ст. 390).

Список используемой литературы.

Настоящий практикум содержит задачи и задания по темам курса «Гражданское право» (общая и особенная части). Он подготовлен с целью облегчить изучающим указанную дисциплину усвоение теоретического материала и самостоятельную подготовку к семинарским занятиям и экзаменам, а также привить им навыки применения норм материального и процессуального права, необходимые им в дальнейшей практической деятельности как сотрудников правоохранительных служб, так и специалистов в области гражданского права.
В состав каждой из частей практикума входят некоторые правовые акты и документы, относящиеся к сфере гражданского права, а также библиографический список, включающий нормативно-правовую, научную и учебную литературу.
Для курсантов (слушателей, студентов) высших учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям.

Пример.
Задана 1
В прокуратуру поступили обращения жильцов многоквартирного дома с просьбой проверить деятельность ряда организаций, арендующих первый этаж дома, которая кажется жильцам подозрительной.
В результате проверки выяснилось, что помещения в доме арендуют три организации: религиозная группа «Возрождение», профсоюз завода «Салют» и пункт видеопроката. Ни одна из организаций не была зарегистрирована в качестве юридического лица. На этом основании прокурор потребовал от арендаторов прекратить незаконную деятельность и освободить занимаемые помещения.
1. Какие из указанных организаций подлежат регистрации в виде юридического лица?
2. В каком государственном органе регистрируются юридические лица?
3. Обоснованно ли требование прокурора?

Задача 2
В арбитражный суд поступило исковое заявление о признании недействительным договора, заключенного с участием ответчика - филиала ЗАО «Ткань-Сервис». Истец указывал, что ЗАО «Ткань-Сервис» ликвидировано вследствие банкротства более года назад, о чем он узнал только после заключения договора с его филиалом.
Возражая против иска, директор филиала заявил, что учредившее их ЗАО действительно ликвидировано, однако имущество филиала по какой-то причине не было включено в общую конкурсную массу ЗАО, поэтому филиал продолжает существовать. Кроме того, оспариваемый договор заключен от имени самого филиала, а значит, никакого обмана контрагента не было. Филиал исправно платит в бюджет все налоги, вовремя выплачивает работникам зарплату, имеет счет в банке, печать, следовательно, является полноправным юридическим лицом. Таким образом, нет никаких оснований для признания договора недействительным.
1. Каким образом и для каких целей образуется филиал?
2. На каком основании и от чьего имени действует филиал?
3. Правомерно ли заключение договора с филиалом ЗАО «Ткань-Сервис» в случае, указанном в условии задачи?

Оглавление
От авторов 3
Пришлые сокращения 4
ОБЩАЯ ЧАСТЬ 5
Организационно-методическое введение б
График учета выполнения практикума по дисциплине «Гражданское право. Общая часть» 8
Тема 1. Предмет, метод, принципы гражданского права. Источники гражданского права 10
Задачи 10
Задания 13
Тема 2. Гражданские правоотношения 15
Задачи 15
Задания
Тема 3. Граждане (физические лица) как субъекты
гражданских правоотношений 19
Задачи 19
Задания 21
Тема 4. Понятие и признаки юридического лица 22
Задачи 22
Задания 24
Тема 5. Виды юридических лиц 25
Задачи 25
Задания 28
Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права 29
Задачи 29
Задания 31
Тема 7. Объекты гражданских правоотношений 32
Задачи 32
Задания 34
Тема 8. Сделки 35
Задачи 35
Задания 37
Тема 9. Представительство и доверенность 38
Задачи 38
Задания 40
Тема 10. Сроки в гражданском праве. Исковая давность 41
Задачи 41
Задания 43
Тема 11. Право собственности (общие положения) 44
Задачи
Задания
Тема 12. Право собственности граждан, юридических лиц и публично-правовых образований 47
Задачи
Задания
Тема 13. Право общей собственности 50
Задачи
Задания
Тема 14. Ограниченные вещные права 54
Задачи 54
Задания
Тема 15. Защита права собственности и других вещных прав 57
Задачи
Задания
Тема 16. Общие положения об обязательствах 61
Задачи
Задания
Тема 17. Способы обеспечения исполнения
обязательств
Задачи
Задания
Тема 18. Ответственность за нарушение обязательств
Задачи
Задания
Тема 19. Общие положения о договоре 72
Задачи
Задания
Тема 20. Виды договоров 75
Задачи
Задания
Справочный раздел
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Библиографический список
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 133
Организационно-методическое введение 134
График учета выполнения практикума по дисциплине «Гражданское право Особенная часть» 136
Тема 21. Купля-продажа 137
Задачи 137
Задания 139
Тема 22. Мена. Дарение. Рента 141
Задачи 141
Задания 143
Тема 23. Аренда. Безвозмездное пользование имуществом 144
Задачи 144
Задания 146
Тема 24. Жилищные правоотношения 147
Задачи 147
Задания 149
Тема 25. Подряд. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ 151
Задачи 151
Задания 153
Тема 26. Возмездное оказание услуг. Хранение 155
Задачи 155
Задания 158
Тема 27. Поручение. Комиссия. Агентирование. Доверительное управление имуществом 160
Задачи 160
Задания 163
Тема 28. Перевозка. Транспортная экспедиция 164
Задачи 164
Задания 166
Тема 29. Кредитные и расчетные правоотношения 167
Задачи 167
Задания 169
Тема 30. Страхование 170
Задачи 170
Задания 173
Тема 31. Обязательства, возникающие из односторонних действий 175
Задачи 175
Задания 177
Тема 32. Обязательства, возникающие
из причинения вреда 178
Задачи 178
Задания 180
Тема 33. Обязательства, возникающие из неосновательного обогащения 181
Задачи 181
Задания 183
Тема 34. Право интеллектуальной собственности 184
Задачи
Задания
Тема 35. Наследственное право 188
Задачи
Задания
Справочный раздел 191
Приложение 1 195
Приложение 2 198
Приложение 3 199
Приложение 4 200
Приложение 5 202
Приложение 6 207
Приложение 7 208
Библиографический список 209.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Гражданское право, Практикум, Алексий П.В., Кузбагаров А.Н., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Задача 1

Одиноко проживающий Дичков, злоупотреблял крепкими спирт­ными напитками, пропивая почти все, что добывал случайными зара­ботками. Дичков и приходящие к нему друзья-собутыльники постоянно устраивали шумные ночные гулянки и пьяные дебоши. Соседи Дичкова еженедельно писали жалобы в милицию, пытались воздейст­вовать на самого Дичкова, но ничего не помогало: дебоши, пьянки и шумные ночные драки продолжались. Соседка Дичкова по площадке семнадцатилетняя Прасковья решила обратиться в суд с требованием ограничить Дичкова в дееспособности по причине злоупотребления алкоголем и назначить ее попечителем.

1. Дайте определение дееспособности, определите условия и по­следствия ограничения и лишения дееспособности.

2. Ответьте, может ли Прасковья требовать ограничения дееспособности Дичкова?

3. Изменилась бы ситуация если бы Прасковья была родной сестрой Дичкова: а) проживающей отдельно от него; б) проживающей
вместе с ним и ведущей с ним общее хозяйство; в) женой Дичкова?

Алгоритм решения задачи заложен в вопросах, на которые предлагается ответить аттестуемому:

1. В разделе 2.2 даётся определение дееспособности, а также указаны условия и последствия её ограничения или лишения. В частности, под дееспособностью понимается способность лица своими действиями самостоятельно реализовывать имеющиеся у него права и обязанности. В качестве условий ограничения дееспособности закон называет пристрастие гражданина в алкогольным напиткам, наркотическим средствам и психотропным веществам, что ставит семью гражданина в тяжёлое материальное положение. Последствием ограничения дееспособности является установление у гражданина статуса, во многом тождественного статусу несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 14 до 18 лет. Лишение дееспособности происходит при условии, что гражданин вследствие болезненного состояния психики не может осознавать значение своих действий или руководить ими. Последствием такого лишения является установление у гражданина статуса недееспособного лица.

2. Поскольку обратиться в суд с требованием о признании гражданина ограниченно дееспособным вправе только родственники или уполномоченные органы власти, то Прасковья, будучи соседкой Дичкова, не обладает процессуальной правоспособностью в данном случае.

3. Поскольку обязательным условием признания гражданина ограниченно дееспособным является постановка членов своей семьи в тяжёлое материальное положение, то в пунктах «б» и «в» решение задачи изменится.

Остальные задачи студенту предлагается решить самостоятельно.

Задача 2.

В арбитражный суд поступило исковое заявление о признании не­действительным договора, заключенного с участием филиала ОАО «Гермес». В обоснование заявленных требований истец указал сле­дующие обстоятельства: договор заключен от имени ОАО «Гермес», а оно в настоящее время ликвидировано.

В отзыве на исковое заявление директор филиала заявил:

1. ОАО «Гермес» действительно ликвидировано, однако деятельности филиала это никоим образом не коснулось, имущество, закреп­
ленное за филиалом не изъято, служит базой его самостоятельной
имущественной ответственности, и поэтому филиал продолжает существовать, но теперь уже как самостоятельный субъект правовых
отношений;

2. оспариваемый договор заключен филиалом от имени ОАО
«Гермес», но теперь филиал стал правопреемником ОАО «Гермес» в
отношении имущества, а также по тем договорам, которые заключал
самостоятельно; и поэтому для признания спорного договора недейст­вительным нет оснований;

3. доказательством перерождения филиала в самостоятельный
субъект права могут служить документы, подтверждающие своевременную уплату налогов в бюджет, выплату заработной платы работ­никам филиала, наличие счёта в банке и печати;

4. судебная практика исходит из того, что договоры с участием до­черних и зависимых лиц признаются действительными, это может быть использовано по аналогии при вынесении судебного решения в деле о признании недействительным договора, заключенного филиа­лом.

1. Дайте понятие юридического лица и перечислите присущие ему
признаки в дополнение к тому, который назван в отзыве директора
филиала. Имеются ли у филиала ОАО «Гермес» какие-либо из назван­ных признаков?

2. Какими способами создаются юридические лица? Использован ли применительно к филиалу какой-либо из существующих спо­собов?

3. Насколько обоснован довод директора филиала о правопреемст­ве филиала в части имущества и договорных обязательств? Объясните
почему.

4. Каков порядок создания юридических лиц, и с какого момента
они становятся субъектами права? Соблюден ли этот порядок в при­
веденной ситуации?

Задача 3.

В рамках исполнительного производства, возбужденного в отно­шении ООО «Сокол», арестовано промышленное оборудование. ООО «Колибри» обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на арестованное промышленное оборудование и об ис­ключении его из описи. В обоснование заявленных требований ООО «Колибри» указало, что ООО «Сокол» реорганизовано за месяц до подачи иска в форме выделения из его состава ООО «Колибри». Аре­стованное промышленное оборудование передано ООО «Колибри», подтверждением чему служит представленный в дело разделительный баланс.

При рассмотрении дела выяснилось, что на момент ареста имуще­ства ООО «Сокол» решение о реорганизации принято, разделительный баланс со­ставлен и утвержден; передача спорного имущества не произведена; ООО «Колибри» как юридическое лицо не зарегистрировано; на момент подачи иска ООО «Колибри» зарегистрировано и включено в государственный реестр юридических лиц.

1. Дайте понятие субъекта права и определите момент, начиная с
которого юридическое лицо появляется в этом качестве.

2. Укажите, с какого момента юридическое лицо может приобре­тать и осуществлять гражданские права/исполнять гражданско-правовые обязанности. Ответьте, является ли ООО «Колибри» субъек­том права собственности на имущество, указанное в разделительном
балансе.

3. Ответьте, имеются ли основания для удовлетворения требова­ний, заявленных в иске? Какого-либо из требований иска?

Задача 4.

Учредители ООО «Парадиз» на внеочередном общем собрании приняли решение о добровольной ликвидации юридического лица и

для того, чтобы принятое решение осуществилось, создали специаль­ную ликвидационную комиссию.

Процесс ликвидации 000 «Парадиз» шел к своему завершению, когда налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о ликвидации 000 «Парадиз» в связи с невыполнением требований п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной реги­страции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решением суда в иске отказано по причине того, что одно и то же юридическое лицо может быть ликвидировано по одному основанию, а к моменту предъявления иска о принудительной ликвидации ООО «Парадиз» находилось в процессе добровольной ликвидации. Поста­новлением апелляционной инстанции решение суда отменено, поста­новление апелляционной инстанции обжаловано в кассационной ин­станции.

1. Назовите и классифицируйте основания для прекращения деятельности юридического лица. Как Вы считаете, установлен ли законом приоритет какому-либо из оснований?

2. Опишите действия ликвидационной комиссии в процессе добровольной ликвидации юридического лица и охарактеризуйте послед­ствия несоблюдения установленного законом порядка их совершения.

3. Ответьте, с какого момента ликвидация юридического лица считается завершенной, и определите правовое состояние юридического
лица, находящегося в процессе ликвидации.

Задача 5.

Инспекция МНС РФ № 77 по Н-скому административному округу г. X обратилась с иском к Н-ской регистрационной палате и ЗАО «Практика» о признании недействительным акта государственной ре­гистрации юридического лица и его принудительной ликвидации. Требования Инспекции МНС РФ № 77 по Н-скому административно­му округу г. X обоснованы тем, что государственная регистрация ЗАО «Практика» произведена с нарушением требований норм ст. ст. 52, 54 ГК РФ, ст. 4 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Нарушения заключаются в том, что по адресу, который указан в уста­ве Общества как место нахождения юридического лица, не находятся исполнительные органы Общества. По мнению Инспекции для реги­страции юридического лица представлены документы, содержащие сведения, не отражающие действительного положения дел, по адресу, указанному в этих документах, ответчик по не находился и не нахо­дится, это нарушение является грубым и носит неустранимый харак­тер, так как уже произошло.

В отзыве на иск ООО «Парадиз» не согласилось с требованиями Инспекции и пояснило, что на момент регистрации имелся предвари­тельный договор с ИП Колобовым об аренде помещения по адресу, указанному в уставе. Однако к моменту регистрации Колобов утратил право собственности на указанное помещение и основной договор не заключен именно по этой причине. Еще одним доводом отзыва указа­но, что место нахождения 000 «Парадиз» не могло быть не известно ИМНС, поскольку Общество ежеквартально сдает бухгалтерскую от­четность.

1. Укажите основания для принудительной ликвидации юридического лица и дайте характеристику существа нарушений, которые мо­
гут быть отнесены к числу таких оснований.

2. Ответьте, почему нарушение, допущенное 000 «Парадиз» не
является неустранимым, и найдите вариант выхода из ситуации без
обращения в суд.

3. Определите, имеет ли значение для спора сторон обстоятельство, указанное Обществом во втором доводе отзыва на иск.

Описание материала: Данный конспект урока будет полезен учителям, преподающим обществознание в 9,11 классах по учебнику Боголюбова Л.Н. Урок направлен на формирование у учащихся (9 класса) представления о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений. Конспект урока содержит приложение в виде рабочих листов, которые заполняются учащимися по ходу урока.

Урок по теме «Гражданские правоотношения»

Цель урока:

сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений.

Задачи:

  • Формирование правовой культуры и активной гражданской позиции подростков.
  • Формирование умений самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
  • Развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи.
  • Помимо этих задач при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, учащиеся получают коммуникативные навыки; формируют умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

После изучения темы учащиеся должны:

  • знать круг участников гражданских правоотношений
  • иметь представления о содержании и объектах гражданских правоотношений
  • знать некоторые виды гражданских правоотношений

Основные понятия: гражданское право как отрасль права, гражданские правоотношения, сделки, договоры.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями, рабочие листы с таблицами

  1. Мотивация: Вводная речь учителя, постановка проблемы

Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.

Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок.

А вот студентка Вера. Зимой она ходит в осеннем пальто. Месяц назад Оля купила красивую шубу и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, шубы на вешалке не оказалось. Теперь Вера не оставляет нигде даже пальто.

А это – Виктор Иванович. Два года назад он своими руками собрал мотоцикл, на дачу летом ездил, а вчера вышел на улицу – мотоцикла нет. Говорят, и на даче у Виктора Ивановича теперь кто-то живет.

Вопросы к учащимся:

  1. Хотели бы вы жить в данном городе?
  2. Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и защищено? Какие меры нужно принять, чтобы навести порядок в данном городе?

Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственности.

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы поговорим об отрасли права и ее правоотношениях, которые регулируют вопросы права собственности и имущества. (может кто-то уже догадался о какой отрасли права идет речь?)

  1. Изучение новой темы:
  1. Что такое гражданское право?
  2. В чем особенности гражданских правоотношений?

Работа над понятием гражданское право . (стр. 136)

Гражданское право - это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения .

Гражданское право регулирует два вида отношений:

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 136 и заполните таблицу «Гражданские правоотношения»

Гражданские правоотношения

Название отношений

Имущественные отношения

Личные неимущественные отношения.

По поводу чего возникают

По поводу имущества, материальных благ (вещи,

работы, бытовые услуги)

По поводу нематериальных благ (изобретения, произведения науки, литературы, искусства, право на честь и достоинство, право на неприкосновенность частной жизни)

Практикум: Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид):

1. заключение брачного договора

2. заключение договора о поставке продукции

3. конфискация имущества

5. нарушение дисциплины труда

6. совершение покупки в магазине

7. публикация стихов в газете

9. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника
10. ссора и драка между соседями коммунальной квартиры.

Имущественные отношения

Личные неимущественные отношения

2,6,8

4,7,9

Заполнение таблицы, обсуждение результатов работы.

В каких источниках мы можем найти нормы права , регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения:

  • Международные документы;
  • Конституция РФ;
  • Федеральные законы и подзаконные акты;
  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Давайте попробуем дать определение гражданским правоотношениям.

Гражданские правоотношения – это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.

Особенности гражданских правоотношений (работа в группах):

Давайте с вами вспомним элементы правоотношений: (субъекты, объект и содержание (права и обязанности субъектов правоотношений).

Работа в группах. Изучите текст учебника на стр. 137-138 и заполните таблицу «Элементы гражданских правоотношений»:

Элементы гражданских правоотношений

Название

Субъекты

Объекты

Сущность

Участники ГП:

Физические (граждане) и юридические лица (предприятия, организации)

То, по поводу чего участники вступают в ГП:

Вещи,

Работы,

Бытовые услуги изобретения,

Произведения науки, литературы, искусства,

Право на честь и достоинство,

Право на неприкосновенность частной жизни

Закрепленные в гражданском законодательстве права и обязанности участников правоотношений, выражающие юридическую связь участников.

Обсуждение результатов работы групп.

Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы гражданских правоотношений, укажите их виды.

  • Гражданка Панина заказала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенного договора, должны были быть установлены в течение трех дней.

Обсуждение результатов работы в группах.

(права одной стороны ГП корреспондируют обязанности другой)

Чаще всего ГП возникают на основе сделок.

Работа с определением сделка (стр. 139) – это действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Итак, как мы видим из определения сделка включает в себя три действия:

На примере конкретной ситуации разберите действия сделки, а также права и обязанности сторон, которые порождает заключение сделки:

По завещанию дедушки, его квартира перешла в собственность внука Петра. Уезжая в длительную командировку, Петр сдал эту квартиру для временного проживания своему другу Ивану, а вернувшись, обменял на загородный дом.

Действие

Юридический факт

Права и обязанности

Установление права собственности

Завещание дедушки

Изменение права собственности

Сдача квартиры в наем

Прекращение права собственности

Обмен квартиры на загородный дом.

Виды сделок (стр. 139)

Работа с текстом учебника на стр . 140. Изучите текст учебника и заполните схему виды договоров.

Заполнение схемы «Виды договоров»

Практикум: какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.

3. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Отметьте нужный ответ (лист самооценки и рефлексии для учащихся)

На уроке я работал

Активно

Пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен

Не доволен

Урок для меня показался

Коротким

Длинным

За урок я

Устал

Не устал

Мое настроение

Стало лучше

Стало хуже

Материал урока

Понятен

Не понятен

Полезен

Бесполезен

Интересен

Скучен

Был легким

Был трудным

Приложение

Рабочий лист по теме «Гражданские правоотношения»

1. Изучите текст учебника на стр. 136 и заполните таблицу «Гражданские правоотношения»

Гражданские правоотношения

Название отношений

По поводу чего возникают

2. Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид):

1. заключение брачного договора 2. заключение договора о поставке продукции

3. конфискация имущества 4. установление авторства 5. нарушение дисциплины труда

6. совершение покупки в магазине 7. публикация стихов в газете 8. признание права собственности на объект недвижимости 9. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника 10. ссора и драка между соседями коммунальной квартиры.

Имущественные отношения

4. На примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы гражданских правоотношений, укажите их виды.

  • Гражданка Панина закала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенного договора, должны были быть установлены в течение трех дней.
  • 17-летний Сидоров на свою первую стипендию приобрел в музыкальном магазине «Мьюзикшоп» диски с записями его любимой рок-группы. Однако один из дисков оказался бракованным.
  • Гражданин Гусев, после смерти своего отца решил опубликовать его стихи в одном из издательств, о чем был заключен договор. Издательство стихи опубликовало, но под другим именем.

6. Заполните схему «Виды договоров»

7. Определите, какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.

а) семья Федоровых приобрела собственную дачу;

б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;

в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;

г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.

д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.

Список источников:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21 января 2009. № 7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации
часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

Список литературы:

1. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.

2. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.




Просмотров