Государственный экологический надзор контроль и его виды. Федеральный или региональный: об особенностях отнесения объектов хозяйственной деятельности к уровню госэконадзора. Производственный и общественный экологический надзор

Федеральный закон 255- ФЗ от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 347 н от 26.04.11 «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности»;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 624 н от 29.06.11 «Об утверждении порядка выдачи листка нетрудоспособности»;

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21.11.2011 (статья 48, статья 59);

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.01.2012 № 31-Н «О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом МЗ и СР РФ от 29.06.2011 № 624 н». Указанные изменения вступили в силу 22.04.2012.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502 н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

4.3. Порядок выдачи листков нетрудоспособности

Выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством РФ лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.

Имеют право выдавать листок нетрудоспособности следующие медицинские работники:

Лечащие врачи медицинской организации;

Фельдшеры, зубные врачи медицинской организации, иные работники со средним медицинским образованием - в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

Лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения.

Не имеют право выдавать листок нетрудоспособности медицинские работники следующих медицинских организаций:

Организаций скорой медицинской помощи;

Организаций переливания крови;

Приемных отделений больничных учреждений;

Бальнеологических лечебниц и грязелечебниц;

Медицинских организаций особого типа (центров медицинской профилактики, медицины катастроф, бюро судебно-медицинской экспертизы);

Учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Листок нетрудоспособности можно выдавать следующим категориям граждан:

1. Застрахованным лицам, являющимся гражданами РФ, а также постоянно или временно проживающими на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства:

Работающим по трудовым договорам;

Государственным гражданским служащим, муниципальным служащим;

Лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

2. Членам производственного кооператива, принимающим личное трудовое участие в его деятельности, священнослужителям;

3. Адвокатам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянских хозяйств, физическим лицам, членам семейных (родовых) общин, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающим за себя страховые взносы в Фонд социального страхования РФ;

5. Лицам, у которых заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору;

6. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций и в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращением полномочий нотариусом, занимающимся частной практикой, прекращением статуса адвоката, у которых беременность наступила в течение 12 месяцев до признания их в установленном порядке безработными;

7. Гражданам, признанным безработными и состоящим на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, в случае заболевания, травмы, отравлений и иных состояний, связанных с временной нетрудоспособностью;

8. Застрахованным лицам из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, утратившим трудоспособность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Выдача листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении документа удостоверяющего личность.

В случае, если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких работодателей и в два предыдущих календарных года до выдачи листка нетрудоспособности был занят у тех же работодателей, выдается несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы.

В случае, если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких работодателей, а в двух предыдущих календарных года был занят у других работодателей (другого работодателя), выдается один листок нетрудоспособности для представления по одному из последних мест работы по выбору гражданина.

В случае, если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам был занят у нескольких работодателей, а в два предыдущих календарных года до выдачи листка нетрудоспособности был занят как у этих, так и у других работодателей (другого работодателя), выдается либо несколько листков нетрудоспособности для предоставления по каждому месту работы, либо один листок нетрудоспособности для представления по одному из последних мест работы по выбору гражданина.

Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.

Бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, даты выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении в другую медицинскую организацию.

Листок нетрудоспособности выдается гражданину медицинской организации по его желанию в день обращения либо в день закрытия листка нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности, оформленный медицинской организацией для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выдается, как правило, гражданину медицинской организацией в день его закрытия.

Листок нетрудоспособности выдается медицинской организацией в день обращения, если гражданин направляется (обращается) на лечение в другую медицинскую организацию.

Продление и (или) закрытиелистка нетрудоспособности осуществляется медицинской организацией, в которую гражданин был направлен (обратился) на лечение.

В случае длительного лечениямедицинская организация выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение) и одновременно оформляетпредыдущийлисток нетрудоспособности для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

Гражданам, нуждающимся в лечении в специализированной медицинской организации, листок нетрудоспособности выдается непосредственно в специализированной медицинской организации. В исключительных случаях листок нетрудоспособности выдается медицинским работником при направлении гражданина в специализированную медицинскую организацию соответствующего профиля для продолжения лечения.

В случае направления временно нетрудоспособного гражданина, на консультацию (обследование, лечение) в медицинскую организацию, находящуюся за пределами административного района, по решению врачебной комиссии, направившей его, выдается листок нетрудоспособности на число дней, необходимых для проезда к месту нахождения соответствующей медицинской организации.

При временной нетрудоспособности, наступившей в период ежегодного оплачиваемого отпуска, листок нетрудоспособности выдается в соответствии с настоящим Порядком, в том числе в период долечивания в санаторно-курортном учреждении.

При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет листок нетрудоспособности выдается со дня окончания указанных отпусков в случае продолжающейся временной нетрудоспособности.

При временной нетрудоспособности лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, работающих на условиях неполного рабочего времени или на дому, листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях.

Гражданам, направленным по решению суда на судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу и признанным нетрудоспособными, листок нетрудоспособности выдается со дня явки гражданина для проведения экспертизы.

В случае заболевания (травмы), отравления учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений послевузовского профессионального образования в период проведения оплачиваемых работ при прохождении производственной практики, а также в случае выполнения ими работы по трудовому договору листок нетрудоспособности выдается в соответствии с настоящим Порядком.

Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализованного перевода), по решению врачебной комиссии медицинской организации могут быть заменены на листок нетрудоспособности установленного в РФ образца.

4.3.1. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях, профессиональных заболеваниях, травмах, в том числе полученных на производстве, отравлениях (некоторых других последствиях воздействия внешних причин)

При амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений с временной потерей трудоспособности лечащий врач единолично выдает гражданам листок нетрудоспособности сроком до 15 дней включительно.

При сроках временной нетрудоспособности превышающих 15 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается и продлевается по решению врачебной комиссии медицинской организации.

Фельдшер или зубной врач единолично выдает и продлевает листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно.

Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой и имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, при сроке временной нетрудоспособности превышающем 15 календарных дней, направляют гражданина на врачебную комиссию в медицинскую организацию по месту его прикрепления или регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания) для продления листка нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь ее период, включая нерабочие праздничные и выходные дни.

Гражданам, обратившимся за медицинской помощью после окончания рабочего времени (смены), по их желанию, дата освобождения от работы в листке нетрудоспособности, может быть указана со следующего календарного дня.

Не допускается выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником.

В исключительных случаях выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время может осуществляться по решению врачебной комиссии при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.

Гражданину, направленному в медицинскую организацию из здравпункта и признанному нетрудоспособным, листок нетрудоспособности выдается с момента обращения в здравпункт при наличии медицинских документов, подтверждающих его нетрудоспособность.

В отдельных случаях (сложные урологические, гинекологические, проктологические и другие исследования, манипуляции, процедуры) листок нетрудоспособности может быть выдан по решению врачебной комиссии на дни проведения соответствующего исследования (манипуляции, процедуры). В этих случаях в листке нетрудоспособности указываются календарные дни проведения исследований и освобождение от работы производится на дни проведения исследований (манипуляций, процедур).

При выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается в день выписки из стационара за весь период стационарного лечения. При продолжении временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности может быть продлен врачом стационара до 10 календарных дней.

В случае, когда гражданин, нетрудоспособный на день выписки из стационара, является трудоспособным в медицинскую организацию, в которую он был направлен для продолжения лечения, врач медицинской организации заполняет в листке нетрудоспособности строку "Приступить к работе" и закрывает его.

"Белые пятна" экспертизы временной нетрудоспособности (с учетом правоприменительной практики) (Шишов М.А.)

Дата размещения статьи: 25.01.2015

Экспертиза временной нетрудоспособности является одним из наиболее распространенных видов медицинских экспертиз, обусловливающих значительные финансовые расходы со стороны государства. Вероятно, этим можно объяснить тот факт, что данный вид экспертизы подлежит двойному специальному контролю: со стороны Росздравнадзора (в виде проверок соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз) и со стороны Фонда социального страхования Российской Федерации (в виде проверок соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности). Вместе с тем эффективный контроль невозможен в отсутствие:
- ясных и недвусмысленных правовых норм, регулирующих порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности (далее - ЭВН);
- правовых санкций наряду с полномочиями контролирующих органов принимать меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
- правоприменительной практики, формирующей мотивацию по недопущению нарушений.
На законодательном уровне регулирование порядка осуществления экспертизы временной нетрудоспособности установлено ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ). Первой особенностью данного законодательного акта является то, что он не содержит официального определения для терминов "экспертиза временной нетрудоспособности" и "временная нетрудоспособность". Не содержится данных определений и в иных законодательных актах.
Вторая особенность заключается в наличии противоречий между установленным определением для термина "медицинская экспертиза" и основаниями для проведения такого ее вида, как ЭВН. В частности, в силу ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 58 Федерального закона N 323-ФЗ: "Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина". С учетом данного общего определения для всех видов экспертиз можно сделать вывод о том, что при проведении ЭВН обязательно оценить состояние здоровья гражданина применительно к возможности осуществления лично им трудовой или иной деятельности. В то же время, согласно ч. 1 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ, одним из оснований ЭВН является необходимость ухода за больным членом семьи, в рамках которого не подлежит оценке состояние здоровья ухаживающего лица.
Третьей особенностью является наличие противоречий между Федеральным законом N 323-ФЗ и Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В частности, в силу ч. 2 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ: "Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно". С учетом данных положений можно сделать вывод о том, что обязательной составляющей ЭВН является решение вопроса о необходимости предоставления листка нетрудоспособности. Однако в силу ограничений, установленных ст. ст. 2, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", отдельные категории граждан РФ (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, учащиеся) не имеют права на получение данного листка. Следовательно, регулирование ЭВН на законодательном уровне не может быть ограничено только установлением правил предоставления листка нетрудоспособности.
Четвертой особенностью является наличие правовой неопределенности в требованиях к членам врачебной комиссии, продлевающих листок нетрудоспособности. Согласно ч. 3 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ это должны быть врачи, прошедшие обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Однако данным Законом не установлены требования ни к форме обучения, ни к его срокам. С учетом требований ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" можно предположить, что речь идет о дополнительном профессиональном образовании в рамках программ повышения квалификации. В свою очередь, с одной стороны, в силу п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610, повышение квалификации может быть трех видов: краткосрочное (не менее 72 часов); тематическое (от 72 до 100 часов); длительное (свыше 100 часов). С другой стороны, в соответствии с ч. 13 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" форма обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. В итоге руководитель медицинской организации не всегда имеет представление о том, какое обучение членов врачебной комиссии будет считаться надлежащим, что создает возможность для злоупотреблений со стороны контролирующих органов.
Пятой особенностью является отсутствие в ряде случаев возможности у медицинских организаций обеспечить соблюдение требований ч. ч. 2, 3 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ, касающихся разграничения полномочий лечащего врача и врачебной комиссии при выдаче листка нетрудоспособности. В частности, согласно дословному содержанию данной статьи лечащий врач вправе выдать (продлить) листок нетрудоспособности, только если срок нетрудоспособности составляет менее 15 календарных дней включительно, а при большем сроке решение принимается только врачебной комиссией. При этом данный закон не предусматривает никаких исключений. В то же время Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности", который не может противоречить федеральному закону, такие исключения содержит (например, в случае выдачи и продления листка нетрудоспособности за прошедшее время). Более того, данный Закон не предусматривает возможности раздельно исчислять срок нетрудоспособности в зависимости от конкретного заболевания или места выдачи листка нетрудоспособности. Иными словами, не важно, что на первые 10 дней данный листок выдан одной медицинской организацией в связи с заболеванием сердечно-сосудистой системы, а на следующие 10 дней - другой медицинской организацией в связи с патологией желудочно-кишечного тракта. Согласно данному законодательному акту учитывается период временной нетрудоспособности в целом. О том, что период нетрудоспособности необходимо считать с учетом всех листков нетрудоспособности, выданных в продолжение первичного листка нетрудоспособности, указывалось и ранее в письме ФСС РФ от 18.08.2004 N 02-18/115676 "О страховом случае временной нетрудоспособности". Вместе с тем на сегодняшний день не существует единой системы учета выданных листков нетрудоспособности, которая была бы доступна медицинским организациям. Следовательно, у недобросовестных пациентов возникает возможность обращаться к различным медицинским работникам, скрывая сведения о ранее выданных больничных листах и общем сроке временной нетрудоспособности. В результате лечащий врач, либо добросовестно заблуждаясь об общем сроке нахождения пациента на больничном, либо ненадлежащим образом соблюдая обязательные требования, может выдать очередной больничный лист при сроках нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней. Примером правовой оценки в данной ситуации может служить решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.08.2013 по делу N А53-14065/2013.
Шестой особенностью Федерального закона N 323-ФЗ является наличие ряда отсылочных норм по ключевым вопросам ЭВН: и общий порядок проведения ЭВН (ч. 6 ст. 59), и частные случаи проведения ЭВН фельдшером либо зубным врачом (ч. 2 ст. 59) должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
С учетом вышеизложенного можно прийти к заключению о том, что положения Федерального закона N 323-ФЗ устанавливают лишь основания и цели ЭВН, а также отдельные аспекты выдачи и продления листка нетрудоспособности, при этом непосредственный порядок проведения ЭВН должен быть установлен Минздравом России. Как следствие, ответы на вопросы, каково определение для термина ЭВН, каков общий порядок проведения ЭВН, когда ЭВН вправе провести фельдшер или зубной врач, следует искать на подзаконном уровне. Но ни в 2012 г., ни в 2013 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не был установлен порядок проведения ЭВН.
Отчасти сложившийся правовой вакуум компенсирует Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Приказ Минздравсоцразвития России N 624н). Однако он применим только при условии, что пациент относится к категории застрахованных лиц. При этом цель принятия данного Приказа в силу положений ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" состояла в упорядочивании вопросов назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Как следствие, Приказ Минздравсоцразвития России N 624н не устанавливает ни общий порядок ЭВН, ни общие условия правомочности проведения ЭВН средними медицинскими работниками (фельдшером или зубным врачом), ни порядок проведения ЭВН в отношении незастрахованных лиц: - учащихся, военнослужащих, сотрудников полиции и других.
В результате уже лечащий врач в ряде ситуаций не знает, как ему поступить. Например, в силу положений ст. 65 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан требовать от медицинских учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности. В то же время ни Приказ Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений", ни ранее действовавший Приказ Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" не предусматривают вышеназванной формы и порядка ее предоставления. Сходная ситуация возникает и при исполнении обязанности выдавать справку для освобождения от учебы учащимся образовательных учреждений в случае заболевания (травмы, отравления), предусмотренной Приказом Минздравсоцразвития России N 624н. Ранее форма справки установлена вышеназванным Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030, но данный подзаконный акт утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава СССР от 05.10.1988 N 750 "О признании утратившими силу нормативных актов Минздрава СССР".
Вместе с тем отсутствие порядка проведения ЭВН в отношении граждан РФ, не являющихся застрахованными лицами, не исключает возможность привлечения врачей к уголовной ответственности, как в связи с выдачей за денежное вознаграждение фиктивных справок о временной нетрудоспособности учащегося, так и в связи с требованием об оплате предоставления данной справки. По аналогичным основаниям врачи привлекаются к уголовной ответственности и в связи с предоставлением листков освобождения от служебных обязанностей.
Следующим актуальным аспектом является правовая неопределенность отдельных положений Приказа Минздравсоцразвития России N 624н. Например, в силу положений п. 26 данного Приказа листок нетрудоспособности не выдается гражданам, обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности. Однако в настоящее время не принято ни законодательных, ни подзаконных актов, устанавливающих правовое содержание термина "признак временной нетрудоспособности" и/или ориентировочный перечень данных признаков. Как следствие, нетрудоспособный пациент фактически находится в зависимости от желания врача устанавливать и описывать в медицинской документации вышеназванные признаки. Иными словами, если пациент считает себя нетрудоспособным, а врач указал в медицинской документации на отсутствие признаков нетрудоспособности, доказать обратное будет практически невозможно. Примером подобной ситуации является Апелляционное определение Ростовского областного суда от 28.02.2013 по делу N 33-2377/2013.
Следующие актуальные вопросы возникают при рассмотрении Приказа от 14.07.2003 Минздрава РФ N 316, Минюста РФ N 185, ФСС РФ N 180 "Об утверждении "Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность", отдельные положения которого прямо противоречат Федеральному закону N 323-ФЗ, а именно:
- согласно п. 2.4 данного Приказа: "...врач выдает листок нетрудоспособности единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевает его единолично до 30 календарных дней", а согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ лечащий врач единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней (включительно);
- согласно п. 2.6 данного Приказа: "...при сроках временной утраты трудоспособности более 30 дней решение вопроса о продлении листка нетрудоспособности осужденному осуществляется по решению клинико-экспертной комиссии ЛПУ", а согласно ч. 3 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ продление листка нетрудоспособности на срок больший, чем 15 календарных дней, осуществляется по решению врачебной комиссии.
Далее перейдем к рассмотрению правовых санкций за нарушение порядка проведения ЭВН (исключая уголовную ответственность), а также полномочий контролирующих органов принимать меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Одним из принципиальных различий между органами специального контроля за ЭВН (Росздравнадзором и ФСС РФ) являются меры, принимаемые ими в случае выявления нарушений. ФСС РФ в силу положений п. 6 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязан предъявлять к медицинским организациям иски о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. При этом Гражданским кодексом Российской Федерации (частью второй) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) не предусмотрена специальная норма (статья), регулирующая порядок возмещения данных расходов, в связи с чем применяются общие правила, установленные ст. 1064 ГК РФ.
Росздравнадзор и его территориальные органы обязаны принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Однако Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.11.2013) не предусматривает специальной нормы (статьи), устанавливающей административную ответственность за нарушения порядка проведения медицинских экспертиз, в том числе ЭВН.
Вместе с тем на территории Ростовской области складывается судебная практика, при которой нарушение требований Приказа Минздравсоцразвития России N 624н трактуется как неосуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с учетом положений п. 3 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 87 Федерального закона N 323-ФЗ. В свою очередь, неосуществление внутреннего контроля является нарушением лицензионных требований и условий, установленных пп. "и" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. Несоблюдение лицензионных требований влечет административную ответственность, предусмотренную либо ст. 19.20, либо ст. 14.1 КоАП РФ (в зависимости от условий оплаты оказанной медицинской помощи, в рамках которой проводилась ЭВН).
Своеобразная ситуация наблюдается при рассмотрении исков ФСС РФ к медицинским организациям. Основным препятствием в формировании благоприятной для ФСС РФ правоприменительной практики является требование п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, согласно которому ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. В результате формально отсутствует причинно-следственная связь между действиями медицинской организации (в виде нарушений порядка предоставления листка нетрудоспособности) и возникновением убытков у ФСС РФ. Как следствие, суды выносят решения об отказе в удовлетворении требований ФСС РФ о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. Примерами подобных решений являются Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2012 по делу N ВАС-10203/12, от 01.08.2013 по делу N ВАС-9714/13.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что законодательство, регулирующее ЭВН, находится на стадии становления и требует оптимизации. Но данная оптимизация должна быть комплексной и начинаться от нижних ступеней - приказов Минздрава России, переходя к Постановлению Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" и заканчивая Федеральным законом N 323-ФЗ и КоАП РФ. К сожалению, почти вековая история порядка предоставления больничных листов формирует иллюзию урегулированности данных правоотношений. При этом нехватка профессиональных специалистов в области медицинского права, в первую очередь в регионах России, является благоприятной почвой для злоупотреблений в данной сфере. С учетом вышеизложенного представляется целесообразным, чтобы координацию в устранении "белых пятен" экспертизы временной нетрудоспособности взяли бы на себя профессиональные медицинские общественные организации, такие как Национальная ассоциация медицинского права.

Государственный экологический надзор - это деятельность, специально уполномоченная государственных органов, направленная на проверку соблюдения поднадзорными объектами, требований экологического законодательства. Государственный экологический осуществляется на федеральном и региональных уровнях.

На федеральном уровне он осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, основным из которых является Росприроднадзор.

Государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, к ним относятся объекты федеральных энергетических систем, федеральные особо охраняемые природные территории, объекты обеспечивающие безопасность и оборону страны.

Государственный экологический надзор на региональном уровне осуществляется исполнительными органами субъектов РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Государственный экологический надзор федерального и регионального уровня осуществляется в форме проверок, которые могут быть плановыми или внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с предварительно утвержденным графиком (по общему правилу не чаще 1 раза в 3 года). Внеплановые проводятся при наличии определенных оснований, например, получении информации об экологическом правонарушении из СМИ, проверка выполнения предписаний, вынесенных по итогам плановой проверки.

Непосредственно Государственный экологический надзор осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, к их основным правам относятся :

1. Право беспрепятственно посещать хозяйствующих субъектов с целью проведения проверки на соблюдение требования экологического законодательства.

2. Требовать необходимые материалы для осуществления проверки.

3. В пределах своих полномочий составлять протоколы в административных правонарушениях.

4. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законодательства.

5. Предъявлять иски по возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Обязанности :

1. Соблюдать.

2. Пресекать.

Экологический контроль включает 2 вида:

1. Производственный .

Производственный экологический контроль осуществляется экологопользователями самостоятельно. В этих целях ими организуются или могут организовываться экологические службы, экологические отделы или назначаются ответственные должностные лица по охране окружающей среды в организации. Данные производственного экологического контроля должны передаваться органу, осуществляющему государственный экологический надзор в соответствующей сфере.

2. Общественный .

Общественный экологический контроль осуществляется гражданами или их общественными объединениями, в целях обеспечения право на благоприятную окружающую природную среду.


Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность в экологическом праве рассматривается в нескольких аспектах :

1. Мера, обеспечиваемая государственным принуждением.

2. Правоотношения между лицом, нарушившим экологическое законодательство и уполномоченным субъектом на привлечение его к ответственности.

3. Комплексный институт, включающий нормы различных отраслей в соответствии со статьей 75 ФЗ «об охране окружающей среды» лицо, допустившее нарушение экологического законодательства может быть привлечено к административной, уголовной, дисциплинарной или имущественной ответственности (под имущественной ответственностью понимается гражданско-правовая).

Системообразующим критерием данного института выступает экологическое правонарушение.

Основание привлечения субъекта к гражданско-правовой (имущественной) ответственности являются:

1. Причинение вреда окружающей природной среде или ее компонентам.

2. Причинение вреда здоровью человека в результате негативного воздействия на окружающую природную среду.

3. Причинение ущерба имуществу физических или юридических лиц экологическим правонарушением.

Условиями привлечения лица к гражданско-правовой ответственности являются:

1. Установления факта причинения вреда или ущерба

2. Установление вины субъекта причинившего вред/ущерб (в случае причинения вреда или ущерба источником повышенной опасности данное условие не требуется)

3. Причинно-следственная связь

4. Определение размера причиненного вреда или ущерба

Особенностью определения размера вреда, причиненного окружающей природной среде и ее компонентам, является использование утвержденных в установленном порядке такс или методик.

Таксовый способ применяется в отношении древесно-кустарниковой растительности и объектов животного мира. Методики в отношении водных объектов, атмосферного воздуха и земель.

Таксы могут выражаться в конкретной сумме или иметь определенный эквивалент.

Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде могут быть заявлены в судебные органы в течение 20 лет со дня его причинения. Это самый большой регламентированный срок исковой давности.

При отсутствии утвержденных такс или методик размер причиненного вреда определяется исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления качества нарушенных объектов.

Основанием привлечения субъекта к уголовной ответственности в экологическом праве является осуществление им экологического преступления - это деяния, совершенного деликтоспособным физическим лицом, достигшим 16 лет, нарушающим правила охраны окружающей среды и природопользования, за которое Уголовным Кодексом установлена уголовная ответственность.

Глава 26 УК РФ посвящена экологическим преступлениям, к числу которых относятся: нарушения правил охоты, загрязнение вод, атмосферы, нарушение правил использования и охраны недр, нарушение правил лесопользования, соблюдение противопожарного режима безопасности в лесах.

Состав экологического преступления в общем виде включает следующие элементы :

1. Субъект - физическое лицо 16 лет.

2. Объект - то на что направлено неправомерное посягательство - общественное отношение по охране окружающей среды, ее компонентов и обеспечение экологической безопасности человека.

3. Субъективная сторона - форма вины: умышленная и неосторожная.

4. Объективная сторона включает деяние (действие /бездействие), причинно-следственная связь, наступивший отрицательный результат (ущерб, причиненный природным объектам).

Как правило, при квалификации деяния как уголовно наказуемого в расчет принимается размер причиненного ущерба, он должен быть крупным, существенным, значительным или влечь тяжкие последствия.

В случае затруднения определения размера причиненного ущерба, его критериев необходимо руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда от 18.10.2012 года по практике применения законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Основанием привлечения субъекта к административной ответственности в экологическом праве является совершение им административного экологического правонарушения, под которым пронимается действие/бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, нарушающее правила охраны природы и природопользования, за которое КоАПом или законами субъектов об административной ответственности установлена административная ответственность.

Основная масса состава административных экологических правонарушений содержится в главе 8 и 10 КоАПа РФ.

К числу административно наказуемых деяний относятся:

Нарушения в области законодательства об экологической экспертизе

Нарушение правил охраны атмосферного воздуха водных объектов, незаконная охота, заготовка древесины

К административной ответственности привлекаются физические или юридические лица, как правило, размер вреда является не значительным или не крупным или причиненный вред-ущерб полностью отсутствует (формальный состав).

Юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если должно и могло обеспечить соблюдение требований экологического законодательства, но не предприняло всех зависящих от него мер.

За экологические правонарушения лицо также может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Основанием является дисциплинарный проступок, совершенный работником, трудовую функцию которого составляют обязанности по охране окружающей среды, к соблюдению требований экологического законодательства.

Сроки привлечения: в течение 1 месяца со дня обнаружения работодателем дисциплинарного проступка или в течение 6 месяцев со дня его совершения.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

Государственные природные заповедники

Государственные природные заказники

Национальные и природные парки

Памятники природы

Дендрологические парки и ботанические сады

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права - некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники - это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

3. Рекреационная зона (палатки, лагеря, стоянки, объекты туристского сервиса)

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие, виды и задачи экологического контроля

2. Государственный экологический контроль

3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

1. Понятие, виды и задачи экологического контроля

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор . Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан. При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

2. Государственный экологический контроль

Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный – органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них – законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.

Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов.

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ, представительными органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный специальный (надведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

Министерство природных ресурсов РФ;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. К специфическим способам осуществления предупредительного экологического контроля относится также проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству (ст. 80 ВК РФ).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды».

Помимо специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены функциональные министерства и ведомства. Так, например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ. Минсельхозпрод России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует: целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств; работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Должностные лица органов государственного экологического контроляимеют право в установленном порядке :

посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необ­ходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;

привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Важным видом государственного экологического контроля является экологический мониторинг. Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства. Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.

3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль

Сущностьведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, – прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями о центральных государственных органах. Ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной окружающей среды.

Сферой производственного экологического контроляслужит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, – руководитель.

С учетом высокой общественной опасности некорректного обращения с радиоактивными веществами названный Федеральный закон наделяет должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, правом приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям. Сотрудничество органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля – важный резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях.

С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффективностью реализации государством экологической функции, в российском праве окружающей среды остро стоит проблема разработки и осуществления современной концепции общественного экологического контроля.

В формируемом правовом механизме взаимодействия общества и природы имеется существенный сдвиг в направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.

В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд, затрагивающих интересы населения. Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологический контроль в России проводится в форме государственного, производственного, ведомственного и общественного контроля.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.

Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.
  2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005.
  3. Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. М., 1999.
  4. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2004

Государственный экологический надзор представляет собой деятельность специальных органов. Она направлена на проверку выполнения предписаний законодательства в сфере охраны природы. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется государственный экологический надзор.

Общие сведения

Ключевой организацией, осуществляющей проверку законодательных предписаний в сфере охраны природы, выступает Федеральная служба по экологическому надзору. На региональном уровне данная деятельность относится к компетенции исполнительных структур субъектов и территориальных подразделений. Объекты экологического надзора утверждаются правительственным постановлением. В перечень, в числе прочего, входят энергетические комплексы, особо ценные природные территории, а также инфраструктура, обеспечивающая оборону страны.

Виды проверок

Экологический контроль осуществляется планово и внепланово. В первом случае проверки выполняются по предварительно утвержденному графику. В соответствии с общим правилом, такой экологический контроль проводится не чаще 1 раза за три года. Внеплановая проверка выполняется при наличии конкретных оснований. К примеру, это может быть сообщение в СМИ о нарушении в сфере охраны природы. Кроме этого, в ходе внеплановых мероприятий уполномоченные лица устанавливают, выполняются ли требования а также предписания, полученные по результатам предыдущих проверок.

Права инспекторов

Непосредственный экологический надзор осуществляют должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. В рамках своей компетенции они наделяются правами, позволяющими им реализовывать обязанности. В частности, инспекторы могут:

  1. Беспрепятственно посещать объекты для проведения проверок соблюдения предписаний экологического законодательства.
  2. Запрашивать материалы, необходимые для инспекции.
  3. Составлять протоколы об административных нарушениях в пределах своих полномочий.
  4. Привлекать к ответственности субъектов, не выполняющих предписания закона.
  5. Предъявлять исковые заявления о компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде.

Производственный и общественный экологический надзор

Экономические субъекты могут проводить проверки самостоятельно. Для этого им необходимо сформировать соответствующую службу либо отдел или назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение соблюдения предписаний по на предприятии. Результаты производственных проверок должны передаваться органу, уполномоченному проводить экологический надзор. Общественные инспекции выполняются гражданами и их объединениями. Таким образом, реализуется право на благоприятную среду проживания.

Привлечение субъектов к ответственности

В качестве оснований для применения санкций выступают:

  1. Нанесение вреда природе либо ее компонентам.
  2. Причинение ущерба здоровью граждан вследствие негативного воздействия на среду проживания.
  3. Нанесение вреда имуществу организаций и физлиц

В качестве условий для привлечения лиц к ответственности выступают:

  1. Выявление факта нанесения вреда.
  2. Установление вины лица, причинившего ущерб. Если вред возник от источника повышенной опасности, выполнение этого условия не требуется.
  3. Определение размера ущерба, причиненного правонарушением.
  4. Установление причинно-следственных связей между вредом и действиями субъектов.

Специфика нарушений

Субъектом, который может быть привлечен к ответственности в случае установления его вины, может быть гражданин в возрасте от 16 л. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в экологической сфере. Субъективная сторона предусматривает неосторожную и умышленную вину. Наказания за экологические преступления установлены в гл. 26 УК РФ. Кроме этого, законодательство предусматривает административную ответственность. Она определена в главах 8 и 10 КоАП. К административной ответственности могут быть привлечены как юрлица, так и граждане. К деяниям, попадающим под действие КоАП, относят нарушения:


Особо охраняемые местности

К основным видам таких территорий относят:

  1. Природные заповедники и заказники.
  2. Национальные и
  3. Памятники природы.
  4. Ботанические сады.
  5. Лечебно-оздоровительные территории и курорты.

Экологический надзор направлен на обеспечение сохранности указанных местностей, обобщения информации о них. В ходе проверок выявляются случаи ненадлежащего использования естественных комплексов, устанавливается необходимость проведения восстановительных работ.

Атомный надзор

Он выполняется в соответствии с действующими нормативными документами, утвержденными Правительством. В качестве уполномоченной организации выступает Ростехнадзор. В его компетенцию, в числе прочего, входит инспектирование строительства. Указанный орган проводит проверку деятельности всех ядерных и прочих объектов, получающих либо использующих источники ионизирующего излучения. Кроме этого, инспекция отвечает за соблюдение международных норм по обращению с радиоактивными и ядерными материалами. В рамках своей деятельности Ростехнадзор проверяет выполнение правил использования атомной энергии.

Важные условия

Субъекты, эксплуатирующие атомные установки, обязаны соблюдать не только предписания основных правовых актов, но и строительные нормы. Правила должны соблюдаться уже на этапе проектирования. Строительство атомных установок осуществляется только по согласованию с Ростехнадзором. Эксплуатирующие субъекты должны понимать, что даже незначительное отступление от правил может вызвать серьезные последствия.

Дополнительно

Ростехнадзор в своей деятельности опирается на положения федерального законодательства, СНиПы и прочие нормативные акты. В рабочем порядке регулярно организуются совещания, собрания. Они проводятся как на территории РФ, так и за рубежом. Надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется на всех стадиях деятельности инспектируемых субъектов. Тщательной проверке подвергается инфраструктура установок, устанавливается наличие соответствующей обеспечивается при транспортировке, хранении, использовании и последующей утилизации, а также переработке и добыче соответствующих руд и материалов. Особое внимание инспекция уделяет процессу эксплуатации установок, на которых применяются источники ионизирующего излучения. Каждый вид надзорной деятельности регламентируется нормативными документами, приказами, законами. Без надлежащего инспектирования промышленные предприятия, занятые в этой сфере, не могли бы функционировать, не причиняя ущерба природе.

Заключение

В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. В каждой стране вырабатывается стратегия обеспечения На законодательном уровне создаются нормы, предписания, вводится ответственность. При этом требования экологической безопасности регулярно пересматриваются и адаптируются к условиям современности. Реализация предписаний является обязательной для всех экономических субъектов и граждан. При этом в стране действует специальная инспекция, осуществляющая надзор за соблюдением экологических норм. Полномочия этой инстанции достаточно широкие. Вместе с этим должностные лица, которые непосредственно выполняют контрольные мероприятия, наделяются обязанностями. В частности, они должны действовать строго по установленным правилам, не выступая за пределы своей компетенции. Инспекторы обязаны своевременно выявлять и пресекать нарушения экологического законодательства.

Проверки должны осуществляться на всех уровнях. Поэтому в регионах, а также МО действуют подразделения федеральной службы по экологическому надзору. Законодательство допускает проведение собственных внутренних проверок на предприятиях. В ходе них может пересматриваться техническая и иная документация, связанная с обеспечением защиты окружающей среды от вредных выбросов или иного негативного влияния.



Просмотров